памятник ленину на месте храма христа спасителя

Несбывшаяся мечта Страны Советов

Американский писатель Элберт Грин Хоббард говорил, что для успеха необходимы две вещи: ясный план и ограниченное время. В случае с СССР, судя по всему, план был, но далеко не во всем и не всегда ясным, а время слишком ограниченным. В результате не удалось построить не только сверхдержаву, но и её величавый памятник, по масштабам сравнимый с Вавилонской башней, — Дворец Советов в Москве.

памятник ленину на месте храма христа спасителя. 1440165900 proekt. памятник ленину на месте храма христа спасителя фото. памятник ленину на месте храма христа спасителя-1440165900 proekt. картинка памятник ленину на месте храма христа спасителя. картинка 1440165900 proekt.

Дворец Советов в Москве: проект.

Как знать, может быть вся история нашей страны пошла бы другим путём, если бы это здание было достроено и функционировало по сей день? Каково могло быть это здание, обязанное подчёркивать масштаб и величие достижений Советского Союза, и важную роль управленческой администрации СССР? Давайте же на короткий срок окунёмся в мир идей, где оно спокойно существует вместе с погибшими чудесами света, не построенными кораблями и памятниками; с героями романов и фантастическими мирами; с неподтверждёнными теориями… Просто представьте, каким бы мог быть этот фантастический Дворец Советов.

Начнем с того, что здание было спроектировано таким образом, чтобы в нём могли одновременно вести работу разные ведомства (такие как госархив и президиум Верховного Совета). Первым шагом к развитию идеи о такой постройке стал конкурс проектов в 31-м. На него пришло 270 заявок от творческих коллективов, а личных заявок и того больше: 160 работ профессиональных архитекторов, 100 гражданских работ. Кроме того, 24 заявки пришли от иностранцев. Такой величины было это событие. Однако победители были определены лишь по завершении второго этапа конкурса, в 33-м году.

За основу приняли проект Иофана Б.М. (однако несложно догадаться, как сильно была изменена задумка архитектора), а помогать ему должны были Гельфрейх В. и Щуко В. Но они, конечно же, были далеко не единственными, чьи идеи повлияли на этот проект.

Идея об украшении крыши статуей Ленина, например, принадлежала итальянцу А. Бразини. В результате концепция дворца, созданная Иофаном, полностью перевернулась: огромная статуя стала выглядеть главной на этом плане. Будто не скульптура украшает дворец, а дворец является лишь постаментом для неё. Позже архитектор Ле Корбюзье обращался к Сталину с просьбой отказаться от строительства дворца по такому плану, обосновывая это тем, что подобное здание является «упадком духа», «несуразной вещью». Но вождь, разумеется, отступаться от намеченного плана не стал.

С конструкцией самого дворца стоит ознакомиться поподробнее. Такой проработанности плана могут позавидовать многие из ныне существующих зданий. Этот дворец не был просто крупным зданием с помпезным дизайном, он мог бы стать культурным и административным центром всей Москвы! Стоит заметить, что такая задумка была очень рискованной в плане безопасности. Кто же складывает все яйца в одну корзину?

Земля тоже не помогала в строительстве дворца, а именно её капризный смешанный состав на месте застройки и грунтовые воды такие, что способны были со временем разрушить бетон. Так что требования к техническому проекту были весьма высоки. Бороться с влиянием грунтовых вод решили при помощи битумизации. Этот процесс заключается в бурении вокруг будущего фундамента множества скважин, через которые под высоким давлением в известняк закачивается битум при температуре до двухсот градусов. Таким образом, воде перекрыли доступ к фундаменту.

Выдерживать фундамент должен был нагрузку свыше 500 тысяч тонн. Прочность достигалась благодаря большому заглублению. Таким образом, большая часть нагрузки передавалась в землю. Фундамент был составлен из двух бетонных колец диаметром 140 и 160 метров, высотой 20,5 и толщиной 3,5 метров, причем фундамент одной только центральной части здания потребовалось 100 тысяч кубометров бетона. А всего для общего цокольного этажа нужно было соорудить две тысячи фундаментов общим объемом в 250 тыс. кубометров бетона!

памятник ленину на месте храма христа спасителя. 1440165884 fundament. памятник ленину на месте храма христа спасителя фото. памятник ленину на месте храма христа спасителя-1440165884 fundament. картинка памятник ленину на месте храма христа спасителя. картинка 1440165884 fundament.

Металлический каркас здания тоже был не прост в изготовлении, ведь нужно было вписать в него купольный свод большого зала, диаметром 130 метров и высотой 100,6 метров. А опорой для этого огромного купола должны были стать 64 колонны, равномерно распределённые по диаметру попарно. Естественно, металлический каркас должен был проходить и сквозь них. Полагаю, построить что-то подобное и в уменьшенном-то масштабе было не просто, а уж в масштабе один к одному и вовсе фантастически трудно. Ведь вес металлического каркаса Дворца Советов по проекту должен был составить примерно 200 тысяч тонн! Сто тысяч тонн этого каркаса должны были изготовить из стали особой марки, которой даже дали специальное название — «Сталь Дворца Советов». «СДС» вышла на 15% дороже, чем равное количество обычной строительной стали, зато она была значительно прочнее и меньше поддавалась коррозии, что, несомненно, стоило того.

памятник ленину на месте храма христа спасителя. 1440165878 konstrukciya dvorec sovetov. памятник ленину на месте храма христа спасителя фото. памятник ленину на месте храма христа спасителя-1440165878 konstrukciya dvorec sovetov. картинка памятник ленину на месте храма христа спасителя. картинка 1440165878 konstrukciya dvorec sovetov.

Конструкция Дворца Советов.

Каркас дворца вышел в четыре раза тяжелее, чем каркас Эмпайр Стейт билдинг. О чём вскоре написали газеты, желавшие всюду успеть. Из-за сложности и величины конструкции собирать его пришлось бы в четыре подхода, не считая промежуточные проверки. Стены дворца должны были собираться из пустотных керамических блоков вследствие того, что они весили значительно меньше, чем тот же кирпич и при этом положительно влияли на шумо- и теплоизоляцию. Толщина стен везде должна была быть одинаковой — 0,3 метра.

В здании Дворца Советов собирались разместить: Государственный архив, Президиум Верховного Совета СССР, музей мирового искусства, библиотеку, залы обеих Палат Верховного Совета СССР, залы Гражданской войны и Строительства социализма. Возле дворца ещё должна была быть парковка вместимостью в пять тысяч автомобилей, так что облик города пришлось бы значительно изменить.

Большой зал дворца должен был выглядеть как амфитеатр с круглой ареной на 20 тысяч мест. Площадь — 12 тысяч кв. метров, а объем — 970 тысяч кубометров. Следовательно, его объем должен был быть примерно таким же, как у всех зрительных залов, театров и кино Москвы (того времени, конечно же) вместе взятых.

По проекту в Большом зале были специально определены места для прессы, дипломатов, президиума и специально приглашённых гостей. Круглую арену во время собраний, круглых столов и прочих ответственных мероприятий при необходимости могли занять партером, а во время развлекательных постановок (цирковых или театральных) либо во время спортивных выступлений, её должны были освобождать от кресел. Для удобства площадку партера можно было бы легко спустить в специально предусмотренный под ним трюм. Кроме того, запланированы были аванзалы, курительные комнаты, вестибюли. Можно сказать, что рассчитано было всё вплоть до мелочей.

Площадь Малого зала по плану была приблизительно равна 3500 кв. метрам и должна была при этом вмещать более пяти тысяч человек. Таким образом, этот зал мог бы стать по тем временам самой крупной театральной площадкой во всей Европе. Площадь сцены Малого зала — более тысячи кв. метров. Рядом с этим залом планировалось расположить четыре аудитории, общей вместительностью 1400 мест, да ещё и библиотеку с читальными залами и кабинетами для занятий. Вот уж, в самом деле, Дворец!

Без мощной вентиляции в здании, где предполагалось уместить так много людей, было бы невозможно вздохнуть, так что её спроектировали в среднем на производительность в 1000 тысяч кубометров воздуха в час. Под куполом должен был собираться весь нагретый и загрязнённый воздух, откуда он должен вытягиваться мощными вентиляторами. Так же внимательно отнеслись проектировщики к системе кондиционирования: регуляция температуры и влажности воздуха должна была быть безупречной.

На цокольном этаже предполагалось расположить технические помещения: по регуляции отопления, вентиляции, водоснабжения и электрообеспечения, а также медицинские службы и тому подобные. Трюмы арен залов тоже были расположены здесь.

Однако особое внимание проектировщики уделили аспекту передвижения внутри дворца, ведь в нём могло находиться до 30 тысяч человек, и важно было исключить давку на лестницах, панику и несчастные случаи во время чрезвычайных ситуаций. К тому же объём здания громаден, и при нехватке лифтов и переходов, чтобы попасть в нужное место, людям приходилось бы делать большой крюк. Так что, не считая подъёмников для технических и хозяйственных нужд, внутри здания должны были установить 62 эскалатора и 99 лифтов. Так, по расчётам планировщиков, эвакуацию заполненного дворца можно было совершить за 10 минут.

Внешняя отделка Дворца Советов тем временем была запланирована в соответствии с идеей «Дворец — постамент для памятника Ленину». Металл, который должны были использовать в отделке фасада, предполагалось использовать и при ваянии статуи, благодаря чему Дворец Советов и скульптура на нём воспринимались бы целостно и неделимо, даже несмотря на то, что на чертеже статуя выглядит и несколько чужеродно. Высота статуи Ленина по плану достигала 100 метров, так что для истории архитектуры дворец с такой «крышей» был бы просто уникален.

Общая высота Дворца Советов, от уровня земли и до его самой верхней точки на голове статуи В.И. Ленина (ваять которую, кстати, поручили Меркулову), по плану составляла 420 метров. А это на 13 метров выше Эмпайр Стейт билдинг, самого высокого здания на тех лет!

Казалось, что для СССР нет ничего невозможного. Ведь в 1937 году, когда началось строительство этого монументального здания, всё подчинялось железной руке властей. До начала войны его даже успели построить до высоты десятого этажа жилого дома. Однако из-за расходов, связанных с началом ВОВ, строительство отменили, а всю металлическую отделку и каркас здания пришлось разобрать и отдать в качестве материалов для строительства стратегически важных мостов. После войны здание собрались достроить, но тут началась гонка за создание атомной бомбы, затем умер Сталин, потом…
Так проект и остался лишь на бумаге, в воспоминаниях и шуточных отсылках в фильмах. Позже Дворец Советов часто критиковали за его несоразмерность с другими историческим зданиям Москвы, не сочетаемость с окружающей его городской архитектурой, за «сверхмонументальность форм»… Да, внешний дизайн дворца обескураживает, но он всё-таки мог бы стать памятником своей эпохи, воплощающим её нравы и размах.

памятник ленину на месте храма христа спасителя. 1440165777 basseyn. памятник ленину на месте храма христа спасителя фото. памятник ленину на месте храма христа спасителя-1440165777 basseyn. картинка памятник ленину на месте храма христа спасителя. картинка 1440165777 basseyn.

Бассейн на месте Дворца Советов.

Фундамент дворца вскоре модифицировали до открытого бассейна, который проработал долгие годы, радуя москвичей. А позже на его месте всё-таки восстановили храм Христа Спасителя. Да, храм на городском пейзаже смотрится куда привычнее, и с этим сложно спорить.

Ну, а что было, если бы Дворец Советов всё-таки был построен? Скорее всего, СССР рухнул ещё раньше из-за непомерных расходов содержания этого причудливого здания. Но согласитесь, любопытно было бы в нем побывать, даже и после падения социализма, ведь его без сомнения в любом случае сделали бы доступным для экскурсий. Мне кажется, Дворец Советов мог бы привлечь столько туристов, что со временем отработал бы расходы на своё строительство. Пусть теперь он витает лишь в мире идей, вместе с идеальным обществом, может быть и в нынешней России когда-нибудь, оглянувшись на прошлое, смогут создать что-то столь же грандиозное, но более жизнеспособное.

Источник

Дворец Советов. История нереализованного архитектурного проекта в Москве

Эта масштабная утопия советской власти стала одним из самых ярких образцов инженерной и архитектурной мысли. Правда, только на бумаге.

Дворец Советов — самый известный и грандиозный из нереализованных проектов советского правительства. Задуманный в начале 1920-х годов, он должен был стать главным зданием и символом новой страны. Планировалось, что в нем разместятся органы государственной власти, будут проходить заседания Верховного Совета СССР и массовые демонстрации, а внутри будет даже бассейн.

Гигант тянется к небу

памятник ленину на месте храма христа спасителя. dvorec 1. памятник ленину на месте храма христа спасителя фото. памятник ленину на месте храма христа спасителя-dvorec 1. картинка памятник ленину на месте храма христа спасителя. картинка dvorec 1.

Помимо символического значения Дворец Советов имел и другое, не менее важное значение: он должен был стать архитектурным манифестом советской власти, которая к началу 1930-х годов уже отвернулась от идей конструктивизма в поисках нового большого стиля.

Победителем международного конкурса по проектированию гигантского здания стала команда советских архитекторов во главе с Борисом Иофаном, автором знаменитого Дома на Набережной (многоквартирный дом недалеко от Кремля, где жили высокопоставленные государственные и партийные деятели). До конца своих дней архитектор сожалел, что главный проект его жизни так и не был построен.

100-метровая статуя Ленина

памятник ленину на месте храма христа спасителя. dvorec 2. памятник ленину на месте храма христа спасителя фото. памятник ленину на месте храма христа спасителя-dvorec 2. картинка памятник ленину на месте храма христа спасителя. картинка dvorec 2.

По замыслу Иофана, Дворец Советов должен был стать самым высоким зданием в мире того времени (его общая высота должна была составить 495 метров!) и символизировать победу социализма. В первоначальном варианте здание должно было быть увенчано статуей «Свободный пролетарий», 18-метровой фигурой рабочего с факелом в руке.

Как это часто бывало в то время, Сталин лично вмешался в проектные работы, указав, что Дворец должен стать памятником Ленину и его учению. В итоге статую пролетария заменили почти 100-метровой статуей Ленина.

«Рука статуи, простирающаяся над Москвой, будет иметь длину почти 30 метров. Указательный палец имеет длину более четырех метров. В ясный солнечный день памятник Ленину будет виден с расстояния в десятки километров», — говорится в проектной документации.

Предполагалось, что Дворец сможет одновременно вместить до 40 000 человек. Главный вход, выходящий на Кремль, должен был быть украшен статуями Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Архитектурно это монументальное сооружение, щедро украшенное барельефами с изображением советской символики, должно было ознаменовать переход от авангарда к сталинскому ампиру.

От конференц-зала до плавательного бассейна

памятник ленину на месте храма христа спасителя. dvorec 3. памятник ленину на месте храма христа спасителя фото. памятник ленину на месте храма христа спасителя-dvorec 3. картинка памятник ленину на месте храма христа спасителя. картинка dvorec 3.

Дворец Советов задумывался как одно из самых технологически продвинутых зданий в мире. В нем должны были быть скоростные лифты, системы очистки воздуха, многофункциональные залы с гигантскими медиа-экранами. Одной из его новых идей стала сцена, в которую при необходимости может превратиться… бассейн.

Дворец Советов предполагалось построить недалеко от Кремля, на месте храма Христа Спасителя. От него предполагалось проложить Аллею Дворца Советов до самой Лубянской площади, от которой расходились бы дороги, связывающие разные части города с центром. С этой целью все здания до 1917 года в центре города подлежали сносу, за исключением нескольких особо ценных, таких как Пушкинский музей изобразительных искусств на Волхонке. Однако таковые должны были быть перенесены, чтобы обеспечить запланированное расширение дороги. Эти грандиозные планы прервала Вторая Мировая война.

Бассейн вместо дворца

памятник ленину на месте храма христа спасителя. 35. памятник ленину на месте храма христа спасителя фото. памятник ленину на месте храма христа спасителя-35. картинка памятник ленину на месте храма христа спасителя. картинка 35.

После войны проект так и не был возобновлен. Советский лидер Никита Хрущев не являлся его поклонником. В 1960 году на месте, где когда-то находился фундамент дворца, построили самый большой бассейн в СССР (130 метров в диаметре) под названием «Москва». Всесезонный бассейн под открытым небом пережил советскую власть: его закрыли только в 1994 году, чтобы освободить место для восстановленного храма Христа Спасителя.

Недолгое воскрешение проекта после смерти Сталина

памятник ленину на месте храма христа спасителя. dvorec 4. памятник ленину на месте храма христа спасителя фото. памятник ленину на месте храма христа спасителя-dvorec 4. картинка памятник ленину на месте храма христа спасителя. картинка dvorec 4.

После смерти Сталина идея строительства Дворца возродилась лишь однажды: в 1956-1958 годах был проведен новый конкурс на лучший архитектурный проект. Однако на этот раз здание планировалось разместить не в центре города, а на юго-западе Москвы, недалеко от МГУ.

От этих планов вскоре отказались, поскольку страна вступала в период своей истории, известный как «оттепель», и находилась на пороге очередной градостроительной революции. Таким образом, сталинский ампир с его монументальностью и огромными бюджетами навсегда ушел в прошлое.

Источник

Памятник ленину на месте храма христа спасителя

Эта запись опубликована также в сообществе «История в Фотографиях»
памятник ленину на месте храма христа спасителя. community. памятник ленину на месте храма христа спасителя фото. памятник ленину на месте храма христа спасителя-community. картинка памятник ленину на месте храма христа спасителя. картинка community.foto_history

Сегодня речь пойдёт о мегалактическо-циклопическом проекте строительства Дворца Советов на месте
варварски снесённого Храма Христа Спасителя и всего исторического центра Москвы.

памятник ленину на месте храма христа спасителя. img667. памятник ленину на месте храма христа спасителя фото. памятник ленину на месте храма христа спасителя-img667. картинка памятник ленину на месте храма христа спасителя. картинка img667.

Группа архитекторов изучает макет новостроек Москвы.
Февраль 1952 года.
Автор фотографии Н. Максимов.

Вместе с тем, нереализованный сталинский проект Дворца Советов заслуживает особого внимания,
т.к. по-своему, он был уникален.

памятник ленину на месте храма христа спасителя. img675. памятник ленину на месте храма христа спасителя фото. памятник ленину на месте храма христа спасителя-img675. картинка памятник ленину на месте храма христа спасителя. картинка img675.

Дворец Советов. Проект.

Г|роект строительства Дворца Советов пришёпся на годы становления сталинской неоклассики.
В июле 1933 года развернулась архитектурная дискуссия, в ходе которой конструктивизм был объявлен временным, отчасти полезным, но отчасти ошибочным и уже прёодолённым этапом. (Нередко в упрёк ставилась неспособность конструктивизма овладеть большой формой.)1 Намечалась новая тенденция в работе архитекторов: стремление к синтезу стилей прошлых эпох, но без «стилизаторства» и «механического копирования»2. К употреблению были рекомендованы лучшие образцы мирового наследия — искусство Возрождения, античного Рима и Древней Греции. Поточных определений дано не было. Таким образом, «сталинский ампир» (от фр. етрте — «империя» и по аналогии с ампиром) формировался не в качестве подготовленной программы, а в результате творческих поисков архитекторов в рамках общей концепции создания Большого стиля.
Своего рода отправной точкой нового витка развития советской архитектуры явился проект строительства Дворца Советов.
Идея сооружения возникла в 1922 году на I съезде Советов Союза ССР. Сергей Миронович Киров предложил построить здание, которое явилось бы «эмблемой грядущего могущества торжества коммунизма, не только у нас, но и там, на Западе»3. В связи с этим постановлением уже в 1924 году появляется идея создать на месте храма Христа Спасителя памятник Ленину, который станет «центром новой Москвы». Один из лидеров творческого новаторского архитектурного объединения «АСНОВА» подготовил статью в «Правду», где подчёркивал, что «снос храма в Охотном ряду. предрешён»4. На тот момент предложение показалось слишком радикальным, и В. Балихину было отказано даже в публикации своей идеи. Редактор «Правды» И. И. Скворцов-Степанов вернул статью с припиской: «Боюсь, мы покажемся заслуженно смешными, если будем печатать такие декламации с планами сноса целых кварталов. и таких громад, как храм Христа. Снести-то, пожалуй, натянем силёнок. »5

памятник ленину на месте храма христа спасителя. img675. памятник ленину на месте храма христа спасителя фото. памятник ленину на месте храма христа спасителя-img675. картинка памятник ленину на месте храма христа спасителя. картинка img675.

Скворцов-Степанов не мог предположить, что спустя несколько лет все творческие силы страны будут подчинены исполнению сходного проекта. Для осуществления предложения Кирова было создано несколько организаций: совет строительства Дворца Советов при Президиуме ЦИК СССР, наделённый законодательной властью, исполнительный орган — управление строительством Дворца Советов (УСДС) во главе с начальником М. В. Крюковым, совещательный орган — временный технический совет (ВТС УСДС), преобразованный в постоянное архитектурно-техническое совещание в следующем составе: В. М. Михайлов, И. А. Бродский, В. А. Веснин, А. А. Вольтер, В. Г. Гельфрейх, А. М. Горький, И. Э. Грабарь, И. В. Жолтовский, Б. М. Иофан, Г. Б. Красин, Г. М. Кржижановский, М. В. Крюков, Ф. К. Лехт, А. В. Луначарский, В. Э.’Мейерхольд, К. С. Петров-Водкин, К. С. Станиславский, В. А. Щуко, А. В. Щусев, К. С. Алабян и другие. Для оценки поступавших проектов утверждалась техническая экспертная комиссия под председательством Кржижановского.

памятник ленину на месте храма христа спасителя. img677. памятник ленину на месте храма христа спасителя фото. памятник ленину на месте храма христа спасителя-img677. картинка памятник ленину на месте храма христа спасителя. картинка img677.

Старт проекту был дан 8 июля 1931 года, когда была объявлена программа Всесоюзного открытого конкурса на Дворец Советов.
В ней обозначили главное требование: здание должно стать выдающимся «как по своему архитектурному оформлению, так и по своему художественному месту в общем архитектурном виде Москвы»6.
Было указано и место строительства: «Для постройки намечен участок на набережной Москвы-реки в пределах между Соймоновским пер., Волхонкой пул. Ленивкой с расширением площади путём сноса б. храма Христа Спасителя, части строений по Волхонке и в пределах квартала по ул. Ленивке».
Интересно, что по сохранившимся вторым экземплярам шести протоколов заседаний ВТС УСДС, проведённых с 25 апреля по 4 июня 1931 года, указанное место рассматривалось в последнюю очередь; среди прочих участниками предлагались Ленинские годы, Охотный ряд, Варварка, Китай-город7.
На конкурс было подано 160 проектов и 112 проектных предложений, из них 24 проекта из других стран: США.— 11, Германия — 5, Франция — 3.
Основные положения работ печатались в прессе и активно обсуждались на самых различных уровнях.
В ноябре 1931 года журнал «Строительство Москвы» опубликовал выдержки выступлений рабочих завода имени Сталина. Все сходились во мнении, что «советская архитектура начнётся с-Дворца Советов». «Когда хотят сказать о Париже, то достаточно назвать Эйфелеву башню. Если изображают Америку, Нью-Йорк, то ставят памятник Свободы.
Нам нужно и в Москве поставить что-то замечательное, отличительное среди всех зданий, чтобы когда смотрели на это здание, говорили — это столица СССР»8.
Конкурс проходил в несколько этапов, по ходу которых присуждались промежуточные премии.
В итоге 10 мая 1933 года Совет строительства постановил принять за основу для дальнейшего проектирования работу Бориса Иофана, но с некоторыми изменениями и дополнениями. 18-метровая статуя «Освобождённый пролетарий», значащаяся в проекте Иофана, особым постановлением «О проекте Дворца Советов» заменялась на скульптуру Ленина величиной 50-75 метров. Таким образом, здание представляло собой уже не отдельное произведение, а постамент для фигуры вождя.
В 1934 году авторским коллективом — Иофан, С. В.Щуко и Гельфрейх — был создан эскизный проект Дворца Советов, представлявший сложную многоступенчатую композицию высотой 415 метров при общем объёме 7500 тысяч м3. Центром здания был Большой зал диаметром 140 и высотой 97 метров, рассчитанный на 20 000 человек.
В западном крыле к основному зданию примыкал Малый зал на 6000 человек.
Здание венчала статуя Ленина из высококачественной нержавеющей стали высотой 75 метров.
В документах того времени особенно часто отмечалось превосходство размеров и высоты Дворца Советов над другими архитектурными сооружениями мира.
В брошюрах, посвящённых его строительству, помещали наглядные рисунки, где статуя Ленина высится над статуей рабочего и колхозницы на Советском павильоне Парижской выставки (24,3 метра) и над статуей Свободы в Нью-Йорке (46 метров)9.
В 1939 году проектирование в основном было закончено. Был разработан технический проект, и началось строительство, превратившееся в самостоятельную отрасль. Сталелитейные заводы поставляли недавно созданную нержавеющую сталь «марки ДС», научно-исследовательские институты экспериментировали с акустикой и строительством скоростных лифтов10. Дворец Советов должен был стать центральной высотной доминантой города, на которую были бы ориентированы перспективы улиц и планировка близлежащих кварталов.
В связи с этим рядом были построены соразмерные ему новостройки: Библиотека имени Ленина, гостиница «Москва», здание американского посольства на Моховой улице. В планах значились проекты строительства здания Наркомата тяжёлой промышленности, Дома книги, Дворца техники.
Своей монументальностью Дворец Советов был обязан той идее, которую он должен был воплотить.
Сооружение задумывалось как храм новой религии. Запланированное строительство на месте уничтоженного тоновского храма Христа Спасителя ставило перед Дворцом Советов грандиозную задачу: стать памятником величия коммунистической идеи.
Тексты сталинской конституции планировалось увековечить на каменных стенах. Кроме зала заседаний Верховного Совета здесь предполагалось создать роскошно оформленный Зал героики Гражданской войны и Зал героики строительства социализма, Орденский Зал и Зал Конституции. Темами для внутреннего убранства являлись великие события — от истории освободительной борьбы Интернационала, главных этапов революционного движения в России до индустриализации страны.
Перед главным входом Дворца планировалось соорудить памятники Марксу и Энгельсу, на прилегающей площади — памятники социалистам-утопистам».
По словам А. В. Луначарского, в проекте Дворца Советов было «не возвышение к небу с молитвой, а скорее действительно штурм высот снизу»12.
Судьба проекта Дворца Советов известна: он был остановлен начавшейся Великой Отечественной войной.
Часть фундаментов пошла на сооружение противотанковых заграждений в период военных действий. Но идея постройки существовала ещё несколько лет, пока не было упразднено управление строительством Дворца Советов при Совете Министров СССР.
Позже оно переквалифицировалось в строительство других многоэтажных зданий, используя накопленный с годами опыт предыдущих разработок.
Проект Дворца Советов так и не был осуществлён. Но его влияние на архитектурное пространство того времени невозможно недооценить.
Конкурс, объявленный в 1931 году, имел колоссальный резонанс. В разработке проекта участвовали видные архитекторы со всего мира, представлявшие совершенно различные формы и стили. Символическое соседствовало с технически-функциональным. А выдвинутые требования в полной мере относились и к архитектурным методам в целом. Монументальность здания должна была демонстрировать государственную мощь и силу, идея, заложенная в нём, — отражать мифологемы своего времени.
Неосуществлённый грандиозный проект Дворца Советов стал основополагающим для развития архитектуры 1930-х годов. Ещё будут построены высотные здания в Москве, станции метрополитена, ВСХВ. Поиск Большого стиля продолжался.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *