печорский монастырь псковская область
Печорский монастырь псковская область
Описание: Страница ведётся по благословению митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова) и при содействии братии обители.
Радуйся, Святая Обитель, во все времена, ибо ты служишь для нас постоянным источником неувядаемой радости.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Другое
Действия
Твое благополучие — целиком в руках Божиих. На эту мысль нужно направлять все свое дерзновение, без которого нет веры. В вере надо дерзать, иначе она умрет, как хилая старушка…
Сергей Иосифович Фудель
Фото Ксении Секретаревой из группы: «Лови мгновение»
В обители сегодня выпал первый снег.
@evgeniyr11.11
Жизнь нашу надобно сберегать, как вино. Не как случится должна проходить она, не смеху надобно посвящать ее, не многословию, хотя бы и невинному, не частым изворотам, хотя бы и не хитрым, не рассматриванию различных вещей, хотя бы и не напоминающих об удовольствии, не многолюдству, хотя бы упрашивали окружающие. Ибо кто предан сему, тот, хотя не потерпит вреда, однако же не насладится и выгодами.
Преподобный Ефрем Сирин
Татьяна Новожилова
Отцу Георгию Ларину в молодости посчастливилось несколько лет сослужить знаменитому священнику, а затем почти полвека возглавлять Покровский приход, основанный отцом Серафимом в американском городе Наяк близ Нью-Йорка. Вот что он вспоминает:
«Отец Серафим был бессребреником и никогда не беспокоился о деньгах. Сейчас подобное очень редко встречается. Бывает, священники, когда их назначают на приход, узнают, какой будет оклад, где им жить. Отец Серафим никогда даже не говорил о таких вещах: как приход решил, так и хорошо, он на это жил. И всегда радел о церкви и приходе. И супруга его была такой же. Им даже в голову не приходило беспокоиться о каких-то деньгах.
Я уверен, что без нашего первого настоятеля никакого прихода в Наяке не было бы. Это какое-то чудо, что людям, едва приехавшим в Америку и жившим очень бедно, удалось построить храм. Получилась удивительная история. Денег не было ни у кого, все беженцы зарабатывали мало, и потому можно было купить только маленький участок земли.
Это было еще до моего приезда в Наяк, и мне рассказывали, как хотели взять заем на строительство, но банк отказал. Однако случилось так, что управляющий банка как-то проезжал мимо нашего участка и увидел отца Серафима, который в подряснике лопатой мешал цемент. Тогда он сказал, что этим людям можно доверять, и согласился дать заем. Его очень удивило, что сам священник работает наравне с остальными. В итоге он выделил деньги, и храм был построен. Все это не случайно, во всем есть Промысл Божий, Его Перст.
До сих пор я чувствую молитвы отца Серафима обо всем, что происходит у нас на приходе. Для меня он живой, как и святитель Иоанн Шанхайский, владыка Лавр, вся братия монастыря в Джорданвилле. Все это святые люди, единая семья, которая сейчас молится о нас. И я благодарю Бога за то, что я знал этих людей, без которых моя жизнь была бы совсем другой и вряд ли бы прошла в Церкви».
Псково-Печерский монастырь: открытая крепость
Псково-Печерский монастырь – единственный на территории России, который никогда не закрывался.
Псково-Печерский монастырь
Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо.
Архимандрит Алипий: солдат Великой Отечественной, воин Христов
Неизвестно, отступило бы партийное начальство окончательно, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела (по воспоминаниям о. Нафанаила, в пещерах монастыря она плакала), и, очевидно, сделала неплохую рекламу – сюда одна за другой стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.
Богом зданныя пещеры
После смерти жены отец Иоанн также принял монашеский постриг с именем Иона. В 1473 году им была достроена первая монастырская церковь – сейчас главный собор монастыря во имя Успения Божией Матери. День освящения храма – 15 августа 1473 года – считается датой основания Псково-Печерского монастыря.
Сегодня мощи основателей монастыря – прп. Вассы и прп. Ионы покоятся у самого входа в монастырские пещеры. Приложиться к ним можно ежедневно с 10 до 18 часов. Дальше пещеры разветвляются на семь подземных галерей (улиц), которые в разное время удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы называются братскими, так как в их стенах погребают только насельников монастыря. В других галереях захоронены благочестивые паломники и защитники обители. В стенах установлены плиты с именами усопших. Предположительно в пещерах захоронено около 10 тысяч человек.
В пещерах очень темно и довольно холодно. Идти по ним без сопровождения нельзя.
Рядом с входом в пещеры устроен ход на Святую гору. На горе находится храм Псково-Печерских преподобных, освященный в 1995 году. Это довольно необычный – клетский храм, какие строили на Севере при основании новых монастырей. Основную часть храма составляет клеть – простой сруб небольших размеров, характерный для русской избы. Как и в пещеры, на Святую гору можно пройти только в сопровождении кого-либо из насельников обители. Не пускают паломников на Святую гору только в гололед или ранней весной, когда все тает. С горы открывается дивный по красоте вид на монастырь и его окрестности.
Старчество
В 1967 году насельником монастыря стал один из самых почитаемых православными людьми старцев – исповедник архимандрит (тогда иеромонах) Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006). Последние годы жизни он тяжело болел и мало кого принимал, но в 1970-1990-х годах люди со всей страны (а иногда и из заграницы) приезжали к нему за советом и утешением. Сегодня келья отца Иоанна открыта для паломников по субботам и воскресеньям с 10 до 13 часов. Все здесь сохранилось как при жизни батюшки. Стены завешаны иконами, портретами, фотографиями. Келья совсем не «аскетическая», очень уютная, с многочисленными подарками от чад: например, ночником в виде часовни, рядом с ним – желтый цыпленок-сувенир, который дарят на Пасху. На столике у окна – вазы с цветами. Дежурный священник мажет вас маслицем.
Чудотворные иконы
Главные святыни монастыря – икона Успения Божией Матери и образ «Умиление». Обе иконы находятся в Успенском храме. С иконой Успения, перед которой горит неугасимая лампада, связана не менее героическая история, чем «оборона» монастыря в хрущевские времена. Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Войско польского короля Стефана Батория подошло к стенам монастыря. Защищали обитель всего три сотни стрельцов. Вражеские войска обстреляли монастырь из пушек, разбили стену. Тогда монахи принесли к пролому главную монастырскую святыню – икону Успения Пресвятой Богородицы. Осажденные молились, и Матерь Божия услышала их молитвы – стрельцам удалось отразить все приступы. Иконы «Успение» и «Умиление» были посланы и защитникам Пскова. За пять месяцев враг более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города не взял. В память этого чудесного избавления печеряне каждый год в седьмую неделю по Пасхе ходили крестным ходом с иконой «Умиление» в Псков. С 1997 года традиция крестного хода возобновлена, только теперь он проходит внутри обители – икону переносят из Успенского храма в Михайловский и обратно. Такой же крестный ход совершается 20 октября – в праздник Псково-Печерской иконы «Умиление».
«Умилением» назвали икону местные жители. Это не та икона «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим Саровский. Написана она в XVI веке с Владимирского образа, а в обитель принесена во время игуменства преподобномученика Корнилия. Икона Успения с самого появления в монастыре известна своими чудесами, которые происходят и сегодня. Недавно исцелился от глазной болезни один высокопоставленный чиновник.
Богослужения
Сегодня в обители шесть храмов, не считая пещерного Воскресенского, где служба совершается только для братии: Успенский, Сретенский, во имя архистратига Михаила, во имя прпмч. Корнилия, Никольский и Покровский. Первая служба в монастыре начинается в Успенском храме: в 6 часов у мощей прпмч. Корнилия служится братский молебен, затем полунощница. Преподобный Корнилий был здесь игуменом при царе Иване Грозном. В древней рукописи написано: в один из приездов царя игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом. Царь, заранее разгневанный на него, своей рукой отсек ему голову, но тут же раскаялся и, подняв тело, на своих руках понес в монастырь. Дорожка, по которой царь нес тело к церкви Успения, названа «Кровавым путем».
Паломническая служба: 181500 г. Печоры, ул. Международная, д. 1
тел. факс +7 (81148) 2-24-28
Паломнический центр
181500 Псковская обл., г. Печоры, ул. Юрьевская, 82-а
Паломнический центр «Дом паломника» Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря был открыт 1 июня 2012 года на территории бывшей воинской части. Келлии в корпусах рассчитаны на проживание 4 и более человек.
Трапеза – 2 раза в день:, обед — с 13.15 до 14.00, ужин — с 21.00 до 22.00.
Срок пребывания в Паломническом центре — не более 3-х дней (не включая день приезда и день отъезда).
Проживание, питание – на пожертвование.
В единственном экземпляре
На пути в Псково-Печерский монастырь расположен один из старейших русских городов – Псков. В одном из его монастырей – Спасо-Мирожском, в Спасо-Преображенском соборе сохранились уникальные фрески XII века. Правда, чтобы их увидеть, вам должно повезти: храм открыт только в хорошую погоду, когда нет дождя, тумана, снега и влажность не превышает определенный процент, что в Пскове – большая редкость. Но если вдруг все эти условия совпадут и вам повезет, как и мне, вы увидите единственные сохранившиеся на севере Руси домонгольские фрески!
Читайте также:
Псково-Печерский монастырь
Свя́то-Успе́нский Пско́во-Пече́рский монасты́рь считается одной из наикрупнейших, знаменитых и старейших в России мужских обителей. Ее название обусловлено пещерами, которые тут есть (печоры – древнерусское наименование), они названы пещерами, Богом зданными (созданными). Преподобный Иона выкопал в 1473 году в холме из песчаника и освятил пещерный храм во имя Успения. С того времени и принято считать это датой основания обители. Святая гора – так именуют холм, где располагается и храм, и пещеры. Что характерно, так это то, что монастырь никогда не прекращал действовать. В период 1920–1945 годов пребывал в пределах Эстонии, за счет чего и не закрылся. Здесь подвизался в 1967–2006 годах архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
Содержание
История [ править ]
Когда началось тут монашеское житие, когда появились тут пещеры, никому неизвестно достоверно. Исследователи сделали выводы, что происхождение пещер этих может быть и природным, и эрозионно-суффозионным. Монастырская летопись содержит предания о начале монашеской жизни здесь, которые потом появились и в псково-печерском патерике. Ряд деталей, возможно, внесен был в ХХ ст. Местное население узнало о пещерах в 1392 г. (дата совпадает с годом смерти прп. Сергия Радонежского). Здесь оседали монахи, которые удалились с юга в эти земли, спасаясь от ига крымских татар. Есть в предании имя одного затворника, прп. Марка, «начального инока» обители. То же предание сообщает о том, что здешние земли стали достоянием Ивана Дементьева, обнаружившего пещеру, где уже было написано «Богом зданные пещеры».
В 1470 г. тут стал жить священник Иоанн, который служил до того в храме Николая чудотворца и великомученика Георгия в Тарту (тогда – Юрьеве-Ливонском, Дерпте, Эстония). Он ископал тут пещеру, и устроил в ней храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, освятил ее в 1473 г. После смерти супруги Марии (после пострига – Васса) священник принял постриг с именем Иона. После передачи И. Деменьтьевым земли инокам тут и появилась небольшая обитель. Хоронили иноков в пещерах.
Ливонцы, которые соседствовали с Россией, часто делали набеги на монастырь. В 1519 г. начался подъем монастырской жизни. Тогда Московское правительство «назирали убогое место, незнаемо никем же, под немецким рубежом». Через 4 года обитель укрепили стенами из дерева, пещерный храм расширили, а на Св. горе появился храм в честь Антония и Феодосия, основавших Киево-Печерскую лавру.
То, что монастырский собор был освящен в честь Успения (как в лавре), а храм – Антония и Феодосия, подчеркнуло и значимость обители, и преемственность духовной жизни. Здесь игумен Герасим ввел общежительный устав образца Киево-Печерского, его утвердил и благотворитель обители, Мунехин.
Войны: Ливонская и Северная
150 лет охраняли стены саму обитель, выдерживая осады поляков и шведов в разные периоды, вплоть до заключения Ништадтского мира в 1721 г. Затем снова продолжилось строительство храмов – Покровского (над Успенской церковью), во имя Лазаря Четверодневного, в память избавления Пскова от наполеоновского нашествия – Михайловского собора, а также Сретенской церкви.
С подвизавшимся в монастыре прп. Лазарем Прозорливым, бывшим как бы мертвым несколько дней, келейно беседовал в 1822 г. император Александр I.
Тартуский мирный договор, заключенный в 1920 г., предполагал отнесение Печерского монастыря к Эстонии, которая через 20 лет вошла в состав СССР. Так обитель не познала осквернения и разорения.
До 1960 г. тут подвизался иеросхимонах Симеон (Желнин), причисленный не так давно к лику святых.
Обстрелы фашистской артиллерии коснулись и монастырских храмов, Трапезная и Братский корпус были полуразрушены.
Обитель после оккупации была подчинена и митр. Таллинскому Александру (Паулусу) и экзарху Прибалтики митр. Сергию (Воскресенскому). После архимандрита Парфения (Шатинина) (ушедшего на покой в 1941 г.) наместником монастыря стал игумен Павел (Горшков) (пока не был арестован советскими спецслужбами, возглавляя монастырь до конца 1944 г.). В 1942 г. тут селится схиепископ Макарий (Васильев), бывший до того на «нелегальном положении» (погиб от осколка бомбы в 1944 г.).
Целью Псковской православной миссии (1941-1944 гг.), в которой участвовали братия и игумен Павел (Горшков), было возрождение духовной жизни на землях, которые захватили фашисты. Священнослужители, чтобы совершать богослужения, казались внешне лояльными оккупантам, а сами даже прятали под куполами тех, кого искали немцы. (Игумена Павла, включённого в состав комиссию по расследованию преступлений оккупантов в Псковщине, обвинив в сотрудничестве с оккупантами, осудили на 15 лет, реабилитировали в 1997 г.)
В обители в годы оккупации были проведены съезды и совещания, на которых высшее духовенство Балтийского экзархата принимали разные решения. Здесь в мае 1943 г. бывал и выступал перед братией А. А. Власов.
В 1945 г. Печорский р-н перешел в Псковскую обл. В РФ 40 лет действовали только Псково-Печерский монастырь и Троице-Сергиева лавра. Совет по делам РПЦ устроил в 1946 г. посещение обители Патриархом Алексием (Симанским).
Наместник (1949-1954 гг.) – архимандрит Пимен (Извеков), затем – Патриарх Московский и всея Руси.
В обители жили с 1957 г. Валаамские старцы, перевезенные в 1939 г. с Валаама в Финляндию.
В 1959 г. игумен Алипий (Воронов) назначен наместником обители (в 1961 г. – архимандрит, не дал закрыть обитель в эпоху антирелигиозной хрущевской кампании, вернул все, что вывезли фашисты из монастырской ризницы, отремонтировал крепостные стены, храмы и монастырские постройки).
Большая реставрация была начата в 80-е г. по благословению митрополита Иоанна (Разумова). Тут доживали последние годы жизни и были захоронены в пещерах митр. Вениамин (Федченков), архиеп. Владимир (Кобец), епископы Феодор (Текучёв), Иоанникий (Сперанский), Андрей (Сухенко).
В 1986 г. в Никольской башне освящена церковь во имя преподобномученика Корнилия, а через 9 лет на Святой горе появился храм из дерева во имя Псково-Печерских преподобных.
Осенью 1995 г. ушел в отставку архимандрит Псково-Печерского монастыря Роман (Жеребцов), обвинённый СМИ за размещение в монастырских пещерах гроба с прахом одного из глав Великолукской ОПГ Николая Гавриленкова.
Современное состояние [ править ]
Прежде знакомства со всем, что тут имеется, надо знать, что ближние пещеры и Сретенская церковь все время открыты (кроме ночи). Войти в дальние Богом зданные пещеры можно только по предварительной записи. В Успенскую церковь и Михайловский собор можно попасть лишь во время богослужений.
Богом зданные пещеры [ править ]
Являет собою ближние и дальние пещеры. Длина ближних (где находятся мощи прп. Марка, Ионы, Лазаря (с веригами) и прп. Вассы) – порядка 15 м. За ними – дальние (200 м длиной, тут 7 подземных галерей-улиц, пещерный Воскресенский храм и кануном), являющиеся кладбищем обители (до 10 тыс.человек похоронены тут), где хоронят и благочестивых людей, и священство (с кануном покоятся старцы Псково-Печерского монастыря включая и архимандрита Иоанна (Крестьянкина). А среди мирских тут покоятся предки А. Пушкина, М. Кутузова, М. Мусоргского и пр. В пещерах нет запаха тления тел усопших.
Храмы [ править ]
Успенский пещерный и Покровский
Успенский пещерный храм – главный и самый древний в обители. Его выкопал о. Иоанн (в постриге – Иона), освятил в 1473 г. Здесь есть лишь передний фасад. Церковь в 1523 г. обновили и расширили, устроив придел в честь прпп. Антония и Феодосия. В храме находится чудотворный образ Успения Божией Матери в житии, чтимые списки чудотворной иконы «Умиления», рака и мощи преподобномученика Корнилия, икона Николая чудотворца в житии). В 1758-1759 гг. над церковью был построен храм во имя Покрова (куда входят из дальних пещер). У обоих храмов общий фасад. Над ними в 19 ст. были возведены купола в стиле украинского барокко, напоминающие чем-то главы Успенского собора Киево-Печерской лавры.
Церковь Николы Вратаря
Его строил зодчий Павел Заболотный в 1564 г. Этот надвратный храм мог быть в свое время главным входом в обитель. Никольскую башню и дополнительные прясла стен тогда построили позже, и с ней у храма общая кровля. Между Тюремной башней и храмом была звонница. Поскольку церковь находится рядом с главными воротами, ее называют храмом Николы Вра́таря, или Николы Ратного.
Она находилась к востоку от Успенского собора. Строительство колокольни из камня начали в 1523 г., возводилась вместо старой, что из дерева. Большую звонницу считают одним из крупнейших архитектурных сооружений такого типа, а все колокола Псково-Печерского монастыря являются одним из самых значимых собраний в Северо-Западной России.
Собор Архистратига Михаила
Самое крупное строение в обители. Построен в стиле классицизма в 1815-1827 гг. по проекту зодчего из Италии Л. Руска в честь изгнания из Пскова Наполеона, случившегося после крестного хода, устроенного вокруг города с Псково-Печерской иконой Успения Божией Матери. Святыня собора – десница св. мчц. Татианы, которую в 1977 г. передали архимандриту Иоанну (Крестьянкину).
Построен в 1870 г. в псевдорусском стиле, там, где была трапезная Благовещенского храма. У двухэтажного здания 3 главы. Возможно, что его подклет сохранился под Сретенским храмом (тут были хлебня, мукосейня, казна, поогреб капустной). В церкви хранятся списки с чудотворных икон Богородицы, рака с мощами прп. Симеона (Желнина).
Монастырские стены и башни [ править ]
К построенные в начале Ливонской войны каменным стенам с 6 башнями и 3 воротами позднее добавились еще 4 башни. Выдержав неоднократные осады и нападения врагов, Псково-Печерская крепость не раз принимала участие в приграничных боях до конца Северной войны. Сейчас в монастыре 9 башен. Собор Архангела Михаила построен на месте Брусовой башни. Святые монастырские ворота пришлись на Петровскую башню.
Башня Верхних решёток – устроена рядом с Тайловской башней. Внизу есть арка, закрытая решеткой (чтобы в крепость не попали осаждающие ее), через которую в крепость и попадают воды ручья. Это самая высокая (25 м) решетка в крепости. Она скрывает боевые 6 ярусов с бойницами. На шатре башни есть дозорная площадка для просматривания местности и подходов к крепости.
Башня Нижних решёток, как и Башня верхних решёток, стоит на дне оврага. Тут ручей шире и глубже. Башня четырехъярусная, каждый из трёх нижних содержит по 4 бойницы а наверху их 7. Они помогали контролировать почти все направления любых атак. С третьего яруса был выход на крепостную стену. Для усиления защиты ворот на стене установили бойницы с киотом, изображающим Спаса.
Скиты [ править ]
Приозерный скит был открыт в 1998 году на берегу Псковского озера.
Онуфриев скит. В 2000 году для обустройства скита Псково-Печерскому монастырю был отдан бывший Мальской монастырь. Его история началась в середине XV века, когда здесь зародилась Онуфриева пустынь. Постепенно одинокий скит разросся до Мальского Спасо-Рождественского монастыря. В 1764 году монастырь упразднили, а при Спасо-Рождественском храме открыли приход. Несмотря на запустение, мальские места всегда оставались местом паломничества.
Иверский скит. В 2008 году территория церкви Иверской иконы Божьей Матери отошла во владение Псково-Печерского монастыря, где и был учрежден скит. Иверский скит расположен на другом берегу Мальского озера, прямо напротив Мальского монастыря.
В скитах совершаются Литургии и Богослужения, в которых принимает участие местное население.
Подворья [ править ]
Деятельность монастыря [ править ]
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
При игумене Корнилии располагалась церковная сокровищница в подклете Благовещенского трапезного храма. Современное здание датируется в пределах XVI-XVIII ст. (какая-то ризница в пожаре 1687/88 г. сгорела). Трехэтажное строение, завершаемое синим куполом с золотыми звездами, расположено напротив Большой звонницы. На ярусах есть склад, библиотека и сама ризница с золотыми и серебряными крестами, драгоценными окладами и ризами, плащаницами, облачениями, церковной утварью из золота и серебра и пр., вывезенное фашистами в ВОВ и частично возвращенные в 1973 г. (при помощи правительства ФРГ).
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 181500, Псковская область, г. Печоры, ул. Международная, д. 5.
Проезд: Из Москвы на поезде «Москва – Псков», из Санкт-Петербурга – «Ласточкой» до Пскова или до Печор (в определенные дни). Расписание см. на сайте РЖД. Из Пскова до Печор с автовокзала (200 м от ж/д вокзала) автобусом до Печор. Те, что проезжают через Старый Изборск, едут дольше. Из Петербурга в Псков идут многие автобусы. До Печор можно доехать и на машине. До Пскова из Москва можно долететь на самолете. Расписание доступно на сайте авиакомпании Азимут.
Паломнику [ править ]
Расписание богослужений [ править ]
Расписание Богослужений можно посмотреть на официальном сайте монастыря. Расписание регулярно обновляется.
Гостиницы [ править ]
Трапезные [ править ]
Подробнее о заказах питания для паломнических групп на сайте монастыря
Экскурсии [ править ]
Телефон: +7 911 360 11 77, +7 81148 2 27 43 (с 9:00 до 17:00 ежедневно)
Для организованных групп и одиночных паломников групповые и индивидуальные экскурсии по территории монастыря проводятся в течение дня с 9 до 19 часов по предварительной записи. Для паломнических групп необходимо подать прошение на официальном бланке прихода или организации (форма прошения доступная на сайте монастыря). Всю дополнительную информацию об организации экскурсий и посещении святынь можно получить у администратора Экскурсионно-паломнической службы.
В сопровождении экскурсовода паломники и туристы могут услышать интересный рассказ о истории этой древней обители, посетить экспозицию Ризницы «Древлехранилище эпохи Иоанна Грозного», а также музей Старцев – пещерные келии преподобного Симеона и архимандрита Серафима. Богом зданные пещеры можно посетить по предварительным заявкам с 9 до 16 часов (кроме понедельника и четверга). Для одиночных паломников, для посещения пещер формируется группа в 12 часов, а в воскресные и праздничные дни в 13 часов.
Экскурсионно-паломнической службой Псково-Печерского монастыря организовываются поездки по святым местам Пскова, Старого Изборска и на Талабские острова. По вопросам организации поездки обращаться к администратору экскурсионной службы по телефону: +7 911 360 11 77.
Трудникам [ править ]
Информацию для желающих потрудиться в Псково-Печерском монастыре можно найти в официальной группе Псково-Печерского монастыря ВКонтакте.
Интересно [ править ]
Фото [ править ]
По дороге в монастырь
Петровская надвратная башня над Святыми вратами
Успенский пещерный и Покровский храмы
Успенский пещерный храм
Собор Архистратига Михаила
Церковь Николы Вратаря
Часовня на Святой горе
Башня Верхних решеток
Богом зданные пещеры
Богом зданные пещеры
Икона Пресвятой Богородицы «Умиление» Псково-Печерская