отражение классовых интересов в мифах религиозных концепциях

Тестовые задания для самоконтроля. 1. Каково философское понимание сущности человека?

1. Каково философское понимание сущности человека?

A) сущность человека закодирована в генах и передается по наследству при рождении человека

B) сущность человека есть “ансамбль” всех общественных отношений

C) сущность человека творится самим индивидом в процессе его жизнедеятельности

D) сущность человека зависит от божественной благодати

E) сущность человека раскрывается в любви

2. Выберите философский ответ на вопрос о соотношении понятий “индивид” и “личность”

A) индивид и личность – это тождественные понятия

B) индивид – носитель типичных качеств человека как представителя рода людей, а личность – социализированный индивид

C) индивид – это антропологическое понятие, а личность – социальное

D) главным свойством личности является то, что у нее есть мировоззрение и самосознание

E) личность – это общественно развитый человек

3. Область философии, рассматривающая проблемы бытия, существования?

4. В чем заключается научно-философское понимание материи?

A) материя – это некое материальное первоначало мира

B) материя – это чувственно-конкретные вещи, процессы, явления

C) материя – это неизменный, неделимый кирпичик (элемент) мироздания

D) материя – это совокупность наших ощущений и восприятий объективного мира

E) материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознания

5. Как понимается в философии пространство?

A) это пустота, вместилище предметов и элементов

B) это форма существования материи

C) это абстракция, существующая только в сознании

D) это абсолютное начало мира

E) это форма познания реальности

A) в установлении законов, определяющих развитие природы

B) в выявлении закономерностей развития объективной реальности

C) в объяснении противопоставлений мышления и объективной реальности

D) в развитии логических законов мышления

E) в установлении закономерных взаимосвязей между природными и социальными процессами

7. Философское понятие отражения

A) отражение — это любые изменения объекта в результате воздействия на него другого объекта

B) отражение — это всякое взаимодействие объекта

C) отражение — это абсолютная копия отражаемого объекта

D) отражение — это воспроизведение структуры, свойств отражаемого объекта

E) отражение — это зеркальное отображение одного объекта в другом

8. Положение географического детерминизма

A) природная среда необходимое условие существования людей

B) географическая среда может ускорить прогресс общества

C) географическая среда определяет политический строй, культуру, экономику и мораль живущего в ней народа

D) географическая среда может замедлить прогресс общества

E) географическая среда не влияет на общественные процессы

9. Основной критерий марксистской типологии общества?

A) уровень технического и научного развития общества

B) специфические правовые и законодательные формы

C) географическое положение

D) уровень развития производительных сил общества

Источник

Экспресс-подготовка к онлайн-тестированию:

для студентов дистанционного обучения, при устройстве на работу, прохождении аттестаций

отражение классовых интересов в мифах религиозных концепциях. noimage. отражение классовых интересов в мифах религиозных концепциях фото. отражение классовых интересов в мифах религиозных концепциях-noimage. картинка отражение классовых интересов в мифах религиозных концепциях. картинка noimage.

Сдаешь тесты самостоятельно?

Закажи скайп-консультацию и узнай все секреты успешной сдачи экзаменов онлайн!

отражение классовых интересов в мифах религиозных концепциях. noimage. отражение классовых интересов в мифах религиозных концепциях фото. отражение классовых интересов в мифах религиозных концепциях-noimage. картинка отражение классовых интересов в мифах религиозных концепциях. картинка noimage.

Философия МФПА Тест с ответами

Правильных ответов не менее 93%

Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)

Автором труда «Философия общего дела» является …

Агностицизм приобрел свою классическую форму в произведениях…

Аквинского и Абеляра

Демокрита и Платона

В основе … лежит вера в высшие, абсолютные ценности

В основе позиции представителей скептицизма лежит принцип…

+ равнозначности всех суждений

однозначности всех суждений

отрицания веры в сверхъестественное

отождествления материи и пространства

В познавательном процессе активной, творческой стороной выступает…

Высказывание «Общее знание всегда идет впереди локального знания, если первое систематизировано и направлено философией» принадлежит …

Высказывание о том, что «философия – это наука, исследующая первые начала и причины» принадлежит …

Глубоко усвоенные знания, ставшие частью собственного «Я», определяющие отношение человека к окружающему миру и мотивы его поведения – это …

Гносеологический переворот, связанный с переносом внимания с объекта познания на специфику познающего субъекта, осуществил …

Для социально–материалистической модели характерно утверждение о том, что …

выдающаяся личность играет определяющую роль в обществе

выдающаяся личность не играет никакой роли в истории

общественная жизнь – случайный процесс

+все социальные группы, слои, общности, индивиды являются, движущими силами развития общества

Идеология – это …

отражение классовых интересов в религиозных концепциях

+систематизированное отражение действительности с позиций определенных социальных сил, которое дается в теоретической форме

систематизированное отражение социальной действительности

совокупность представлений о развитии общества и месте человека в нем

система взглядов на политические партии и политическую борьбу

Индивидуальное бытие человека является объектом философского интереса для …

Космогенную цивилизацию характеризуют такие признаки, как …

личные интересы преобладают над общественными

+человек не существует как индивидуум

+общность человека и природы

человек занимает центральное место

Кто был первым философом, обозначившим вопрос о соотношении материи и сознания?

Л. Фейербах вере в Бога противопоставил …

нравственные основы общества

веру в идеальные общественные отношения между людьми

Мировоззрение различных этапов развития обществ и цивилизаций классифицируется по следующему основанию:

по глубине отражения действительности

по социальному характеру

+по историческому типу

по национальным особенностям

– объективная социальная реальность, реальный процесс жизни людей, определяющую основу которого составляет производство материальных благ Общественное бытие

Основные задачи, которые ставит перед собой философия неотомизма, – это …

доказать истинность современной научной картины мира

адаптироваться к современным условиям

+приблизиться к простому человеку

+доказать истинность католицизма

+обосновать гармонию веры и разума

разрушить грань между человеком и Богом

Основные идеи философии В. Соловьева – это идеи …

+существования всеобщей божественной мудрости

непосредственного перехода к социализму с опорой на самобытность русского народа

революционного обновления общества

непротивления злу насилием

Основным систематизатором Средневековой схоластики зрелого этапа ее развития был …

По типам государства можно разделить на …

Понятие «осевое время истории» было введено в философию …

где все будут счастливы

отраженная в источниках

+ схваченная в мысли

Представители … уверены, что мир существует только в нашем сознании

Производственные отношения – это отношения …

Система искусственно создаваемых человеком средств материальной и иной деятельности – это … техника

Согласно этическому подходу, философия рассматривается как наука о …

Социальная мобильность – это …

возможность свободного передвижения по территории государства

+переход человека из одной социальной группы в другую с понижением, повышением или сохранением социального статуса

активные миграционные процессы в обществе

С позиции идеалистического понимания общества верно суждение о том, что …

народ – творец истории

народ – прогрессивно мыслящие классы общества

роль народа в процессе общественного развития возрастает

Суть суждения Сократа «Я знаю, что ничего не знаю» заключается в …

ограниченности познавательных возможностей человека

абсолютизации познавательных возможностей субъекта

трактовке знания как божественного откровения

отрицании возможности всякого постижения истины

+попытке вызвать у человека стремление к истине

Сущность волюнтаризма состоит в том, что …

ход истории не зависит ни от действий личности, ни от деятельности народа

народ творит историю, опираясь на материальные условия в соответствии с объективными законами развития общества

+выдающиеся личности творят историю, не считаясь с объективными обстоятельствами

история есть результат деятельности мирового разума

Сущность плюралистической модели общества раскрывает суждение о том, что …

+общество – продукт взаимодействия различных равноценных факторов

основой общества является развитие науки и техники

история есть результат деятельности мирового разума

жизнь общества определяется борьбой рационального и иррационального, разума и инстинктов

научное предвидение исторических событий возможно

исторический процесс совершается закономерно

общественная жизнь не имеет объективных законов

+ ход истории заранее предопределен и неизбежен

Сущность человека состоит в том, что …

это социальное существо, биологические факторы не влияют на его поведение

+человек прежде всего социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы

решающее влияние на поведение человека оказывают инстинкты

его поведение полностью предопределено генотипом

его поведение определяется биологическими законами

Установите соответствие между основными направлениями философии и представляющими их философами

Дуализм – Р. Декарт, И. Кант

Идеализм – Ф. Аквинский, Д.Беркли, Г. Лейбниц

Материализм – Эпикур, Ф. Бэкон, Л. Фейербах

—- Платон, Демокрит, Ф. Ницше

— Н. Кузанский, Т. Гегель, И. Кант

— Ф. Бэкон, Д. Беркли, Р. Декарт

Установите соответствие между теоретическими моделями общества и характерными для них особенностями

Плюралистическая – равнозначность всех факторов; отрицается наличие детерминирующего фактора общества

Материалистическая – определяющая роль общественного бытия; признание объективных законов исторического процесса

Идеалистическая – сознание – конечная причиной исторических событий; отрицание объективных законов развития общества

—- определяющая роль общественного бытия; сознание как конечная причина исторических событий

—- отрицание детерминирующего фактора общества; природные условия – определяющий фактор развития общества

Установите соответствие между философскими школами и принадлежащими к ним философами

Софистика – Протагор, Горгий

Атомизм – Демокрит, Эпикур

Милетская школа – Фалес, Анаксимен

Утверждение, что Бог разлит во всей природе, характерно для такого философского направления, как.

Философия – это высшая ступень развития …

Философское направление, представленное именами: Ж.–П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев, М. Хайдеггер, – это …

Цивилизационный анализ общества разработан …

Ядром политической системы общества является …

… — это специфическое средство отражения и выражения жизни в форме художественных образов, предметом которого является реальная действительность и внутренний мир человека, его чувства и переживания Искусство

… – это уникальность, неповторимость конкретного человека, обусловленная своеобразием сочетания биологического, психологического, социального Индивидуальность

…. – это учение о путях, методах и формах познания окружающего нас мира

Источник

Мифологические и религиозные концепции

отражение классовых интересов в мифах религиозных концепциях. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. отражение классовых интересов в мифах религиозных концепциях фото. отражение классовых интересов в мифах религиозных концепциях-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка отражение классовых интересов в мифах религиозных концепциях. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. отражение классовых интересов в мифах религиозных концепциях. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. отражение классовых интересов в мифах религиозных концепциях фото. отражение классовых интересов в мифах религиозных концепциях-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка отражение классовых интересов в мифах религиозных концепциях. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. отражение классовых интересов в мифах религиозных концепциях. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. отражение классовых интересов в мифах религиозных концепциях фото. отражение классовых интересов в мифах религиозных концепциях-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка отражение классовых интересов в мифах религиозных концепциях. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. отражение классовых интересов в мифах религиозных концепциях. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. отражение классовых интересов в мифах религиозных концепциях фото. отражение классовых интересов в мифах религиозных концепциях-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка отражение классовых интересов в мифах религиозных концепциях. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

отражение классовых интересов в мифах религиозных концепциях. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. отражение классовых интересов в мифах религиозных концепциях фото. отражение классовых интересов в мифах религиозных концепциях-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка отражение классовых интересов в мифах религиозных концепциях. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

отражение классовых интересов в мифах религиозных концепциях. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. отражение классовых интересов в мифах религиозных концепциях фото. отражение классовых интересов в мифах религиозных концепциях-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка отражение классовых интересов в мифах религиозных концепциях. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

В основе этих концепций лежат представления о надчело-веческом, сверхъестественном (небесном, божественном) первоисточнике и происхождении как самого человека, так и надлежащего порядка в совместной жизни людей, включая соответствующие общеобязательные правила поведения и общую власть.

Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 206

Подобные представления, появившиеся еще во времена формирования первобытных человеческих сообществ, в той или иной форме сохраняли свое познавательно-объяснительное значение и после возникновения права и государства. К тому же в этих, как и во многих последующих концепциях происхождения права и государства (например в патриархальных, психологических и органических учениях, в теориях общественного договора вплоть до XIX в.), отсутствует различение общества и государства,так что по существу единые представления об общеобязательных правилах поведения и общей власти распространяются в них как на догосударственное, так и на государственное состояние совместной жизни людей.

Господство мифологических и первоначальных религиозных представлений отчетливо проявляется в том, что все древние народы (египтяне, вавилоняне, индусы, китайцы, ассирийцы, евреи, персы, греки и др.) возводят свои порядки, в том числе – установленные и действующие в их обществах (и государствах) законы и власть – к надчеловеческим, небесным силам и существам, к богам. Свои законы, формы правления и институты власти они приписывают непосредственно богам или их избранникам и ставленникам (мифическим полубогам и героям – основателям городов-государств, законодателям вроде индийского Ману, спартанского Ликурга, афинского Тесея, еврейского Моисея и т.д.).

О соответствующих воззрениях египтян греческий историк Геродот(V в. до н.э.) рассказывает, что во время его посещения Египта жрецы сообщили ему о том, что всего в Египте был 341 фараон, и все они были людьми. «Правда, – сообщает Геродот со слов жрецов, – до этих людей в Египте царствовали боги, которые жили совместно с людьми и один из них всегда был самым могущественным. Последним из этих царей был Ор, сын Осириса, которого эллины зовут Аполлоном. Низложив Тифона, он стал подлинным царем-богом в Египте» [1].

Несколько иную версию мифа о первоначальном правлении и законодательстве богов, учреждении ими государств и научении людей основам совместной государственной жизни приводит Платон(V– IV вв. до н.э.), тоже ссылающийся на информацию египетских жрецов. По этой версии мифа, государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских богов, а до

Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 207

этого, при Кроносе, государства не было, и люди непосредственно управлялись богами и жили счастливо. «Под управлением бога, – пишет Платон о временах Кроноса, – не существовало государств; не было также в собственности женщин и детей» [2].

Появление государства в эпоху Зевса Платон со ссылкой на древние мифы освещает следующим образом. После Кроноса боги вновь поделили между собой по жребию все страны земли. При этом, в частности, Аттика (территория древних Афин)досталась Афине и Гефесту, а большой остров Атлантида – Посейдону.

Афина и Гефест, согласно мифу, населили Аттику «благородными мужами, порожденными землей, и вложили в их умы понятие о государственном устройстве» [3]. Эти «божественные мужи», по словам Платона, организовали Афины того мифического времени (около 9 тысяч лет до Платона) как «государство с общественным управлением». Тогдашние афиняне, по словам Платона, «справедливо управляли своей страной и Элладой».

Посейдон же установил на Атлантиде государство в форме наследственного царского правления. Он разделил остров на десять частей и сделал их царями десять своих сыновей (потомков Посейдона и земной женщины). Царем лучшей части острова он сделал своего старшего сына Атланта, а архонтами других частей (царями в своей области, но под главенством верховного царя) он назначил остальных своих сыновей.

Основы этого государственного устройства были закреплены в установленных Посейдоном законах. Согласно мифу, дело обстояло следующим образом: «Каждый из десяти царей в своей области и в своем государстве имел власть над людьми и над большей частью законов, так что мог карать и казнить любого, кого пожелает; но их отношения друг к другу в деле правления устоялись сообразно с Посейдоновыми предписаниями, как велел закон, записанный первыми царями на орихалковой стеле, которая стояла в средоточии острова – внутри храма Посейдона».

отражение классовых интересов в мифах религиозных концепциях. 640 1. отражение классовых интересов в мифах религиозных концепциях фото. отражение классовых интересов в мифах религиозных концепциях-640 1. картинка отражение классовых интересов в мифах религиозных концепциях. картинка 640 1.

Благодаря такому правлению (на основе божественных установлений) Атлантида стала богатой и мощной страной. Это

Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 208

процветание продолжалось до тех пор, пока в потомках правителей сохранялась их божественная природа. Когда же в них возобладал человеческий нрав, ими овладели жадность и сила, и прежняя форма царского правления стала постепенно портиться и вырождаться в тимократию и олигархию. Зевс решил покарать развратившихся жителей Атлантиды и устроил землетрясение и потоп, в результате чего Атлантида утонула.

Содержание приведенного мифа сам Платон интерпретировал в своей политической философии в том смысле, что для организации правильных форм земной жизни,(в том числе идеального государства и законодательства) необходимо в максимально возможной мере подражать мифическим космически-божественным первообразцам (философски говоря – идее) правления людьми, имевшим уже место до космических перемен и закрепленным в мифах.

Эти представления нашли свое воплощение в разработанном Платоном в диалоге «Государство» проекте идеального строя, во многом сходного с устройством древних Афин мифического времени. А мифологические мотивы правления Атлантидой на основе Посейдоновых предписаний (т.е. божественно разумных и справедливых законов) Платон использовал в своем диалоге «Законы» для обоснования своего проекта «второго по достоинству» государственного строя, где правят уже не философы, а законы.

По древнеиндийской мифологиириту – общекосмический и земной порядок, его закон и обычай – установил бог Индра. Он же и поддерживает этот порядок и закон. В «Ригведе», содержащем священные гимны ариев (II тысячелетие до н.э.), говорится: «Устанавливая риту, Индра также и поддерживает ее; быстро растет мощь риты и приносит богатство. Рите принадлежат просторы земли и небес» [4].

Согласно древнекитайской мифологии,порядок в Поднебесной (т.е. в Китае), включая организацию власти, правила поведения и т.д., порожден и обусловлен волей божественного Неба. Император (верховный правитель Поднебесной) при этом характеризуется как «сын Неба».

Божественное происхождение своей власти и своих законов настойчиво подчеркивали шумерийские и вавилонские правители.Так, устанавливая свои законы, Хаммурапи (ХУШ в. до н.э.) провозглашает: «По велению Шамаша, великого судии

Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 209

небес и земли, да сияет моя справедливость в стране, по слову Мардука, моего владыки, да не найдут мои предначертания никого, кто бы отменил их» [5].

Древние евреи,согласно ветхозаветным преданиям, находились с Богом в особых договорных отношениях. Так, еврейским праотцам Аврааму, а затем и Исааку Бог дал обетование (обет, клятву) умножить их род и сделать их потомство избранным народом, если они; со своей стороны, будут строго выполнять завет Бога и надлежащим образом почитать его.

В этом духе освещается в Библии и исход евреев во главе с Моисеем из египетского Длена в Ханаан по воле и при помощи Яхве. На горе Синай этот Бог дал Моисею «скрижали завета», содержавшие заповедней законы, по которым должны жить евреи (Исх. 20–23).

Идеи божественного происхождения всякой власти присущи и христианской теологии.Так, уже апостол Павелутверждал: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим. 13, 1–5).

Такого же подхода придерживался и крупнейший авторитет христианской теологии Фома Аквинский(1225–1274), правда, с оговоркой: всякая власть именно по своей сущности– божественна и от Бога; по способу же своего приобретения и использования власть может быть богопротивной и тиранической. Сходные мысли о божественном первоисточнике государственной власти в XX в. развивал неотомист Ж. Маритэн. Также и многие другие современные приверженцы теологических естественноправовых учений (А. Ауэр, Э. Вольф, X. Домбоис, Ф. Харст и др.) в конечном счете именно в Боге (его разуме, воле, творении и т.д.) видят исходное основание и источник права и государства.

Теологические трактовки происхождения права и государства получили широкое распространение и на почве ислама. Так, шиитские теологи (от членов тайной исламской организации «Братья чистоты» в X в. до современных исламских фундаменталистов) трактуют шариат (мусульманское право) и имамат (государство) как проявление воли, добра и мудрости Аллаха, которые выражены в Коране и в пророческих словах

Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 210

и делах Мухаммеда. Государство (имамат) при этом рассматривается как опора ислама, форма его защиты и реализации в земной жизни.

Источник

Тестовые задания для самоконтроля

1. Каково философское понимание сущности человека?

A) сущность человека закодирована в генах и передается по наследству при рождении человека

B) сущность человека есть “ансамбль” всех общественных отношений

C) сущность человека творится самим индивидом в процессе его жизнедеятельности

D) сущность человека зависит от божественной благодати

E) сущность человека раскрывается в любви

2. Выберите философский ответ на вопрос о соотношении понятий “индивид” и “личность”

A) индивид и личность – это тождественные понятия

B) индивид – носитель типичных качеств человека как представителя рода людей, а личность – социализированный индивид

C) индивид – это антропологическое понятие, а личность – социальное

D) главным свойством личности является то, что у нее есть мировоззрение и самосознание

E) личность – это общественно развитый человек

3. Область философии, рассматривающая проблемы бытия, существования?

4. В чем заключается научно-философское понимание материи?

A) материя – это некое материальное первоначало мира

B) материя – это чувственно-конкретные вещи, процессы, явления

C) материя – это неизменный, неделимый кирпичик (элемент) мироздания

D) материя – это совокупность наших ощущений и восприятий объективного мира

E) материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознания

5. Как понимается в философии пространство?

A) это пустота, вместилище предметов и элементов

B) это форма существования материи

C) это абстракция, существующая только в сознании

D) это абсолютное начало мира

E) это форма познания реальности

A) в установлении законов, определяющих развитие природы

B) в выявлении закономерностей развития объективной реальности

C) в объяснении противопоставлений мышления и объективной реальности

D) в развитии логических законов мышления

E) в установлении закономерных взаимосвязей между природными и социальными процессами

7. Философское понятие отражения

A) отражение — это любые изменения объекта в результате воздействия на него другого объекта

B) отражение — это всякое взаимодействие объекта

C) отражение — это абсолютная копия отражаемого объекта

D) отражение — это воспроизведение структуры, свойств отражаемого объекта

E) отражение — это зеркальное отображение одного объекта в другом

8. Положение географического детерминизма

A) природная среда необходимое условие существования людей

B) географическая среда может ускорить прогресс общества

C) географическая среда определяет политический строй, культуру, экономику и мораль живущего в ней народа

D) географическая среда может замедлить прогресс общества

E) географическая среда не влияет на общественные процессы

9. Основной критерий марксистской типологии общества?

A) уровень технического и научного развития общества

B) специфические правовые и законодательные формы

C) географическое положение

D) уровень развития производительных сил общества

E) уровень развития духовной культуры

10. Представитель античной философии?

11. Философское учение о познании?

12. Форма чувственного познания

13. Какой из методов познания действует только на теоретическом уровне?

14. Точный смысл основного вопроса философии?

A) утверждение первичности материи и производности духа

B) отношение мышления к бытию

C) противопоставление материи и сознания

D) борьба основных направлений в философии за свою точку зрения

E) необходимо ли познавать мир

15. Как понимается время в философии?

A) это бесконечная длительность вещей

B) это всеобщее условие сотворения мира

C) это абстракция, существующая в нашем сознании

D) это форма существования материи

E) это форма познания реальности

16. Философское определение идеологии?

A) идеология — это систематизированное отражение социальной действительности

B) идеология — это отражение классовых интересов в мифах, религиозных концепциях

C) идеология — это отражение действительности с позиций определенных социальных сил, которое дается в теоретизированной форме

D) идеология — это высшие духовные и нравственные ценности

E) идеология — это религиозно-этические представления, сложившиеся в обществе на определенном этапе его исторического развития

17. Показатель уровня развития производительных сил?

A) достигнутый уровень науки

B) уровень образования и культуры населения

C) производительность общественного труда

E) уровень потребления населением важнейших продуктов

18. Выделите признак характерный для философского мировоззрения?

A) логическая непротиворечивость

B) доступность изложения

C) эмпирическая обоснованность

E) парадоксальность высказываний

19. Автор “Слов назиданий”?

20. Что такое “Римский клуб”?

A) объединение футбольных болельщиков

B) объединение римских политологов с целью борьбы с коррупцией

C) объединение ученых для рассмотрения глобальных проблем современности

D) объединение народов Центральной Италии с целью противостояния промышленно развитому северу

E) союз единомышленников-художников

Ключ к тестам по философии

Номер вопросаПравильный ответ (A,B,C,D,E)
В
E
B
E
B
B
A
C
D
A
D
B
A
B
D
C
C
A
B
C

Экзаменационные вопросы по курсу

1. Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Философское мировоззрение.

2. Исторические типы мировоззрения. Миф, религия, философия. Их особенности, сходства и различия.

3. Основные проблемы и основной вопрос философии. Природа философских проблем.

4. Философия в системе культуры. Философия и наука. Философия и изобразительное искусство.

5. Философия Древнего Востока. Древнеиндийская философия. Философские школы в Древнем Китае.

6. Древнегреческая философия: милетская школа, философия Гераклита и Демокрита.

7. Философские позиции Сократа и Платона.

8. Философия Аристотеля. Учение о бытии.

9. Средневековая философия. Проблема разума и веры, сущности. Существования.

10. Спор о природе общих понятий: реализм и номинализм. Особенности средневековой схоластики.

11. Средневековая философия мусульманского Востока. Аль-Фараби как представитель мусульманской философской мысли.

12. Философия эпохи Возрождения, гуманизм и проблема человеческой индивидуальности.

13. Рождение новой науки. Гелиоцентризми учение о бесконечности Вселенной. Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей.)

14. Философия Нового времени. Проблема метода познания в философии. Эмпиризм и рационализм.

15. Французский материализм 18 века: природа, общество, человек. (Ж. Ламетри, Д. Дидро, Ф. Вольтер, Ж.Ж. Руссо).

16. Философские позиции И. Канта. Наука и нравственность.

17. Философская концепция Гегеля. Идеалистическая диалектика.

18. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

19. Возникновение и развитие марксистской философии в 19 в.

20. Общественно-политическая, философская мысль Казахстана в 19 в. Ч. Валиханов-исследователь духовной культуры казахского народа.

21. Ибрай Алтынсарин – основоположник светской школы в Казахстане. Демократические и гуманистические идеи Алтынсарина.

22. Формирование и развитие просветительских и демократических взглядов Абая Кунанбаева.

23. Философские и социально-этические мысли в произведениях Абая.

24. Отношение к разуму и науке в философии на рубеже 19- 20 века.

25. Человек в мире и мир человека: экзистенциализм, персонализм, философская антропология.

26. Неотомизм – религиозная философия ХХ века. Неопозитивизм и его разновидности.

27. Категория бытия, ее смысл и специфика. Основные формы бытия. Специфика человеческого бытия.

28. Проблема субстанции в философии. Монизм, дуализм, плюрализм.

29. Формирование философского понятия материи. Наука о сложной системной организации материи.

30. Понятие движения, Движение и развитие. Основные формы движения.

31. Пространство и время. Специфика пространственно- временных отношений в природных и социальных процессах.

32. Диалектика как учение об универсальных связях, изменении, развитии. Софистика, эклектика, метафизика как альтернативы диалектики.

33. Универсальные связи бытия и их выражение в категориях диалектики? Единичное и общее, явление и сущность.

34. Категории диалектики: содержание и форма, причина и следствие, случайность и необходимость.

35. Диалектика количественных и качественных изменений. Качество и свойство. Качество и количество.

36. «Противоречивость» изменения. Диалектические противоположности. «Единство и борьба» противоположностей.

37. «Отрицание отрицания». Цикличность и поступательность изменений.

38. Природа живая и неживая. Философия и специальные науки о познании живого.

39. Экологическая проблема, ее научные, социально- философские и этногуманистические аспекты. Формирование экологического сознания.

40. Общество как подсистема объективной реальности, социальный способ бытия человека.

41. Анализ общественно-исторический практики, общественных потребностей, интересов, целей.

42. Практика как единство субъект-субъектных отношений. Практика и сознание. Практика и культура.

43. Проблема человека в философии. Природа, сущность, предназначение человека.

44. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Труд – центральный фактор антропосоциогенеза.

45. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Социальная и биологическая продолжительность человеческой жизни.

46. Человек и человечество. Планетарная общность судьбы, интернационализация в общественной жизни.

47. Сознание как форма жизнедеятельности человека, способ духовной ориентации и преобразования мира.

48. Понятие отражения. Отражение в неживой и живой природе.

49. Сознание и формы психической деятельности – мышление, память, воля, эмоции. Сознание и язык.

50. Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного сознания и его элементы.

51. Формы общественного сознания: политическое, правовое сознание.

52. Формы общественного сознания: нравственное, эстетическое, религиозное сознание.

53. Познание как социально-опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру. Субъект и объект познания.

54. Чувственное и рациональное познание. Формы мышления.

55. Проблема истины в философии и науке. Абсолютная и относительная истина. Критерии истины.

56. Научное сознание и его специфические признаки. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

57. Специфика социального познания. Общество, человек как объекты социального познания.

58. Общество как саморазвивающаяся система. Понятие общественного производства и способа производства.

59. Единство и многообразие мировой истории. Революционный и эволюционный типы развития общества.

60. Развитие общества как естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций.

61. Субъекты и движущие силы исторического процесса. Понятие социальной группы.

62. Философское понятие культуры. Общество и культура.

63. Культура и разделение труда. Социальные функции культуры.

64. Развитие культуры: традиции и новаторство. Проблемы «массовой» и «элитарной» культуры.

65. Культура как мир человека, как способ самоопределения и развития личности. Культура и творчество.

66. Единство, многообразие и взаимодействие культур. Национальное и межнациональное в культуре.

67. Культура и цивилизация. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия.

68. Содержание понятия личность, его соотношение с понятием человек. Роль социальной среды в формировании личности.

69. Социальное предвидение – необходимое условие целесообразной деятельности людей. Методы прогнозирования.

17. Программное и мультимедийное сопровождение учебных занятий

СОДЕРЖАНИЕ

1. Типовая учебная программа дисциплины. 3

3. Программа обучения по дисциплине. 7

4. График выполнения и сдачи заданий по

5. Карта учебно-методической обеспеченности

8. Планы лабораторных занятий…………………………..47

9. Методические рекомендации по изучению

11. Планы занятий в рамках самостоятельной

работы студентов под руководством

12. Планы занятий в рамках самостоятельной

работы студентов. 57

13. Тематика письменных работ по курсу………………..67

14. Информация по оценке………………………………. 71

15. Тестовые задания для самоконтроля. 72

16. Экзаменационные вопросы по курсу. 76

17. Программное и мультимедийное сопровождение

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *