письменные практики сайт д кутузовой
Диалоги
Упражнения, основанные на диалогах с собой, другими людьми, физически не присутствующими в комнате, различными объектами и пр. достаточно распространены в разных направлениях психотерапии. В сфере работы с дневником упражнения-диалоги были подробно разработаны Айрой Прогоффом.
В книге «На дневниковом семинаре» Прогофф описывает такие виды диалогов, как «диалог с человеком», «диалог с проектом», «диалог с телом», «диалог с событием», «диалог с социальным движением» и «диалог с внутренней мудростью». Кэтлин Адамс добавила к этим видам диалогов еще «диалог с болью», «диалог с тем, что мешает писать», «диалог с работой моей мечты», «диалог с привычкой», «диалог с деньгами» и многое другое. В принципе, в диалог можно вступить с чем угодно, представив его существующим отдельно от вас и способным говорить.
Простейший способ провести диалог с чем-либо – это написать в своем дневнике:
Я: Здравствуй, Х! Мне бы хотелось поговорить с тобой сегодня. Ты хочешь со мной поговорить?
Х: Здравствуй! Я ждал (ждала, ждало) этой возможности. Давай поговорим. О чем?
Дальше вы формулируете свой вопрос или утверждение, и, записав его, обозначаете следующую реплику вашего собеседника, касаетесь ручкой бумаги и ждете «ответа». Ответ, несомненно, приходит из вашей же головы, но может оказаться достаточно неожиданным.
Однако такой подход к написанию диалога может столкнуться с разного рода препятствиями, связанными в первую очередь с непривычностью такой формы общения с разными элементами жизни. Поэтому иногда более эффективно бывает не сразу «бросаться» в диалог, а проделать определенную подготовительную работу.
Айра Прогофф предлагает использовать для подготовки к собственно диалогу следующий алгоритм:
1. Написать фокусирующее утверждение.
В течение 5-6 минут описать, как сейчас обстоят дела в отношениях с тем человеком, событием, проектом и пр., с которым вы хотите вступить в диалог.
«Мы не общаемся уже несколько лет, но всякий раз, когда я натыкаюсь на упоминания об этом человеке, меня одолевает тревога и какие-то еще сильные чувства, которые я пока не могу распознать. Это вызывает у меня дискомфорт, я чувствую, что я «не в своем уме, а в Мэри-Эннином». Хочу разобраться, сформулировать свою позицию, чтобы, если судьба нас снова сведет, повести себя достойно».
«После пяти лет ожидания и тщательной подготовки работа моей мечты, наконец, становится реальностью. Это новый жизненный этап, и мне хотелось бы выяснить, что может меня ожидать после этого поворота».
«Последнюю неделю меня катастрофически одолевает лень. Я хочу поговорить с ней и узнать, можно ли ее как-то убедить дать мне поработать. Может быть, с ней можно сторговаться, а может быть, она хочет мне что-нибудь сообщить».
и т.д. и т.п.
2. Написать вехи жизни тела, проекта, человека, события и пр.
О том, как писать вехи собственной жизни, написано здесь: http://interesno.co/mag/10d2f6619a31
Вехи жизни других людей, а также проектов, тела и пр. пишутся примерно так же. Единственное отличие — когда мы пишем вехи собственной жизни, мы ограничиваемся 8-12 событиями, а во всех остальных случаях такого ограничения нет.
Если у вас что-то болит или с вашим телом происходит что-то непонятное, имеет смысл написать вехи жизни тела (от первого лица).
«1. Я родилось восьмимесячным, роды продолжались больше 32 часов, но, как ни странно, асфиксии не было. 2. Я довольно быстро росло, но не особенно желало шевелиться – не садилось и не ползало, а просто валялось на спине, мечтало и разговаривало на неведомом языке. 3. Я любило плавать в бассейне, но после развода родителей и переезда стало бояться воды. 4. В восемь месяцев я перенесло краснуху». — и т.д.
Вехи жизни тела – это освоение важных умений, обнаружение предпочтений, удовольствия, болезни и травмы.
Вехи жизни проекта – это разные этапы его развития, «развилки» и смена направления. Например, вехи жизни «работы мечты» могут быть вот такими:
«1. В ХХХХ-м году я узнала о существовании этой организации. 2. В начале ХХХХ+1-го года я написала руководителям этой организации, желая приобрести некоторые их материалы, но в ответ получила все материалы (а не только те, которые просил), и бесплатно. 3. Месяц спустя я обратилась к сотрудникам этой организации за профессиональным советом, и получила в ответ длинное и очень теплое письмо, ставшее для меня источником поддержки. 4. Я шутила о том, что хочу поехать туда и посмотреть, настоящие ли они, или я все выдумываю, и вдруг обстоятельства стали складываться так, что эта шутка перестала быть шуткой, а стала вполне себе планом». – и т.д.
3. Почувствовать динамику развития человека, проекта, явления и пр., его ритм и тон
После того, как вы написали вехи жизни того человека, объекта или явления, с которым вам хотелось бы вступить в диалог, перечитайте написанное и попробуйте почувствовать течение его развития. На что оно для вас похоже? Полезно бывает представить себе процесс развития чего бы то ни было в виде течения реки, или в виде погоды, или в виде музыкального произведения.
Почувствуйте, что течение развития привело этого человека, объект или явление в точку настоящего, и сейчас он, она или оно присутствует рядом с вами. Каково качество этого присутствия? На что оно похоже?
Посидите минуту-другую в молчании рядом с ним, а потом приступайте к диалогу.
Иногда бывает так, что диалог как бы «иссякает» на полпути, сталкивается с каким-то препятствием. В таких случаях бывает полезно перечитать уже написанное, и ниже написать рефлексивный отклик о том, каково вам было писать этот диалог, какие у вас при этом возникали чувства. Напишите, какие чувства возникали у вас при перечитывании написанного. Обычно после этого диалог некоторое время продолжается.
После того, как закончите писать, отложите написанное и не возвращайтесь к нему как минимум неделю. Обычно после написания диалогов в реальном взаимодействии с объектами, явлениями и людьми происходят важные изменения.
Какая письменная практика подойдет мне сейчас?
Здравствуйте! Меня зовут Дарья Кутузова, я кандидат психологических наук, практикую терапию письменным словом с 2008 года.
Письменных практик — великое множество, и эта страница поможет вам сориентироваться, какие же практики могут быть полезны для вас в вашей конкретной ситуации.
Обращаясь к письменным практикам, люди, как правило, хотят:
— разобраться в себе
— понять, чего они хотят
— решить свои проблемы
— навести порядок в жизни
— обрести внутреннюю гармонию и спокойствие
Не приступайте к письменным практикам самостоятельно, если:
— Знаете, что у вас есть психическая болезнь и, похоже, сейчас опять обострение
— Вы не уверены, есть ли у вас психическая болезнь, но то, что происходит сейчас с вашим разумом и чувствами, странно и страшно
— Вы пережили нечто чудовищное, и вам до сих пор снятся кошмары, вы не можете думать о том, что связано с этим событием, испытываете сильную фоновую тревогу, не можете расслабиться
В этих случаях письменные практики могут помочь, но при поддержке специалиста — психиатра или психотерапевта
Техника безопасности:
— Организуйте себе пространство и время для письма, чтобы вас не беспокоили
— Найдите поддержку на случай, если это понадобится
— Позаботьтесь о своей безопасности — пусть то, что вы пишете для себя, никто больше не прочтет
— Не пишите «через силу». Если вам от письменных практик становится хуже, прекращайте писать.
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ПИСЬМЕННЫМ ПРАКТИКАМ
Попробовать, «мое» ли это:
В острой тяжелой жизненной ситуации
В хронической тяжелой жизненной ситуации
Когда все вполне хорошо
Какая письменная практика подойдет мне сейчас? : 1 комментарий
С удивлению м и радостью тыс третий ваш сайт. Даже начал с ним работать. Я давно искал такое структурированной пособие. Я больше двух лет пишу дневник и в какой то момент мне стало в нем тесно. А на сайте есть тр, что мне надо для себя и для работы в дневнике. Спасибо
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.
Письменные практики в помощь себе и другим
КАК ПИСАТЬ О СВОИХ ПЕРЕЖИВАНИЯХ, ЧТОБЫ СТАНОВИЛОСЬ ЛЕГЧЕ
Обозначить и обвести в рамочку: письменные практики Габриэль Рико для периодов кризиса
Иногда о нутром ощущаем, что совершенно нет никакой возможности связно о чем-то думать и порождать текст.
Вот для таких ситуаций как раз годится подход Габриэль Рико.
Структурированное экспрессивное письмо с опорой на позитивные эмоции
Меган Хэйес и Кэйт Хефферон опубликовали в 2015 году статью о своем небольшом качественном исследовании. Они хотели посмотреть, как участники субъективно проживают опыт структурированного направленного экспрессивного письма с опорой на позитивные эмоции, какие темы для них в этом выделяются. Участниками
Мэри Пайфер «Пишем, чтобы изменить мир» (обзор книги)
Мэри Пайфер, психотерапевт из Америки, автор восьми книг о социальных вопросах (из которых русскому читателю могут быть известны “Воскрешение Офелии” и “Женщины гребут на север”), в 2006 году написала книгу о трансформационных письменных практиках “Пишем, чтобы изменить мир”.
Опыт использования экспрессивного письма воспитательницами детского сада
Клоди Таль из Израиля предложила двум воспитательницам детского сада, также исполняющим роль заведующих, использовать письмо “по Пеннебейкеру” в ситуациях, когда кто-то из детей плохо себя ведет, не слушается, мешает другим и обижает их.
Пэт Шнайдер «Пишем в одиночку и вместе с другими» (обзор книги)
Письменные практики, как их понимает Пэт Шнайдер, направлены в первую очередь на освобождение от внутреннего притеснения, на восстановление собственного голоса, права рассказывать свои истории и описывать жизнь.
О пользе письма пальцем в воздухе
Еще исключительно ценный момент вычитала я сегодня в исследованиях профессора Пеннебейкера. В связи с тем, что сейчас, бывает, к людям приходят с обысками и сажают их в тюрьму, возникает вопрос: а как бы так получать пользу от экспрессивного письма, не
Ведут ли студенты дневники? И почему?
На эти вопросы решила ответить в своем дипломном исследовании Грейс Энн Уилбэнкс (Wilbanks, 2018). Она попросила других студентов-дипломников в своем колледже заполнить несколько опросников, и вот что у нее получилось:
Письменные практики «про пандемию» и уровень стресса (два исследования)
Давно я не заглядывала в Пабмед, а там, между прочим, пишут про письменные практики как форму психологической самопомощи в контексте этого самого вируса.
Мечтать и воплощать: письменные практики в книгах Барбары Шер
Что читать, когда чувствуешь, что кругом сплошное “надо”, а “хочу” где-то потерялось и не находится? Или когда непонятно, чего вообще тут можно хотеть? Или когда на вопрос “чего ты хочешь?” главный ответ “всего и сразу, и я знаю, что так нельзя и у меня не получится”?С чего начинать искать себя? Как найти и воскресить заглохшие прежние мечты и открыть для себя новые?
Письменные практики для писателей: маленький бесплатный курс-рассылка
Как дневниковые письменные практики могут помочь тому, кто пишет книгу или занимается каким-то иным большим творческим проектом? Этот вопрос мне недавно задали сотрудники издательской платформы “Ридеро”. Мой ответ стал маленьким бесплатным курсом-рассылкой из семи писем, в которых я отвечаю на
О сайте
Перед Вами — сайт, посвященный письменным практикам для самопомощи и в качестве дополнения к психологическому консультированию и психотерапии. Чтобы управлять своей жизнью, необходимо выйти из потока переживаний и взглянуть на них со стороны. Письменное слово служит отражающей поверхностью для переживаний и помогает занять рефлексивную позицию. Это мощный инструмент, которым могут овладеть все те, кто обучен грамоте. Однако, как в случае с любым мощным инструментом, важно знать технику безопасности, представлять себе разнообразие способов работы (и то, насколько они подходят разным людям в разных ситуациях), а также границы применимости методов.
Все это вы сможете найти на этом сайте.
Для начала я рекомендую почитать, что такое письменные практики и кому они могут быть полезны. Если вы почувствуете, что, возможно, это — ваше и вы хотели бы попробовать, почитайте, что важно знать, прежде чем приступать. Можно также посмотреть отзывы читателей об их опыте использования письменных практик.
Я обновляю сайт несколько раз в неделю, публикуя новые затравки, методики, обзоры книг и сайтов, дайджесты о применении письменных практик в различных контекстах. Я рассказываю о том, как применяю письменные практики в собственной жизни.
Также на сайте можно узнать об обучающих программах, которые я провожу, и о возможности получить консультацию.
Опыт работы, оригинальные методики и модификации уже существующих методик — подробнее, чем в постах этого блога — я описываю в методических пособиях и книгах.
Чтобы не пропустить что-нибудь важное и интересное, подпишитесь на рассылку обновлений по электронной почте. Кнопка подписки находится в верхнем правом углу любой страницы сайта.
О моем профессиональном опыте и о том, как со мной связаться, можно узнать на страничке «Об авторе».
Также обратите внимание на важный дисклэймер о деньгах, приватности и отношении к интеллектуальной собственности.
Этот сайт, как и все живое — work in progress, и его дизайн и функционирование будут постоянно усовершенствоваться. Я хочу поблагодарить Людмилу Орел за помощь в решении организационно-технических проблем, связанных с созданием этого сайта. Отдельная благодарность — моему пятимесячному сынишке Майклу за то, что дает мне возможность заниматься дизайном и контентом (на свободной коленке), и моему мужу Тони, без которого этот проект едва ли стал таким, каков он есть.
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.
Об авторе
Меня зовут Дарья Кутузова, я по образованию психолог (закончила в 2000 году кафедру возрастной психологии МГУ), защитила в 2006 году кандидатскую диссертацию. Работаю по профессии с 1997 года. С 2003 года изучаю и осваиваю нарративную практику в работе с отдельными людьми, семьями, группами и сообществами. С 2008 г. преподаю нарративную практику, переводила книги по нарративной терапии и нарративной медиации, создала ресурс «О нарративной практике, терапии и работе с сообществами — по-русски»
В 2019 году получила диплом магистра нарративной терапии и работы с сообществами в Университете Эстремадуры, Испания. Учусь на сертификационной программе в Институте письменной терапии (Денвер, Колорадо, США).
Примерно с 1997 года я активно интересуюсь тем, как можно использовать письменное слово для исцеления, обретения уверенности, радости и покоя, для помощи себе и другим людям. Сейчас у меня сложилось целостное системное представление о том, как это работает; в сфере письменных практик всегда есть, чему учиться и где экспериментировать, и это так увлекательно 🙂
Если у вас есть ко мне вопрос, предложение о сотрудничестве или вы хотите поделиться опытом использования письменных практик — пожалуйста, пишите мне по адресу 16themes@gmail.com
Я надеюсь, что этот сайт привлечет людей, которым тоже интересны письменные практики, станет ценным ресурсом для них, и у нас создастся пространство для интересного, полезного, взаимно обогащающего и вдохновляющего взаимодействия.
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.