патриаршие палаты и церковь двенадцати апостолов
ИСТОРИЯ
Домовый храм патриарха Никона был построен в ансамбле парадных помещений патриаршего дворца к концу 1655 года. Из исторических документов известно, что летом-осенью 1656 года его расписывали мастера известных художественных центров России — Ярославля, Костромы, Троице-Сергиева монастыря во главе с талантливыми царскими изографами Симоном Ушаковым, Иосифом (Осипом) Владимировым (Володимеровым) и Фёдором Козловым. Однако при патриархе Никоне храм так и не был освящен. Оригинальная роспись храма не сохранилась.
При патриархе Иоакиме церковь была перестроена, заново расписана и освящена 13 сентября 1681 года во имя святых Двенадцати апостолов. В окна по старинке были вправлены слюдяные «окончины». В новом иконостасе церкви над верхним ярусом икон поставили распятие — считается, что это было сделано впервые в истории русского православия.
В 1722–1724 годах церковь разделили деревянным настилом на два этажа, и на верхнем, разместили патриаршую библиотеку. В изменившую свой облик церковь Двенадцати апостолов поставили новый резной золочёный иконостас, стены церкви и Трапезной по свежей штукатурке расписал маслом Пётр Жеребцов.
В середине XIX века деревянный настил был снят. Стены храма и Трапезной снова расписали маслом, установили резной иконостас на всю высоту церкви. Работы проводились под руководством архитектора А. Чичагова, который, выполняя высочайшее указание «сделать церковь светлой», растесал старые окна и прорубил новые, а также изменил наружный декор.
В начале XX века церковь Двенадцати апостолов, Трапезную и Мироваренную палаты вновь расписали масляной живописью по свежей штукатурке. В 1929 году в домовой церкви установили иконостас, перенесенный из Вознесенского собора, Вознесенского монастыря Кремля. В 1978 году в центральном барабане церкви Двенадцати апостолов была раскрыта живопись последней четверти XVII века, а в 1998 году над престолом собрана шатровая золоченая сень.
Сегодня в церкви Двенадцати апостолов расположена экспозиция иконописи XVII столетия, представляющая работы известнейших иконописцев того времени, как Москвы, так и периферийных центров России.
© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
Патриаршие палаты с церковью Собора Двенадцати апостолов
Почему мы одним миром мазаны
Патриаршие Палаты построили для патриарха Никона в 1652-1656 годах на месте Митрополичьего двора. Возвели их самые известные зодчие того времени — Антип Константинов и Бажен Огурцов. Помещения расписывали талантливые живописцы и царские художники, поэтому пышность убранства Патриаршего двора не уступала интерьерам царского Теремного дворца. Но вскоре Никону припомнили излишнюю роскошь: он оказался в опале.
В комплекс Патриарших Палат входили собор Двенадцати Апостолов, домовая церковь Апостола Филиппа, Крестовая палата, личные покои патриарха, библиотека и монашеские кельи.
На первом этаже располагались хозяйственные постройки и комнаты патриарших приказов, на втором — парадные палаты и церковь, на третьем — личные покои патриарха. Четвертый этаж надстроили уже в конце XVII века. Там был «Висячий сад» и крохотная «Петровская палатка» (летняя опочивальня патриархов), где, по легенде, обучали юного Петра I.
Храм Двенадцати апостолов был домовым храмом русских патриархов и походил на соседний Успенский собор. При этом церковь поднята на высокие проездные арки и входит в единый архитектурный комплекс Патриарших палат. Иконостас XVII века, который сейчас можно увидеть в храме Двенадцати Апостолов, перенесли туда в 1929 из разрушенного Вознесенского монастыря Московского Кремля. «Родной» иконостас не сохранился.
Главное помещение Патриарших палат — Крестовая, или Мироваренная, палата. Там проходили заседания Священного Собора и пиры в честь царя и иностранных гостей.
Сейчас в Крестовой палате Патриаршего двора работает музей. Там можно увидеть огромный сосуд для церковного масла миро. Эту кадь изготовили в 1769 году по приказу Екатерины II. Варили миро только здесь, в Мироваренной палате, а потом доставляли во все храмы Руси. Так появилась поговорка «одним миром мазаны».
Состав мира включал смолы, травы и масла — около 40 ингредиентов. Это елей (оливковое масло высшего качества), белое виноградное вино (чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла), стиракс, ладан (росный, простой белый, черный), мастика, сандарак, лепестки розы, базилик, фиалковый, имбирный, ирный, кардамонный и калганный корни, мускатное, бергамотовое, розовое, лимонное, лавандуловое, богородской травы, розмаринное, лигнородийское, коричное, майоранное, померанцевое и гвоздичное масло, бальзам перувианский, терпентин венецианский.
Процесс мироварения проходил по строгому ритуалу. Посреди Мироваренной палаты находился каменный очаг, на который ставили 2 котла для варки и кадь для сливания мира. Торжественный чин мироварения проходил на Страстной седмице. В Великий Понедельник патриарх полагал начало мироварению. После молебна освящали воду и окропляли все ингредиенты для мироварения. В котел добавляли святую воду, а затем вливали масло и вино. Патриарх лично зажигал огонь под ним. После этого начиналось непрерывное чтение Евангелия в течение трех дней, пока варилось миро.
В Великий Вторник в мироваренный котел добавляли виноградное вино и благовонные вещества, а в Великую Среду — виноградное вино и елей, сваренный в четвертую седмицу Великого поста.
Освящение мира происходило в Великий Четверг за богослужением в Успенском соборе, куда миро доставляли в специальном сосуде — алавастре. По преданию, в него добавляли миро от каждого нового освящения. Патриарх трижды благословлял каждый сосуд с миром, тайно читал молитву и добавлял в каждый сосуд немного древнего мира из алавастра. Освященное миро доставляли в патриаршую ризницу и оттуда рассылали по всем епархиям. Так что православные по всей России действительно одни миром мазаны.
После упразднения патриаршества в 1721 году в палатах разместилась Синодальная контора. Она управляла церковными делами.
Здесь находилась ценная библиотека и ризница, которую разграбили после 1917 года. Во время штурма Кремля Патриаршие Палаты сильно пострадали, а церковь Двенадцати Апостолов разрушили. Через год кремлевские здания превратились в комендатуры, склады и реставрационные мастерские. Патриаршие Палаты открылись для посетителей лишь в 1967 году.
Сейчас здесь работает музей, где воссоздан интерьер богатых жилых покоев XVII века. Все предметы — подлинные. А миро варят уже в Донском монастыре.
Cобор Двенадцати Апостолов в Кремле
Праздник 12 Апостолов появился в IV веке от Р. Х., когда в Церкви наряду с почитанием каждого апостола в разные дни года было установлено общее чествование всех апостолов Христа. И датой этого праздника избрали следующий день после празднования памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. Уже император Константин Великий выстроил в византийской столице Константинополе храм во имя святых Двенадцати Апостолов.
После учреждения на Руси патриаршества Ризположенская церковь стала первым кремлевским домовым храмом русских патриархов – до времени патриарха Никона. Никон же задумал построить новый Патриарший дом, величественный и парадный, не хуже царского Теремного дворца, с собственной домовой церковью. Место для строительства определили на кремлевской территории Патриаршего двора, которую отдал для русского митрополита еще сам великий князь Иван Калита, когда святитель Петр перенес свою кафедру из Владимира в Москву, сделав ее церковной столицей русского государства. А в 1450 году здесь появились первые каменные палаты митрополичьего двора.
Однако собор 12 Апостолов появилась в Кремле не сразу. Еще св. Филипп, митрополит Московский, построил здесь церковь во имя святых Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия с приделом во имя своего небесного покровителя, св. апостола Филиппа. Вероятно, что она тоже была домовым митрополичьим храмом вместе с официальной Ризположенской. Когда Никон добился огромной власти, он приписал свой успех, как считал историк Иван Забелин, благосклонности и небесной помощи своего предшественника, св. митрополита Филиппа, и приказал выстроить на месте Соловецкого собора новый каменный храм во имя св. апостола Филиппа, освященный по тезоименитству московского святителя. Под обширное строительство выделили и часть бывшего двора Бориса Годунова.
Весь же ансамбль Патриаршего Двора с собором строился двадцать лет – с 1636 по 1656 годы, и возводили его русские мастера Антип Константинов и Бажен Огурцов, а роскошное здание Патриаршего дома со знаменитой Крестовой палатой построил зодчий Давыд Охлебин. И уже в 1655 году патриарх Никон встречал в своих новых кремлевских владениях царя Алексея Михайловича, вернувшегося с победой из Вильно. Здесь он торжественно принял государя и благословил его. С тех пор на Патриарший двор вплоть до петровских реформ цари приходили в день своих именин с праздничным пирогом и принимали в Крестовой Палате благословение и поздравление от Предстоятеля.
Здесь же, в Крестовой палате, сам ее создатель патриарх Никон, предстал перед судом Вселенских Патриархов. А со времен императрицы Екатерины II в ней была учреждена Мироварня, где св. миро для всей России варилось на Страстной неделе и хранилось в Патриаршей Ризнице. При палатах находилась и крупнейшая в России бесценная Патриаршая (Синодальная) библиотека с раритетами.
И только в 1680–1681 году, много лет спустя после падения патриарха Никона, кремлевский собор во имя апостола Филиппа переосвятили во имя Двенадцати Апостолов по личному приказу патриарха Иоакима, а во имя св. апостола Филиппа устроили маленькую церковь на самом верхнем, третьем этаже Патриарших палат, которая и стала новым домовым храмом русского патриарха.
В кремлевском храме Двенадцати Апостолов были свои святыни и реликвии, одна из которых – древний византийский двустворчатый образ Святых Апостолов Петра и Павла, подаренный Петру I римским папой Климентом. А на наружной стене храма над бывшими патриаршими воротами находился Образ Спаса Нерукотворного. Однажды во время строительных работ часть стены обвалилась, и эти кирпичи упали оземь, но чудесным образом сохранился на них Лик Спасителя, и Его можно было видеть еще в начале ХХ столетия.
И уже в 1922 году была восстановлена старинная галерея, соединявшая храм с жилыми покоями патриарха, и раскрыты сами древние палаты. Позднее пол собора вновь был покрыт глазурованными плитками. В настоящее время в храме расположена музейная экспозиция. От верхнего храма апостола Филиппа остался только алтарь, и доступа в него сейчас нет.
ПАТРИАРШЕЕ ПОДВОРЬЕ В КРЕМЛЕ
На чертеже Московского Кремля начала XVII века, известном как Годунов план, хорошо видны постройки патриаршего двора. На патриаршем подворье стояли три домовые церкви: Разположения, Соловецких чудотворцев, построенная в 1566 году, и Трёх Святителей московских Петра, Алексея и Ионы, заложенная в 1597 году. Жилые и парадные палаты тянулись вдоль северо-западной стены Успенского собора и заканчивались церковью Соловецких чудотворцев. На плане виден внутренний двор с церковью Трёх Святителей и «брусяными» кельями за ней, высокая ограда со Святыми воротами, патриарший сад. Дом патриарха всегда был связан крытыми переходами с царским дворцом.
Во время польско-литовской интервенции Патриаршие палаты, как и другие постройки Кремля, пришли в запустение. Патриарх Филарет, отец молодого царя Михаила Романова, вынужден был не только заново отстраивать патриарший дом, но и восстанавливать почти оконченное строение после пожара 1626 года. Заново отремонтированный с 1627 по 1633 годы патриарший дом не уступал царскому дворцу по обширности и красоте постройки. Очевидно, отстроенный Филаретом дом устраивал его преемника Иоасафа I, при котором ничего не перестраивалось.
Следующий этап строительных работ начинается в 1643 году и связан с именем патриарха Иосифа. Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений были возведены под одной кровлей. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца. Сохранился чертёж расположения палат, выполненный Антипой Константиновым, более ранних чертежей патриаршего дома не существует.
Интереснейший этап в жизни патриаршего двора в Кремле связан с именем патриарха Никона. Осенью 1652 начался разбор старых палат, церкви Соловецких чудотворцев и строений на бывшем дворе Бориса Годунова, полученного Никоном в дар от царя Алексея Михайловича и примыкавшем к патриаршему подворью. К концу 1655 года были выстроены новые палаты и церковь, но ещё три года, вплоть до оставления Никоном Кафедры в июле 1658 года, шла отделка многих помещений, включая домовые церкви. Летом-осенью 1656 года домовую церковь патриарха Никона расписывали мастера известных художественных центров России — Ярославля, Костромы, Троице-Сергиева монастыря во главе с царскими изографами Симоном Ушаковым, Иосифом Владимировым и Федором Козловым (живопись не сохранилась). В 1653–1655 была перестроена Крестовая палата — приёмный зал патриарха. Её расширили за счёт соседних помещений, превратив в огромный зал площадью в 280 квадратных метров, превосходивший свой аналог Грановитую палату царского дворца. В 1655 году на внутреннем дворе, помимо служебных и хозяйственных построек, соорудили деревянные, в два этажа, жилые кельи (не сохранились), которые соединялись переходами с палатами патриарха.
Формирование и переустройство дворцового ансамбля продолжалось при патриархе Иоакиме, который в 1680 году приказал перестроить возведенную при Никоне домовую церковь. Церковь была заново расписана и освящена 13 сентября 1681 года во имя Двенадцати апостолов.
При патриархе Адриане в 1690–1699 годах на уровне четвертого этажа была выстроена новая палата — Петровская, потом каменные палаты для Дворцового приказа (управлявшего патриаршими делами). Это было последнее переустройство патриаршего дома, после 1700 года с отъездом местоблюстителя патриаршего престола, он пустовал.
© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов в Москве
Патриаршие палаты — один из памятников истории и архитектуры, построенных на Соборной площади. Белое каменное строение с пятью куполами расположено рядом с Царь-пушкой и включает в себя Патриарший дворец, служивший резиденцией для патриархов и митрополитов, и их домовую церковь Двенадцати апостолов.
История строительства
Первый дом для главы русской церкви был возведен в Кремле в 1325 году при московском князе Иване Калите. Это была деревянная постройка. По благословению московского митрополита, святителя Ионы, в 1450 году были воздвигнуты каменные палаты, а через год рядом была сооружена первая церковь Ризоположения, служившая домовым храмом московских митрополитов. В 1589 году после учреждения в России патриаршества митрополичьи палаты стали именоваться патриаршими.
Во время московских пожаров 1473, 1493 и 1626 годов палаты горели, но были заново отстроены.
В 1652 году после смерти патриарха Иосифа, по предложению царя Алексея Михайловича, на патриарший престол был возведен Никита Минин (Патриарх Никон). По его инициативе началось строительство нового Патриаршего дворца.
Описание
Патриаршие палаты строились в 1653–1658 годах. Для работ были приглашены лучшие мастера каменных шатровых храмов — Антип Константинов и Бажен Огурцов. Росписи внутренних помещений выполнили живописцы Ярославля и Костромы, а также лучшие царские иконописцы.
Первый этаж здания занимали дьяки многих приказов, также здесь находились хозяйственные помещения. На втором этаже располагались церковь во имя апостола Филиппа и парадные залы, в том числе Крестовая палата, или Мироварня (здесь готовилось миро, ароматическое масло, используемое для крещения и освещения храмов). Архитектура Мироварни уникальна — зал площадью 280 кв. метров был перекрыт сводом, не имеющим центральной опоры.
На третьем этаже находились покои патриарха Никона.
Существует легенда, что на четвертом этаже, где было лишь две комнаты, прятался от стрельцов малолетний Петруша, будущий император Петр Первый. От этих событий у него и сохранился нервный тик, возникавший в минуты сильного волнения.
По тем временам, трехэтажная постройка была огромной. Здание сооружено единым блоком и даже церковь Двенадцати апостолов составляет единое целое со всем строением. Храм, находящийся на уровне второго этажа, расположен на красивых проездных арках.
По своей красоте и роскоши Патриаршие палаты не уступали царским Теремным покоям. Позже, когда патриарха судили, Патриарший дворец был представлен как пример его необычайной гордыни и желания сравняться с царём.
На протяжении всей своей истории Патриаршие палаты много раз изменялись. Реконструкция была проведена после сильного пожара 1682 года. В это же время Филипповская церковь была перестроена в новый храм Двенадцати апостолов, ставший домовой церковью церковных иерархов.
Стены храма были украшены необычайно красивой росписью, пол покрыли керамической плиткой, а установленный иконостас, первоначально предназначенный для Вознесенского монастыря Кремля, был великолепен.
В 1690 годах со стороны Соборной площади к зданию была пристроена открытая галерея, ведущая к церкви от жилых помещений.
Однако, Петр Первый в 1721 году упразднил патриаршество. Высшим государственным органом церковно-административной власти стал Святейший Синод. По сути, церковь утратила свою независимость и контролировалась императором. При новых хозяевах строение перестраивалось и потеряло свой первоначальный вид.
Историческое здание сильно пострадало во время артиллерийского обстрела в ноябре 1917 года. В 1918 году Святейший Синод был ликвидирован, а его полномочия были переданы патриарху.
Интересно, что архитектура храма и внутренние интерьеры были воссозданы в советское время. Так, вторая проездная арка была открыта в 1920 году, а открытая галерея — два года спустя. Белокаменные полы во дворце и керамическую плитку на полу восстановили в 1950 году. Также в 1950–1960-х годах восстановлены многие архитектурные элементы и значительная часть древних росписей.
В настоящее время в историческом здании находится музей прикладного искусства. Здесь представлены подлинные предметы царского и патриаршего быта, в музейное собрание вошла и патриаршая ризница — одно из древнейших хранилищ произведений искусства. Вы увидите редкие подписные иконы XVII века и ювелирные украшения, старинную мебель и книги, осмотрите коллекцию русского художественного шитья конца XVI–XVII веков. Среди интересных экспонатов — часы, подаренные Ивану Грозному. Одни из них карманные в виде книжки, другие — большие настольные.
Посетить Патриаршие палаты будет интересно всем, кто любит историю и интересуется декоративным искусством.
Режим работы и стоимость билетов в Патриаршие палаты Московского Кремля
Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов можно посетить по единому билету на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади.