ознакомительная практика синергия педагог психолог
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Список использованной литературы………………………………..21 стр.
Прохождение практики в школе является одним из важнейших этапов в подготовке педагога – психолога. Данный вид практики позволят включиться в различные виды профессиональной деятельности педагога – психолога. Это возможность познакомиться непосредственно спецификой данной профессии, изучить ее положительные и отрицательные стороны.
Так же в процессе прохождения практики можно поработать непосредственно с детьми, постараться найти с ними общий язык. При поддержке и под руководством педагога – психолога школы попробовать провести занятия с детьми младшего школьного возраста, принять участи в разработке учебно – воспитательного мероприятия. Изучить методы работы с детьми и посмотреть эффективность этих методов на практике при работе с детьми младшего школьного возраста.
Целью прохождения практики является – формирование готовности к практической работе в образовательном учреждении педагогом – психологом начального образования. Подготовка к основным направлениям деятельности педагога – психолога в школе.
Достижение цели происходит в ходе решения следующих задач:
· Ознакомление с основными направлениями, формами и методами работы педагога – психолога в школе;
· Ознакомление с целями и задачами педагога – психолога начального образования;
· Формирование умения использовать полученные психолого–педагогические знания по разным дисциплинам в разных формах учебной и внеучебной деятельности, занятиях и мероприятиях;
· Ознакомление с организацией учебно – воспитательного процесса в школе.
Место прохождения практики:
МКОУ Новоуспенская СОШ с 03.05.2021г. по 30.05.2021г.
Школа находится по адресу: Красноярский край, Абанский район, село Новоуспенка, ул. Ленина, д. 28.
Количество кабинетов – 17.
Имеется библиотека, спортивный зал, спортивная площадка на территории школы и оборудованная мастерская для уроков технологии.
В школе обучается 119 учеников, также в школе обучаются дети с ОВЗ и дети с нарушение интеллекта. Также в школе есть группа ГПО, в которую ходят те дети, которым не хватило места в детском саду или родители не захотели их туда водить. В данной группе занимаются подготовкой детей к шеоле.
В педагогический состав входят 25 работников.
Высшей категории – 4;
Первой категории – 13;
Соответствие занимаемой должности – 3;
Заслуженный учитель Красноярского края – 1;
Почетная грамота Министерства образования – 7.
Директор школы Пусенкова Елена Васильевна.
Школа работает в одну смену.
Продолжительность учебной недели:
5-ти дневная учебная неделя в 1 – 11 классах всех типов.
На данный момент в школе изучают 2 иностранных языка: немецкий и английский.
Учащихся 10 и 11 классов один раз в неделю возят в поселок Абан в автошколу, где ученики имеют возможность обучаться на водителя категории В и С.
Я, Новицкая Диана Сергеевна, студентка группы ОБППО-32102КРСно специальности психолого –педагогического образования по специализации: педагогика и психология начального общего образования.
В период с 3 мая по 30 мая 2021 года проходила ознакомительную практику на базе Муниципального казенного образовательного учреждения Новоуспенская средняя общеобразовательная школа (МКОУ Новоуспенская СОШ).
Прохождение ознакомительной практики осуществлялось в соответствии с индивидуальным заданием.
В первый день практики я ознакомилась с этапами и сроками прохождения практики. Прошла инструктаж по техники безопасности в период прохождения практики. Ознакомилась с целями и задачами предстоящей практики, с требованиями, которые предъявляются к подготовке отчетных документов. Ознакомилась и изучила задания на практику и указаниями по его выполнению.
В течении первой недели я проходила ознакомление с Федеральным законом об образовании РФ. Он определяет все особенности образования в нашей стране. Данные нормы направлены на удовлетворение потребностей людей в качественном и правильном образовании, а также на совершенствование сферы образования с учетом потребностей современного времени.
В принципе, закон направлен на улучшение образования, на формирование более жестких правил разработки структуры и программ образовательного характера, на улучшение профессиональных качеств преподавателей.
Законодательно определяет, что школьное образование, в соответствии с конституционными нормами, остается бесплатным, и предоставляется всем желающим по месту жительства. Определен четкий возраст приема детей в школу. Вся структура этого закона основана на необходимости улучшения качества воспитания и обучения.
Школьное образование – это один из важнейших этапов жизни человека. И законодатель крайне внимательно отнесся к разработке все элементов этого образования. Сформировал структуру, достойную развивать все интеллектуальные и индивидуальные способности и особенности ребенка.
Просмотрела устав МКОУ Новоуспенской СОШ. Также изучила инструкции по технике безопасности и охране труда.
Ознакомилась с нормативной документацией, регламентирующей деятельность, права и обязанности образовательных учреждений, педагогов, школьников и их законных представителей. Список данной документации:
· Федеральный закон «Об образовании»;
· Конвенция ООН о правах ребенка;
· Конституция Российской Федерации;
· Федеральный государственный образовательный стандарт;
· Концепция духовно – нравственного развития и воспитания российских школьников;
· Семейный кодекс Российской Федерации. Раздел 4 «Права и обязанности родителей и детей»;
· Устав Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Новоуспенская средняя общеобразовательная школа.
Изучила пошаговые действия в системе школьного образования в случае происшествия или несчастного случая.
2. Данный учитель обязан:
· Срочно организовать первую медицинскую помощь;
· Сообщить руководителю образовательного учреждения, дежурному учителю или дежурному администратору о случившемся;
· Сохранить обстановку места происшествия до расследования;
3. Руководитель образовательного учреждения, дежурный учитель или дежурный администратор образовательного учреждения обязан:
· Вызвать скорую помощь;
· Немедленно принять меры по устранению причин повлекших за собой несчастный случай;
· Сообщить родителям пострадавшего ребенка о произошедшем;
· Сообщить о произошедшем в управление образования по определенной форме;
· Официально дать запрос в лечебное учреждение о характере и тяжести повреждения ;
· Издать приказ о проведении расследования и назначении комиссии по расследованию данного конкретного случая из числа постоянно действующей комиссии по расследованию несчастных случаев в образовательном учреждении.
Также в течении первой недели прохождения ознакомительной практики изучила должностные инструкции учителя и педагога – психолога.
На второй неделе прохождения ознакомительной практики изучала тенденции и направления современных проблем образования в учебных заведениях и выделила несколько основных проблем современного образования:
· Излишняя теоретическая направленность;
· Низкий уровень взаимосвязи между этапами обучения;
· Недостаточная поддержка системы образования со стороны государства;
· Нехватка квалифицированных учителей;
· плохое материально-техническое обеспечение образовательного процесса, то есть многие учебные заведения практически не получают из бюджета средства на приобретение нового учебно-лабораторного оборудования;
· Доступность качества образования для способных детей из малообеспеченных семей, проживающих в сельских поселениях и деревнях.
Составила таблицу со списком наиболее важной литературы, в которой выделены тенденции и проблемы современного образования. (Приложение 1)
Также провела опрос среди учителей школы с какими основными проблемами образования на данный момент сталкиваются учителя в школе.
В опросе приняло участие 15 учителей. Было предложено выбрать несколько проблем из перечисленных далее:
· Нехватка квалифицированных учителей;
· плохое материально-техническое обеспечение образовательного процесса, то есть многие учебные заведения практически не получают из бюджета средства на приобретение нового учебно-лабораторного оборудования.
Составила диаграмму по полученным данным. (Приложение 2)
Изучила процесс составления форм отчетности учителем и педагогом – психологом, просмотрела примеры, которые мне предоставил один из педагогов начальной школы и педагог – психолог.
Прохождение ознакомительной практики пришлось на конец года, как раз на тот момент, когда учителя заполняли отчетные документы, производили выставление оценок за четверть и итоговых оценок.
Каждый учитель, не зависимо имеющий под своим руководством класс или нет, заполнял следующие отчетные документы:
· Качество по классу;
· Качество по учителям;
· Успеваемость по классу;
· Анализ промежуточной аттестации;
Так же заполняют следующие отчетные документы:
· Анализ тренировочных работ (ОГЭ, ЕГЭ декабрь, апрель);
· Предварительное распределение выпускников;
· Аналитические справки на конец года;
· Курсы повышения квалификации;
· Характеристики на учеников;
· Участия обучающихся в мероприятиях (школьный уровень, краевой уровень – два документа);
Просмотрела по каким критериям школьный психолог производит оценку личности младших школьников. Рассмотрела карту наблюдения предложенную педагогом – психологом и составила свою карту наблюдений для оценки сторон личности младшего школьника. (Приложение 3)
Так же рассмотрела предложенную педагогом психологом мониторинговую таблицу личностных УУД. Оценивание происходит по следующим критериям:
· Самооценка. Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки);
· Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учебе);
· Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность).
Для оценивания установлены критерии:
· 0 – 2 низкий уровень;
Оценивание происходит на начало и конец года. После чего выводится итоговый средний балл и уже по нему и по критериям представленным выше, оценивается личностные УУД учащихся.
Третью неделю практики начала с просмотра в сети интернет видеозаписей открытых уроков.(Приложение 4) Проанализировала просмотренные видеозаписи и сделала следующие выводы:
· Педагоги в свой работе используют различные способы подачи информации. Используются различное техническое оборудование, справочные материалы, учебники.
· Используются различные методы подачи информации: диалог, самостоятельный поиск информации, учитель выступает в роли консультанта;
· Педагогами используются разные формы организации учебного процесса, например: работа в парах, работа в группах и т.п.;
· Педагоги проводят уроки в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом;
· Информация предоставляет педагогами в доступной, понятной для учеников форме.
Ознакомилась по открытым источникам с видами педагогической документации образовательных учреждений. Просмотрела примеры педагогической документации образовательного учреждения, в котором проходила ознакомительную практику.
Изучила процесс подготовки к проведению развивающих мероприятий и просмотрела примеры планов развивающих мероприятий. Посетила развивающее мероприятие, которое проводил педагог – психолог школы. Попробовала составить план такого мероприятия, используя рекомендации педагога – психолога.
Посетила занятия педагога – психолога школы с детьми младшего школьного возраста и разных классов (1 – 4 классы). Посмотрела, какие методы, в свей работе, использует педагог – психолог.
Для определения личностных УУД для каждого класса используются определенные методики.
· «Беседа о школе» (модифицированная методика Т. А. Нежновой, А. Л. Венгера, Д. Б. Эльконина);
· Цвето – рисуночный тест А. О. Прохорова и Г. Г. Геннинг;
· Опросник Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации»;
· Анкета Л. М. Ковалевой «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе»;
· Задания на оценку усвоения нормы взаимопомощи;
· Цвето – рисуночный тест А. О. Прохорова и Г. Г. Геннинг;
· Опросник Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации»;
· Задание на учет мотивов героев в решении моральной диллемы (модифицированная задача Ж. Пиаже);
· Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха;
· Цвето – рисуночный тест А. О. Прохорова и Г. Г. Геннинг;
· Опросник Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации»;
· Анкета Т. И. Юферевой «Три оценки» (методика А. И. Липкиной);
· Задание а выявление уровня моральной децентрации (Ж. Пиаже);
· Проба на внимание (П.Я. Гальперин и С. Л. Кабельницкая).
· Методика «КТО Я?» (медификация Куна);
· Цвето – рисуночный тест А. О. Прохорова и Г. Г. Геннинг;
· Рефлексивная самооценка учебной деятельности;
· Анкета «Оцени поступок» дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э. Туриелю в модификации Е. А. Корчагиной и А. О. Карабановой);
· Опросник Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации»;
Подготовила предложения и рекомендации по усовершенствованию процесса организации проведения учебно – воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста:
· Использовать в работе с детьми различное техническое оборудование;
· Проводить интересные физминутки, с использованием песенок или видео;
· Использовать в работе разделение на группы, пары постоянного и сменного составов;
· Использовать в работе различные настольные игры соответствующие возрасту школьников.
Последнюю неделю практики я начала с посещения занятий педагога – психолога школы с детьми, которые пойдут в первый класс в новом учебном году. Диагностика проходила в формате беседы. Ребятам необходимо было ответить на ряд вопросов, например:
· Назвать свои фамилию, имя и отчество, а так же своих родителей;
· Место своего жительства;
· Государство проживания и столицу этого государства;
· Назвать примеры планет;
· Назвать предложенные им фигуры;
В конце беседы использовалась методика «Рисунок человека». Ребенку предлагается на листе форматом А4 нарисовать простым карандашом просто человека. Данная методика позволяет оценить уровень умственного развития ребенка, определить его побуждения, тревоги и конфликты. Этот тест – один из наиболее используемых диагностических методов.
Далее я изучала методы взаимодействия педагога – психолога, учителя и детей.
Педагогическое взаимодействие учителя и учеников – это совместная деятельность учителя и учащихся на уроке и вне его, в основе которого лежат такие формы ее взаимоотношений как сотрудничество, диалог, партнерство, кооперация и т. п.
В качестве основных параметров этой формы взаимодействия выделяют:
· Корректность между учителем и учащимися.
В процессе педагогического взаимодействия могут возникать такие психологические феномены:
· Коппинг – поведение – процесс активного и конструктивного приспособления;
· Фасилитация – повышение уровня эффективности взаимодействия между учителем и учениками в силу авторитета;
· Ингибиция – понижение уровня эффективности взаимодействия между учителем и учениками в силу низкого авторитета.
Особую роль в педагогическом взаимодействии играет взаимопонимание между учителем и учащимися.
Процесс взаимодействия учителя и учащихся сложный, неоднозначный процесс, который не проходит без противоречий и конфликтов.
После изучения методов взаимодействия педагога – психолога, учителя и детей, я посетила уроки детей 2 класса. Просмотрела, какие методы использовал учитель на уроке, например:
· Работа в группах и парах;
Дети при помощи наводящих вопросов или при помощи различных кроссвордов, ребусов, примеров и задачек, разных заданий подходили к теме урока и старались самостоятельно ее сформулировать. На каждом уроке дети отрабатывали умение ставить цели исходя из угаданной темы. В конце урока дети делали выводы о прошедшем уроке. Анализировали, какие знания они получили на уроке, что для них было сложно, а что далось им без труда. Так же использовался метод самооценки – ученики самостоятельно и качественно ставили себе оценки. Если класс не был согласен с оценкой того или иного ученика, то тогда разбирались его ошибки и недочеты и приходили к общему субъективному мнению.
На некоторых уроках учитель предоставлял ученикам возможность самостоятельно добывать необходимую информацию и выступал в роли консультанта. Также на уроках использовался метод дифференциации.
Дифференциация обучения – это организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально – типологические особенности личности (способности общие и специальные, уровень развития, интересы, психофизиологические свойства нервной системы и т.д.), характеризуется созданием групп учащихся, в которых содержание образование, методы обучения, организационные формы различаются.
В последние дни прохождения ознакомительной практики я проводила анализ и систематизацию собранных нормативных и фактических материалов за период прохождения ознакомительной практики. Еще раз присмотрела нормативную документацию, федеральные законы связанные с образованием.
Составила примерный план отчета по практике, произвела коррекцию дневника по практике.
На основе индивидуального задания, дневника по практике и плана отчета по прохождению ознакомительной практики оформила отчет по прохождению ознакомительной практики в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении Новоуспенской средней общеобразовательной школе в период с 3 мая 2021 года по 30 мая 2021 года.
После написания, корректировке и оформления отчета по ознакомительной практике подготовилась к защите практики.
В последний день прошла защита практики.
Каждый день на протяжении всей ознакомительной практики я заполняла дневник по практике, в котором отражается краткое содержание того, что я делала в течении каждого дня.
Я, Новицкая Диана Сергеевна, студентка группы ОБППО-32102КРСно специальности психолого –педагогического образования по специализации: педагогика и психология начального общего образования.
В период с 3 мая по 30 мая 2021 года проходила ознакомительную практику на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Новоуспенской средней общеобразовательной школы.
В течении прохождении практики я познакомилась с большим количеством различной методической литературы, с федеральными законами в области образовании, отчетными документами педагогов и педагогов – психологов.
В заключении своего отчета хочу сказать, что при прохождении ознакомительной практики трудностей практически не возникало. Было очень интересно ознакомиться с работой педагога – психолога школы, учителей. Понравилось присутствовать и наблюдать за занятиями педагога – психолога с детьми младшего школьного возраста. Так же интересно было посмотреть, какие методы взаимоотношений используют учителя и педагог – психолог в своей работе с учениками. Интересно было узнать, какие методики для диагностики детей младшего школьного возраста в своей работе использует педагог – психолог школы.
Данная ознакомительная практика поможет мне в дальнейшей работе как педагога – психолога, так и как учителю начальных классов.
На протяжении всей практики мне помогала и наталкивала на верные мысли педагог – психолог школы Богданова Анастасия Викторовна. Она показала себя квалифицированным и отзывчивым специалистом.
Мне очень понравилось работать непосредственно с самими детьми, беседовать с ними, анализировать их ответы.
Я считаю, что данная практика очень хорошо подготавливает к дальнейшей профессиональной деятельности.
практика синергия. 4.Отчет. московский финансовопромышленный университет синергия
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Факультет Электронного обучения
Направление/специальность подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Профиль/специализация: Педагогика и психология дошкольного образования
Форма обучения: Заочная
Отчет
ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
Ознакомительная практика
_________________________1_________________________
Обучающийся
Москва 20 20 г.
Список использованных источников и литературы
Введение
Учебную практику я прошла на базе Негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия».
Целью практики является ознакомление с особенностями и задачами будущей профессиональной деятельности, в том числе закрепление теоретических и практических знаний, полученных во время обучения, а также их применение на практике.
Во время прохождения практики я должна решить задачи следующего порядка:
— познакомится с нормативной документацией, регламентирующей деятельность, права и обязанности дошкольных образовательных учреждений, педагогов дошкольного образования,
— определить основные направления современных проблем образования в дошкольных учебных заведениях.
В современных условиях особую актуальность приобретает вовлечение ребенка дошкольного возраста в процесс освоения культуры, которая обладает огромным потенциалом в преодолении духовно-нравственных и экологических проблем воспитания. Именно этот возрастной период, как показывают исследования ученых, является наиболее сензитивным для приобщения ребенка к культуре своего народа, своей страны.
-правила внутреннего трудового распорядка,
Обязательная документация по организации воспитательно-образовательного процесса включает в себя: календарный план воспитательно-образовательной работы, табель посещаемости детей.
Практика доказывает необходимость упорядочения документации, которую ведет воспитатель ДОУ.
Порядок в документации, умение быстро найти и проанализировать имеющиеся материалы помогут педагогу при подготовке к новому учебному году, аттестации воспитателя.
Документация может быть систематизирована в следующих папках: информационно-нормативная (01), планирования и анализа (02), организации воспитательно-образовательной работы (03).
1.1.Должностная инструкия воспитателя группы раннего дошкольного возраста.
1.2.Инструкция по охране жизни и здоровья детей раннего возраста.
1.3.Сезонные инструкции по технике безопасности работы на участке.
1.4.Инструкция по технике безопасности при организации занятий на физкультурной площадке.
2.Документация по организации работы воспитателя:
2.1.Основная образовательная программа дошкольного образования в группе раннего возраста. / Рабочая программа.
2.2.Перспективное и календарное планирование в соответствии с положением о планировании.
2.4.Педагогическая диагностика (мониторинг, индивидуальные карты развития, индивидуальные образовательные маршруты / программы).
2.6.Творческая папка по самообразованию.
3.Документация по организации работы с воспитанниками:
-Сведения о детях и родителях.
-Лист здоровья на воспитанников группы.
-Режим группы (на холодный период, теплый, адаптационный).
Рабочая программа педагога разрабатывается на основе образовательной программы ДОУ.
Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года).
Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения
Перспективный план составляется на год, а календарный план составляется на неделю или на каждый день. В каждом дошкольном учреждении принято использовать единую для всех педагогов форму написания планов.
Составление плана в группах раннего возраста имеет свою специфику и планируется в три этапа:
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ДОУ ведется работа в направлениях:
— Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
-Повышение педагогической культуры родителей.
— Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
— Работа с родителями в детском саду планируется заранее, поэтому начинать работу необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду.
— Проведение анкетирования, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
2 Педагог-психолог как специалист, несущий ответственность за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение
В современных условиях специалисты в области педагогики и психологии являются востребованными на рынке труда. Данная профессия приобретает широкое распространение в различных отраслях, не считая тех, где помощь в социальной адаптации и воспитании личности является основополагающей целью.
Помимо профессиональных знаний и умений в сфере психологии, специалист должен обладать рядом личностных качеств. Одними из основополагающих черт, присущих педагогу-психологу, является высокая духовная организация и чувство ответственности.
Учитель, воспитатель дошкольного учреждения, преподаватель университета и др. содействуя формированию человека как созидателя всех материальных и духовных ценностей и как основной духовной ценности общества, прямым образом влияют на развитие производительных сил общества, приобщают подрастающее поколение ко всем достижениям мировой культуры и создают тем самым предпосылки для дальнейшего прогресса человечества.
Функция современного педагога помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социокультурной ситуации современного общества, учить их жить по законам и нормам, которые сегодня только «проклевываются», но завтра станут идеалом.
В самой деятельности педагога заложено гуманистическое начало. Оно реализуется в стремлении воспитывать в человеке человеческое, проявляется в отношении ко всем участниками воспитательного процесса (ребенок, его семья, коллеги и др.). Гуманизация и демократизация всех сфер общественной жизни, и прежде всего системы народного образования, обусловили усиление социальных функций педагога.
Современный педагог ДОУ должен,прежде всего, быть ориентированным на личностное взаимодействие с каждым воспитанником, исключающим авторитарную модель построения воспитательно-образовательного процесса.
Дошкольное образование целиком и полностью выстроено на процессе взаимодействия педагога с детьми, а поскольку педагог для ребенка является достаточно значимой фигурой, то именно на воспитателя ложится ответственность за качество данного процесса. Из этого следует, что рядом с детьми должны находиться высокопрофессиональные педагоги. Именно рядом с детьми, потому что если ребенок и педагог являются партнерами и общаются на равных, то это обеспечивает необходимый для полноценного развития ребенка психологический комфорт.
Современный педагог должен быть готов к гибкой корректировке воспитательно-образовательного процесса, отталкиваясь от интересов и потребностей воспитанников. Целью должно стать не формирование знаний, умений и навыков, а развитие личности ребенка.
Главная задача для воспитателя современного детского сада – постепенный уход от стереотипов, организация мыслительной деятельности, в ходе которой будет происходить переоценка собственных профессиональных действий, своих установок по отношению к ребенку.
Только реальные изменения в сознании педагога приведут нас к изменениям во всем воспитательно-образовательном процессе, еще одна важная составляющая профессиональной компетентности педагога – это постоянное совершенствование своих знаний, овладение прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения.
Педагог должен быть способным к самоанализу и самооценке, восприятию новой информации и внедрению в свою работу инновационных форм взаимодействия со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса. Навыки самоорганизации, умение анализировать и применять нужную информацию, навыки эффективной коллективной деятельности – современные требования к качеству образования.
Современному детскому саду нужен педагог, который будут не «учителем», а старшим партнером для детей, способствующим развитию личности воспитанников; педагог, способный грамотно планировать и выстраивать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на интересы самих детей, но при этом не бояться отойти от намеченного плана и подстраиваться под реальные ситуации; педагог, который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, а также способный к сотрудничеству, владеющий психолого-педагогическими знаниями, современными информационно-коммуникативными технологиями, способный к самообразованию и самоанализу. Таким образом, современный педагог – это, прежде всего, самостоятельный, творческий и уверенный в себе человек. К такой роли нужно готовиться, потому что выступать в ней нелегко.
3 Основные направления современных проблем образования в дошкольных учебных заведениях
Главной задачей российской образовательной политики в последние годы стало обеспечение современного качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствии актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства
Первоочередными в образовательной политике первого этапа модернизации оказываются реализация программ дошкольного образования и принятие мер для укрепления здоровья подрастающего поколения.
Говоря о современном состоянии дошкольного образования, необходимо отметить, что, несмотря на трудности, которые оно испытывает, ему удалось сохранить лучшие российские традиции.
Педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка (физическая культура, ознакомление с окружающим миром, художественно-эстетическое и др.), предусматривается система мер по охране и укреплению здоровья детей, соблюдается принцип комплексности, используются парциальные программы, сочетающие различные стороны педагогического процесса.
Появляются также и новые, нетрадиционные виды содержания работы дошкольного образовательного учреждения: хореография и ритмика, обучение иностранному языку, новым технологиям изобразительного творчества, компьютерное обучение, приобщение к национальной культуре, делается больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.
В сегодняшнем образовательном пространстве предлагается широкий спектр отечественных программ, реализующих разные подходы к организации педагогического процесса в ДОУ.
Каждая из них выдвигает тот или иной приоритет образования: познавательное развитие, эстетическое, экологическое. Важно учитывать, что активизация одних направлений развития ребенка за счет других приводит к обеднению личностного развития и ухудшению физического и психического состояния дошкольника.
Несмотря на это, среди тенденций образовательного процесса в ДОУ на современном этапе существенно возрастание объема и интенсивности познавательной деятельности.
Вводятся дополнительные занятия для ребенка, например иностранные языки, компьютерное обучение, экология, ОБЖ и т.д.
При этом нет четкого контроля и дозирования учебной нагрузки, во многих дошкольных учреждениях нет адекватных педагогических условий и не разработаны организационно-методические подходы, которые позволили бы компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок.
Нововведения подобного рода снижают и без того недостаточный, по оценке специалистов, уровень двигательной активности и оказывают отрицательное воздействие на состояние здоровья детей. Известно, что потребность детей в двигательной активности удовлетворяется во время их пребывания в ДОУ лишь на 45— 50% даже при трехразовом проведении физкультурных занятий, а сейчас во многих ДОУ их количество снизилось до двух, а иногда и одного раза в неделю.
В современных программах для ДОУ физическое воспитание не приоритетный раздел. Однако в проведенных ранее многочисленных исследованиях отмечена тесная зависимость между уровнем заболеваемости и уровнем двигательной активности человека на различных этапах онтогенеза Установлено, что наибольшая результативность процесса дошкольного образования достигается в том случае, если суточный объем организованной двигательной деятельности ребенка составляет от 30 до 40% времени бодрствования.
Ориентация содержания программ преимущественно на умственное развитие детей снижает интерес педагогов к физическому воспитанию дошкольников.
Анализ литературы показал, что зарубежные программы дошкольного образования в большинстве своем направлены на интегрированный характер учебного курса.
Так, например, дошкольные программы Великобритании, признавая самоценность детства, рассматривают его как часть жизни, а не как подготовку к обучению на следующей ступени жизни, ребенок воспринимается как целостное существо, все стороны развития которого взаимосвязаны. Поэтому обучение не разделяется на предметы.
Требования американской Национальной ассоциации образования маленьких детей США также ориентируют дошкольные учреждения на развитие и образование «ребенка в целом»: практика должна соответствовать уровню развития детей, т.е. учебный курс не должен расчленяться на отдельные дисциплины.
Продолжая разговор о проблемах образовательных программ для ДОУ, нельзя не сказать, что все они предназначены главным образом для здоровых детей, количество которых, согласно данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья РАМН, составляет лишь около 10%.
При планировании педагогического процесса в ДОУ практически не учитываются состояние психического здоровья, адаптационные ресурсы и возможности детей.
Тенденция ухудшения здоровья детей дошкольного возраста обусловливает необходимость физкультурно-оздоровительной работы непосредственно в условиях ДОУ, где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, есть возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.
В современной системе общественного дошкольного образования произошли качественные изменения, связанные с появлением многообразных типов и видов ДОУ, распределенных по разным категориям.
В настоящее время в системе дошкольного образования существует проблема умственных перегрузок, которые испытывают дети, и ухудшающегося состояния здоровья. Это обусловлено большим количеством разнообразных программных направлений и дополнительным внепрограммным образованием, снижением двигательной активности.
В программах ДОУ по различным учебным дисциплинам не уделяется должного внимания применению здоровьесберегающих технологий, интеграции двигательной и познавательной деятельности детей.
И несмотря на предлагаемые сегодня для ДОУ разные разработки, отсутствуют такие, которые отвечали бы за высокую потребность детей в двигательной деятельности, организованной в соответствии с особенностями детского организма.
Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, свидетельствуют о незаменимом вкладе целенаправленного физического воспитания в процесс психомоторного, умственного и эмоционального развития детей дошкольного возраста.
Вышеизложенное подчеркивает исключительное значение воспитания детей и необходимость поиска путей его дальнейшего совершенствования с учетом основных тенденций развития дошкольного образования в России.
Совершенствование системы физического воспитания детей дошкольного возраста представляет собой сложную комплексную проблему, успешное решение которой зависит от ее ресурсного обеспечения: организационного, научно-методического, кадрового, финансового и материально-технического.
Заключение
Учебную практику я прошла на базе Негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия».
В современных условиях особую актуальность приобретает вовлечение ребенка дошкольного возраста в процесс освоения культуры, которая обладает огромным потенциалом в преодолении духовно-нравственных и экологических проблем воспитания. Именно этот возрастной период, как показывают исследования ученых, является наиболее сензитивным для приобщения ребенка к культуре своего народа, своей страны.
Так, в ходе пройденной ознакомительной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности я смогла:
— познакомится с нормативной документацией, регламентирующей деятельность, права и обязанности дошкольных образовательных учреждений, педагогов дошкольного образования,
— определить основные тенденции и направления современных проблем.
5 Ерофеева Т.И. Изучение подходов к организации вариативного обучения детей дошкольного возраста (на материале обучения математике) // Проблемы дошкольного образования: матер. науч. конф. М., 2017. С. 34—37.
10 Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность: учеб. пособие. М., 2016.
12 Программа воспитания и обучения в детском саду / отв. ред. М.А. Васильева. М., 2016