первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году

Первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году

Библиографическая ссылка на статью:
Еретнова Е.П. К вопросу об истории становления инклюзивного образования в России // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/07/89881 (дата обращения: 21.10.2021).

История инклюзивного образования уходит далеко в прошлое. Начиная с этана становления Руси, лица с психо-физическими особенностями были лишены возможности получить образование. Общественность не уделяла особого внимания их обучению [1].

Отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья резко изменилось в 19 веке. На территории Российской империи появились учебные заведения для людей с различными нарушениями. Первое учебно-воспитательное заведение «Опытное училище для глухонемых» было открыто в г. Павловске около Санкт-Петербурга в 1806 г. В нем обучалось 12 человек. Год спустя, открылось первое в стране образовательное учреждение для лиц, лишенных зрения. Что касается обучения умственно отсталых, то методики для обучения таких особенных детей стали начали развиваться значительно позже. В 1854 г. для детей с задержкой умственного развития и другими психическими заболеваниями в г. Риге была создана первая школа-интернат. Образовательные учреждения для особой категории детей перестают быть частными и получают государственную поддержку и субсидии.

В 20 веке правительство принимает закон об обязательном всеобщем начальном образовании, благодаря чему развивается система образовательных учреждений для умственно отсталых детей. Дети с задержкой развития поступают во вспомогательные школы, где обучаются по облегченным программам, сроки обучения для них были увеличены и отвечали индивидуальным потребностям каждого ученика. К 1917 г. вспомогательные школы были открыты во многих крупных городах, таких как: Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Вологда, Киев, Курск, Екатеринбург, Харьков, Москва, Саратов. Образованием таких детей реализовывалось не только в школах. Они могли проживать и получать образование и трудовые навыки в государственных и церковных приютах, специальных учебно-воспитательных заведениях. В данный период в практике коррекционно-реабилитационной работы закладываются основы управления процессом предупреждения и преодоления недостатков в психическом развитии и отклонений в поведении детей и подростков.

Обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата началось лишь в конце 50-х гг. 20 века. В этот период в Москве и Ленинграде появились первые школы, первоначально предназначавшиеся для детей, перенесших полиомиелит.

Специальное образование стало развиваться активнее. В процесс обучения были включены тугоухие и глухонемые, слабовидящие и слепые, лица с ментальными нарушениями. Позже началось обучение детей с тяжелыми нарушениями речи. Получив возможность обучаться в учреждениях среднего общего образования, лица с ОВЗ столкнулись с барьерами в получении высшего образования. Высшие учебные заведения не были готовы к приему инвалидов, не были разработаны методики, не учтено техническое и физическое оснащение учебного процесса.

Для преодоления этой ситуации в России сложились уникальные школы коррекционной педагогики и дефектологии, были приняты законодательные акты, закрепляющие право всеобщего обучения, и росло число учреждений, в которых принимали лиц с психофизическими отклонениями.

В научно-организаторской деятельности, направленной на развитие психолого-педагогической и дефектологической науки в начале столетия, активное участие принимали известные российские ученые: В. П. Кащенко, А. С. Макаренко, В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, П. Ф. Каптерев и др.

В начале 20 века в Петербурге были созданы Педагогический и Психоневрологический институты. Инициатором стал В. М. Бехтерева. В данных учебных заведениях предусматривалась подготовка образованных педагогов и врачей. В Москве при участии А. П. Нечаева была создана Педагогическая академия. Главной целью академии была подготовка высококвалифицированных педагогов и организаторов воспитательной работы с детьми.

Проблемы реализации инклюзивного (в то время «коррекционного») образования обсуждались на съездах ученых в период с 1906 по 1916 гг. Однако, несмотря на высокий уровень активности педагогической общественности, вопросы обучения и воспитания дефективных детей оставались недостаточно изученными [2].

Одним из наиболее активных сторонников защиты и воспитания детей с особенностями был Всеволод Петрович Кащенко (1870—1943). Он являлся основоположником российской дефектологической науки и создателем коррекционной педагогики. Он и его научная школа разрабатывали вопросы о сущности детской дефективности, классифицировали проблемы и предложили пути их решения и коррекции. И другой великий ученый затрагивает в своих трудах суть инклюзивного образования и поиск условий для обучения. Физиолог И. П. Павлов считал, что нет ничего невозможного и недостижимого, важно создать соответствующие условия для детей с особыми потребностями. В это время глубоко изучаются вопросы психологии умственно отсталых детей, публикуются и изучаются методики западноевропейских ученых, разрабатываются положения и нормативные документы учреждений для детей с глубокой умственной отсталостью, рекомендации для педагогов и воспитателей. Методики и подходы, разработанные В. М. Бехтеревым, В. П. Кащенко и другими, сложились в уникальную отечественную школу коррекционной педагогики и дали возможность исследовать особенности обучения детей с умственной отсталостью [3,4].

В 20 веке лица с инвалидностью получили право на доступ к высшему образованию. Первый центр обучения инвалидов с проблемами слуха появился в МГТУ имени Н. Э. Баумана. Первые студенты с нарушениями слуха поступили в это учебное заведение в 1934 году. Они обучались в отдельной группе в специальной аудитории. Помогали им в обучении сурдопереводчики. Следующие наборы слабослышащих и глухих учащихся уже проводились на основе общих вступительных экзаменов. Студенты свободно перемещались по училищу и вливались в студенческий коллектив. В период 1992—1994 гг. для слабослышащих и глухих учащихся была разработана специальная образовательная программа. Позже в рамках социального государственного заказа был создан Головной учебно-исследовательский и методический центр Министерства образования России. Базовыми принципами в обучении лиц с инвалидностью в Головном научно-исследовательском и методическом центре МГТУ имени Н. Э. Баумана были и остаются наличие реабилитационной составляющей. Учебное заведение дает возможность обучаться более 200 студентам с нарушениями слуха, получать реабилитационное сопровождение [4].

В СССР инклюзивное образование не нашло поддержки ни в системе массового, ни в системе специального образования. В экспериментальном виде оно длительное время существовало лишь как предмет исследования в НИИ дефектологии АПН СССР. Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране в 1980 – 1990 гг. С начала 90-х годов 20 века ряд образовательных учреждений в России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.) начал осуществлять работу в режиме интеграции, однако системное внедрение инклюзивного образования получило только в недавнее время.

После распада СССР инклюзивное образование вступило в новый этап развития. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования “Ковчег” (№1321). Осенью 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате данного проекта в 11-ти регионах страны были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции: в 1995 г. и в 1998 г.. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе курсов «Основы специальной педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья» в учебные планы педагогических вузов года с 1 сентября 1996 [8].

Таким образом, в статье были рассмотрены основные этапы развития инклюзивного образования в России, начиная с Х века и по настоящий период, описаны основные особенности формирования инклюзивного образования и выделены исторические этапы. Была дана характеристика и описание каждого этапа.

Источник

Презентация на тему «История инклюзивного образования в России»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году. presentation bg. первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году фото. первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году-presentation bg. картинка первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году. картинка presentation bg.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
Выполнила: студентка 4 курса
Специальности специальное дошкольное образование
Группы 3сд Панина Елена Сергеевна
Преподаватель: Коломина Надежда Викторовна

Описание слайда:

Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Законе «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года.

Описание слайда:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Описание слайда:

Люди с отклонениями на Руси

Описание слайда:

Первое учебно-воспитательное заведение «Опытное училище для глухонемых» было открыто в г. Павловске около Санкт-Петербурга в 1806 г.

Описание слайда:

В 1854 г. в г. Риге создана первая школа-интернат для детей с задержкой умственного развития и другими психическими заболеваниями

Описание слайда:

В начале XX в. правительство принимает закон об обязательном всеобщем начальном образовании, благодаря чему развивается система образовательных учреждений для умственно отсталых людей. К 1917 г. вспомогательные школы открыты во многих крупных городах, таких как: Вологда, Вятка, Екатеринбург, Киев, Курск, Москва, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Саратов и Харьков.

Описание слайда:

Обучение детей с нарушениями ОДА началось в конце 50-х гг. XX в.

Описание слайда:
Описание слайда:

Показатели
готовность здания
проблема доставки ребенка в образовательное учреждение
готовность образовательной среды
готовность педагогов
готовность всего коллектива разделять идею инклюзии и реализовать ее

Описание слайда:

Наше образование в настоящее время стремится к тому, чтобы стать инклюзивным, т.е. включающим для любого ребенка с учетом индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году. placeholder. первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году фото. первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году-placeholder. картинка первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году. картинка placeholder.

Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году. placeholder. первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году фото. первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году-placeholder. картинка первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году. картинка placeholder.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году. placeholder. первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году фото. первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году-placeholder. картинка первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году. картинка placeholder.

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Конспект НОД в младшей группе с использованием инновационных технологий. «Путешествие в сказку».

Презентация на тему «Методика Мазанек»

Картотека по развитию речи «Грамматика»

Игра как средство формирования дружеских отношений у детей дошкольного возраста

Презентация к семинару «Знатоки проектного метода»

Коррекционно-развивающая занятие: «Преодоление детских страхов (4-5 лет)»

Презентация «Экспериментальная деятельность в старшей группе ДОУ «Наш мини-огород»»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5248352 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году. placeholder. первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году фото. первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году-placeholder. картинка первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году. картинка placeholder.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году. placeholder. первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году фото. первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году-placeholder. картинка первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году. картинка placeholder.

Стартовал сбор заявок на студенческую олимпиаду «Я — профессионал»

Время чтения: 2 минуты

первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году. placeholder. первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году фото. первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году-placeholder. картинка первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году. картинка placeholder.

Фальков поручил проверить знания студентов после нерабочих дней

Время чтения: 1 минута

первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году. placeholder. первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году фото. первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году-placeholder. картинка первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году. картинка placeholder.

Почти все вузы в России открыли пункты вакцинации от ковида

Время чтения: 1 минута

первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году. placeholder. первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году фото. первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году-placeholder. картинка первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году. картинка placeholder.

Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям

Время чтения: 1 минута

первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году. placeholder. первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году фото. первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году-placeholder. картинка первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году. картинка placeholder.

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Санкт-Петербургское училище глухонемых

первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году. 1606926787 328. первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году фото. первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году-1606926787 328. картинка первое учебно воспитательное заведение опытное училище для глухонемых было открыто в каком году. картинка 1606926787 328.

Санкт-Петербургское училище глухонемых — первое в России специализированное учебное заведение для глухонемых детей. Целью этого учебного заведения было воспитание и образование, как общее, так и ремесленное детей обоего пола, родившихся глухонемыми или оглохших от болезни с потерей дара слова.

История

Училище открыто императрицей Марией Фёдоровной в Павловске в 1806. Поводом для открытия первого училища для глухонемых в Санкт-Петербурге стала встреча Марии Федоровны с глухонемым мальчиком Александром Меллером в Павловском парке. Для облегчения участи этого мальчика и подобных ему детей Мария Федоровна поручила выписать из-за границы одного из наиболее известных профессоров, чтобы учредить в Санкт-Петербурге училище глухонемых. В том же 1806 году был выписан из Польши ксендз и профессор Винцент-Ансельм Зыгмунт, он и стал первым учителем и организатором учебно-воспитательной работы в училище глухонемых.

Под руководством Марии Фёдоровны

Училище было открыто императрицей Марией Фёдоровной в 1806 году, в качестве опытного. План и штат училища утвердили 14 октября 1806. Оно содержалось на деньги императрицы и находилось сначала в Павловске. На содержание училища полагалось 4 500 руб. в год из средств императрицы Марии Федоровны. Первоначально училище было рассчитано на 12 «лишенных слуха и глагола» воспитанников (6 мальчиков и 6 девочек) из числа питомцев Санкт-Петербургского Воспитательного дома — детей из бедных семей служителей и разночинцев, а также детей благородного происхождения. В число первых учеников училища вошли и племянники генеральши Ахвердовой.

В ведении Санкт-Петербургского Опекунского совета

В 1810 опытное училище по решению Марии Фёдоровны было передано в ведение Санкт-Петербургского Опекунского совета и перешло на казенное содержание. Училище было переведено в Санкт-Петербург. Официальное открытие его состоялось 22 февраля 1810 года. Сначала училище располагалось на Выборгской стороне, а потом переехало во Вдовий дом, который находился на территории Смольного монастыря. По уставу училища, утвержденному 1 января 1810, в нем содержалось 24 ребенка, 12 из которых были питомцами С.-Петербургского и Московского Воспитательных домов и столько же — частные пансионеры обоего пола в возрасте 7-10 лет. Первым директором училища стал профессор Ж. Б. Жоффре, приглашенный из парижского института глухонемых.

В 1817 г., по воле императрицы, для размещения училища у купчихи Кусовкиной было выкуплено в казну трехэтажное здание на углу Гороховой улицы и набережной реки Мойки, рядом с Воспитательным домом (совр. адрес: Гороховая ул., 18). По проекту П. С. Плавова здание было перестроено и включено в комплекс Петербургского Воспитательного дома. В 1824 г, после смерти Жоффре, директором училища становится Г. А. Гурцов.

Училище оставалось любимым детищем императрицы. Мария Фёдоровна не только выделила необходимые средства из своей личной казны на приобретение под училище большого дома в Петербурге, но и взяла на содержание половину учащихся, учителей, надзирателей, активно вникала в процесс становления и развития школы. Училище неоднократно посещал и Александр I.

В составе Мариинского Ведомства

Императорским указом от 26 октября 1828 (спустя два дня после кончины императрицы Марии Фёдоровны) Санкт-Петербургский Опекунский совет и подведомственные ему учреждения были переданы в ведение новообразованного IV отделения Собственной Е. И. В. канцелярии (с 1854 оно именовалось Ведомством учреждений императрицы Марии, а с 12 августа 1880 — Собственной Е. И. В. канцелярией по учреждениям императрицы Марии).

В 1838 году директором училища становится В. И. Флери. 30 июля 1835 г. был утвержден новый Устав училища. После пожара, случившегося 30 июля 1840, здание училища было вновь перестроено по проекту П. С. Плавова. Училище продолжало расширяться: в 1860-е — 1870-е число воспитанников достигало 160 (100 мальчиков и 60 девочек), на занятия допускались также приходящие платные ученики (до 40 детей). Всего за период 1810—1910 в училище обучались 2205 детей (1401 мальчик и 804 девочки), из них успешно окончили курс обучения 1929 человек. В 1865 г. был утвержден новый устав Петербургского училища. Курс был взят на реорганизацию мастерских, совершенствование технического образования учащихся. Малоспособных в науках детей начали обучать преимущественно ремеслам.

В 1898 году при Императорском училище глухонемых были созданы педагогические курсы, которые готовили сурдопедагогов. При училище была открыта амбулатория для приема страдающих болезнями уха, горла, носа и нарушениями речи. Для взрослых людей, потерявших слух в результате болезни, были открыты вечерние классы, где их обучали чтению с губ и общеобразовательным предметам.

Постоянно совершенствовались и методы обучения. С именем управляющего училищем, почетного опекуна Александра Карловича Пеля (ум. 1887) было связано введение революционного для того времени «устного» метода. Это нововведение последней четверти XIX в способствовало более эффективному развитию у глухонемых детей коммуникативных способностей и, следовательно, возможности адаптироваться в обществе. В 1900 на Всемирной выставке в Париже училище получило почетный диплом за постановку учебного дела. В феврале 1910 году училище на Гороховой улице отмечало столетие со дня своего основания. 22 февраля, в училище состоялся торжественный акт, который посетила императрица Мария Федоровна. В этот день училищу было присвоено звание Императорского.

После Октябрьской революции

После Октябрьской революции (1917) училище было включено в систему советских учреждений народного образования. В 1918 училище было преобразовано в Институт глухонемых со школой при нем. В 1938 заведение получило название «Центральная школа-интернат для детей с расстройствами слуха и речи», в 1948 — «Школа-интернат № 1 для глухих детей». С 1969 располагается на территории бывшей усадьбы Ланских (пр. Энгельса, 4). Здание на Гороховой ул., 18 было передано Ленинградскому педагогическому институту им. А. И. Герцена.

Руководители училища

Воспитательным процессом опытном училище открытом императрицей Марией Фёдоровной в 1806 руководил ксёндз проф. Винцент-Ансельм Зыгмунт, прибывший из Вильно, а ранее служивший наставником института глухонемых в Вене. Им были введены основы мимического метода обучения глухонемых детей аббата де Л’Эпе).

Де л’Эпе, Шарль-Мишель

Обучение воспитанников осуществлялось с помощью дактильной, жестовой, письменной и устной речи. Целью мимико-жестикуляторного обучения было развивать умственные способности глухонемых, вопреки бытовавшему тогда мнению, что люди, лишенные слуха и речи, не способны к умственной деятельности. Однако, Марию Федоровну не устраивала светскость преподавания Зыгмунта, она полагала, что во время обучения детям недостаточно внушаются религиозные понятия и правила. Мария Федоровна завела активную переписку с аббатом Сикаром, директором Парижского института глухих. По просьбе матери Александр I дал послу в Париже поручение провести переговоры с Сикаром на предмет приглашения в Россию учителей. по рекомендации директора Парижского института глухих аббата Сикара, в Россию был приглашен его ученик Жан Батист Жоффре, заведовавший начальной школой при Парижском институте глухих.

По первому уставу училища, утвержденному императрицей Марией Фёдоровной в 1802 г., был устанавлен шестилетний срок обучения в училище. В училище существовало четыре класса. Четвертый класс (для самых младших воспитанников) делился на три отделения. Предметы, составляющие курс обучения при Жоффре, включали Закон Веры, правильное познание российского и французского языков, основы геометрии, историю, рисование. С третьего отделения вводится первый экзамен (самым младшим детям к этому моменту было всего 7 лет). В 1820 г. Жоффре приглашает священника Измайлова в качестве настоятеля устроенной в том же году церкви при училище. В обязанности священника входило и преподавание учащимся Закона Божьего. Н. М. Лаговский, в очерке о Санкт-Петербургском училище глухонемых, характеризуя знания учеников первого класса, отмечает, что они толково отвечают на вопросы из области религии и искусств, и что

«знанием вещей, сделанных человеком, они были подготовлены к разумению того, что было сделано Создателем».

«Развитие учеников этого класса, — отмечает Лаговский, — дало возможность ввести их в обладание самыми высокими истинами; им был преподано о создании духов, о возмущении их, о свержении их с неба в преисподню, о сотворении мира и человека, который состоит из тела и души…».

Жоффре много сделал для становления училища, не прекращая деятельности до самой смерти, последовавшей в 1828 году. В знак признания заслуг Жоффре, Александр I наградил его орденом святого Владимира, одной из высших наград Российской империи. Таким же орденом был награждён и аббат Сикар.

Преемником Жоффре на посту директора училища был Г. А. Гурцев (1824—1838) который делает первую попытку создать методику обучения глухонемых, написав «Энциклопедический курс методических и практических уроков, составленных и кратких назидательных фраз, приспособленных к мимическому языку, относящихся к человеку, житейским нуждам, познаниям и ко всем обязанностям в обществе» [СПб, 1838 г.]. После утверждения нового Устава училища, 30 июля 1835 г., в курсе предметов, к Закону Божьему добавляется «Священная история и нравственность».

В 1838 году директором училища становится В. И. Флери (1838—1856), замечательный педагог, сыгравший значительную роль в развитии отечественной сурдопедагогики и написавший первую книгу в этой области «Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным их природе» [СПб, 1835]. Этот уникальный труд долгие годы был пособием для учителей и родителей и не потерял ценности и в наши дни.

В последующие годы училище возглавляли выдающиеся специалисты и педагоги Я. Т. Спешнев (1856—1865), И. Я. Селезнев (1865—1868), П. И. Степанов (1868—1885), В. Д. Сиповский (1885—1895), А. Ф. Остроградский (1896—1901), П. Д. Енько (1901—1916).

Во второй половине XIX в. русские училища для глухонемых детей развивались как интернатские учреждения и как учебно-воспитательные учреждения общеобразовательного и профессионально-ремесленного типа. Внимание концентрируется на трудовой подготовке воспитанников, а учебные планы все больше приобретают практическую направленность, в них включаются новые предметы: лепка, рисование, черчение, художественная вышивка, граверное ремесло.

Работали в Петербургском училище глухонемых

Судьбы воспитанников

Дело о сопротивлении изъятию церковных ценностей

В 1922 году несколько сотрудников Петроградского института глухонемых были привлечены к суду по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей (судебный процесс митрополита Вениамина). Они обвинялись в хищении церковных ценностей. Но дело обстояло иначе. Ввиду трудного материального положения из храма вынесли несколько ценных предметов для продажи, чтобы на эти деньги купить продукты для воспитанников. Это было сделано по распоряжению директора и по решению Совета института.

К суду были привлечены директор, профессор П. С. Янковский, священник Михаил Дымский и еще три преподавателя. Директор и преподаватели получили различные сроки заключения, но в основном, небольшие — от 1 года до 3 месяцев. 70-летнего священника Михаила Дымского, прослужившего в храме училища 34 года, отпустили, на следующий год он умер, в этом же 1923 год храм при училище закрыли.

Храм во имя святых апостолов Петра и Павла

Церковь на третьем этаже здания училища глухонемых устроил П. С. Плавов. В одноярусном иконостасе было четыре иконы кисти Васильева; запрестольное «Распятие» написал в 1822 г. глухонемой художник Степан Сергеев. Освящение церкви состоялось 19 февраля 1821 г. в честь ап. Павла, небесного покровителя покойного супруга вдовствующей Императрицы. После пожара 30 июля 1840 г., богослужения на время перенесли в рекреационный зал. 29 июня 1844 г. на третьем этаже, в центральной части корпуса по проекту П. С. Плавова была заложена новая церковь. На фасаде здания она была выделена портиком из композитных полуколонн. Внутри церковь украшали ионические колонны и пилястры искусственного желтого мрамора, хоры поддерживались мощными консолями. Иконы для двухъярусного белого с золотом иконостаса взяли старые, спасенные при пожаре, недостающие написал сын вышеупомянутого Васильева, а Двунадесятые праздники — воспитанник училища, учитель рисования А. И. Беллер. Освятил храм 14 мая 1847 г. епископ Ревельский Нафанаил. Церковь была очень важным элементов в деле воспитания глухонемых детей. В этой церкви служили священники, в обязанности которых входило знание жестовой речи глухонемых. Богослужение проводилось обычным образом, во время богослужения пел хор, пение которого не могли слышать глухонемые воспитанники. Священник во время богослужения не пользовался жестовой речью, но обычно в самые важные моменты богослужения кто-то из старших воспитанников либо преподавателей выходил посредине храма и переводил для неслышащих богослужение на жестовый язык. Смысл богослужения объяснялся ученикам на уроках Закона Божия при помощи письма или жестов. Естественно, что исповедь принималась в училище письменно либо на языке жестов. В эту церковь не допускались посторонние, но они помещались на хорах этого храма. В начале 1918 года храм сделали приходским, при этом упразднили сурдоперевод, а в 1923 году ликвидировали окончательно.

В 1996 году православная община Педагогического института им. А. И. Герцена обратилась к ректору с просьбой об открытии храма. В 1997 году была отслужена первая литургия. С 1999 года назначен в храм постоянный священник и стали проводиться регулярные богослужения. 8 октября 2000 года была отслужена первая Литургия для глухонемых и слабослышащих людей с сурдорпереводом. Сейчас при храме существует единственная в Санкт-Петербурге община неслышащих. Еженедельно проводятся встречи и занятия для инвалидов по слуху. Осуществляется просветительская деятельность: паломнические поездки и экскурсии, просмотры фильмов с субтитрами. Каждое воскресенье и по церковным праздникам служатся Литургии с сурдопереводом для глухих и слабослышащих. Также совершаются церковные таинства: крещения и венчания, проводятся заупокойные богослужения. Настоятелем храма является протоиерей Димитрий Симонов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *