парк около исаакиевского собора
Исаакиевский сквер в Санкт-Петербурге
Данный сквер является типичным образцом садово-паркового ансамбля второй половины 19 века.
Сквер был создан при императоре Александре II по проекту Григория Карпова, при содействии Егора Одинцова. Открытие сквера состоялось в июле 1860 года.
За время истории сквер претерпел ряд изменений и перепланировок, в том числе в 1865-1867, 1910 и в 1911-1912 годах.
В годы блокады во время Великой Отечественной войны сквер использовали для выращивания овощей.
Сегодня сквер является местом отдыха в центре Петербурга. Имеет неправильную трапециевидную форму, площадью 0,77 гектар. В народе сквер прозвали «пятачком».
В центре сквера находится газон и крупная круглая клумба. В сквере пролегают дорожки, есть места для отдыха и установлены фонари. Вдоль границ сквера находятся зеленые насаждения: подстриженные деревья и кустарники. Весь сквер обнесен низким забором и бордюрами.
Совместно с Исаакиевским сквером и Исаакиевским собором на Исаакиевской площади также примечательны:
— памятник Николаю I;
— Синий мост, который визуально представляет собой продолжение площади и входит в общий ансамбль;
— Водомерный столб, по отметкам на котором можно видеть уровни подъема воды во время крупнейших наводнений в городе;
— Мариинский дворец, который является выдающимся памятником истории и архитектуры.
Все средства размещения в Санкт-Петербурге, в том числе в центре города и вблизи Исаакиевского сквера, можно посмотреть и забронировать здесь
Отели и апартаменты ищем на Booking.com. Для сравнения цен и выбора оптимального варианта используем RoomGuru, который ищет по множеству систем бронирования Отели со скидками →
При организации поездок (путешествий) пользуемся «Планировщиком поездок», где на одном сайте собрано всё самое необходимое для идеальных путешествий: отели, квартиры, экскурсии, авиабилеты, такси, автомобили, готовые туры и т.д.
По Санкт-Петербургу. Вокруг Исаакиевского собора — от Медного всадника к музею Ахматовой
12-й отчет о путешествии по Санкт-Петербургу и его пригородам. Начало отчетов — ЗДЕСЬ.
Все мои отчеты и фотоальбомы по Санкт-Петербургу и его пригородам можно посмотреть на отдельной странице — ЗДЕСЬ.
В предыдущем отчете я рассказал, о том как завершил осмотр Васильевского острова, о чем можно прочитать- здесь- «По Санкт-Петербургу — Васильевский остров- от музея Эрарта до дворца Меншикова.»
23 июля (воскресенье) — 5-й день путешествия (Часть 3.)
Осмотрев Васильевский остров я оказался на Дворцовом мосту, с которого открываются одни из самых лучших панорамных видов на Санкт-Петербург.
С северо-запада от моста мы видим Васильевский остров и здание Кунст-камеры — на фото
С северо-востока — знаменитую Стрелку Васильевского острова
С центра Дворцового моста открывается широкая панорама Невы и Петропавловской крепости
А к юго-востоку — видим Зимний дворец.
Как известно Петр Первый был категорически против строительства мостов и приучал народ к воде. Поэтому и первая переправа через Неву появилась только через два года после смерти императора и это был наплавной Исаакиевский мост. Он сооружался каждую весну от здания Сената до дворца Меншикова и служил горожанам до самого ледостава. И только в 1901 году объявили конкурс на проект моста.
Дворцовый мост — был самым сложным с инженерной точки зрения среди всех мостов Петербурга. Он разводной и имеет в длину — 250 метров, а в ширину-28 метров. Масса металлических конструкций почти 5 тысяч тонн, а притововесов — около 3 тысяч тонн.
Его строительство началось в 1911 году и было завершено 23 декабря 2016 года. Открытие моста прошло скромно, так как шла Первая Мировая война и за неделю до этого убили Распутина. На открытие не было ни царской семьи, ни главы города.
Слева от моста — начинается Дворцовая набережная.
Здесь же на набережную выходит несколько красивых зданий- одно их них дворец Михаила Михайловича Романова (внука Николая Первого) — на фото.
Построен был в 1885–1891 годах. Дворец выполнен в стиле неоренессанс и облицован серым и темно-розовым песчаником. Называется дворцом, но по назначению так использован и не был, так как великого князя Михаила Михайловича выслали из России после женитьбы на Софии Меренберг- (по матери она была внучкой А. С. Пушкина)в 1891 году.
Всего 200 метров от Дворцового моста и выходим к Петровскому спуску — на фото
Петровский спуск — это историческая пристань города и был построен в 1820 году инженером Готманом одновременно с постройкой Дворцовой пристани.
Напротив Петровского спуска находится Сенатская площадь, в центре которой находится первый и самый знаменитый памятник Петру Первому — Медный всадник.
С запада к Сенатской площади примыкает бывшее здание Сената, а сечас здесь расположился Конституционный суд Российской Федерации — на фото
И так мы находимся в самом центре легендарной Сенатской площади и перед нами монумент — Медный всадник, один из символов имперского Петербурга, который был создан французким скульптором Этьеном Фальконе в 1782 году.
Император изображен в виде всадника на скаку останавливающего разгоряченного коня и подчиняющего его своей воли. Жестом правой руки он утверждает свою победу и торжество новой России, а его конь попирает змею, олицетворяющих противников петровских реформ.
Ужасен он в окрестной мгле,
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь гордый конь.
И где опуститшь ты копыта?
О Мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
писал о нем А. С. Пушкин.
Писатель Николай Анциферов называл Медного всадника гением места, гением духа Северной столицы, утверждая, что без образа Петра Великого не почуствовать лица Петербурга.
Идея создания памятника принадлежала Екатерине Второй. Интересно, что модель головы Петра создал не сам Фальконе (она ему никак не давалась), а его ученица приехавшая с ним из Парижа — Мария Колло, которая желая помочь учителю, сделала ее за одну ночь. Эту модель можно увидеть в Русском музее на площадке второго этажа главной лестницы.
Скульптура была очень сложная и больших размеров и все мастера отказывались ее выполнять, так как она имела всего три точки опоры и поэтому толщина стенок передней части должна была быть небольшой всего в толщину в один сантиметр! Наконец-то нашелся литейщик-пушечных дел мастер Емельян Хайлов. Вместе с Фальконе они подбирали состав сплава и делали пробы.
Момент отливки статуи был драматичен — глиняная форма треснула от раскаленной бронзы. В отчаяние Фальконе выбежал из мастерской, но мастер Емельян Хайлов с риском для жизни — снял свой ярмяк облил водой обмазал глиной и приложил к трещине. Так он предотвратил пожар, хотя сам получил ожоги рук и повредил себе зрение.
Основанием статуи служит огромная гранитная скала, найденная в лесу у села Лахта и назывывшаяся «Гром-камень», так как когда-то была рассечена молнией. Четыре месяца с помощью рычагов и канатов ее тянули к Финскому заливу, а затем перенесли на баржу и доставили в Петербург.
Существует несколько мифов и легед, в которых Петр Первый пророчит- » Пока я на месте, моему городу нечего опасаться.» И действительно Медный всадник оставался на своем месте и в годы Отечественной войны 1812 года и в Великую Отечественную. Во время блокады он был обшит бревнами и досками и вокруг уложили мешки с песком и землей.
Так же именно здесь на Сенатской площади — 14 декабря 1825 года произошло восстание декабристов, которое оказалось неудачным.
За Медным всадником и до Исаакиевского собора расположился Александровский сад
Исаакиевский сквер
Исаакиевский сквер в Санкт-Петербурге. Классический образец садово-паркового ансамбля второй половины XIX века, созданный в 1860 году по проекту Яковлева С. и Одинцова Е., при участии ботаника Р. Ф. Катцера. В дальнейшем сквер претерпел две перепланировки — в 1863-1865 и в 1911-1912 годах.
Интересные факты:
Первоначально сквер имел пейзажную естественную планировку с плавными обводами и линиями и пышную растительность, но в конце XIX века дорожки были выпрямлены, устроены площадки, в результате чего сквер получил регулярную планировку. Когда разросшиеся деревья стали перекрывать собой виды площади, их вырубили, превратив сквер в партерный.
В годы блокады во время Великой Отечественной войны земля Исаакиевского сквера использовалась для выращивания овощей.
Сегодняшний сквер обнесен низким поребриком (бордюром) из красного гранита, он состоит из газонов и большой круглой клумбы по центру, а по краям находятся подстриженные деревья и кустарники.
Площадь сквера — 0,77 га.
Исаакиевский сквер включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь. | |
Исаакиевский сквер на карте: Ближайшая станция метро — «Адмиралтейская». Наземный транспорт — остановки «Исаакиевская площадь», «Адмиралтейский проспект», «Малая Морская улица». Туристу на заметку:Посещение Исаакиевского сквера будет интересно туристам, интересующимся парковой архитектурой второй половины XIX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — Исаакиевской площадью, Исаакиевским собором, Мариинским дворцом, памятником Николаю I, Конногвардейским манежем, домами Лобанова-Ростовского и Мятлевых, особняками Миллера и Зубова, доходными домами Шиля и Китнера, домом Германского посольства, зданиями Министерства государственных имуществ, гостиницами Англетер и Астория. Исаакиевский собор и окрестностиИсаакиевский собор, силуэт которого величественно вырисовывается над крышами домов, – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Он прекрасно виден даже издалека, например, с Финского залива. Однако он настолько массивен, что, находясь в ближайших кварталах, его трудно охватить взглядом. Собор стоит на Исаакиевской площади. С середины площади открывается лучший вид на собор. Днём золоченый купол собора сверкает на солнце. Ночью гигантский портик и статуи создают странное впечатление, а само здание напоминает гигантское чудище, которое подняли со дна морского. Внутреннее убранство отличается изысканной пышностью, а со смотровой площадки открывается великолепный вид на центр города. Во время Великой Отечественной войны огромный купол Исаакиевского собора служил главным ориентиром для фашистской авиации во время бомбёжек. Парк к югу от собора был распахан и засажен капустой, так как осаждённый город использовал любую возможность прокормиться. В наши дни единственная опасность на Исаакиевской площади – это интенсивное уличное движение. Машины с огромной скоростью проносятся во всех направлениях. Однако имеет смысл всё же рискнуть и перейти через площадь, чтобы полюбоваться зданиями вокруг неё. Западный фасад собора Полезная информация об Исаакиевском собореИсаакиевский собор – это четвёртый из петербургских храмов, посвящённых святому Исаакию Далматскому, византийскому монаху, с днём памяти которого совпал день рождения Петра I (30 мая). Предыдущий храм, стоявший на этом месте, не гармонировал с парадным обликом столицы и имел конструктивные недостатки. Дважды проводили конкурс на создание проекта перестройки Исаакиевского собора. Но конкурс не дал практических результатов. В 1866 году Александр I поручил председателю Комитета по делам строений и гидравлических работ А. Бетанкуру подготовить предложение по перестройке собора и подобрать архитектора. Бетанкур предложил доверить эту работу Огюсту де Монферрану, молодому зодчему, приехавшему из Франции. Он предложил 24 архитектурных проекта в самых разных стилях. Александру I работы понравились. Этому архитектору и было поручено построить храм, однако вскоре ему понадобилась помощь более опытных коллег. Постройка собора заняла целых 40 лет. С 1818 по 1842 год возводили здание, а с 1842 по 1858 год занимались внутренней отделкой. По Петербургу ходили слухи, что стройку намеренно затягивают из-за распространившегося предрассудка, что, когда храм будет окончательно построен, династия Романовых прекратит своё существование. Фрагмент ворот собора В 1931 году в здании Исаакиевского собора был открыт антирелигиозный музей. В пасхальную ночь с 11 на 12 апреля в музее был показан опыт с маятником Фуко, убедительно свидетельствовавший о вращении Земли. Сейчас в соборе опять проходят церковные службы, однако он по-прежнему считается музеем. Билеты продаются внутри собора (вход со стороны южного портика). Поэтому, прежде чем заплатить за вход, вы можете оценить, стоит ли осмотр интерьера таких денег. Для прохода на колоннаду и купол нужен отдельный билет. Вход туда закрывается на час раньше самого собора. Внутреннее убранство собора Интерьер Исаакиевского собораВнутри собор отделан мрамором четырнадцати сортов, а также яшмой, малахитом, золоченой лепниной, фресками и мозаикой. Плафон большого купола – самая крупная роспись собора – создан К. Брюлловым. Её площадь более 800 квадратных метров. На ней изображена Дева Мария в окружении святых и ангелов. Огромные двери из бронзы и дерева покрыты барельефами Ивана Витали на библейские темы. Этот же мастер создал многочисленные мозаики храма. Малахитовые и лазуритовые колонны обрамляют иконостас из белого мрамора. Над созданием иконостаса трудились живописцы Т. Нефф, К. Брюллов и С. Живаго. По бокам от него находятся две двери, ведущие в алтарь. Главный алтарь украшает витраж, изображающий воскресшего Христа. Это элемент католического убранства, едва ли не единственный в католической церкви. В задней части нефа находится модель собора, выполненная крепостным крестьянином М. Салиным. На левой стороне западного портика стоит бюст Монферрана. Архитектор посвятил созданию собора 40 лет и умер прямо на работе. Красочный интерьер собора Купол и колоннада собораЧтобы в полной мере оценить высоту Исаакиевского собора и красоту украшающих его скульптур, нужно подняться на колоннаду. Это третий по величине купол в Европе. Он состоит из трёх взаимосвязанных конструктивных частей: нижней – сферической, средней – конической и наружной – параболической. Диаметр наружного купола – 25,8 метра, внутреннего сферического – 22,15 метра. Для утепления купола между его чугунными фермами заложили гончарные горшки. Наружная часть купола покрыта плотно пригнанными друг к другу медными позолоченными листами. Золочение главного купола, куполов колоколен и крестов велось огневым способом: листья меди покрывали расплавленным составом золота и ртути, затем их медленно нагревали над жаровнями, выпаривали ртуть. Золочение было трёхкратным. На каждом листе ставилось клеймо мастера, отвечавшего за качество позолоты. Над колоссальной колоннадой, увенчанной 24 статуями, находится открытая галерея. Оттуда открывается потрясающий вид на Санкт-Петербург. На колоннаду ведёт отдельный вход под южным портиком. Чтобы попасть туда, вам придётся выйти из собора в сторону Невы, а затем обойти здание. Вокруг Исаакиевской площадиС востока от Исаакиевской площади стоит розовато-серое здание гостиницы «Астория», построенное в 1900-е годы. В этой гостинице останавливались многие выдающиеся личности. Среди её постояльцев были и американский коммунист Джон Рид, и российские анархисты Эмма Гольдман и Александр Беркман. Гитлер планировал провести здесь банкет по случаю взятия Ленинграда. Он даже разослал приглашения, в которых указал час и месяц, но не вписал конкретную дату. В центре площади стоит бронзовый конный памятник Николаю I работы скульптора Клодта. О политике этого царя красноречиво свидетельствуют его прозвища: на Родине его называли «Николай Палкин», а за рубежом – «Жандарм Европы». Величественный постамент из гранита, порфира и мрамора украшен аллегорическими фигурами, олицетворяющими Веру, Мудрость, Справедливость и Могущество. Говорят, что моделями для этих фигур были дочери Николая I. Барельефы посвящены выдающимся событиям эпохи его царствования, а четыре фонарных столба украшены фигурами парящих орлов. Вдоль западной стороны площадиНа противоположной стороне площади находятся три примечательных здания. Каждое – со своей историей. Дом Мятлева (номер 9) – старейшее здание на площади. Он был построен в 1760-е годы. На фасаде, украшенном медальонами, прикреплена мемориальная доска, говорящая о том, что здесь с октября 1773 по март 1774 года жил известный французский энциклопедист Дени Дидро, приглашённый в Россию Екатериной II. Когда учёный нуждался в деньгах, императрица купила его библиотеку и назначила его смотрителем при этом собрании. Исаакиевская площадь в Санкт-ПетербургеИсаакиевская площадь в Санкт-Петербурге — одна из самых красивых и величественных площадей Северной столицы. В ансамбль площади входит несколько зданий, но, конечно, центральное место принадлежит Исаакиевскому собору. Исаакиевский собор строился 40 лет с 1818 года до 1858 года по проекту французского архитектора Огюста Монферрана. В его строительстве участвовали 400 тысяч человек. Собор украшают 112 гранитных колонн. В 1838 году установлен купол диаметром 25,8 метра. На его позолоту ушло 6 пудов червонного золота. Вес здания составляет триста тысяч тонн, а размеры — 111,5 на 97,6 метров, высота — 101,5 м. Это крупнейшее в мире купольное здание. Внутри собора помещается 14 000 человек. При его сооружении было использовано 43 породы минералов. Множество произведений скульптуры, живописи и мозаики украшают это величественное здание. По окончанию строительства в 1839 году в центре ансамбля был установлен памятник императору Николаю I, созданный по проекту Огюста Монферрана (скульптор П. Клодт). Монумент имеет всего две точки опоры. Памятник Николаю I Памятник Николаю I Напротив Собора, с южной стороны, в 1839–1844 гг. по проекту архитектора А. Штакеншнейдера был построен Мариинский дворец. Это был свадебный подарок Николая I его дочери, Великой княжне Марии. Дворец построен в классическом стиле, много раз перестраивался. Сейчас в этом здании проходят заседания Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Исаакиевский сквер и Мариинский дворец Герб Санкт-Петербурга на Мариинском дворце В это же время был расширен, почти до 100 метров, Синий мост через Мойку. Его ширина стала в три раза больше длины. Синий мост, самый широкий в Санкт-Петербурге и образует Мариинскую площадь. Многие гости Северной столицы могли побывать на Синем мосту и не заметить этого, поскольку он представляет собой одно целое с Исаакиевской площадью. Синий мост и Исаакиевская площадь У моста, на правом берегу установлен гранитный водомерный столб, увенчанный трезубцем Нептуна. На нем указаны уровни подъёма воды во время сильнейших наводнений в Петербурге. Обелиск памятным наводнениям С западной стороны расположено самое старое здание на площади, построенное в 60-ые годы 18 века для братьев Нарышкиных. В этом доме останавливался французский философ-просветитель и писатель Дени Дидро. Позже этот дом перешел И.П. Мятлеву, другу А.С.Пушкина. В северо-восточной части находится монументальное здание — Дом князя Лобанова-Ростовского. У главного фасада, обращенного к Адмиралтейству, на постаментах стоят мраморные львы, воспетые А.С.Пушкиным в поэме «Медный всадник». Дом со львами (Лобанова-Ростовского, отель Four Seasons Hotels & Resorts) Дом со львами (Лобанова-Ростовского) В 1912 году с восточной стороны были построены здание гостиницы Астория (архитектор Ф.И. Лидваль) и напротив неё — здание бывшего германского посольства (проект П. Беренса). Здание гостиницы украшено масками над окнами, рельефными вазами, медальонами. Выполнено в стиле модерн и неоклассицизма. В середине 19 века с восточной и западной стороны построены два однотипных здания Министерства государственных имуществ (проект Н.Е. Ефимова). Сейчас здесь размещается Академия сельскохозяйственных наук. В 1860 году между Большой Морской улицей и Исаакиевским собором по проекту архитектора Г.И. Карпова разбит сквер. Исаакиевский собор и сквер Исаакиевская площадь в Санкт-Петербурге — это одно из красивейших мест города, привлекающее всех гостей города и в тоже время это — деловой и административный центр.
|