Педагог музыкант считавший что главные учителя для ребенка это родители
Эссе «Быть педагогом-музыкантом — значит…»
Елена Рызванова
Эссе «Быть педагогом-музыкантом — значит…»
Без музыки трудно представить себе жизнь человека.
Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна.
до звучания огромного симфонического оркестра,
от незатейливой популярной песенки до бетховенских сонат.
И действительно, невозможно представить нашу жизнь без музыки. Музыка сопровождает нас от самого рождения. Даже находясь в утробе матери, ребенок уже слышит звуки музыки. Музыка льется с экрана телевизора, компьютера, звучит на радиостанциях. Можно сказать, мы просыпаемся и засыпаем с музыкой…
Почти год я работаю в детском саду музыкальным руководителем. Когда я шла работать в детский сад, никогда не думала, что это может так захватить меня.
Чтобы стать музыкальным руководителем нужно очень многое уметь:
• Играть на музыкальном инструменте;
• Быть хореографом;
• Костюмером, и хорошим грамотным организатором.
Музыка формирует внутренний мир ребёнка, воспитывает эстетический вкус. И задача музыкального руководителя помочь развить эмоциональную сферу воспитанников, научить их различать музыкальные жанры, высоту и длительность звуков и многое другое. Дети очень чувствительны, эмоциональны. И до каждого ребенка нужно уметь достучаться. Дети видят твое отношение к ним и к работе, и если чувствуют неискренность, то результата добиться сложно. Своими занятиями я хочу помочь детям видеть и ценить красоту окружающего мира, приобщать их к хорошей классической музыке, научить работать в коллективе, слушать, а главное, слышать друг друга. Дети не только сами учатся на музыкальных занятиях, но и многому научили за этот год меня. Очень радостно и приятно видеть, как они реагируют на музыкальные произведения, как активно и с удовольствием разучивают песенки и танцы, с какой отдачей выступают на утренниках. Ради этих счастливых моментов стоит сидеть вечерами со сценариями и подбором музыки, обдумыванием костюмов и оформлением зала. И я хочу сказать, что ни разу не пожалела о том, что работаю музыкальным руководителем.
Конспект занятия «Что значит быть хорошим человеком?» Задачи: Образовательная: Продолжать формировать любовь к своей Родине, желание защищать, трудиться на ее благо, помнить о людях погибших.
Родительское собрание «Быть в движении — значит укреплять здоровье» Задачи Способствовать воспитанию потребности в ЗОЖ, обеспечению физического и психологического благополучия, повышению уровня знаний родителей.
Эссе «Быть воспитателем — это…» Эссе «Быть воспитателем – это…» «Сколько нужно ласки и забот, Всем помочь и каждого понять, Благодарна и трудна работа – Ежедневно маму.
Эссе «Что значит быть воспитателем детского сада» «… Быть может, труд наш с виду неприметен, Но лишь одно я знаю – малыши, Спешат к нам в сад, с утра торопят маму – Давай быстрее, мама,.
Эссе «Я воспитатель, а это значит…» Эссе. «Я педагог, а это значит…» «Воспитание должно просветить сознание человека, чтоб перед глазами его лежала ясно дорога добра». К.
Эссе «Я-воспитатель а это значит» Не так давно в нашем дошкольном учреждении прошёл конкурс «Воспитатель года». Я приняла в нём участие и заняла второе место. Хочу поделиться,.
Эссе «Моя профессия — воспитатель, а это значит…» «. Я не изменила мечте, я мечту изменила». /из к/ф «Королева бензоколонки»./ Когда то давно я мечтала связать свою жизнь с профессией.
Эссе «Что для меня значит быть учителем-логопедом» Эссе на тему : Что для меня значит быть учителем-логопедом» Позвольте мне, начать свое повествованье С рассказа о путях, меня приведших,.
Эссе на тему «Что значит быть воспитателем?» Я – воспитатель, и горжусь этим, Ведь жизнь свою посвящаю детям! Сколько нужно ласки и заботы Каждому помочь и каждого понять. Благодарна.
Эссе «Как я стала педагогом!» Кем быть? Этот вопрос однажды встает перед каждым человеком. Но для меня такой проблемы просто не существовало, потому, что еще в детстве.
Как выбрать для ребенка педагога музыки?
Роль Первого Учителя Музыки нельзя переоценить. От него зависят первые успехи, любовь к музыке и заинтересованность в занятиях, дальнейшая возможность продолжать профессиональный путь. На нем лежит большая ответственность за развитие маленького музыканта.
А на родителях лежит ответственность выбора. Как же не ошибиться? Какими критериями руководствоваться в выборе педагога? Какие качества желательно увидеть в нем?
Во-первых, не торопитесь делать окончательный выбор. Пусть у вас будет два или несколько кандидатов на это почетное место. Спросите знакомых, у кого учатся их дети, узнайте, кто преподает в музыкальной школе.
Во-вторых, найдите возможность поприсутствовать на уроках и выступлениях учеников вместе с вашим ребенком и без него. Вы увидите атмосферу урока, уровень требований педагога и конечный результат. Если вам важно вырастить профессионала, то массовый уровень игры учащихся этого класса должен быть высоким.
Обязательно посмотрите уроки с начинающими, они всегда значительно отличаются от занятий со старшими детьми. Обратите внимание, как работают дети на уроке.Интересно ли им, как удается собрать их внимание, какова скорость и продуктивность урока (много ли подается материала и как он закрепляется), понятны ли объяснения педагога.
Образна ли его речь — для маленьких детей (3-7 лет) это очень важно, так же, как и элементы игры на уроке.
Первый Учитель Музыки должен любить детей и быть хорошим психологом. Очень важен индивидуальный подход к каждому, нешаблонность уроков.
Атмосфера урока, к которой надо стремиться — сотворчество, при котором выкристаллизовывается результат. Учитель планирует его, но пути достижения и темпы с каждым учеником могут и должны быть разными.
Главные задачи на первом этапе — развить творческие способности и желание музицировать, дать ребенку понимание музыкальных задач и технических приемов, показав пути их достижения. Нужно научить его вдумчиво работать над качеством игры. Вначале это происходит на уроке, ребенок должен прочувствовать, что значит кропотливая работа, которая приводит к успеху, физически ощутить ее количество и уровень требовательности к себе.
Часто необходимо психологическое воспитательное воздействие педагога. Не с помощью прямого давления — это только травмирует ребенка, даже если он не сопротивляется. Это приводит к тому, что неприязнь к таким методам работы переносится на музыку, что является самым печальным результатом, какой можно себе представить.
Ребенка нужно хвалить! За самые небольшие успехи и усилия с его стороны. Это не вредно! Другое дело, что неудачи и их причины тоже не должны быть оставлены без внимания и тщательно проработаны.
И еще одно, самое главное. Учитель и ваш ребенок должны иметь психологическую совместимость. То, что для одного ребенка покажется хорошим и привлекательным, для другого окажется неприемлемым. Должна появиться между ними энергетическая положительная настройка друг на друга, ощущение, что они нужны друг другу как личности. Поэтому, самостоятельно выбрав педагога по всем вышеперечисленным критериям, не забудьте спросить своего ребенка, понравился ли ему его будущий учитель и хочет ли он учиться именно у него.
Консультация для педагогов «Педагогическая система К. Орфа»
Кто такой Карл Орф?
Карл Орф — немецкий композитор и педагог.
Что такое он придумал, что в настоящее время Орф-общества существуют в десятках стран мира. Во многих странах регулярно проходят конференции, семинары, курсы. Те, кто хотят получить полное Орф-образование, заканчивают спецкурс в Орф-Институте.
Что такое Орф-подход?
В древности не было отдельно музыки, отдельно пения и отдельно танца. Все искусства были частями единого целого, поэтому идея интеграции искусств не нова. В начале прошлого века ее последовательно развивали и применяли многие педагоги-музыканты, поэтому нельзя сказать, что Карл Орф придумал что-то сногсшибательно новое. Что же он собственно сделал?
Почему его именем озаглавлены разработки, сделанные уже после его смерти? Он просто воплотил эту идею на практике. Он создал педагогическую систему. Систему людей, которые продолжают работать в этом направлении, постоянно развивая и обогащая ее. Это система воспитания и обучения через искусство и творчество, основанная на связи музыки, движения и речи.
Чем интересна система Карла Орфа?
Основным предназначением Орф-педагогики является первичное приобщение всех детей – независимо от их способностей – к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности. “Обучение в действии” —одна из главных идей педагогики Орфа. Ребенок присутствует на занятии не как гость, а как соавтор и создатель своего собственного музыкального мира. Эти занятия продолжают Вальдорфскую традицию.
Смысл Орф-педагогики сводится к тому, чтобы дать толчок музыкальному и творческому развитию детей. Карл Орф считал, что даже несложные песенки, которые сопровождаются дразнилкой, приплясыванием, отлично развивают у малыша много важных навыков и качеств.
Самое главное в орф-педагогике – импровизация, фантазия и творчество.
Каковы задачи Орф- уроков?
Научиться играть и петь, лучше управлять своим телом, понять определенные закономерности музыки, тренироваться в концентрации внимания, улучшать память, ориентироваться в пространстве и времени, учиться абстрактно мыслить и узнавать разные эмоции, общаться с другими детьми.
С какого возраста можно заниматься с ребенком Орф-педагогикой?
никаких рамок и ограничений орф-педагогика не ставит. Развивать музыкальный слух, творчество и импровизацию можно у детей с самого рождения. Как только малыш проявляет интерес ко всему происходящему вокруг, обращает внимание и реагирует на звуки, можно начать заниматься с ним.
Как использовать эту систему?
Хорошая вещь компьютер! Кто только им не пользуется – и медики, и геологи, и историки… при этом сам по себе он не дает указаний из области медицины, геологии или истории. Он будет полезен только тому, кто хорошо знает, для чего ему компьютер нужен. Также Орф-подход. Это просто инструмент. Мощный и сложный, как компьютер. Им пользуются разные люди для разного – одни учат музыке, другие учат танцу, третьи работают с новорожденными и их мамами, четвертые со стариками, пятые занимаются терапией и т. д.
ГЛАВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
— движение и танец (традиционный и художественный);
— ритм (как говорил Орф, «в начале был барабан»);
— речь (Орф-подход переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания);
— театр (для того, чтобы объединить все перечисленное ранее воедино).
Какие инструменты используются на Орф-уроке?
— барабаны и ударные инструменты
— звучащие жесты— это техника ритмической игры на собственном теле: хлопки, щелчки, притопы.
В качестве музыкальных инструментов используются шары, ленты, ткани, палочки, стаканы, веревки – практически любые предметы.
Мы с вами все используем орф-подход в своей работе, просто не знаем, что это так называется.
Например, и в домашних условиях вы можете принять участие в развитии вашего малыша.
Примеры занятий с мамой
«Звуки»
Исследование звуковых миров разных стихий: вода, дерево, бумага, металл, ткани.
1. Идем в ванную, начинаем слушать звуки воды – как она капает, льется, журчит. Придумываем разные способы производить эти звуки.
2. Другой день – газетный: рвем газеты, делаем из них разные фигуры, клеим газетные костюмы. Играем газетную музыку – придумываем разные способы звукоизвлечения – шуршание, хлопание, шелестение. Делаем газетный оркестр с разными партиями. Дирижер управляет исполнителями, включая и выключая их по отдельности.
«Катя шла»
1. Ходим по кругу и скандируем текст, либо топая ногами, либо хлопая.
Пробуем разные варианты текста:
— заменяя имя (Маша Саша Варя);
— заменяя предмет (мандарин, самолет, магазин, огурец, чемодан);
— заменяя качество (большой, сухой, живой).
2. Простукиваем ритм одновременно с текстом одной рукой.
3. Простукиваем его двумя руками, каждая рука – одна строка текста.
4. Делим ритм между двумя руками внутри одной строки.
(«Катя шла» – левая, «шла шла» – правая)
5. Делим ритм между частями тела.
(«Катя шла» – хлопаем, «апельсин нашла» – топаем)
Еще один вид деятельности, в котором можно применить эту систему – это театр. Мы все хорошо знаем, что дети любят играть, в игре их можно научить всему. Например, можно озвучивать маленькие сказочки и показывать их другим детям.
Сейчас мы расскажем вам маленькую сказку-шумелку, с использованием шумовых инструментов.
«Весенняя сказочка-шумелочка» Шла красавица Весна (металлофон – ручеек). Торопилась, потому что пришло время будить солнышко (металлофон). Уж она к солнышку и так (колокольчик) и так (колокольчик). Солнышко не просыпается. Разозлилась весна и серьезно стала будить солнышко (тарелки). Проснулось перепуганное Солнышко и давай будить спящего Скворца (треугольник). А веселый Скворец разбудил братьев близнецов Зайчишек-трусишек. Переглянулись они – потянулись и побежали гулять по лесу (ксилофон). А Ежик в кустах как зашуршит (маракас). Испугались Зайцы, задрожали и бросились наутек (трещетка). Бежали, бежали, устали, сели на пенек передохнуть, а Дятел на суку как застучит (молоточек). Бросились испуганные Зайцы бежать дальше. В самую чащу забежали, испугали Сову (там-там). Сова крыльями как захлопает (шлепки по телу, по бедрам). Побежали к речке, возле которой сидели Лягушки. Увидели Зайцев, испугались и прыгнули в воду (металлофон, глиссандо). Зайцы обрадовались и говорят: «Все звери нас, Зайцев, бояться». Сказали так и поскакали в лес (ксилофон).
Вот такая “игра в музыку”, готовит детей к дальнейшему музыкальному развитию и дает толчок творческому мышлению на годы вперед.
Чем привлекательна система немецкого педагога-музыканта?
Слайд 11- на их фоне рассказать о достоинствах
Достоинства Орф-педагогики
• Ребенок учиться самовыражению, полностью раскрывается, исчезает скованность и зажатость;
• В программе нет четких правил, шаблонов и стереотипов – полная свобода самовыражения;
• Ребенок получает важный навык – умение импровизировать;
• Темп развития у каждого ребенка индивидуальный – нет необходимости подстраиваться под остальных;
• Раскрытие внутренних способностей ребенка, которые родители могут не замечать;
• Развитие слуха, восприятия;
• Ребенок учится правильно запоминать и усваивать получаемую информацию.
Консультация «Почему же главные учителя для ребенка— это его семья, его родители»
Мусина Азалия
Консультация «Почему же главные учителя для ребенка— это его семья, его родители»
Воспитание подрастающего поколения в демократическом обществе является предметом особой заботы. Его успех определяется единством и согласованностью воспитывающих воздействий общественного воспитания, осуществляемого в государственных воспитательных учреждениях, семьи и общественности. Основа этого единства — полное совпадение интересов государства и семьи в воспитании нового поколения, заключающихся в формировании всесторонне и гармонично развитых, полезных обществу, преданных Родине граждан.
Единство общественного и семейного воспитания является одним из главных принципов системы социального воспитания, что зафиксировано в важнейших государственных документах. Воспитательное влияние семьи на детей должно все более органически сочетаться с их общественным воспитанием.
Ведущая роль общественного воспитания обусловлена тем, что воспитание ребенка осуществляется в коллективе сверстников, где он приобретает первые навыки общественного поведения; оно носит научно обоснованный характер, проходит в специально созданной педагогической среде и осуществляется профессионально подготовленными специалистами.
Признание ведущей роли общественного воспитания отнюдь не умаляет огромного значения семьи в формировании личности ребенка.
Семья — первичная ячейка общества, в которой появляется новый человек; эта малая социальная группа — первая школа жизни для ребенка. Родители — его первые учителя и воспитатели. Сила их воздействия на формирующуюся личность исключительно велика. Основой влияния родителей на ребенка является их бескорыстная любовь к нему, забота о нем в сочетании с требовательностью. На эту любовь и заботу ребенок отвечает чувством глубокой привязанности и любви к родителям, признанием их превосходства и авторитета, стремлением следовать им, подражать во всем. Сила влияния семьи обусловлена податливостью ребенка воспитательным воздействиям, его подражательностью.
Наше государство оценивает воспитательную роль родителей как их важную общественную и гражданскую обязанность.
«Граждане России,— говорится в Конституции — обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь».
Особенно велико значение семьи в воспитании маленьких детей; под руководством родителей они овладевают начальными представлениями об окружающем мире.
В российских семьяхнакоплен положительный опыт успешного воспитания детей в соответствии с требованиями общества: формирования у них любви к Родине, основ нравственного поведения. Но встречаются семьи, в которых допускаются серьезные ошибки в воспитании малышей, что отрицательно сказывается на их дальнейшем развитии, выдвигает сложную проблему перевоспитания. Основной причиной этих ошибок является недостаточный уровень педагогической культуры родителей.
Желать воспитать из своего ребенка хорошего человека, будущего гражданина — этого еще мало. Надо уметь это делать.
Кто же должен помочь родителям овладеть наукой и искусством воспитания? Важная роль в этой работе принадлежит педагогам дошкольных учреждений. Стремясь к установлению единства и взаимодействия воспитательных воздействий на ребенка в семье и детском саду, они осуществляют педагогическое просвещение родителей, оказывают им практическую помощь, воспитатели ведут большую работу с семьей, добиваясь единства общественного и семейного воспитания.
Макеты — главные помощники малышей при знакомстве с окружающим миром Малыши познают мир глазами и руками. Им важно не только увидеть, но и обязательно потрогать, поиграть. Дети очень любят животных, но к сожалению,.
Консультация для родителей «Родители — первые учителя для своего ребёнка» Уважаемые мамы и папы! Вы самые первые учителя для своего ребёнка. Первым семейным этапом жизни ребенка, который и окажет большое влияние.
Консультация для родителей ДОУ «Здоровые дети — счастливые родители» Цель: формирование здоровья детей дошкольного возраста. Здоровье детей всегда было одной из главных задач в обществе. Проблема сохранения.
Консультация для родителей «Почему дети нас не слышат?» А приходилось ли вам сталкиваться с таким обстоятельством, когда приходится ребёнку повторять несколько раз одно и то же, обращаться с просьбой.
Консультация для родителей «Почему ребенок не говорит?» Очень часто родители говорят: «Ребенок говорит только «на своем языке»». Многие родители утверждают, что дети активно пользуются жестами.
Консультация для родителей «Почему ребенок плохо ест?» Самая банальная и частая причина плохого аппетита – нарушение режима питания. У детей дошкольного возраста аппетит не всегда одинаков. Особенно.
Консультация для родителей «Родители всегда рядом» Консультация для родителей «Родители всегда рядом» «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое.
Консультация для воспитателей «Родители как партнеры образования» Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений.
Консультация для родителей «Родители говорят одно, дети слышат другое…» Воспитывая своих детей, родители делают им замечания, забывая, что дети еще только учатся жизни, многие правила им непонятны, и они слышат.
Родительское собрание «Семья — главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка» Цель. Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитании, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье.
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ XX ВЕКА
ВЕДУЩИЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ
Система обучения Эмиля Жак-Далькроза (1865-1950).
Он считал, что музыканту нужно иметь не только хороший слух, но и хорошее чувство ритма, а поэтому музыкальная ритмика была выделена им в отдельную отрасль музыкальной педагогики. При помощи сочетания ритма, музыки и движения Э. Жак-Далькроз решал задачу «воспитания ритма при помощи ритма» (сначала у музыкантов), а затем, используя специально подобранные упражнения, развивал у детей, начиная с дошкольного возраста, музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений.
В комплексе упражнений руководящим и формообразующим началом Э. Жак-Далькроз считал музыку (т.к. нотная система дает возможность совершенно точно и ясно обозначить на бумаге продолжительность движений, шагов и жестов). Музыка имеет, кроме ритма как вспомогательного средства выражения, еще звук и гармонию, тогда как тело должно все богатство оттенков выражения передавать лишь при помощи ритмических колебаний.
Он особенно подчеркивал значение ритмики для детей, так как движение является биологической потребностью их организма. Далькроз говорил, что вводя ритм в школьное образование, мы тем самым готовим ребёнка к познанию искусства вообще, так как ритм является базой для всякого искусства — музыки, скульптуры, архитектуры, поэзии. Музыка кроме того имеет общевоспитательное значение — стимулирует к действию астенические натуры, успокаивает возбуждение, тонизирует поведение человека (система Далькроза получила широкое распространение в области терапии).
Таким образом, Далькроз считает, что порядок преподавания должен быть таков:
1) физические упражнения,
2) упражнения для слуха и голоса,
3) выяснения взаимоотношений между движениями тела и механизмом данного инструмента.
Система Карла Орфа(1895-1982).
Немецкий композитор Карл Орф, современник Д.Кабалевского, придумал систему музыкального воспитания, которая, как и система русского композитора, рассчитана не на избранных, не на имеющих специальную музыкальную подготовку, а на всех детей.
Её суть в развитии творческой фантазии, в элементарном музицировании: в игре на простейших (в основном, ударных, шумовых) музыкальных инструментах; в движении под музыку; в инсценировании детских песенок и сказок. То есть в том, что дети особенно любят и делают с удовольствием. Тем более что такие танцы и движение сопровождаются не только игрой на ударных музыкальных инструментах (барабанах, ложках, ксилофоне и т.п.), но и «звучащими жестами» — хлопками, шлепками по бёдрам, топаньем ногами, щелчками пальцами, цоканьем языком и т.д. Всё это не только превращает музицирование в радостное, увлекательное действие, но и формирует творческую фантазию, прививает любовь к пению, развивает чувство ритма.
Система Карла Орфа рассчитана на участие нескольких детей, но, проявив некоторую фантазию, вполне можно применить её элементы и в занятиях с одним ребёнком. Например, возьмем песенку-игру «Добрый жук»:
Встаньте дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг.
Жил на свете старый жук,
Старый, добрый друг.
1. Придумать вместе (подчёркиваем — вместе!) с детьми танцевальные движения. Например: шаг в сторону — притоп. Шаг в другую сторону — притоп. На припеве хлопанье в ладоши. Движения, имитирующие жука. Например, вы прыгаете, сгорбившись, на согнутых ногах, с поднятыми как рога пальцами.
2. Сопровождение танца и пения игрой на любых шумовых инструментах и (или) некоторыми «звучащими жестами», о которых мы уже говорили.
3. Постарайтесь обыграть сюжет. Например, на слова «встаньте в круг» двигаться по кругу.
Система Золтана Кодаи(1882-1967).
Замечательный венгерский композитор. Вот несколько основных положений его системы:
1) Нет немузыкальных детей. Немузыкальные взрослые — это те, музыкальность которых в детстве не была замечена и развита. Поэтому Кодаи, пользовавшийся в Венгрии большим авторитетом, сумел добиться того, чего никогда не было ни в одной стране мира — уроки музыки в обычной, общеобразовательной школе стали ежедневными и занимали больше часов, чем все другие предметы.
2) Главное в музыкальном воспитании — пение и записывание мелодии по слуху. Именно этому, в основном, учили в венгерской школе. Лучший и самый доступный инструмент — голос, считал Кодаи. Поэтому пение важнее, чем игра на инструменте.
3) Воспитание человека не может быть полным без музыкального воспитания.Воспитание хорошего музыкального вкуса, по Кодаи, не только семейное дело, но важнейшая общественно-государственная задача.
Как метод раннего музыкального воспитания Золтан Кодаи предлагал воспитателям, особенно папам и мамам, учить детей ходить и хлопать в ритме песни.
Золтан Кодаи выделял четыре элемента, которые отличают музыкального человека от немузыкального: развитый слух, развитый интеллект, развитые чувства и развитые руки.
Система Шиничи Судзуки(1898 – 1998).
О его абсолютно уникальном методе раннего музыкального воспитания (доктор Судзуки начинал обучение детей на скрипке с двух-трёх лет!) тоже можно говорить как о методе состоявшемся, проверенном временем, потому что всё, что он делал, можно было посмотреть и послушать. Мир был поражён его удивительными ансамблями 4-5 летних скрипачей из 100-200 детей, чистенько и синхронно исполнявших музыку Вивальди, Моцарта, Бетховена.
Замечательный педагог умер в 1998 году, и тех, кто бы сумел повторить в полной мере подвиг Судзуки, пока нет. Видимо, здесь дело не только в уникальности метода, но и в уникальности педагога. В чём метод Судзуки? Можно с уверенностью выделить три момента.
1. Все дети музыкальны.По мнению японского учителя (впрочем, это мнение большинства авторов систем музыкального воспитания) все дети музыкальны. Без исключения. Надо только во время разглядеть и развить их способности.
2. Путь к успеху — любовь к детям.Доктор Судзуки был уверен, что невозможно добиться успеха в музыкальном (как и в любом другом) воспитании, если оно не построено на любви к детям. Можно быть строгими и требовательными, но надо любить ученика. Притворяться и играть в любовь невозможно. Дети тонко чувствуют фальшь, и занятия, построенные не на любви к ребёнку, обречены на провал. Отсюда и третье условие.
3. Главные учителя — родители.Потому что никто так, как родители, не любит своих детей. Папы и мамы становились для учеников Судзуки главными помощниками, а порой и главными учителями. Они присутствовали на занятиях. Они занимались дома с детьми. Они сами учились играть на скрипке вместе с детьми.
Цель музыкальных занятий с крохами определил сам гениальный учитель: «Моя задача не воспитать музыканта, а через музыку воспитать хорошего, благородного человека».
Система Дмитрия Кабалевского(1904-1987).
Кабалевский прекрасно знал о плачевном состоянии уроков музыки в общеобразовательной школе, составленных из перемешанных в разных вариантах частей (пение, слушание музыки, нотная грамота), как правило, скучных и неинтересных, а главное, оторванных от настоящего музыкального искусства, от жизни. Кабалевский попытался соединить уроки и музыку. И у него получилось.
Суть системы в следующем:
2) дети должны приходить к тем или иным выводам не в результате лекций или рассказов (от которых они засыпают),асами, размышляя и разговаривая о музыке, при помощи наводящих вопросов учителя. Это можно назвать методом Сократа. Подобные разговоры о музыке, когда вопросы взрослых помогают детям самим найти ответ, чудесным образом делают разговоры о музыке интересными и увлекательными.
Педагогическая концепция Льва Баренбойма(1906 – 1985).
Заключение
Отметим основные положения разных педагогических систем, которые разделяют все их авторы:
1. В той или иной форме учить музыке всех детей.
2. Начинать музыкальное воспитание как можно раньше.
3. Учить малышей в игровой форме.
4. Помнить о том, что в дошкольном возрасте главные учителя родители.
5. Постараться самим папам и мамам полюбить классическую музыку.
Закончим словами древнегреческого философа Платона, которые за более чем два тысячелетия не утратили своего значения: » Ритм и гармония глубже всего проникают в душу человека и сильнее всего захватывают её, если воспитание поставлено правильно».