Первоклассница шварц чему учит
Первоклассница — краткое содержание книги Шварца (сюжет произведения)
Рассказ Шварца «Первоклассница» повествует нам о маленькой девочке Маруси, которая внезапно попадает в совершенно новый и восхитительный мир. Она начинает понимать значимость таких вещей, как верность слову, дружба, взаимопонимание.
Действие рассказа начинается с похода в гимназии некой девочки Маруси. Удивительно, что уже в таком возрасте девочка без чьей-либо добралась до будущего места учебы и подала документы. Даже ее мама была обескуражена и удивлена самостоятельности дочери. Девочку определили в первый класс, и она предалась томительному ожиданию первого сентября.
Девочка до такой степени ждала это событие, отказалась от мелких шалостей, которые ей были свойственны до этого. Конечно, в определенный момент она не сдержалась и, поспорив со своим товарищей Сережей, обрызгалась из шланга. Естественно, после такого она на длительное время слегла с температурой, но ее неуемное желание наконец-то пойти в школу помогло ей поправиться значительно быстрее.
Ответственный день приближался, в последний день перед 1 сентября девочка с трудом могла уснуть, очень часто внезапно просыпалась, но мама говорила ей о том, что еще слишком рано, чтобы идти в школу. Успокоившись, девочка заснула и едва не проспала свой первый учебный день. Тем не менее, она настолько молниеносно и быстро привела себя в порядок, что даже успела подойти вовремя.
За год обучения в школе Машенька кардинально изменилась. Мальчик Сережа, с которым ранее она вступала в словесные баталии и перепалки, стал ее близким другом. Если раньше Маша часто стремилась быть лучше всех, то после учебы в школе стремление к первенству в ней практически исчезло. А в сложной ситуации, когда ее подруги попали в яму, Маруся самоотверженно помогала. Также Машенька проявила чрезвычайную храбрость, когда защищала девочек от напугавших их собак.
Неспроста девочка отнеслась к походу в школу, как к крайне важному и ответственному событию, ведь именно там она обрела новых друзей, стала более открытой, гостеприимной и общительной. Именно в стенах школы Машеньке неизбежно пришлось меняться, любить других людей и с интересом и желанием общаться принимать новых людей в свое окружение.
Эссе по мотивам художественного фильма «Первоклассница»
(Версия от 1948-го года)
Героиня фильма – девочка Маруся в возрасте 7-ми лет, поступающая на учёбу в 1-й класс школы. Этому возрасту и событию свойственен определённый круг педагогических проблем в воспитании ребёнка и способов их решения.
В фильме представлен случай, когда ребёнок – единственный в семье и живёт с любящими его мамой и бабушкой. Папа часто и подолгу отсутствует из-за специфики его работы. Он – лётчик.
В таких обстоятельствах ребёнок в дошкольном возрасте воспитывается в относительно замкнутой семье, окруженный любовью и заботой, когда требования к его поведению несколько занижены. Ему многое прощается, к его ошибкам относятся снисходительно. Как следствие у него развивается эгоцентризм и завышенная самооценка, что проявляется в его поведении в виде своеволия, непослушания и даже капризности.
При поступлении в школу образ жизни ребёнка радикально меняется. Недостатки его воспитания резко проявляются при первых же его шагах в новой среде. И он сразу получает первые уроки поведения. В таком случае очень важно, чтобы учителя и воспитатели, встретившие его в школе, тактично, но строго проявили требовательность к поведению ребёнка, объясняя ему его ошибки и подсказывая правильное поведение в конкретных ситуациях. Это и показывает фильм на примере с девочкой Марусей, явившейся самостоятельно поступать в 1-й класс школы.
Кстати, первые уроки поведения для Маруси оказались уроками и для её мамы, которой пришлось обратить внимание на то, что её любимая дочка всё-таки несколько разбалована, ведёт себя слишком самонадеянно и может даже приврать.
Второй общей педагогической проблемой, касающейся всех детей и показанной в фильме на примере Маруси, явилась проблема резкого перехода от индивидуалистичного характера воспитания детей в семье к воспитанию в коллективе. Фильм на нескольких ярких примерах показывает, как учительница тактично, но настойчиво объясняет эгоцентричному ребёнку необходимость считаться с требованиями коллектива и иногда даже отказываться от своих личных претензий в пользу подруг по классу.
Одновременно вырабатывается у маленького человечка, только начинающего свою общественную жизнь, понятие о справедливости и о том, что все члены коллектива имеют равные права. В эпизоде с ручкой для письма Марусе пришлось осознать ещё и то, что нужно держать данное слово даже в ущерб себе, и уметь сдерживать свои негативные чувства.
Кульминацией фильма, на мой взгляд, является постановка проблемы лидерства в коллективе и показ способа её решения на примере спора детей о дежурстве. Фильм обращается к гениальному педагогическому открытию и практическому его воплощению великим советским педагогом А. С. Макаренко, работавшим в детской колонии для беспризорных детей. Главной в решении этой проблемы А. С. Макаренко считал идею о том, что лидерство в коллективе не является показателем превосходства одного члена коллектива над многими.
Главным смыслом лидерства является принятие на себя основного груза долга и ответственности за порученное дело, личного примера в отношении его исполнения, возможности проявления организаторских способностей каждым ребёнком, когда возникает такая необходимость.
Все люди имеют врождённое, генетически заложенное чувство стремления к лидерству. И А. С. Макаренко считал необходимым дать возможность каждому человеку ещё в детстве опробовать себя в роли лидера, чтобы выработать правильное к ней отношение. Он нашел и реализовал способ решения проблемы через создание в детском коллективе временных «сводных отрядов» для выполнения каких-то возникших работ. Членов отряда и его командира назначал сам коллектив поочерёдно из своего состава.
На время действия отряда все его члены обязаны были беспрекословно выполнять распоряжения командира. После выполнения работ отряд распускался и его командир снова становился рядовым колонистом и готов был в следующий раз оказаться в роли члена другого сводного отряда и подчиняться распоряжениям другого колониста, назначенного командиром.
В фильме есть перекличка с идеей А. С. Макаренко в сюжете о дежурстве по классу. Марусю назначают дежурной и она прекрасно справляется с порученным делом. Наводит чистоту в классе, организует проверку чистоты и опрятности всех учениц, даёт необходимые указания к поддержанию порядка в классной комнате. И получает похвалу классной учительницы. Но на следующий день Маруся отказывается передать другой ученице дежурство по классу! Она считает, что за свои «заслуги» имеет право стать постоянной дежурной. Ведь её сама учительница похвалила!
И тут уже учительнице приходится терпеливо объяснить Марусе, что все ученицы класса имеют право и даже обязанность отдежурить своё, чтобы тоже выполнить свой долг и проверить свои организаторские способности. И тут очень красиво и убедительно прозвучала сказанная ею деликатно, но твёрдо фраза: «Наташа будет такой же хорошей дежурной, как и ты!»
Наконец, в фильме затронута ещё одна «вечная» тема – проблема безопасности детей. В нём акцентирован один аспект этой темы. Показано, что уже простейшие начальные тексты, по которым дети учатся читать, подобраны методистами так, что их содержание расширяет кругозор детей, знакомит их с устройством мира, обучает правилам жизни и, в том числе, приёмам самозащиты в случае опасности. И когда по сюжету дети теряются в лесу, они вспоминают, что читали о такой ситуации, и принимают вполне разумные решения к своему спасению. Конечно, спасают их взрослые, поскольку действуют быстрее и на их стороне опыт, но самый факт активной позиции детей интересен.
Фильм выпущен 70 лет тому назад, но проблема безопасности детей остаётся злободневной и даже обостряется. Произошедшие за эти годы глубокие изменения условий жизни и идейных основ общества расширили круг опасных ситуаций для здоровья и жизни детей. Поэтому возросла актуальность звучащего в фильме сюжетного обращения ко всем взрослым гражданам страны с призывом больше обращать внимания на встречающихся им даже незнакомых детей. Примечать, чем они занимаются, о чём галдят, не плачут ли, не зовут ли на помощь. Или что-нибудь замышляют опасное. Не вертятся ли около детей какие-нибудь подозрительные типы.
В целом фильм оптимистичен, убедителен в своём гуманизме, показывает продуманную программу отношений общества с детьми и может быть принят как педагогический образец для начинающих воспитателей и педагогов.
Рецензии на книгу « Первоклассница (Выпуск 2) » Евгений Шварц
Замечательное издание с прекрасными иллюстрациями. Книгу купила в подарок девочке 7 лет, она прочитала ее с мамой. Надеюсь, через год прочитает еще раз уже самостоятельно, потому что книга понравилась.
Прекрасная книга. Покупала дочке перед первым классом. Очень понравилась. Добрая книжка, учит дружить
Просто чудесная, замечательная книга! Читали с дочкой перед первым классом несколько раз. С каким же восторгом она слушала. Вместе с героями радовались и хохотали! Даже нашли черно-белый фильм 1948 года и после прочтения с удовольствием посмотрели. Книга отлично подойдёт на подарок!
Читали сейчас, после окончания первого класса, книга ждала этого момента в шкафу. Многое обсудили, поговорили о школе, взаимоотношениях с одноклассниками и учителями.
Конечно, современная школа немного отличается, но читать было интересно. Пионеры и советская страна нам уже встречались в других книгах, расширили эти понятия.
Дочка и сама немного читала книгу, шрифт удобный, есть буква ё.
Иллюстраций не сильно много, но приятные, подходящие этой книге.
Весьма любопытен рассказ о том, как девочки потерялись в лесу. Сейчас учительница не принимала бы такое активное участие, не поехала бы за ними, на её месте были бы родители. Роль школы в жизни детей стала не такой всеобъемлющей.
Очень довольна книгой. Покупала для сына перед школой. С удовольствием читали про Марусю, рассматривали картинки и обсуждали предстоящую школьную жизнь. Я искала книгу именно про школу и долго выбирала. Наткнувшись на Шварца, сама прочитала залпом) рекомендую! будет интересно и детям и взрослым)
Впервые сделала покупки в Лабиринте, чему очень рада. Книгу «Первоклассница» приобрела для своей дочери, которая в этом году идет в 1 класс. Девочка у меня очень любит читать, поэтому мы с ней с большим удовольствием и довольно быстро прочитали занимательные истории, которые произошли с Марусей. Пусть действие происходит не в наше время, но суть событий и эмоций, которые испытывают дети, идущие в 1 класс, актуальны и сегодня. Я и сама с удовольствием вспомнила своё детство. Спасибо автору и Лабиринту!
Буду и в дальнейшем заказывать у вас книги.
Вчера начали читать книгу с дочкой 7 лет.Очень интересная и легко читается.Рекомендую.
О самом первом учебном годе девочки Маруси, ребята узнают, прочитав книгу. И узнают, как Маруся впервые пришла в школу, как познакомилась с учительницей, другими ученицами из своего класса, как училась писать, дежурила в классе. А еще о новых и старых друзья. Не все будет получаться с первого раза, но если не опускать руки, то все обязательно получится!
Текст печатается по изданию: Шварц Е. Сказки, повести, пьесы. Л.: Детская литература, 1969.
Из всех представленных сейчас вариантов «Первоклассницы», на мой взгляд этот Самый лучший!
Рассказ Шварца «Первоклассница» повествует нам о маленькой девочке Маруси, которая внезапно попадает в совершенно новый и восхитительный мир. Она начинает понимать значимость таких вещей, как верность слову, дружба, взаимопонимание.
Действие рассказа начинается с похода в гимназии некой девочки Маруси. Удивительно, что уже в таком возрасте девочка без чьей-либо добралась до будущего места учебы и подала документы. Даже ее мама была обескуражена и удивлена самостоятельности дочери. Девочку определили в первый класс, и она предалась томительному ожиданию первого сентября.
Девочка до такой степени ждала это событие, отказалась от мелких шалостей, которые ей были свойственны до этого. Конечно, в определенный момент она не сдержалась и, поспорив со своим товарищей Сережей, обрызгалась из шланга. Естественно, после такого она на длительное время слегла с температурой, но ее неуемное желание наконец-то пойти в школу помогло ей поправиться значительно быстрее.
Ответственный день приближался, в последний день перед 1 сентября девочка с трудом могла уснуть, очень часто внезапно просыпалась, но мама говорила ей о том, что еще слишком рано, чтобы идти в школу. Успокоившись, девочка заснула и едва не проспала свой первый учебный день. Тем не менее, она настолько молниеносно и быстро привела себя в порядок, что даже успела подойти вовремя.
За год обучения в школе Машенька кардинально изменилась. Мальчик Сережа, с которым ранее она вступала в словесные баталии и перепалки, стал ее близким другом. Если раньше Маша часто стремилась быть лучше всех, то после учебы в школе стремление к первенству в ней практически исчезло. А в сложной ситуации, когда ее подруги попали в яму, Маруся самоотверженно помогала. Также Машенька проявила чрезвычайную храбрость, когда защищала девочек от напугавших их собак.
Неспроста девочка отнеслась к походу в школу, как к крайне важному и ответственному событию, ведь именно там она обрела новых друзей, стала более открытой, гостеприимной и общительной. Именно в стенах школы Машеньке неизбежно пришлось меняться, любить других людей и с интересом и желанием общаться принимать новых людей в свое окружение.
Также читают:
Рассказ Первоклассница (читательский дневник)
Популярные сегодня пересказы
Роман «Графиня де Монсоро» был впервые опубликован Александром Дюма-отцом в 1846 году, произведение является второй частью известной трилогии автора, посвященной гугенотским войнам
Краткие пересказы произведений разных авторов
К известному сыщику Шерлоку Холмсу пришел за советом доктор Мортимер, однако не застал его дома и, уходя, забыл свою трость. Дожидаясь его второго визита, Холмс и Ватсон по очереди по этой трости методом
Бравый солдат возвращается с войны домой. Он в хорошем расположении духа, бодр, весел и готов к новым свершениям на гражданском поприще. Дорога лежит через лес, в котором он встречает странноватую старуху. Та оказывается колдуньей.
Первоклассница шварц чему учит
#Отзыв_Букландия
Повесть Евгения Львовича Шварца «Первоклассница» впервые была напечатана в журнале «Мурзилка» в 1947 году и сразу же стала очень популярной. Повесть о семилетней девочке Марусе, которая идет в первый класс средней женской школы № 156 Сталинского района и попадает в интересный, странный и абсолютно незнакомый мир школьных занятий, юные и взрослые читатели зачитывали до дыр. Повесть «Первоклассница» передавали читать друзьям и знакомым, смеялись над фирменным юмором Шварца, с увлечением следили за школьными приключениями Маруси и её подружек. Через год, в 1948 году, режиссер Илья Фрэз снят известный фильм «Первоклассница», который еще сильнее увеличил популярность повести Шварца. С конца 40-х годов прошлого века повесть «Первоклассница» пережила множество изданий. Ею зачитывались наши бабушки и мамы, а теперь зачитываются дочери и внучки. «Первоклассница» подтвердила высокий статус детской классики и продолжает радовать всё новые поколения детей.
В чем причина такой феноменальной популярности повести Шварца «Первоклассница»? Я думаю, в том, что писатель успешно применил приём Льюиса Кэрролла из «Алисы в стране чудес» и «Алисы в Зазеркалье». Маленькая девочка попадает в непонятный и загадочный мир, она пытается разобраться в законах этого мира и попадает во множество весёлых ситуаций. Девочка знакомится с новым миром, и он меняет её, делает лучше и взрослее. Для Алисы таким новым миром оказываются Страна Чудес и Зазеркалье, для Маруси— Школа. Это беспроигрышный приём, который делает любую историю интересной, захватывающей и поучительной. Контраст между наивным, детским восприятием жизни маленькой Маруси и строгими школьными правилами вызывает смех. Мы радуемся успехам девочки, которая старается понять законы школьной жизни, стать примерной школьницей. Нам становится даже немного жаль Марусю: ведь постепенно она взрослеет, теряет своё детское очарование, становится другим человеком. Эта новая Маруся, тоже хорошая примерная девочка, но теперь она вряд ли, не задумываясь, кинется в драку с Серёжей, который её постоянно дразнит или будет прыгать с другими детьми под брызгами поливального шланга дворника. Мы вместе с Марусей учимся целый год в первом классе: живем её радостями и успехами, смеёмся над её проделками, переживаем, когда она попадает в неприятности. Расставаться с Марусей в конце повести грустно, но мы видим новую повзрослевшую девочку, перед которой раскрываются новые горизонты жизни и нас это утешает.
Повесть полна своеобразным юмором Евгения Шварца, который всегда вызывает улыбку, а иногда и заливистый смех. Ироничные фразы типа: «– Замолчи! – говорит Маруся. – Анна Ивановна говорит, что в беде дружно держаться надо. Будешь ссориться, я тебя за косу дёрну» — во множестве разбросаны по тексту повести.
Повесть «Первоклассница» написана в конце 1940-х годов, поэтому в ней есть приметы времени, которые будут непонятны современным детям, родителям нужно будет их объяснить. Например, почему Маруся учится в школе, где нет мальчиков, а учатся только девочки? Нужно рассказать о том, что в те времена было раздельное обучение: мальчики учились в одних школах, а девочки в других, были мужские и женские школы. Или, например, почему Маруся так переживает, что ей долго не дают писать с помощью чернильницы? Нужно объяснить, что тогда не было шариковых или гелевых ручек, все писали перьевыми ручками, макая их в чернильницу. Писать чернилами было непросто, можно было вымазаться чернилами и испортить тетрадь кляксами, поэтому детей долго учли пользоваться чернильницей. Чтение повести Шварца потребует от родителей уделить ребёнку больше внимания и рассказать о позднесталинском времени и быте конца 1940- начала 1950-х годов. И это не будет лишним. Понемногу узнавая историю свой страны по лучшим образцам литературы, ребенок лучше станет понимать жизнь своих бабушек и прабабушек, почувствует себя важной частью целой череды поколений.
Книга Евгения Шварца «Первоклассница» вышла в издательстве «Энас-Книга» в серии «Детвора». Книга небольшого формата в твердой обложке с рисунком; бумага белая, плотная, офсетная; шрифт крупный; название глав выделятся красным шрифтом. Цветные иллюстрации Елены Володькиной. Рисунков в книге много, они простые и яркие, слишком милые, даже, на мой взгляд, немножко сахарно-ванильные, но маленьким детям такая «красочная милота» придется по душе.
Книга рекомендована для детей дошкольного и младшего школьного возраста (без возрастных ограничений). Особенно будет хорошо, если вы подарите её детям, которые собираются идти скоро в первый класс или учатся сейчас в первом классе. Повесть «Первоклассница» с интересом прочтут и взрослые читатели, ведь творчество Евгения Львовича Шварца— это настоящая классика на все времена.