план дмитриевского собора во владимире
План дмитриевского собора во владимире
Вопросы первоначального вида и датировки
Дмитриевского собора во Владимире
Рис. 85. Дмитриевский собор во Владимире. Общий вид.
Рис. 86. Дмитриевский собор во Владимире. План.
Перейдем к вопросам датировки галерей-папертей с лестничными башнями, видимых на многих изображениях храма первой половины XIX века 7 (рис. 87 и 88) и разобранных при реставрации конца 1830-х годов 8 (в дальнейшем будем обобщенно называть их галереями).
Рис. 87. Дмитриевский собор в 1834 году. Рисунок Ф.Дмитриева.
Рис. 88. Дмитриевский собор в 1830-х годах. Чертеж Ф.Рихтера.
Но принять позицию указанных исследователей нам мешают те же проблемы, с которыми мы сталкивались при рассмотрении церквей Рождества Богородицы в Боголюбове (гл. 7) и Покрова на Нерли (гл. 8):
– отсутствие перевязки стен галерей со стенами Дмитриевского собора 18 ;
– наличие полностью завершенного аркатурно-колончатого пояса в местах примыкания пристроек к стенам собора.
На самом деле, вероятно, имела место ситуация, которую мы видели при изучении процесса строительства притворов собора Рождества Богородицы в Суздале (гл. 3) и галерей церкви Покрова на Нерли (гл. 8): как это часто бывало с постройками, пользовавшимися пристальным вниманием правителей, замысел строителей Дмитриевского собора несколько раз менялся по ходу реализации.
Скорее всего, имели место примерно следующие этапы:
1. Вначале храм задумывался его строителями с галереями, которые должны был соединять храм с дворцовым комплексом.
2. Заложив фундаменты, строители отказались от возведения галерей. Возможно, они поняли, что храм с галереями терял «устремленность вверх», которой, как мы показали в начале этой главы, придавалось большое значение. К тому же, как мы видели выше, часть дворцовых построек в связи со строительством собора была снесена.
3. Строительство галерей, соответственно, было остановлено, а собор продолжал строиться.
4. Поскольку храм строился как отдельностоящее здание, он был украшен скульптурным декором и аркатурно-колончатыми поясами со всех сторон. В связи с этим мы обязаны признать, что современный облик храма достаточно адекватно отражает его первоначальный вид, а логика древнерусских мастеров не отличалась от современной: вытесывая декор, они еще не знали, будут ли вообще у храма галереи.
5. Затем к храму пристроили некую лестницу для входа на хоры. Возможно, переход на хоры имел вид мостика, перекинутого с одного из соседних дворцовых зданий.
6. Позднее на ранее построенных фундаментах все же были возведены галереи. Определенный временной промежуток между возведением собора и пристроек подтверждается фактом, отмеченным в XIX веке Губернской строительной комиссией и послужившим одной из причин сноса галерей как «поздних» 21 : на северной стене собора под лестничной башней были найдены обгоревшие камни. Вероятно, пока храм стоял в своем первоначальном виде – без галерей, – неподалеку от него имел место большой городской пожар.
О том, насколько длительным был этот временной промежуток и следы какого именно пожара видны на стенах, мы подробно поговорим чуть ниже, а сейчас лишь констатируем, что в течение некоторого времени Дмитриевский собор был отдельностоящим зданием и не имел никаких пристроек. Для того, чтобы датировать его галереи, необходимо рассмотреть вопросы датировки самого собора.
– отсутствие упоминания собора в летописных сообщениях о пожаре 1193 года, когда от огня был спасен княжеский двор 23 ;
– упоминание о соборе как о существовавшем в 1197 году (туда была поставлена привезенная из Солуни реликвия) 24 ;
Соответственно, исследователь датировал храм 1994–1197 годами, и эта дата надолго закрепилась в научной и популярной литературе.
Однако все аргументы в пользу датировки Дмитриевского собора 1194–1197 годами весьма сомнительны:
– если бы княжеский двор в 1193 году сгорел, упоминание летописца о «погоревшем» соборе было бы весьма вероятным. Но двор как раз уцелел, и перечислять уцелевшие постройки было бы абсолютно неоправданно;
– связывать начало строительства собора с рождением княжича Дмитрия вряд ли правомерно, так как Дмитрием звали в крещении и самого Всеволода Большое Гнездо, а практика посвящения храмов в честь тезоименитого святого самого ктитора в Древней Руси была распространена несравненно шире, чем в честь новорожденных сыновей. В данном случае это подтверждается и сообщением I Новгородской летописи, на которое обратила внимание Т.П.Тимофеева: « Постави церковь камену на своем дворе св. Дмитрия, в свое имя» 26 ;
Таким образом, единственно возможной датой собора по С.Г.Строганову и Н.Н.Воронину могло бы быть «не позднее 1197 года».
Таким образом, по мнению П.Л.Зыкова, первым белокаменным строительством Всеволода фактически был не Успенский, а Дмитриевский собор. Эта позиция претендует на существенную коррекцию устоявшихся взглядов на развитие домонгольского зодчества Северо-Восточной Руси, но вряд ли она справедлива.
Во-первых, «Летописец владимирского Успенского собора» говорит о том, что храм в 1191 году был «поставлен», – а то, что в погодном летописании термин «поставить» чаще всего означал строительство в течение одного года, и что за один строительный сезон возводились многие храмы подобного масштаба, мы показывали в гл. 4.
Во-вторых, абсолютно неправомерно утверждать, что Дмитриевский собор должен был бы строиться так же долго, как Рождественский. Одно дело – дворцовый храм великого князя, и совсем другое – собор монастыря. Нет никакого сомнения, что средств на строительство последнего отпускалось гораздо меньше (косвенным подтверждением этой позиции является неаккуратно разбитый план Рождественского собора 37 ).
Таким образом, мы датируем возведение основного объема Дмитриевского собора 1191 годом (хотя и не исключаем, что строительство могло начаться несколько раньше, как полагала Т.П.Тимофеева 38 ).
Значит, мы обязаны относить следы пожара на стенах Дмитриевского собора либо к 1193, либо к 1199 году.
После одного из этих пожаров храм начали обстраивать галереями, весьма полезными в целях расширения и утепления собора. Мы полагаем, что такая перестройка началась не после 1193, а после 1199 года, так как при пожаре 1193 года дворец великого князя уцелел. Маловероятно и то, что «парадный» облик Дмитриевского собора всего за два года «примелькался» настолько, что его начали обстраивать галереями.
А после пожара 1199 года строительство галерей вполне могло начаться. Эта ситуация – постепенное «обрастание» храмов утилитарными пристройками – для древнерусского зодчества видится абсолютно типичной.
Следовательно, мы обязаны датировать галереи не ранее 1199 года и полагать, что современный облик шедевра древнерусской архитектуры – Дмитриевского собора во Владимире – в целом соответствует первоначальному.
Все материалы, размещенные на сайте, охраняются авторским правом.
Любое воспроизведение без ссылки на автора и сайт запрещено.
Домонгольская красота Руси. Дмитриевский собор
Конечно, во Владимир все едут в первую очередь, чтобы поглазеть на фрески Успенского собора, постоять около него на круче над Клязьмой, потом съездить в Боголюбово, а дальше туристов везут в Суздаль. Дмитриевский собор слишком активным вниманием обделен, а совершенно напрасно. Потому что, конечно, Успенский собор – это Андрей Рублев и Даниил Черный, это мощи Александра Невского и Андрея Боголюбского и еще многих князей и епископов. Зато Дмитриевский собор – это домонгольская Русь. Такая, какой она была, без дальнейших переделок и перестроек.
Как считается, Дмитриевский собор был построен как домовая церковь княжеской семьи. Потому и Дмитриевский – в честь святого Дмитрия Солунского. Ведь собор этот построили по заказу Всеволода Большое Гнездо, а он по крестильному имени – Дмитрий. Кстати, в соборе имелась икона Дмитрия Солунского.
Теперь она хранится в московских музеях, в Дмитриевском соборе – копия. Но когда вы будете смотреть на эту копию, то вспомните, что есть довольно большая вероятность того, что это – портрет Всеволода Большое Гнездо, так как оригинальная икона была написана как раз во время его правления.
Да и на самом соборе, среди большого количества элементов белокаменной резьбы, а Дмитриевский собор в плане белокаменной домонгольской резьбы один из самых впечатляющих, есть вырезанное изображение Всеволода и его сыновей – Константина, Юрия, Ярослава, Владимира. На руках Всеволод видимо держит своего младшего сына – князя Святослава, который потом будет править в городке Юрьев Польский, где тоже стоит Столп Земли – один из сохранившихся до нашего времени домонгольских соборов. Ну а Ярослав – это отец Александра Невского, сами понимаете, очень знаковая фигура нашей истории.
Резьба на Дмитриевском соборе, конечно, очень впечатляет своим разнообразием и интересным подходом. Тут вам и Александр Македонский, и львы, и царь Давид со славянскими гуслями. Христианские каноны вместе со славянскими легендами далеко залесской стороны.
Жалко мы не знаем и никогда не узнаем, кто конкретно строил этот собор. Мы даже наверняка не знаем, принимал ли участие в постройке тот безвестный архитектор с севера Италии, присланный германским императором Фридрихом Барбароссой далекому другу из Гардарики Андрею Боголюбскому. Скорее всего, нет, потому что Успенский собор и церковь Покрова на Нерли, построенные европейским архитектором, возвели намного раньше Дмитриевского собора. А этот одноглавый собор, скорее всего, возводили его русские ученики, артель, научившаяся каменному строительству у мастера, имя которого так и осталось в глубине веков.
Этот собор прекрасен. Несмотря на то, что внутри почти не сохранилось старых фресок, только отдельные элементы, он все равно впечатляет. Своей белокаменной резьбой, своей основательной солидностью. Тем, что стоит века, несмотря на нашествия, перемены, невзгоды, смены династий и политического строя. И будет стоять дальше, основательно вросший во владимирскую землю, тоже недалеко от обрыва над бегущей внизу Клязьмой.
Будете во Владимире, пойдете смотреть Успенский собор, не забудьте, что рядом, совсем недалеко есть еще и Дмитриевский. Который не менее уникален и интересен и тоже стоит памятником Древнерусскому государству – домонгольской эпохе страны городов Гардарики.
Владимир. Дмитриевский собор
Точной даты постройки Дмитриевского собора летописи не сообщают. Собор этот упомянут лишь в перечне построек князя Всеволода: «Созда церковь прекрасну на дворе своем святаго мученика Дмитрия» [ЛЛ, 6720], «постави церковь камену на своем дворе святого Дмитрия, в свое имя» [НПЛ; в перечне — «а се князи русьстии»]. В более поздней летописи добавлено: «Чюдно велми, иже бе извну камень той около всея церкви резан, и връх ея позлати» [ПСРЛ, VII, 6720]. «Летописец» XVII—XVIII вв. приводит точную дату постройки — 1191 г. [Шилов А. А. Описание рукописей. — В кн.: Летопись занятий Археографической комиссии за 1909 г. СПб., 1909, вып. 22, с. 58], но большинство исследователей полагают, что собор был построен между 1193 и 1197 гг. Собор пострадал во время пожаров в XVI и XVIII вв. В начале XIX в. на нем была сделана четырехскатная крыша, замененная, однако, вскоре на позакомарную. В 1837—1839 гг. исполнена «реставрация» здания, лишившая его многих интересных частей. Первое серьезное исследование относится к 1849 г. (С. Г. Строганов), после чего собор многократно обмеряли и изучали. В настоящее время памятник полностью реставрирован (1941—1952 гг., А. В. Столетов).
Собор представляет собой одноглавый четырехстолпный трехапсидный храм (табл. 9). Его ширина 14.8 м, общая длина около 19.4 м, азимут 60°. Столбы крестчатые; на внутренних стенах им отвечают плоские лопатки, а на наружных — пучковые пилястры с тонкими полуколонками. Колонки угловых пилястр далеко выдвинуты по диагонали от тела здания. Толщина стен от 1.12 до 1.23 м. Размер подкупольного пространства вдоль храма 5.3—5.35 м, поперек — 5—5.04 м (по И. А. Столетову — 4.88X5.22 м). Наружная высота до верха центральных закомар фасадов 17.26 м, до верха купола — 29.65 м, общая высота с крестом 34.04 м. Изнутри храма высота от уровня пола до вершины купола несколько более 27.2 м.
По фасадам храма проходит аркатурно-колончатый пояс, колонки которого опираются на резные кронштейны. Такой же пояс украшает верх апсид, но здесь каждая третья колонка опускается вниз до цоколя здания. Ниже профилированного цоколя над уровнем земли возвышались еще 2 ряда камней кладки. Нижняя часть стен, до аркатурно-колончатого пояса, не имеет декоративных элементов, а сам пояс и стены выше пояса богато убраны резьбой. В восточной закомаре северной стены размещена барельефная композиция, изображающая, по-видимому, князя Всеволода и его сыновей. Резьба обильно покрывает восьмиоконный барабан главы, архивольты и капители перспективных порталов. В каждом членении фасадов выше аркатурно-колончатого пояса расположено по одному высокому узкому окну со сложнопрофилированными откосами; 3 таких же окна помещены на центральной апсиде, по одному — на боковых. В боковых пряслах западного фасада в первом ярусе находятся невысокие окна, освещающие пространство под хорами. В соборе имеются хоры, занимающие западную треть здания. Они опираются на цилиндрические своды, направленные осями вдоль здания (т. е. по линии 3—В). Все угловые членения сводов храма повернуты осями так же. Барабан главы, наружный диаметр которого равен 6.8 м, опирается на квадратное основание, выступающее над сводами.
Стены и столбы собора сложены из хорошо отесанных блоков плотного известняка с забутовкой внутренней части туфом на растворе. Каменные блоки имеют размер 34—45X40—65 см (чаще 40— 48 см), а в столбах они крупнее — до 55 X 80 см. Перевязка швов выдержана не везде. Арки и паруса тоже сложены из тесаных камней, а своды — из пористого известково-туфового камня. Пазухи сводов заполнены околами туфа и слабо пролиты раствором. В стенах отмечены 2 яруса связей из дубовых брусьев квадратного сечения со сторонами от 20 до 21 см. Связи эти проходили и внутри здания, перекрещиваясь в его столбах. В местах пере¬сечения они скреплялись железными штырями.
Рис. 13. Владимир. Дмитриевский собор. Реконструкция плана храма с галереями.
Верхний ярус связей размещался в уровне пят подпружных арок, нижний — в уровне пола хор. В пяты арок под хорами и подпружных арок вставлены камни с резными изображениями парных львов. Весь интерьер был расписан фресками, которые частично сохранились на сводах под хорами в центральном и южном нефах, а также в барабане.
Фундамент в верхней части сложен из грубо отесанных камней, а ниже — из булыжников и туфового лома на известковом растворе с примесью песка. Глубина фундамента 1.05 м, ширина его значительно больше ширины стен; это создает перед цоколем выступ шириной 68 см.
Кровля была покрыта свинцовыми листами, а купол — золоченой медью. На куполе сохранился первоначальный крест высотой (с яблоком) 4.39 м, шириной 2.76 м; он окован прорезной золоченой медью по железному каркасу. На кресте — фигурка голубя (подлинная, выкованная из меди и позолоченная), вращающаяся на стержне. При ремонте обнаружены древние каменные водометы, не имеющие резьбы.
Судя по рисункам и чертежам, исполненным до «реставрации» начала XIX в., собор имел пристройки (рис. 13). С трех сторон к нему примыкали галереи шириной 3.1 м. Гелереи эти были одноэтажными, а 2 западных членения северной и южной частей представляли собой двухэтажные башнеобразные постройки; в крайних западных членениях размещались лестницы, а во вторых с запада — переходы из лестничных башен на хоры. В западных членениях северной и южной стен самого собора при реставрационных работах удалось обнаружить следы дверей — входов на хоры, заложенных и превращенных в окна при «реставрации» начала XIX в. Галереи и башнеобразные пристройки были сложены из тесаного камня и украшены резьбой, близкой, по-видимому, декоративному убранству собора. Однако все закомары пристроек, в отличие от закомар самого собора, имели килевидные очертания. Фундамент галерей был сложен из плит необработанного камня в несколько более небрежной манере, чем фундамент основного здания.
Галереи были пристроены к собору без перевязи и закрывали профилировку его фасадов и их резное убранство. Судя по стратиграфии шурфов, заложенных в 1945 г. (Н. Н. Воронин), галереи и башни одновременны основному зданию или построены немного позже. Некоторые исследователи полагали, что галереи и угловые башни были возведены примерно в 1220 г. (С. М. Новаковская) или в 30-е гг. XIII в., после того как при пожаре 1229 г. сгорели существовавшие здесь до этого деревянные переходы (А. В. Столетов). Остаются разногласия и о форме пристроек. Так, возможно, что вдоль западного фасада галереи не было, а имелся только притвор перед западным порталом. Не вполне ясно и первоначальное решение юго-западного угла пристроек.
В раскопе к северу от собора были найдены белокаменные обломки и известь, а к югу — обломки древних кирпичей (толщина 4—4.7 см, ширина 16.3 см) со знаками на торцах и поливные керамические плитки. Эти строительные материалы, вероятно, происходят от зданий, входивших в комплекс княжеского дворца.
Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси, т. 1, с. 396—437; Казаринова В. И. Архитектура Дмитриевского собора во Владимире. — В кн.: Памятники русской архитектуры. М., 1959; Столетов А. В. 1) Инженерное укрепление и реставрация Дмитриевского собора во Владимире. — В кн.: Практика реставрационных работ. М., 1958, сб. 2, с. 35—62; 2) К истории архитектурных форм Дмитриевского собора в городе Владимире. — В кн.: Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. М., 1975, вып. 3, с. 114—156; Вагнер Г. К. 1) Скульптура Древней Руси, с. 231—415; 2) Об открытии резных надписей среди фасадной скульптуры Дмитриевского собора во Владимире.— СА, 1976, № 1, с. 270—272; Сычев Н. П. К истории росписи Дмитриевского собора во Владимире. — В кн.: Памятники культуры. М., 1959. т. 1, с. 143—177; Фрески Дмитриевского собора. Текст В. Плугина. Л., 1974. (Сер. Публикация одного памятника); Новаковская С. М. 1) К вопросу о поздних рельефах в резьбе Дмитриевского собора во Владимире. — СА, 1978, № 4, с. 128—141; 2) Дмитриевский собор во Владимире. Поздние рельефы второго яруса и барабана. — СА, 1979, № 4, с. 112—125; 3) К вопросу о галереях белокаменных соборов Владимирской земли. — КСИА, 1981, вып. 164, с. 47—51.
Дмитровский Собор во Владимире. Описание, история строительства, дата основания, адрес
Одним из самых выразительных и лаконичных памятников древнерусской архитектуры по праву можно назвать Дмитровский собор на улице Большая Московская, дом 60, во Владимире.
История строительства
Построили собор по приказу князя Всеволода III в период наивысшего могущества и расцвета Владимиро-Суздалсьского княжества как домашний храм за глухой белокаменной оградой на великокняжеском дворе.
Прозвище Большое гнездо он получил за свою большую семью и многодетность: всего у него было 12 детей. К началу строительства домашней церкви в княжеской семье родился сын Дмитрий. Этим же именем при крещении наречен и сам князь. В честь великого христианского мученика Дмитрия Солунского, своего небесного покровителя, он и воздвиг белокаменную церковь в самом конце XII века.
Дмитровский собор во Владимире, по мнению историков и археологов, был построен русскими зодчими в период с 1194 по 1197 годов из белого мягкого камня — известняка. Искусная орнаментальная резьба, украшающая фасады этого величественного здания, послужила поводом для прижившегося эпитета «белокаменная поэма».
В 1237 году собор подвергся нападению хана Батыя и был разграблен и подожжен татаро-монгольскими завоевателями.
В период с середины XVI по XVIII века храму пришлось пережить еще три опустошительных пожара, но каждый раз его удавалось восстановить, хотя и с частичной утратой древних декоративных элементов.
В период правления Ивана Грозного церковь достраивается двумя пределами: на севере в честь Святого Николая Чудотворца и Усекновения главы Иоанна Предтечи с юга, с западной стороны устроили обширную паперть.
В начале XIX века собор подвергся очередному серьезному ремонту с реконструкцией. Над древним пределом надстраивается колокольня, с запада пристраивается крыльцо. Чуть позже произвели полную замену деревянной древней кровли на железную. Обновили и вызолотили иконостас.
А к концу века в храм провели отопление по специальным каналам и трубам от духовой печи в сторожке. Это позволило проводить круглогодичные богослужения и оказало благотворное влияние на сохранность фресок.
Дмитровский собор во Владимире был передан в ведение музея почти сразу после революции, и надолго прекратил богослужебную жизнь.
Архитектура
В архитектурном плане собор отличается композиционной ясностью, представлен византийским типом, четырехстолпный, с тремя полукруглыми апсидами с восточной стороны.
Глава собора одна, шлемовидной формы, на высоком барабане, увенчанная шаром с 4-конечным золоченым крестом с голубем наверху. Данная форма купола является одной из примет древнерусского зодчества до XVI века.
Из романской архитектуры в храме заимствованы следующие элементы:
Собор имеет небольшие размеры. Первоначально это была домовая церковь для князя и его семьи, окруженная длинными галереями и лестницами, соединяющаяся с княжескими покоями.
Белокаменная резьба
Дмитровский собор знаменит своей уникальной каменной резьбой, созданной лучшими русскими и сербскими мастерами того времени, собранными во Владимире.
Сегодняшнему человеку не до конца понятен смысл многих узорчатых образов и символов. Более шестисот резных каменных изображений складываются в замысловатые картины христианского мира вперемешку с языческими мифами и литературными героями.
Предполагается, что изначальной идеей скульптурного оформления собора была тема власти: Александр Македонский, царь Давид, фигуры Великих князей и их сыновей.
Под каждой из фигур вырезаны реальные и фантастические растения и животные:
Западные стены украшают три рельефа со стилизованными иллюстрациями подвигов Геракла. Есть изображения библейского богатыря Самсона.
Главные скульптурные композиции посвящены пророку, музыканту и псалмопевцу царю Давиду — прообразу Христа. Новозаветную тему поддерживают и образы целого ряда древних христианских святых в узорных медальонах, но вырезаны они гораздо позже, в XIX веке. Выглядят они более примитивно и грубо.
Рельефы на западной стене с фигурами сидящих святых аутентичны, сняты с разрушенных башен при реконструкции. Их отличает особенная графичность и декоративность.
Среди наиболее известных и узнаваемых святых можно отметить:
Северный фасад сохранил изображения самого князя Всеволода, создателя собора, со своими сыновьями и младшим Дмитрием на коленях.
Необходимо особо отметить композиционное разнообразие каменных рельефов: от сцен битвы с воинственными всадниками, грозными хищниками и кровопролитной борьбы до райских видений и восхваляющих Господа иллюстраций текстов псалмов. Камни очень отличаются манерой исполнения.
Отмечаются два основных типа резьбы в уборе собора:
Большая часть декоративных каменных барельефов дошла до нас в первозданной красоте, часть резьбы заменили во время реставрации Дмитровского собора мастерами и сотрудниками музея во Владимире.
Декор фасадов
В белокаменном резном убранстве стен собора четко прослеживается строгий ритм и четкость ярусов:
Вертикальные пилястры членят фасад и подчиняют резной декор архитектурной конструктивной целостности.
Отличительной декоративной чертой можно отметить строчность и орнаментальность упорядоченной резьбы собора с его архитектурой. Стилистическое переосмысление образов владимирскими резчиками создало неповторимость и своеобразие русского скульптурного убранства фасадов здания.
Фрески
Внутреннее убранство церкви практически не сохранилось. Главной достопримечательностью на сегодняшний день являются открытые в 1918 году драгоценные фрески XII века. Эти фрагментарные остатки уникальной росписи на тему Страшного суда располагаются в западной части собора.
В среднем своде изображение главных двенадцати апостолов, восседающих на престолах, с ангельским воинством Христовым позади. Лица апостолов узнаваемы, отмечены портретным сходством, отличаются строгостью и индивидуальностью письма.
Угловой юго-западный свод занимает роспись итога Страшного суда – введение праведников в райские обители первым верховным апостолом Петром, с трубящими грозными ангелами. Особое очарование придает изображение Богоматери на троне и ветхозаветных праведников: Авраама, Исаака и Иакова в причудливом райском саду.
Изысканности внутренней росписи художники добиваются с помощью нежных красок и перламутровых полутонов.
Серьезный анализ характерных черт стиля росписи выявляет работу как минимум двух мастеров:
Художественной манере свойственна орнаментальность и графичность, что сближает ее с наружной узорчатой резьбой собора. Искусное сочетание впечатлений от живой природы и мифологической замысловатости создает поэтическое изображение райских картин и возвышенное духовное настроение.
Внутреннее убранство
Дмитровский собор во Владимире не смог сохранить свое внутреннее убранство во всей своей первозданной красоте в связи с недобросовестностью работы реставраторов.
Но пустота внутри храма только подчеркивает строгость и торжественность его интерьеров, оттеняют простор и высоту сводов, а также четкий спокойный ритм арок.
Также к внутреннему убранству относится великолепнейшая роспись собора, сохранившаяся до наших дней лишь небольшой частью древнейших фресок. Трудно вообразить грандиозность впечатления, которое производил полностью расписанный первозданный интерьер на посетителей храма.
Реликвии
Здание храма изначально задумано драгоценным ларцом — мощевиком для святых христианских реликвий.
По окончании строительства в 1197 году из Греции от базилики святого Дмитрия Солунского привезены во Владимир большая византийская икона на гробовой доске с изображением во весь рост и ковчег с частицей сорочки, пропитанной кровью святого мученика.
Но в XIV веке по приказанию московского князя Дмитрия икону перевозят в Москву в Успенский Собор Кремля, где она и находится до сегодняшнего дня, а во Владимир позже возвращается в виде копии.
Также можно отметить хранимый в соборе старинный четырехметровый крест, снятый с купола при реставрации в 2002 году.
История реставраций собора
Все вспомогательные сооружения демонтированы по приказу посетившего город в 1837 году царя Николая I. Эти работы нанесли непоправимый вред и чуть не стали причиной разрушения собора, так как сильно ослабили его конструкцию. Был причинен невосполнимый ущерб древнейшему облику всего храма: опущен пол, обновлен иконостас и лестницы на хоры, заново расписали стены.
Внутренние ремонтные работы привели почти к полной утрате древнейших фресок. Небольшие фрагменты их были чудом обнаружены в 1918 году комиссией сохранности памятников живописи, руководимой Игорем Грабарем.
Современным реставраторам пришлось приложить немало усилий для исправления грубейших ошибок своих предшественников. На последних этапах реставрационных работ в период 1999-2004 годов заменен купольный крест, установлены водосточные трубы и сделано защитное покрытие на каменных рельефах фасадов.
Внутри храма учеными создан благоприятный микроклимат для поддержания оптимальной влажности и температуры, необходимых для сохранности музейных экспонатов и уникальной фресковой живописи.
Как выглядит собор сегодня?
Дмитровский собор во Владимире на сегодняшний день является музейным заповедником, с 1992 года — охраняемым памятником культурного наследия ЮНЕСКО.
С советских времен церковные богослужения в храме не проводились до 2011 года, когда в престольный праздник была отслужена первая за 200 лет торжественная литургия.
Одно из немногих древнейших сооружений дошедших до наших дней, благодаря профессионализму современных реставраторов и ученых историков, сохранивших и восстановивших этот драгоценный образец древней русской архитектуры в уникальном виде.
Как добраться до Дмитриевского собора во Владимире?
Древнейший храм располагается в самом центре современного города. Хорошо знаком и любим каждому горожанину, который с удовольствием подскажет дорогу к нему.
Собор хорошо просматривается от любого из вокзалов. Всего за 15-20 минут можно дойти до него пешком. Для этого необходимо двигаться по Коммунальному спуску, а через два квартала и повернуть налево на Большую Московскую улицу.
Режим работы Дмитриевского собора
Четверг
Воскресенье
Касса прекращает работу за 30 минут до закрытия музея.
Стоимость билетов в Дмитровский собор
Дмитровский собор во Владимире доступен для посещения всем категориям — гражданам России и иностранным туристам:
Что можно увидеть внутри собора?
Внутри для обозрения доступна уникальная фресковая живопись работы выдающихся древних мастеров XII века. А также искусные украшения капители внутренних столбов белокаменной резьбой.
Икона святого мученика Дмитрия в Дмитровском соборе
Интерес представляет собой и копия древнейшей византийской иконы святого покровителя храма. Стоит обратить внимание и на старинные входные ворота с декоративными элементами.
В качестве музейных экспонатов представляют интерес следующие исторические объекты:
Умиротворенность и торжественное спокойствие пронизывает все внутреннее убранство собора, наполняющее пространство чистотой, светом и воздухом.
Владимиро-Суздальский музейный заповедник входит в большинство туристических маршрутов древнего русского зодчества и является одним из наиболее посещаемых федеральных музеев, занимая 6-е место в рейтинге.
По статистике на сегодняшний день Дмитровский собор посетило более миллиона туристов, десятой частью из которых стали иностранные гости города Владимира.
Оформление статьи: Владимир Великий