Первоклассник не слышит учителя что делать

Ребенок не слушает учителя

Вопрос психологам

Спрашивает: Ольга

Категория вопроса: Дети

Первоклассник не слышит учителя что делать. empty. Первоклассник не слышит учителя что делать фото. Первоклассник не слышит учителя что делать-empty. картинка Первоклассник не слышит учителя что делать. картинка empty.

Получено 2 совета – консультации от психологов, на вопрос: Ребенок не слушает учителя

Первоклассник не слышит учителя что делать. ShenderovaE. Первоклассник не слышит учителя что делать фото. Первоклассник не слышит учителя что делать-ShenderovaE. картинка Первоклассник не слышит учителя что делать. картинка ShenderovaE.

Шендерова Елена. Москва. Возможна работа по телефону, skype, watsapp.

Первоклассник не слышит учителя что делать. KaramyanK. Первоклассник не слышит учителя что делать фото. Первоклассник не слышит учителя что делать-KaramyanK. картинка Первоклассник не слышит учителя что делать. картинка KaramyanK.

Когда ребенок идет в первый класс, и оказывается в новой для него ситуации, как правило он всеми силами пытается быть успешным! Слушать учителя, выполнять задания хорошо, общаться со сверстниками. И если у него что-то не получается, то часто не потому что он не хочет, а именно потому что он не может.

Проблема с вниманием сейчас наблюдается у колоссального количества детей. Но за одними и теми же симптомами могут стоять очень разные причины.

Бывает, что дело в здоровье или особенностях физиологии. Например гиперактивным детям трудно удерживать внимание (но я предполагаю, вы бы написали о том, что ваш ребенок всегда был очень активным и невнимательным, если бы это был ваш случай).

Или труднее удерживать внимание детям с ведущей левой рукой (или правильнее сказать ведущим правым полушарием). Их мозг развивается немного иначе, чем у правшей (левополушарных), в связи с чем некоторые функции развиваются медленнее, чем у сверстников, или точнее «сложнее». Занимаются такими особенностями развития нейропсихологи, и чтобы убедиться, что у вашего ребенка нет подобных проблем, Ольга (если есть, то это достаточно легко корректируется в этом возрасте с помощью специальных зарядок), стоит проконсультироваться со специалистом такого профиля.

Однако, помимо физиологических причин за проблемами с вниманием могут стоять психологические факторы.

Критика и нотации не только не помогут, но еще и усугубят эту проблему! Ведь ему и так нелегко чувствовать, что он не справляется с тем, с чем справляются сверстники. Он итак чувствует себя хуже из-за этого. И если сейчас усугубить ситуацию еще и вашей критикой, его мотивация учиться может исчезнуть вовсе, а весь процесс обучения будет ассоциироваться с негативом. Снежным комом к проблеме с вниманием будут добавляться проблемы с желанием учиться, самооценкой, настроением и т.д. И сейчас крайне важно не допустить этого, Ольга!

Однако, помимо вышесказанного, за проблемами с вниманием может стоять еще и переживание какого-то неблагополучия. Если есть что-то, что беспокоит ребенка, что-то, что занимает его всего, отвлечение или уход в фантазии становится способом защититься от этих переживаний. А в результате страдает учебная деятельность. Подумайте, Ольга, происходило ли в жизни ребенка что-то, что он может переживать (ссоры в семье, расставания или разрывы, появление еще одного ребенка. )? И возникают ли подобные проблемы вне школы (уходит ли он в фантазии дома, часто ли не слышит ваши реплики. )? И если да, то имеет смысл обратиться к психологу, чтобы разобраться с этой проблемой как можно скорее.

Ольга, я перечислила самые распространенные причины, стоящие за проблемами с вниманием. И возможно, вы уже что-то смогли взять на вооружение! Однако, бывают и другие. И тогда, чтобы понять наверняка, стоит прийти с ребенком на очную консультацию.

Сейчас, когда он только начинает свой путь в школе, и опыт неудач еще не накопился в целую систему, самое время ему помочь, Ольга. Так что смело обращайтесь, если будет такая потребность!

Карамян Карина Рубеновна, психолог, психотерапевт, г. Москва

Источник

Ребенок не слушает учительницу

Вопрос психологам

Спрашивает: Елена

Категория вопроса: Дети

Первоклассник не слышит учителя что делать. empty. Первоклассник не слышит учителя что делать фото. Первоклассник не слышит учителя что делать-empty. картинка Первоклассник не слышит учителя что делать. картинка empty.

Здравствуйте! У меня такая проблема, моему сыну Антону 7 лет. В этом году он пошел в 1 класс. Прошла всего неделя, а на него постоянно жалуется учительница. Сразу скажу что учитель у нас не молодой, а уже с большим стажем. Каждый раз когда я его забераю со школы, учитель говорит мне что он не слушает на уроке, перебивает ее вообщем не дает вести урок. Пересадили его на первую парту с девочкой, один день все было хорошо, его даже похвалили. А сегодня забирал его дедушка и учительница сказала что он опять не дает вести урок, и на празднике их посвещали в первоклассники он вел себя отвратительно! Я с ним не однократно проводила беседы, объясняла что нельзя себя так вести на уроках, что надо слушать учителя и т.д. Так же с ним муж разговаривал и дедушка с бабушкой. Я может быть не правильно объясняю ему что-то. Начинаю с ним разговаривать он глаза в пол опускает и с него не вытянишь слово. У меня уже сегодня истерика началась. мне кажется что меня на долго не хватит. Ну не хочу я своего ребенка лупить ремнем, чтобы до него дошло что нельзя себя так вести на уроках. А еще сегодня учительница сказала что он с ней разговаривает как на равных! Что мне делать? Помогите пожалуйста! Вы у меня уже последняя надежда. Заранее спасибо! Елена 29 лет менеджер

Получено 3 совета – консультации от психологов, на вопрос: Ребенок не слушает учительницу

Психолог Томск Был на сайте: 9 августа

Ответов на сайте: 114 Проводит тренингов: 0 Публикаций: 24

Первоклассник не слышит учителя что делать. 7f50275d07dd36da4ed39daf4ac93e93. Первоклассник не слышит учителя что делать фото. Первоклассник не слышит учителя что делать-7f50275d07dd36da4ed39daf4ac93e93. картинка Первоклассник не слышит учителя что делать. картинка 7f50275d07dd36da4ed39daf4ac93e93.

Здравствуйте, Елена. Ребенку непросто привыкать к дисциплине в школе, особенно, если он чувствовал себя свободно в семье и детском саду. Я не возмусь давать советы, так как не ясно, что происходит с ребенком. Как раньше он поступал с тем, что можно, что нельзя? Как он себя чувствует в школе? Возникает много вопросов, получить ответ на который в формате сайта невозможно. Если Вы действительно живете в Ирландии (как указано в ваших данных здесь), попробуйте найти психолога, говорящего на одном языке с ребенком, там, где Вы живете, чтобы он нашел подход к ребенку и узнал, что происходит с ним и как он воспринимает эту ситуацию. Только тогда можно будет достучаться до ребенка, чтобы наладить диалог и повлиять на его поведение.

Журавлева Наталья Анатольевна, психолог Томск

Психолог Томск Был на сайте: 25.07.2019

Ответов на сайте: 841 Проводит тренингов: 2 Публикаций: 9

Первоклассник не слышит учителя что делать. SikorskayaE. Первоклассник не слышит учителя что делать фото. Первоклассник не слышит учителя что делать-SikorskayaE. картинка Первоклассник не слышит учителя что делать. картинка SikorskayaE.

«. он вел себя отвратительно!» столько всего в этой фразе. Интересно, откуда Вам это определение так знакомо? кто с Вами так общался.

Немного информации

Нарциссический родитель расширяет границы личности бесконечно, бессознательно полагая других ходячими филиалами себя. Это называется нарциссическое расширение.

К тому же у любого ребенка нет другого опыта кроме того, который передают ему родители. Как ведут себя родители, как они разговариват, так же и «зеркалят» их дети. Наши дети копируют наши поступки.

Ребенок копирует Ваше поведение, интонации, манеру разговаривать. Ребенок будет вести так, как Вы сами себя ведете в повседневной жизни, когда Вы думаете, что Вас никто не видит.

Источник

Первоклассник не слышит учителя что делать

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21616
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок

Первоклассник не слышит учителя что делать. b4. Первоклассник не слышит учителя что делать фото. Первоклассник не слышит учителя что делать-b4. картинка Первоклассник не слышит учителя что делать. картинка b4.Первоклассник не слышит учителя что делать. b3. Первоклассник не слышит учителя что делать фото. Первоклассник не слышит учителя что делать-b3. картинка Первоклассник не слышит учителя что делать. картинка b3.

Есть ли уребенка неврология в анамнезе?

Принимает ли ребенок сейчас витамины?

Насколько ребенку вообще свойственно быть медлительным и мечтательным? Есть ли по Вашим ощущениям связь между уровнм интереса ребенка к занятию и склонностью к мечтанию?

LuisaO
Детский сад
Первоклассник не слышит учителя что делать. snow1. Первоклассник не слышит учителя что делать фото. Первоклассник не слышит учителя что делать-snow1. картинка Первоклассник не слышит учителя что делать. картинка snow1.

Добавлено спустя 1 минуту 59 секунд:

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21616
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок

Первоклассник не слышит учителя что делать. b4. Первоклассник не слышит учителя что делать фото. Первоклассник не слышит учителя что делать-b4. картинка Первоклассник не слышит учителя что делать. картинка b4.Первоклассник не слышит учителя что делать. b3. Первоклассник не слышит учителя что делать фото. Первоклассник не слышит учителя что делать-b3. картинка Первоклассник не слышит учителя что делать. картинка b3.

Цитата:
У нас диагноз ЗПР, стоим на учете у психоневролога, у ребенка прогресс положительный, врач сказала, что понаблюдаемся до 4 класса и диагноз снимет.

Есть ли в классе еще подобные дети? Как у них складываются отношения с учителем?

LuisaO
Детский сад
Первоклассник не слышит учителя что делать. snow1. Первоклассник не слышит учителя что делать фото. Первоклассник не слышит учителя что делать-snow1. картинка Первоклассник не слышит учителя что делать. картинка snow1.

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21616
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок

Первоклассник не слышит учителя что делать. b4. Первоклассник не слышит учителя что делать фото. Первоклассник не слышит учителя что делать-b4. картинка Первоклассник не слышит учителя что делать. картинка b4.Первоклассник не слышит учителя что делать. b3. Первоклассник не слышит учителя что делать фото. Первоклассник не слышит учителя что делать-b3. картинка Первоклассник не слышит учителя что делать. картинка b3.

Цитата:
Мой попал в список кого якобы не берут, так как не умеет себя вести.

Как отнесся к этому ребенок?

Возможно ли, на Ваш взгляд, то, что ребенок говорит о своей любви к учительнице потому, что опасается, что она может узнать, что он негативно отзывался о ней, и наказать его?

Цитата:
Учитель говорит при ребенке, что он ее не видит и не слышит,постоянно ругает, кричит, ставит в дневник поведение плохо, очень плохо. Если ребенок не услышал с первого раза может поставить в угол, на перемене стоим в углу

Это воспитательные меры, направленные только на Вашего ребенка? Или это педагогические приемы, применимые ко всем нарушителям спокойствия в классе?

Благодарностей: (1)LuisaO
Детский сад
Первоклассник не слышит учителя что делать. snow1. Первоклассник не слышит учителя что делать фото. Первоклассник не слышит учителя что делать-snow1. картинка Первоклассник не слышит учителя что делать. картинка snow1.

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21616
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок

Первоклассник не слышит учителя что делать. b4. Первоклассник не слышит учителя что делать фото. Первоклассник не слышит учителя что делать-b4. картинка Первоклассник не слышит учителя что делать. картинка b4.Первоклассник не слышит учителя что делать. b3. Первоклассник не слышит учителя что делать фото. Первоклассник не слышит учителя что делать-b3. картинка Первоклассник не слышит учителя что делать. картинка b3.

Вы побывали на уроке, как Вам показался уровнь Вашего ребенка на фоне класса? Если ребенок получает 5 за урок, значит, он достаточно хорошо ориентируется в материале.
Вы слушали объяснения учителя вместе с классом, было ли это в самом деле интересно?

Я консультирую в Академгородке и в клинике «Инсайт» (район метро Речной вокзал), консультация стоит 800 рублей.

Источник

8 советов родителям, если у ребёнка не сложились отношения с учителем

Школьный конфликт — не то, что можно игнорировать. Даже родителям, которые в школе бывают только 1 сентября, а в электронный дневник впервые заглядывают под Новый год. Но скандал может сделать ещё хуже. Вроде и бездействовать нельзя, и навредить не хочется. Вот тут несколько советов, которые подскажут родителям, где надо махнуть рукой, а где — бежать к директору.

1. Поговорите с ребёнком. Но так, чтобы его правда услышать и понять

Конечно, бывают ситуации, когда не до разговоров и надо бежать не то что к директору, а прямо в полицию. Но обычно в конфликте с учителем сразу не ясно, кто тут виноват и что вообще случилось. Постарайтесь провести этот разговор нейтрально — вам нужны факты, а не эмоции. То есть если вы, заглядывая ребёнку в глаза, трагическим голосом спрашиваете, что там эта чокнутая химичка опять устроила, то не сомневайтесь, ребёнок постарается дать такие подробности, чтобы мама осталась довольна. Это не нейтральный разговор о проблеме, так и знайте.

Первоклассник не слышит учителя что делать. 590. Первоклассник не слышит учителя что делать фото. Первоклассник не слышит учителя что делать-590. картинка Первоклассник не слышит учителя что делать. картинка 590.

2. Вы должны быть на стороне ребёнка. Даже если согласны с учителем

3. Убедитесь, не мерещатся ли вам злые козни там, где их нет

Да, иногда учитель поступает несправедливо. Но за несправедливостью необязательно стоит скрытая неприязнь к вашему ребёнку. Признайтесь, вы тоже не всегда разбираетесь, кто из детей устроил погром в квартире за те пару субботних часов, что вы спали, и сгоряча кричите не на того или на всех сразу. Даже на кошку. В общем, если учитель выгнал вашего ребёнка с урока за то, что тот болтал с соседом, это ещё не значит, что ваш теперь навсегда изгой, а сосед — любимчик.

Первоклассник не слышит учителя что делать. 590. Первоклассник не слышит учителя что делать фото. Первоклассник не слышит учителя что делать-590. картинка Первоклассник не слышит учителя что делать. картинка 590.

4. Поговорите с учителем с глазу на глаз

Разговор с учителем — самый важный пункт. На этом этапе ни в коем случае не надо подключать вообще никого — ни других родителей, ни директора. Вспомните всё, что вы читали о важных переговорах: внимательно слушать, не перебивать, не теребить пуговицу и всё такое. Разговор этот нужен и вам, и учителю, чтобы услышать друг друга. Очень часто, кстати, после разговора проблема рассасывается. Когда вместо злобной училки, ненавидящей всех детей на свете (а вашего так вообще), вы видите перед собой неравнодушную женщину, которая задерживается после работы допоздна, чтобы поговорить — тадам — о вашем ребёнке, скандала уже не так хочется.

5. Не спорьте с учителем по мелочам

Бывает, что причиной конфликта оказывается вовсе не то, за что надо биться насмерть. Если для вас спорный вопрос вполне себе проходной, а для учителя, наоборот, очень важный — идите учителю навстречу. Приводить ребёнка вовремя (да, перестать просыпаться за пять минут до выхода), регулярно смотреть электронный дневник (найти, наконец, пароль!), оборачивать учебники в обложку (хватит откладывать поход в магазин, уже ноябрь) — это всё можно сделать малой кровью. И будет всем счастье.

Первоклассник не слышит учителя что делать. 590. Первоклассник не слышит учителя что делать фото. Первоклассник не слышит учителя что делать-590. картинка Первоклассник не слышит учителя что делать. картинка 590.

6. По важным вопросам тоже не спорьте

Бывает, что вы с учителем не сходитесь по принципиальному вопросу. Всем известно, что по-настоящему принципиальных вопросов, по которым компромиссы невозможны, всего два: можно ли кормить грудью в общественных местах и делать или не делать уроки с ребёнком. Так вот, допустим, учитель требует от вас сидеть за уроками, а вы считаете, что это не нужно и даже вредно. Спорить тут — только нервы портить друг другу. Лучше даже не начинайте. Соглашайтесь, кивайте, обещайте, а у себя дома делайте так, как считаете нужным. Ребёнок-то ваш, а не школьный.

7. Если с учителем не пошло, идите к директору

Если разговор с учителем не привёл вас к взаимопониманию или компромиссу и вы видите, что зашли в тупик, пора к директору. Иногда директор может повлиять на позицию учителя или вы можете договориться с ним о переводе ребёнка в параллельный класс. В общем, как правило, что-то можно сделать.

Вот тут, если вы принципиальный борец, можно высказать все свои претензии к учителю, школе и к образованию вообще. Между прочим, это не так бесполезно, как кажется. Именно родители по закону — «заказчики образования». Так что если вам есть что сказать — говорите. Скорее всего, вас внимательно выслушают. Если нет — переходите к следующему пункту.

Первоклассник не слышит учителя что делать. 590. Первоклассник не слышит учителя что делать фото. Первоклассник не слышит учителя что делать-590. картинка Первоклассник не слышит учителя что делать. картинка 590.

8. Ну а если и это не сработало — тогда всё-таки сменить школу (или хоумскулинг)

Если ничего не помогает, администрация на контакт не идёт, конфликт не решается и вы видите, что на ребёнке всё это плохо сказывается — меняйте школу. Это не так сложно, как кажется. Потому что школа — это надолго (11 лет вообще-то) и ребёнок должен ходить туда если не с удовольствием, то точно не каждый день как на казнь. В конце концов, можно перейти на любую другую доступную и подходящую вам форму обучения — семейную, например. И тогда на месте учителя окажетесь уже вы.

Источник

Трудности в обучении первоклассников

1. Не слышит учителя.

Если ребенок плохо слышит не только на уроке, но и в повседневной жизни, не понимает обращенную речь, когда не видит лица говорящего – можно предположить, что у него имеет место снижение физического слуха. Установить его степень может лор-врач, а наблюдать и лечить – врач-сурдолог. Кроме того, возможно, ребенок плохо слышит по другим причинам, например, из-за патологии органов дыхания. Он может иметь трудности включения в учебный процесс: не понимать и не принимать учебную ситуацию в силу психологической незрелости, несформированности учебной мотивации. Допустим, ребенок пришел в школу играть и общаться, а не учиться. Кроме того, многие дети не умеют себя вести в классе, их нужно этому учить. Бывают дети, которые не могут сосредоточиться, когда в классе шумно. Такому ребенку требуется стимулирующая помощь учителя: ободрение, похвала, установка на успех, а также щадящий режим, дополнительные занятия в менее отвлекающей обстановке. Возможно, ребенок физически ослаблен; в семье не обеспечивается режим дня и питания, нарушена формула сна. Это тоже не позволяет ему сосредоточиться на необходимый отрезок времени и слушать учителя. Напоминаем, что ребенку семи лет, особенно в период адаптации, необходимо спать не менее 10 часов.

2. Плохо понимает скрытый смысл текста, с трудом решает задачи.

3. Ходит по классу во время урока; сидит под партой, кривляется и т.п.

Возможно, это гиперактивный ребенок, который просто не в силах усидеть за партой даже 30 минут. Поможет смена видов деятельности, физкультминутки, релаксационные паузы. Может потребоваться и помощь невролога. Объясните родителям, что подвижных детей не стоит насильно заставлять выполнять какие-то дополнительные задания. Гораздо важнее набраться терпения и сделать уроки! Развитие памяти, внимания, фонематического восприятия, мелкой моторики, звуко-буквенный анализ – все это можно делать в любой обстановке: призовите свою фантазию! Это касается и учителя, и родителей. Причиной может оказаться и незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность навыков учебной деятельности или протестная реакция на сложное задание.

4. Ребенок, сидя за партой, не удерживает рабочую позу; сидит за партой в вычурной позе.

У таких детей, как правило, наблюдается также неловкость в движениях (общих и мелких), много лишних движений, затруднено выполнение тонких движений руки. При письме ребенок двигает языком или ногами, поднимает, напрягает плечи. При чтении принимает неестественную позу; следя глазами, задерживает дыхание. Все эти непроизвольные движения, неадекватные выполняемому действию, говорят о склонности ребенка к навязчивостям. Необходимо выполнять упражнения, восполняющие функциональную недостаточность структур мозга, координирующих и регулирующих движения. На коррекционых занятиях эти дети должны ползать, маршировать, делать перекрестные движения, отбивать ритм, выполнять ритмичные движения в сочетании с речью (стихи, речевки, чистоговорки), учиться действовать (или воздерживаться от действия) по условному сигналу, осваивать дыхательную гимнастику и ряд специальных упражнений. Многое из этого могут применять как учителя, так и родители. Вместе с тем, чередуя умственную нагрузку с динамическими паузами (физкультминутками), следует приучать ребенка сохранять рабочую позу в течение всё более длительного промежутка времени. В течение урока напоминайте детям о правильной посадке за партой: спину держим прямо, плечи ровно, голову прямо. Традиционная рабочая поза сохраняет так называемую «спинномозговую вертикаль», что является необходимым условием умственной работоспособности ребенка.

5. При письме рука устает; дрожит; слабеет; тяжелеет; сильно напрягается.

Низкий уровень физиологической готовности к обучению. Это может быть связано с состоянием физической ослабленности (часто болеющий ребенок). Нередко первоклассники испытывают повышенную тревожность и ответственность, страх перед оценкой (вплоть до неврозов). Атмосфера благожелательности, положительный эмоциональный настрой в классе и дома – необходимое условие успешности таких детей. Поговорите с родителями: никаких переписываний, домашнее задание выполняется один раз, после отдыха, в хорошем настроении. Есть масса способов развить мелкую моторику и укрепить мышцы кисти, не доводя состояние ребенка до необходимости вмешательства врачей и массажистов.

6. Любое замечание учителя, снижение оценки вызывает слезы.

Причиной может быть неустойчивость, неуравновешенность психики, незрелость эмоционально-волевой сферы. Возможно, ребенок физически ослаблен, плохо себя чувствует. Нередко встречаются дети с повышенной эмоциональной чувствительностью, восприимчивостью. Повышение голоса и строгий взгляд вызывает у таких детей стрессовую реакцию, они теряются, ведут себя неадекватно. Соразмеряйте свое воздействие!

7. Говорит кратко, очень тихо.

8. Говорит очень громко.

Может быть следствием нарушения физического слуха (см. пункт 1). Встречается также громкий голос по физиологическим причинам. Особенности речевой среды в семье могут сформировать привычку говорить громко, кричать без надобности. Однако чаще всего у ребенка нарушены или не сформированы механизмы саморегуляции – а это значит, что требуются меры коррекционного и воспитательного свойства.

9. Затрудняется в исполнительной стороне графических функций (трудности формирования процесса письма).

Обычно это следствие недостаточности фоновых компонентов психической деятельности: плавности, переключаемости, удержания уровня тонуса. С точки зрения нейропсихологии это проблемы в подкорковых структурах мозга. Желательна консультация специалиста. Все чаще встречаются дети с несформированностью пространственных представлений, зрительного восприятия.

10. При чтении не может плавно прочитать фразу, сбой дыхания. Спотыкается на первом слоге или букве, «застревает».

Возможные причины: нарушение дыхательной функции из-за снижения объема жизненной емкости легких, слабый тип нервной системы, замедленный темп деятельности. Таким же образом может проявляться дизартрия (см. пункт 14). В тяжелых случаях можно заподозрить развитие невроза, включая логоневроз (речевой невроз). Как правило, эти дети имеют легкие функциональные или органические нарушения нервной системы, в частности, алалию или дизартрию. Погоня за скоростью чтения может сыграть крайне отрицательную роль в развитии и обучении таких детей. Трудности усугубятся, сформируется стойкое специфическое нарушение чтения – дислексия.

11. Очень долго делает уроки, не успевает писать за учителем, замедленный темп деятельности.

Медлительный ребенок постепенно врабатывается в учебный материал, его трудно переключить на другое задание. Он «долго раскачивается», зато потом быстро работает. Желание взрослых подгонять такого ученика приводит к тому, что он начинает нервничать и еще дольше не может вникнуть в работу. Родители и педагоги относят это на счет упрямства, однако в спокойной обстановке ребенок способен переключиться на новый вид деятельности гораздо быстрее. У такого ребенка предыдущая инструкция может наложиться на последующую и привести к путанице. Он плохо справляется с короткими и быстрыми самостоятельными работами, а учителя и родители считают, что ребенок ленится и может работать, «когда захочет». При медленном темпе работы значительно лучше обучается.

12. Частые слезы, не хочет идти в школу, боится отвечать у доски, скован.

Возможно, «виноваты» индивидуальные свойства ребенка: слабость нервной системы, повышенная тревожность, неуверенность в своих силах. В этом возрасте, особенно в связи с изменением социальной ситуации (новая обстановка, незнакомые взрослые и сверстники), у детей может проявиться сильная привязанность и даже зависимость от матери. Возможно, ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к школьной обстановке, установить положительно-эмоциональный контакт с учителем. Учитель – главная фигура для первоклассника! Ни в коем случае не стыдите ребенка, не сравнивайте с более успешными одноклассниками, станьте соавтором его первых школьных успехов.

13. Зеркальное письмо: переворачивает буквы, цифры или начинает писать (чертить) справа налево.

Основные причины: несформированность зрительно-пространственных представлений. Нарушение зрительного восприятия. Скрытая или явная леворукость.

Несвоевременное формирование процесса левополушарной латерализации (установление доминантной роли левого полушария головного мозга) может стать источником неудач в становлении письменной речи. К моменту обучения грамоте у ребенка должна уже быть определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества, при попытках насильно заставлять леворукого ребенка писать правой рукой затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности, что неизбежно приводит к проблемам.

Если с течением времени ребенок дает все больше зеркальных переворотов букв, пишет неразборчиво, то нужно обратиться к специалистам. Однако есть и меры развивающе-профилактического характера, о которых пойдет речь в другой главе.

14. Нечеткая «смазанная» речь; когда говорит, мышцы, лица, губ, языка вялые или, наоборот, слишком напряженные. Бывает повышенное слюноотделение. Волнуясь, затрудняется в произнесении сложных слов.

Возможно, это признаки нарушения двигательной функции органов речевого аппарата (язык, губы, небо), т.е. дизартрия. Это может установить логопед или врач-невролог. Такому ребенку требуется лечение и индивидуальный подход. Нельзя форсировать процессы овладения чтением и письмом, навыки следует формировать постепенно, «не гнаться» за скоростью чтения.

15. Плохо запоминает стихи, услышанный или прочитанный текст.

Недостаточный уровень развития памяти, внимания. Может быть, у ребенка не сформирован навык произвольного запоминания. Если ребенок плохо запоминает со слуха – ему поможет зрительная опора, работа с зеркалом, проговаривание (особенно одновременно с ритмичными движениями).

То, что мы считаем плохой памятью, может быть следствием недоразвития мыслительных процессов, недостаточности активного словаря, слабого воображения (не может представить то, о чем говорится).

16. Плохо различает на слух близкие по звучанию звуки речи, не дифференцирует мягкие и твердые согласные; все это сказывается на письме и чтении.

Признаки крайне низкого уровня сформированности фонематического восприятия. Нужна помощь логопеда, совместная работа логопеда и учителя.

Часто встречается у левшей, коррекции поддается только при регулярных интенсивных занятиях.

17. На письме сложности с правильным употреблением предлогов, трудности с математикой.

Несформированность пространственных ориентировок: выше-ниже, ближе-дальше, справа-слева, между, над-под и т.д. Начинать нужно всегда со схемы собственного тела. В формировании пространственных представлений у детей неоценимую помощь может оказать учитель физкультуры. Занятия танцами, ритмикой, гимнастикой (особенно ушу) также показаны. Пространственные представления – совершенно необходимый базис полноценного освоения ребенком закономерностей языка и элементарной математики.

18. В письменных работах пропускает буквы.

Слабая концентрация внимания; несформированность приемов самоконтроля; индивидуальные особенности. С точки зрения нейропсихологии, причина – в трудностях поддержания тонуса коры головного мозга в активном рабочем состоянии. Отсюда – несформированность регуляторных механизмов контроля собственных действий. У такого первоклассника затруднено формирование связей «звук – буква». Сформированный акт письма предполагает однозначную взаимосвязь на уровне коры головного мозга между услышанным звуком («фонема»), произнесенным звуком («артикулема»), увиденной буквой («графема») и способом написания этой буквы («кинема»).

Проблема может быть обусловлена нарушениями развития устной речи ребенка: поздно заговорил, двуязычная семья, в семье снижена культура речи и др.

19. Невнимателен, рассеян; не может долго сидеть на месте, сосредоточиться на задании. Не понимает инструкцию с 1-го предъявления («от доски»).

20. Испытывает трудности при решении математических задач.

Низкий уровень развития общего интеллекта. Плохо понимает грамматические конструкции («Если… то», «Для того чтобы…» и др.). Несформированность умения ориентироваться на систему признаков, низкий уровень развития образного мышления. Требуются дополнительные занятия, обследование у психоневролога.

21. Испытывает трудности при пересказывании текста.

Не сформировано умение планировать свои действия, слабо развито логическое запоминание, низкий уровень речевого развития, низкий уровень развития образного мышления (логических операций), снижена самооценка, другие психологические причины. Комплекс дополнительных упражнений.

Сама по себе леворукость не всегда является фактором риска и не требует специальной программы обучения. Часто ребенок-левша даже более одарен, чем его сверстники. Вместе с тем в воспитании, обучении и развитии леворуких детей есть свои особенности, которые должны знать и учителя, и родители. Преобладание левой руки над правой отражает измененную («атипичную») организацию работы полушарий головного мозга. Этим и обусловлены характерные для ребенка-левши особенности поведения, умственной деятельности, моторной сферы. Есть среди них и такие, которые могут затруднить ребенку обучение в школе и вызвать негативную реакцию взрослых: ослаблены адаптивные механизмы, возможны эмоциональные срывы и неврозоподобные эпизоды поведения, повышена потребность во внимании окружающих, противопоказана спешка, снижена способность к переключению, затруднена ориентировка в тетради, на письме обилие необъяснимых ошибок, стойкие ошибки при чтении. В этих случаях следует обратиться к специалистам.

23. С первых недель обучения у ребенка выявляются трудности чтения и письма.

Вероятная причина – недостаточная сформированность таких функций, как зрительно-моторное восприятие и зрительно-моторные координации. Эти проявления функциональной незрелости ребенка не позволят ему научиться читать и писать легко и быстро. Необходимы специальная работа по комплексному развитию функций, фиксированное внимание к способу написания букв при обучении письму, медленный темп обучения, систематическая, но не длительная (10-15 минут) работа по формированию функций. В процессе обучения возможны оптические ошибки, зеркальное письмо. Темп чтения должен быть медленный, так как ребенок с трудом дифференцирует и различает близкие по конфигурации буквы, цифры.

Не рекомендуются программы интенсивного обучения, раннее (с 1 класса) изучение иностранного языка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *