педагогические принципы воспитания и обучения

Принципы обучения и воспитания

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие принципов обучения и воспитания

Принципы обучения и воспитания — это некие исходные положения, которые определяют характер педагогической деятельности.

В обучении и воспитании используется система дидактических принципов:

В основе организации процесса обучения и воспитания лежат ведущие дидактические принципы, которые реализуются на практике с учетом направленности педагогического процесса.

Специфические дидактические принципы обучения и воспитания учитывают основные требования и подходы к обучению.

Принципы обучения и воспитания

В своей деятельности преподаватели базируются на определенных дидактических принципах обучения и воспитания:

Готовые работы на аналогичную тему

Воспитание ребенка должно выстраиваться в соответствии с законами природы, с учетом индивидуальных, возрастных, половозрастных и психофизических особенностей, сензитивных периодов развития.

Личностно-ориентированное образование

В современном педагогическом процессе делается акцент на личностно-ориентированное образование.

Личностно-ориентированное образование ориентировано на воспитание, обучение и развитие обучающихся и строится:

Процесс воспитания является необходимой составной частью социализации и развития ребенка. Воспитание дополняет педагогический процесс в целом, создает условия для систематического целенаправленного развития личности и основывается на общечеловеческих принципах.

Связь воспитания с другими факторами развития обучающихся отражает принцип целостности, который предполагает гармоничное и разностороннее и развитие личности, интеграцию воспитательных сил социума (семейное, социальное, школьное, религиозное воспитание). Принцип целостности означает непрерывность, единство требований и преемственность, взаимосвязь и последовательность воспитательных воздействий.

Целостный подход к воспитанию позволяет воспитать целостную личность в совокупности со всеми его особенностями (воля, память, мышление и т.д.).

Принцип культуросообразности определяет соответствие воспитания и обучения требованиям времени и среды, общечеловеческим ценностям культур. Он предполагает гармоничное соединение нравственных побуждений и внешних форм поведения.

Источник

Основные принципы воспитания

Вы будете перенаправлены на Автор24

Воспитание как основная задача современного общества

В любом современном обществе воспитание молодого поколения должно быть одной из приоритетных задач. Для этого необходима такая организация процесса обучения, которая базировалась бы на учете и знании объективных закономерностей развития ребенка как личности.

Принципы воспитания – это общие начальные положения, отображающие основные требования к содержанию, формам, методам и способам организации воспитательного процесса

В своем многообразии принципы воспитания могут наряду с педагогическим воздействием оказывать значительное влияние на жизнь детей. Сознание ребенка формируется постепенно в процессе жизнедеятельности. При этом нередко происходит сопротивление детей влиянию воспитателей и педагогов, отчуждение от них, противодействие действиям педагогов.

Именно поэтому, для успешного протекания воспитательного процесса важно помимо прямого воздействия, опосредованное, косвенное и долгосрочное воздействия на привычное поведение и сознание ребенка путем целенаправленного духовного насыщения всех сфер детской жизни.

По большому счету в принципах воспитания не нужно выделять основные и второстепенные (те, соблюдение которых можно отложить на «потом»). Только равноценность и одинаковое внимание ко всем принципам позволяет предупредить возможные нарушения и отклонения воспитательного процесса.

Принципы воспитания не представляют собой готовые и универсальные правила взаимодействия с обучающимися и детьми, они не заменяют ни опыта, ни знания, ни мастерства преподавателя и воспитателя. Воспитательное воздействие педагога может не вызывать результата или вызывать у ребенка отрицательные переживания, если несет в себе авторитарность и печать негатива. Крайне важно, чтобы в воспитательной работе заботливое и уважительное отношение к детям сочеталось с высокой требовательностью, сохранением порядка в работе и поведении, с опорой на положительные качества воспитанников.

Готовые работы на аналогичную тему

Открывая перед обучающимися перспективы их развития и будущего роста, нельзя исключать трудности, которые испытывают воспитанники в процессе своего личностного формирования. Любая деятельность требует большого напряжения нервной энергии и физических сил. Это усугубляется тем, что постоянно необходимо овладевать новыми способами деятельности, совершенствовать усвоенные навыки поведения.

Основные принципы воспитания

Сегодня в системе образования используют достаточно много принципов воспитания.

В современных условиях основными принципами воспитания являются:

Основные принципы отечественной системы воспитания

Современная отечественная система воспитания наряду с общепризнанными основными принципами использует следующие принципы:

Источник

Главные педагогические принципы процесса воспитания и обучения ребёнка

Педагогические принципы воспитательного процесса отображают главные особенности организации и специфики воспитательного процесса.

Принцип культуросообразности, или как воспитать культуру поведения у детей?

Он включает в себя навыки культурного общения ребенка, а также знание правил общества, в котором он находится.

Ребенок не должен видеть, что ваша вежливость и чуткость, которые вы демонстрируете ребенку, являются показными. Дети учатся подражать родителям, и скоро вы можете заметить, что малыш также относится и к вам в первую очередь.

Если вы будете сами грубить и сквернословить, то это войдет и в привычку вашего ребенка.

Не стесняйтесь извиниться перед кем-то, тогда ваш ребенок находится рядом. Так вы сможете приобрести уважительное отношение вашего ребенка к вам.

Учите ребенка благородству, и проявляйте его даже тогда, когда вам совсем не хочется этого делать.

Совет родителям: проявляйте тактичность в отношении к другим людям. Старайтесь не говорить о чужих людях в плохом и неуважительном тоне. Для ребенка это будет хорошим уроком добра и человечности.

Принцип природосообразости, или как распознать способности Вашего ребенка?

Он предполагает, что воспитательный процесс основывается на согласовании с законами, по которым развивается природа и человек. Воспитание проводиться согласно полу и возрасту ребенка, а также, учитываются природные задатки и способности ребенка.

У ребенка есть технические способности если он:

Если у ребенка преобладают музыкальные способности, то он:

Если у ребенка преобладают способности к научной деятельности, то он:

Если у ребенка преобладают способности к артистизму, то он:

Если у ребенка преобладают способности к спорту, то он:

Если у ребенка преобладают художественные способности, то он:

Совет родителям: создавайте условия для развития выявленных способностей у ребенка, поощряйте даже кратковременные увлечения, но ни в коем случае не давите на него и не заставляйте занимать тем, что ему не по душе.

Принцип гуманизации: как воспитать в ребенке эмпатию?

Согласно этому принципу ребенок воспринимается как самостоятельный субъект собственного развития. Он предусматривает гуманные отношения между ребенком и взрослым, а также гуманное отношение ребенка к своему окружению.

Пусть ребенок мысленно поменяется ролями с оппонентом

Если у ребенка возник конфликт, предложите ему в уме поменяться местами с оппонентом. Спросите его, чтобы он сделал и сказал на месте того, с кем он поссорился, чтобы он почувствовал в той ситуации. Если ребенок еще совсем маленький для этой цели можно эффективно использовать куклы.

Обратите внимание ребенка на его равнодушие

Каждый раз, когда ребенок поступает равнодушно по отношению к другим, спросите его, как он думает, что в этот момент чувствует человек, которого он обидел. Например «Ты захотел смотреть мультики и переключил телевизор, не дав папе досмотреть его программу. А что бы ты почувствовал, если бы с тобой поступили также?».

Давайте пример ребенку, как нужно быть щедрым и великодушным

Покажите ребенку, что помогать другим людям и отдавать может быть весело и приятно для обеих сторон. Смотря на вас, ребенок и сам начнет так поступать. Например, заболел сосед. Предложите ребенку проведать его и принести горячего бульона.

Совет родителям: старайтесь научить ребенка делиться. Он должен научиться думать не только о своих потребностях, но и о чувствах других людей

Принцип дифференциации, или как воспитывать ребенка в зависимости от его типа темперамента?

Этот принцип учитывает особенности возраста каждого ребенка, отличительных качеств его характера и темперамента. Все дети разные, поэтому необходимо стараться уметь найти подход к каждому.

Основным принципом при воспитании ребенка, у которого тип темперамента меланхолик – «Не навреди!».

Следует всегда помнить, что дети с таким типом темперамента очень уязвимы и ранимы. Не следует кричать на них. Если ребенок в чем-то провинился, то необходимо спокойно, ровным тоном объяснить ему, в чем его проступок. Категорически запрещено обзывать такого ребенка, особенно в присутствии других людей. Такие дети нуждаются в особом душевном тепле, заботе и ласке. Их нужно чаще хвалить и стараться одобрять и поощрять их действия, за самые незначительные успехи. Не стесняйтесь проявлять свою любовь к ребенку. Старайтесь избегать ситуаций соревнования, так как они являются большим стрессом для детей-меланхоликов. Нервный срыв может вызвать даже банальная игра. Также не нагружайте ребенка, когда делаете домашнее задание, старайтесь чаще делать перерывы. Стимулируйте развитие самостоятельности и инициативы у ребенка. Старайтесь не пугать свое дитя. Оградите его от просмотра фильмов ужасов.

Основным принципом при воспитании ребенка, у которого тип темперамента флегматик – “Не торопи!”.

Помните, что детям с флегматичным типом темперамента очень трудно что-то сделать, когда их ограничивают во времени. Не торопите и не давите на ребенка. Не высмеивайте его медлительность, особенно при других людях. Учите ребенка правильному распределению своего времени. Старайтесь развить у ребенка заинтересованность в играх требующих быстроты реакции.

Старайтесь научить ребенка быстрее переключать свое внимание с одного вида деятельности на другой. Делайте все возможное, чтобы привить ребенку коммуникативные способности и совместной деятельности.

Основным принципом при воспитании ребенка, у которого тип темперамента сангвиник – «Доверяй, да проверяй».

При воспитании ребенка сангвиника необходимо внимательно следить за тем, как он исправно выполняет свои обещания. Необходим контроль его поступков и действий. Часто такие дети не доводят начатое дело до конца, надо следить за этим тоже. Еще одна отличительная черта сангвиников – это нежелание доводить начатое до конца. Это важное качество очень пригодится в жизни ребенка, поэтому родителям надо приучать к этому с самого раннего возраста. Помните, что проявления жизнерадостности и общительности сангвиника могут стать причиной таких неприятных качеств личности как легкомыслие и непостоянство.

Основным принципом при воспитании ребенка, у которого тип темперамента холерик – “Ни минуты покоя”.

При воспитании ребенка холерика очень важно исключить все то, что способствует перевозбуждению нервной системы вашего чада. Стимулируйте его играть в спокойные игры, которые требуют концентрации внимания и усидчивости. Он должен научиться доводить начатое дело до конца. Должна соблюдаться последовательность и строгость в контроле поступков ребенка. Категорически запрещено использовать физическую силу в общении с ребенком. Если необходимо сделать замечание, то скажите его строгим и твердым тоном. Нет смысла в крике или телесных наказаниях. Ребенок-холерик намного лучше поймет замечание сказанное тактично и спокойно. Также для холериков очень важно, что к их мнению прислушиваются.

Каким бы ни был темперамент ребенка, стоит быть внимательным и чутким к нему в любой ситуации.

Принцип персонификации, или как развивать мотивацию у ребенка?

Он предусматривает обязательный учет личностных характеристик и возможностей ребенка. Воспитывая ребенка очень важно развивать в нем мотивацию и интерес к окружающему миру.

1. Постановка цели

Напишите для себя список занятий, которые как вы считаете, будут посильны и интересны для вашего ребенка. Например, вы можете сводить ребенка на один пробный урок на танцы, акробатику, музыкальную студию, кружок садоводства. Постарайтесь понаблюдать, что получается лучше всего и что именно вызывает наибольший интерес.

2. Установка требований

Очень полезным будет установить определенные, но очень четкие требования к ребенку. Он должен точно понимать, чего от него ожидают. Мотивация развивается по принципу любой привычки. Когда вы постоянно ждете от ребенка, что он будет выполнять ту или иную деятельность, то он поймет, что активность и участие в жизни – это абсолютно нормальные и обычные вещи.

3. Личный пример

Очень часто родители совершают огромную ошибку, проводя много времени за нравоучительными рассказами, как и что надо делать. Но в этот момент они забывают о главном. Самым лучшим стимулом, для совершения какой бы то ни было деятельности – это собственный пример. Вы можете показать на собственной модели жизни, как и чем необходимо заниматься, что делать и как поступать.

4. Скрытые подсказки

Для того чтобы стимулировать ребенка к деятельности нужно использовать все возможные средства. Например, вы можете расставить в доме небольшие подсказки. Они должны находиться в поле зрения ребенка. Это может быть книга или музыкальный инструмент, уже готовый к игре. Они должны находиться в поле зрения ребенка, так чтоб их можно было быстро и легко заметить. Такой прием может принести огромную пользу и результат в процессе мотивации ребенка. Самое главное позволить ребенку самому начать работу с этими подсказками, и лишь потом ненавязчиво включиться в этот процесс.

5. Поощрение общения

Стимулируйте вашего ребенка больше общаться. Не запрещайте ему ходить в гости к друзьям или принимать их дома. Особенно это актуально для подросткового возраста, когда дети часто отторгают родителей. Так вы сможете избежать этого. Таким нехитрым способом вы сможете сберечь крепкие и доверительные отношения с ребенком на долгие годы.

Основные принципы обучения

В педагогике выделяют следующие педагогические принципы обучения: направленности, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сочетания различных методов и средств обучения.

Источник

Принципы в обучении и воспитании.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

3.Принципы в обучении и воспитании

1. Обучение – это налаженный, отрегулированный, целенаправленный процесс взаимодействия учеников и учителей, характеризуемый активным взаимодействием обеих сторон. С точки зрения учеников, обучение – это процесс восприятия материала, освоения новых знаний, приобретения навыков и умений.

Принцип направленностиобучения: Суть его требований в том, что вся воспитательная и учебная работа, и каждая конкретная педагогическая задача должны быть подчинены решению общей цели, приняв в качестве наиболее привлекательной цель всестороннего развития личности, учителя, мастера должны подчинить этой цели свою работу.

Принцип научности обучения: Учащиеся, воспитанники усваивают прочно установленные в науке положения на уровне современных достижений, а учителя, воспитатели обеспечивают освоение учащимися знании не путем заучивания, а путем научного доказательства, вовлечения воспитанников в деятельность по решению познавательных задач и в научно-поисковую деятельность.

Принцип систематичности и последовательности: требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.

Принцип доступности: требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей, чтобы обучаемые не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье .

Принцип наглядности : Требует, чтобы обучение осуществлялось с опорой на чувственный опыт детей.

Принцип прочности, осознанности и действенности результатов образования воспитания и развития предъявляет к результатам обучения более высокие требования, чем традиционный принцип прочности знаний.

2. Воспитание – это еще одна из категорий педагогики. Под воспитанием предполагается процесс передачи опыта одним поколением и усвоение его другим, обеспечивающий развитие человека. Старшее поколение передает свой опыт детям при помощи воспитания. Без воспитания не было бы общества. Роль воспитания очень велика в жизни человека, потому что оно формирует личность.

К принципам воспитания относятся: культуросообразность, природосообразность, гуманизация, дифференциация, персонификация.

Источник

Закономерности и принципы воспитания в педагогике

педагогические принципы воспитания и обучения. 0042. педагогические принципы воспитания и обучения фото. педагогические принципы воспитания и обучения-0042. картинка педагогические принципы воспитания и обучения. картинка 0042.

Эффективность образования определяется применением знаний педагога на практике. Для того, чтобы в итоге получить хорошие результаты, нужно понимать закономерности усвоения знаний учениками, и строить общение на принципах воспитания.

Закономерности воспитательного влияния

В процессе воспитания выделяются следующие закономерности:

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Вышеперечисленные закономерности учитываются при планировании процесса обучения и воспитания. Основные принципы являются требованиями к построению взаимодействие между педагогом и учеником.

Требования к воспитательным принципам

Принципы воспитательного влияния базируются на следующих требованиях:

Принципы воспитания

Персонификация

Данный принцип подразумевает внимание к каждой личности, ее индивидуальным качествам.

Согласно принципу персонификации педагог:

Учет данных моментов предлагает учителю не упрощать значение индивидуального и личностно-ориентированного подхода, а строить педагогический процесс, исходя из возрастных особенностей ребенка.

Природосообразность

В развитии человека большую роль играет наследственность. Поэтому принцип природосообразности позволяет учитывать данные факторы. В педагогике он имеет существенное значение.

Согласно данному принципу, человек воспринимается субъектом, имеющим предрасположенность к определенной деятельности. Во время педагогического процесса создаются условия, подходящие для развития личности и ее природных задатков. И хотя данный принцип некоторое время игнорировался, на данный момент все больше педагогов обращают внимание на важность наследственных факторов.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Занимаясь развитием в той сфере, в которой ученик способен добиться результатов, можно выйти на хороший уровень. Принцип не является новым, а поэтому в педагогике наблюдается возвращения к старым взглядам. Благодаря учету природной расположенности человека педагог учитывает, в чем ученик может преуспеть больше. При этом, может происходить не весьма позитивное явление, заключающееся в нивелировании основных образовательных программ. Поэтому важно учитывать как индивидуальное, так и общее развитие.

Культуросообразность

Интересно, что культурная среда может формировать требования к людям, которые пребывают в ней. Именно благодаря подобному строю общества создается основа для последующего развития поколений. Если же между двумя принципами, культуросообразности и природосообразности, возникают противоречия, нужно пресекать ложные влияния со стороны культуры.

В том случае, если таковые замечаются, стараются следовать принципу «человек является центром культуры, сама же культура – человеческое творение». То есть, создаются условия для содействия всем принципам, влияющим на воспитательный процесс. В течение жизни человек впитывает уже принятые в обществе культурные ценности, и сам становится частью социума.

Гуманизация

В результате гуманистического воспитания, личность всесторонне развивается, меняет свои установки и обучается навыкам взаимодействия с окружающими людьми. Согласно данному принципу, все участники учебного процесса могут взаимодействовать. Сама же коммуникация и обучение основываются на гуманном отношении друг к другу. Целью образования называется гармонизация как личности, так и группы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *