пасха красная азбука веры

Пасха Красная

Книга рас­ска­зы­вает о трёх оптин­ских ново­му­че­ни­ках, уби­ен­ных на Пасху 1993 года: иеро­мо­нахе Васи­лии, иноке Тро­фиме, иноке Ферапонте.

Автор: Нина Пав­лова
Испол­ни­тель: Алек­сандр Андриенко
Изда­тель­ство: Предание.ру
Год выпуска: 2002

Рекомендуемые записи

Оставить комментарий

Отменить ответ

30 комментариев

Очень хоро­шие книги писала Нина Пав­лова. Упо­кой Гос­поди ее душу! Вчера ото­шла ко Господу.

Спаси Вас Бог за эту книгу.

Слава Богу, что были на земле нашей такие свя­тые люди! Слава Богу, что такую книгу пре­крас­ная была напи­сана! Я ее несколько лет читала назад, очень она мне запала в душу, а теперь слу­шаю и иные смыслы откры­ва­ются. Это такая книга, кото­рую можно слу­шать и читать снова и снова! Была в Опти­ной недавно, бла­го­дат­ное место! Слава Богу за все!

Ново­му­чЕ­ни­ках. Через Е пишется

Слава Богу, что есть такой сайт! Дай Бог Вам здоровья!

Спаси Гос­поди!! Книга заме­ча­тель­ная нази­да­тель­ная и духов­ная, вдох­нов­ля­ю­щая и укреп­ля­ю­щая веру.

Слава Богу за такую книгу.
Когда я слу­шала, то и пла­кала, и сме­я­лась, и моли­лась. Низ­кий поклон всем кто рабо­тал над про­из­ве­де­нием! Спаси Господи!

Дивен Бог во свя­тых Своих. Навер­няка, где то рядом, быть может, даже в сосед­ней квар­тире живет чело­век Божий. Быть может, с ним даже нико­гда и не заго­во­ришь. Но, он — свят. Он посвя­тил себя Богу. Искренне и всецело.
Книга мне пока­зала, что и сего­дня Гос­подь тво­рит людей Себе, что это по-преж­нему возможно.
Спа­сибо автору — Нине Пав­ло­вой за реши­мость в напи­са­нии книги. Спа­сибо чтецу за пре­крас­ное про­чте­ние. Спа­сибо изда­те­лям — фонду Пре­да­ние за про­де­лан­ную работу. Спа­сибо Азбуке за то, что выло­жили у себя эту заме­ча­тель­ную книгу. Слава Богу за то, что позна­ко­мил меня с Оптин­скими новомучениками.
Отцы Васи­лий, Тро­фим, Фера­понт молите Бога о нас.

Слава БОГУ за такую повесть!
Анатолий

Источник

Пасха Красная — Нина Павлова

«Когда в мона­стырь при­е­хали пер­вые монахи, — рас­ска­зы­вал мест­ный житель Нико­лай Изо­тов, то мы в изум­ле­нии смот­рели на них: какие-то боро­да­тые мужики в рясах. Ну, прямо доре­во­лю­ци­он­ное кино!» Пер­вых мона­хов было мало. И в лето 1988 года бра­тия мона­стыря состо­яла из отца намест­ника, двух иеро­мо­на­хов, двух иеро­ди­а­ко­нов и четы­рех послуш­ни­ков, к кото­рым вскоре при­со­еди­нился моск­вич Игорь Рос­ля­ков, став­ший одним из пер­вых оптин­ских летописцев.

К сожа­ле­нию, напи­сан­ная им лето­пись с годами была уте­ряна. Но позже был най­ден его мона­ше­ский днев­ник, где о глав­ных собы­тиях тех лет рас­ска­зы­ва­лось уже на языке стихир:

«Вос­ста из мерт­вых земле Оптин­ская, яко ино­гда Лазарь чет­ве­ро­днев­ный; при­иде Гос­подь по моль­бам отцев пре­по­доб­ных на место погре­бе­ния ея и рече: Гряди вон. Вос­ста пустынь и на слу­же­ние исшед, пеле­нами обвита…»

Вот воис­тину исто­ри­че­ский день, когда «вос­ста пустынь». 3 июня 1988 года, на празд­ник Вла­ди­мир­ской иконы Божией Матери, в Надврат­ном храме в Ее честь в Опти­ной пустыни свер­ши­лась пер­вая Боже­ствен­ная литургия.

В кро­хот­ный Надврат­ный храм вме­сти­лись тогда немно­гие. Боль­шин­ство бого­моль­цев сто­яло во дворе, а среди них мест­ная житель­ница, покой­ная ныне бабушка Устина Демен­тьевна Гайдукова.

Рас­сказ Устины Демен­тьевны Гай­ду­ко­вой: «Помню, вер­нулся из лагеря наш оптин­ский батюшка иеро­мо­нах Рафаил (Шей­ченко). Худю­щий, как тень, — одни глаза на лице. „Батюшка, — говорю ему, — тоска мне без церкви, тошно без Опти­ной! И хочу я отсюда бежать“. — „Нет, — гово­рит, — Устя, оста­вайся здесь. Оптину нашу, запомни, откроют, и ты до этого дня доживешь“».

После этого раз­го­вора про­шло почти сорок лет, и моло­дая жен­щина пре­вра­ти­лась в сог­бен­ную бабу Устю. И когда с одыш­кой от ста­ро­сти она при­шла на первую Боже­ствен­ную литур­гию, то закру­чи­ни­лась сперва при виде руин, не веря ни в какое воз­рож­де­ние: в Свято-Вве­ден­ском соборе вме­сто пола — разъ­ез­жен­ная трак­тор­ная колея, а в надврат­ном храме выщерб­лен­ные стены и вме­сто ико­но­стаса — фанера. «Разве это наша кра­са­вица Оптина?» — горе­вала бабушка, вспо­ми­ная бело­снеж­ные храмы над рекой с золо­че­ным вино­гра­дьем иконостасов.

Но вот свер­ши­лась пер­вая Боже­ствен­ная литур­гия — и такая волна бла­го­дати уда­рила вдруг в сердце, что незна­ко­мые люди, как род­ные, бро­си­лись обни­мать друг друга. А бабушка Устя запла­кала, вос­кли­цая в голос: «Дожила! Дожила! А я‑то не верила. Гос­поди, слава Тебе, дожила!»

В этот же день в дале­ком Гомеле про­зор­ли­вая ста­рица схи­мо­на­хиня Сера­фима (Боб­кова) также вос­сла­вила Бога, ска­зав: «Дожила!» Она была еще послуш­ни­цей из Шамор­дино, когда в 1931 году уми­рав­ший в ссылке пре­по­доб­ный Оптин­ский ста­рец-испо­вед­ник Никон пред­рек ей перед смер­тью, что она дожи­вет до откры­тия Опти­ной и вер­нется в род­ное Шамор­дино. С тех пор про­шло 57 лет, и в год откры­тия Опти­ной пустыни ста­рице Сера­фиме было уже 103 года, а в 105 лет она вер­ну­лась в род­ное Шамордино.

Не потому ли Гос­подь даро­вал див­ное дол­го­ле­тие этим двум вест­ни­цам, чтобы явить нам силу про­ро­честв испо­вед­ни­ков и ново­му­че­ни­ков Рос­сий­ских? Оптина начи­на­лась с чуда испол­не­ния про­ро­че­ства и со мно­гих дру­гих чудес. Сохра­нился запи­сан­ный на маг­ни­то­фон рас­сказ Игоря Рос­ля­кова об Опти­ной той поры: «Бла­го­дать такая, что ноги земли не каса­ются. У колодца пре­по­доб­ного Амвро­сия исце­ли­лась жен­щина, но скры­вала сперва. Боя­лась гово­рить». Сло­вом, шел такой поток чудо­тво­ре­ния, что вкратце не рас­ска­жешь. Но вот хотя бы неко­то­рые исто­рии тех лет.

Рас­ска­зы­вает палом­ник Нико­лай Реб­ров: «Гости­ницы у Опти­ной тогда не было, и палом­ники ноче­вали в храме. Один палом­ник посте­лил мат­рас как раз под ико­ной Божией Матери, но оде­яла ему не доста­лось, и он от холода не мог уснуть. И вот подо­шла к нему среди ночи Мона­хиня и укрыла теп­лым плат­ком. Проснулся он утром, ищет, кому бы отдать пла­ток, и вдруг как побе­жит. Под­бе­жал ко мне, на одной ножке ска­чет и три раза вокруг меня обе­жал. Я опе­шил: „Брат, что с тобой?“ А он гово­рит вне себя от радо­сти: „Я же хро­мой был! Пони­ма­ешь? А теперь и бегать, и пры­гать могу“. Ото­слали этого палом­ника к старцу, а ста­рец ска­зал, что Мона­хиня эта была сама Божия Матерь».

А вот дру­гая исто­рия. Одна­жды в Оптину при­е­хали кос­мо­навты, разыс­ки­вав­шие даже не мона­стырь, но ту точку пере­се­че­ния коор­ди­нат, где над зем­лей взды­мался в небо столп света. Они засняли из кос­моса это све­че­ние, а позже пода­рили оби­тели мно­го­кратно уве­ли­чен­ную фото­гра­фию, где уже раз­ли­чимы мона­стырь и скит. Это Оптина, она еще в руи­нах, но исто­чает земля бла­го­дат­ный свет.

Эту свя­тую землю навсе­гда полю­бил послуш­ник Игорь, славя ее в своем дневнике:

«Радуйся, Кана Гали­лей­ская, начало чуде­сам поло­жив­шая, Радуйся, пустынь Оптин­ская, насле­дие чудо­твор­ства приявшая…»

Раз­роз­нен­ные сти­хиры из днев­ника Игоря собрали потом воедино, и полу­чился сво­его рода ака­фист Опти­ной пустыни или поэ­ти­че­ская лето­пись ее. Это ред­кий жанр духов­ной поэ­зии, где слово несет в себе точ­ность доку­мента. И пер­вые насель­ники Опти­ной могут под­твер­дить — здесь ничего не вымыш­лено, все так и было, а в поэ­ти­че­ских обра­зах узна­ва­ема духов­ная реаль­ность тех лет. Вот, в част­но­сти, рас­сказ о собы­тиях, сто­я­щих за стро­кой: «Радуйся, Кана Гали­лей­ская…» — Кана Гали­лей­ская — это, говоря на языке зем­ных поня­тий, брач­ный пир неиму­щих людей, ибо у них для сва­дьбы вина недо­стает. Но сидят с ними на пиру Гос­подь и Божия Матерь, и молит Гос­пода Матерь Его: «Вина не имут».

Как созву­чен этот пир Опти­ной пер­вых лет — бед­ность и нехватка во всем! Повара в тра­пез­ной, напри­мер, еже­дневно ломали голову, что сго­то­вить на обед и ужин, если отец келарь выдает на день пол-литра пост­ного масла на всех и лишь пер­ловку в неогра­ни­чен­ном коли­че­стве. Пост­ное масло в 1988 году было очень деше­вое — 80 копеек пол­литра. Но мона­стырь стро­ился и эко­но­мили на всем. Вспо­ми­на­ются про­сто­душ­ные слова палом­ника-труд­ника тех лет: «Эх, ско­рей бы празд­ник. Кар­то­шечки поедим!» Своей кар­тошки и ово­щей у мона­стыря тогда не было. Кар­то­фель берегли на суп, выда­вая порой по горстке на чан или, как гово­рили повара, «для аро­мата». Зато на Гос­подни празд­ники отец келарь побе­до­носно рас­па­хи­вал под­вал, устра­и­вая для оптин­цев «велие уте­ше­ние» — кар­то­фель­ный пир.

Помню в труд­ный момент щед­рую помощь мона­стырю пред­ло­жила бога­тая анти­пра­во­слав­ная орга­ни­за­ция. Когда отцу намест­нику сооб­щили об этом, он даже отшат­нулся, ска­зав: «Нет, нам не вся­кие деньги нужны. Есть такие деньги, что рух­нет стена храма, постро­ен­ная на них, — это про­ве­рено». Мона­стыри строят иначе. А чтобы стало понятно как, при­ве­дем одну шамор­дин­скую исто­рию, пояс­нив пред­ва­ри­тельно: в 1990 году госу­дар­ство пере­дало Шамор­дино Опти­ной пустыни. Это позже здесь воз­ник само­сто­я­тель­ный мона­стырь — Казан­ская Свято-Амвро­си­ев­ская пустынь. А тогда все было иначе, и вос­ста­нав­ли­вать руины Шамор­дино начи­нали оптин­ские монахи да малая горстка шамор­дин­ских сестер.

Источник

Пасха Красная — Нина Павлова

После этого я стал ходить на испо­ведь к о. Васи­лию порой по 2–3 раза на дню. Я бук­вально „пасся“ у его ана­лоя, и как только нака­ты­вало иску­ше­ние, я про­сился на испо­ведь: „Батюшка, у меня опять. “ Отец Васи­лий тут же брал меня на испо­ведь, и после испо­веди было легко. „Батюшка, — говорю одна­жды, — я уже, наверно, надоел вам. Так часто хожу!“ — „Сколько надо, столько и ходи, — отве­тил о. Васи­лий. — Десять раз надо — десять раз приходи“.

А когда о. Васи­лия убили… Про­стите, но боль и поныне такая, что не могу я о том говорить».

Исто­рия В. завер­ши­лась тем, что он ушел потом в Н‑ский монастырь.

Иеро­ди­а­кону Сера­фиму запом­ни­лось, как инок Тро­фим ска­зал одна­жды: «Чем больше осво­бож­да­ешься от стра­стей, тем меньше инте­рес к мате­ри­аль­ному». А один мест­ный житель вспо­ми­нает, как перед Пас­хой он рас­ска­зы­вал Тро­фиму, что гото­вится к ново­се­лью и пере­во­зит вещи в новый дом. «А у меня теперь настро­е­ние такое, — ска­зал инок, — что все бы вынес из кельи».

Перед Пас­хой, как уже гово­ри­лось, инок Фера­понт раз­дает свои вещи. Точно так же посту­пает и о. Васи­лий, правда, с ого­вор­кой — раз­да­вать ему было особо нечего. Когда после смерти сына Анна Михай­ловна впер­вые уви­дела его келью, она опе­шила при виде этой мона­ше­ской нищеты — вме­сто кро­вати доски с под­стил­кой из вой­лока, вме­сто стула чур­бак у печки, а на щеля­стом полу пред ана­лоем ста­рая тело­грейка, на кото­рой по ночам о. Васи­лий клал зем­ные поклоны, ста­ра­ясь не бес­по­ко­ить сосе­дей. Дом был вет­хий, с хоро­шей слы­ши­мо­стью, и сосед отца Васи­лия через стенку монах Амвро­сий уже при­вык слы­шать ночью эти посто­ян­ные звуки зем­ных покло­нов, засы­пая и про­сы­па­ясь под них. «Как? — рас­те­ря­лась мать. — Он же сам мне писал: „Как я люблю мою келью!“ А чего, не пойму, тут любить?»

Это была келья аскета, где не было ничего лиш­него. И все-таки кое-что было — у о. Васи­лия был под­свеч­ник. Этот под­свеч­ник и сорок све­чей он пере­дал со зна­ко­мыми в Москву в пода­рок рабе Божией Ирине. А еще он пере­слал с попут­чи­ками в Петер­бург сорок све­чей и крест деся­ти­лет­нему маль­чику Мише.

По поводу сорока све­чей позже воз­никли тол­ко­ва­ния, дескать, сорок све­чей — это соро­ко­уст, а, стало быть, о. Васи­лий «пред­ви­дел» и дал «намек». Истол­ко­вать, конечно, можно что угодно, а только в харак­тере о. Васи­лия не было того двое­мыс­лия, когда лишь уклон­чиво «наме­кают», не реша­ясь на «да» или «нет». Но была у него вот какая осо­бен­ность: если гость в его келье брал себе к чаю, поло­жим, две кон­феты, он тут же давал ему тре­тью со сло­вами: «Во всем должна быть пол­нота». Иначе говоря, у него была потреб­ность в непре­стан­ном памя­то­ва­ний о Боге даже в обра­зах зем­ных вещей. А число три воз­во­дит мысль к Пре­свя­той Тро­ице. А сорок — это та пол­нота, что вме­щает в себя сорок лет исхода из еги­пет­ского плена и сорок дней поста Спа­си­теля в пустыне. Сло­вом, это было осмыс­лен­ное житие аскета, где все оду­хо­тво­ряла мысль о Творце.

Нако­нец, у о. Васи­лия был пода­рен­ный ему дере­вян­ный напре­столь­ный крест с изоб­ра­же­нием Спа­си­теля, кото­рым он особо доро­жил. С этим кре­стом рус­ские палом­ники про­шли через весь шум­ный тор­го­вый Иеру­са­лим путем крест­ных стра­да­ний Гос­пода и взо­шли с ним на Гол­гофу, освя­тив его на Гробе Господнем.

Воз­можно, по поводу этого кре­ста из Иеру­са­лима о. Васи­лий попы­тался напи­сать сти­хо­тво­ре­ние, так и остав­ше­еся неза­вер­шен­ным, но при­ме­ча­тель­ное вот чем — он мыс­ленно вос­хо­дит на Гол­гофу, пыта­ясь доне­сти свой крест. Начи­на­ется сти­хо­тво­ре­ние с лич­ной Гефсимании:

Когда душа скор­бит смертельно,
А вас нет рядом никого,
Так тяже­леет крест нательный,
Что чуть живой ношу его.

А далее некий муж вос­хо­дит на Гол­гофу за Гос­по­дом, пыта­ясь доне­сти туда Его крест. В Еван­ге­лии этот крест несет Симон Кири­не­янин. Но у о. Васи­лия сюжет иной — личный.

И он понес. Но на подъеме
Упал и встать уже не мог…
Очнулся он при страш­ном громе,
Когда рас­пя­тый умер Бог.
И все что вспом­нил он о жизни,
Что стало самым доро­гим — Тот путь
плев­ков и уко­ризны, Когда Гос­подь был
рядом с ним.

Сти­хо­тво­ре­ние так и оста­лось в виде неза­вер­шен­ного наброска. Но завер­шим очень важ­ную для о. Васи­лия мысль: глав­ное, гово­рил он не еди­но­жды, доне­сти свой крест до конца и не упасть на подъ­еме, так и не соеди­нив­шись с Гос­по­дом. Вот почему этот крест из Иеру­са­лима, кото­рый донесли до Гол­гофы и освя­тили на Гробе Гос­под­нем, имел для него осо­бый смысл, и он почи­тал его глав­ной свя­ты­ней своей кельи.

Во втор­ник Страст­ной сед­мицы о. Васи­лий при­шел с этим кре­стом в ико­но­пис­ную мастер­скую, где были тогда двое ико­но­пис­цев — о. Ипа­тий и о. Ила­рион. У игу­мена Ипа­тия был во втор­ник День Ангела, и о. Васи­лий тепло поздра­вил его. Оба ико­но­писца обра­тили вни­ма­ние, что о. Васи­лий был в осо­бом состо­я­нии: «Тихий-тихий такой, совсем тихий». В этом состо­я­нии осо­бой тихо­сти и кро­то­сти он рас­ска­зал им исто­рию кре­ста, с кото­рым рус­ские люди взо­шли на Гол­гофу. А затем ска­зал о. Ипа­тию: «Вот я поду­мал… Мне хочется, чтоб он был у тебя. Пой­дем най­дем ему место». Крест пове­сили на стену близ Свя­того угла.

Позже обна­ру­жи­лось — о. Васи­лий при­нес этот Гол­гоф­ский крест на место своей лич­ной Гол­гофы: он был убит возле мастер­ской ико­но­пис­цев, упав напро­тив креста.

9 авгу­ста 1993 года, на день вели­ко­му­че­ника и цели­теля Пан­те­лей­мона, на этом кре­сте, на теле Спа­си­теля с левой сто­роны под реб­рами обильно высту­пило миро. Капли были круп­ные, как после дождя, и не высы­хали две недели. Крест, ока­за­лось, был чудотворным.

Завер­шая хро­нику собы­тий перед Пас­хой, отме­тим один момент, почему-то запом­нив­шийся мно­гим. На Страст­ной сед­мице о. Васи­лий про­из­нес про­по­ведь на тему: «Се вос­хо­дим во Иеру­са­лим, и Сын Чело­ве­че­ский пре­дан будет» ( Мк. 10:33 ). И одно место из про­по­веди вдруг пора­зило мно­гих неизъ­яс­ни­мым обра­зом, и в храме воца­ри­лась такая мерт­вен­ная тишина, будто ска­зано было при­кро­вен­ное слово о будущем.

Вот это при­кро­вен­ное слово, кото­рым про­зор­ли­вые Оптин­ские старцы изве­щали друг друга о гря­ду­щем. Нака­нуне сво­его отъ­езда-изгна­ния из Опти­ной и в пред­ви­де­нии близ­кой смерти пре­по­доб­ный Оптин­ский ста­рец Вар­со­но­фий ска­зал сво­ему уче­нику, буду­щему старцу пре­по­доб­ному Никону: «„Се вос­хо­дим во Иеру­са­лим, и пре­дан будет Сын Чело­ве­че­ский… и пору­га­ются Ему, и уяз­вят Его, и оплюют Его“. Вот сте­пени вос­хож­де­ний в Гор­ний Иеру­са­лим: их надо пройти. На какой сте­пени нахо­димся мы?» А два­дцать семь лет спу­стя пре­по­доб­ный Оптин­ский ста­рец Никон ска­зал на про­по­веди в пред­ви­де­нии сво­его аре­ста, лагеря и уже при­бли­жа­ю­щейся смерти: «Се вос­хо­дим во Иеру­са­лим, и пре­да­ется Сын Чело­ве­че­ский, якоже есть писано о Нем… Спа­са­ю­ще­муся о Гос­поде необ­хо­димо пред­ле­жат сте­пени вос­хож­де­ния в Гор­ний Иерусалим».

Источник

Пасха Красная — Нина Павлова

От автора

Начну с при­зна­ния, стыд­ного для автора: я долго про­ти­ви­лась бла­го­сло­ве­нию стар­цев, отка­зы­ва­ясь писать книгу об Оптин­ских ново­му­че­ни­ках по при­чине един­ствен­ной — это выше моей меры, выше меня. Непо­слу­ша­ние — грех, и ста­рец пред­ска­зал: «Поле­жишь пол­года пла­стом, а тогда уж захо­чешь писать». Вот и дал мне Гос­подь епи­ти­мью за непо­слу­ша­ние — я надолго слегла и не могла исце­литься, пока не взмо­ли­лась о помощи Оптин­ским ново­му­че­ни­кам, решив­шись, нако­нец, писать.

«Пиши, как писала прежде», — так бла­го­сло­вил меня на труд архи­манд­рит Кирилл (Пав­лов), под­ска­зав тем самым жанр этой книги: не житие — я нико­гда не писала их, но лето­пись собы­тий. А скла­ды­ва­лась лето­пись так — в 1998 году Гос­подь при­вел меня палом­ни­цей в Оптину пустынь, и с тех пор я живу здесь, став оче­вид­цем тех собы­тий, о кото­рых и попы­та­лась рас­ска­зать на основе днев­ни­ков этих лет. Такую Оптин­скую лето­пись вел век назад пра­во­слав­ный писа­тель Сер­гей Нилус, и жанр этот доста­точно традиционен.

Еще одно пояс­не­ние. В пра­во­слав­ной лите­ра­туре при­нято по сми­ре­нию скры­вать свое имя, но в мар­ти­ро­ло­гии осо­бый чин сви­де­теля. В пер­вые века хри­сти­ан­ства, муче­ни­ков постра­дав­ших за Хри­ста, при­чис­ляли к лику свя­тых без кано­ни­за­ции — по сви­де­тель­ским пока­за­ниям оче­вид­цев, позже нередко ста­но­вив­шихся муче­ни­ками. В мар­ти­ро­ло­гии отсут­ствует сви­де­тель ано­ним или сви­де­тель бояз­ли­вый. Вот почему в книге при­сут­ствуют имена оче­вид­цев жизни и подвига трех Оптин­ских новомучеников.

По бла­го­сло­ве­нию духов­ного отца я тоже поста­вила под руко­пи­сью свое имя, хотя все это не мое, и я лишь соби­ра­тель вос­по­ми­на­ний о ново­му­че­ни­ках и руко­пи­сей, остав­шихся от них. Помню, какую радость пере­жила я вме­сте с оптин­ской бра­тией, когда уда­лось найти и вер­нуть в мона­стырь днев­ник уби­ен­ного иеро­мо­наха Васи­лия. К сожа­ле­нию, руко­писи ново­му­че­ни­ков разо­шлись после убий­ства по рукам, и до сих пор не най­ден днев­ник инока Ферапонта.

Бла­го­дарю Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста, послав­шего мне в помощь высо­ко­чти­мых отцов — игу­ме­нов, иеро­мо­на­хов, про­то­и­е­реев, соучаст­во­вав­ших в дора­ботке руко­писи и исправ­ле­нии допу­щен­ных мною неточ­но­стей. Про­стите меня, о. Васи­лий, о. Тро­фим, о. Фера­понт, если по немощи духов­ной напи­сала о вас что-то не так, и молите Гос­пода о нас, греш­ных, да ими же веси судь­бами спа­сет души наша!

Н. Пав­лова, член Союза писа­те­лей России

Часть первая. «Восста из мертвых Оптинская, яко иногда Лазарь четверодневный…»

Начало

«Кра­пива выше меня ростом рас­тет у стен мона­стыря», — писал в днев­нике летом 1988 года новый оптин­ский палом­ник Игорь Рос­ля­ков. Росту же в новом палом­нике было под два метра, и кра­пива в то лето дей­стви­тельно впе­чат­ляла. Оптина пустынь лежала еще в руи­нах и выгля­дела как после бом­бежки — раз­ва­лины хра­мов, груды битого кир­пича и горы сва­лок вокруг. А над руи­нами щети­ни­лись непро­хо­ди­мые заросли — двух­мет­ро­вая кра­пива и полынь.

Раз­руха была столь удру­ча­ю­щей, что мест­ные жители при­зна­ва­лись потом, что в воз­рож­де­ние Опти­ной никто из них не верил. И если до рево­лю­ции в мона­стыре дей­ство­вало девять хра­мов, то теперь кар­тина была такая. От храма в честь иконы Казан­ской Божией Матери оста­лись только полу­об­ва­лив­ши­еся стены — ни окон, ни две­рей, а вме­сто купола — небо. Когда храм был поце­лее, в нем дер­жали сель­хоз­тех­нику. Въез­жали прямо через алтарь.

От церкви в честь Вла­ди­мир­ской иконы Божией Матери не оста­лось и следа. Раз­ру­ше­нию храма пред­ше­ство­вал один слу­чай. Мест­ные жители пре­вра­тили храм в хлев, под­ме­тив зако­но­мер­ность: в дни вели­ких цер­ков­ных празд­ни­ков живот­ные начи­нали метаться по храму, как бес­но­ва­тые. Одна­жды в Чистый Чет­верг корова мест­ных жите­лей С. забес­но­ва­лась с такой силой, что вызван­ный по «ско­рой» вете­ри­нар поста­вил необыч­ный для живот­ного диа­гноз: «корова сошла с ума». В Страст­ную Пят­ницу корову при­стре­лили, а храм разо­брали на кир­пичи. Кстати, та же участь постигла цер­ковь Всех Свя­тых с при­ле­га­ю­щим к ней брат­ским клад­би­щем, и на месте клад­бища постро­или дачи, прямо поверх гробов.

Ста­рин­ный кир­пич был в цене — проч­ный, кра­си­вый. И пора­жав­шие всех пона­чалу следы «бом­бежки» мона­стыря — это работа добыт­чи­ков кир­пича. Они при­ез­жали сюда бри­га­дами, при­хва­тив авто­краны для погрузки мра­мор­ных над­гро­бий и кре­стов с могил. Мест­ные умельцы смек­нули, что если делать из мра­мора «сту­лья», то есть опоры для пола, то ведь такому мате­ри­алу сноса нет. Для удоб­ства пере­возки над­гро­бья обте­сы­вали, слу­ча­лось, на месте. И в год откры­тия Опти­ной у обо­чины дороги валялся обло­мок над­гро­бья с над­пи­сью: «Воз­люб­лен­ному брату о…» Как твое имя, наш воз­люб­лен­ный брате? Тайну этого имени знают теперь лишь хозя­ева дома, где опо­рой для пола и семей­ного сча­стья слу­жит, страшно поду­мать, могиль­ный крест.

Разо­ряли могилы бра­тии уже в наши дни — на гла­зах после­во­ен­ного поко­ле­ния. А в год откры­тия Опти­ной мест­ная газета «Впе­ред» часто пуб­ли­ко­вала воз­му­щен­ные сооб­ще­ния жите­лей о слу­чаях ван­да­лизма на город­ском клад­бище. Вот одно из таких сооб­ще­ний — под­ростки, разо­рив могилы, бро­сали черепа в окна близ­ле­жа­щих домов.

— Ну, откуда такие берутся?! — него­до­вали люди, забы­вая при этом, что у нынеш­них моло­дых свя­то­тат­цев есть свои пред­течи — осквер­ни­тели могил.

Отно­си­тельно целее дру­гих в 1988 году был Свято-Вве­ден­ский собор, где прежде раз­ме­ща­лись мастер­ские проф­тех­учи­лища, а в одном из при­де­лов храма стоял трак­тор, от кото­рого рабо­тал дви­жок, давав­ший свет поселку. Что ста­лось с настен­ной рос­пи­сью храма от трак­тор­ных выхло­пов и копоти — легко себе пред­ста­вить. Уце­лели лишь фраг­менты фре­сок, да и то чудом, ибо уни­что­же­ние настен­ной рос­писи хра­мов нача­лось сразу после закры­тия монастыря.

Рас­ска­зы­вает бабушка Доро­фея из деревни Ново-Каза­чье: «После рево­лю­ции в Опти­ной пустыни открыли дом отдыха. И вот собрали нас, мест­ных ребя­ти­шек, дали деньги, подарки и дали скребки, велев соскре­бать со стен хра­мов лики свя­тых. Дирек­тор дома отдыха был с нами лас­ко­вый и все гла­дил нас по головке, при­го­ва­ри­вая: „Вы уж ста­рай­тесь, детки, ста­рай­тесь“. А мы, несмыш­ле­ные, и рады ста­раться! Я еще малень­кая была — до ликов мне было не дотя­нуться. Но отскребла я тогда ножки у свя­того и сама, почи­тай, лиши­лась ног: с той поры ногами болею и всю жизнь хро­мо­но­гой живу. Но я болезни моей, верьте, раду­юсь и лишь Бога бла­го­дарю. Болят мои ножки, а рас­тет надежда: может, поми­лует меня Господь?»

А еще мест­ные жители рас­ска­зы­вали: когда после рево­лю­ции в Опти­ной жгли костры из икон и в огонь бро­сили Рас­пя­тие, то из Кре­ста — все видели — брыз­нула кровь.

Источник

Пасха Красная — Нина Павлова

Вспо­ми­нает ста­рень­кая палом­ница-груд­ница Капи­то­лина, уха­жи­вав­шая тогда за цве­тами на могил­ках Оптин­ских стар­цев: «Рабо­таю на Цвет­ни­ках, а о. Тро­фим рядом рабо­тает на звон­нице, обнов­ляя к Пасхе коло­коль­ную снасть. Летает, как на кры­льях, даже под­ряс­ник пару­сит! Все он делал кра­сиво. На трак­тор садится, будто взле­тает. Я одна­жды не выдер­жала и при­зна­лась: „Про­стите, о. Тро­фим, но я любу­юсь, когда вы пашете землю“. А он в ответ: „А я землю люблю“. Все он любил — Бога, людей, все живое».

Это был уди­ви­тельно сол­неч­ный инок, излу­чав­ший такую радость, что один послуш­ник той поры с горе­чью при­зна­вался потом, что согре­шил тогда в мыс­лях про­тив о. Тро­фима. Вот, поду­мал он, все постятся и еле ноги тас­кают, а тут такая мощь и тор­же­ство плоти, что вряд ли усерд­ствует в посте чело­век. Именно этому послуш­нику дано было одним из пер­вых узнать ту посмерт­ную тайну ново­му­че­ника Тро­фима, когда ника­кой тор­же­ству­ю­щей плоти не было и в гроб поло­жили измож­ден­ное тело пост­ника. Он был тай­ный аскет, но аскет радост­ный и явля­ю­щий своею жиз­нью то тор­же­ство духа над пло­тью, когда по слову свя­того пра­вед­ного Иоанна Крон­штадт­ского «душы носит тело свое».

Инок Ферапонт. «Среди вас Ангелы ходят»

Подвиг сугу­бого пост­ни­че­ства инок Фера­понт при­нял на себя еще до мона­стыря. Мона­хиня Неонилла, пев­шая в те годы на кли­росе Ростов­ского кафед­раль­ного собора, пишет о нем так:

«Пост­ник он был необык­но­вен­ный. На Вели­кий пост наби­рал в сумочку просфор, суха­ри­ков и бутыль свя­той воды. После службы уда­лялся в храме за колонны, вку­шал здесь свя­тую пищу. А я пере­жи­вала, что он такой худень­кий, и все при­гла­шала его в тра­пез­ную поку­шать пост­ного борща».

В первую и послед­нюю сед­мицу Вели­кого поста, как уже гово­ри­лось, он не вку­шал ничего. А в послед­нюю неделю своей жизни не при­ни­мал, гово­рят, даже воды. Но про­ве­рить досто­вер­ность этого утвер­жде­ния трудно, ибо на брат­ской тра­пезе не при­нято смот­реть, как кто ест и пьет. И если инок Фера­понт ино­гда обра­щал на себя вни­ма­ние, то лишь потому, что мог зачерп­нуть лож­кой супу да и забыть про него, держа ложку на весу. Он настолько погру­жался в молитву, пере­би­рая четки, что не заме­чал уже ничего.

В пост инок Фера­понт все­гда белел лицом, а послед­ним Вели­ким постом был уже «про­зрач­ный» и све­тился какой-то радо­стью. Иеро­мо­нах Киприан, а в ту пору мона­стыр­ский зуб­ной врач Володя, вспо­ми­нает, что в Страст­ную Пят­ницу он дежу­рил у Пла­ща­ницы и обра­тил вни­ма­ние, что инок Фера­понт ожив­ленно и радостно раз­го­ва­ри­вает с кем-то в ком­натке-кар­мане храма. Так про­шло минут сорок. Время от вре­мени он погля­ды­вал в ту сто­рону, удив­ля­ясь необыч­ному: «Ну, надо же, о. Фера­понт разговорился!»

Перед Пас­хой он будто выхо­дит из затвора — улы­ба­ется и почему-то про­сит мно­гих: «Помо­ли­тесь обо мне!»

Тихий инок жил все эти годы в мона­стыре в таком без­мол­вии, что теперь удив­ляло про­стое — он раз­го­ва­ри­вает. И если сна­чала кого-то заде­вало, что он не заме­чает людей, то потом и его пере­стали заме­чать. Он жил в мона­стыре, а будто исчез. Запом­нился такой слу­чай. Через двор мона­стыря шел при­ез­жий ико­но­пи­сец, спра­ши­вая встреч­ных: «Не под­ска­жете, где найти о. Фера­понта?» Встреч­ные в свою оче­редь окли­кали зна­ко­мых: «Не зна­ешь, кто у нас о. Фера­понт?» Гадали долго, пока ико­но­пи­сец не дога­дался спро­сить: «А где у вас делают доски для икон? Меня за дос­ками послали». — «А‑а, доски! Тогда идите в столярку».

Инок Фера­понт жил настолько не каса­ясь земли, что даже из бра­тии его мало кто знал. Когда, соби­рая вос­по­ми­на­ния, рас­спра­ши­вали всех, а какой он был, боль­шин­ство лишь сожа­лело, что не при­вел Гос­подь узнать. А вот один палом­ник отве­тил: «Я знаю его. Фера­понт был сачок». — «Да ты что, брат, гово­ришь?» — опе­шили все, зная исклю­чи­тель­ное тру­до­лю­бие инока. «То, — уве­ренно отве­тил палом­ник. — Он же вечно опаз­ды­вал. Тут на послу­ша­ние надо идти, а он как заля­жет у мощей на молитву, вспом­ните!» И тут, дей­стви­тельно, вспом­нили, а ведь было такое. Когда на хоз­дворе стро­или дом, инок Фера­понт, слу­ча­лось, опаз­ды­вал на стройку на несколько минут. Этих копе­еч­ных опоз­да­ний никто бы не заме­тил, если бы не сам инок. Он пун­цово крас­нел и гово­рил сокру­шенно: «Про­стите! Про­стите! Опять опоз­дал». Мастер он был золо­тые руки, и в отли­чие от пунк­ту­аль­ного палом­ника рабо­тал споро. И все же води­лось за ним такое: когда он ста­но­вился на молитву у мощей воз­люб­лен­ных им Оптин­ских стар­цев, то настолько забы­вал о зем­ном, что жил уже вне вре­мени и пространства.

Молился он обычно уеди­ненно — в ком­натке-кар­мане храма, где до кано­ни­за­ции сто­яли мощи пре­по­доб­ного Оптин­ского старца Нек­та­рия. Бывало, служба уже кон­чи­лась и храм давно опу­стел, а в уеди­нен­ной ком­натке перед мощами все еще молится, рас­про­стер­шись ниц, инок Ферапонт.

Был такой слу­чай. К дежур­ному по храму подо­шел при­ез­жий чело­век, рас­ска­зав о себе, что в мона­стырь он попал слу­чайно и сомне­ва­ясь в душе, а есть ли Бог? «Бог есть! — ска­зал он взвол­но­ванно. — Я уви­дел здесь, как молился один монах. Я видел лицо Ангела, раз­го­ва­ри­ва­ю­щего с Богом. Вы зна­ете, что среди вас Ангелы ходят!» — «Какие Ангелы?» — опе­шил дежур­ный. А при­ез­жий ука­зал ему на инока Фера­понта, выхо­див­шего в тот момент из храма.

Нечто похо­жее видел один из бра­тии. Инок Фера­понт молился у мощей в пустом храме, пола­гая, что его никто не видит. Брат в это время тихо вышел из алтаря и уви­дел такое сия­ю­щее, ангель­ское лицо инока, что в оше­лом­ле­нии быстро ушел.

«Молитва должна быть глав­ным подви­гом инока», — писал свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов. У инока Фера­понта была такая жажда молитвы, что ее не насы­щали даже дол­гие мона­стыр­ские службы. Его соке­лей­ники рас­ска­зы­вали, что сотво­рив мона­ше­ское пра­вило с пяти­сот­ни­цей, кстати, не обя­за­тель­ной для ино­ков, он потом еще долго молился ночью, пола­гая мно­гие зем­ные поклоны. Один из соке­лей­ни­ков при­знался, что как-то он решил сосчи­тать, а сколько же покло­нов пола­гает инок за ночь? Келью раз­де­ляла попо­лам зана­веска, и инок Фера­понт молился в своем углу, бро­сив на пол пред ана­лоем овчин­ный тулуп. Поклоны зву­чали мягко. Соке­лей­ник счи­тал их, счи­тал и уснул, все еще слыша во сне звуки поклонов.

Сло­вом, как нам, греш­ным, бывает трудно встать на молитву, так иноку Фера­понту было трудно пре­рвать ее. При­ве­дем здесь рас­сказ рабы Божией Ольги, пред­ва­ри­тельно рас­ска­зав о ней самой.

Ольга была еще сту­дент­кой, дале­кой от Бога, когда на нее напала тоска от вопроса: а какой смысл в тру­дах чело­века, если впе­реди могила и тлен? Тетка ска­зала ей, что с такими вопро­сами надо обра­щаться к пси­хи­атру. А Ольга мета­лась. Это был год пере­не­се­ния мощей пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского, и, про­чи­тав в газете ста­тью о Старце, она так полю­била его, что уве­ри­лась в мысли — у мощей Пре­по­доб­ного она полу­чит ответ. Выре­зала Ольга из газеты ста­тью о Старце и при­е­хала почему-то в Оптину, остав­шись рабо­тать здесь на послу­ша­нии и посту­пив затем в жен­ский мона­стырь. Так див­ный ста­рец Сера­фим вывел из мира буду­щую монахиню.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *