переменные составляющие процесса обучения
Обучение: сущность, структура, основные характеристики и роль преподавателя
Обучение – это сложный и многогранный процесс познания, который организован определенным образом и находится под контролем у педагога.
Составляющие обучения
Роль преподавателя в процессе обучения значительна. Преподаватель создает условия, необходимые для полноценного усвоения учебного материала, проводит работу, направленную на развитие умственных способностей учащихся, поощряет творчество.
Педагог определяет направление, в котором ученику необходимо проводить работу по освоению учебного материала, формирует мировоззрение, социальные, идеологические и нравственные нормы.. В связи с этим обучение неразрывно связано с воспитанием.
Выделяют два основных направления обучения:
Определяющим фактором является эффективное взаимодействие преподавателя и ученика. Отсутствие налаженного контакта процесс обучения протекает с затруднениями. В связи с этим в процессе обучения важным является реализация единства педагога и ученика, обеспечено личное влияние преподавателя.
Занятия должны быть построены таким образом, чтобы у ученика были возможности по проведению самостоятельной работы, направленной на получение знаний. Для этого педагог должен влиять на учащихся не только непосредственно, но и опосредованно.
Непосредственное взаимодействие предполагает совместное решение поставленных задач. Опосредованное взаимодействие заключается в выполнении заданий и инструкций, данных преподавателем.
Сущность и структура дистанционного обучения предполагают, что процесс обучения может протекать и без преподавателя. Однако процесс изучения невозможен без активного процесса учения со стороны ученика.
Процесс обучения является целостным, что проявляется в общности целей преподавания и учения. Процесс обучения задействует процессы познания и активного взаимодействия с педагогом. Общение обеспечивает высокий уровень мотивации, определяет отношение к учебному процессу.
Такие факторы как четкость и хорошая организация работы, увлеченность педагога своей работой, тактичность в отношениях с учениками, оказание помощи в освоении материала и адекватность в оценке знаний способствует развитию интереса учащихся к предмету.
Снизить эффект взаимодействия могут:
Базисом обучения являются:
Образование является результатом обучения.
Образование – это формирование образов и целостных представлений о предметах и явлениях.
Структура процесса обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Основные компоненты структуры обучения
Процесс обучения представлен двумя взаимосвязанными процессами, а именно преподавание и учение.
Процесс учения – это организованная деятельность учащегося и коллектива учащихся.
Процесс преподавания – это организованная деятельность педагога.
Любой процесс предполагает движение вперед и по своей структуре является совокупностью действий, направленных на достижение определенного результата.
Процесс обучения – это взаимосвязанные между собой компоненты деятельности, объединенные общей целью, мотивами, содержанием, способами действий и контролем за ними.
Исходя из этого, можно представить структуру процесса обучения, состоящую из следующих компонентов:
Данные компоненты, отражают весь процесс обучения и взаимодействия педагога с учащимися с момента постановки целей до получения конечного результата. При этом необходимо иметь в виду, что все компоненты процесса обучения характеризуют как весь процесс, так и его отдельные части, особенности взаимодействия педагога и учащихся, специфику изучения каждой отдельной дисциплины.
Таким образом, структура процесса обучения представлена рядом взаимосвязанных между собой компонентов, направленных на достижение целей обучения.
Готовые работы на аналогичную тему
Характеристика основных компонентов процесса обучения
Целевой компонент структуры процесса обучения – направлен на осознание педагогами и принятие учащимися учебной цели. Цель может быть поставлена общая на весь процесс обучения, а также краткосрочная на период изучение дисциплины, темы или раздела. Цель обучения определяется целями, которые стоят перед обществом и образовательными организациями по подготовке подрастающего поколения.
В рамках конкретного учебного цикла цели и задачи обучения устанавливаются согласно требованиям образовательной программы, а также с учетом особенностей учащихся (возрастных, психологических и т.п.), уровня их подготовки (то есть имеющихся исходных знаний), уровня подготовки самого педагога, материальной обеспеченности учебного заведения и других факторов.
Стимулирующе-мотивационный компонент структуры процесса обучения. Данный компонент предполагает, осуществление педагогом мер, направленных на стимулирование у учащихся интереса в обучении и потребности в получении новых знаний. Стимулирование должно не просто побуждать к обучению, а порождать положительные мотивы обучения. Суть этого компонента состоит в единстве стимулирования и мотивации учащихся.
Компонент содержания процесса обучения – определяется и устанавливается учебным планом образовательной организации, государственными стандартами, программами и методическими указаниями по изучению конкретного учебного предмета. Содержание каждого учебного занятия устанавливается педагогом на основании поставленной учебной задачи, уровня подготовки учащихся и их заинтересованности в учении.
Операционно-деятельностный компонент процесса обучения, является одним из тех компонентов, которые отражают всю сущность обучения. Именно в совместной деятельности педагога и учащихся реализуется поставленная цель обучения. Осуществление данного компонента достигается путем использования разнообразных методов, средств, приемов и способов преподавания.
Контрольно-регулировочный компонент процесса обучения, включает в себя ряд составляющих, таких как:
Реализация контроля осуществляется посредством проведения разнообразных проверочных работ, представленных устными и письменными формами (лабораторные работы, тестирование, опросы, зачеты, экзамены и т.д.).
Самоконтроль осуществляется в форме самостоятельных проверок учащимися уровня усвоения учебного материала, посредством выполнения упражнений, решения задач и т.д.
Оценочно-результативный компонент процесса обучения – предусматривает осуществлении оценки педагогом и самооценки учащимися достигнутых результатов обучения, а также соответствие полученных знаний поставленным задачам.
Закономерная зависимость компонентов процесса обучения
Поскольку в структуру любого процесса входят не только компоненты, включенные в него, но и связи между ними, все компоненты процесса обучения должны рассматриваться в рамках их взаимоотношений и взаимосвязи друг с другом:
Все компоненты учебного процесса расположены в определенной логике, вытекающей из их регулярной зависимости друг от друга. Указанная последовательность и содержание компонентов в процессе обучения является наиболее типичной.
Но в зависимости от специфики учебных задач, способностей учащихся, уровня их отношения к предмету, определенные компоненты процесса будут применяться в большей или меньшей степени, а иногда и вовсе исключены из цикла. Например, не всегда необходимо применять специальные меры для стимулирования обучения, если известно, что учащиеся положительно относятся к изучению этой темы. Точно так же контроль со стороны педагога не всегда необходим. Иногда достаточно самоконтроля со стороны учащихся.
Таким образом, необходимо творчески подходить к разработке и реализации структурных компонентов процесса обучения, не допускать стандартов и шаблонов, учитывать особенности конкретной учебной ситуации.
Вопрос 12: Раскрыть сущность процесса обучения, его функции, структуру. Определить движущие силы и закономерности процесса обучения
Чтобы обеспечить для личности соответствующее современным требованиям образование, нужно хорошо ее обучать, правильно осуществлять этот сложнейший педагогический процесс. Все это обусловливает необходимость глубокого осмысления сущности данного процесса и относящихся к нему важнейших понятий. К сожалению, в дидактике эти вопросы трактуются не всегда внятно и верно. Вот некоторые из этих трактовок:
«Обучение — целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие учащихся»
«Обучение — упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели»
«Обучение — это целенаправленный, систематический процесс взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося (преподавание + учение), направленный на формирование у школьников системы знаний, умений, навыков и развитие их способностей»
Таким образом, обучение— это целенаправленное, заранее спланированное общение, в результате которого происходит развитие, образование и воспитание личности.
Процесс обучения— это организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей. Сущность процесса обучения состоит в стимулировании и организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, развитию способностей, выработке взглядов.
Обучение всегда носит конкретно-исторический характер. Каждой исторической эпохе свойственен свой характер обучения (цели, содержание, методика). Процесс обучения характеризуется такими параметрами, как целостность (единство преподавания и учения, взаимосвязь трех функций), системность (обучение является по своей сути системой, которая содержит множество компонентов: цель, учебную информацию, формы деятельности, способу осуществления педагогического руководства), комплексность (согласование процессов обучения, воспитания и развития, оптимальное соотношение знаний, умений и навыков).
Современная дидактика рассматривает процесс обучения как двусторонний: обучение (сотрудничество) = преподавание (деятельность педагога) + учение (деятельность учеников).
В педагогической литературе выделяют следующие задачи обучения:
♦ Стимулирование учебно-познавательной активности учащихся.
♦ Организация их познавательной деятельности по овладению научными ЗУНами.
♦ Развитие мышления, творческих способностей и дарований.
♦ Выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической
культуры.
♦ Совершенствование учебных умений и навыков.
♦ Формирование умения самостоятельно углублять свои знания (самообразование), учить учиться и др.
Традиционно выделяют следующие функциипроцесса обучения: образовательная —вооружение учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике; развивающая — специальная направленность обучения на развитие личности; воспитывающая — обучение должно воспитывать систему определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.
Наибольшее признание в отечественной дидактике получила следующая модель процесса обучения: цель обучения — преподавание — (содержание, методы, средства, формы) — учение — результаты обучения.
И. П. Пидкасистый представляет внешнюю структуру процесса обучения, которая выглядит следующим образом: социальный заказ школе (стратегические цели) — потребности учителя, потребности учеников — они формируют цели обучения — характер деятельности учителя — содержание образования — методы, средства, формы обучения — характер деятельности ученика —результат (образованность, уровень развития, уровень общей культуры).
Несмотря на разницу в подходах, нетрудно заметить, что в структуре процесса обучения выделяются постоянные и переменные составляющие. В качестве постоянных составляющих выступают деятельность учителя (преподавание), деятельность ученика (учение), цель и результат процесса обучения. Переменными составляющими являются содержание, методы, средства и формы процесса обучения. Связь переменных компонентов с системообразующими зависит от цели обучения и его результата. Вместе все компоненты образуют единство и целостность.
Внутренняя структура процесса обучения включает следующие компоненты:
1. Целевой (определение и осознание целей и задач учебно-познавательной деятельности).
2.Потребностно-мотивационный (формирование потребности
в знаниях и мотивов учебно-познавательной деятельности учащихся).
3. Содержательный (определение содержания материала, подлежащего
усвоению учащимися).
4.Деятельностно-операционный (овладение учебным материалом
под руководством учителя, ученик самостоятельно «открывает» имеющиеся в науке знания).
5. Эмоционально-волевой (придание учебной деятельности учащегося
эмоционально-положительного характера).
6. Контрольно-регулировочный (связан с учетом индивидуальных особенностей и побуждением учащихся к самоконтролю);
7. Оценочно-результативный (оценка и самооценка результатов учеб
ной деятельности; рефлексия).
Такова сущностная характеристика процесса обучения и его важнейших структурных компонентов.
Вопрос 12: Раскрыть сущность процесса обучения, его функции, структуру. Определить движущие силы и закономерности процесса обучения
Чтобы обеспечить для личности соответствующее современным требованиям образование, нужно хорошо ее обучать, правильно осуществлять этот сложнейший педагогический процесс. Все это обусловливает необходимость глубокого осмысления сущности данного процесса и относящихся к нему важнейших понятий. К сожалению, в дидактике эти вопросы трактуются не всегда внятно и верно. Вот некоторые из этих трактовок:
«Обучение — целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие учащихся»
«Обучение — упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели»
«Обучение — это целенаправленный, систематический процесс взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося (преподавание + учение), направленный на формирование у школьников системы знаний, умений, навыков и развитие их способностей»
Таким образом, обучение— это целенаправленное, заранее спланированное общение, в результате которого происходит развитие, образование и воспитание личности.
Процесс обучения— это организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей. Сущность процесса обучения состоит в стимулировании и организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, развитию способностей, выработке взглядов.
Обучение всегда носит конкретно-исторический характер. Каждой исторической эпохе свойственен свой характер обучения (цели, содержание, методика). Процесс обучения характеризуется такими параметрами, как целостность (единство преподавания и учения, взаимосвязь трех функций), системность (обучение является по своей сути системой, которая содержит множество компонентов: цель, учебную информацию, формы деятельности, способу осуществления педагогического руководства), комплексность (согласование процессов обучения, воспитания и развития, оптимальное соотношение знаний, умений и навыков).
Современная дидактика рассматривает процесс обучения как двусторонний: обучение (сотрудничество) = преподавание (деятельность педагога) + учение (деятельность учеников).
В педагогической литературе выделяют следующие задачи обучения:
♦ Стимулирование учебно-познавательной активности учащихся.
♦ Организация их познавательной деятельности по овладению научными ЗУНами.
♦ Развитие мышления, творческих способностей и дарований.
♦ Выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической
культуры.
♦ Совершенствование учебных умений и навыков.
♦ Формирование умения самостоятельно углублять свои знания (самообразование), учить учиться и др.
Традиционно выделяют следующие функциипроцесса обучения: образовательная —вооружение учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике; развивающая — специальная направленность обучения на развитие личности; воспитывающая — обучение должно воспитывать систему определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.
Наибольшее признание в отечественной дидактике получила следующая модель процесса обучения: цель обучения — преподавание — (содержание, методы, средства, формы) — учение — результаты обучения.
И. П. Пидкасистый представляет внешнюю структуру процесса обучения, которая выглядит следующим образом: социальный заказ школе (стратегические цели) — потребности учителя, потребности учеников — они формируют цели обучения — характер деятельности учителя — содержание образования — методы, средства, формы обучения — характер деятельности ученика —результат (образованность, уровень развития, уровень общей культуры).
Несмотря на разницу в подходах, нетрудно заметить, что в структуре процесса обучения выделяются постоянные и переменные составляющие. В качестве постоянных составляющих выступают деятельность учителя (преподавание), деятельность ученика (учение), цель и результат процесса обучения. Переменными составляющими являются содержание, методы, средства и формы процесса обучения. Связь переменных компонентов с системообразующими зависит от цели обучения и его результата. Вместе все компоненты образуют единство и целостность.
Внутренняя структура процесса обучения включает следующие компоненты:
1. Целевой (определение и осознание целей и задач учебно-познавательной деятельности).
2.Потребностно-мотивационный (формирование потребности
в знаниях и мотивов учебно-познавательной деятельности учащихся).
3. Содержательный (определение содержания материала, подлежащего
усвоению учащимися).
4.Деятельностно-операционный (овладение учебным материалом
под руководством учителя, ученик самостоятельно «открывает» имеющиеся в науке знания).
5. Эмоционально-волевой (придание учебной деятельности учащегося
эмоционально-положительного характера).
6. Контрольно-регулировочный (связан с учетом индивидуальных особенностей и побуждением учащихся к самоконтролю);
7. Оценочно-результативный (оценка и самооценка результатов учеб
ной деятельности; рефлексия).
Такова сущностная характеристика процесса обучения и его важнейших структурных компонентов.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Основные компоненты процесса обучения, его цели и задачи
Обучением называют целенаправленный процесс передачи и усвоения социально-культурного опыта.
Данная форма выражает осознанность ценности знаний, важности преемственности в их передаче следующим поколениям, потребности и необходимости дальнейшего познавания мира.
Обучение направлено на развитие личности. Во время обучения это производится посредством организации усвоения учениками знаний и способов деятельности.
Основная цель обучения в педагогике – это поддержание общественного прогресса.
Содержание обучения
Чем обуславливаются цели и содержание обучения?
Содержанием обучения называют информацию, используемую в процессе обучения.
Его структура выделяет компоненты процесса обучения:
Обучение базируется на четырех элементах: знаниях, умениях, опыте творческой деятельности и опыте эмоционально-ценностного отношения к действительности. Информация, предназначенная для проведения учебного процесса, зависит от выдвигаемых требований системы образования со стороны личности, общества и государства. При смене исторических эпох порождается новая культура, создаются свойственные ей педагогические теории, перестраивается само содержание обучения.
Для определения содержания документов применяется стандарты, учебные планы, программы, учебники.
Содержание общего образования способствует участию в социальной и непрофессиональной деятельности, формированию гражданской позиции и отношения к миру, позволяя определиться со своим местом в жизни, наделяет человека знаниями, умениями, необходимыми для конкретной деятельности профессиональной области.
При определении содержания важно соблюдение определенных требований:
Формы обучения
Формой обучения называют организованное взаимодействие учителя и обучаемого. Важным аспектом является характер этого взаимодействия и формирование умений и навыков. Различают несколько форм обучения:
Они обладают разными направленностями. Лекции, семинары, конференции, самостоятельная работа предусматривают предварительную теоретическую подготовку учащихся. Все виды практики и практические занятия относят к практической подготовке.
Методы обучения
Методами обучения называют различные способы исследования, подходы к изучению материала для постепенного научного познания и получения результата.
В качестве метода используются системы операций при работе на оборудовании, приемы научного исследования и подачи материала.
Характеризуя общедидактические методы, выделяют те, которые используют в обучении и применяют для любой дисциплины. К эффективным общепедагогическим методам относят:
Выбор метода для обучения не может быть случайным. Он основывается на требованиях теории обучения о соответствии методов, содержании обучения, особенностях учащихся и временном ресурсе. Обучение является творческим процессом и зависит от имеющихся средств обучения и опытности, личных способностей, качеств педагога.
Средства обучения
Средствами обучения называют совокупность материальных, технических, информационных и организационных ресурсов, используемых для обеспечения различных методов обучения.
Самая сложная группа технических средств учебного заведения – компьютеры. Материальные объекты, изображения, учебники, дидактические материалы рассматриваются в качестве средств обучения.
Для понимания содержания предложенного понятия выделено несколько уровней. На ступени отдельного учебного заведения в категорию средств обучения включены:
Изучение отдельных предметов предусматривает выделение нескольких групп средств обучения:
Взаимосвязь методов, содержания, форм и средств, целей, задач процесса обучения
Процессом обучения называют специально организованное взаимодействие учителя и учащегося, учитывая содержание образования и воспитания, использование различных педагогических средств, направленных на реализацию задач определенного плана.
Данные задачи способны удовлетворить потребности общества и личности при ее развитии и саморазвитии. Педагогический процесс рассматривается как система из пяти взаимосвязанных элементов:
Цель отражает конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся учитель и ученик. Принципы определяют основные направления для достижения цели. Содержание информации передается ученикам для того, чтобы поставленная цель была достигнута. Методы характеризуются действиями их взаимодействия для передачи содержания.
Средствами называют материализованные предметные способы связи с содержанием, поэтому их использование удачно в единстве с методами. При наличии форм организации процесса обучению придается логическая законченность. Основная роль контроля процесса ложится на учительские плечи. При правильном дозировании взаимосвязи форм, методов, средств обучения и компетентности педагога класс может достичь максимальных результатов на занятиях за короткие сроки.