ожидаемыми результатами по обучению игре в шахматы детей 4 х 5 ти лет являются

Учебно-тематический план по обучению игре в шахматы детей 4–5 лет

ожидаемыми результатами по обучению игре в шахматы детей 4 х 5 ти лет являются. 9ff5e8b1c8f23fd3810ff08f7e578b45. ожидаемыми результатами по обучению игре в шахматы детей 4 х 5 ти лет являются фото. ожидаемыми результатами по обучению игре в шахматы детей 4 х 5 ти лет являются-9ff5e8b1c8f23fd3810ff08f7e578b45. картинка ожидаемыми результатами по обучению игре в шахматы детей 4 х 5 ти лет являются. картинка 9ff5e8b1c8f23fd3810ff08f7e578b45. Шелудько Надежда Викторовна
Учебно-тематический план по обучению игре в шахматы детей 4–5 лет

Цель: развитие интеллектуальных способностей детей в процессе обучения детей игре в шахматы.

• вызвать интерес к игре;

• развивать наблюдательность, внимание, память;

• упражнять в пространственном ориентировании;

• познакомить с координационной системой;

• упражнять в количественном и порядковом счете;

• развивать мыслительную деятельность,

• развивать мелкую моторику.

• умение считать до 10 и более;

• иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;

• различать и называть шахматные фигуры;

• правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске;

• учить работать с диаграммами, понимать и выполнять несложные задачи;

• воспитывать интерес к игре.

Ход работы

1.Тема: «В стране шахматного королевства»

Цель:Познакомить детей с шахматной игрой, способствовать развитию интереса к шахматной игре.

Методические приемы:Самостоятельные игры с шахматными фигурами

2.Тема:«Знакомство с шахматными фигурами»

Цель:Познакомить детей с шахматными фигурами. Учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении той или иной фигуры в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук. Прививать интерес к игре с шахматными фигурами.

Методические приемы: д/и “Большая и маленькая”, “Что общего?” «Найди фигуру», «Угадай-ка», «Кто быстрее».

3.Тема:«Шахматные фигуры»(сказка «Шахматный теремок»)

Цель:Закрепить названия шахматных фигур, развивать внимательность, память. Воспитывать желание играть с шахматными фигурами.

Методические приемы: д/и «Чудесный мешочек», «Белые и черные», «Снежный ком», «Какой фигуры не стало»

4.Тема:«Шахматные фигуры»(сказка «Шахматная реп-ка»)

Цель:Продолжать закреплять знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий. Воспитывать желание играть с шахматными фигурами.

Методические приемы: д/и «Угадай-ка», «Кто быстрее», «Прятки», «Чудесный мешочек».

Цель:Познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Учить правильно, располагать доску между партнерами. Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий.

Методические приемы: д/и «Путаница», «Что пропало?», «Кто быстрее расставит»,

Цель:Закрепить материал посредством дидактических игр-заданий. Развивать память, внимание, мелкую моторику, воспитывать усидчивость.Методические приемы:работа с диаграммой: закрась фигуры, найди ошибку в расстановке, д/и «Какой фигуры не стало?»

7.Тема:«Начальное положение» (итоговое)

Цель:Продолжать знакомить детей с начальной расстановкой фигур. Закрепить материал посредством дидактических игр-заданий. Формировать навык самоконтроль.Методические приемы: д/и «Путаница», «Да и нет». блиц опрос по пройденным темам, работа с раскрасками.

Цель:Познакомить с новыми понятиями: шахматная доска, «белые», «черные» поля, чередование белых, черных полей, «центр» шахматной доски, шахматные поля квадратные. Развивать внимательность. Воспитывать усидчивость.

Методические приемы:«Выложи шахматную дорож-ку», раскрасить шахматное поле, на диаграмме обозначить центр с помощью символов.

Цель:Продолжать знакомить с шахматной доской.Познакомить с понятиями: горизонталь, вертикаль. Упражнять в счете до 8. Закрепить материал посредством дидактических игр-заданий. Воспитывать бережное отношение к вещам.

Методические приемы:выложить фишками шахмат-ную дорожку – вертикаль, горизонталь, работа с диаграммами.

Цель:Познакомить с новым понятием: диагональ. Упражнять в умении сравнивать линии по длине.Повторить понятия: горизонталь, вертикаль. Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.

Методические приемы: фишками заполнить любую горизонталь, вертикаль, диагональ, работа с шахматными диаграммами

Цель:Продолжать учить детей ориентироваться на шахматной доске, находить и показывать горизонталь, вертикаль, диагональ. Упражнять в счете до 8. Воспитывать бережное отношение к вещам.

Методические приемы:раскрасить шахматные дорожки (1-ю горизонталь, самую длинную диагональ и т. д., д/и «Диагональ, «Вертикаль», «Горизонталь», «Центр».

12.Тема:«Шахматная фигура ладья»

Цель:Познакомить детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «ход фигуры».Ладья ходит по прямым линиям: горизонталям, вертикалям. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Развивать творческие способности. Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.

Методические приемы:работа с диаграммами, слепить шахматную фигуру ладья, «Лабиринт».

13.Тема:«Шахматная фигура ладья»

Цель:Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «взятие». Закрепить знания детей о фигуре ладья посредством дидактических игр.

Методические приемы:игра на «уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух, д/и «Цепочка».

14.Тема:«Шахматная фигура ладья» (игровая практика)

Цель:Упражнять в умении ходить ладьей, отслеживать взаимодействие между белой и черной ладьей на шахматной доске, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперед. Воспитывать доброжелательные отношения в игре.

Методические приемы:Дидактические задания и игры “Перехитри часовых”, “Один в поле воин”, “Кратчайший путь”.

15.Тема:«Шахматная фигура ладья»

Цель:Закрепить полученные знания детей о фигуре «ладья», в игровой практике на шахматной доске, упражнять в умении ходить шахматной фигурой «ладья». Воспитывать усидчивость.

Методические приемы: «Загадки шахматной шкатул-ки», игры и упражнения в паре.

16.Тема:Рисование «В шахматном королевстве»

Цель:Побуждать детей к самостоятельному созданию художественного образа.

Методические приемы:игры с шахматными фигурами.

17.Тема:«Шахматный досуг»

Цель:Закрепить знания детей о шахматной игре, развивать интерес к играм соревновательного характера, воспитывать интерес к шахматной игре.

Методические приемы: отгадывание загадок, задание-эстафета «Кто правильнее расставит начальную позицию», коллективный рисунок на шахматную тематику, сюрприз.

18.Тема:Экскурсия в городской шахматный клуб

Цель:Знакомство с городским шахматным клубом «Белая ладья». Развивать интерес к шахматной игре.

Методические приемы: конкурсы, игры.

Дидактические игры при обучении детей игре в шахматы 1 «Куча мала». Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте какую-нибудь из фигур и ощупываете её. Выбранную шахматную.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 10-учебно — тематический план на январь Январь 15 занятие Познавательное занятие «Строение растений» Цель. Обобщить и расширить представления дошкольников о строении растений.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 11-учебно-тематический план на февраль Февраль 18 занятие «Лес в жизни человека» Цель. Уточнить представления о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом.

Источник

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный шахматист» для детей средней группы 4–5 лет

Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста.

Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико – синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, дерзости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формируют волю к победе в напряжённой спортивной борьбе.

Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.

Занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию способности действовать в уме.

Существует множество разнообразных приемов, которые позволяют дошкольникам освоить правила шахматной игры. Начать обучение необходимо с игры, но не в шахматы, а в знакомство с историей шахмат и с шахматными фигурами.

Важное значение имеет специально организованная игровая деятельность, создание игровых ситуаций. Именно в игровой форме предлагаем вводить детей в мир шахмат: знакомить с историей появления шахмат. В простой доходчивой форме рассказать о шахматных фигурах и «волшебных» свойствах доски.

Эффект игрового метода знакомства с шахматами велик. Ребенок в игре не замечает, что его обучают и постепенно заинтересуется шахматами, и в обучении наступит уже новый этап – основы теории.

Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовно, одновременно являясь средством обучения, воспитания и развития. Важно, чтобы это средство было ненавязчивым, увлекательным, интересным. Только в этом случае оно будет полезным и эффективным.

Новизна данной программы:

В основу педагогической разработки положен замысел использования шахмат, как одного из средств, развития логического мышления, помогающего подготовить дошкольника к успешному постижению общеобразовательных школьных дисциплин, в первую очередь математического цикла.

Актуальность программы:

Дошкольное детство – небольшой период в жизни человека. Но именно в это время ребёнок овладевает речью, мышлением, воображением. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. Придя в школу, многие дети не могут сосредоточиться, усидеть на одном месте, не способны действовать в уме, то есть не могут сформировать внутренний план действий. Чтобы помочь нашим выпускникам, будущим первоклассникам мы решили познакомить их с шахматами. Знакомство с шахматами в раннем возрасте способствует развитию у детей воображения и логического мышления, укрепляет память, учит сравнивать и планировать свою деятельность. Дети учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного и увлекательного.

На основании выше изложенного мы решили в нашем детском саду реализовать проект на тему: «Юный шахматист».

Цели программы:

Знакомство дошкольников с шахматами как видом спорта и популяризация шахмат среди дошкольников и их родителей.

Задачи программы:

-формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы;

-способствовать освоению детьми основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, начальная позиция, взаимодействие между фигурами на шахматной доске;

-познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры;

-обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной партии;

-учить ориентироваться на плоскости.

-развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;

-развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;

-способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;

-развивать коммуникативные качества.

-воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений;

Отличительная особенность данной программы:

1. Систематизация имеющегося опыта по теме программы.

2. Применение разнообразных видов работы с детьми.

3. Использование в работе новых развивающих технологий.

4. Доступность методического материала.

Срок реализации,продолжительность образовательного процесса:

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Занятия проводятся 1 раза в неделю по 20 минут. Всего 34 занятия в год. Работа составлена с учетом интеграции образовательных областей. Тематика занятий в календарных планах воспитательно–образовательной работы в средней группе с детьми 4-5лет построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и является дополнением к программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.

Возраст обучающихся: от 4 до 5 лет.

Количество обучающихся в группе: 25 человек.

Условия набора детей:

• Желание родителей детей средней группы.

Формы организации деятельности детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная. Работа с художественной и научно-популярной литературой, работа в сети интернет, работа с родителями, занятия, просмотр видео материала, оформление альбома «Короли шахматного мира», выставка рисунков «В шахматном королевстве», собирание «Шахматной шкатулки».

-приобретение ребенком всего комплекса интегративных качеств;

-активное вовлечение детско-взрослого сообщества в социум;

-овладение ребенком элементарными навыками шахматной игры.

Формы подведения итогов реализации программы:

Для отслеживания динамики освоения образовательной программы осуществляется начальная (октябрь, промежуточная (январь) и итоговая (май) диагностика. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений. Увидеть результаты достижений каждого ребёнка поможет педагогическое наблюдение, индивидуальные беседы,тесты. Формой подведения итогов реализации программы является итоговое открытое занятие.

№п/п Темы Количество часов

Всего Теория Практика

1 Набор детей. Мониторинг.

Оформление уголка «Шахматный мир». 20 минут 5 минут 15 минут

2 Работа в уголке «Шахматный мир». 20минут 5 минут 15 минут

3 «Знакомство с миром шахмат». 20минут 5 минут 15 минут

4 «Шахматы-один из видов спорта». 20 минут 5 минут 15 минут

5 Шахматы (фиксики). 20 минут 5 минут 15 минут

6 «Волшебная доска». 20 минут 5 минут 15 минут

7 «Проспекты, улицы, переулки волшебной доски». 20 минут 5 минут 15минут

8 Составь доску. 20минут 5 минут 15 минут

9 «Шахматная мозаика«. 20 минут 5 минут 15 минут

10 Удивительные приключения шахматной доски. 20минут 5 минут 15минут

11 Мудрые сказки тетушки совы-шахматы 20 минут 5 минут 15 минут

12 «Ни шагу назад» 20 минут 5 минут 15 минут

13 «Шахматная доска 20 минут 5 минут 15 минут

14 «Приключения в Шахматной стране«. 20 минут 5 минут 15 минут

15 «Шахматная шкатулка». 20 минут 5 минут 15 минут

16 «Покажи и назови», «Расставь на доске». 20 минут 5 минут 15 минут

17 Учимся играя в шахматы. 20 минут 5 минут 15 минут

18 «Котята- хвастунишки». 20 минут 5 минут 15 минут

19 Прямолинейная, бесхитростная фигура (ладья) 20 минут 5 минут 15 минут

20 Шахматные игры и упражнения. 20 минут 5 минут 15 минут

21 Шахматные игры и упражнения. 20 минут 5 минут 15 минут

22 «Совсем этот слон на слона не похож». 20 минут 5 минут 15 минут

23 «Вежливые Слоны». 20 минут 5 минут 15 минут

24 Учимся играя в шахматы. 20 минут 5 минут 15 минут

25 В гостях у Ферзя. 20 минут 5 минут 15 минут

26 Ферзь. 20 минут 5 минут 15 минут

27 Прыг, скок и вбок». 20 минут 5 минут 15 минут

28 «Ход конем». 20 минут 5 минут 15 минут

29 Конь. 20 минут 5 минут 15 минут

30 «И король жаждет боя «. 20 минут 5 минут 15 минут

31 Вылепи любимую фигуру. 20 минут 5 минут 15минут

32 Развлечение «Путешествие в королевство шахмат«. 20минут 5 минут 15 минут

33 Мир шахмат глазами детей 20 минут 5 минут 15 минут

34 Открытое занятие 20 минут 5 минут 15 минут

№ Темы Содержание Цели Месяц

Набор детей.

Оформление уголка «Шахматный мир» Мониторинг. Подбор дидактического материала. Сентябрь

Работа в уголке «Шахматный мир». Беседа. Знакомство с уголком «Шахматный мир». Побудить интерес к миру шахмат.

«Знакомство с миром шахмат» Просмотр презентации «Сказочная страна шахмат».

Чтение сказки «Шахматное королевство». Познакомить с историей

шахмат.

Заинтересовать через использование художественного слова, видео материала.

«Шахматы-один из видов спорта».

Шахматы (фиксики) Просмотр мультфильма. Беседа по содержанию. Д/И «Чего не стало». Пробудить интерес к шахматной игре,

развивать память, внимание, мышление.

«Волшебная доска». Чтение сказки «Котята хвастунишки». Беседа по содержанию. Рассматривание шахматной доски. Знакомство с шахматной доской. Белые

и черные поля. Чередование белых и

черных полей на шахматной доске.

Шахматная доска и шахматные поля

«Проспекты, улицы, переулки волшебной доски». Презентация.

Рассматривание шахматной доски.

Дид/упр «Закрась клеточки». Продолжать знакомить с шахматной доской,Расположение

Развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Дидактическая игра. Пальчиковая игра «Шахматисты Закрепить знания квадрата и количественного счета в пределах 8.

Дать представление о горизонтальных и вертикальных линиях шахматной доски. Расположение доски

Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику рук, глазомер.

«Шахматная мозаика». Отгадывание загадок. Аппликация. Развивать интерес к занятиям шахматами. Воспитание усидчивости. Закрепить знания о шахматной доске.

Удивительные приключения шахматной доски. Чтение сказки. Беседа по содержанию.

Дид/упр «Закрась линию». Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику рук, глазомер; закрепить знания о вертикальных, горизонтальных, диагональных линиях. Декабрь

Мудрые сказки тетушки совы-шахматы. Просмотр мультфильма.

Д/и «Расставь на доске». Раскрашивание шахматной доски. Закрепить знания о шахматной доске; о вертикальных, горизонтальных, диагональных линиях и их обозначениях; развивать память, внимание мышление.

Воспитывать любовь детей к шахматам.

«Ни шагу назад» Чтение сказки.

Д/и «Чего не стало». Учить ориентироваться на плоскости. Продолжать воспитывать интерес к шахматам, желание слушать сказку. Развивать внимательность.

«Шахматная доска»

Рисование. Чтение рассказа про Вадика и Сережу.

Продолжить знакомство детейс шахматной доской, чередованием белых и черных полей на ней.

Развивать умение пользоваться линейкой и карандашом.

Упражнять в ориентировании на тетрадном листе в большую клетку.

Формировать дружеские взаимоотношения. Формировать познавательный

«Приключения в Шахматной стране» Просмотр мультфильма

Д/И «Большая-маленькая» Познакомить детей с шахматными фигурами- Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король

«Шахматная шкатулка». Чтение стихов, отгадывание загадок. Д/и «Убери такую же»,

Уточнить и обобщить имеющиеся знания у детей о шахматной доске, обозначениях на ней. Познакомить детей пешкой (особенности внешнего вида,местом пешек на доске, тем как ходят пешки, по каким линиям.

Развивать ориентировку на плоскости, логическое мышление. Январь

«Покажи и назови», «Расставь на доске».

Дидактические игры и упражнения.

Раскрашивание силуэта «пешка» Закрепить представления детей о пешках.

Учимся играя в шахматы. Просмотр мультфильма. Беседа по содержанию. Упр. «Расставь фигуры». Работа в тетради. Продолжать знакомить с шахматными фигурами, шахматной доской.

Хвастунишки». Чтение и инсценировка

дидактической сказки Воспитывать интереск шахматам. Февраль

Прямолинейная, бесхитростная фигура (ладья).

Чтение сказки, загадывание загадок. Чтение стихотворения «Ладья». Познакомить с шахматной фигурой ладьей (особенности внешнего вида, ее местом на шахматной доске, как ходит эта фигура).

Продолжать воспитывать интерес к шахматам, желание слушать сказку; отвечать на вопросы по содержанию.

Шахматные игры и упражнения. Д/и «Что изменилось», «Покажи и назови». Раскрашивание силуэта

Закрепить представления о ладье, активизировать мыслительную деятельность детей.

Шахматные игры и упражнения. Дид/игры «Чудесный мешочек», «Покажи и назови», «Сложи фигуру», «Расставь на доске». Закрепить знания о пешке и ладье. Развивать память, логическое мышление, ориентировку на плоскости.

«Совсем этот слон на слона не похож».

Дид/игры «Покажи и назови», «Сложи фигуру», «Расставь на доске». Чтение стихотворения «Слон».

Познакомить с шахматной фигурой слон (особенности внешнего вида, ее местом на шахматной доске, как ходит эта фигура). Продолжать воспитывать интерес к шахматам. Март

«Вежливые Слоны» Чтение сказки, беседа по содержанию. Раскрашивание силуэта «слон». Закрепить представления о шахматной фигуре конь, активизировать мыслительную деятельность детей.

Учимся играя в шахматы Просмотр мультфильма. Беседа по содержанию. Упр. «Расставь фигуры». Работа в тетради. Продолжать знакомить с шахматными фигурами, шахматной доской.

В гостях у Ферзя Дид/игры

«Покажи и назови», «Сложи фигуру», «Расставь на доске», «Что изменилось?». Познакомить с шахматной фигурой ферзь (особенности внешнего вида, ее местом на шахматной доске, как ходит эта фигура). Продолжать воспитывать интерес к шахматам.

«Ферзь» Чтение сказки, беседа по содержанию.

Раскрашивание силуэта «ферзь».

Закрепить представления о шахматной фигуре ферзь, активизировать мыслительную деятельность детей.

Прыг, скок и вбок» Дид/игры «Покажи и назови», «Сложи фигуру», «Расставь на доске».

Познакомить с шахматной фигурой конь (особенности внешнего вида, ее местом на шахматной доске, как ходит эта фигура). Продолжать воспитывать интерес к шахматам. Апрель

«Ход конем» Просмотр мультфильма.

Дид/игры «Чего не стало?». Закрепить представления о шахматной фигуре- конь, активизировать мыслительную деятельность детей.

«Конь» Д/И «Угадай-ка», «Сложи фигуру»,

» Что общего«.

Чтение стихотворения «Король». Познакомить с шахматной фигурой король (особенности внешнего вида, ее местом на шахматной доске, как ходит эта фигура)Продолжать воспитывать интерес к шахматам

«И король жаждет боя» Чтение сказки, беседа по содержанию.

Д/И » Убери такую же» Раскрашивание силуэта «король». Закрепить представления о шахматной фигуре король, активизировать мыслительную деятельность детей.

Вылепи любимую фигуру Лепка. Рассматривание фигур

Закрепить представления детей о шахматных фигурах. Развивать память, логическое мышление, мелкую моторику рук. Май

Развлечение «Путешествие в Шахматное королевство» Игры, отгадывание загадок,

Рисунки детей Закрепить первоначальные знания о шахматах, развивать сообразительность, находчивость, активизировать мыслительную деятельность.

«Мир шахмат глазами детей» Выставка детских рисунков Продолжать воспитывать интерес к шахматам. Развивать умение отображать впечатления о шахматах в своих рисунках.

Открытое занятие Беседа «Сказочная страна шахмат«. Дид/игра «Расставь на доске». Упражнение «Раскрась доску». Просмотр фрагмента мультфильма (Смешарики). Закрепить первоначальные знания о шахматах, развивать сообразительность, находчивость, активизировать мыслительную деятельность. Воспитывать интерес к шахматам.

2 (Высокий): Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве»,истории шахмат. Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры и их отличия. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук, развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве.

1 (Средний): Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве»,истории шахмат. Допускает ошибки при поиске шахматных полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».

0 (Низкий): Ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.

К концу первого года обучения ребенок должны знать:

— историю возникновения шахматной игры;

шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход;

— названия шахматных фигур: ладья,слон, ферзь, конь, пешка, король.

3. Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [электронный вариант / Н. М. Петрушина – Ростов н/Д. : Феникс, 2007.-222с.

4. Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет: Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. – М. : Новая школа, 1994.-160с.

5. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. — М. : Поматур, 2000.- 320с.

8. Шахматы для самых маленьких: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей / И. Г. Сухин. – М. :Астрель: АСТ. : Полиграфиздат, 2011.- 460.

9. Шахматы для детей / Т. Бардвик. – СПб. : Питер, 2011.-192с.

Дополнительная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста 5–7 лет «Занимательная математика» Выполнила: Логачева Светлана. Воспитатель. Пояснительная записка. Актуальность. Дети должны обучаться математике с самого раннего возраста,.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по театральной деятельности «Драматеша» детский сад №3 ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО: Педагогическим советом заведующий МБДОУ №3 Протокол № 1 ___ Саламатова Ю. И. от 30.08.2017 г Приказ.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детско-юношеский центр города Ейска муниципального образования.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Игровая ритмика» для детей от 2 до 3 лет 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Музыка — один.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по физическому воспитанию «Фитбол-гимнастика» Пояснительная записка. Развитие детей и улучшение их здоровья – одна из актуальных задач современной дошкольной педагогики. Одной из эффективных.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по хореографии «Друзья» Содержание программы В возрасте 4-6 лет ярко выявляется индивидуальность ребенка, его инициативность, попытки собственной интерпретации.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №34» Принято Педагогическим советом Муниципального бюджетного.

Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебное тесто». Часть 1 УТВЕРЖДАЮ Заведующая МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №13» ___Н. В. Статных Дополнительная общеобразовательная программа.

Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебное тесто». Часть 2 Дополнительная общеобразовательная программа (Дополнительная общеразвивающая программа) «Волшебное тесто» Часть2 9. Содержание программы.

Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ладошки» для дошкольников 4–5 лет с нарушением зрения Управление дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *