педагогические технологии построенные на объяснительно иллюстративном способе обучения это

Педагогические технологии построенные на объяснительно иллюстративном способе обучения это

педагогические технологии построенные на объяснительно иллюстративном способе обучения это. %D0%9E%D0%98. педагогические технологии построенные на объяснительно иллюстративном способе обучения это фото. педагогические технологии построенные на объяснительно иллюстративном способе обучения это-%D0%9E%D0%98. картинка педагогические технологии построенные на объяснительно иллюстративном способе обучения это. картинка %D0%9E%D0%98.

Объяснительно-иллюстративная технология (метод) — один из наиболее экономных способов передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества. Эффективность этого метода проверена многолетней практикой, и он завоевал себе прочное место в школах всех стран, на всех ступенях обучения.

Учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходима для первого уровня усвоения знаний,— слушают, смотрят, ощупывают, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают.

Объяснительно-иллюстративный метод предполагает использование таких источников и средств информации, как слово (устное и печатное), натуральные объекты, различные наглядные пособия.

Этот метод вбирает в себя в качестве средств и форм проведения работы такие традиционные методы, как устное изложение, работу с книгой, лабораторную работу, наблюдения на биологической и географической площадке и т. д. Но при использовании всех этих разнообразных средств деятельность учащихся остается той же — восприятие, осмысление, запоминание.

Без этого метода нельзя обеспечить ни одного целенаправленного действия ученика.

Урок в этой технологии содержит следующие этапы: опрос(актуализация); изучение нового материала; закрепление изученного; домашнее задание разного уровня сложности.

Может быть дифференциация по уровню знаний или по уровню возможностей ученика, а также групповая работа в соответствии со стандартом, обогащенным типом программы или углубленным изучением.

Обобщающий урок-тренинг Воронкиной А.В., ГОУ№243 по теме «Постановка тире и двоеточия в различных типах предложений» находится здесь.

Урок, в котором Филатовой С.А. (Вторая гимназия) использован прием работы с Интернет-словарями по теме «Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина «Полтава» (7 класс), находится здесь.

Урок развития речи по картине «Февральская лазурь» И.Э. Грабаря в 5-6 классах (учитель Мясоедова Г.В., ГОУ №307) можно посмотреть здесь.

Презентацию к уроку «Роль детали в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» (учитель Павлова А.Н., ГОУ№278) можно посмотреть здесь.

Источник

Выполнили: студентки группы Д-09-1

Федорова М.М.,Горева Е.В.

Нижний Новгород, 2012

Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи знаний. Эффективность его проверена многовековой практикой работы образовательных учреждений; этот метод завоевал себе прочное место в школах всех стран и на всех ступенях обучения. Очень важно, однако, при этом понимать, что использование объяснительно-иллюстративного метода предполагает только осознание, восприятие и запоминание переданной информации. Очевидно, что ограничиваться лишь только этим уровнем знаний учащихся невозможно, это противоречит современным целям обучения, воспитания и развития школьников. В то же время этот уровень формирования знаний на первом уровне является начальным этапом любого процесса обучения.

В основе объяснительно-иллюстративной технологии обучения лежат – дидактические принципы Я.А. Коменского(принцип наглядности).

Гениальный сын чешского народа, педагог-классик, основоположник педагогической науки, великий мыслитель, патриот, демократ-гуманист Ян Амос Коменский принадлежит к числу тех исторических личностей, которые своими творениями и беззаветным служением народу снискали неувядаемую славу и любовь.

По своим философским взглядам Коменский был близок к материалистическому сенсуализму, который самому Коменскому представлялся философией простого народа. Признавая три источника познания — чувства, разум и веру, Коменский главное значение придавал органам чувств. В развитии познания он различал 3 ступени — эмпирическую, научную и практическую. Он считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.

Великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая все то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою совремменость и необходимость.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения (или информационно-рецептивный, как его иногда называют) заключается в том, что учитель передает учащимся готовую информацию с помощью различных средств обучения, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Роль учителя состоит в организации восприятия информации или же способов деятельности (например, по решению задач). Если же ученик воспринял и понял сообщенную ему информацию или способ действия и сумел связать их со своими собственными знаниями и представлениями, то можно говорить об определенной степени усвоения.

Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, хрестоматия, справочник и т.д.), наглядных средств обучения (демонстрации, кино-, видео, диафильмы, схемы и таблицы и т.д.), практического показа способов деятельности (проведение лабораторной работы, решение задачи, составление плана к ответу и пр.).

Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебно-воспитательного процесса. В связи с этим стремлением педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к переходу с отдельных методик на педагогические технологии.

По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества:

1. Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, «на глазок». В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.

2. Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.

3. Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.

Технология объяснительно-иллюстративного обучения позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся. Сообщающее (объяснительно-иллюстративное) обучение характерно тем, что учитель излагает знания в обработанном, «готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его.

Этапы деятельности преподавателя и учащихся в этом дидактическом процессе выглядят так:

Действия учителяДействия ученика
1. Информирует о новых знаниях, объясняет. 2. Организует осмысливание учебной информации. 3. Организует обобщение знаний. 4. Организует закрепление учебного материла. 5. Организует применение знаний и оценивает степень усвоения1. Воспринимает информацию, обнаруживает первичное понимание. 2. Осмысливает, углубляет понимание учебного материала. 3. Обобщает усвоенный материал. 4. Закрепляет изученное путем повторения. 5. Применяет изученное в упражинениях, заданиях и пр.

Достоинства сообщающего обучения: систематичность, относительно малые затраты времени.

Недостатки: слабо реализуется развивающая функция обучения, деятельность ученика репродуктивна. Тем не менее так происходит обучение в большинстве случаев.

Чаще всего критике подвергаются объяснительно-иллюстративные технологии, т.к. сами по себе они считаются традиционными и потому устаревшими.Они якобы тормозят реформирование системы образования, приспосабливая неэффективные средства для эффективного решения задач. Так ли это на самом деле?

Анализ психологических средств, используемых в объяснительно-иллюстративных технологиях, исследования способов организации деятельности, общения и отношений детей проводились только в общеобразовательных учреждениях-школах, поэтому нельзя делать односторонние выводы о неэффективности применения объяснительно-иллюстративных технологий в целом. Еще Д.И.Менделеев предупреждал: «Знания без воспитания- меч в руках сумасшедшего».

Объяснительно-иллюстративный или информационно – рецептивный метод состоит в том, что педагог разными средствами предъявляет информацию об объекте изучения, а обучающиеся всеми органами чувств воспринимают ее, осознают и запоминают. Сообщающее обучение характерно тем, что педагог излагает знания в обработанном «готовом» виде, дети воспринимают и воспроизводят его.

Этапы деятельности учителя и ученика в этом дидактическом процессе выглядят так: учитель информирует о новых знаниях, объясняет; организует осмысление учебной информации; организует обобщение и закрепление знаний; организует применение знаний и оценивает степень их усвоения. Ученик воспринимает информацию; осмысливает, углубляет понимание материала; обобщает усвоенный материал; закрепляет изученное путем повторения; применяет изученное в упражнениях, заданиях.

Источник

«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории как педагогическая проблема повышения эффективности урока»

Автор: Айткенова Айгуль Мадетовна

Цель: Создание условий для развития и реализации творческих способностей учащихся;

Последовательно и продуманно вести работу по составлению тематического планирования с учетом психовозрастных особенностей учащихся;

Задачи: Пополнять педагогическую копилку наличием разнообразного методического, дидактического материала и технологий подготовки занятий, позволяющих учителю создавать интересные по структуре и содержанию уроки с использованием индивидуального и дифференциального подхода к учащимся.

Основные формы и методы работы

Изучение и подбор методического материала по выбранной теме.

Редактирование материала, написание творческой работы по теме самообразования, открытые уроки, выступления на педсоветах и МО учителей.

Определение элементов объяснительно-иллюстративного метода обучения.

«Мультимедийные технологии как основа объяснительно-иллюстративного метода обучения и как средство повышения эффективности обучения истории и обществознанию» В связи с этим своей главной задачей считаю помочь ученикам освоить мыслительные операции, развить творческие способности, поисковую деятельность, а также хорошо разбираться в исторических процессах и событиях.

Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:

• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофрагменты;

• возможность осуществлять автоматизированный контроль с целью объективного оценивания знаний и умений;

• оптимизация учебно-познавательного процесса, что способствует повышению мотивации к обучению, активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся;

• возможность отчасти решить проблему здоровьесбережения, т. к. нейтрализуется страх ребенка быть неуспешным.

Рассмотрим возможности использования объяснительно-иллюстративного метода обучения на различных этапах урока:

Источник

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Обьяснительно – иллюстрированная технология обучения.

В объяснительно-иллюстративной технологии используются такие методы и приемы, как демонстрация, наблюдение, объяснение, экскурсия, беседа, просмотр и обсуждение диафильмов и видеофильмов, создание тематических альбомов

Главной опорой в усвоении любого познавательного материала служат наглядные средства. Поэтому демонстрация является одним из важнейших методов в обучении и воспитании учеников.

На занятиях используется различного вида наглядность:

1. Натуральные предметы (посуда, вещи).

2. Реальные объекты (предприятия, учреждения, помещения).

3. Муляжи, игрушки, модели, макеты, изображения (предметные, сюжетные) фотографии.

4. Учебные фильмы, видеофильмы (например: могут быть показаны сюжеты, снятые в своей же школе, детского дома, осуществление определенных трудовых процессов детей, а также сюжеты и отражающие поведение людей в реальных ситуациях), диафильмы.

5. Практический показ действий педагогом.

6. Технологические, операционные, предметные планы (карты).

Применение беседы целесообразно на начальном этапе ознакомления с новым материалом для выявления имеющихся у детей представлений и знаний по данным: на этапах проверки усвоения материала, а также с целью использования детьми в речи определенных слов, оборотов, фраз.

Учитывая возможные трудности при ответе, педагог готовит заранее и ряд вспомогательных вопросов, содержащих в себе определенные элементы конструкции ответа, которыми бы воспользовался ребенок.

Для поддержания интереса у детей можно использовать прием введения игровых персонажей – незнающих, не умеющих, опоздавших на занятия (например: в конце занятия организуем беседу с целью проверки усвоения материала используем опоздавший персонаж, который задает вопросы, побуждая тем самым к высказываниям).

Технология объяснительно-иллюстративного обучения позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся. Сообщающее (объяснительно-иллюстративное) обучение характерно тем, что учитель излагает знания в обработанном, «готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его.

Источник

Объяснительно-иллюстративная технология Г.К. Селевко

педагогические технологии построенные на объяснительно иллюстративном способе обучения это. noavatar profile. педагогические технологии построенные на объяснительно иллюстративном способе обучения это фото. педагогические технологии построенные на объяснительно иллюстративном способе обучения это-noavatar profile. картинка педагогические технологии построенные на объяснительно иллюстративном способе обучения это. картинка noavatar profile.

Объяснительно-иллюстративная технология Г.К. Селевко

Технология объяснительно-иллюстративного обучения позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся. Сообщающее (объяснительно-иллюстративное) обучение характерно тем, что учитель излагает знания в обработанном, «готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его. Этапы деятельности преподавателя и учащихся в этом дидактическом процессе выглядят так:

1. Информирует о новых знаниях, объясняет.
2. Организует осмысливание учебной информации.
3. Организует обобщение знаний.
4. Организует закрепление учебного материла.
5. Организует применение знаний и оценивает степень усвоения

1. Воспринимает информацию, обнаруживает первичное понимание.
2. Осмысливает, углубляет понимание учебного материала.
3. Обобщает усвоенный материал.
4. Закрепляет изученное путем повторения.
5. Применяет изученное в упражинениях, заданиях и пр.

Достоинства сообщающего обучения: систематичность, относительно малые затраты времени.
Недостатки: слабо реализуется развивающая функция обучения, деятельность ученика репродуктивна. Тем не менее так происходит обучение в большинстве случаев.

Чаще всего критике подвергаются объяснительно-иллюстративные технологии, т.к. сами по себе они считаются традиционными и потому устаревшими.Они якобы тормозят реформирование системы образования, приспосабливая неэффективные средства для эффективного решения задач. Так ли это на самом деле?

Анализ психологических средств, используемых в объяснительно-иллюстративных технологиях, исследования способов организации деятельности, общения и отношений детей проводились только в общеобразовательных учреждениях-школах, поэтому нельзя делать односторонние выводы о неэффективности применения объяснительно-иллюстративных технологий в целом. Еще Д.И.Менделеев предупреждал: «Знания без воспитания- меч в руках сумасшедшего».

Объяснительно-иллюстративный или информационно – рецептивный метод состоит в том, что педагог разными средствами предъявляет информацию об объекте изучения, а обучающиеся всеми органами чувств воспринимают ее, осознают и запоминают. Сообщающее обучение характерно тем, что педагог излагает знания в обработанном «готовом» виде, дети воспринимают и воспроизводят его.

Этапы деятельности учителя и ученика в этом дидактическом процессе выглядят так: учитель информирует о новых знаниях, объясняет; организует осмысление учебной информации; организует обобщение и закрепление знаний; организует применение знаний и оценивает степень их усвоения. Ученик воспринимает информацию; осмысливает, углубляет понимание материала; обобщает усвоенный материал; закрепляет изученное путем повторения; применяет изученное в упражнениях, заданиях.

Занятия в объяснительно-иллюстративном режиме обучения и воспитания.

Сильные стороны: организационная четкость педагогического процесса, систематический характер обучения, идейно-эмоциональное воздействие личности учителя на учеников, разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности, технических средств обучения.

1 уровень – информативный: на нем выясняются представления детей и уточняются общепринятые по теме работы знания, направленные на развитие познавательных процессов таких как память, внимание, мышление.

2 уровень – личностный: на нем у ребенка следует вызывать положительное эмоциональное отношение к теме занятия, нужно сделать так, чтобы ему захотелось применить к себе полученные знания. Здесь необходимы одобрения, поддержка и принятие ребенка таким, какой он есть.

3 уровень – осознания: на нем ребенок учится осознавать, что с ним происходит, зачем и почему он поступает так или иначе, отчего появляются чувства и какие бывают мысли. На этом уровне развиваются способность к саморегуляции, самопознанию, самопониманию и самоконтролю. А также понимание того, что думают, чувствуют и делают другие люди. Все три уровня обучения и воспитания должны присутствовать на занятии и создавать для участников обогащенную развивающую среду.

Объяснительно-иллюстративная технология носит развивающий характер обучения, если она используется наряду с другими технологиями (проблемно-поисковой, игровой, технологией сотрудничества).

В объяснительно-иллюстративной технологии используются такие методы и приемы, как демонстрация, наблюдение, объяснение, экскурсия, беседа, просмотр и обсуждение диафильмов и видеофильмов, создание тематических альбомов и стендов.

Главной опорой в усвоении любого познавательного материала служат наглядные средства. Поэтому демонстрация является одним из важнейших методов в обучении и воспитании учеников.

На занятиях используется различного вида наглядность:

1. Натуральные предметы (посуда, вещи).

2. Реальные объекты (предприятия, учреждения, помещения).

3. Муляжи, игрушки, модели, макеты, изображения (предметные, сюжетные) фотографии.

4. Учебные фильмы, видеофильмы (например: могут быть показаны сюжеты, снятые в своей же школе, осуществление определенных трудовых процессов детей, а также сюжеты и отражающие поведение людей в реальных ситуациях.

5. Практический показ действий педагогом.

6. Технологические, операционные, предметные планы (карты).

Применение беседы целесообразно на начальном этапе ознакомления с новым материалом для выявления имеющихся у детей представлений и знаний по данным: на этапах проверки усвоения материала, а также с целью использования детьми в речи определенных слов, оборотов, фраз.

Учитывая возможные трудности при ответе, педагог готовит заранее и ряд вспомогательных вопросов, содержащих в себе определенные элементы конструкции ответа, которыми бы воспользовался ребенок.

Для поддержания интереса у детей можно использовать прием введения игровых персонажей – незнающих, не умеющих, опоздавших на занятия (например: в конце занятия организуем беседу с целью проверки усвоения материала используем опоздавший персонаж, который задает вопросы, побуждая тем самым к высказываниям).

Изложение по предложенному учителем плану «Осень».

Формировать умение передавать содержание текста в письменной форме по готовому плану.

Образовательные: учить детей последовательно, в соответствии с планом воспроизводить текст, точно употреблять слова в речи, избегать повторов одних и тех же слов.

Коррекционно-развивающие: развивать умение анализировать происходящие в природе изменения, обогащать словарный запас, развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес, любовь, бережное отношение к природе; способствовать развитию наблюдательности.

(На доску вывешивается картина «Золотая осень»).

— Пришла без краски и без кисти

И перекрасила все листья.

— Какое сейчас время года?

— Назовите осенние месяцы.

— По каким изменениям в природе мы определяем, что наступила осень?

(При помощи картины).

3.Сообщение темы, задач урока.

4.Чтение текста изложения учителем.

Наступила дождливая осень. Стоит ненастная погода. Подул резкий осенний ветер.

Закружились в воздухе и полетели разноцветные листья. Начался листопад.

Ночь теперь длинная, а день короткий.

Улетают на юг последние птицы.

В деревне убирают урожай картофеля, капусты, яблок.

5.Словарная работа: резкий ветер, листопад, урожай.

6.Беседа по содержанию текста.

— Какие осенние изменения в природе описаны в тексте?

— Что такое листопад?

— Какие осенью день и ночь?

— Куда улетают птицы осенью?

— Чем заняты люди в деревне осенью?

7. Знакомство с планом изложения. (План записан на доске).

1).Изменения в природе осенью.

3).День и ночь осенью.

8.Чтение текста учителем по частям с последующим пересказом учащимися каждой части по плану. (Учитель помогает в выборе слов, построении предложений; из нескольких вариантов, предложенных учащимися, выбирается лучший вариант).

9. Чтение текста учителем.

10.Орфографическая подготовка: ненастная, резкий, осенний, листопад, длинная, картофель, капуста.

12.Письменное изложение текста обучающимися по плану. (Для I уровня).

Задание для обучающихся II уровня: записать ответы на вопросы.

— Какое время года наступило?

— Какая стоит погода?

— Что происходит с листьями на деревьях?

— Какие осенью день и ночь?

— Что делают птицы осенью?

-Чем заняты крестьяне осенью?

Задание для обучающихся III уровня: дополнить предложения пропущенными словами и записать.

Зачитывание и анализ 2-3 работ обучающихся.

Тема: Падежные окончания имён существительных 1, 2, 3 – го склонения

Экскурсия в аптеку.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Общедидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

создать условия для закрепления знаний учащихся о типах склонения имён существительных и их падежных окончаниях; способствовать формированию умения определять склонение и падеж существительных ед. числа;

способствовать формированию коммуникативной компетентности через составление высказываний с помощью опорных слов, схем, комментированное письмо, работу с диалогом в парах и театрализацию; формированию социальной компетентности в процессе заочной экскурсии в аптеку;

корригировать пространственную ориентировку через восстановление схемы, работу с деформированным текстом;

корригировать мыслительные операции; произвольное внимание;

способствовать расширению кругозора учащихся.

способствовать воспитанию позитивного отношения учащихся к урокам русского языка, умения сотрудничать и слушать других, бережного отношения к своему здоровью.

Оборудование: схема «Типы склонения существительных», карточки для комментированного письма, конверты с разрезанным на реплики диалогом для работы в паре, иллюстрации растений.

— Ребята, к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей.

— Теперь улыбнемся друг другу и пожелаем удачи!

1. Настрой на работу.

Учитель: Прежде чем мы начнём работать, поставьте на полях отметку, которую вы бы хотели получить на уроке.

II. Актуализация знаний.

1. Определение темы и целей урока.

Учитель: Прочитайте тему урока на доске.

Учитель: Опираясь на название темы, скажите, чему мы будем учиться на уроке? («Будем учиться правильно писать падежные окончания имён существительных 1, 2, 3, склонения»)

Учитель: А что для этого надо знать? (Падежные вопросы, типы склонения имён существительных)

Учитель: Что надо уметь? (Определять падеж и склонение имён существительных)

Учитель: Как определить склонение существительного? ( необходимо существительное поставить в начальную форму – в форму единственного числа И. п.)

Учитель: Как определить падеж существительного? ( необходимо:
найти то слово, к которому существительное относится;
задать от найденного слова вопрос к существительному )

2. «Зарядка для ума» и орфографическая минутка.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок, мы с вами отправимся на экскурсию. А вот куда? Об этом вы узнаете, решив задачу:

Учитель: Запишите слова в тетрадь, поставьте в них ударение, подчеркните безударную гласную.

Учитель: Можно ли проверить написание безударных гласных?(нет, это словарные слова)

Учитель: Как связаны эти слова? (Высказывания детей)

Учитель: Как говорится в стихотворении С. Михалкова «Чудесные таблетки»: Для больного человека

Нужен врач, нужна аптека.

Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в аптеку.

3. Работа со схемой (кластером)

Учитель: Итак, мы подходим к аптеке, а на дверях вместо расписания работы схема, которую надо восстановить.

Учитель: Итак, входим в аптеку. И что же мы видим?

Входишь – чисто и светло. Капли, мази, порошки –

Всюду мрамор и стекло. От коклюша, от ангины,

За стеклом стоят в порядке От веснушек на лице,

Склянки, банки и горшки, И, конечно, витамины –

В них пилюльки и облатки, Витамины: «А», «В», «С»!

4. Речевая ситуация

Учитель: Представьте, что вы пришли в аптеку. Попробуйте обратиться к аптекарю с просьбой или вопросом, используя опорные слова: помогите, подскажите, извините, пожалуйста, скажите (слова на доске)

Учитель: Ещё раз назовите те средства, которые можно купить в аптеке.

Учитель: Определите, к какому склонению или же множественному числу относятся имена существительные и запишите цифрами — Капли, микстура, мазь, вата, бинт, таблетки, пластырь, смесь, витамины.

Учитель: Обменяйтесь тетрадями, проверьте запись друг у друга. Поставьте на полях цифру, соответствующую количеству допущенных ошибок.

Учитель: Да, в аптеке можно купить средства почти от всех болезней.

Клейкий пластырь от мозолей Есть микстура от мигрени!

И настойки на траве Но нельзя сказать врачу:

В животе и в голове. От «могу, но не хочу»!

(открывается название лекарства «Отленин»)

Хорошо бы это средство

Чтобы все лентяи с детства

Принимать его могли.

6. Работа с поговоркой

Учитель: Пока такого средства нет, будем сами бороться с ленью. Прочитайте на слайде народную мудрость: «Болезнь хуже лени». (на доске) Найдите ошибку. (Ответы учащихся)

Учитель: Действительно, правильно говорить: «Лень хуже болезни» (на доске) Запишите это предложение в тетрадь.

7. Динамическая физкультминутка: «Витамины»

Учитель выполняет манипуляции баночкой с витаминами, дети имитируют их движения.(Вращения корпуса, прыжки на месте)

III. Основной материал.

Учитель: Большинство лекарств отпускается только по рецепту врача.

У нас тоже есть рецепт, только в нём не названия лекарственных препаратов, а правила правописания.

1. Работа со схемами.

Учитель: Прочитайте первую схему. (Существительные 1 склонения в дательном и предложном падежах и существительные 2 склонения в предложном падеже имеют окончание Е.)

Учитель: Ко второй схеме поставьте вопросы, начиная со слов: какое?, в каких? (Какое окончание имеют существительные 3 склонения в Р., Д., П. падежах? В каких падежах существительные 3 склонения имеют окончание И?)

Учитель: Объясните написание окончаний существительных в записанном ранее предложении, опираясь на схему (Ответы детей)

2. Работа по карточкам.

Учитель: Составьте словосочетания, поставив существительные из скобок в нужном падеже. Обозначьте склонение и падеж. Проверьте окончания по схеме. (Задание выполняется учащимися с комментированием)

Приложить к (рана), развести в (вода), действие (мазь), принимать при (кашель), по чайной (ложка), забыть о (лекарство).

Учитель: Прочитайте записанные словосочетания. Где можно встретить эти выражения? (В рекомендациях по применению лекарственных препаратов)

3. Физкультминутка для глаз.

Офтальмотренажёр «Божья коровка» (Включается при нажатии на управляющую кнопку «Домой», далее по щелчку.)

Учитель: Эта божья коровка прилетела к нам не случайно. Она принесла нам вести из «Зелёной аптеки». А что называют «зелёной аптекой»? (Это лекарственные растения)

Учитель: Где они растут? (В лесу, в поле, на лугах и пустырях.) Учитель: Какие лекарственные растения вы знаете? (Ответы детей)

Учитель: Посмотрите на эти растения, прочитайте названия.

Что вы знаете об их лечебных свойствах? (Ответы детей)

5. Работа с диалогом.

Учитель: Вот и упрямый Фома из стихотворения С. Михалкова очень удивился, когда увидел эти растения. Не поверив в их лекарственные свойства, он решил расспросить о них аптекаря.

Учитель: Составьте диалог Фомы и аптекаря. (Работа в парах с разрезанным на реплики диалогом)

Учитель: Проверьте, правильно ли вы составили диалог.

Уважаемый аптекарь, здесь явно ошибка! Это же сорняк! – воскликнул Фома.

— Этот сорняк – пастушья сумка. В её семенах лекарство, которое останавливает кровь.

— А белена? Она же ядовитая!

— Да, но из её листьев готовят средство от боли.

— Из цветов ландыша делают капли. Они помогают при болезни сердца – объяснил аптекарь.

6. Театрализация диалога (двое учащихся у доски)

Учитель: Что нового вы узнали о лекарственных растениях? (Ответы)

7. Физкультминутка для снятия мышечного напряжения.

8. Домашнее задание: Записать диалог без слов автора, (по карточкам с готовым диалогом)найти существительные, определить их склонение и падеж.

1. Работа с деформированным текстом.

Учитель: А сейчас мы познакомимся с народным рецептом. Прочитайте предложения и узнайте, из какого растения можно приготовить лекарство от кашля. (Учащиеся читают предложения на карточке про себя)

Срезать у неё в.рхушку с хвостик….

Получится неглубокий горшочек.

Чёрную редьку хор.шенько промыть.

Удалить часть мякот..

Накрыть в.рхушкой – крышк…

В него положить две ложк.. мёд..

Принимать по столовой ложк.. перед едой.

Подождать, когда ре.ька пустит сок и смешается с мёд…

Учитель: Из чего же можно приготовить лекарство от кашля? (Ответы)

Учитель: Что нужно сделать, чтобы получился текст.?

Учитель: Расставьте предложения в том порядке, в каком записаны глаголы: (Глаголы записаны на доске в столбик) Промыть, срезать, удалить, получится, положить, накрыть, подождать, принимать.

Учитель: Какое предложение будет первым? Вторым?)

Учитель: Запишите текст в тетрадь, вставляя пропущенные окончания существительных.

2. Самостоятельная работа.

3. Самопроверка по учебнику.

Учитель: Продолжите предложения:

Я могу похвалить себя за…

Учитель: На полях поставьте ту отметку, которую, по вашему мнению, вы заслужили на уроке.

Учитель: У кого отметка совпала?. У кого она выше?

Учитель: Я тоже хочу поставить вам оценки за хорошую работу на уроке и угостить вас витаминами. МАНДАРИНЫ Спасибо за работу на уроке!

1. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская

2. С. Михалков Сборник стихов «Мы едем. едем. едем…», РИО «Самовар»1997г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *