первый ватиканский собор основные решения

I Ватиканский собор (1869-1870) и его последствия (1870-1878)

Папа Пий IX после своего бегства в Гаэту занялся разработкой идеи о созыве I Ватиканского собора с целью отрегулировать положение церкви и папства в новых обстоятельствах. 6 декабря 1864 года папа в связи с представлением «Силлабуса» для ознакомления коллегии кардиналов неожиданно сообщил им о своем намерении созвать в ближайшее время собор.

26 июня 1867 года на открытой консистории Пий IX официально объявил о созыве 20-го вселенского собора, что получило благословение 500 епископов, собравшихся в Риме на праздник Святых апостолов Петра и Павла, на 1800-летний юбилей их мученичества. Те круги курии, которые одобряли решение о созыве собора, все более открыто указывали, что функцией собора должно быть окончательное установление контуров и пределов верховной власти папы. Согласно органу иезуитов «Чивильта Каттолика» и централистски настроенным кардиналам курии, из полной и непосредственной верховной власти папы, которая распространяется на каждого католика, вытекает и его непогрешимость.

Тезис о непогрешимости папы был отклонен в средние века Базельским и Констанцским соборами, а Тридентский собор по этому вопросу не занял однозначной позиции. Такие современные течения, как галликанизм, фебронианство, янсенизм и иозефизм, также оспаривали этот тезис. Принятия догмата впервые потребовали в XIX веке традиционалисты (главным образом, де Местр), а затем иезуиты, В номере «Чивильта Каттолика» от 6 февраля 1869 года было заявлено, что задачей собора станет принятие принципов, изложенных в «Силлабусе». Воинствующее ультрамонтанское направление взаимоувязывало «Силлабус» с непогрешимостью папы.

Отрицательное отношение к доходящему до крайности культу папы проявлялось не только вне церкви, но и в католических кругах. В Германии, располагавшей гибеллинскими традициями, против непогрешимости папы выступили главным образом иерархи, историки церкви и теологи. Наибольшее впечатление произвело произведение известного историка церкви Игнация Дёллингера «Папа и собор» (1869), опубликованное под псевдонимом Янус (Janus), в котором автор резко выступал против непогрешимости папы, приводя не только теологические аргументы, но и примеры из истории церкви.

Большинство из противников догмата о непогрешимости папы использовали не теологические возражения, а осуждали оппортунизм догматизации. По их мнению, было бы ошибочным шагом восстановить против церкви нейтральные в религиозном отношении, веротерпимые либеральные государства прокламированием такого догмата. Эта состоящая главным образом из епископов оппозиция не выступала против папского верховенства, а ставила под вопрос актуальность и целесообразность догмата о непогрешимости папы.

Установленный папой порядок обсуждения делал невозможной какую-либо серьезную дискуссию. К открытию собора семь куриальных комиссий разработали 87 схем (проектов декретов), которые затем надлежало обсудить в четырех соборных комиссиях. Однако в состав комиссий не были включены члены оппозиции; таким образом, им пришлось выступать против мнения комиссии на совместных публичных заседаниях. Оппозицию ограничили также и тем, что им предоставляли очень мало времени для выступлений.

На соборе при обсуждении схемы о церкви произошел раскол. В начале января 1870 года по инициативе английского архиепископа Мэннинга на одном из ночных заседаний 400 епископов внесли предложение включить в схему тезис о непогрешимости папы и обсудить его вне очереди. Вокруг этого вопроса развернулась острая дискуссия. Большинство оппозиционно настроенных епископов и здесь посчитало несвоевременным из тактических соображений объявить догмат, но некоторые из них действительно не верили в личную непогрешимость папы.

«Кто говорит, что римскому папе принадлежит лишь первенство надзора и функции ведомства, а не полная и высочайшая юрисдикция над всей церковью, и не только в делах веры и нравственности, но и во всех вопросах дисциплины и правления, где угодно на земле;

или сказал бы, что он обладает лишь значительной частью этой власти, но не всей полнотой высшей власти; или сказал бы, что власть для него не имеет характера правового действия, не является непосредственной и не распространяется на каждого верующего и на христианскую общность, на каждого священника, будь он хоть какого угодно звания: да будет тот отлучен от Церкви!»

В результате догматизации папской непогрешимости централизация церковного правления, непримиримость римско-католической идеи достигла своей вершины. Пий IX в большой речи воздал должное значению этого догмата, подчеркнув, что благодаря ему католическая догматика и структура церкви стали простыми, окончательными и обозримыми.

Папам последней трети XIX и XX века таким путем действительно удалось сохранить единство церкви, сосредоточить ее духовные и нравственные силы, благодаря чему папство вновь превратилось в великую духовную державу. В результате воздействия догматизации непогрешимости на внутреннюю жизнь церкви положение епископов и их отношение к папе подверглось преобразованиям под знаком папского абсолютизма. Они окончательно потеряли свою самостоятельность и стали как бы служащими папы. Победа централизма была полной. Решения, исходящие из Рима, еще и до 1870 года принимались, как правило, без возражений, а после 1870 года папский централизм распространился и на область теологии; новые теологические направления не могли существовать без утверждения Рима. Если прежде неосуждение каких-либо теологических концепций автоматически означало признание, то теперь лишь выраженное признание обеспечивало их существование. Тем самым духовная направляющая роль курии возросла в огромных размерах: принцип «Roma locuta, causa finita» («Рим высказался, дело решено») осуществлялся полностью. (В переносном смысле он означал: высшая инстанция заявила о своей позиции, дальнейшей дискуссии нет места.)

Централизация папской власти, начавшаяся с Тридента, вре менно завершилась. Начиная с Ватиканского собора, папская власть в результате централизации и подчинения всех духовных и нравственных сил церкви укрепилась. Освободившиеся от государственно-административных и политических задач епископы стали независимыми от государства. Пий IX окончательно подключил к сфере интересов папства ставшее, по существу, безразличным для государства высшее духовенство. Он подчинил его папству и с успехом разгромил национальные иерархий, организованные как независимые от Рима единицы. Это стало возможным благодаря тому, что догмат о папской непогрешимости в значительной степени расширил и дисциплинарную юрисдикцию папы, да и сам папа освободился от бремени светской власти.

На догмат о папской непогрешимости буржуазный мир ответил полной ликвидацией светской власти папства. На следующий день после голосования «Pastor aeternus», 19 июля 1870 года, вспыхнула франко-прусская война, которая окончилась не только падением Наполеона III, обеспечивавшего светскую власть папы, но и созданием единой Германии; в то же время эти события сопровождались возникновением Парижской коммуны, первого государства рабочих. В результате разгрома под Седаном французы были вынуждены уйти из Рима. Виктор Эммануил II вновь призвал папу добровольно отказаться от светской власти на условиях предоставления достойной компенсации и гарантий. Однако Пий IX решился на мученичество, заявив, что он подчинится лишь силе. Папское войско, насчитывавшее около 16 000 солдат, оказало лишь символическое сопротивление. 20 сентября 1870 года итальянские королевские войска вошли в Рим и заняли также оставшуюся часть Папского государства. Народное голосование, состоявшееся в начале октября, подавляющим большинством высказалось за присоединение Рима к единой Италии. 20 октября папа отложил собор на неопределенное время, уединился в Ватикане и объявил себя узником. В своей энциклике от 1 ноября 1870 года он отлучил от церкви «похитителей Рима».

При Пие IX противостояние папства буржуазной эпохе стало роковым и нетерпимым. Эта травма делала церковь и папство неспособными позитивно и конструктивно присутствовать в мире, чтобы отвечать на вопросы современности не только проклятиями. Несообразность такого поведения стал понимать к концу своей жизни и престарелый папа, однако он так и остался пленником своей собственной политики. Последним желанием Пия IX, скончавшегося 7 февраля 1878 года, было вечно покоиться в любимой им церкви Святого Лаврентия, вне стен Ватикана. В связи со сложившимися обстоятельствами его временно похоронили в соборе Святого Петра. После того как страсти поутихли, его преемник летом 1881 года велел перенести гроб в церковь Святого Лаврентия. Гроб с телом Пия IX, которого в канун 1848 года жители Рима встречали с ликованием, теперь забросали камнями и хотели сбросить с Тибрского моста в воду.

Источник

Пий IX. Первый Ватиканский собор. Ликвидация Папского государства

первый ватиканский собор основные решения. 000001. первый ватиканский собор основные решения фото. первый ватиканский собор основные решения-000001. картинка первый ватиканский собор основные решения. картинка 000001.
Пий IX

Ночью 24 ноября 1848 г. папа римский Пий IX, монарх государства Церковная область и глава римской католической церкви, переодетый, бежал в карете графини Спаур из Рима в Гаэту, на территорию Неаполитанского королевства, и стал оттуда готовить военный поход против Рима. Почему же папа бежал из своих владений?

Джиованни Мариа Мастаи-Ферретти был избран на папский престол после смерти папы Григория XVI в 1846 г. и принял имя Пий IX. Выходец из графской семьи (род. в 1792 г.), он предназначался семьей к военной службе, однако заболевание эпилепсией вынудило его отказаться от военной карьеры. В 1819 г. граф Мастаи благодаря отдаленному родству с папой и связям был посвящен в священники и выдвинулся на церковном поприще как проповедник-миссионер. Один из его биографов рассказывает об этом периоде жизни: «. он исключительно проповедовал ночью при фантастической живописной обстановке, в церкви, погруженной в мрак, кроме кафедры, на которой несколько свечей тускло освещали его бледное, вдохновенное лицо. Еще эффектнее были ночные представления на городской площади; тысячи свечей блестели в окнах окружающих домов, толпы восхищенных слушателей кишели у возвышенной платформы, на которой стоял молодой проповедник, рядом с громадным распятием, обращая свою вдохновенную речь к черепу с зажиленной внутри свечой. Мастаи не проповедовал, а играл. Он играл на кафедре точно так же, как некогда в театре в любительских спектаклях» *

* ( «Отечественные записки», 1878, февраль, стр. 582.)

* ( «Вестник Европы», 1867, июнь,стр. 287-288.)

Народ против папства

В папских владениях вспыхивали народные восстания против продажного режима. Протесты жестоко подавлялись. Опасаясь народных волнений, правительства Австрии, Франции, России, Англии и Пруссии порекомендовали в 1831 г. папскому правительству провести минимальные реформы: допустить светских людей к участию в судебных и правительственных делах, преобразовать суды, муниципалитеты и управление провинциями, а также создать Государственный совет и сейм.

Григорий XVI обещал эти предложения принять, но ничего не сделал. Вскоре после его смерти посланник России в папском государстве Бутенев сообщал в Петербург, что провинции и особенно легатства прислали новому папе Пию IX адреса, в которых просили, чтобы был положен предел злоупотреблениям папского правительства и осуществлены преобразования, обещанные в 1831 г. под влиянием пяти великих держав и с тех пор оставшиеся невыполненными.

* ( Дж. Канделоро. Католическое движение в Италии. М» 1955, стр. 87.)

* ( А. Попов. Рим в 1847 и 1848 годах. СПб., 1871, стр. 18 (выделено в оригинале.- М. Ш) заявил, что не собирается уменьшить верховную власть первосвященника, и тот, кто видит в учрежденном Государственном совете «осуществление своих утопий или зародыш института, несовместимого с верховной властью первосвященника», жестоко заблуждается.)

Результатом враждебного отношения папы к народным требованиям была резкая перемена отношения к нему населения. Если в 1846 г. после издания декрета об амнистии папу встречали восторженно, то уже в июне 1847 г., по словам Бутенева, «вместо восклицаний и заявлений преданности и восторга, которые прежде расточались перед папой при всяком случае, на всех церемониях. его встречали мертвым молчанием. » *

* ( А. Попов. Рим в 1847 и 1848 годах, стр. 40.)

Римская республика

В январе 1849 г. в Церковной области состоялись выборы в Учредительное собрание, вопреки угрозе папы об отлучении от церкви всех, кто примет в них участие. 9 февраля Учредительное собрание приняло декрет об упразднении светской власти папы в Римском государстве и провозглашении в Риме республики. Декрет не затрагивал религиозной власти папы: статья 2 декрета гласила: «Римскому первосвященнику будут предоставлены все гарантии, необходимые для свободного осуществления духовной власти».

* ( К. МарксиФ. Энгельс. Соч., т. 7, стр. 55.)

В апреле 1849 г. французские войска высадились на территории Римской республики, а 30 апреля подошли к Риму. Город мужественно оборонялся. В первом сражении под стенами Рима французские войска потерпели поражение. Однако к ним на помощь пришли войска неаполитанские и испанские. Римская республика защищалась против большой армии интервентов. Только в начале июля французы вступили в город. Учредительное собрание и республиканское правительство были оккупантами ликвидированы. В Рим вернулись старые хозяева, в частности бежавшие в Гаэту священники и иезуиты. Начались массовые аресты и казни.

В апреле 1850 г. в Рим вернулся Пий IX. Во главе государства вновь стал папа, вся власть перешла к духовенству. Отныне и до ликвидации папского государства власть Пия IX держалась на французских штыках, а папа так и остался непримиримым врагом всего нового и прогрессивного. Политическая и духовная реакция усилилась. Тон стали задавать иезуиты. В первую очередь под их влиянием Пий IX провозгласил 8 декабря 1854 г. догмат непорочного зачатия девы Марии. В булле говорилось, что он, папа, «по уполномочию» Иисуса Христа, апостолов и собственной властью определяет, что дева Мария «в первый момент своего зачатия» через особое действие благодати бога «очищена была от всякого осквернения греховного», и каждый католик, кто в это не поверит и заявит об этом, отпадает от церкви и подлежит законному наказанию.

Чрезмерный культ мифической божьей матери широко использовался и используется католической церковью для подогревания религиозных настроений. Эту же цель преследовали и иезуиты, добиваясь от Пия IX провозглашения нового догмата.

Выдвигались разные проекты (даже Наполеоном III) ликвидации светской власти папы и папского государства, с сохранением за папой дворцов, по традиции принадлежащих папству, и обеспечением содержания главы церкви. Предлагалось образовать маленькое папское государство, которое ограничивалось бы территорией города Рима.

* ( Д. Гарибальди. Мои мемуары. М., 1931, стр. 155.)

Пий IX и иезуиты, его советники, решили пустить в ход средства религиозного воздействия на массы для усиления позиций папы. Этому должны были послужить издание «Силлабуса» и созыв церковного собора.

«Силлабус»

«Силлабус, или Список важнейших заблуждений нашего времени» был опубликован вместе с энцикликой «Кванта кура» 8 декабря 1864 г. Этот документ направлен не только против буржуазной демократии, либерализма, прогрессивной общественной мысли, социализма и коммунизма, но и против либерального католического движения, искавшего путей согласования католицизма с буржуазной демократией, прогрессом и наукой. «Силлабус» может рассматриваться как декларация воинствующего мракобесия и в то же время как выражение бессилия последнего противостоять тому, что уже победило и побеждало в тогдашнем мире.

В третьем разделе «Силлабуса» осуждается положение, что «всякий человек свободен принимать и исповедовать ту религию, которую он, руководясь светом разума, признает за истинную», что «при исповедании всякой религии люди могут найти путь к вечному спасению», что протестантизм есть лишь форма христианства, «в которой можно так же угодить богу, как и в церкви католической».

Четвертый раздел «Силлабуса» направлен против социализма и коммунизма, а заодно и библейских обществ и обществ клерикально-либеральных.

В шестом разделе «Силлабуса» речь идет о «заблуждениях», касающихся взаимоотношения церкви и государства. К таковым относится тезис о том, что при столкновении светских и церковных законов первенство принадлежит первым, что светская власть может вмешиваться в дела религии и нравственности, что школьное дело должно находиться в ведении светских властей, быть освобождено от руководства и влияния церкви и, наконец, что церковь должна быть отделена от государства, а государство от церкви.

Седьмой раздел «Силлабуса» перечисляет «заблуждения» относительно нравственности, в частности папа выступает против мнения, будто законы нравственности не нуждаются в божественном освящении.

В девятом разделе «Силлабуса» говорится о «заблуждениях», касающихся светской власти римских пап. Осуждается мнение о том, что уничтожение светской власти римских пап было бы полезным для церкви, способствовало бы ее свободе и процветанию.

Таково содержание документа, столетие которого недавно отмечалось.

Современные апологеты папства стараются оправдать деятельность Пия XI, утверждая, что своим «Силлабусом» он имел в виду судить лишь частные случаи, а не провозгласить универсальные принципы. «Силлабус», пишут они, не является непогрешимым документом, т. е. таким, с которым папа выступает, когда говорит как учитель всех христиан. На самом деле это не так: «Силлабус» был разослан с письмом статс-секретаря папы кардинала Антонелли всем патриархам, примасам, архиепископам и епископам в качестве руководства, и папа выступил в данном случае именно как учитель всех христиан. Кстати, «Силлабус» не отменен преемниками Пия IX.

Первый Ватиканский собор

Таким образом, главной задачей собора была борьба с «духом революций» в области духовной и политической, с прогрессивной мыслью, с передовыми общественными движениями.

В период подготовки собора и на соборе наиболее острая борьба развернулась вокруг вопроса о провозглашении догмата папской «непогрешимости». Противники провозглашения догмата были в среде правящих кругов разных стран и в среде высшего духовенства. На самом соборе их было более 150. В апреле 1869 г. глава баварского правительства князь Гогенлоэ, верующий католик и преданный сын церкви, обратился к баварским послам при иностранных правительствах с циркулярным письмом. В письме говорилось, что вопрос о догмате папской непогрешимости, который будет решаться на соборе, выходит далеко за пределы чисто религиозной области и носит политический характер. Кроме того, писал Гогенлюэ, в решения собора предполагается включить положения «Силлабуса», идущие вразрез со многими бесспорными положениями государственной жизни культурных стран. В связи с этим Гогенлоэ призывал правительства заявить протест против таких решений через своих послов в Риме.

Против принятия собором нового догмата высказались католические круги в Германии, Венгрии и Австрии. В Германии в 1869 г. с книгой «Папа и собор» выступил Деллингер, один из наиболее авторитетных католических богословов (книга вышла под псевдонимом Янус). На основе громадного материала из истории папства он доказал, что положение о первенстве папской власти в церкви основано на фальшивках, что вся история папства полна преступлений и свидетельствует против учения о папской непогрешимости.

* ( Янус. Папа и собор. СПб., 1870, стр. 7. Книга Януса была в ноябре 1864 г. включена в папский Индекс запрещенных книг, в этом Индексе она числится и в настоящее время.)

Открытие собора состоялось 8 декабря 1869 г. На открытие прибыло около восьмисот епископов. Число участников в ходе работы собора уменьшалось. На последнем, четвертом, пленарном заседании было только 535 человек, остальные по разным причинам (в частности, чтобы не голосовать за принятие догмата) и под разными предлогами уехали из Рима до окончания собора. Работа собора проходила в комиссиях, где большинство представляли сторонники папской партии. Выступления оппозиции ограничивались. Так, во время выступления епископа Штроссмайера, противника принятия догмата, раздались возгласы: «Позор, позор, долой еретика!» Оскорбленный Штроссмайер заявил, что «на этом соборе нет ни свободы, ни правды» и что перед ним встает вопрос, может ли он оставаться на соборе, где свобода епископов подавляется и где догматы определяются путем, до этого не известным церкви.

Решения собора

Во вступлении к «Догматической конституции католической веры» говорится об упадке веры, об образовании множества сект, о распространении идей рационализма и натурализма, о том, что многие люди отвергают бога и христианскую религию, подпав под влияние пантеизма, материализма и атеизма, и работают над разрушением человеческого общества. Далее излагается католическое учение о боге-творце, об откровении, о вере и о соотношении веры и разума.

Сформулированный весьма туманно, догмат папской непогрешимости дает возможность считать непогрешимыми не только религиозные, но и общественно-политические акты папы, ибо критерия для различения, когда папа выступает как учитель всех христиан, а когда в другой роли, нет. По существу Пий IX объявил самого себя (и других пап) непогрешимыми. Так, решения собора начинаются со слов: «. Пий, епископ, слуга слуг божьих, с одобрения святого собора. » Пункт решений собора о папской непогрешимости сформулирован подобным же образом: «. с одобрения святого собора, мы (т. е. папа Пий IX.- М. Ш.) учим и определяем». Когда архиепископ Болоньи Джуиджи в дни работы собора сказал Пию IX, что традиция церкви не знает учения о папской непогрешимости, папа ответил: «Традиция-это я!» Лишь немногие противники решений собора во главе с Деллингером (отлученным от церкви) образовали старокатолическую церковь, существующую и поныне.

«Силлабус», а затем Первый Ватиканский собор были последней попыткой папства удержаться на позициях феодального прошлого, противопоставить средневековую церковь всей современной цивилизации, сохранить ее контроль над умами и духовной культурой. Эта политика Пия IX не могла иметь успеха, в чем очень скоро сами церковные деятели убедились.

Ликвидация светской власти папы

Пий IX не отказывался от надежды на восстановление светской власти папства. Он рассчитывал то на иностранную интервенцию, то на какие-то перевороты в Европе, одним из последствий которых и будет воссоздание папского государства. В клерикальных кругах западноевропейских стран в первые годы после падения папского государства пропагандировалась идея «крестового похода» против Итальянского королевства и восстановления папского государства военной силой.

Интересные данные о закулисной возне вокруг «помощи папе» сообщал русский посол в Риме Капнист в своих донесениях за 1871 г. Из них видно, что особые надежды папа возлагал на Пруссию. В феврале 1871 г. Капнист писал, что в Бельгии создана ассоциация, имеющая ответвления в ряде стран, с целью отстоять интересы папского престола. Она составила план организации корпуса, который в нужный момент возглавит движение в пользу папы. Инициатором этого плана были люди, близкие к Ватикану. Особенно инспирировали идею крестового похода иезуиты.

Фракция немецкой католической партии центра пыталась добиться на открытии германского рейхстага в 1871 г. заявления в пользу вмешательства в итальянские дела в интересах папы. В тронной речи кайзер сказал, что Германия не будет вмешиваться во внутренние дела других народов. Против этого положения выступили представители центра. Лидер партии Виндхорт заявил, что для немецких католиков «жизненный интерес» представляет вопрос о самостоятельности и независимости папы, а из того только, что «государство Виктора Эммануила» и Церковную область населяют итальянцы, не следует, что они должны составлять единое государство. Это требование клерикалов, однако, не было принято рейхстагом.

Союзник европейской контрреволюции

* ( АВПР, ф. Канцелярия, 1871, д. 95, л. 79.)

На приеме большой делегации итальянских аристократов и иностранных паломников в ноябре 1871 г., поздравивших его с 25-летием пребывания на папском престоле, Пий IX произнес речь о том, что материализм и атеизм атакуют церковь. На самом деле он сам давно уже избрал мишенью своих нападок социализм и коммунизм. Пий IX был сторонником преследования парижских коммунаров, спасшихся от мести версальцев. В 1872 г. в отчете Генерального совета Гаагскому конгрессу Интернационала Маркс писал: «Его святейшество папа Пий IX излил свой гнев в обращении к депутации швейцарских католиков. «Ваше республиканское правительство»,- сказал он,- «считает себя обязанным принести тяжелую жертву тому, что называют свободой. Оно предоставляет право убежища большому числу людей самого низкого пошиба. Оно терпит у себя секту, называемую Интернационалом, которая хотела бы поступить со всей Европой так, как она поступила с Парижем. Этих господ из Интернационала, которые, кстати, отнюдь не господа, следует опасаться, ибо они действуют в интересах вечного врага бога и рода людского. Зачем защищать их? За них нужно молиться».

* ( К. Маркой Ф. Энгельс. Соч., т. 18, стр. 129.)

Именно Пия IX имели в виду Маркс и Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии», когда писали, что против «призрака коммунизма» объединились «все силы старой Европы», в первую очередь «папа и царь».

И папа Пий IX и царь Николай I видели друг в друге единомышленников и союзников против революции. В 1847 г. был заключен конкордат Ватикана с царской Россией. Конкордат действовал 20 лет. Пий IX надеялся, что конкордат послужит не только для совместной борьбы с революцией в Европе, но и для усиления позиций католической церкви в России. Царское правительство видело в папстве надежного союзника против революции, но при этом отстаивало преимущественные права православной церкви, главой которой считался царь. Оно стесняло и ограничивало деятельность католической церкви в России, особенно после польского восстания 1863 г.

* ( Э. Винтер. Папство и царизм. М., 1964, стр. 311; Irena Коbегdоw a. Watykan a powstanie styczniowe.- В кн. «Szkice z dziejow papiestwa». Warszawa, 1958, str. 239-263.)

Папа в то же время упрекал царя, что своими действиями против католической церкви он ослабляет силу, которая его самого, царя, поддерживает. Тем не менее мероприятия властей против католической церкви привели к такому обострению отношений с Ватиканом, что в декабре 1866 г. конкордат царским указом был расторгнут.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *