пасха полнолуние после равноденствия

Как рассчитывают дату православной Пасхи

В этом году Пасха — 2 мая. Дата Пасхи — это первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия в пересчёте на юлианский календарь. Не закрывайте этот материал после такого дикого объяснения: на самом деле здесь нет ничего сложного. Давайте разберёмся.

пасха полнолуние после равноденствия. b2a8bcfa. пасха полнолуние после равноденствия фото. пасха полнолуние после равноденствия-b2a8bcfa. картинка пасха полнолуние после равноденствия. картинка b2a8bcfa.

На дату православной Пасхи влияют четыре фактора.

1. Весеннее равноденствие. То есть когда день по длительности равен ночи. А если по-научному, это момент, когда центр Солнца в своём видимом движении по эклиптике (большому кругу небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца) пересекает небесный экватор. Весеннее равноденствие падает на 21 или 22 марта. Стало быть, Пасха может быть в любой день начиная с 22 марта.

2. Первое полнолуние после весеннего равноденствия. Полнолуние — это когда Земля находится между Луной и Солнцем и при этом плоскость, проведённая через Луну, Землю и Солнце, перпендикулярна плоскости уже упомянутой эклиптики (частный случай полнолуния — лунное затмение, когда Луны, Земля и Солнце выстраиваются в такую точную линию, что тень Земли закрывает Луну). В случае с равноденствием и полнолунием тонкость состоит в том, что нужно учесть и обращение Земли вокруг Солнца (равноденствие), и вслед за ним обращение Луны вокруг Земли (полнолуние).

3. Единственное, что не связано с астрономией (а только с религиозной традицией), — воскресенье. Как было сказано, считаем первое воскресенье после первого полнолуния после первого равноденствия. Есть важное уточнение: если нужное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.

4. Разница между общеевропейским календарём и календарём юлианским («православным») в настоящее время влечёт за собой сдвиг в расчёте на 13 дней вперёд (когда-то было 12, когда-нибудь будет 14 и т. д.). То есть если по юлианскому («православному») календарю Пасха выпадает на любой из дней в период с 22 марта вплоть до 25 апреля, то в современном календаре это период с 4 апреля по 8 мая.

Вот и получается, что православная Пасха и Пасха католическая различаются по дате: католики ведут отсчёт с 22 марта (то есть привязывают её к природно-астрономическому циклу), а православные — с 4 апреля (или 22 марта по старому стилю; то есть не следуют природным циклам, опираясь лишь на религиозную традицию). Католическая Пасха в 45% случаев на неделю раньше православной, в 30% случаев совпадает, 5% — разница в 4 недели, в 20% — разница в 5 недель (больше лунного цикла). Разницы в 2 и 3 недели не бывает.

Относительно Пасхи рассчитываются многие другие церковные церковные даты, в том числе даты Страстной недели, Входа Господня в Иерусалим, Великого Поста, Масленицы (Сырной седмицы) и т. д.

Источник

Александрийская и григорианская пасхалии

Календари (в смысле систем счисления времени, а не в смысле типографской продукции) были моим хобби еще в младшем школьном возрасте. Поэтому, когда я прочитал статью Расчет пасхи, у меня сразу зачесались руки написать «исправленную и дополненную редакцию» этой статьи. Да и khdavid (ее автор) меня вроде бы поддержал. В общем, если вы читаете эту статью, значит возникшего импульса мотивации все-таки хватило, чтобы преодолеть мою обычную дурную бесконечность перфекционистской рефлексии.

Не вдаваясь в историю, приведу основной принцип расчета христианской Пасхи. Пасха празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, т. е. первого полнолуния, бывшего не раньше дня весеннего равноденствия. И у православных, и у католиков используется не астрономическое, а расчетное весеннее полнолуние. Разница только в этом самом расчете.

Александрийская пасхалия

Начнем с пасхалии, которую использует большинство православных церквей (несмотря на то, что большинство из них перешли с юлианского календаря на новоюлианский). Полное описание всех связанных с ней расчетов в традиционных источниках выглядело достаточно внушительно и использовало с полдюжины загадочных и затейливых терминов, таких как «эпакта» или «вруцелето». Но по сути она достаточно проста. В основе ее лежит расписание новолуний и полнолуний, которое в свою очередь основано на известном 19-летнем метоновом цикле (19 лет ≈ 235 месяцев ≈ 6940 дней).

За день весеннего равноденствия в александрийской пасхалии принято 21 марта по юлианскому календарю. Первое весеннее полнолуние можно рассчитать по удивительно простой схеме. Начав с заданного для первого года цикла дня (конкретно — 5 апреля), в каждом следующем году мы либо отнимаем 11 дней от предыдущей даты, либо, чтобы не уехать раньше равноденствия, добавляем к ней 19 дней. Эта простая схема почти работает. За 19 лет мы 12 раз вычитаем 11 дней и 7 раз добавляем 19. 19*7-11*12=1 день мы должны дополнительно вычесть при переходе к первому году следующего 19-летнего цикла. Это нарушение схемы на границе циклов получило название «скачок луны» (saltus lunae).

Чтобы лучше понять, как это работает, надо упомянуть цикл Каллиппа, который в замаскированном виде на самом деле лежит в основе этой пасхалии. Это не противоречит утверждению про метонов цикл, потому что 76-летний цикл Каллиппа — это просто 4 метоновых цикла: три по 6940 дней и один из 6939 дней. Можно было бы назвать цикл Каллиппа адаптацией метонова цикла к юлианскому календарю, если бы он не был придуман примерно на 3 века раньше этого календаря.

При расчетах александрийской пасхалии игнорируются все високосные дни и годы считаются по 365 дней, а промежутки между пасхальными полнолуниями (фактически годы лунно-солнечного календаря, встроенного в пасхалию) считаются по 354 и 384 дня. За счет этого упрощения с одной стороны теряются 15 дней за цикл Каллиппа (3,75 дня на метонов цикл), но с другой — пропущенные 29 февраля дают лишних 19 дней за это время (4,75 дня на метонов цикл). Один лишний день на метонов цикл и приводит к «скачку луны».

Григорианская пасхалия

Юлианский календарь не особенно точен. Точность цикла Каллиппа по отношению к фазам луны не намного лучше. В конце концов отклонения расчетных равноденствий и полнолуний от астрономических обеспокоили католическую церковь и в 1582 году Римский Папа Григорий XIII принял новый календарь и новую пасхалию, названные впоследствии его именем.

Григорианская пасхалия является «пропатченной» версией александрийской. Помимо исправления ошибок, уже накопившихся со времени Никейского Собора 325 г. (на котором были приняты основные принципы расчета Пасхи), было добавлено два «патча», исправляющие неточность цикла Каллиппа по отношению к солнцу и луне за счет периодических поправок.

«Солнечный патч» отнимает 3 дня каждые 400 лет за счет того, что годы, кратные 100, но не кратные 400, являются в григорианском календаре простыми.

«Лунный патч» отнимает 8 дней каждые 2500 лет из виртуального лунно-солнечного календаря, встроенного в пасхалию, сдвигая даты расчетных фаз луны назад на 1 день в годы, при делении на 2500, дающие остатки 200, 500, 800, 1100, 1400, 1800, 2100 и 2400.

Поверх этих двух был добавлен еще третий «патч», о котором я напишу чуть ниже.

В остальном григорианская пасхалия ничем не отличается от александрийской. Днем весеннего равноденствия считается 21 марта теперь уже григорианского календаря, и используется тот же хак с упрощением и «скачком луны».

Багофичи и костыли

1. До того, как я узнал какие именно исправления вносит «лунный патч», я представлял его себе относящимся к григорианскому календарю, т. е. примененным поверх «солнечного». Важно понимать, что это не так. Оба «патча» — и «лунный», и «солнечный» — применяются именно к александрийской пасхалии независимо друг от друга. Их взаимодействие приводит к интересным последствиям. Исключение одного дня «солнечным патчем» означает сдвиг расчетных фаз луны на день вперед. Если это совпало со сдвигом, введенным «лунным патчем», они компенсируют друг друга и поправки для пасхалии не возникает. Наконец, если «лунный патч» производит сдвиг в високосном году григорианского календаря, фазы луны сдвигаются на день назад. То есть движения расчетных фаз, вызванные «патчами», немонотонны! В среднем даты движутся вперед, но иногда, например в 2400 году, они будут сдвигаться назад.

2. При исправлении накопившейся ошибки в фазах луны была оставлена ошибка в 1 день. По-видимому, это было сделано намеренно, чтобы предотвратить совпадение католической Пасхи с иудейской. Однако, из-за нерегулярностей, присутствующих как в григорианской пасхалии, так и в еврейском календаре, такие совпадения иногда все-таки происходят. При каждом таком совпадении какие-нибудь сектанты обязательно ожидают конец света 🙂 Кстати, то, что католическая Пасха бывает раньше иудейской, похоже, никого особенно не беспокоило. В любом случае, в долгосрочной перспективе помешать этому было бы нельзя — просто потому, что в еврейском календаре средняя продолжительность года больше, чем в григорианском. Собственно, средняя скорость движения фаз луны из-за поправок в первом приближении является средней скоростью, с которой еврейский календарь отстает от григорианского.

3. После того, как 21 марта принято в качестве дня весеннего равноденствия, для первого весеннего полнолуния остается 30 возможных дней — с 21 марта по 19 апреля. Но в александрийской пасхалии из этих 30 дней только 19 могут быть днями расчетного полнолуния. В частности, оно не может быть 19 апреля, самый поздний день для него — 18 апреля. Соответственно Пасха может приходится самое раннее на 22 марта (если расчетное полнолуние 21 марта в субботу) и самое позднее — на 25 апреля (если расчетное полнолуние 18 апреля в воскресенье). Но в проекте пасхалии, разработанным Луиджи Лилио (a. k. a. Алоизий Лилий), который потом стал григорианской пасхалией, из-за поправок расчетное полнолуние могло уже прийтись на любой из 30 возможных дней, в том числе на 19 апреля. Если оно выпадет на воскресенье 19 апреля, Пасха будет 26 апреля. Пасхалию с таким «нарушением обратной совместимости» выпустить не решились и перед «релизом» она была «обработана напильником». Третий «патч», который я выше анонсировал, сдвигал расчетное полнолуние с 19 на 18 апреля. Если среди текущих (между поправками) 19 возможных дней для полнолуния было и 18 и 19 апреля, с 18 оно сдвигалось на 17, чтобы в пределах 19-летнего цикла даты не повторялись. К счастью, из этих 19 дней не может быть трех идущих подряд, так что о 17 апреля можно не беспокоиться.

Источник

Почему православная Пасха отмечается 2 мая?

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Почему православная Пасха отмечается 2 мая?

Светлое Воскресение Христово, «праздников праздник и торжество торжеств», Православная Церковь отмечает, согласно древней традиции, в день, который символически соответствует тому самому дню, в который почти 2000 лет назад воскрес наш Спаситель. Согласно евангельскому повествованию, это произошло на третий день после иудейской пасхи, в первый день после субботы, который в русской традиции получил в честь этого название воскресенья. Римская дата этого события остается неизвестной.

Согласно предписаниям Ветхого Завета, древнееврейский праздник пасхи праздновался «в первый месяц, в четырнадцатый день месяца вечером» (Лев 23:5; Числ 28:16) — то есть в начале полнолуния лунного месяца авив, который в древности считался первым месяцем года и началом весны (современные иудеи этот месяц называют нисаном и, начиная год осенью, считают седьмым по счету).

Таким образом, чтобы праздновать Пасху Христову, следует:

Как вычисляли день Пасхи?

12 лунных месяцев длятся всего 354 дня, что на 11 с лишним дней меньше солнечного года, определяющего сезонные циклы. Поэтому они постоянно «блуждают» по временам года. Нужны какие-то критерии, чтобы понять, является ли данный лунный месяц весенним и, таким образом, пасхальным, или же следует считать его еще зимним и ждать следующего. Для решения этой проблемы уже в глубокой древности в Вавилонии и Древней Греции (а также в Китае) применялись специальные таблицы, по которым каждые три или два года один из лунных месяцев признавался «тринадцатым» (вставным), что выравнивало разницу между солнечным и лунным годом. Однако древние евреи предпочитали опираться не столько на таблицы, сколько на наблюдения за природой: признаками весны считались появление приплода у скота и созревание хлеба в колосьях. В эпоху земной жизни Иисуса Христа установление точной даты пасхи находилось в руках особого календарного совета и было покрыто строжайшей тайной. О его решениях сообщалось посредством сигнальных огней и скороходов.

После катастрофы Иерусалима и разрушения храма разрозненные иудейские общины стали пользоваться собственными календарями, которые имели разную точность и с каждым годом все больше расходились друг с другом. Это не могло не смущать христиан, которые в первые полтора века сами не занимались календарными расчетами, а просто дожидались иудейской пасхи.

В начале III века христианские ученые начали создание собственных методов вычисления Пасхи. Чтобы не возникало споров по поводу того, какое полнолуние считать первым весенним (пасхальным), было решено считать границей, отделяющей весну от зимы, день весеннего равноденствия. Ведь, согласно древней традиции, именно в это время, когда день равен ночи, а вся природа как бы рождается заново, — Бог сотворил мир. Значит, и «природным» началом каждого года следует считать весеннее равноденствие. По вычислению александрийских астрономов, в IV веке оно приходилось на 21 марта по юлианскому календарю. Первое же полнолуние после этой даты стали признавать весенним — а значит, пасхальным. Если оно попадает на субботу, Пасха празднуется на следующий день, если на воскресенье — Пасха в следующее воскресенье, через 7 дней.

Поскольку наблюдения за луной требуют навыков и не всегда возможны, были составлены таблицы дат пасхальных новолуний. Точно уложить астрономические циклы вращений Луны и Солнца (Земли) в целых числах невозможно, но по критерию сочетания удобства и точности из всех таких таблиц самой совершенной была признана александрийская пасхалия, изобретенная в Египте около 300 г. на основе пасхалии св. Анатолия, епископа Лаодикийского. Согласно этой системе, каждые 19 лет даты пасхальных полнолуний приходятся на одни и те же числа юлианского календаря. Если наложить на это еще и 28-летний цикл повторяемости дней недели (для учета воскресений), получится 532-летний большой цикл — «великий индиктион», — по истечении которого даты Пасхи будут повторяться в том же самом порядке.

Пасха дважды в году?

Отцы Первого Вселенского Собора в 325 г. постановили, чтобы отныне празднование Пасхи не совершалось с иудеями (то есть в соответствии с их вычислениями). Ведь по иудейским таблицам пасхальное полнолуние нередко случалось раньше 21 марта — то есть еще в прошлом году. Выходило, что в отдельные годы Пасха совершалась дважды, а в иные — ни разу. Как писал св. равноапостольный Константин Великий: «Чего ради мы будем следовать людям, которые, как общепризнано, страдают страшным заблуждением? Уж мы-то не потерпим, чтобы Пасха праздновалась когда-либо дважды в одном и том же году!».

Отсюда видно, что канонический запрет праздновать Пасху «с иудеями» (7-е Апостольское правило, 1-е правило Антиохийского Собора) касается вовсе не совпадения во времени (что в принципе невозможно, так как правильной датой иудейской пасхи считается 14 нисана — то есть сам день полнолуния, в который христианская Пасха никогда не празднуется). Святые отцы, как было показано выше, запретили вычислять дату пасхи «вместе с иудеями» — то есть вслед за ними, в соответствии с их ошибочной методикой. Примерно с X века иудеи стали вычислять дату Песаха по новым, гораздо более точным правилам, и получаемые ими даты не совпадают с датами иудейской пасхи в православных пасхалиях. Но и вычисляемый таким образом Песах никогда не попадает на православную Пасху, все время оказываясь раньше нее (расхождение это из века в век увеличивается и теперь составляет по крайней мере 5 дней).

Александрийская пасхалия

Александрийская пасхалия постепенно оттеснила все другие варианты пасхальных таблиц и действовала во всем христианском мире с VI до XVI века (кроме Армении: армянская пасхалия расходится с александрийской 4 раза за 532 года).

Следует иметь в виду, что 532-летняя пасхалия — сложная конструкция, создание которой требовало не только знаний в области астрономии, но и математического таланта. Она «работает» (то есть обеспечивает точность) только с юлианским годом. Поэтому после так называемой григорианской реформы ее применение оказалось невозможным, и у западных христиан определение даты Пасхи превратилось в сложнейшую математическую процедуру. Характерно, что те православные страны, которые в XX веке по политическим причинам также отказались от юлианского календаря, были вынуждены сохранить александрийскую пасхалию, что привело к целому ряду несообразностей.

Разумеется, александрийская пасхалия не идеальна. Она постепенно отклоняется от наблюдаемых астрономических явлений: равноденствие каждые 128 лет отступает от 21 марта на 1 день к началу года (как и юлианский календарь), а табличные полнолуния каждые 300 лет оказываются на сутки позже реальных. Но добиться более высокой точности и сохранить при этом цикличность таблицы оказывается невозможным. Например, григорианский солнечный календарь точнее юлианского — но лунные циклы с ним никак не совместимы. При этом современный иудейский календарь очень точен в отношении луны — но при этом не является цикличным и имеет довольно большую погрешность в отношении солнечного года. Православные богословы, давно заметившие эти погрешности, не придавали им никакого значения. Ведь в отличие от ветхозаветной «прообразной» пасхи, которая была сезонным праздником и была связана с локальными сельскохозяйственными реалиями, светлое Воскресение Христово носит вселенский и надмирный характер. Предписания Ветхого Завета на нее, строго говоря, не распространяются. В Церкви новозаветной гораздо большее значение имеет соблюдение стройного, отточенного многовековой литургической традицией порядка подвижных и неподвижных праздников — что может обеспечить только юлианский календарь и александрийская пасхалия. Сохраняя их в своем употреблении, Русская Православная Церковь хранит ту традицию, которую 17 столетий назад одобрили святые отцы Никейского Собора.

Источник

Пасхалия

На странице используются обозначения:

♈ — равноденствие
☺ — полнолуние
† — пасха

В хронологии, а значит и в истории астрономии, расчет пасхи играет важную роль. Поэтому пасхалиям уделена специальная страница.

Да и вообще, интересно.

Что такое пасха?

Пасха — христианский праздник. Пасха — праздник воскресения Христа.

Когда празднуется пасха?

Пасха празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.

Принципиальная схема определения пасхи

20 мар.
21 мар.Равноденствие
22 мар.
23 мар.
24 мар.
25 мар.
26 мар.Полнолуние
27 мар.
28 мар.
29 мар.Пасха
30 мар.

В чем же подвох? Почему определить дату пасхи так сложно? Почему дата пасхи в православном календаре и календаре католиков обычно не совпадают?

В определении пасхи три есть три термина: весна, полнолуние и воскресенье. С каждым из них придется разобраться.

Как возник праздник пасхи?

О жизни Иисуса Христа сообщают нам Евангелия. Из них известно, что в одну из весен в начале 30-х годов первого века новой эры Иисус пришел в Иерусалим на празднование ежегодного праздника песах. По наущению недоброжелателей Он был схвачен властями и подвергнут мучительной казни — распятию на кресте. Казнь была совершена в день празднования песаха. После смерти Иисуса Его тело было снято с креста, погребено в искусственной пещере, как принято по традиции, а по прошествии двух дней Христос воскрес.

Воскресение Христа отмечают христианские церкви, празднуя пасху.

Придерживаясь описанного событийного ряда и имея в образце иудейскую практику, святые отцы церкви решили поставить исчисление даты одного из главных церковных праздников на твердую историко-астрономическую ногу. Поскольку символика иудейского песаха и христианской пасхи особенно в раннем христианстве была тесно связана, точкой опоры для основателей новых календарно-религиозных традиций оказался именно этот весенний праздник.

Что такое песах? Когда празднуется песах?

Песах — иудейский праздник: праздник исхода евреев из египетского рабства. Песах наступает 14 нисана и празднуется в течение недели.

Еврейский календарь основан на лунном цикле и является, собственно, лунно-солнечным календарем. Каждый месяц начинается с новолуния (точнее, неомении — первой вечерней видимости молодого серпика новой луны, на что дальше мы не будем обращать специального внимания). В частности, месяц нисан — первый весенний месяц, он начинается в новолуние, ближайшее к весеннему равноденствию. Таким образом, песах празднуется в первое полнолуние (точнее, через один-два дня после полнолуния) после равноденствия.

Итак, теперь ясно, почему пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия.

И все было бы очень просто. Но ни равноденствие, ни полнолуние не наблюдаются священнослужителями, чтобы определить дату пасхи. Они ими вычисляются, строятся пасхалии. И пасхалии вычисляются достаточно сложно. Нужно обратить внимания на три вопроса: когда наступает равноденствие? когда наступает полнолуние? когда наступает воскресенье?

Когда наступает равноденствие?

Пасха празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.

Астрономически это неверно: равноденствие часто приходится на 20 марта и иногда даже на 19, но при расчетах пасхалий равноденствие всегда 21 марта.

К сожалению, христианская церковь имеет два одновременно действующих календаря: так называемый «старый» или юлианский и «новый» или григорианский. Григорианским календарем пользуется подавляющее большинство христиан: католики, протестанты, многие православные. Юлианским календарем пользуются православные, в частности Русская православная церковь, остающаяся основным препятствием на переходе к единому использованию григорианского календаря.

Не вдаваясь в детали различия «старого» и «нового» календарей (что само по себе интересная тема), констатирую: в настоящее время они расходятся на 13 дней.

Это в частности означает, что 21 марта, равноденствие по григоринаскому календарю — это только 8 марта по юлианскому и до равноденствия еще далеко. Если полнолуние произойдет 21, 22, 23, 24… марта, то католики его «засчитают» за весеннее, а православные будут ждать следующего. 25, 26, 27….31 марта не годятся. 1 и 2 апреля — тоже. Только 3 апреля наступит «равноденствие консерваторов», после которого (или в самый этот день) нужно ждать полнолуния.

Таблица церковных равноденствий ♈

КалендарьРавноденствие
ЮлианскийГригорианскийАстрономическоеПравославноеКатолическое
6 мар.19 мар.
7 мар.20 мар.
8 мар.21 мар.
9 мар.22 мар.
10 мар.23 мар.
11 мар.24 мар.
12 мар.25 мар.
13 мар.26 мар.
14 мар.27 мар.
15 мар.28 мар.
16 мар.29 мар.
17 мар.30 мар.
18 мар.31 мар.
19 мар.1 апр.
20 мар.2 апр.
21 мар.3 апр.
Когда бывает полнолуние?

Пасха празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.

Казалось бы, раз два календаря сдвинуты примерно на поллунного цикла, в половине случаев (после 2 апреля) весенние полнолуния совпадут и, значит, совпадут католическая и православная пасхи. Однако случается это реже.

Дело в том, что полнолуния тоже вычисляются и вычисляются по-разному. Методы вычисления достаточно непрозрачны, и я не буду их формулировать фармально и точно, а только лишь поясню.

В юлианском календаре («старом», православном) определить «официальную» дату весеннего полнолуния просто. Сначала нужно посчитать остаток от деления номера года на число 19. 19 лет содержится в так называемом метоновом цикле, известном с V в. до н.э., связанном с совпадением лунных месяцев и солнечных лет: по прошествии этого цикла фазы луны с большой точностью приходятся снова на те же даты. Вычисленный таким образом остаток называется «Золотым числом» года.

Золотые числа GN

1995199619971998199920002001200220032004200520062007200820092010201120122013
2014201520162017201820192020202120232023202420252026202720282029203020312032
2033203420352036203720382039204020412042204320442045204620472048204920502050
GN12345678910111213141516171819

Затем достаточно воспользоваться таблицей полнолуний и по Золотому числу определить табличную дату полнолуния на нужный год.

…что судя по этой таблице на некоторые даты, например, 23 марта по старому стилю, полнолуние никогда не может выпасть.

Таблица полнолуний ☺ (юлианский календарь)

1995199619971998199920002001200220032004200520062007200820092010201120122013
2014201520162017201820192020202120232023202420252026202720282029203020312032
2033203420352036203720382039204020412042204320442045204620472048204920502050
GN12345678910111213141516171819
21 мар.
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1 апр.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Такая пасхалия называется александрийской.

В григорианском календаре, в григорианских пасхалиях, для вычисления полнолуния используется понятие эпакта — возраст Луны в днях на начало года. Она вычисляется хитрым образом (я не буду воспроизводить соответствующие формулы), и эти вычисления часто (но не всегда!) дают результат, отличный от расчета по «золотым числам». Таким образом, даже поздние полнолуния, вычисленные разными способами, могут не совпадать.

То есть для совпадения православной и католической пасх полнолуние должно быть поздним, а результаты подсчета полнолуния по «золотому числу» и эпактам должны совпадать (точнее, уложиться в одну неделю).

Когда бывает воскресенье?

Пасха празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.

Во-первых, если вычисленное полнолуние происходит в воскресенье, то это воскресенье не считается «наступившим после», и пасха назначается на следующее воскресенье.

Во-вторых, если вдруг случается, что христианская пасха попадает на еврейский песах, который, напомню, продолжается неделю, то такой день не годится для празднования пасхи, и она также переносится на следующее воскресенье. Подобная ситуация случается редко, но, например, в 2012 году произошел именно такой случай: православная пасха выпала на 8 апреля, пришлась на песах и была смещена на 15 апреля.

В-третьих. На знаменитом Втором Ватиканском Соборе 1962 года католики их экуминистических соображений отказались от правила несовпадения песаха и пасхи. Таким образом, католическая пасха может прийтись на песах.

Католическая и православная пасхи в 2012 году

КалендарьПраздник
ЕврейскийЮлианскийГригорианскийИудейскийПравославныйКатолический
1323 мар.5 апр.
14246
15257
16268
17279
182810
192911
203012
213113
221 апр.14
23215

Пасха празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.

Нельзя ли попроще?

Нельзя ли вычислять дату пасху попроще и одинаково для всех?

Конечно, можно. Рядом православных церквей предлагалось реформа вычисления пасхалий, основанная на пользовании реальных астрономических вычислений, сделанных для географических координат Иерусалима. Конфессии не пришли к согласию в этом вопросе.

РЦП апеллирует к чуду схождения Благодатного Огня в храме Гроба Господня, случающегося именно на православную пасху. Мне представляется невероятным, что Господь озабочен рассчетом золотых чисел года: мне представляется, что Он, когда захочет, тогда и ниспошлет Свой Благодатный Огнь.

Таким образом, католики используют григорианский календарь, Русская православная церковь — юлианский календарь и александрийский метод расчета пасхалий, а другие православные и автокефальные церкви пользуются подчас своими оригинальными или компилятивными способами исчисления даты пасхи и других церковных праздников. Греки, например, используют григорианский календарь (точнее, новоюлианский, который будет совпадать с григорианским еще 800 лет), но при этом александрийский принцип расчета.

Конца конфессиональным несогласиям пока не видно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *