пасха в древнем риме
Пасха в Риме
Пасхальные традиции в Италии: как отмечали этот праздник в прошлом, и какие обычаи сохранились до наших дней. Что такое знаменитый «круг пяти или семи церквей»? Почему православная и католическая Пасхи иногда совпадают, а иногда нет? Почему на Пасху красят яйца и при чем тут кролик или заяц?
Поздравляю всех с Пасхой!
В нашей интернациональной семье мы отмечаем все хорошие и добрые праздники независимо от их «возраста, национальности, пола и вероисповедания».
И вот сегодня в преддверии православной Пасхи, чувствуя пасхальное настроение, я решила написать статью про этот праздник, откуда он берет свои истоки, какие с ним связаны традиции и обычаи.
Если вы читали другие мои статьи, то, наверное, уже привыкли, что я люблю рассказывать про все с историческим уклоном и в хронологическом порядке.
Истоки Пасхи уходят далеко в древность. С незапамятных времен иудеи отмечают Песах – праздник, знаменующий цепь событий, в ходе которых евреи покинули Египет. Подробно об этом рассказывается в Ветхом Завете: во Второй книге Моисеевой «Исход». Именно там повествуется про рождение Моисея, неопалимую Купину и десять казней, постигших египтян, когда фараон не отпускал народ Израиля из Египта.
Многие историки полагают, что описываемые в Библии события действительно имели место быть и происходили в XIII веке до нашей эры в период правления египетского фараона Рамсеса II.
Последней напастью (казнью египтян) была гибель всех первенцев, в том числе и сына фараона. Согласно древним преданиям, перед последней казнью Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а кровью пометить дверные косяки, чтобы ангел смерти прошел мимо их домов. Отсюда и название праздника: Песах образовано от слова «пасах», что с иврита переводится как «проходить мимо».
В христианство слово «Пасха» пришло через арамейское «писха». Из арамейского название попало в греческий язык, затем в латынь, а далее уже распространилось в европейских языках. Почему произошло такое заимствование слова? Потому что торжественный въезд Иисуса Христа в Иерусалим на ослике в Пальмовое (Вербное) воскресенье и Тайная вечеря происходили как раз в период иудейской пасхальной недели в 33 году нашей эры (в Риме тогда правил император Тиберий).
Хотя христианская Пасха именно как слово имеет тот же корень, что и еврейский Песах, значение праздника сильно отличается. Если Песах празднуется как освобождение евреев от рабства, то Пасха связана с воскресением Иисуса Христа из мертвых.
В христианском понимании, как Бог освободил евреев от египетского рабства, так и христианин освобождается от рабства греха посредством смерти и воскресения Иисуса Христа.
В Новом Завете описывается эпизод, когда Христос омыл ноги своим ученикам и тем самым установил священство и ранг священников.
Произошло это в четверг, поэтому этот день пасхальной недели по народной традиции называют Чистый четверг. Символическое значение в Чистый четверг имеет купание. Считается, что в этот день необходимо проснуться до восхода солнца и успеть искупаться, также принято делать генеральную уборку в доме.
После омовения ног состоялась Тайная вечеря, последняя трапеза Христа с двенадцатью ближайшими учениками, во время которой он предсказал предательство одного из них.
На Тайной вечере Иисус установил главное таинство христианской веры: Евхаристию — обряд освящения хлеба и вина и последующего их употребления. Они символизируют плоть и кровь Христа. А на следующий день в пятницу Христос был распят. Пятница пасхальной недели называется Страстная пятница от слова «страдания», которые претерпел Иисус.
И в настоящее время христиане свято чтят таинство Евхаристии. В Италии и в частности в Риме в Великий четверг в церквях во время службы освящают просвирки и потом размещают их на специальном украшенном цветами алтаре. В средневековье существовала традиция обходить вечером Великого четверга пять или семь церквей и молиться перед этими алтарями.
В этом году я решила посетить семь церквей и посмотреть украшенные алтари. К сожалению, их нельзя фотографировать, поэтому пришлось взять изображения из интернета, чтобы показать вам, о чем идет речь.
Почему надо обходить именно пять или семь церквей? Пять церквей соответствуют пяти ранам Иисуса Христа: по одной ране от гвоздей на каждой руке и ноге, а пятая – прокол копьем между ребрами, который сделал Лонгин Сотник.
Семь церквей ассоциируются с семью скорбями Святой Девы Марии.
Первая скорбь связана с предсказанием Симеона. Когда Мария принесла в храм Иисуса на сороковой день после Его рождения, и праведник Симеон, увидев Его, воскликнул, что теперь он может спокойно уйти в иной мир, потому что узрел Христа Господня – Спасителя мира. Именно тогда Мария поняла в первый раз, какая судьба ждет ее Сына.
Вторая скорбь Богородицы – это побег Святого семейства в Египет, чтобы уберечь Иисуса от заказанного Иродом избиения младенцев.
Третью скорбь Божия Матерь испытала, когда Иисус в возрасте примерно 12 лет потерялся во время их ежегодного паломничества в Иерусалим на праздник иудейской Пасхи. Мария и Иосиф нашли Его после трех дней поисков. В ответ на упреки Он ответил им, что Он сын Бога.
Четвертую скорбь Мария испытала, когда увидела своего Сына, идущего с крестом на Голгофу.
Богородица последовала за Иисусом, и именно она вместе с Иоанном Богословом и Марией Магдаленой видела Его мучения на кресте. Это пятая скорбь Святой Девы Марии.
Шестая скорбь Божией Матери – оплакивание Иисуса Христа после снятия Его с креста, так называемая Пьета.
И последняя, седьмая, скорбь Марии связана с положением Иисуса во гроб.
Именно в память об этих семи скорбях Богородицы в средневековье в Великий четверг надо было обойти семь церквей.
От этой пасхальной традиции стоит отличать знаменитый «круг семи церквей», возрожденный в XVI веке из средневековых обычаев Святым Филиппом Нери как противовес языческому празднику – Римскому карнавалу. В Жирный четверг (Жирными назывались дни недели в течение карнавальных празднеств) 25 февраля 1552 года состоялось первое официальное паломничество в Риме по семи церквям:
Все церкви сохранились до наших дней.
В настоящее время пилигримы совершают паломничество по этим семи базиликам во время Юбилейного года (про Святые или Юбилейные года расскажу как-нибудь в другой раз). Если вы хотите совершить знаменитый «круг семи церквей» вместе со мной, то вы можете заказать следующие экскурсии:
После небольшого отступления возвращаемся снова к Пасхе.
Как исчисляется христианская Пасха? И почему католики и православные иногда отмечают этот праздник в один и тот же день, а иногда дни празднования Пасхи не совпадают?
Алгоритм вычисления дня празднования Пасхи был определен в ходе Никейского Собора 325 года нашей эры и исчислялся от весеннего равноденствия, когда продолжительность дня и ночи одинакова для всей земли. На основании астрономических наблюдений было установлено, что в 325 году равноденствие выпадало на 21 марта. Исходя из проведенных расчетов, решили, что Пасха должна праздноваться в первое воскресенье после полнолуния, следующего за равноденствием.
Таким образом, для определения дня Пасхи необходимо учитывать четыре постулата:
В 1582 году Папа Римский Григорий XIII распорядился вновь произвести астрономические расчеты, в ходе которых выяснилось, что равноденствие в ту эпоху приходилось примерно на 11 марта, так как каждые 400 лет накапливалась ошибка в три дня.
Чтобы исправить накопленную ошибку, было решено «пожертвовать» десятью днями, и с 4 октября сразу перешли на 15.
Таким образом, в западном мире не существовали дни с 5 по 14 октября 1582 года. Новый календарь назвали Грегорианским по имени Папы Римского – заказчика реформы Юлианского календаря, законодательно введенного еще в 46 году до нашей эры Юлием Цезарем.
К концу XVIII века почти все государства Европы перешли на новое летоисчисление. Россия как светское государство перешла на Грегорианский календарь (новый стиль) в 1918 году. А православная церковь России и по сей день руководствуется Юлианским, по сути языческим, календарем и живет по «старому стилю». Парадокс, не правда ли?!
Поскольку западная католическая и российская православная церкви используют разные календари, день Пасхи определяется по-разному и, следовательно, он может совпадать или не совпадать.
Какие же традиции существуют на христианскую Пасху?
У православных христиан одним из традиционных пасхальных угощений стали крашеные яйца.
Этот обычай ведет свое начало со времен императора Тиберия. Согласно апокрифам – это тексты, не вошедшие в официальные четыре Евангелия Нового Завета, Мария Магдалина, придя в Рим для проповеди благой вести о воскрешении Спасителя мира, поднесла Тиберию первое пасхальное яйцо со словами «Христос Воскрес». Неверующий император воскликнул: «Это так же невероятно, как если бы яйцо стало красным». После его слов яйцо покраснело.
Есть и другое вариант истории: капли крови распятого Христа упали на землю, окаменели, приняли вид куриных яиц. А горячие слезы Богоматери оставили на них следы в форме узоров.
Символически же пасхальные яйца олицетворяют собой воскресение, так как из яйца рождается новое существо.
В католической традиции крашеные яйца тоже распространены. Кроме крашеных яиц, во многих европейских странах популярным пасхальным персонажем стал кролик, который приносит пасхальные яйца.
Объяснение этому уходит своими корнями глубоко в язычество. Согласно легенде, языческая богиня весны Эстра превратила птицу в зайца, но он продолжал нести яйца (поэтому в некоторых языках Пасха называется Easter).
Другое объяснение этому феномену более приземленное: когда пасхальным утром дети шли собирать яйца из курятника, они часто находили неподалеку кроликов.
Моя подруга – искусствовед сегодня рассказала мне еще одну версию про пасхального кролика (в итальянском языке речь идет именно о кролике, а не о зайце). Поскольку каждый год шкурка зайца (кролика) обновляется и меняет свой цвет, то он является символом перерождения, возрождения и, соответственно, одним из символов Пасхи.
На этом мой рассказ подошел к концу. Если вы знаете какие-нибудь традиции или истории, связанные с Пасхой, делитесь в комментариях, мне будет интересно почитать и пообщаться.
Ой, чуть было не забыла про пасхальные куличи! В Италии, как и в России, пекут на Пасху куличи. Их называют «Коломба», что в переводе с итальянского языка означает голубка. Они действительно по форме похожи на голубя, который является символом Святого Духа.
Поздравляю вас, ваших родных и близких с Пасхой! Желаю мира и добра не только в этот день, а как можно чаще!
С наилучшими пожеланиями! До связи! Марина в Риме
Глава XVI. Вопрос о праздновании Пасхи
Пасха у христиан. – Различия в соблюдении праздника. – Столкновение между азийским и римским обычаями. – Папа Виктор и св. Ириней. – Отмена азийского обычая.
Однако, благодаря тому, что с самого начала не договорились на этот счет, скоро обнаружились различия в праздновании христианской Пасхи. В Азии держались 14-го числа первого еврейского месяца или 14-го нисана 346 ; в Риме и почти всюду не придерживались строго этого числа, ибо дорожили тем, чтобы праздник пришелся в воскресенье, принимая впрочем это число во внимание, чтобы определить, к какому именно воскресенью приурочить пасхальное торжество.
Как же азийцы поступали после этого, чтобы праздновать воскресение Христово? – Посвящали ли они ему третий день после 14-ого нисана или ближайшее к нему воскресенье, или выделяли его в особый праздник, – об этом нам ничего неизвестно. Все, что мы знаем относительно этого, заключается лишь в том, что предпасхальный пост – ибо они тоже соблюдали его – оканчивался у них 14-го числа.
Но главный предмет спора, который рано или поздно должен был возникнуть, заключался в разногласии между местным азийским обычаем праздновать Пасху 14-ого нисана и почти общепринятым обычаем праздновать этот день в воскресенье. Разногласие было весьма явное. Оно сознавалось в Риме уже во времена Траяна и Адриана. Азийцы тогда насчитывались там уже в большом количестве; еще папы Сикст и Телесфор ежегодно видели, что они празднуют Пасху в один день с евреями. Азийцы утверждали, что они действуют правильно; их оставляли в покое, продолжая следовать другому обычаю и не затевая с ними распри.
Позднее это разногласие сочли достойным внимания и постарались устранить его. Во время своего путешествия в Рим, Поликарп пытался убедить папу Аникиту, что обычай приверженцев 14-го нисана есть единственно приемлемый. Ему не удалось это, но и Аниките не удалось склонить престарелого учителя принять римскую систему. Расстались они однако в миролюбивом настроении. При преемнике Аникиты, Сотире, отношения стали как будто натянутыми. К этому времени относится лаодикийская смута: вопрос начал возбуждать страсти. Около 190 г. папа Виктор, второй преемник Сотира, решил положить этому разногласию конец. Он изложил свои взгляды азийским епископам и обратился к Поликрату, епископу ефесскому, с просьбой созвать их на собор. Поликрат действительно собрал их, но они настаивали на своем древнем обычае. Ефесский епископ ответил от их имени папе. Виктору очень решительным посланием, где перечислял всех выдающихся христиан Азии, начиная с апостолов Филиппа и Иоанна. Сам он происходил из семьи, издавна посвятившей себя служению церкви, ибо до него семь родственников его были епископами. Все святые, все епископы, которых он перечисляет, соблюдали 14-ый день. Он заявляет свою решимость также соблюдать его, «не страшась угроз, ибо написано: лучше повиноваться Богу, нежели людям».
Оказалось однако, что только азийцы держались этой практики. Состоялись другие епископские соборы по этому поводу. Все соборные послания, сборник которых исследовал Евсевий, склонялись к празднованию воскресного дня. В Палестинском соборе приняли участие епископы: Феофил кесарийский, Нарцис иерусалимский, Кассий тирский, Клар птолемаидский и некоторые другие. Они заявили, что имеют обыкновение вступать в соглашение с александрийской церковью относительно определения дня Пасхи. Осроенские епископы высказались в том же духе. Их обычай не мог расходиться с антиохийской практикой, о которой мы не имеем прямых свидетельств. Понтийские епископы под председательством старейшего епископа амастрийского Пальма, Вакхил епископ коринфский, и Ириней от имени христианских церквей в Галлии, в которых он первенствовал, выразили те же убеждения.
Воскресенье упомянуто в Деян. XX, 7 по поводу одного случая, относящегося к 57 г. „Учение 12 апостолов“ и „Пастырь“ Ерма упоминают о стояниях.
Заклание Агнца могло совершаться только в храме. Действительно, праздник Пасхи специально справлялся в Иерусалиме. Впрочем и вне Иерусалима в этот день в семьях совершалась трапеза религиозного характера.
Не следует упускать из виду, что день у древних считался с вечера до вечера, а не с полуночи до полуночи. Пасхального агнца закалали после полудня 14-ого числа. Вечерняя же трапеза уже относилась к 15-ому числу (праздник опресноков).
Символ Агнца для обозначения Спасителя весьма древнего происхождения ( Деян. VIII, 32; I посл. Петра, I, 19; Иоан. I, 29, 36 ; Апок. во мн. мест.).
Поликрат определенным образом ссылается на Мелитона в числе своих авторитетов, но не упоминает об Аполлинарии. Однако в отрывках последнего, которые сохранились до нас в „Пасхальной хронике“, он выражается языком приверженцев 14-го нисана. Ипполит и Климент Александрийский говорят: „Христос – истинная Пасха“; Аполлинарий говорит: „14-ое есть истинная Пасха“ – выражение в котором чувствуется какой-то оттенок.
Текст сохранился в Пасхальной хронике (Мigne, Р. G, Т. ХСVI, р. 80) Аполлинарий упрекал своих противников в том, что они вносят противоречия между евангелиями. – Он очевидно считал возможным согласить синоптиков с ев. от Иоанна. После многих исследователей и я пытался сделать это. Лучше признать, что в этом пункте мы оказывается не в состоянии согласить евангелистов.
См. об этом мою заметку „La question de la Paque au concile de Niсee“ в „Revue des questions historiques“. Juillet 1880.
Περὶ σΧ ί σματος (Eus., V, 15, 20); cp. Pseudo-Tert., 53.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Метки
—Рубрики
—Статистика
Пасха. Древний языческий праздник перешедший в Христианство.
О том, как рассчитывается Христианская Пасха (как Католическая, так и Православная) написаны кучи трудов. Я Просто хочу вдогонку к посту ЭвК написать, как я пыталась осмыслить все эти расчёты дней Пасхи и что это вообще такое – Пасха. Этот вопрос интересовал меня давно, но вот с литературой по этому вопросу очень мало, про уже Христианскую Пасху – есть и много, а вот про сам праздник, так сказать Языческий исток Пасхи, литературы почти нет…
Про то, что пасху «когда-то давным-давно уже отмечали древние предки» мне ещё прабабушка рассказывала, но преподносила эти рассказы, как сказки, а я была слишком мала, мне лет 5 было, что бы больше запомнить подробностей. Потом, уже обучаясь в школе, эта информация всплывала неоднократно на уроках истории и литературы (спасибо, что у меня были такие замечательные учителя, которые учили нас ДУМАТЬ). И в колледже на культурологии и философии (мне всегда везло с педагогами, может зря я на исторический не пошла). Все эти изыскания я старательно записывала в специальные тетрадочки, которые, увы и ах, где-то потерялись во время многочисленных переездов. Но тем не менее, что-то сохранилось в моей памяти, что-то нашлось на просторах сети, пусть не совсем то, чем хотелось поделиться, пусть это не мои записи, но суть примерно та же.
Не для кого, надеюсь не будет откровением, что Пасха это древний обряд, который праздновали скотоводы и земледельцы в древности, ещё до Пришествия Иисуса Христа. Об этом, кстати даже у Булгакова написано в «Мастере и Маргарите». Просто Христианство поглотило эти обычаи и дало им своё толкование, ведь проще не изживать старое, а приспособить для своих нужд. Так и с Пасхой вышло.
Итак. Что же это за языческие верования и праздники которые поглотило христианство и в то же время наложившие большой отпечаток на христианскую пасху? Несомненно, это культы земледельческих растительных богов, покровителей полеводства. огородничества, садоводства, виноградства и т.д.
Наиболее характерными для данных культов является культ Осириса, хотелось бы уделить внимание мифу об Осирисе и весенний праздник в его честь.
На нашей же матушке Руси страстная неделя и пасха слились с древне славянским многодневным весенним праздником основным содержанием которого было чествование духов предков, жертвоприношения полевым и растительным божествам, очистительные магические обряды. Первоначальное же значение данных праздников забылось, церковь же постаралась им дать свое объяснение и трактование.
Ранне-христианские общины переняли первоначально пасху в том виде, в котором она праздновалась у древних евреев! Древнееврейский праздник пасхи зародился приблизительно 3500 лет назад, когда евреи занимались скотоводством кочуя со своими стадами по Аравийской пустыне Изначально это был скотоводческий праздник. Так как весна была важным моментом в жизни скотоводов, именно весной происходил массовый приплод скота и т.д.
По верованиям древних евреев именно в это время надо было задобрить духов а особенно так называемого духа-губителя, который блуждал весной голодный, жаждущий крови, для того что бы он не трогал слабый молодняк и неокрепших маток.
Как нам всем хорошо известно, многие первобытные народы считали то что в крови заключается жизнь и поэтому кровь является лучшей жертвой для духа! (Сразу на ум приходят соответствующие строчки из Книги Закона 🙂 ).
Скотоводы-евреи устраивали весной общинное обрядовое пиршество, во время которого они резали ягнят и их же кровью мазали свои шатры и загоны для скота. Таким образом, данное пиршество было как бы жертвоприношением духам. В тот период твердой даты праздника ещё установлено не было. Он справлялся весной а день устанавливали жрецы или вожди племен.
Позже переселившись из Аравийской пустыни в Палестину с её земледельческим коренным населением иудейские племена со временем стали переходить к осёдлому образу жизни и соответственно стали заниматься земледелием. С изменением хозяйственной жизни иудеев стали изменяться и их общественные положения, религия и быт. Претерпели соответствующие изменения и праздники, в частности праздник пасхи потерял свое предыдущее значение, он слился с земледельческим праздником в котором главное место занимал хлеб. Это был праздник опресноков праздник мафиот. Справлялся же он в дни начала жатвы ячменя который созревал первый из хлебных злаков.
В новой «версии» праздника оказались использованными обряды как скотоводнической пасхи, так и земледельческого праздника опресноков а так же некоторые обряды, заимствованные иудеями у соседних народов.
Ход исторического развития привел к гибели самостоятельного национального еврейского государства и оно оказалось под пятой Римской империи.
Именно таким образом его и восприняли раннехристианские общины в 1-2 вв. Но восприняли они его не чисто механически а изменив коренным образом его богословское и идейное содержание, смысл, пасха была связана с одним из эпизодов биографии всем нам хорошо известного Иисуса Христа. В ранних христианских общинах она связывалась с искупительной смертью Христа и это был праздник скорби и страданий не случайно празднику предшествует длительный пост.
В состав же первых христианских общин входили не только иудеи но так же и язычники, поклонники различных восточных и греко-римских божеств населявшие многонациональную римскую империю. Таким образом, язычники перенесли в христианство и обряды своего крупного праздника весны в честь смерти и воскресения, языческих богов растительности. С другой стороны и сами христианские общины в тот момент особенно когда они уже представляли из себя централизованную церковную организацию сами были заинтересованы в том что бы изжить и искоренить старые языческие традиции и обряды, и как показала практика легче это было сделать поглотив эти же обряды и праздники дав им новое уже христианское содержание и толкование.
В новом христианском празднике всё воспринятое христианской церковью из других дохристианских религий оказалось переработанным и связанным с Иисусом Христом и было теперь посвящено ему. В таком виде пасха получила распространение во всех христианских церквях и стала их самым главным и самым важным праздником.
Так же интересный факт то что в первых христианских общинах праздник отмечался в разное время но преимущественно её праздновали одновременно с иудейской пасхой. Со временем выбросив из праздника всё иудейское содержание церковь постаралась оторвать его и от иудейской даты празднования.
А во т что интересного нашла в другом источнике: http://www.pagez.ru/
Почему произошел перенос Пасхи на воскресный день. По преданиям Иисус Христос во время своей земной жизни принимал участие в иудейских праздниках и его примеру следовали апостолы после Вознесения. Поэтому самым древним литургическим обычаем было совершение христианами Пасхи в день 14 нисана, т.е. в тот же самый день, когда иудеи совершали свой праздник. Этой практике долгое время продолжали следовать христиане римской провинции Асия, получившие в науке название четыренадесятники (от слова «четыренадесять», т.е. 14-ый день лунного месяца). Их практика являлась не просто «иудействованием», а имела глубокое богословское обоснование, т.к. в этот день и иудеи, и первые христиане ожидали пришествие Мессии. Пост асийцев имел характер «поста за заблудших братьев из народа» (т.е. иудеев), которые в это время совершали свой праздник. В остальной же Церкви была произведена первая важная пасхальная «реформа»: праздник Пасхи было решено совершать в первый воскресный день после 14 нисана. Такое изменение также имело богословскую основу, однако более «историческую»: согласно Евангелиям Христос воскрес «в первый день после субботы», т.е. в воскресенье, а предшествующий пост в пятницу и субботу был посвящен здесь воспоминанию его Крестной Смерти. Обе практики имели, безусловно, право на существование, однако подобная ситуация вызывала соблазн в среде верующих.
Однако такое мирное сосуществование двух практик продолжалось недолго и вскоре возник серьезный конфликт, инициированный Римом. Римский епископ Виктор (189-198) в 195 г. под угрозой отлучения потребовал от малоазийцев праздновать Пасху вместе с остальной Церковью. Поликрат Ефесский написал ему послание, где объяснял правомочность своей традиции, возводя ее к апостолам. Римская практика с точки зрения малоазийцев была, очевидно, «нововведением», «реформой», однако Виктор тем не менее отлучил их от евхаристического общения.
Такая резкая позиция римского епископа вызвала протест даже в среде тех, кто праздновал Пасху по римскому обычаю. Так, св. Ириней Лионский написал послание еп. Виктору, в котором рекомендовал ему пребывать в мире с совершающими Пасху 14 нисана. Разница в праздновании Пасхи, по мнению святителя, существовала всегда, малоазийцы сохраняют очень древнюю традицию, и прерывать евхаристическое общение по обрядовому вопросу нельзя.
Реформа иудейского календаря и дата весеннего равноденствия
До сих пор мы вели речь о солнечном календаре, однако иудейский календарь основывался на движении Луны. Продолжительность лунного месяца составляет около 29,5 дней, а лунный год был сконструирован таким образом, чтобы месяцы продолжительностью 29 и 39 дней в нем чередовались, давая в сумме 354 дня. Он не кратен солнечному году (солнечный год содержит приблизительно 12,4 лунных месяцев), поэтому чтобы включить в солнечный год лунные месяцы без их раздробления, раз в несколько лет к 12 лунным месяцам прибавляли еще один, приближая тем самым лунные годы к солнечным. Такие удлиненные високосные годы содержали т.о. 13 лунных месяцев. В этом и заключается основная идея луносолярного (лунно-солнечного) календаря, который явился комбинацией лунных месяцев с солнечными годами.
После разрушения Храма и рассеяния иудеев в результате подавления восстания Бар Кохбы (132-135 гг.) ситуация изменилась. Как показывают дошедшие до нас документы, иудеи рассеяния перестали праздновать пасху единообразно в один и тот же день, а начали вводить различные календарные системы, соотнесенные с календарями тех местностей, в которых они жили. Раввины, осознав необходимость сохранения единства народа, решили ввести в обиход новый, обязательный для всех иудеев лунно-солнечный календарь, в котором добавочные месяцы вставлялись не по мере надобности, а по определенной схеме. Этот процесс происходил в течение II-IV вв. и был завершен, вероятно, Гилеллом II, который в 344 г. ввел общеобязательный иудейский календарь.
Возникновение христианских пасхальных таблиц
Первый из них, более древний, основан на наблюдении, что восемь солнечных лет по количеству суток приблизительно равны 99 лунным месяцам. Его смещение по фазам Луны составляет около 1,53 суток за восемь лет, что довольно ощутимо. 19-летний лунно-солнечный цикл был создан известным астрономом древности Метоном в 432 г. до Р.Х. Он является более точным, особенно в форме улучшений Калиппа и Иппарха, преобразовавших его в 76-летний и 304-летний периоды соответственно.
I Вселенский Собор и пасхальный вопрос
Однако часть христиан в патриархате Антиохии (Сирия, Месопотамия и Киликия) продолжала придерживаться традиции совершения Пасхи в воскресный день, следующий за 14 нисана иудеев, т.е. той практике, за отказ следования от которой еп. Виктор отлучил малоазийцев. Но в изменившихся условиях, когда в остальной Церкви уже были собственные пасхальные таблицы, независимые от иудейской даты, антиохийцы иногда совершали свой праздник до весеннего равноденствия, причем разница в праздновании Пасхи с остальным христианским миром могла достигать 5 недель. Ввиду такой слишком ранней даты они получили в науке название «протопасхиты». Именно против такого следования иудейской традиции и была направлена деятельность I Вселенского Собора. Отцы Собора не оставили никакого канона относительно пасхалии, однако, как следует из послания имп. Константина к епископам, не присутствовавшим на Соборе, было решено всем христианам праздновать Пасху в один день, а антиохийцы отказались от своей зависимости от иудейского 14 нисана.
Разница в праздновании Пасхи после I Вселенского Собора
Огромную роль сыграл здесь св. Афанасий Александрийский. На Сердикском Соборе в 342 г. он совместно с римлянами выработал «компромиссную» пасхалию на 50 лет, в которой дата каждого года оговаривалась отдельно и являлась результатом соглашения между двумя сторонами. Принципиальная важность такого решения заключается в том, что Церковь соборно признала возможность параллельного сосуществования двух пасхальных циклов при согласовании спорных дат, пусть и на небольшой промежуток времени. Церковное единство т.о. было поставлено выше приверженности пасхалическим правилам одной из кафедр. Пасхалия рассматривалась не только римским, но и александрийским предстоятелем не как догматическая данность, а как техническое средство для определения даты праздника, которому при церковной необходимости можно было и не следовать. Обе кафедры не были связаны никакими непреложными каноническими нормами относительно пасхальных таблиц своей Церкви и жертвовали датой ради более высоких церковных целей.
Целью и Востока и Запада в то время были не какие-то личные амбиции, не желание выяснить, чей цикл «лучше» или «правильнее», а братское христианское стремление к тому, чтобы в различных частях империи христианская Церковь, «единым сердцем и едиными усты» совершая свой основной праздник, ясно и видимо демонстрировала, что она действительно является единой и кафолической Церковью, проникнутой духом взаимной любви и доверия. В течение этих 50 лет Рим и Александрия должны были праздновать Пасху в разный день целых 12 раз, однако в результате компромисса для всех этих случаев были найдены общие даты. Интересно, что Александрия принимала римскую дату, отказавшись от своей пасхалии, в 346 и 349 гг.
Однако после окончания действия сердикской пасхалии александрийцы перестали обращать внимание на то, в какой день совершалась Пасха на Западе и просто следовали своим таблицам. Это привело к тому, что Рим постепенно стал все чаще и чаще принимать «восточные» даты, и это неуклонно разрушало 84-летний цикл. Было очевидно, что Восток и Запад могут продолжать праздновать Пасху по-разному еще бесконечно долго, если одна из сторон просто не примет практику другой. Римский аббат Дионисий Малый сыграл здесь решающую роль, предложив александрийскую пасхалию на Западе таким образом, что она была там принята, в результате чего, наконец, было осуществлено единое празднование Пасхи в Риме и Александрии. Однако римский 84-летний цикл продолжал существовать в различных частях империи еще и во время правления Карла Великого (742-814).
Параллельное сосуществование двух пасхалий в течение почти 500 лет (!) после I Вселенского Собора свидетельствует о том, что он не ввел в качестве общеобязательной одну александрийскую пасхалию. Замечательно, что сами александрийцы во время всех споров с римлянами никогда не утверждали истинность своих таблиц, основываясь на авторитете Собора. Параллельное сосуществование в течение десятилетий и даже столетий двух циклов напрямую бы противоречило постановлению Никеи, если бы оно существовало. То, что римская практика в конце концов была вытеснена александрийской, объясняется не решением I Вселенского Собора, а неточностью римской пасхалии. После Собора прошло несколько веков, прежде чем александрийцы многочисленными увещеваниями, доказательствами своей правоты и церковно-политическими мерами смогли убедить Запад в необходимости принять их пасхалическую систему.
Григорианские календарь и пасхалия вызвали вначале резкую неприязнь в протестантском мире, но постепенно получили всеобщее распространение на Западе. Православные также резко осудили это нововведение, анафематствовав на Соборе 1583 г. всех тех, кто следует григорианским календарю и пасхалии. Часто можно слышать о том, что европейские университеты и астрономы критиковали эту реформу. Это так, но если мы взглянем на их отзывы до реформы и после нее, то предложения по изменению были еще более радикальными, в отношении пасхалии их можно свести к двум: 1. праздновать Пасху в последнее воскресенье марта или в первое воскресенье апреля 2. совершать ее в первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за 21 марта, причем все составляющие должны были определяться астрономически.
Вот что-то вроде того))) Кто дочитал до конца – молодец! :)))) Что-то много получилось.