ожидаемые результаты обучения это
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Предметные результаты должны быть соотнесены с обучающими задачами и сформулированы в соответствии с требованиями к знаниям и умениям, приобретенными учащимся в процессе каждого года обучения по программе.
Личностные результаты следует соотнести с воспитательными задачами и перечислить качества личности, которые могут развиваться у учащихся в ходе занятий.
Метапредметные результаты соотносятся с развивающими задачами.
Личностные результатыотражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета.
У обучающихся будут сформированы:
— потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению других;
— нравственная позиция (внутренняя мотивация поведения обучающегося, способного к самоконтролю и имеющего чувство личного достоинства, а также ответственно относящегося к организации театральной деятельности)
— толерантность (разновозрастное сотрудничество на основе общего коллективного творчества).
Метапредметные результатыхарактеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности.
У обучающихся сформированы действия:
— понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
— планировать свои действия на отдельных этапах музееведческой работы;
— осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
— анализировать причины успеха/неуспеха;
— пользоваться приѐмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей;
— понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
— проявлять индивидуальные творческие способности при составлении текста экскурсии.
У обучающихся сформированы действия:
— включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
— работать в группе, управлять поведением партнера;
— обращаться за помощью;
— формулировать свои затруднения;
— предлагать помощь и сотрудничество;
— договариваться о распределении функций в совместной деятельности, приходить к общему решению;
— формулировать собственное мнение и позицию;
— умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злость, удивление, восхищение).
Предметные результатыхарактеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета.
Обучающиеся будут знать:
— основные термины, применяемые в музейном деле;
— историю музейного дела;
— основы музееведческой деятельности. Обучающие научатся:
— методике проведения поисково-собирательской работы;
— методике проведения научно-исследовательской работы;
— методике подготовки и проведения экскурсий.
Способы определения результативности
В данном подразделе следует указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержанием программы.
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
1. Педагогическое наблюдение.
2. Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачѐтов, взаимозачѐтов, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия обучающихся в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.
3. Мониторинг. Для отслеживания результативности можно использовать
Педагогический мониторинг | Мониторинг образовательной деятельности детей |
контрольные задания и тесты | самооценка обучающегося |
диагностика личностного роста и продвижения | ведение зачетных книжек |
анкетирование | ведение творческого дневника обучающегося |
педагогические отзывы | оформление листов индивидуального образовательного маршрута |
ведение журнала учета или педагогического дневника | ведение летописи |
введение оценочной системы | оформление фотоотчѐтов |
Виды контроля
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Начальный или входной контроль | ||
В начале учебного года | Определение уровня развития детей, их творческих способностей | Беседа, опрос, тестирование, анкетирование |
Текущий контроль | ||
В течение всего | Определение степени усвоения | Педагогическое наблюдение, опрос, |
учебного года | обучающимися учебного материала. | контрольное занятие, самостоятельная работа |
Определение готовности детей к | ||
восприятию нового материала. Повышение | ||
ответственности и заинтересованности | ||
воспитанников в обучении. Выявление | ||
детей, отстающих и опережающих | ||
обучение. Подбор наиболее эффективных | ||
методов и средств обучения. | ||
Промежуточный или рубежный контроль | ||
По окончании изучения | Определение степени усвоения | Выставка, конкурс, концерт, фестиваль, |
темы или раздела. В | обучающимися учебного материала. | праздник, соревнование, творческая работа, |
конце месяца, | Определение результатов обучения. | опрос, контрольное занятие, зачѐт, открытое |
полугодия. | занятие, олимпиада, самостоятельная работа, | |
защита рефератов, презентация творческих | ||
работ, демонстрация моделей, тестирование, | ||
анкетирование | ||
В конце учебного года или курса обучения | ||
В конце учебного года | Определение изменения уровня развития | Выставка, конкурс, фестиваль, праздник, |
или курса обучения | детей, их творческих способностей. | концерт, соревнование, творческая работа, |
Определение результатов обучения. | презентация творческих работ, демонстрация | |
Ориентирование обучающихся на | моделей, опрос, контрольное занятие, зачет, | |
дальнейшее (в том числе самостоятельное) | открытое занятие, экзамен, защита рефератов, | |
обучение. Получение сведений для | взаимозачет, игра-испытание, переводные и | |
совершенствования образовательной | итоговые занятия, эссе, коллективная | |
программы и методов обучения. | рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, | |
самоанализ, тестирование, анкетирование и | ||
др. |
Формы подведения итогов реализациидополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Некоторые формы подведения итогов – например:опрос, зачет, экзамен, олимпиада, игра-испытание, взаимозачет, эссе контрольное занятие, концерт, самостоятельная работа, выставка, защита рефератов, конкурс, открытое занятие для родителей, соревнование, презентация творческих работ, самоанализ, коллективный анализ работ, отзыв, коллективная рефлексия и др.
Например:
Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы –итоговая выставка детских работ. Это мероприятие является контрольным и служит показателем освоения детьми программы, а также сплачивают детский коллектив.
Учебный план
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Форма аттестации/ контроля | |
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие | 0,5 | 0,5 | Опрос |
2. | Общая физическая подготовка | 0,5 | 2,5 | Игра, соревнование |
Специальная физическая подготовка | 0,5 | 1,5 | Соревнование, игра | |
Итого: | 1,5 | 4,5 |
Содержание учебного плана
Тема 3. Специальная физическая подготовка.
Теория: Направленность специальной физической подготовки. Специальная физическая подготовка как основа развития специальных физических качеств, способностей, двигательных функций спортсмена и повышения спортивной работоспособности.
1. Упражнения для развития быстроты.
2. Упражнения для развития ловкости.
3. Упражнения для развития силы.
4. Упражнения для развития специальной выносливости.
5. Упражнения для развития гибкости.
Результаты обучения
Текст анонса для термина Результаты обучения
Результаты обучения (learning outcomes) — усвоенные знания, умения, навыки и сформированные компетенции; то, что обучающийся будет знать, понимать и уметь после успешного окончания процесса обучения.
Одна из его целей — «создание системы зачетных единиц как надлежащего инструмента стимулирования наиширочайшей студенческой мобильности». Была запущена ECTS (European Credit Transfer and Accumulation System) — Европейская система перевода и накопления зачетных единиц. Это ориентированная на обучающегося система накопления и перевода зачетных единиц, основанная на прозрачности результатов обучения и процессов обучения, используется, например, при переходе из одного учебного заведения в другое.
Цель системы — способствовать процессам планирования, реализации, оценки, признания и легализации:
В системе, ориентированной на обучающегося, образовательные организации:
► способствуют и поддерживают обучающихся в формировании их индивидуальных образовательных траекторий и помогают им выстраивать собственный стиль обучения;
►дают обучающимся больший выбор в содержании, способах, скорости и месте обучения;
►используют «результаты обучения» и «трудоемкость для обучающегося» для оценки результатов обучения.
Результаты обучения, включая компетенции, в Европейской системе перевода и накопления зачетных единиц рассматриваются как общие итоги обучения.
Результаты обучения должны:
►отражать связь преподавания, обучения и оценки;
► включать базу для оценки трудоемкости и распределения зачетных единиц;
►содержать четкие критерии оценки, включая как минимальные требования, так и ожидаемый уровень;
►оценивать как теоретические концептуальные знания, так и полученные профессиональные и общие навыки их использования;
►отражать желаемые результаты по окончании обучения, а не средства или процесс.
Основные показатели достижения результата обучения
Знания (knowledge) — это результат процесса познания реальности, обобщающий и систематизирующий полученную информацию, понятия, суждения, теории, представления о предметах и явлениях.
Характеристики знаний
►Глубина — уровень усвоения сущности и взаимосвязей изучаемых предметов и явлений;
►Гибкость — возможности применения знаний в различных условиях;
►Прочность — длительность сохранения знаний;
►Действенность — возможность применять знания в практических целях.
Умения (skills) — усвоенные способы выполнения действий, способность применять приобретенные знания и навыки в практической деятельности в меняющихся условиях.
Навыки (habits, skills) — принимаемые, применяемые, а в ряде случаев и доведенные до автоматизма модели действий сотрудника как совокупность знаний, умений и мотивации применять их в своей деятельности.
Группы навыков
►перцептивные (чувственные) — навыки, направленные на сенсорное восприятие окружающего мира и анализ полученной информации. Например, распознавание лиц и голосов;
►умственные (мыслительные) — способности и методы осуществления мыслительной деятельности, включая концентрацию и распределение внимания, наблюдение, запоминание, целеполагание, образное представление, воображение,саморефлексию. Например, счет в уме;
►двигательные (моторные) — крупная и мелкая моторика и в целом автоматизированное механическое воздействие на среду или предмет с целью его преобразования. Например, игра на музыкальном инструменте;
►поведенческие (социальные) — модели поведения в определенных ситуациях, включая коммуникабельность, обучаемость, взаимодействие. Например, пользование столовыми приборами в заведениях общественного питания.
Сформированные компетенции
►способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области;
►совокупность взаимосвязанных базовых качеств личности, включающая в себя применение знаний, умений и навыков в качественной продуктивной деятельности.
«Таксономия образовательных целей» Бенджамина Блума (Benjamin Bloom) (1956) 2
Позволяет выразить результаты обучения через когнитивные навыки. Согласно этой классификации, существует шесть уровней (от простейших до сложных когнитивных навыков):
Уровень
результатов обучения
Описание уровня
результатов обучения
Примеры глаголов, описывающих
уровень результатов обучения
1. Фактические
знания (знать)
Помнить и уметь
воспроизводить фактическую
информацию
Знать: определять, перечислять,
указывать, помечать, называть
Демонстрировать понимание
идей и понятий
Понимать: описать, объяснить,
суммировать, интерпретировать,
иллюстрировать
Применять знания
в незнакомых ситуациях
Применять: демонстрировать,
использовать, вычислять, решать,
предсказывать, конструировать,
модифицировать
Структурировать и разделять
на части идеи и понятия
Анализировать: сравнивать,
классифицировать, различать,
идентифицировать, сопоставлять
Изменять и комбинировать
идеи для создания нового>
Создавать: развивать,
предлагать, формулировать,
проектировать, изобретать
Демонстрировать критическое
мышление и отстаивать свою
точку зрения
Оценивать: судить,
рекомендовать, оправдывать,
защищать, критиковать, определять
Наряду с когнитивными навыками Блума психолог Роберт Ганье (Robert Gagne) выделяет пять типов приобретаемых способностей как результатов обучения: интеллектуальные способности, вербальная информация, отношение, моторные навыки и когнитивные стратегии.
Результаты обучения по Ганье как педагогические цели и соответствующие им педагогические рекомендации 3
Соответствующие
условия обучения
1. Интеллектуальные
способности:
►Правила высокого
порядка
Учащийся может вычислить
площадь трапеции
Объяснение правил:
вербальные инструкции
в отношении запоминания
правил и их применения
Учащийся выявляет
характеристики, общие для всех
млекопитающих
Учащийся должен представлять
желаемый результат;
рассматриваются основные
понятия по теме;
рассматриваются конкретные
примеры
Учащийся способен
классифицировать объекты
по цвету и размеру
Даются примеры:
учащийся сам приводит
примеры; подкрепление
Учащийся способен
различить печатные
буквы
Стимулы для различения
даются одновременно;
подкрепление; повторение
►Простейшие типы
обучения (сигнальное,
стимул-реактивное)
Позитивное отношение
к обучению
Подкрепление; модели;
позитивный опыт в
различных контекстах
2. Вербальная
информация
Учащийся перечисляет
пять областей
обучения Ганье
Информация организована
по содержанию; смысловой
контекст; мотивирование
3. Когнитивные
стратегии
Учащийся вырабатывает
собственную стратегию
запоминания
Частое решение задач;
обсуждение и непосредственное
обучение стратегическому
мышлению
Учащийся предпочитает
учебник по психологии,
а не художественную литературу
Модели; подкрепление;
вербальное руководство
Учащийся собственноручно
печатает резюме текста
Модели; вербальные
инструкции; подкрепление
(знание результатов); практика
Навыки, развивающиеся за счет приобретения релевантных знаний и умений, при наличии мотивации применять эти знания и умения в практической деятельности формируют новую, более эффективную модель поведения руководителя.
В результате навыкового обучения формируются первичные навыки, закрепляемые далее в практической деятельности руководителя. При навыковом обучении знания и умения, включаемые в программу, должны быть релевантны и достаточны формируемым навыкам.
При этом мотивация или желание применять их на практике формируются за счет создания соответствующего опыта и установок: до начала программы, во время программы и по окончании программы обучения.
Формирование навыков связано с компетентностным подходом в обучении. Для каждого уровня менеджмента определяется целевой уровень развития компетенций, которому соответствуют определенные навыки.
Два основных подхода к пониманию компетенций в менеджменте:
►Американский подход рассматривает компетенции как описание поведения сотрудника. Компетенция — это основная характеристика сотрудника, при обладании которой он способен показывать правильное поведение и, как следствие, добиваться высоких результатов в работе.
►Европейский подход рассматривает компетенции как описание рабочих задач или ожидаемых результатов работы. Компетенция — способность сотрудника действовать в соответствии со стандартами, принятыми в организации.
Необходимо разделять понятия «компетенции» и «результаты обучения» с точки зрения различных ролей участников образовательного процесса. Компетенции — это динамическая комбинация знания, понимания, умений, навыков и способностей. Компетенции сфокусированы на результат, в качестве которого выступает как получение знаний, навыков и умений, так и способность применять их на практике в изменчивой среде. Результаты обучения отражают достигнутый обучающимся уровень компетенций и направлены на процесс.
Виды контроля результатов обучения
►Текущий контроль — наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения, обычно проводится на первых этапах обучения.
►Периодический и/или тематический контроль — проверка усвоения программного материала по каждому этапу / каждой теме курса.
►Итоговый контроль — оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток учебного времени, либо по итогам прохождения всего курса.
Методы контроля 4
Выделяют следующие методы контроля: устный контроль, письменный контроль, практический контроль, дидактические тесты, наблюдение. Отдельные ученые выделяют также методы графического контроля (Г.И. Щукина), методы программированного и лабораторного контроля (Ю.К. Бабанский).
Схема навыкового образования
►Во взаимодействии со своими коллегами, партнером, детьми я постоянно говорю им о своей точке зрения и никогда не выслушиваю их мнение.
►Я неэффективен во взаимодействии. Как поменять модель поведения?
Источники
Российское образование для иностранных граждан — Коммюнике Конференции министров высшего образования «Формирование общеевропейского пространства высшего образования», 2003
Bloom B. S. — ‘’Taxonomy of educational objectives: The classiication of educational goals: Handbook I, cognitive domain’’, 1956
Лефрансуа Г. — «Психология для учителя: учебное пособие» — СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России,1998
Ожидаемые результаты обучения (компетенция)
Силлабус дисциплины для студентов
Информация о дисциплине
Наименование дисциплины «Самопознание» | код дисциплины | количество кредитов — 2 | Курс, семестр 2 курс, 3 семестр |
Наименование специальности «Иностранный язык: два иностранных языка» | шифр специальности 5В011900 | Кафедра педагогики | |
Форма обучения — очная | Язык обучения — русский | ||
Время для консультации преподавателя со студентами | по согласованию с преподавателем | ||
Время, место проведения | согласно расписания занятий, ЕАГИ, ул. Жумабаева 4 | ||
Информация о преподавателе: к.п.н., доцент Накипбекова Р.У. | Контакты (e-mail, тел.) раб. 56-23-32 | ||
Силлабусобсужден на методической секции кафедры | Протокол №9 от 21.06.16г. | ||
Обсуждено на заседании научно-методического совета института | Протокол №98 от 24.06.16г. | ||
Заведующий кафедрой, д.п.н., проф. Сарсекеев Б.С. |
Краткое описание дисциплины.
Цельдисциплины «Самопознание» — духовно-нравственное воспитание студентов, развитие у них способности к самопознанию, рефлексии, самоанализу и самосовершенствованию.
Основные задачи дисциплины «Самопознание»:
· Содействовать духовно-нравственному воспитанию студентов, формированию у них позитивной жизненной позиции, пониманию толерантности как нормы жизни в обществе.
· Формировать опыт нравственного поведения в учебных и жизненных ситуациях.
· Расширить представления студентов о методах и средствах получения информации о себе как о личности и о своих профессиональных качествах.
· Научить оценивать свои возможности на основе анализа материалов самопознания и требований учебной и будущей профессиональной деятельности;
· Развить у студентов потребность в самопознании и творческой самореализации, а также умение организовать собственную практическую деятельность по самопознанию и саморазвитию, разрабатывать стратегию личностного и профессионального развития.
Ожидаемые результаты обучения (компетенция)
В результате изучения курса студенты должны:
Знатьсущность понятий «самопознание», «саморазвитие», «самореализация», «самоактуализация», механизмы самопознания, способы и средства самопознания, виды саморазвития исамореализации личности, механизмы саморегуляции и самоутверждения личности.
Уметьставить цель и видеть задачи самопознания, самостоятельно выбирать методы и средства, необходимые для осуществления самопознания и саморазвития; делать выводы и обобщения на основе анализа личностного развития; выстраивать жизненные перспективы на основе норм человеческой нравственности;
Овладеть навыкамисамодиагностики по проблемам и особенностям личностного развития, развития и рационального использования ресурсов по саморазвитию; эффективного социального взаимодействия.
4. Пререквизиты дисциплины
— школьная программа по самопознанию;
— Психология и развитие человека
5. Постреквизитыдисциплины.
— Теория и методика воспитания в современной школе;
— Психолого-педагогическая диагностика личности;
— Методика преподавания «Самопознания»
Политика выставления баллов. Критерии оценки (разбалловка по видам занятий)
Критерии оценки (разбалловка по видам занятий)
Текущий контроль:
— 35 баллов– за активное и творческое усвоение изучаемого материала, посещение лекционных занятий;
— 35 баллов — за активную и продуктивную работу на семинаре, выполнение практических заданий;
— 30 баллов — за результаты СРС (см. ниже).
Таблица. Суммарные баллы текущего контроля.
№ | Наименование работы | Оценка (max балл) | Кол-во | Сумма баллов |
Рейтинг 1 | ||||
Лекции (творческая групповая деятельность, обсуждение вопросов темы, доклад, презентации, конференции и др.) | ||||
Семинар (конспектирование источников, работа в группах, ролподготовка информационного сообщения по вопросам темы и др.) | ||||
Выполнение заданий СРС | ||||
Итого | ||||
Рейтинг 2 | ||||
Лекции (творческая групповая деятельность, обсуждение вопросов темы, доклад, презентации, конференции и др.) | ||||
Семинар (конспектирование источников, работа в группах, подготовка информационного сообщения по вопросам темы и др.) | ||||
Выполнение заданий СРС | ||||
Итого |
Итоги рубежного контроля подсчитываются по результатам текущего контроля по накопительному принципу, проставляются в ведомости и являются основанием допуска к экзамену.
Промежуточный контроль: 100 баллов (мах) (в форме экзамена).
Итоговый балл по дисциплине определяется как среднее арифметическоепоказателей успеваемости по рубежному контролю и промежуточной аттестации (экзамену).
Шкала отметок (%)
Буквенное выражение | Процентное выражение | Оценочное выражение | |
А | 95-100 | Отлично | |
А — | 90-94 | 3,67 | |
B+ | 85-89 | Хорошо | 3,33 |
В | 80-84 | 3,0 | |
В- | 75-79 | 2,67 | |
С+ | 70-74 | Удовлетворительно | 2,33 |
С | 65-69 | 2,0 | |
С- | 60-64 | 1,67 | |
D+ | 55-59 | 1,33 | |
D | 50-54 | 1,0 | |
F | 0-49 | Неудовлетворительно |
Требования преподавателя.
Студент обязан вовремя и качественно выполнять задания СРС, вовремя сдавать письменные работы (рефераты, доклады и др.), систематически готовиться к семинарским занятиям, осуществлять конспектирование читаемого курса лекций.
а) посещение занятий;
б) активность на семинарских занятиях;
с) подготовка к занятиям, своевременное выполнение заданий;
а) опоздание на занятия;
б) пользование сотовыми телефонами во время занятий;
г) несвоевременная сдача заданий;
д) пропуски занятий.
Программа курса.
№ | Тема | Вопросытемы | Лекциичас | Семинарчас | Задание СРСП | Форма контроля (реферат, ЭССЕ, опрос) |
Модуль 1. Основы самопознания | ||||||
Общая характеристика самопознания. | 1.Понятие самопознания. 2.Значение самопознания в жизни человека. 3.Сферы и области самопознания. | Раскрыть сущность понятий: «самопознание», «саморазвитие», «самореализация», «самоактуализация», механизмы самопознания, способы и средства самопознания. | Глоссарий | |||
Самопознание и саморазвитие внутренних ресурсов личности | 1.Потребности и саморазвитие личности. 2. Виды саморазвития и самореализации личности. 3. Средства и условия саморазвития личности. 4. Значение саморазвития для профессионального роста будущего педагога. | Работа в группах. Подготовить презентации: «Виды саморазвития и самореализации личности». | Презентация | |||
Самопознание как процесс. | 1. Цели и мотивы самопознания. 2. Способы и средства самопознания. 3. Результаты самопознания. 4. Идентификация и рефлексия как механизмы самопознания. | Работа в группах. Представить средства и способы самопознания. Подготовить рецензии. | Рецензия. | |||
Внутренний мир и уникальность человека. | 1.Подлинные ценности и составляющие внутреннего мира человека. 2.Нравственное самосовершенствование. Вера, доброта, ответственность в аспекте внутренних ресурсов личности. | Работа в группах. Подготовить круглый стол «Человек – творец своей судьбы». | ||||
Модуль 2. Самосовершенствование личности на основе самопознания и саморазвития. | ||||||
Самопознание и саморазвитие коммуникативных способностей. | Тренинг коммуникативных навыков. | |||||
Самопознание и саморазвитие когнитивных способностей. | 1.Психологические средства познания когнитивных способностей личности.2.Асимметрия мозга и ее влияние на когнитивные процессы. 3.Приемы саморазвития: памяти, мышления, воображения, внимания, речи, восприятия, способностей. | Подготовить презентацию «Развитый эмоциональный интеллект как основа успешности современного специалиста » | Презентация | |||
Механизмы саморегуляции и самоутверждения личности и их роль в саморазвитии | 1.Понятие о механизмах самоутверждения личности, их роль в саморазвитии личности. 2. Формы самоутверждения. 3. Позиции и сферы самоутверждения. 4. Уверенность и творчество как условие самореализации личности. | Подготовить презентацию «Позитивная самооценка и психологические основы здоровья». | Презентация | |||
Модуль 3. Самопознание и профессиональное саморазвитие личности педагога. | ||||||
Нормы общечеловеческой нравственности. | 1.Педагогическая профессия и этические нормы. 2.Нравственные ценности. 3.Толерантность как норма жизни. 4.Коммуникативное взаимодействие и толерантность. 5.Конструктивное общение и толерантность. Навыки и приемы толерантного взаимодействия. | Подготовить круглый стол «Толерантность как норма жизни человека в обществе». | Работа в группах. Круглый стол. | |||
Идеал педагога как ориентир профессионального самопознания и саморазвития | 1. Самопознание как основа профессионального саморазвития педагога. 2. Профессиональное самопознание и саморазвитие педагога как условия успешности педагогической деятельности. | Подготовить презентацию «Профессиональное самопознание и саморазвитие педагога». | Работа в группах. Презентация. | |||
Педагогическая поддержка самопознания и саморазвитияобучающихся как миссия современного педагога | 1.Педагогическая поддержка саморазвивающейся личности. 2. Содержание педагогической поддержки. 3. Этапы и функции педагогической поддержки. | Я – учитель «Самопознания» | Работа в группах. Ролевая игры. |
График сдачи СРС
№ | Задания СРС на первый рубеж | Сроки сдачи | Примечание |
СРС 1: Подготовить материал по теме «Саморазвитие личности (на примере выдающихся современников)». | 2-3 неделя | ||
СРС 2: Представить виды жизненных сценариев: «Я» и окружающие. «Я» и обстоятельства. | 4-5неделя | ||
СРС 3: Составить план саморазвития на ближайший год. | 6-7 неделя |
*Программа может быть подвергнута незначительным изменениям.
Тематика курсовых работ (рефератов)
Курсовые работы не предусмотрены.
Экзаменационные вопросы
1. Общая характеристика самопознания.
2. Понятие самопознания.
3. Значение самопознания в жизни человека.
4. Сферы и области самопознания.
7. Самопознание как структурный компонент самосознания человека.
8. Сознание и самосознание.
9. Самопознание как процесс: цели, мотивы, способы, результаты.
10. Цели и мотивы самопознания.
11. Способы и средства самопознания.
12. Результаты самопознания.
13. Идентификация и рефлексия как механизмы самопознания.
14. Самопознание и самосовершенствовании личности.
15. Саногенное и патогенное мышление.
16. Жизненные сценарии личности. Виды жизненных сценариев.
19. Барьеры самопознания.
29. Типичные трудности самопознания и саморазвития
30. Психологическое сопровождение и педагогическая поддержка самопознания и саморазвития.
31. Педагогические технологии, ориентирование на самопознание и саморазвитие личности.
32. Общая характеристика личности и профессиональной компетентности педагога.
33. Особенности самопознания и саморазвития педагога.
34. Общая характеристика профессионального самосознания педагога.
35. Барьеры саморазвития.
36. Психологические особенности профессионального самопознания педагога.
Информация и материалы будут доступны для зарегистрированных студентов в программе Платонус.
13. Предлагаемая литература:
1. Самопознание: Хрестоматия студента. 1 курс.Алматы: ННПООЦ «Бобек», — 2007
2. Самопознание: Тетрадь студента. Алматы: ННПООЦ. 1 курс. «Бобек», — 2007
3. Маралов В.Г.Основы самопознания и саморазвития: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.— 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с.
4. Берн Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. — М., 1986.
5. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. — М., 1987.
6. Вазина К.Я. Саморазвитие человека как духовно-природный феномен. Монография М., ВЛАДОС, 2006. – 295с.
7. Асмолов А.Г., Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека : учебник для студентов вузов М. : Смысл : Академия, 2007. — 526 с
8. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. Учебное пособие. СПб. Питер, 2007. — 508 с.
9. Соколова Е.Г. Самопознание и самооценка при аномалиях личности Учебно-мет. пос. М., МГУ, 1989. – 215с.
10. Чудина Е.Е. Профессиональное саморазвитие учителя. Сборник научных трудов Волгоград, ВГИПКРО, 2004, — 15с.
11. Серебрянская О. Д. Профессиональное саморазвитие будущего педагога как проблема его подготовки в вузе Статья. Сборник научных трудов Волгоград, 2004. – С.83-88.
12. Войтенко Т. Обучение через саморазвитие и самовоспитание. Журнал «Директор школы», 2000. — №3. – С.76-86.
13. Сластенин В.А. Профессиональное саморазвитие учителя Сб. научных трудов Известия российской Академии образования. – 2000. — №3. – С.80-88.
14. Клименко Л. Н. Профессиональное самообразование педагога [Текст] / Л. Н. Клименко // Психология: проблемы практического применения: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.).
/ Под общ.ред. Г. Д. Ахметовой. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 30-39.
15. Лебедева В.П. Стимулы к профессиональному самосовершенствованию учителя. // Журнал научно-педагогической информации. 2011. № 6. )
16. Матвеева С.Е. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития педагога в системе непрерывного образования / С.Е. Матвеева // Образование и саморазвитие – 2009. — №2. — С.3-9.