печоры монастырь история создания

Псково-Печерский монастырь: открытая крепость

Псково-Печерский монастырь – единственный на территории России, который никогда не закрывался.

Псково-Печерский монастырь

Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо.

печоры монастырь история создания. MG 1834 500. печоры монастырь история создания фото. печоры монастырь история создания-MG 1834 500. картинка печоры монастырь история создания. картинка MG 1834 500.

Архимандрит Алипий: солдат Великой Отечественной, воин Христов

Неизвестно, отступило бы партийное начальство окончательно, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела (по воспоминаниям о. Нафанаила, в пещерах монастыря она плакала), и, очевидно, сделала неплохую рекламу – сюда одна за другой стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.

Богом зданныя пещеры

После смерти жены отец Иоанн также принял монашеский постриг с именем Иона. В 1473 году им была достроена первая монастырская церковь – сейчас главный собор монастыря во имя Успения Божией Матери. День освящения храма – 15 августа 1473 года – считается датой основания Псково-Печерского монастыря.

Сегодня мощи основателей монастыря – прп. Вассы и прп. Ионы покоятся у самого входа в монастырские пещеры. Приложиться к ним можно ежедневно с 10 до 18 часов. Дальше пещеры разветвляются на семь подземных галерей (улиц), которые в разное время удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы называются братскими, так как в их стенах погребают только насельников монастыря. В других галереях захоронены благочестивые паломники и защитники обители. В стенах установлены плиты с именами усопших. Предположительно в пещерах захоронено около 10 тысяч человек.

печоры монастырь история создания. MG 1821 500. печоры монастырь история создания фото. печоры монастырь история создания-MG 1821 500. картинка печоры монастырь история создания. картинка MG 1821 500.

В пещерах очень темно и довольно холодно. Идти по ним без сопровождения нельзя.

Рядом с входом в пещеры устроен ход на Святую гору. На горе находится храм Псково-Печерских преподобных, освященный в 1995 году. Это довольно необычный – клетский храм, какие строили на Севере при основании новых монастырей. Основную часть храма составляет клеть – простой сруб небольших размеров, характерный для русской избы. Как и в пещеры, на Святую гору можно пройти только в сопровождении кого-либо из насельников обители. Не пускают паломников на Святую гору только в гололед или ранней весной, когда все тает. С горы открывается дивный по красоте вид на монастырь и его окрестности.

Старчество

печоры монастырь история создания. ioann. печоры монастырь история создания фото. печоры монастырь история создания-ioann. картинка печоры монастырь история создания. картинка ioann.В 1967 году насельником монастыря стал один из самых почитаемых православными людьми старцев – исповедник архимандрит (тогда иеромонах) Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006). Последние годы жизни он тяжело болел и мало кого принимал, но в 1970-1990-х годах люди со всей страны (а иногда и из заграницы) приезжали к нему за советом и утешением. Сегодня келья отца Иоанна открыта для паломников по субботам и воскресеньям с 10 до 13 часов. Все здесь сохранилось как при жизни батюшки. Стены завешаны иконами, портретами, фотографиями. Келья совсем не «аскетическая», очень уютная, с многочисленными подарками от чад: например, ночником в виде часовни, рядом с ним – желтый цыпленок-сувенир, который дарят на Пасху. На столике у окна – вазы с цветами. Дежурный священник мажет вас маслицем.

Чудотворные иконы

печоры монастырь история создания. uspenie 1 1. печоры монастырь история создания фото. печоры монастырь история создания-uspenie 1 1. картинка печоры монастырь история создания. картинка uspenie 1 1.

Главные святыни монастыря – икона Успения Божией Матери и образ «Умиление». Обе иконы находятся в Успенском храме. С иконой Успения, перед которой горит неугасимая лампада, связана не менее героическая история, чем «оборона» монастыря в хрущевские времена. Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Войско польского короля Стефана Батория подошло к стенам монастыря. Защищали обитель всего три сотни стрельцов. Вражеские войска обстреляли монастырь из пушек, разбили стену. Тогда монахи принесли к пролому главную монастырскую святыню – икону Успения Пресвятой Богородицы. Осажденные молились, и Матерь Божия услышала их молитвы – стрельцам удалось отразить все приступы. Иконы «Успение» и «Умиление» были посланы и защитникам Пскова. За пять месяцев враг более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города не взял. В память этого чудесного избавления печеряне каждый год в седьмую неделю по Пасхе ходили крестным ходом с иконой «Умиление» в Псков. С 1997 года традиция крестного хода возобновлена, только теперь он проходит внутри обители – икону переносят из Успенского храма в Михайловский и обратно. Такой же крестный ход совершается 20 октября – в праздник Псково-Печерской иконы «Умиление».

печоры монастырь история создания. 404 07 404 404. печоры монастырь история создания фото. печоры монастырь история создания-404 07 404 404. картинка печоры монастырь история создания. картинка 404 07 404 404.«Умилением» назвали икону местные жители. Это не та икона «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим Саровский. Написана она в XVI веке с Владимирского образа, а в обитель принесена во время игуменства преподобномученика Корнилия. Икона Успения с самого появления в монастыре известна своими чудесами, которые происходят и сегодня. Недавно исцелился от глазной болезни один высокопоставленный чиновник.

Богослужения

Сегодня в обители шесть храмов, не считая пещерного Воскресенского, где служба совершается только для братии: Успенский, Сретенский, во имя архистратига Михаила, во имя прпмч. Корнилия, Никольский и Покровский. Первая служба в монастыре начинается в Успенском храме: в 6 часов у мощей прпмч. Корнилия служится братский молебен, затем полунощница. Преподобный Корнилий был здесь игуменом при царе Иване Грозном. В древней рукописи написано: в один из приездов царя игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом. Царь, заранее разгневанный на него, своей рукой отсек ему голову, но тут же раскаялся и, подняв тело, на своих руках понес в монастырь. Дорожка, по которой царь нес тело к церкви Успения, названа «Кровавым путем».

Паломническая служба: 181500 г. Печоры, ул. Международная, д. 1

тел. факс +7 (81148) 2-24-28

Паломнический центр

181500 Псковская обл., г. Печоры, ул. Юрьевская, 82-а

Паломнический центр «Дом паломника» Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря был открыт 1 июня 2012 года на территории бывшей воинской части. Келлии в корпусах рассчитаны на проживание 4 и более человек.

Трапеза – 2 раза в день:, обед — с 13.15 до 14.00, ужин — с 21.00 до 22.00.

Срок пребывания в Паломническом центре — не более 3-х дней (не включая день приезда и день отъезда).

Проживание, питание – на пожертвование.

В единственном экземпляре

На пути в Псково-Печерский монастырь расположен один из старейших русских городов – Псков. В одном из его монастырей – Спасо-Мирожском, в Спасо-Преображенском соборе сохранились уникальные фрески XII века. Правда, чтобы их увидеть, вам должно повезти: храм открыт только в хорошую погоду, когда нет дождя, тумана, снега и влажность не превышает определенный процент, что в Пскове – большая редкость. Но если вдруг все эти условия совпадут и вам повезет, как и мне, вы увидите единственные сохранившиеся на севере Руси домонгольские фрески!

Читайте также:

Источник

Псково-Печерский монастырь

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, окруженный каменными крепостными стенами и напоминающий своим обликом неприступную цитадель, – один из крупнейших и известнейших мужских монастырей России. Он расположен на северо-западе Псковской области, в городе Печоры, в 43 км от областного центра и всего в 2 км от государственной границы с Эстонией. Эта древняя обитель с самого начала своего существования служила оплотом православия на неспокойном порубежье Псковской земли и владений прибалтийской Ливонии. Хорошо сохранившийся монастырский комплекс ежегодно привлекает тысячи туристов и паломников.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Основные моменты

Архитектурный комплекс Псково-Печерского монастыря создавался на протяжении XV-XIX столетий, и многие древние постройки сохранились до наших дней. Монастырь открыт для индивидуальных посещений, но, чтобы познакомиться с его богатой историей и духовной жизнью, туристам лучше присоединиться к экскурсиям. Группы формируются в центре «Паломник». Здесь же можно недорого переночевать, пообедать.

Главный праздник Псково-Печерского монастыря – Успение Пресвятой Богородицы, отмечающийся в августе. Паломники говорят, что в этот день службы в монастырском храме совершенно особенные. Верующие ощущают, что на литургиях незримо присутствуют поколения великих молитвенников, иноков, которые в этих стенах веками общались с Богом.

Но не все так уж патриархально в древней обители. Монахи пользуются мобильной связью, активны в социальных сетях. Монастырь располагает собственным интернет-магазином, информационно-познавательным порталом. Тут действует издательство духовной литературы, оснащенное современным электронным оборудованием, а в церковных лавках продаются сувенирные флеш-накопители с тестами на знание Святого письма, CD-диски с видеоэкскурсиями.

История Псково-Печерского монастыря

Достоверные источники относят основание Успенской Свято-Печерской обители к 1473 году, но, по преданию, монахи-отшельники поселились в пещерах, расположенных на этой территории, еще в XIV веке. Говорят, они пришли в эти места из Киево-Печерской Лавры, в поисках убежища на псковских землях от татарских набегов. Легенды сохранили имя лишь одного из затворников – Марка, ставшего известным как «первоначальный инок». В том же столетии, по легенде, удивительные пещеры открылись изборским охотникам, проплывавшим вдоль лесистых берегов реки Каменец, которая в те времена была судоходной, а сегодня представляет собой небольшой ручеек. Летопись повествует, что из узких вертикальных расщелин в прибрежном песчаном холме до них донеслось дивное пение и «благоухание фимиама».

В 1470 году в одной из печорских пещер поселился Иоанн Шестник – священник из Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (сегодня – г. Тарту). Здесь он и его семья нашли убежище от преследований немцев-латинян, подвергавшим гонениям православный люд. В расширенной пещере Иоанн и его супруга Мария устроили церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Еще во время работ Мария тяжело заболела и решила принять монашеский постриг под именем Васса, оказавшись первой постриженницей обители. После кончины жены монашеский обет принял и Иоанн, став в постриге Ионой. Эта благочестивая пара причислена к лику Псково-Печерских преподобных.

В 1473 году церковь была освящена, и вскоре вблизи нее стали селиться иноки. Здесь появились кельи и еще один храм, но лифляндцы, напавшие на обитель, сожгли бревенчатые строения. Набеги и разорения на скромный монастырь, не имевший оборонительных сооружений, продолжались долгое время, потому что ливонцы стремились не допустить распространения православия на порубежных землях.

В 1519 году из Москвы в Псковские земли прибыл государев дьяк Мисюрь Мунехин, и вскоре под его началом в монастыре началось масштабное каменное строительство. Священные пещеры были сохранены, а новые постройки возводились ближе к воде, что придало ландшафту монастыря особую живописность. В подлинный расцвет обитель вступила стараниями игумена Корнилия, управлявшего ею с 1529 по 1570 год. Этот настоятель, зодчий и воин превратил монастырь в твердыню, окруженную могучей каменной стеной с 9 башнями. Обитель стала светочем утверждения православия среди разнородного местного населения. Сподвижником Корнилия в обустройстве Псково-Печерского монастыря, ставшего шедевром оборонного и церковного зодчества, был талантливый архитектор Павел Заболотный. Старания обоих были по-особому отмечены царем Иваном Грозным, который решил их казнить якобы за то, что они возводили оборонительные постройки «по собственному почину». Одно из преданий гласит, что игумену разгневанный самодержец отсек голову собственноручно прямо у стен монастыря. Оправившись от приступа ярости, царь будто бы сам отнес бездыханное тело Корнилия к святым пещерам, приказав захоронить его с почестями. С тех пор дорогу, ведущую от Никольской башни до Успенской церкви, стали называть Кровавым путем.

В военных баталиях укрепленная обитель впервые участвовала в середине 1581 года. Тогда Псков и Печоры преградили путь 100-тысячной армии польского короля Стефана Батория, продвигавшейся вглубь русских земель. В общей сложности монастырская твердыня подвергалась штурмам литовцев, шведов, поляков на протяжении полутора веков. При Петре I она получила статус государственного оборонного укрепления. Последняя баталия у ее стен произошла в 1703 году. После подписания Ништадтского мира со Швецией в 1721 г., Псково-Печерский монастырь завершил свою оборонительную миссию.

В XVIII-XIX веках тут протекала мирная монашеская жизнь, возводились новые храмы, братские корпуса и хозяйственные постройки. В 1920 году Печорский уезд, согласно Тартускому мирному договору, отошел к Эстонии, и обитель оказалась за рубежами РСФСР. В довоенные годы его насельниками являлись некоторые участники Белого движения, братия поддерживала тесные связи с Русской зарубежной церковью, с представителями дома Романовых.

Во время боевых действий в период Второй мировой войны часть монастырских построек пострадала от артиллерийских обстрелов, но не фатально. В послевоенные годы Псково-Печерская обитель гонениям не подвергалась, чтобы уверить местное население в «свободе вероисповедания в СССР», и монашеская жизнь здесь продолжилась. В 60-е годы прошлого века началась реконструкция крепостных стен и башен, а 80-е была проведена масштабная реставрация церковных архитектурных памятников. В те годы были обновлены стеновые росписи, купола храмов покрыли медным листом. Число насельников прирастало, и в обители возвели новый братский корпус, построили здания иконописной и швейной мастерских.

В 2012 году в распоряжение монастыря была передана расположенная поблизости территория передислоцированной воинской части. С 2018 года игуменом Псково-Печерской обители является весьма энергичный митрополит Псковский и Порховский Тихон, которого называют духовником президента Владимира Путина.

Монастырь сегодня

За порогом Псково-Печерской обители путешественники оказываются в своеобразной капсуле времени, отделенной от внешней суеты. Это самодостаточный патриархальный мир, где производится почти все, чего требуют ежедневные скромные запросы насельников. В столярной мастерской пахнет смолистыми опилками, олифой, студенистым горячим клеем. Тут вручную изготавливают мебель, киоты, аналои, резные кресты, оправы для образов. Монахи, наделенные художественным даром, трудятся в иконописных мастерских. Среди братии есть искусные резчики по дереву, гончары. Из трубы над кровлей приземистой монастырской кузницы вьется дымок от раскаленных в горне углей. Как и сотни лет назад, мастера обеспечивают хозяйство необходимыми коваными изделиями. Некоторым кузнецам далеко за семьдесят, но монахи крепки и телом, и духом.

Круглосуточно пылают поленья в печах монастырской пекарни. Здесь выпекают просфоры, хлеб. На кухне готовится простая и незатейливая пища для монахов. Угощения для сотен паломников послушники готовят при трапезных странноприимных домов за пределами монастырских стен. Рядом накрыт навесом дровяной склад, полный смолистых поленьев. Утомительная колка дров – обычное послушание в монастыре. Поочередно тут трудятся все – от послушника-неофита до архимандрита. Поодаль огорожен скотный двор. Работа по уходу за животными тоже знакома всем насельникам, как и обязанности сторожа. К слову, как-то раз патриарх Московский и всея Руси Пимен, в свое время живший тут, а затем достигший наивысшей ступени в церковной иерархии, признался, что хотел бы провести остаток жизни в служении сторожем на хозяйственных воротах Псково-Печерского монастыря.

В монастырской библиотеке хранится уникальное собрание древних фолиантов, рукописей, богослужебных книг, духовной литературы, исторических и философских трудов. Прогуливаясь по монастырю, вы наверняка увидите монахов, расположившихся с книгами под сенью деревьев или на внутренних помостах оборонительных монастырских стен.

Кроме монахов и священников в монастыре живет несколько старцев, внешне ничем не отличающихся от братии, но в их глазах читается особенное сосредоточение на вере. Для достижения этого духовного статуса необязателен преклонный возраст. Старец – особый вид служения, доступный немногим избранным подвижникам.

Достопримечательности на территории обители

Псково-Печерский монастырь окружен мощной каменной крепостной стеной с девятью сторожевыми башнями, все они имеют собственные названия. Парадный вход ведет в обитель через Святые врата в Петровской башне.

Древнейший храм монастыря – подземная Успенская церковь, освященная в 1473 году. Позднейший барочный фасад с голубыми куполами, усеянными золотыми звездами, пристроен прямо к срезу горы. Над порталом изображены Киево-Печерские святые отцы Антоний и Феодосий. Входная дверь ведет в пещерный храм. Своды пещеры облицованы кирпичом и поддерживаются каменными колоннами. Резной деревянный иконостас главного придела был изготовлен в XVIII столетии, узорчатые панели украшены позолотой. Здесь хранятся особо почитаемые иконы, среди них – образ Успения Богородицы, написанный в 1521 году. На стенах за иконостасом сохранились потемневшие древние фрески. В нише у южной стены погребены мощи преподобного мученика Корнилия.

Возле Успенского собора располагается вход в ближние и дальние Святые пещеры. При входе справа расположена гробница преподобной Вассы, в часовенке слева погребены преподобные Иона и Марк. Отсюда вглубь холма расходятся семь подземных галерей. Круглый год температура тут колеблется в пределах +5. +10 °С. На этом погосте погребено около тысячи монахов и мирян. В стеновых нишах, закрытых каменными плитами, нашли упокоение предки полководца Кутузова, историка Татищева, поэта Пушкина, композитора Мусоргского.

Напротив Успенского собора в начале XIX был построен корпус лечебницы с часовней Святого Праведного Лазаря. К востоку от фасада церкви Успения Богородицы находится звонница. Обычно колокола возносят на высокие башни, но здесь они развешаны в два яруса между рядами мощных опорных столпов, заключенных в кирпичные стены. Тут размещено 30 бронзовых колоколов разного размера, каждый обладает неповторимым звучанием. Самый большой колокол весит около 4 тонн, он был подарен обители царем Петром Великим. Есть тут и подарок Ивана Грозного весом в 3 тонны, этот колокол доставили сюда в 1562 году.

Над звонницей возвышается башенка. Там с первых десятилетий XVIII века действует часовой механизм. Каждую четверть часа отмечает перелив малых колоколов. Часы отбиваются гулким звоном 122-пудового колокола, некогда присланного в Псково-Печерский монастырь царем Борисом Годуновым.

Рядом с колокольней стоит Благовещенская церковь, возведенная по велению игумена Корнилия в 1541 году. К ней пристроена Трапезная палата. В XIX веке в трапезной была освящена церковь Сретения господня. В 2019 году под трапезной открылся сувенирный магазин.

Над монастырем возвышается Михайловский собор, выстроенный на холме над пещерами. Это место называют Святой горкой. Увенчанный золоченым куполом храм, возведенный в 1815-1827 годах в стиле классицизма – самое внушительное строение Псково-Печерской обители и доминанта монастырского архитектурного комплекса. В его стенах, на позолоченных досках запечатлены имена защитников Пскова, павших в сражениях с наполеоновскими войсками в 1812 году. В соборе хранятся чудотворные иконы, а главная его реликвия – десница святой мученицы Татианы.

В центре обители находятся два святых источника. Над колодцами выстроены часовни. Тут всегда можно набрать фляжку освященной воды, постояв в очереди.

Практическая информация

Монастырское экскурсионное бюро находится на улице Юрьевская, 82-А (примерно в 2 км от обители). Псково-Печерскому монастырю принадлежит гостиница на Октябрьской площади, 8, в пешей доступности от него. Комнаты рассчитаны на 2-9 спальных мест. В здании открыто кафе. Горячие завтраки подаются с 08:00 до 12:00. До 19:00 тут можно перекусить выпечкой, попить чай. Из паломнического центра ко входу в монастырь трижды в день курсирует микроавтобус.

На территории обители и в центре «Дом паломника» работают сувенирные лавки. Тут предлагаются церковная утварь, книжные издания монастырской типографии, четки, фотоальбомы с видами монастыря, художественные репродукции. Здесь также представлены прекрасные работы, созданные в иконописной мастерской. Образы написаны на досках, украшены золочением. Стоимость икон – от 350 до 16 000 рублей.

Мало кто покидает обитель без вкусных гостинцев. В киосках продаются пирожки, хлеб, монастырский квас (50 рублей/литр), мед. Особым спросом пользуются имбирные пряники с джемом и медом, ягодно-шоколадной начинкой. Резными формами на пряниках оттиснуты рельефные изображения храмов Псково-Печерского монастыря. Сладости расписываются цветной глазурью вручную. Сдобная выпечка готовится по старинной рецептуре, она имеет вкус семи пряностей (имбирь, кардамон и др.), сохраняет свежесть более двух месяцев, при этом фабричными консервантами и ароматизаторами пекари не пользуются. Стоимость пряников – от 100 до 600 рублей, в зависимости от размера. Хороший гостинец – пряничный пирог с панорамным оттиском монастырского комплекса в подарочной упаковке (1000 рублей).

Как добраться

Псково-Печерский монастырь расположен по адресу: ул. Международная, 5. От автостанции в центре Печор (ул. Юрьевская, 5) к монастырю ходят автобусы. Но Печоры – небольшой город, поэтому пешая прогулка от автостанции до обители займет не более получаса.

Источник

ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

печоры монастырь история создания. 000351. печоры монастырь история создания фото. печоры монастырь история создания-000351. картинка печоры монастырь история создания. картинка 000351.
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Псково-Печерский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Псковской епархии

Монастырь расположен в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова.

Основание монастыря

Летопись повествует о том, как в конце XIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца «гласы поющих неизреченно и прекрасно» и ощутили благоухание «яко от множества фимиама».

Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли; по жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: «Богом зданныя пещеры».

Из древнего местного предания известно, что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Имена всех их остались неизвестны, летописная история сохранила до нас лишь имя “начального инока” преподобного Марка.

Преемник преподобного Ионы иеромонах Мисаил возвел на горе келии и храм, но вскоре монастырь подвергся нападению лифляндцев. Деревянные постройки были сожжены, имущество разграблено. Когда же святотатцы стали бесчинствовать в Успенском храме монастыря, вышедший из алтарной части огонь изгнал их из обители. Тем временем из Изборска подоспел русский отряд, довершивший уничтожение лифляндцев.

Монастырь долго бедствовал после этого потрясения: набеги, хотя и менее дерзкие, продолжались. Иноземные завоеватели еще не раз пытались стереть обитель с лица земли, так как видели в ней прежде всего оплот Православия и русского влияния на близ живущее местное население балтийских племен (эстов и сету), а также организатора хозяйственной деятельности в крае и, наконец, русский военный опорный пункт.

печоры монастырь история создания. 000352. печоры монастырь история создания фото. печоры монастырь история создания-000352. картинка печоры монастырь история создания. картинка 000352.
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Сретенский храм и Ризница

Расцвет обители в XVI веке

В 1521 году монастырь обрел чудотворную икону Успения Богоматери “в житии” (с житийными клеймами). Этот образ был написан иконописцем Алексеем Малым по заказу псковских “торговых людей” Василия и Феодора (Феодор позднее принял постриг с именем Феофил и скончался в обители).

В этот период монастырь переместился с горы вниз, в долину Каменца, келии были поставлены против Успенского храма.

К концу 20-х годов XVI века, при игумене Герасиме, упорядочилась внутренняя жизнь обители: игумен составил общежительный устав по образцу Киево-Печерского, учредил чин церковной службы по преданию древних монастырей, постановив, чтобы богослужение совершалось ежедневно в Успенском соборе. И сегодня свято хранит обитель древние традиции, соблюдая строгий общежительный устав.

Настоящий расцвет обители связан с именем ее игумена преподобномученика Корнилия.

печоры монастырь история создания. 000353. печоры монастырь история создания фото. печоры монастырь история создания-000353. картинка печоры монастырь история создания. картинка 000353.
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Монастырская стена и Никольский храм

Оборонительное значение монастыря

29 октября разгневанный польский король Стефан Баторий послал многочисленное войско к монастырю, защитниками которого были всего две-три сотни стрельцов, переселенных из Москвы и положивших начало Печерскому посаду.

Чудотворные иконы Божией Матери “Успение” и “Умиление” были посланы к защитникам Пскова, вдохновляя их на ратные подвиги: за 5 месяцев осады неприятель более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял.

В начале XVII века монастырь пережил множество нападений шведских, литовских и польских завоевателей, которые пользовались внутренними трудностями Русского государства и бесчинствовали на западных его рубежах.

В 1701 году Петр I повелел обнести монастырь земляным валом и глубоким, наполненным водой рвом (остатки земляных укреплений Петровской эпохи сохранились до наших дней). На важнейших пунктах соорудили 5 бастионов, у ворот поставили батарею. Печерская крепость получила значение общегосударственной: в знак этого на главной крепостной Никольской башне был установлен государственный герб.

В 1703 году, благодаря новым укреплениям, маленькому отряду под командованием воеводы Ивана Назимова удалось отбить нападение двухтысячного войска шведов. Это было последнее сражение у стен монастыря. Ништадтский мир (1721 г.) отодвинул границу страны на запад и положил конец оборонной миссии Псково-Печерского монастыря.

В 1812 году Русской земле вновь угрожал завоеватель. Быстро продвигавшиеся наполеоновские войска заняли Полоцк. Угроза оккупации нависла и над Псковом. Тогда, по просьбе псковичей в город принесли из монастыря иконы Божией Матери “Успение” и “Умиление”, хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. 7 октября был совершен крестный ход с чудотворными святынями. В тот же день русские войска отбили Полоцк, Псков оказался вне опасности. В память этого события по инициативе героя войны генерал-фельдмаршала П.Х.Витгенштейна в Печерской обители был воздвигнут храм в честь Святого Архистратига Божия Михаила (1815-1827).

Монастырь в XX веке

В XX веке монастырю вместе с Отечеством пришлось пройти через две войны. Но древнии традиции, бережно хранимые в монастыре, не были нарушены даже в самые страшные для русского монашества времена. Молитвами Пречистой Богородицы Псково-Печерская обитель промыслом Божиим была по договору 1922 года отнесена к буржуазной Эстонии и оставалась там вплоть до 1940 года, чем и была спасена от всеобщего разорения и осквернения.

Однако, события 1917-1919 годов не минули монастырь. Его новый наместник с 1920 года, а вскоре и настоятель, отец Иоанн (Булин), нашел обитель в упадке, с почти полностью уничтоженным хозяйством и малочисленной братией. Положение осложнялось тем, что в 1925 году от монастыря была частично отчуждена земля, которая сдавалась в аренду, а вырученные средства шли на нужды монастыря. Несмотря на все трудности, в 1926 году был начат ремонт храмов, братских келий, восстановление разрушенного водопровода. В 1927 году был закончен капитальный внутренний ремонт Михайловского собора и он был освещен электричеством, на малой звонице у Никольского храма был восстановлен нарушенный в 1918 году древний звон времен Бориса Годунова. Деньги на производимые работы поступали как от неизвестных жертвователей, так и от министерства народного образования. Большую сумму, 250 000 эстонских марок, на ремонт Успенского собора передал глава Эстонской республики И. Темант. Была приведена в порядок внутренняя монастырская жизнь. Богослужения в монастыре шли по рассписанию, составленому настоятелем, которое включало в себя росписи по неделям: кто и когда служит раннюю литургию, позднюю литургию, всенощное бдение, проповедует и т.д.

В 1926 году архимандрит Иоанн был хиротонисан во епископа Печорского, оставаясь при этом настоятелем обители. При нем монастырь активизировал свою религиозную деятельность. Были возобновлены крестные ходы как по традиционным маршрутам, проходящим по Эстонии и Латвии, так и по новым. Некоторые крестные ходы растягивались на много дней и проходили через многие населенные пункты, увеличилось число паломников и молящихся в монастыре. Приезжали из Америки, Германии, Швеции и других стран. В то же время положение монастыря в Эстонии осложнялось. Эстонские власти вмешивались в деятельность монастыря, у настоятеля, епископа Иоанна, неоднократно возникали разногласия с Синодом Эстонской Автономной Православной Церкви по проблеме собственности обители. В конце концов владыка Иоанн был вынужден уйти на покой в 1932 году.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Фашистские войска быстро продвигались по Прибалтике. В спешном порядке все советские организации города Печоры были эвакуированы в тыл. В город вошли немцы.

Монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: Таллиннскому Митрополиту Александру (Паулусу) и Экзарху Прибалтики Митрополиту Сергию (Воскресенскому).

В годы войны наместником монастыря был отец Павел (Горшков). Монастырь находился на оккупированной немцами территории но наместник сумел найти ту тонкую и умную линнию в отношениях с оккупационными властями, которая позволила сохранить братию, обитель и все ценности. Отцу Павлу удалось организовать помощь продуктами пленным красноармейцам лагерного пункта в Пскове, больным, инвалидам и престарелым в богадельне в Завеличье. Сохранились свидетельства о том, что под предлогом, что ему нужны рабочие в монастырь, игумен Павел освободил из немецкого лагеря более десятка военнопленных. Есть свидетельства, что в монастырских пещерах в войну укрывались совеские разведчики.

В военные годы подверглись разрушениям Трапезная и Братский корпус, стена Михайловского собора. Другие храмы также пострадали от артиллерийских обстрелов.

Старческое служение

Прославился монастырь и в мирные годы духовными подвигами своих насельников, по молитвам которых не оскудевает милость Божия к ищущим Небесного утешения у Печерских святынь. Во все время существования обители в ней не гас огонь старческого служения. Все, кто приходили за духовным утешением и советом, находили таковые в беседах с великими молитвенниками.

Одним из таких светильников веры православной был преподобный иеросхимонах Лазарь, подвизавшийся затворником в конце XVIII-начале XIX веков.

При посещении Печерской обители семьей Государя Николая II последний имел духовную беседу с подвизавшимся тогда в монастыре старцем Феодосием.

Более 60 лет служил Богу и людям иеросхимонах Симеон (Желнин), духовно окормлявший не только монастырскую братию, но и многочисленных мирян, паломников, приходивших к нему за духовным советом. О его жизни выпущена отдельная книга, в которой читатель найдет множество свидетельств о чудесной молитвенной помощи старца. 1 апреля 2003 иеросхимонах Симеон был прославлен в лике святых.

Схиархимандриты Агапий (Агапов), Пимен (Гавриленко) продолжили подвиг старческого служения в 60-е, 70-е гг.

После Великой Отечественной войны в Псково-Печерскую обитель приехали старцы с Валаама, перед войной перевезенные со святого острова в Финляндию. Иеросхимонахи Михаил (Питкевич), Лука (3емсков) и другие старцы были как бы духовным мостом, соединяющим Старый Валаам и святую Печерскую обитель.

С 1967 года в монастыре подвизался известный старец, подвижник нашего времени Иоанн (Крестьянкин) (+ 2006).

Монастырь в наши дни

Год за годом, столетие за столетием Псково-Печерский монастырь превращался в выдающийся историко-культурный памятник. Крепостные монастырские стены с 9 башнями и общей длиной около 810 метров окружают великолепный архитектурный ансамбль, образуемый рядом храмов.

В XVIII веке над соборной Успенской церковью был освящен в 1759 году храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, на месте монастырской “судебной палаты”. В дни престольного праздника Успения Божией Матери, когда небольшие храмы не могут вместить множества паломников, торжественное богослужение совершается под открытым небом, и тогда фасад Успенского и Покровского храмов служит иконостасом, площадь перед собором-амвоном, склоны холмов и крепостная стена стенами храма, а куполом его становится небо.

Также особым народным почитанием пользуются и другие древние чудотворные образы Божией Матери: “Умиление” (список с иконы “Владимирской” Богоматери) и ”Одигитрия” (принесенная из Смоленска), с XVII века находящаяся в монастыре Казанская икона Божией Матери, резной образ святителя Николая (“Никола Можайский” XVI в.) из Никольского храма и многие другие иконы.

В Михайловском храме в особом ковчеге хранится десница (правая рука) св.мч. Татианы, переданная в обитель в 1977 г. братом архимандрита Афанасия (Москвитина) иеромонахом Владимиром (Москвитиным). Архимандриту Афанасию эту святыню в свое время передали благочестивые супруги именитого рода, его духовные чада, позднее принявшие монашество. Во время разорения Царскоcельского дворца они сумели выкупить святыню и сохранить ее для благоговейного почитания.

К востоку от Успенского собора стоит редкий для псковской архитектуры двухэтажный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Он был воздвигнут в 1541 году при игумене Корнилии. К храму примыкает большая трапезная палата. В 1870 году в ней устроили алтарь, и она была освящена как храм в честь Сретения Господня.

На вершине склона оврага, к северу от Успенского храма, стоит величественный Михайловский собор.

В 1986 году на Святой горе была освящена деревянная церковь в честь Псково-Печерских святых.

От входа идут семь подземных галерей, так называемых “улиц”, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Стены вблизи входа обложены для прочности кирпичом. Температура воздуха здесь неизменно держится около +5″С. Точного числа захоронений не установлено, т.к. при многочисленных осадах сделать это было затруднительно. Есть основания полагать, что там захоронено более 10 тысяч человек.

В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды – ценный исторический памятник псковского края. Имена представителей славных славянских родов Суворовых, Ртищевых, Нащокиных, Бутурлиных, Мстиславских встречаются в надгробных надписях; здесь лежат предки поэтов А. С. Пушкина, А. Н. Плещеева, полководца М. И. Кутузова, композитора М. П. Мусоргского. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, давшего Русской Православной церкви Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Погребали здесь и архиереев, в их числе выдающийся православный иерарх митрополит Вениамин (Федченков). Незадолго до начала Великой Отечественной войны в пещерах восстановлен храм Воскресения Христова.

К колокольне примыкает часовая башня, построенная в начале XVIII века. Механизм часов соединен тросами с колоколами; каждые четверть часа раздается звон малых колоколов, а “годуновский” колокол отбивает часы.

Обитель все эти годы продолжает благоукрашаться. В 80-е годы по благословению митрополита Иоанна (Разумова) наместником архимандритом Гавриилом (Стеблюченко) (1975-1988) были проведены большие реставрационные работы: обновлена живопись храмовых стен, завершена реставрация монастырских стен, начатая еще при архимандрите Алипии, построен новый братский корпус, в Никольском храме устроен придел в честь преподобномученика Корнилия, отремонтированы помещения пекарни и библиотеки.

Усердием следующего настоятеля (1988-1992) архимандрита Павла (Пономарева), вернулась в обитель монастырская библиотека, хранившаяся в Тарту, построены новые здания лечебницы, иконописно-реставрационной и швейной мастерских, в городе устроен Дом милосердия для одиноких пожилых людей, возвращены монастырю 100 га пахотной земли. Наместник архимандрит Роман (Жеребцов) продолжил реконструкцию монастырских построек, храмов, его заботами построен деревянный братский корпус и начато покрытие медью крепостных стен и башен.

В настоящее время продолжается благочестивая традиция по сохранению монастырского устава и благоустройству и украшению обители. Окончено строительство братского каменного корпуса у башни Нижних решеток с баней и прачечной, завершены работы по покрытию медью крепостных стен, ведется строительство хозяйственного комплекса, отреставрированы купола храмов, росписи на фасаде Успенского храма, проведена реставрация в Михайловском храме. Бережно сохраняются в обители ее многовековые традиции. С 1994 г. в монастыре в 4-ю неделю по Пятидесятнице празднуется память преподобных отцов Псково-Печерских, а в 1998 г. восстановлено празднование в честь чудотворной иконы Божией Матери “Умиление”, совершаемое в 7-ю неделю по Пасхе. Впервые за много лет (с начала XX века) в июле 2000 года чудотворная ((икона Божией Матери “Умиление” Псково-Печерская побывала во Пскове на освящении часовни в честь св. равноап. кн. Ольги.

Монастырь продолжает катехизаторскую и издательскую деятельность. Еженедельно печорские школьники собираются на занятия Воскресной школы и иконописного класса. Многие из них поют в детско-юношеском хоре.

В Майском микрорайоне города Печоры совершаются богослужения в новопостроенном храме в честь Рождества Христова и свт. Тихона, патриарха Московского. При храме также работает воскресная школа, создан детский хор.

На берегу Псковского озера монастырь открыл Приозерный скит.

В 2000 году монастырю были переданы развалины Мальской обители для восстановления и строительства скита.

Игумены, настоятели, наместники

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *