оценка в обучении результат процесса оценивания
Оценивание результатов обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Оценивание результатов обучения – это установление соответствия между уровнем выполненных учащимися задач и теми, что были поставлены перед ними в начале учебного процесса.
Шкалы оценивания результатов обучения
Оценивание результатов обучения является одним из этапов диагностики успешности реализуемого образовательного процесса. Процесс оценивания представляет собой измерение результатов учебной работы. Для измерения используются соответствующие измерительные шкалы.
В настоящее время различают следующие виды шкал.
Количественная шкала – предусматривает получение конкретной оценки результатов обучения, представленной в виде числа. Непосредственно в нашей стране используется пятибалльная шкала оценивания уровня знаний.
Количественные шкалы бывают следующих видов:
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, применение абсолютной шкалы уместнее в случае контроля итоговых результатов конкретного периода обучения. Контроль же внутри процесса обучения целесообразнее осуществлять с помощью относительной шкалы.
Порядковая шкала – предусматривает определенное упорядочивание измеряемых объектов на основании конкретных признакам.
К порядковым шкалам относят:
Критерии оценивания результатов обучения
С целью проведения объективного оценивания результатов обучения, помимо шкал оценивания, используются различные критерии, которые в свою очередь делятся на два основных вида:
К количественным критериям относят:
Качественными критериями оценивания результатов обучения являются:
К качественным критериям оценивания результатов обучения относят уровни усвоения учащимися учебного материала. Каждый уровень представлен конкретной учебно-познавательной задачей, направленной на проектирование и выполнение определенных видов учебной деятельности.
Учебные задачи выступают как разновидность опережающего управления когнитивной деятельностью, как «проект будущего учебного действия», определяющий интеллектуальное пространство, в котором учащиеся будут выполнять мыслительные действия.
«Оценка и отметка в современных образовательных систем. Современные средства оценивания.»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Статья подготовлена учителем начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 5 г. Феодосии Республики Крым» ЛАВРИНЕНКО ЕЛЕНОЙ АНАТОЛЬЕВНОЙ.
Оценивание, отметка оказывают огромное воздействие на ученика. Нормальное обучение, то есть обучение, существующее для ребенка в виде его собственной активности, не может быть безоценочным. Другое дело, что совершенное ребенком действие должно быть оценено в полной мере — разнообразно и с различных сторон. В статье подробно рассматриваются значения понятий «оценка» и «отметка», сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе, основные требования к системе оценивания знаний учащихся, психологические аспекты оценочной деятельности учителя.
«Оценка и отметка в современных образовательных систем.
Современные средства оценивания.»
Часто наблюдаю такую картину: ребенок, получив отметку ниже, чем он рассчитывал, или, точнее будет сказать, ниже, чем ждут от него родители, начинают переживать, а иногда и плакать. Он, боясь разговора с родителями, не хочет возвращаться домой. Или начинает выпрашивать: «поставьте мне 3 или 4, а то меня мама (папа) убьет!» Это неправильно. Отметка, прежде всего, должна быть сигналом того над, чем вы с ребенком должны поработать.
Что такое «оценка» и «отметка»
В разные периоды истории российского образования уровень знаний учеников оценивался по-разному: словесно, цифрами, словами и цифрами.
В 18 веке о сегодняшних отличниках сказали бы, что они «учения изрядного», а те, кого сейчас принято называть неуспевающими, т.е. двоечниками – «учения безнадежного»
Цифровую пятибалльную систему в России в позапрошлом и прошлом веках то вводили по примеру других стран, то отменяли из-за «излишнего формализма, жестокости и бессердечности».
Оценкам в жизни дореволюционных гимназистов придавалась огромная роль. Из-за полученной на экзамене «единицы» молодые люди способны были пойти на самоубийство.
С 1918 года по решению новых властей учителя вместо баллов стали писать на каждого ученика развернутую характеристику. Но все же вместе с этим продолжали выставлять оценки. Их, в конце концов, снова узаконили, сначала в словесном виде, а в 1944 году и по сей день – в цифровом.
Что такое оценка и отметка?
Оценка – словесное выражение. Толковый словарь Ожегова: «Мнение о ценности, уровне или значении кого-нибудь, чего-нибудь».
Отметка – цифровое выражение. Толковый словарь Ожегова: «знак, обозначающий в учебной системе оценку знаний учащихся».
Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения:
Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе
Система контроля и оценки не может ограничиваться целью «проверка усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету». Она ставит более важную задачу :
Развивать у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Контроль и оценка в начальной школе имеют несколько функций :
Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Она включает в себя:
возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника;
сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.
Проверяется соответствие достигнутых учащимися ЗУН, установленным государственным эталоном (стандартом)
сравнение ожидаемого эффекта обучения с действительным;
устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности, что усвоено прочно, осознано, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.
3. Воспитательная функция:
выражается в формировании положительных мотивов учения
Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольной работой, снижает уровень тревожности.
5. Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога.
Оценки и отметки в начальной школе: за и против
Как заинтересовать ребенка в получении высоких отметок? А надо ли акцентировать внимание на отметках и оценках? Не лучше ли заинтересовать ребенка мотивацией, для чего ему эти высокие отметки? Например, для успешного перехода в следующий класс; для поступления в институт; для успешного освоения выбранной профессии.
Каждый школьник за время учебы в школе в среднем получает 2 тысячи отметок. Психологи считают, что за каждой отметкой у ребенка стоит эмоциональный стресс!
Отметка внушает ребенку, что он не может учиться «без кнута и пряника»
Отметочное (по балльное) обучение приводит к тому, что успехи в учении определяют личность ребенка: хороший – учится на «4» и «5», плохой – на «2» и «3»
Только учитель знает, за что какая отметка полагается, а дети и родители угадывают, пытаются интуитивно понять ее содержание.
Словесная оценка (оценочное суждение) присутствует постоянно. Это краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности.
Особенность словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик ученика. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.
Задача взрослых, родителей и учителей – создать вокруг ребенка такую живительную среду, чтобы ребенок мог развиваться сам, активно строя свою уникальную личность
Оценки и отметки в учебном процессе. Безотметочное обучение в начальной школе
Оценкой называют процесс сравнения знаний, умений и навыков с теми эталонами, которые представлены в учебной программе. Отметкой является количественная мера оценки, выраженная в баллах.
Практически во всех школах нашей страны принята 5-балльная система отметок. Но существуют и другие, например 0-12-балльные. Их чаще всего используют за рубежом. Надо сказать, что в современной отечественной школе действуют также 4-балльные и 3-баль-ные системы отметок, так как часто единицы и двойки не ставят.
Современная дидактика выдвигает такие требования к оценкам, при которых лучше всего использовать личностный способ оценивания, так как он позволяет проследить за индивидуальными результатами каждого ученика.
Большую роль играет вербальная оценка учителя, особенно, если это касается формирования у ученика самооценки. Учитель не должен сравнивать успехи учеников, так как это может испортить межличностные отношения в классе.
Поэтому лучше сравнивать уровень знаний ученика с его прошлыми заслугами.
В некоторых школах в порядке эксперимента стало вводиться безотметочное обучение. Основные характерные черты этой системы:
1) в ходе обучения оцениваются не только общепринятые знания, умения и навыки, но и творческие способности учащихся, их активность и самостоятельность на уроках;
2) не должны оцениваться личные качества ребенка;
3) оценка «отлично» заменяется системой высших достижений ученика в классе.
4) важно исключать возможность сравнивать детей между собой. У каждого ребенка должен быть свой «индивидуальный лист» достижений.
Одним из важнейших средств оценивания знаний учащихся является «лист индивидуальных достижений». Он должен быть у каждого ученика отдельно и фиксировать достижения по каждому предмету. При этом недопустимо афишировать достижения учащихся, выставляя в классе так называемый «экран успеваемости». Данная система создает в классе атмосферу соревновательности, что подталкивает детей к совершенствованию своих особенностей;
На пути перехода к данной системе обучения встречаются свои трудности:
— необходимо согласование оценочной политики школы с родителями учащихся и их требованиями в отношении проведения процедуры контроля внутри школы;
— необходимо согласие всех работников учебного заведения.
А. Амонашвили предложил заменить обычные отметки гибкой, многосторонней вербальной оценкой труда учеников через похвалы, поощрения, поддержки.
системы оценивания знаний учащихся:
1) Система оценивания должна давать возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным
минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс.
2) Необходимо фиксировать изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности. Желательно, чтобы фиксация данной информации была стантартизированная и не требовала больших затрат времени, т.е. не была вербальной.
3) Должна быть заложена возможность адекватной интерпретации информации, прозрачность в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок,
4) Необходимо вводить механизм, развивающий оценивание учащимся своих достижений (рефлексия деятельности).
5) Система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контроль между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы.
6) Необходимо указать, что система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу в рамках единого образовательного пространства.
7) Система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся.
«Жить — значит оценивать», — сказал в свое время Ф. Ницше. Фраза многозначная, но одно из ее значений напрямую связано с обсуждаемой темой. Жить, действовать, включаться в активные, субъектные отношения с миром — значит постоянно оценивать то, что делаешь, и то, что происходит вокруг. Любое осмысленное действие предполагает его последующую оценку как минимум — самим автором, очень часто — окружающими.
Нормальное обучение, то есть обучение, существующее для ребенка в виде его собственной активности, не может быть безоценочным. Другое дело, что совершенное ребенком действие должно быть оценено в полной мере — разнообразно и с различных сторон.
Оценка должна решать, как минимум, три важные задачи:
1.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ
Это первая задача. Ученик выполнил определенную учебную работу. Для того чтобы можно было поставить точку на этом этапе и перейти к следующему, необходимо оценить эту работу с точки зрения результата, самого процесса и субъективного состояния.
Если ребенок находится на такой стадии своего психологического развития, что является субъектом своей учебной деятельности, все эти оценки значимы для него, и он сам стремится их сформировать.
Если учеба отчуждена от ребенка, то есть он является объектом педагогических воздействий учителя, то учитель и формулирует ему все эти оценки. И очень важно, как он это делает.
Если учитель не заинтересован в том, чтобы ученик в результате все таки присвоил учебный процесс, превратил его в собственную деятельность, он четко сформулирует оценку результата работы ученика и на этом остановится. В обратном случае учитель не будет давать оценки сам, но организует ситуацию так, чтобы ребенок сумел оценить свою учебную работу и с точки зрения результата, и с точки зрения процесса, и в субъективном, эмоциональном аспекте.
Это вторая задача. Всесторонняя оценка позволяет развиваться и самому человеку, и его деятельности: стимулирует, дает возможность исправить совершенные ошибки, сделать работу более цельной и последовательной, увидеть личный смысл проделанного. Хорошая оценка — это старт для новой продуманной активности человека.
Наконец, третья задача оценки — сравнение. Сравнение с самим собой, с эталоном, с конкретными людьми.
В данном случае человек помещает свое «Я» в разные системы координат и осуществляет сравнительную оценку своих достижений. Существующую систему школьного оценивания можно обвинить в явном социально-сравнительном уклоне, поэтому многие готовы удариться в другую крайность. Предлагается вообще отказаться от оценок, сравнивающих одного ученика с другим или с некоторым стандартом. Предлагается полностью перейти на другую систему: сравнивать ребенка с самим собой, отслеживать динамику его личных достижений. Я — за разнообразие сравнительных оценок.
С СОБОЙ И С ДРУГИМИ
Человеку очень трудно не сравнивать себя с другими. Так устроена созданная нами цивилизация, и в одночасье это не изменить. Да и нужно ли к этому стремиться? Да, личностный рост человека во многом обеспечивается тем, что человек стремится к постоянному продуктивному изменению, качественному и количественному наращиванию своих личных возможностей. И в этом ему может помочь сравнение с самим собой — вчерашним, позавчерашним и т.д.
Нужно всемерно развивать такую систему педагогической диагностики, которая позволяла бы ребенку оценивать себя с точки зрения динамики собственных достижений. («Вот столько ошибок на это правило у тебя было неделю назад. Вот столько их у тебя за эту неделю». Или: «Мы с тобой видим, что в течение всей четверти лучше всего дело у тебя обстояло с решением задач, хуже — с усвоением правил, еще хуже — с изложением теории»).
Итак, обучение не может быть безоценочным. Периодически оно может быть «безотметочным», но тогда нужно особенно тщательно продумывать форму трансляции ребенку внешних оценок его деятельности.
И в завершение темы — наставление У. Джеймса: «Желание ученика иметь сведения о своих успехах является нормальным конечным звеном в цепи его духовных функций. Поэтому знакомьте своих учеников с результатами их работ и с надеждами, которые они могут питать, и отступайте от этого правила только в отдельных случаях, когда вас останавливают какие-нибудь особые практические соображения».
Психологические аспекты оценочной деятельности учителя
Оценивание, отметка оказывают огромное воздействие на ученика.
Главным недостатком существующей системы оценок и отметок является (с точки зрения психологии) их возможное травмирующее влияние на ребенка. Педагогам хорошо известна напряженная тишина в классе при объявлении отметок, тоскливое перелистывание тетрадей в поисках полученных баллов. Всем педагогам приходилось наблюдать и ту реакцию, которую вызывают отметки у детей: от нескрываемой радости до слез.
Социально – психологическая служба проводила недавно опрос среди обучающихся 6-х и 9-х классов. Цель анкетирования: определить, насколько дети видят разницу между оценкой и отметкой.
Результаты анкетирования: большинство обучающихся 6-х классов (72,4%) и 86,6% 9-ков видят разницу между этими понятиями, подчеркивают их важность для человека.
Почему же отметка и оценка так важны в жизни ребенка? Прежде всего, потому, что они тесным образом связаны с такими психологическими характеристиками, как самооценка, мотивация достижения, тревожность, эмоциональный комфорт, взаимоотношения с окружающими, творчество.
Психологами давно доказано, что успешно действует и достигает результатов человек, у которого сформирована адекватная высокая самооценка своей личности и менее успешны в жизни, как правило, люди с низкой самооценкой.
И, наконец, значительное влияние оказывает оценивание на взаимоотношения детей с окружающими. Отметки могут быть и причиной высокого и низкого авторитета среди сверстников, источником конфликта и в самом страшном проявлении отметка может быть причиной суицида.
Оценивание – очень тонкий психологический момент. То, как тебя оценивают окружающие, понятно всем, даже малышам. Жесты, мимика, взгляды, наклоны и повороты корпуса – все без исключения чувствительны к ним, мгновенно реагируют на малейшие изменения.
Необходимо напоминать педагогам, что существует ряд психологических факторов, которые могут повлиять на объективность оценивания:
При оценивании свою роль может сыграть негативная установка. Представьте себе такую ситуацию: к вам приходит новый ученик, его бывший учитель рассказывает вам о нем предварительно, как о лентяе и глупце. И при оценивании ребенка вы можете невольно опираться на эту оценку личности ребенка, что может найти отражение в отметках.
Существует так называемый «эффект ореола». Например, ребенок несимпатичный внешне, неопрятный, из неблагополучной среды может в нашем сознании связаться с образом ученика неспособного.
Хвалите! Похвала должна возникать спонтанно, ее не стоит планировать. Похвала должна быть заслуженна. Похвала должна быть точно адресованной. Благодарность получить всегда приятнее, если она адресована не в общую массу, а тебе одному теплыми словами.
Обращайтесь к самолюбию. Нет людей, согласных ходить всю жизнь в неудачниках. Заставьте ученика произнести: «И я не хуже других!»
Извлекайте максимум стимулов из ошибок: «Прекрасная ошибка! Твое мнение не совсем правильно, но дает пищу для размышлений». Необходимо помнить, что любой человек имеет право на ошибку!
Часто педагоги забывают правило, которое должно стать законом для любого учителя: ребенок сравнивается только с самим собой, а не с другими детьми.
Стрессовой ситуацией для детей являются контрольные работы. Их травмирующее влияние можно уменьшить. Важен психологический настрой на работу. Для этого иногда достаточно улыбнуться, встречая детей у дверей класса, тепло поприветствовать, выразить веру в их силы.
Еще одна школьная проблема – проверочные, самостоятельные и контрольные работы. Давайте изменим к ним отношение, не будем проверять, как ребенок выучил, чему он научился. Давайте сделаем наоборот: “Ребята, завтра у нас самостоятельная работа. Я хочу проверить, как Я вас научила, на что мне надо обратить внимание. Можно ли переходить к новой теме”.
Во время контрольной работы учитель может подойти к ученику, который испытывает затруднение (степень помощи фиксируется учителем), иногда можно дать дополнительное время на работу (особенно касается учеников-флегматиков).
Каждая работа должна завершаться самопроверкой. Самостоятельно найденные и исправленные ошибки не являются поводом для снижения отметки.
Оценивание результатов обучения: теория и практика
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Оценивание результатов обучения: теория и практика Трансляция опыта «АОО Назарбаев интеллектуальные школы»
Современное понимание оценивания оценивание для обучения является неотъемлемой частью преподавания в целях содействия обучению учеников, оценивание обучения необходимо для выставления отметок и составления отчетности.
Актуальность новой системы оценивания: в связи с внедрением компетентностного образования результаты обучения рассматриваются не в виде знаний, умений, навыков (ЗУН) учащихся по предметам, а как интегрально сформированные компетенции, включающие в себя совокупность ЗУНов в практической деятельности и навыки учения. В связи с этим целесообразным будет реализация системы оценивания на основе оценивания как ЗУНов, так и компетенций.
Для чего нужна новая система оценивания? Обеспечение эффективной обратной связи с учениками. Активное участие учеников в собственном обучении, что, в свою очередь, вовлекает ученика в процесс самооценивания. Модификация преподавания с учетом результатов оценивания. Признание определяющего влияния оценивания на мотивацию и самооценивание учеников, что, в свою очередь, решающим образом влияет на качество обучения. Содействие самооцениванию учеников и формирование у них навыков совместной работы со сверстниками посредством взаимооценивания, с целью понимания способов усовершенствования своего обучения.
Два аспекта оценивания- Формативное (оценивание обучения) Суммативное (оценивание для обучения) Оценить потребности учеников Определить уровень сформированности ключевых компетенций при завершении изучения учебного модуля. Поощрить саморегуляцию и сотрудничество Содержание контрольных заданий должно охватить все значимые блоки ключевых компетенций, отработанные в процессе изучения материала. Осуществлять мониторинг прогресса и развития Проводить по результатам выполнения констатирующих работ различных видов (тесты, проекты, контрольные и т.д.). Проверить понимание и поощрить метапознание Оценки, выставленные за констатирующие работы, являются основой для определения итоговых суммативных оценок по предметам за отчетные периоды. Формативное (оценивание обучения) Суммативное (оценивание для обучения) Оценить потребности учеников Определить уровень сформированности ключевых компетенций при завершении изучения учебного модуля. Поощрить саморегуляцию и сотрудничество Содержание контрольных заданий должно охватить все значимые блоки ключевых компетенций, отработанные в процессе изучения материала. Осуществлять мониторинг прогресса и развития Проводить по результатам выполнения констатирующих работ различных видов (тесты, проекты, контрольные и т.д.). Проверить понимание и поощрить метапознание Оценки, выставленные за констатирующие работы, являются основой для определения итоговых суммативных оценок по предметам за отчетные периоды.
Суждения по формативному оцениванию Учащийся «Достиг» задачу обучения, когда Учащийся «Стремится» к достижению задачи обучения, когда правильно отвечает на вопросы, связанные с задачей обучения не может правильно ответить на вопросы или часто нуждается в подсказках самостоятельно выполняет поставленные задачи нуждается в поддержке одноклассников или учителя для выполнения заданий участвует активно, демонстрируя соответствующие навыки мышления (например, может формулировать вопросы, предлагать выводы, планировать, анализировать, продвигать обсуждение, предлагать точку зрения, активно слушать, обосновывать) участвует ограниченно или пассивно, в основном, отвечая вопросы других или соглашаясь ясно формулирует то, что узнал(а) и как он/она знает, что изучал(а) это не уверен о своем обучении и не может выразить то, чему научился
Основные подходы в новой системе оценивания конструктивистский, компетентностный, критериально-ориентированный, проблемно-ориентированный.
Конструктивистский подход к оцениванию результатов образования «создание в классе условий, организация деятельности и использование методов, которые основаны на конструктивистской теории обучения, а также постановка целей, которые направлены на развитие студентов, их глубокое понимание предмета, а также на развитие мышления, которое необходимо для будущего обучения» (Фэден и Фогель 2003)
Конструктивизм основывается на желании учащегося понять и решить задачу, при понимании и активном решении задач задействуются когнитивные процессы высокого уровня, учащиеся заинтересованы и мотивированны, когда учащиеся ощущают потребность в знании, они автоматически пытаются сосредоточиться на значениях, основные идеях, принципах, предпочтение и способности для работы на концептуальном уровне, а не на уровне деталей.
При конструктивистском подходе преподавание включает: Преподавание темы или вопроса с структурной позиции Преподавание для получения ответной реакции учащихся, например, путем опроса, рассмотрения проблемы Преподавание, основанное на имеющихся у учащихся знаниях Устранение заблуждений учащихся Оценка всей структуры знаний, а не отдельных фактов Преподавание и оценка, которые поощряют позитивную рабочую атмосферу: учащиеся могут делать ошибки и учиться на них Преподавание, подчеркивающее глубину изучения, а не широту охвата учебного материала Использование методов преподавания и оценки, направленых на достижение четко намеченных целей и результатов курса или программы
Традиционный подход Конструктивистский подход Учебная программа построена по принципу от части к целому, с акцентом на базовые знания и умения Учебная программа представлена по принципу от общего к частному с акцентом на обобщенные понятия и умения Основное требование к процессу обучения – строгое выполнение учебной программы Гибкость процесса обучения с возможностью варьирования учебной программы Учебная программа и учебный процесс полностью опираются на рекомендованный учебник или учебное пособие Учебник не является доминирующим источником учебной информации; приоритет переходит к оригинальным источникам, к первичным данным, к объектам и явлениям реальной действительности Учащийся представляется как объект процесс обучения, который получает готовые знания от учителя Учащийся – полноправный участник процесса обучения со своими собственными взглядами и представлениями об окружающем мире
Традиционный подход Конструктивистский подход Учитель как правило преподносит новый учебный материал в дидактической манере как истину в последней инстанции Учитель выступает прежде всего как организатор учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащихся, не навязывая им свои знания и убеждения Учитель оценивает эффективность учебно-познавательной деятельности учащихся по количеству правильных ответов Учитель ценит самостоятельное, пусть не всегда правильные, рассуждения учащихся, «умные» вопросы, сознательно исправленные ими ошибки Результаты тестов и контрольных работ – единственный источник информации об уровне знаний и умений учащихся Оцениваются все продукты учебно-познавательной деятельности учащихся, показывающие не только результаты обучения, но и усилия, приложенные учащимся к конструированию нового знания, и его прогресс в обучении Контроль и оценка учебных достижений осуществляется в отрыве от процесса обучения Контроль и оценка осуществляется в темной связи с тем, как реально протекал процесс обучения
В контексте конструктивистского подхода к обучению сформулированы следующие принципы оценивания: 1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. 2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. 3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества. 4. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно. 5. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Компетентностная модель оценивания позволяет оценивать «на выходе» и предполагает различные конечные результаты образования. основным результатом оказывается набор специальных компетенций, понимание принципиальных технологий профессиональной деятельности и ключевые компетенции на уровне, соответствующем требованиям Национальной квалификационной рамки к профессиональным компетенциям.
При компетентностном подходе: оценка ключевых компетенций сводится к оценке продукта учебной деятельности или результатов наблюдения за деятельностью, в процессе которой обучающийся решает (или ставит и решает) задачи, выбирая и используя адекватные способы работы с информацией, самоменджмента, коммуникации; при этом объект воздействия и условия деятельности определяются как субъективно новые для обучающегося.
Таксономия учебных целей и задач:
Аутентичное оценивание осуществляется посредством использования альтернативных методов оценивания, к которым относятся: исследовательские проекты, научные эксперименты, устная презентация, дискуссия, творческие работы учащихся. ориентировано на практические результаты деятельности учащихся, учитывает и стимулирует их инициативу, стремление к самосовершенствованию и личностному росту на основе самооценки своего продвижения к планируемому результату образовательной деятельности, обеспечивает возможность видеть эти результаты и получать признание своих достижений.
Характеристики АО: задания разрабатываются для наиболее приближенных к реальной ситуации (подлинных) условий исполнения деятельности в оцениваемой области, оставляют достаточно места для развития учебных стилей студентов, их способностей и интересов как источников для формирования умений и для идентификации (возможно, ранее скрытых) их сильных сторон.
Критерии, используемые в АО, направлены на оценивание «основного» в поведении и деятельности, в соответствии с хорошо сформулированными деятельностными стандартами (например, написание эссе по социально значимой теме, убедительная защита своей позиции). в процессе АО от учащихся зачастую ожидается, что они должны представлять свою работу публично и в процессе говорения.
Проблемно-ориентированное обучение по П.Я. Гальперину, Н.Ф. Талызиной:
Непрерывное улучшение обучения учеников через культуру доказательств, потребностей, преподавание и учение:
Эффективные стратегии оценивания в ПОО: ориентированные на процесс на оценивание индивидуальной работы на рефлексивные действия
Работа внутри «черного ящика» развитию у учащихся навыков самооценивания Оценивание одноклассников и самооценивание Эффективная постановка вопросов Обсуждение критериев вместе с учениками Обеспечение обратной связи (по Блэку и Уильяму)
Принцип критериального оценивания: в нем заложены основные подходы к учебной деятельности, в которой учащийся становится субъектом; требования к образовательному процессу и результатам деятельности.
2 основных понятия КО: Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы. Уровни достижения учащегося по каждому критерию последовательно показывают все шаги по достижению наилучшего результата и оцениваются определенным количеством баллов.
Критериальное оценивание представляет собой процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования по определенному стандарту; способствующий формированию компетентности обучающихся
Критериальное оценивание осуществляется в соответствии с содержанием учебных программ, формами контрольных мероприятий, индивидуальными психолого-педагогическими особенностями учащихся; на основе единства формативного и суммативного оценивания, заключающегося в целостном использовании промежуточного и итогового контроля учебных достижений учащихся; осознанности, служащей действенной характеристикой процесса контроля учебных достижений учащихся; диагностической основы, осуществляющейся в проведении педагогической диагностики эффективности использования данной технологии
Критериальное оценивание определяет цель создания условий и возможностей для формирования и развития учебно-познавательной активности учащихся, их творческой и исследовательской сферы, учебной самостоятельности и ориентации в потоке научной информации путем приобщения учащихся к систематической рефлексии, к поиску смысла этой деятельности.
Гуманный характер КО: варьирование видов заданий, формы их предъявления, видов помощи учащимся, позволяет достичь всеми учениками заданного уровня обязательных критериев, без усвоения которого невозможно дальнейшее полноценное обучение и развитие личности, вхождение в культуру современного общества.
Соотнесение критериев и целей обучения (в качестве примера) Биология Класс 7 Четверть 1 ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ 1. Понимать и распознавать качества, которые могут быть использованы для построения дихотомических ключей. 2. Знать ряд важных витаминов. Смочь составить список еды с высоким содержанием витаминов. 3. Распознавать структуры, вовлеченные в транспортировку веществ в растениях. 4. Создать таблицу, показывающую названные микро организмы, привязанные к болезням и симптомов, причинами которых они являются. 5. Описать сходства и различия между аутотрофным и гетеротрофным питанием. 6. Распознавать названия и расположения органов пищеварения и поставить названия на диаграмме. 7. Кратко описать акт глотания, пищеварения, всасывания, освоения и дефекации и знать где в пищеварительной системе эти процессы происходят и объяснить как ворсинки увеличивают поверхность для всасывания.
Соотнесение критериев и целей обучения (в качестве примера) Биология Класс 7 Четверть 1 КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ 1. Исследовать процесс диффузии, используя примеры движения частиц в жидкостях и газах и знать, что диффузия является смешением газов и/или жидкостей без размешивания и смочь описать что происходит, используя концепт частиц. 2. Смочь вести сбор результатов и вести их запись в нужном формате 3. Различать между типами анаэробного и аэробного дыхания. 4. Исследовать процесс дыхания растений, используя индикатор двуокиси кислорода.
Ожидаемые результаты обучения и критерии успешности совместной работы помогают педагогам и учащимся понимать чему они научились и какие доказательства будет продемонстрированы учащимися Например: Ожидаемые результаты: учащиеся будут понимать компоненты необходимые для создания простой схемы-цикла Критерий успеха: учащиеся будут способны нарировать или создать простую схему-цикл. Ожидаемый результат обучения: учащиеся будут понимать схему-цикл процесса обучения. Критерии успеха: учащиеся будут способны создавать схему-цикл обучения в соответствии с теорией обучения
Рубрики – это способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные результаты и достижения учащихся. Основанные на стандартах рубрики поощряют педагогов согласовывать с четкими ожидаемыми результатами обучения с установленными критериями выполнения и инструкциями по подсчету. Хорошо разработанные рубрики дают возможность учащимся провести успешное самооценивания и улучшения их обучения
Самооценивание и рефлексия дают ученикам возможность оценить собственный прогресс, свои мысли и учебу, и методы их улучшения. Наилучшие рубрики создаются в результате длительной совместной работы и большого числа повторений.
Инструкция к применению рубрик определить цели курса в целом и ежедневных уроков; выбрать проверочные задачи, которые могут обеспечить данные, соответствующие учебным целям; сформировать стандарт достижений для каждой учебной цели; дифференцировать уровни достижений (категории), основываясь на хорошо прописанных критериях; определить вес или ценность каждой категории.
Памятка Технология критериального оценивания на основе оценивания рубрик является универсальной и применимой для всех методов и техник оценивания.
Техники критериального оценивания Техника Процедура использования техники Одноминутное эссе Одноминутное эссе – это техника, которая используется учителем с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме. Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы: Что самое главное ты узнал сегодня? Какие вопросы остались для тебя непонятными? В зависимости от обучающей среды и формата одноминутное эссе может быть использовано по-разному: во время урока: урок разбивается на несколько этапов, отслеживается поэтапное усвоение материала учащимися. в конце урока, чтобы проинформировать учащихся о том, что они будут делать на следующем уроке.
Техники критериального оценивания Техника Процедура использования техники Формативный тест Учитель произвольно делит учеников на малые группы (по 4-5 учащихся в группе). Каждый учащийся получает лист с вопросами теста и лист для ответов. Учащимся предоставляется время на обсуждение вопросов теста в малых группах. После обсуждения учащиеся заполняют лист ответов самостоятельно. Баллы каждого учащегося подсчитываются отдельно. Необходимо предупредить учащихся, что они могут быть не согласны с членами группы, и отметить тот ответ, который они считают правильным. Консенсус (т.е. единое мнение) в группе при обсуждении ответа на тот или иной вопрос не требуется.
Техники критериального оценивания Техника Процедура использования техники Упражнение на проверку усвоения нового материала Учитель создает таблицу из четырех окошек (квадратов) с надписями: «Предсказать», «Объяснить», «Обобщить» и «Оценить». После объяснения нового материала он просит учащихся выбрать определенный квадрат. При этом учитель поясняет, что таким образом каждый учащийся выбирает себе тип задания, который ему нужно будет выполнить по изучаемой теме. Затем, в зависимости от выбора квадрата, учитель задает вопрос. Например: (1) Если учащиеся выбрали квадрат «Обобщить», то учитель может дать следующее задание: «Перечислите основные идеи из нового материала». (2) Если учащиеся выбрали квадрат «Объяснить», то учитель может задать следующий вопрос: «Как вы понимаете изученный термин (понятие)?» Письменные комментарии (письменная об- ратная связь) Обязательный элемент оценивания – предоставление обратной связи. Проверяя письменные работы учащихся, учитель делает свои комментарии в соответствии с критериями оценки и уровнем достижения результата. Комментарии должны быть ясными и нести обучающий характер. Проверяя письменную работу, можно выделять правильные (интересные) части одним цветом, а требующие доработки – другим. Комментарии к письменным работам могут включать напоминания (что следует добавить), подсказки или примеры.
Техники критериального оценивания групповой и индивидуальной работы Техника Процедура использования техники Индекс карточки для обобщения или для вопросов Учитель периодически раздает учащимся карточки с заданиями, указанными на обеих сторонах: 1 сторона: Перечислите основные идеи из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их. 2 сторона: Определите, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы), и сформулируйте свои вопросы. Сигналы рукой Учитель просит учащихся показывать сигналы, обозначающие понимание или непонимание материала (в ходе объяснения учителем каких-либо понятий, принципов, процесса и т.д.). Предварительно следует договориться с учащимися об использовании этих сигналов: Я понимаю __________ и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх) Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону) Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой) Посмотрев на сигналы, учитель опрашивает учащихся каждой группы. По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.
Техники критериального оценивания групповой и индивидуальной работы Техника Процедура использования техники Светофор У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы: К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли): – Что вы поняли? К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки: – Что вам не понятно? По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе. Речевые образцы (подсказки) Учитель периодически дает учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ. Например: Основной идеей (принципом или процессом) является _________________, потому что__________ и т.д. Проверка ошибочности понимания Учитель намеренно дает учащимся типичные ошибочные понятия или предсказуемые ошибочные суждения о каких-либо идеях, принципах или процессе. Затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения.
Техники критериального оценивания групповой и индивидуальной работы Техника Процедура использования техники Индивидуальные беседы с учащимися Учитель проводит индивидуальные беседы с учащимися для проверки уровня их понимания. Трехминутная пауза Учитель предоставляет учащимся трехминутную паузу, которая дает уча- щимся возможность обдумать понятия, идеи урока, связать с предыдущим материалом, знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты. Я изменил свое отношение к………. Я узнал больше о …………. Я удивился тому, что…… Я почувствовал … Я относился к ………… Измерение температуры Данный метод используется для выявления того, насколько ученики правильно выполняют задание. Для этого деятельность учащихся останавливается, и учитель задает вопрос: «Что мы делаем?» Ответив на этот вопрос, учащиеся предоставляют информацию об уровне понимания сути задания или процесса его выполнения. В некоторых случаях (при работе в парах и в группах) учитель просит одну пару или группу учащихся продемонстрировать процесс выполнения задания. Другие пары или группы наблюдают, что от них требуется сделать.
Техники критериального оценивания групповой и индивидуальной работы Техника Процедура использования техники Упражнение на проверку усвоения нового материала Учитель создает таблицу из четырех окошек (квадратов) с надписями: «Предсказать», «Объяснить», «Обобщить» и «Оценить». После объяснения нового материала он просит учащихся выбрать определенный квадрат. При этом учитель поясняет, что таким образом каждый учащийся выбирает себе тип задания, который ему нужно будет выполнить по изучаемой теме. Затем, в зависимости от выбора квадрата, учитель задает вопрос. Например: (1) Если учащиеся выбрали квадрат «Обобщить», то учитель может дать следующее задание: «Перечислите основные идеи из нового материала». (2) Если учащиеся выбрали квадрат «Объяснить», то учитель может задать следующий вопрос: «Как вы понимаете изученный термин (понятие)?» Внутренний и внешний круг Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами. Обобщение в одном предложении Попросите учащихся обобщить изученную тему в одном предложении,которое отвечало бы на вопросы «кто? что? где? когда? почему? И как?». Обобщение в одном слове Учитель дает учащимся задание: «Выберите (подберите) слово, которое наиболее точно обобщает тему». Письменные комментарии (письменная об- ратная связь) Обязательный элемент оценивания – предоставление обратной связи. Проверяя письменные работы учащихся, учитель делает свои комментарии в соответствии с критериями оценки и уровнем достижения результата. Комментарии должны быть ясными и нести обучающий характер. Проверяя письменную работу, можно выделять правильные (интересные) части одним цветом, а требующие доработки – другим. Комментарии к письменным работам могут включать напоминания (что следует добавить), подсказки или примеры.