пименовский храм на новослободской официальный сайт
Духовенство
Настоятель храма
Протоиерей Алексий Демьянович КРУГЛИК
Родился 24 мая 1970 года.
Образование: Московская Духовная Семинария и Академия.
19 ноября 1995 г. рукоположен во диакона.
13 сентября 1997 г. — в сан пресвитера.
Протоиерей Александр Анатольевич ТОРОПОВ
Родился 26 февраля 1950 года.
Образование: Московская Духовная Семинария.
22 июля 1973 года рукоположен в сан диакона.
13 июня 1974 года рукоположен в сан пресвитера.
Священник Константин Александрович ФЕДУЛОВ
Родился 1 марта 1985 года.
Образование: Николо-Угрешская Духовная Семинария.
12 июля 2006 года рукоположен в сан диакона.
14 октября 2010 года рукоположен в сан пресвитера.
Священник Александр Геннадиевич ГРИДАСОВ
Родился 20 ноября 1985 года.
Образование:
РАМ им. Гнесиных и Сретенская Духовная Семинария.
Рукоположен в сан пресвитера : 20 декабря 2015 года.
Протодиакон Андрей Юрьевич МУРЫШКИН.
Родился 1 июня 1962 года.
Образование: Московская Духовная Семинария и Санкт-Петербургская Духовная Академия.
11 декабря 1994 года рукоположен в сан диакона.
Храм преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках
Иверское благочиние города Москвы
Святыни храма
Храмовый образ Св. Троицы (справа от царских врат, послепетровское время).
Казанская икона Божией Матери (кон. XVII в.)
Тихвинская икона Божией Матери, в иконостасе левого сев. придела (XVIII в.)
Спас Великий Архиерей (нач. XVIII в.).
Храмовый образ левого придела — Владимирская икона Божией Матери (сер. XVIII в.)
Ообраз Божией Матери в народе именуемый «Пименовским» (нач. XX в., повторяет по композиции икону «Нечаянная Радость»)
Свт. Николая Чудотворца (XVIII в.).
В иконостасе правого, юж. придела — икона Спасителя (вторая пол. XVII — нач. XVIII в.), «Благовещение» (XVIII в.).
Особо чтимый образ Пимена Великого (сер. XVIII в.).
Напротив (перед решёткой солеи), в выполненном под мрамор киоте — написанная на стекле Казанская икона Божией Матери.
Икона св. прп. Пимена Великого с частицей мощей
Икона св. вмц. Анастасии Узорешительницы с частицей мощей
Икона св. блаж. Матроны Московской с частицей мощей
Икона св. мч. Иоанна Воина с частицей мощей
Храм преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках
Иверское благочиние города Москвы
История храма
Интерьер храма преп. Пимена Великого в новых Воротниках безусловный шедевр Шехтеля – является единственным сохранившимся в первозданном виде церковным интерьером, спроектированным зодчим.
История храма преп. Пимена изобилует перестройками и обновлениями. Первый деревянный храм во имя Пимена Великого датируется 1658 годом. В 1696-1702 годах на его месте соорудили небольшую каменную одноапсидную церковь во имя Святой троицы с небольшой трапезной и южным приделом во имя Пимена Великого. Северный предел во имя иконы Владимирской Божией Матери, колокольня и обширная четырехстолпная трапезная, существующая и в настоящее время сооружены между 1796 и 1811 годами, ограда в 1825 году.
В 1879- 1883 г.г. церковь расширили путем удлинения боковых пределов на восток. Тогда же церковь расписали по образцу Владимирского собора в Киеве
В 1893 г. храм в очередной расширили, на этот раз удлинив к западу, из-за чего восточные части первого яруса колокольни вошли в состав первого яруса колокольни вошли в состав внутреннего помещения храме, который приобрел облик и размеры, сохраняющиеся до настоящего времени. В это же время начались работы по обновлению интерьера. В 1897 году Шехтель представил проект его новой отделки и создания новых росписей по образцу Киевского собора во имя святого Владимира. По эскизам Шехтеля воспитанниками Строгановского училища были выполнены фрески для храма Пимена Великого. Выполнение огромного объема работ стало возможным благодаря щедрым пожертвованиям одного из постоянных заказчиков Шехтеля, прихожанина храма Владимира Петровича Смирнова – представителя семьи водочных королей России.
В пространстве храма господствует сверкающей белизной мраморный иконостас с величественным изображением Богоматери с младенцем над ним.
Три отдельных иконостаса слиты в единую трехчастную композицию. Все три иконостаса, хотя и двухъярусные, но сравнительно невысокие. Ступенчатая форма иконостаса превращает его в подножие запрестольного образа Богоматери с младенцем – копию знаменитой композиции В.М.Васнецова Белая мраморная резная решетка отделяет солею от самого храма, акцентируя значительность предлагаемого пространства.
Наряду с редко используемым в России каменным иконостасом белый цвет мраморной алтарной преграды дополнен золотом. Изыскано просты и выразительны позолоченные решетки перед царскими вратами центральной части иконостаса и приделов. Изящны и красивы гладкие позолоченные плоскости киотов на станах и столпах храма. Золотые паникадила своим цветом также символически напоминают, что Бог есть Свет.
В храме 18 многофигурных композиций и 120 изображений святых. Такого обилия изображений удалось добиться за счет уменьшения их размеров и группировки фигур по две.
Огромная, являющаяся содержательным и композиционным ядром храма копия композиции Васнецова «Богоматерь Запрестольная» доходит до барабана купола. В своде купола представлен Богочеловек в окружении ангелов, серафимов и херувимов, благословляющий и несущий в мир Евангелие. На стенах церкви представлены сюжеты Ветхого завета, между окнами купола – изображения пророков.
В парусах купола трапезной помещены изображения евангелистов. Основание свода обрамляют изображения херувимов, а в центре свода помещено изображение Святого Духа.
В нижних частях стен, в простенках между окнами и на столбах помещены изображения святых, служивших Господу в земной жизни во имя жизни небесной. Это преподобные Антоний и Феодосий Печерские, основатели Киево-Печерской лавры, первые русские святые благоверные князья Борис и Глеб, митрополиты Московские Петр и Алексий, мученики князь Михаил и боярин Федор Черниговские, преподобные Сергий Радонежский и Савва Звенигородский, святители Тихон Задонской и Димитрий Ростовский и многие другие святые, чтимые русской православной церковью.
Под сводами находятся росписи на сюжеты евангельской истории. На правой стене начиная от солеи южного Пименовского придела представлены «Сошествие Святого Духа на апостолов и Богоматерь в Сионской горнице» и «Сретение Господне» — повторение оригинала Васнецова. Напротив, помещено «Крещение Господне» — копия известной композиции кисти Нестерова. Между ними, на западной стене – «Воздвижение Креста Господня».
В северном приделе, посвященном иконе Владимирской Божией Матери, западную стену занимает «Вход Господень в Иерусалим». Другие настенные росписи изображают события из жизни Божией Матери: Благовещение, Рождество Богородицы, Введение во храм и Рождество Христово. Росписи притвора представляют притчу о милосердном самарянине и добром пастыре.
Росписи трех алтарей изображают праотцев и святых первых веков христианства. Витраж центрального алтаря изображает «Воскресение Христово» во Владимирском приделе – «Моление о чаше» в Пименовском – Явление Христа Марии Магдалине. Над царскими вратами воссоздана композиция Васнецова «Распятый Бог — Сын» в окружении ангелов.
Иконы первого яруса иконостаса датируются в основном второй половиной XVII — началом XVIII века. В верхней части иконостаса в глубине мраморных арок – изображения двунадесятых праздников. В левом северном пределе иконы, посвященные праздникам Божией Матери, в центральной и правом южном пределе – праздники из жизни Спасителя.
Во втором ярусе иконостаса центрального алтаря представлены изображения двенадцати апостолов рост, обращенными к восседающему на престоле Спасителю. В левом пределе – сидящая Богоматерь с младенцем в окружении ветхозаветных пророков, возвещающих о рождении Сына Божия. В правом пределе представлена своеобразная параллель этой композиции: четыре пророка, предрекающие пришествие Христа в мир, обращены к Богу – Слову, изображенному с крестом и развернутой хартией.
Освящение мраморного иконостаса состоялось в октябре 1907 года, а 27 декабря того же года было совершено освящение храма в честь Святой Троицы и придела в честь иконы Владимирской Божией Матери при церкви преп. Пимена Великого в Новых Воротниках что в Сущеве.
Храм Преподобного Пимена Великого в Новых Воротн
Николай Соколов запись закреплена
Людмила Катанская запись закреплена
Если Вы не можете посетить храм, но хотите помолиться о своих близких — подайте записки о здравии и об упокоении онлайн. С 1.11.2021г., ввиду новых ограничений, связанных с пандемией коронавируса, в храме прп. Пимена Великого в Новых Воротниках будут принимать записки ОНЛАЙН.
а) Отправьте письмо на электронную почту (адрес см. ниже).
б) Текст записки разместите в самом письме, НЕ прикрепляйте файл к письму.
в) В начале письма укажите название требы: записка на Литургию, сорокоуст, молебен, акафист, панихида; о здравии или о упокоении.
а) В записке напишите имена православных христиан (крещеных в Православной Церкви).
2. КАК ПИСАТЬ ИМЕНА:
б) в родительном падеже
Богослужения в храме:
Божественная Литургия – смотрите расписание на сайте храма.
Общий молебен разным святым – во все дни, после Литургии. Укажите в записке кому: Пресвятой Богородице, имя святого, Благодарственный молебен Спасителю.
Общая панихида – во все дни, после Литургии.
Акафисты – три раза в неделю, в 17.00, расписание смотрите на сайте.
Дополнительная информация: тел. +7 (962) 918-01-67, свечной ящик храма.
ПОЖЕРТВОВАНИЯ ЗА ТРЕБЫ СОБИРАЮТСЯ на карту Сбербанка: 2202 2032 2992 2762, имя держателя карты – Елена Николаевна Ч., в тексте платежа укажите – «ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ». Благодарим всех жертвователей за помощь храму в это непростое для всех нас время!
Адрес для подачи онлайн записок:
Расписание Богослужений на сайте храма: www.stpimen.com
Ориентировочная величина пожертвования:
Записка на литургию (о здравии или об упокоении) до 12 имен
Сорокоуст (о здравии или об упокоении) – 1 имя
Молебен до 12 имен
Панихида до 12 имен
Акафист до 12 имен
Людмила Катанская запись закреплена
Людмила Катанская запись закреплена
Людмила Катанская запись закреплена
Дорогие братья и сестры!
В доме причта нашего храма прп. Пимена Великого в Новых Воротниках,
«Дороги святителя Луки», Проект «Миссия – Врач».
Приглашаем на экскурсию:
27 октября (среда) 18:30
30 октября (суббота) после Литургии
31 октября (воскресенье) после поздней Литургии
Записаться на экскурсию: + 7 (916) 882-80-87, экскурсовод Никита Ткачев.
Экскурсии проводятся бесплатно.
Также принимаются заявки от организаций на коллективное посещение.
Экспозиция выставки «Дороги святителя Луки» состоит из восьми мобильных стендов: «Художник в хирургии», «Мученик и патриот», «Неведомые нам пути жизни нашей», «Врач в больнице, в тюрьме, в ссылке», «Мировая наука и служение в провинции», «Монах — воспитатель детей», «Святитель Лука и выдающиеся врачи-современники», «Центр наследия святителя Луки».
Цель выставки — познакомить людей с научными открытиями святителя Луки, его врачебной деятельностью и исповедническим подвигом.
В экспозиции выставки использованы фотоматериалы, рисунки, воспоминания современников и мемуары святителя Луки. Проект «Миссия-врач» организован Феодоровским женским монастырем при поддержке Фонда президентских грантов. является частью программы развития Центра Святителя Луки в Переславле-Залесском.
Пименовский храм на новослободской официальный сайт
Р еволюционные потрясения XX столетия разрушили многовековой православный уклад жизни всего русского народа. В страшные годы террора и воинствующего безбожия были закрыты, разорены и уничтожены многие православные обители и храмы. «Пимен Старый» был закрыт одним из первых, а в 1932 году его снесли. Молитвами преподобного Пимена Великого и его небесным покровительством Ново-Пименовский храм оставался действующим, хотя дважды, в 1932 и 1934 годах, существовала серьезная угроза его закрытия и даже сноса.
В апреле 1922 года храм подвергся ограблению, официально именовавшемуся «изъятием церковных ценностей». Всего было «изъято» 12 пудов 38 фунтов 48 золотников золотых и серебряных изделий. Были также сняты колокола. Отец Михаил Стеблев, настоятель храма с 1911 по 1923 г., много сил положивший на благоукрашение дорогого ему храма, не смог перенести его разорения. Пожилой человек с уже подорванным здоровьем, он вскоре тяжело заболел и скончался.
Крестный ход, 1932 год. (фото из архива Н.С. Белинович, прихожанки и певчей храма в 1920-30е годы).
При новой власти, открыто заявлявшей о своих богоборческих устремлениях, верность Богу и Церкви значила исповедничество. Церковная жизнь в эти «окаянные дни» носила жертвенный характер. Обычные заботы по обеспечению жизни храма были своего рода подвигом. Участие в богослужении клириков и мирян сопряжено было с ежедневной и ежечасной опасностью ареста.
С 1923 по 1936 г., в самый тяжелый период открытых гонений и церковной смуты, храм преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках оставался оплотом православия. Сюда приходили многие православные верующие из закрытых властями или захваченных обновленцами храмов. Настоятелем храма с 1923 по 1936 г. был протоиерей Николай Бажанов (1890-1959), сумевший вызвать к жизни угасавший было приход и тщательно оберегавший его от влияния обновленцев. Вместе с отцом Николаем трудились верные сыны Матери-Церкви – протоиерей Владимир (Соколов), пресвитер Иоанн (Плеханов) и диакон Алексий (Протопопов), которые закончили свой земной путь мучениками за веру Христову и Церковь и были впоследствии прославлены в лике святых Русской Православной Церкви.
Регент монах Пимен, о. Николай Бажанов, сщмч. Владимир Соколов,
д. Александр Любимов с певчими (1928 г.).
Протоиерей Владимир Соколов, священномученик (†1940), окончил в 1904 г. Московскую Духовную Семинарию и с 1907 г. служил в Пименовском храме псаломщиком. В 1924 году отец Владимир был рукоположен во иерея в этом же храме, затем возведен в сан протоиерея, и продолжал служить до 1936 г.
Пресвитер Иоанн Плеханов, священномученик (†1938), был рукоположен во иерея к Пименовскому храму в 1925 г. До этого отец Иоанн служил диаконом в Троицкой церкви Троицкого Патриаршего подворья на Самотеке после рукоположения его во диакона в 1920 году Святейшим Патриархом Тихоном (Белавиным, † 1925), при котором он служил поваром с 1917 года. Отец Иоанн был одним из самых верных и преданных св. Патриарху Тихону людей в его окружении и продолжал нести послушание повара, будучи уже в диаконском сане, до самой кончины Святителя. В 1923 г. отец Иоанн был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и несколько месяцев находился в Бутырской тюрьме, но был освобожден за «не доказанностью преступления». После кончины Патриарха Тихона в 1925 году диакон Иоанн был рукоположен во священника ко храму преподобного Пимена Великого, в котором прослужил до ноября 1936 года.
Священномученик Алексий Протопопов (†1938; память 21 апр./4 мая) служил в Пименовском храме диаконом с 1930 по 1934 г. В 1937 году, будучи уже рукоположенным во иерея к храму в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Казанском (в Московской области), о. Алексий был арестован по обвинению в «антисоветской деятельности» и заключен в Ногинскую тюрьму и скончался, находясь в заключении, 4 мая 1938 г.
При настоятельстве о. Николая Бажанова в Пименовском храме начинал свое церковное служение будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (1910-1990). В 1926 г. музыкально одаренный юноша, рясофорный инок Платон (в миру Сергей Извеков), имевший уже опыт управления церковными хорами, был приглашен отцом Николаем управлять большим (до 70 человек) молодежным хором. Юный регент быстро приобрел признание прихожан и отца Николая, в семье которого он стал частым и желанным гостем, живя неподалеку, в доме номер 7 по переулку Чернышевского. Во время долгих домашних бесед были затрагиваемы разные вопросы, говорили и о предстоящем монашеском постриге. Отец Николай советовал юному иноку принять имя прп. Пимена Великого и его Небесное покровительство.
В день обретения мощей свт. Димитрия Ростовского, 4 октября 1927 года, инок Платон, будущий архипастырь, принял мантийный постриг с именем Пимен, что в переводе с греческого означает Пастырь, в честь преподобного Пимена Великого. После принятия пострига молодой регент продолжал управление хором в Пименовском храме до сентября 1932 г., будучи с 25 января 1932 г. уже в иерейском сане. Из-за трудностей того времени к 1932 году хор храма сократился до 13-15 человек.
В эти годы посошником владыки Трифона был Александр Громов – родной брат Сергия Громова (1918-1995), впоследствии заслуженного протодиакона, служившего в Пименовском храме в 1961-1993 гг.
Священномученик Аркадий (Остальский, †1937) епископ Бежецкий, викарий Тверской епархии (память 19/29 декабря), приезжая в эти годы в Москву по церковным послушаниям, обычно останавливался на Валаамском подворье, а служил в храме преподобного Пимена Великого. За каждым богослужением владыка Аркадий обязательно проповедовал. Его проповеди и исповедь собирали много молящихся, желавших послушать вдохновенное слово пастыря, исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.
Захват Пименовского храма обновленцами начался в 1936 году, когда настоятелем был назначен активный обновленец прот. Леонид Багрецов.
К немалой скорби православных, с 1938 г. храм стал резиденцией лидера обновленцев, лжемитрополита А.Введенского, после закрытия его прежней резиденции – церкви Спаса Преображения на Б.Спасской улице. С захватом храма начались репрессии против его православного духовенства.
Отец Николай Бажанов, назначенный сначала вторым священником, был затем перемещен в Дорогомиловский собор, а после его закрытия в храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке.
Отец Иоанн Плеханов был выслан из Москвы за стокилометровую зону в том же 1936 году. Некоторое время он жил в Волоколамске, а затем получил назначение в Ярославской епархии.
В один из его приездов в Москву, в январе 1938 г., отец Иоанн был повторно арестован и приговорен к расстрелу как «участник контрреволюционной монархической группы». Приговор был приведен в исполнение 25 марта 1938 года – отец Иоанн был расстрелян и погребён в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
В августе 2000 года пресвитер Иоанн Плеханов причислен к лику святых Новомучеников Российских Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
Отец Владимир Соколов был переведен в 1936 г. в Петропавловский храм у Яузских Ворот, а 26 февраля 1937 года был назначен служить в храм Покрова Божией Матери на Лыщиковой Горе.
Не примирившись с захватом Пименовского храма обновленцами, православные священники и прихожане стали ходатайствовать перед властями о его возвращении. В марте 1937 года 11 числа перед храмом собралось множество православных, требовавших его возвращения. После этой акции, 20 апреля 1937 года был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму отец Владимир Соколов по обвинению в организации мятежа и контрреволюционной агитации. После допросов, 2 июня 1937 года отец Владимира был приговорен к пяти годам заключения и отправлен этапом в Воркутинский Исправительно-трудовй лагерь, где он и скончался 9 сентября 1940 года, в день празднования памяти преподобного Пимена Великого, престольный праздник дорогого отцу Владимиру храма, в котором он, ревностный пастырь и преданный сын Церкви Христовой, прослужил почти всю свою жизнь.
Протоиерей Владимир Соколов канонизирован как местночтимый святой Московской епархии 28 февраля 2004 г., а как общецерковный – 20 апреля 2005 г.
Имена убиенных священников, пострадавших за веру и Церковь Христову в XX веке и вошедших в Собор Новомучеников и Исповедников Российских, неразрывно связаны с историей храма преподобного Пимена Великого, где они предстояли престолу Божию в годы лютых гонений и богоборчества. Верим, что святые мученики Христовы не оставляют своих молитв о храме сем и ныне, когда предстоят пред Престолом Небесного Царя Вседержителя. Икона святых новомучеников, священномучеников «Церковь же Православная да сияет неизменно своим благодатным светом. ». Корин Павел Дмитриевич.
Обновленчество прекратило свое существование после смерти А.Введенского в июле 1946 года. Храм преподобного Пимена Великого снова перешел в лоно Православной Церкви.
|