отсутствие профильного обучения в школе
Профильное образование в школе: недостатки и преимущества
Современная система образования постепенно становится четко структурированной и несколько урезанной, сфокусированной лишь на определенных (профильных) объектах. Плохо это или хорошо? Дать однозначный ответ в данном случае невозможно: и в классическом и в профильном варианте обучения есть свои преимущества и недостатки. И сегодня мы предлагаем вам рассмотреть особенности профильного образования в современных школах.
Если людей старшего поколения попросить закрыть глаза и рассказать о том, какие ассоциации возникают в их голове при слове «школа«, то, наверняка, большинство нарисованных сознанием образов совпадет. Это парты и звонки, портфели и учебники, учителя, одноклассники, контрольные, диктанты, доска с мелом, журнал и указка…
Образы же современных школьников намного богаче и в них встречается многое, что является абсолютно непонятным даже для тех, кто закончил школу каких-то лет двадцать назад. Это мультимедийные презентации, интерактивные доски, маркеры, планшеты, лазерные указки. Многое поменялось и в содержании образования: из обширной системы, призванной воспитывать широко развитого в абсолютно разных областях человека, она постепенно становится четко структурированной и несколько урезанной, сфокусированной лишь на определенных (профильных) объектах.
Плохо это или хорошо? Дать однозначный ответ в данном случае невозможно: и в классическом и в профильном варианте обучения есть свои преимущества и недостатки, которые становятся явными лишь при столкновении с ними на практике. И сегодня мы предлагаем вам рассмотреть особенности профильного образования в современных школах.
Что такое профильное образование?
Одним из нововведений современной образовательной системы является профильное образование в старших классах школы. Оно стало обязательным для старшеклассников с 1 января 2015 года, хотя подготовка к такому построению школьного образования началась за несколько лет до этого с создания экспериментальных классов и школ, с распространения на образовательных сайтах и в печатных изданиях информации о сути профильного образования, идея которого пришла к нам с запада.
Итак, профильное школьное образование – это способ построения обучения, который благодаря введению изменений в структуру, содержание и организацию учебного процесса, позволяет учитывать интересы, способности и возможности каждого ученика. Это образование, основанное на индивидуальном подходе.
Профильное образование подразумевает, что по результатам сданных в конце девятого класса экзаменов по основным предметам, производится «отсев» учеников:
Таким образом, все дети могут получить полное общее образование, являющееся ныне обязательным для всех, соответственно своим способностям.
Отметим, что ученики, оставшиеся в школе, выбирают класс по направлению (профилю), который они хотели бы изучать углубленно. На сегодняшний день таких возможных профилей в школьной системе образования насчитывается более десяти: филологический, исторический, экономический, физико-математический и т.д.
Особенности профильного обучения в школе
Профильное обучение в школе существенно отличается от того, которое было реализовано в более ранней версии системы школьного образования. В частности:
Преимущества профильного обучения в школе
Преимущества профильного обучения в школе очевидны. Это:
Недостатки профильного обучения в школе
К сожалению, идеального формата обучения пока не существует: в каждом можно найти какие-то недостатки. Не является исключением и школьное профильное обучение, среди недостатков которого можно выделить:
Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что на сегодняшний день, профильная система образования в российских школах несколько сыровата и нуждается в определенных «доработках». При этом «довести» профильное образование до состояния продуктивной, стремящейся к обучению нового, интеллектуально развитого поколения, можно только путем постоянной совместной работы учеников, учителей и власти.
Преимущества и проблемы профильного обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Преимущества и проблемы профильного обучения»
учитель физики МБОУ СШ №12 С.Н. Захарова
Каковы же основные задачи системы профильного обучения в средней школе? Их несколько:
Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть, именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы.
Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности.
Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности.
Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности.
Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации.
Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.
Особенности профильного обучения в школе
Профильное обучение в школе существенно отличается от того, которое было реализовано в более ранней версии системы школьного образования. В частности:
Количество обязательных (базовых) дисциплин сведено к минимуму, а материал, преподаваемый на данных уроках, направлен, в первую очередь, на общее развитие и возможность сдать обязательные предметы на экзаменах в 11 классе.
Число профильных предметов увеличено, а материал, изучаемый на таких занятиях, углублен и расширен. При этом в ходе учебного процесса обязательно должны использоваться современные средства передачи информации.
Элективный курс – это уроки по выбору. Как правило, они поддерживают изученный на обязательных уроках материал, закрепляют и немного расширяют его.
Преимущества профильного обучения в школе очевидны. Это:
Индивидуальный, учитывающий желания ученика подход, направленный на то, чтобы сделать урок максимально интересным и доступным для понимания.
Обязательное использование современных технологий на занятиях, что дает возможность не только сделать урок более информативным, но и правильно организовать учебный процесс.
Хорошая подготовка к сдаче ЕГЭ.
Выстраивание в сознании ученика его будущего пути, а, следовательно, его моральной готовности к переменам после школы.
Недостатки профильного обучения
К сожалению, идеального формата обучения пока не существует: в каждом можно найти какие-то недостатки. Не является исключением и школьное профильное обучение, среди недостатков которого можно выделить:
Сложность перехода в случае необходимости из одного профильного класса в другой, из-за сильного отличия программ. А поскольку ребенок 14-16 лет не всегда четко уверен в том, чем хочет заниматься в будущем, и сможет ли он идти по выбранному пути, переходы из одного профильного класса в другой не редкость.
Сложность, а зачастую невозможность такого обучения в сельских и деревенских школах с маленьким количеством учеников, где отсутствуют как необходимые для организации учебного процесса современные устройства и технологии, так и соответственно подготовленные педагоги.
Необходимость постоянного повышения квалификации учителей.
Необходимость наличия профессионального психолога в школе.
Еще большая временная загруженность старшеклассника.
Отсюда вытекает и ряд проблем организации профильного обучения в российских школах. Это, прежде всего:
сложности организации профильного обучения в школе с 1-2-мя классами в параллели. (в районе–одинаковые профили во всех школах: физико-математические, социально-экономические)
отсутствие квалифицированных кадров, способных реализовать программы профильного обучения;
невозможность деления классов или параллелей на необходимое количество профильных подгрупп;
Отсутствие единых требований к уровню подготовки учащихся при поступлении в профильный класс
Профильное образование подразумевает, что по результатам сданных в конце девятого класса экзаменов по основным предметам, производится «отсев» учеников:
тем, кто сдал экзамены на положительные оценки, педагоги рекомендуют остаться, чтобы получить полное общее образование в стенах родной школы; Отметим, что ученики, оставшиеся в школе, выбирают класс по направлению (профилю), который они хотели бы изучать углубленно и пишут контрольную работу по профильным предметам. Согласно Рекомендациям по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения в 2018 году основного госдарственного экзамена (ОГЭ ) результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы: по физике это показатель, нижняя граница которого соответствует 30 баллам. (31-40 баллов –отметка «5» по результатам ОГЭ).
тем, кто показал средние (удовлетворительные) результаты, рекомендуется продолжить обучение в колледжах и техникумах, где они также смогут получить полное общее образование, но по несколько иной системе.
тем же, кто не справился с экзаменами даже после пересдачи, специалисты советуют перейти в классы коррекции, функционирующие на базе специальных школ, либо на индивидуальное образование.
Таким образом, все дети могут получить полное общее образование, являющееся ныне обязательным для всех, соответственно своим способностям.
Наличие достаточной материально-технической базы
Отсутствие необходимых элективных курсов
Федеральный перечень учебников
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2018-2019 учебный год. Соответствует ФГОС. Приказ Минобрнауки №15 от 26.01.2017 г. с изменениями от 5.06.2017 №629.
Физика (углубленный уровень)
1.3.5.2.1.1.Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Эвенчик Э.Е. и др. / Под ред. Пинского А.А., Кабардина О.Ф. Физика (углубленный уровень) 10 Издательство «Просвещение»
1.3.5.2.1.2 Кабардин О.Ф., Глазунов А.Т., Орлов В. А. и др. / Под ред. Пинского А.А., Кабардина О.Ф. Физика (углубленный уровень) 11 Издательство «Просвещение»
1.3.5.2.2.1 Касьянов В.А. Физика. Углубленный уровень 10 ДРОФА
1.3.5.2.2.2 Касьянов В. А. Физика. Углубленный уровень 11 ДРОФА
1.3.5.2.3.1 Мякишев Г.Я., Синяков A3. Физика. Механика. Углубленный уровень 10 ДРОФА
1.3.5.2.3.2 Мякишев Г.Я., Синяков A3. Физика. Молекулярная физика. Термодинамика. Углубленный уровень 10 ДРОФА
1.3.5.2.4.1 Мякишев Г.Я., Синяков A3. Физика. Электродинамика. Углубленный уровень 10-11 ДРОФА
1.3.5.2.4.2 Мякишев Г.Я., Синяков A3. Физика. Колебания и волны. Углубленный уровень 11 ДРОФА
1.3.5.2.4.3 Мякишев Г.Я., Синяков A3. Физика. Оптика. Квантовая физика. Углубленный уровень 11 ДРОФА
Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что на сегодняшний день, профильная система образования в российских школах несколько сыровата и нуждается в определенных «доработках». При этом «довести» профильное образование до состояния продуктивной, стремящейся к обучению нового, интеллектуально развитого поколения, можно только путем постоянной совместной работы учеников, учителей и власти.
Человек? Мы его теряем! Чем грозит профильное обучение
«Потерянный Человек в образовании» — так называлась статья в одном из американских журналов. В образовательных инновациях Человек с его жизненными проблемами «теряется» с фатальной периодичностью. Так же неизбежно, как зима сопровождается эпидемией гриппа. И теперь, с введением профильного обучения, мы вновь ощущаем симптомы знакомой болезни.
О том, что профильное обучение необходимо и перспективно, написано довольно много. В отечественном образовании накоплен достаточный опыт такого обучения — прежде всего в гимназиях и лицеях. Именно анализ этого опыта позволяет понять, что часть проблем обостряется, а некоторые внезапно возникают, когда профильное обучение распространяется из специализированных образовательных учреждений (профильных школ, гимназий, лицеев) в массовую школу. И если в вашей школе открываются профильные классы, педагоги должны очень хорошо представлять себе проблемы и возможные подводные камни такого нововведения.
Гуманитарным называется все, что связано с правами и интересами человека, с сохранением его самобытности. Гуманитарность в образовании — это утверждение права ребенка (и педагога!) на множественность, вариативность, уникальность человеческих проявлений. Гуманитарная стратегия предполагает педагогическую деятельность как совместное преодоление проблем в развитии.
В обыденной речи термин «проблема» воспринимается только в негативном смысле как ситуация, требующая разрешения. Но внимательный анализ позволяет обнаружить в проблеме и позитивное начало: противоречие мы обнаруживаем в сопоставлении реального положения дел с желаемым, возможным, с перспективами. Без такого сравнения проблему обнаружить невозможно.
Среди гуманитарных проблем, возникающих при переходе к профильному обучению, можно выделить семь основных. Трудно сказать, какая из них более значима, но все они закономерны. В то же время они разрешимы.
«Специалист подобен флюсу»
Однонаправленность воздействий при профильном обучении, когда усилия концентрируются на узком круге предметов, когда и внеурочная работа подчинена специфике этих предметов, когда (спонтанно и осознанно) ребенку навязывается образ «физика», «лирика», «естественника», «технаря», — все это провоцирует разрушение целостности развития ребенка.
Педагог переходит в режим функциональной подготовки — ребенок для него становится обучаемым, а себя педагог представляет в роли реализатора программы.
Из всего многообразия педагогической деятельности учитель выбирает лишь одно направление — специалист в предметной области. Недаром для преподавания зачастую в школы стремятся приглашать представителей спецкафедр вузов с научными степенями.
В педагогической науке эту тенденцию провоцирует официальный подход: сведение оценки результативности работы школы к проценту победителей олимпиад и поступивших в вуз выпускников школы.
Непосильный труд
Воспитание в условиях профильного обучения всё более сводится к профориентации, а фактически — к профадаптации. Причем «проф-» все более означает не профессию, а профиль обучения, т.е. приспособление ребенка к особенностям изучения соответствующих предметов.
Среди педагогов такая ситуация приводит к кастовости. Статус педагога определяется уже не его мастерством, а преподаваемым предметом. Классный руководитель подбирается из числа специалистов по профильным предметам, чтобы понимал педагогов из своей «касты» и понуждал к пониманию других предметников. В результате создается атмосфера, в которой ребенок живет с постоянным комплексом «недоосвоения» профильных предметов.
Большинство старшеклассников (да и учеников средних и даже младших классов) занимаются с репетиторами, причем именно по профильным предметам, по которым они (казалось бы) получают углубленную подготовку в школе, посещая кроме уроков дополнительные занятия (в последние годы даже появился термин «обязательные факультативы»). Такая система приводит к перегрузкам, стрессам, нервным срывам.
Предметы второго сорта
Жесткое разделение предметов на «профильные» и «непрофильные» ведет к разделению предметов на «перво-», «второ-» и «проче»-сортные.
Преподаватели «непрофильных», видя пренебрежительное отношение к своему предмету и к себе самим, стремятся перебороть его повышенными требованиями. При сокращении количества уроков они сохраняют (а часто увеличивают!) объем изучаемого материала. Причем делается это за счет увеличения доли самостоятельной работы (по 2–4 реферата в день — обычное задание для ученика профильной школы). А на проверку этих заданий уходит все время урока, который в результате превращается в контроль за выполнением самостоятельных заданий. «Чтобы не портить отношения», а по сути — оценку, ученик нередко вынужден выполнять эти задания не только за счет уменьшения времени сна (другого отдыха у него уже нет), но и в ущерб профильным дисциплинам.
Так зависимость от спонтанных внешних условий ведет к потере смыслов, к разрушению индивидуальности, самосознания, самореализации, самоутверждения.
Выбор без выбора
Профильное обучение в педагогической науке связывается с профессиональным или профессионально-личностным самоопределением. На практике же в школе организуется один-два профильных класса. Причем один из них становится «престижным» (потому что в него собираются наиболее авторитетные учителя и подбираются наиболее успешные ученики), а другой — «отстойным».
Даже если девятиклассникам предоставляют возможность выбора, то это «выбор без выбора». По сути дела, им дают возможность проситься в престижный класс. Делается это не для того, чтобы принизить учеников. При попытке предоставить реальный выбор педагоги обнаруживают неготовность выбирать у абсолютного большинства девятиклассников.
Недоодаренность
Как это ни парадоксально звучит, профильное обучение провоцирует учителей на применение преимущественно репродуктивных методов обучения, не развивающих, а снижающих уровень способностей учеников.
Профильное обучение провоцирует учителей на применение репродуктивных методов обучения
В профильных классах учитель предполагает, что в учениках развиты способности, необходимые для освоения соответствующих предметов, поэтому не заботится об использовании развивающих методов обучения. Вместо этого многократно увеличивается объем выполняемых заданий (к примеру, вместо двух задач за урок предлагается решить восемь – десять). Причем этот объем постоянно возрастает, доходя до таких размеров, при которых дети физически не успевают выполнить предлагаемые задания. От учеников требуется, чтобы они выполняли эти задания «как семечки щелкали», а если они не успевают сделать это или затрудняются в выполнении, учитель обвиняет их в неспособности: «Зачем тогда шли в гуманитарный (физико-математический, естественно-научный) класс, если нет способностей?! Тупых понабирали, что мне с вами делать?»
А в непрофильных классах учитель сразу же объявляет учеников неспособными к усвоению своего предмета («Вы же гуманитарии, какая вам математика!»). Если методика углубленного изучения предмета хоть сколько-нибудь разработана, то методика непрофильного преподавания (типа «математики для гуманитариев») остается экзотикой.
Жить или готовиться к жизни?
Профильное обучение, совершенно очевидно, задумано и реализуется как подготовка к поступлению в вуз соответствующего профиля. Не освоение основ наук, не формирование научной картины мира, не самоопределение учеников — подготовка становится основным содержанием образовательной деятельности школы. В связи с этим вспоминается устоявшееся выражение «подготовка к жизни, к труду».
В системе профильного обучения под жизнью понимается обучение в вузе (то есть опять подготовка, но уже к профессиональной деятельности).
Эта логика из старших классов распространяется на средние как «предпрофильная подготовка», затем на начальную школу («подготовка к систематическому изучению основ наук») и дошкольное образование («подготовка к школе»).
В результате обесценивания жизни в образовательных учреждениях она вытесняется из сферы образования, то есть из сферы внимания педагогов, из сферы культуры. И разве удивительны в связи с этими тенденциями многочисленные случаи вандализма, немотивированной агрессии, жестокости, проявляемых учениками «престижных» (профильных) школ?
Быть, а не иметь
Кому не знаком призыв древних, что «ученик — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который следует зажечь»? Но при массовом внедрении профильного обучения как подготовки к поступлению в вуз ученик предстает исключительно в виде «сосуда»: дискутируются вопросы о том, какое содержание он должен усвоить, какими компетенциями овладеть, что знать и уметь… Эти дискуссии совсем заглушили мысли о том, как себя чувствует ребенок, что ценит, какие смыслы вкладывает в свои действия и поступки…
Э. Фромм указывает на две кардинально противоположные жизненные позиции всех живущих на земле: позиция «иметь» и позиция «быть». Первая означает сведение смысла жизни к потреблению: «Я есть то, чем я обладаю». Вторая заключается в самом проживании взаимодействия с миром: «Я есть то, что со мной происходит». При первой человек состредотачивается на средствах существования, при второй — на содержании жизни.
Профильное обучение в теории и практике образования большей частью рассматривается с позиций обладания: знаниями, умениями, компетенциями… Только воспитательный характер педагогической деятельности переводит восприятие человека в сферу активности, деятельности, субъектности — в сферу бытия. Однако и здесь обнаруживаются все более настойчивые попытки «приспособить» воспитание под задачи обучения, перевести его из бытийного пространства в плоскость функциональной подготовки. Яркий пример этого — критерии, предлагаемые для оценки эффективности воспитания при аттестации школы. Такой «накопительный» подход делает воспитание не только излишним, но и вредным.
Очевидно, что выделенные проблемы взаимосвязаны и даже «перекрывают» друг друга. Объединяет их ориентация не на ребенка, не на закономерности и особенности его становления и развития, а на программу, которую учитель реализует в обучении. При этом в образовательном процессе теряется Человек — не только ребенок, но и педагог тоже, поскольку его личность, профессионализм, педагогическая подготовка оказываются невостребованными.
Делается это под лозунгами «технологизации», «управления качеством образования», «диагностичности», а по сути — образование сводится к обучению. Даже видя эти проблемы и соглашаясь с ними, часть педагогов справедливо замечают, что они относятся к недостаткам, которые являются продолжением достоинств профильного обучения. Это, несомненно, так. Однако, игнорируя проблемы профильного обучения, мы рискуем не только снизить его эффективность, но и не получить никаких преимуществ.
Плюсы и минусы профильного обучения в школе
Владимир Любимов
19 апреля 2018 • 15:12
Ещё в восьмидесятые годы двадцатого столетия в ряде школ города Иваново начиналась практика профильных классов: литературные, математические, биологические, исторические и так далее. Немало было явных перегибов. К примеру, в одной из школ с первого класса поделили детей на «математиков» и «гуманитариев». Конечно, это издержки «модных находок» в образовании.
Профилизация в старшей школе
Профильное образование приносило пользу, как показывала практика, лишь в старшем звене школы. Мне довелось быть классным руководителем экономико-правового класса. В десятом и одиннадцатом классах с учащимися еженедельно по 4 часа работали преподаватели экономического и юридического факультетов госуниверситета. Интерес у старшеклассников был стабильный, то есть постепенно формировались подгруппы «экономистов», «юристов» и даже историков, так как в преддверии знакомства с основами юридических знаний давался большой блок истории юриспруденции.
Именно для старших классов такой подход полезен. Причём набор в данный класс осуществляли тоже преподаватели указанных факультетов в форме беседы и проверки знаний по профильным предметам.
Оправдали себя и физико-математические классы в старшем звене нашей школы, в которых работали преподаватели энергоуниверситета.
Профилизация в средней школе
Практика профильного образования в среднем звене школы не совсем оправдывает себя. И это вполне понятно. Жёсткая односторонняя программированность в среднем звене не желательна в силу психологического возраста подростков. Данному возрастному этапу свойственно такое психологическое новообразование, как широта познания и пробы с целью поиска себя в мире профессий. То есть нормально, когда, фантазируя о своей будущей профессии, ребята должны иметь возможности реально пробовать себя в ней или, по крайней мере, слышать рассказы из уст представителей той или иной профессии, им должна быть доступна соответствующая литература и так далее. То есть в среднем звене целесообразны факультативы по интересам. Очень важно помочь ребятам познать свои потенциальные возможности для совершенного овладения той или иной профессией. Как раз всё это и является частью профессиональной ориентации в школе.
Глубоко убеждён, что ограничиваясь в основном заботой об уровне и контроле знаний учащихся по школьным предметам, но не создавая реальные условия для подготовки учащихся к будущей самостоятельной жизни, не помогая на данном возрастном этапе в выборе подходящей по личностным параметрам будущей профессиональной сферы трудовой занятости, общество не дополучает от школы большой потенциал трудовых ресурсов, счастливых и уверенных в своих силах людей.
Как говорится: «Что в школе возьмёшь, с тем и по жизни пойдёшь».
Актуальность проблемы
Проще, доходчивее вроде бы и не скажешь. Не верится, что подобная мысль не осенила тех, кто стоял у истоков российского образования.
Разумеется, не стоит отрицать достижений в образовании. И всё же, учитывая реалии многих школ на практике, следует признать, что в системе образования в немалой степени живуч «безмыслия страшный всеобуч» (Е,Евтушенко).
Так, проведённое обследование учащихся 7 и 9 классов в школе по изучению интересов показало следующее:
Имеют высокую мотивацию в изучении предмета:
Предметы | 7 классы (95 чел) | 9 классы (97 чел) |
Математика | 9 | 3 |
Литература | 16 | 9 |
История | 19 | 18 |
Биология | 19 | 3 |
Эти учащиеся, соответственно, имеют высокие показатели по успеваемости и, что особенно важно, учатся по данным предметам без особого напряжения, увлечённо, с интересом.
А что же десятки других детей только в этом классах? Почему у них низкая мотивация или совсем таковой нет? Ключом к решению многих наших образовательных проблем, причём, жизненно важных, служит, убеждён, профильное обучение, качественное и творческое.
Член-корреспондент Академии наук М.И. Демчук отмечает: «Гуманизация образования — это не единые программы для одарённых и слабых. Гуманизация — это «отслеживание» развития, обучения способных ребят».
Трудно с этим не согласиться. Профильное обучение — это путь к решению проблемы.
Полезное профильное обучение. Как?
Во всяком случае, в рамках городов это возможно при соответствующем понимании со стороны государственных и муниципальных органов. Необходимы также система заинтересованного и профессионального отслеживания развития детей, подростков в школе, помощь им в определении интересов и, конечно, создание условий для реализации индивидуальных возможностей, склонностей, интересов учащихся.
Потребность в дифференциации процессе не случайна. Ибо опыт показывает, что успешность учебной деятельности связана с личностными характеристиками и особенностями познавательной деятельности человека.
Не всегда учителю доступно квалифицированное определение индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика. Разумеется, важна и интуиция педагога, но для объективной оценки этого далеко недостаточно. В свою очередь без дифференциации нет и не может быть профильного обучения. Или другими словами — профильное обучение даёт оптимальные возможности для дифференцированного подхода к личности в обучении и развитии. Помочь учителю познать индивидуальные особенности детей и, таким образом, верно определить подход в обучении каждого конкретного ученика может психолог.
Поэтому сам факт наличия психологической службы в школе — это «не дань времени», а насущная необходимость, которую, наконец-то, с трудом, но начинаем осознавать. Психологи в союзе с учителями способны дифференциацию, профилизацию сделать работающими не на заказ, который дан свыше, а на пользу реальным детям. Многие издержки пока ещё не богатого опыта в профильном обучении являются следствием того, что не учтены при его введении психологические основы, а именно — личность ученика, его возможности.