отметили день крещения руси

Православные верующие отмечают День крещения Руси

Сегодня День крещения Руси. Праздник, установленный в честь важнейшего события отечественной истории, которое на века определило культурный код нашего народа. В те дни более тысячи лет назад князь Владимир выбирал не только веру, а исторический путь страны.

В память об этом сегодня ровно в полдень по местному времени во всех храмах Русской православной церкви звонят колокола.

Ну а в Крыму, в древнем Херсонесе, где, по преданию, крестился князь Владимир, празднование началось буквально с восходом солнца.

Крестный ход с праздничными песнопениями через весь Севастополь к Свято-Владимирскому собору. В День крещения Руси в Херсонес, или Корсунь, как называли его русские летописцы, приезжают верующие со всей страны с детьми и целыми семьями.

– Для нашей семьи это огромный праздник. Мы очень рано просыпаемся, в пять утра, чтобы не опоздать, и вместе со всем священством идем в этом прекрасном крестном ходу, и дети радуются, ждут и знают этот день, – говорит Ольга Маковчук.

Колокольный перезвон созывает на праздничную службу. Сотни людей идут поклониться святыням, иконе и мощам крестителя Руси святого Владимира.

– Для нас вообще это очень, скажем так, важное святое место, потому что в 14-м году мы здесь венчались с женой в этом храме. И ежегодно, значит, 28 июля участвуем в крестном ходе, – делится Игорь Бабич.

– Здесь произошли все исторические события христианские, о которых мы знаем. И только любовь, сила веры и благодарность за все вот ведет нас сюда, нашу семью, – продолжает Светлана Бабич.

Колыбель православия, русский Иерусалим. О Херсонесе существует множество преданий. Эта купель установлена на том самом месте, где крестился Владимир. Здесь был сделан главный исторический выбор, определивший судьбу и развитие нашего государства на тысячелетия. По версии историков, первые тексты на древнеславянском появились именно здесь.

– Для нас, для русского народа очень важно, что сюда в 861-м году пришел Константин Философ, будущий равноапостольный Кирилл. Здесь вот на этой площади, где мы с вами стоим, может быть, именно на этом месте он встретил человека и увидел Евангелие, описанное русскими письменами. Именно это Евангелие, эти письмена легли в основу создания той азбуки, которой мы пользуемся до сего дня, – рассказывает протоиерей Сергий Халюта, настоятель Свято-Владимирского кафедрального собора в Херсонесе.

Вся летопись Херсонеса на протяжении 26 веков. С момента основания города древним греками в V веке до нашей эры. Здесь в разное время служили и проповедовали святые Андрей Первозванный и Кирилл. Но главное событие произошло в 988 году, когда здесь крестился святой равноапостольный князь Владимир. А православие с того момента стало государственной религией на Руси.

В Москве Божественную литургию в храме Христа Спасителя возглавил патриарх Кирилл. Первыми в стране зазвонили колокола, возвещающие о празднике, на Дальнем Востоке.

На берегах Днепра, где князь Владимир крестил свою дружину и всю Русь, торжества в условиях карантина проходят на свежем воздухе. В Киево-Печерскую Лавру пришли тысячи верующих. Праздничную службу возглавил митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.

Прикоснуться к тысячелетней истории с помощью современных технологий в Херсонесе может каждый. Днем здесь пройдут показы фильмов, посвященных святому Владимиру и Дню крещения Руси.

Источник

День крещения Руси

отметили день крещения руси. . отметили день крещения руси фото. отметили день крещения руси-. картинка отметили день крещения руси. картинка .

28 июля Россия отмечает праздник — День крещения Руси. В качестве памятной даты этот день был установлен Федеральным законом «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» 1 июня 2010 года.

В православном церковном календаре эта дата (по старому стилю — 15 июля) — день памяти великого равноапостольного князя Владимира (960-1015), крестителя Руси.

В июне 2008 года Архиерейский Собор Русской православной церкви постановил в день святого равноапостольного князя Владимира 28 июля совершать богослужение по уставу великого праздника.

Крещение Руси произошло в 988 году и связано с именем князя Владимира, которого историки назвали великим, церковь — святым равноапостольным, а народ прозвал Владимиром Красное Солнышко.

Князь Владимир был внуком великой княгини Ольги и сыном князя Святослава и «вещей девы» Малуши, ставшей христианкой вместе с княгиней Ольгой в Константинополе. Править самостоятельно он начал с 17 лет и первые шесть лет провел в походах. По преданию, в эти годы князь был язычником, любителем военных походов и шумных пиров.

Как повествует летописное «Сказание об испытании или выборе вер», в 986 году к князю в Киев приходили посольства от разных народов, призывавшие обратиться в их веру. Сначала пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили Магомета, потом иноземцы из Рима от папы проповедовали латинскую веру, а хазарские евреи — иудаизм. Последним, согласно летописям, прибыл проповедник, присланный из Византии, который рассказал Владимиру о православии. Чтобы понять, чья вера лучше, князь Владимир отправил девять посланников побывать в тех странах, откуда приходили проповедники.

Возвратившись, послы рассказали о религиозных обычаях и обрядах этих стран. Они побывали и в мусульманской мечети у болгар, и у католиков-немцев, но самое большое впечатление на них произвела патриаршая служба в Царьграде (Константинополе).

Согласно «Повести временных лет», в 987 году князь Владимир на совете бояр принял решение о крещении Руси «по закону греческому».

Однако он не сразу принял христианство. В 988 году он захватил Корсунь (ныне территория города Севастополя) и потребовал в жены сестру византийских императоров — соправителей Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же, в Корсуни, Владимир с дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.

Есть предание, что в Корсуни князь ослеп, но сразу после крещения был исцелен и воскликнул: «Ныне познал я Бога истинного!» После женитьбы на царевне Анне Владимир отпустил всех своих жен и наложниц.

Возвратившись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир крестил своих сыновей от предыдущих жен в источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре.

Он приказал разгромить устроенное им некогда в Киеве капище. Кумиры были изрублены в щепки и сожжены. Затем он велел собрать всех жителей Киева на берег Днепра. Накануне князь объявил по городу: «Если кто не придет завтра на реку — богатый или бедный, нищий или раб — будет мне враг».

Массовое крещение киевлян произошло у места впадения в Днепр реки Почайны. Летописи гласят: «На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте…». Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, в 988 году.

Вслед за Киевом постепенно христианство пришло в другие города Киевской Руси: Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров, где создавались епархии. Крещение Руси в целом затянулось на несколько столетий — в 1024 году Ярослав Мудрый подавил восстание волхвов во Владимиро-Суздальской земле (аналогичное восстание повторилось в 1071 году; тогда же в Новгороде волхвы противостояли князю Глебу), Ростов был крещен только в конце XI века, а в Муроме сопротивление язычников новой вере продолжалось до XII века.

Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.

Крещение Руси обусловило и цивилизационный выбор России, нашедшей свое место между Европой и Азией и впоследствии ставшей самой мощной евразийской державой.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

«По крещеным детям плакали, как по мертвым» Историк о главных мифах про крещение Руси

отметили день крещения руси. detail 58e6b4af45ed872c4aa541f5c3cdcdb6. отметили день крещения руси фото. отметили день крещения руси-detail 58e6b4af45ed872c4aa541f5c3cdcdb6. картинка отметили день крещения руси. картинка detail 58e6b4af45ed872c4aa541f5c3cdcdb6.

28 июля празднуется День крещения Руси — эта дата считается началом христианизации российского государства, которую начал князь Владимир Святославич. В 988 году он крестился сам, а затем присланное из Византии духовенство провело обряд крещения киевлян в водах Днепра. Но, конечно, все было не так просто и далеко не так быстро. Даже сама дата условна — никто из историков точно не знает, когда именно началась христианизация и как долго она продолжалась. Главные мифы о крещении в интервью «Ленте.ру» развеял религиовед и историк, публичный лектор Константин Михайлов.

«Лента.ру»: Начнем с предыстории. Сначала ведь на Руси крестилась княгиня Ольга, бабка князя. Почему она не крестила Русь?

Михайлов: В действительности весьма вероятно, что некоторое количество христиан было на Руси и до крещения княгини Ольги. В современной научной литературе обсуждаются и предшествующие эпизодические крещения. Но, видимо, в тот период, как и в эпоху княгини Ольги, с одной стороны, слишком сильны еще были позиции традиционного славянского язычества на Руси, с другой стороны — недостаточно сильны были экономические и политические связи с соседями, что впоследствии сыграет достаточно большую роль в истории крещения.

И этот фактор, пожалуй, наиболее важен, потому что подавляющее большинство соседей Руси того времени еще не были крещены и только-только начинали переходить в христианство. То есть Русь и сама была более языческая, и ее внешний контекст.

А до Ольги ведь еще Олег, прозванный Вещим, достаточно сильно противостоял принятию христианства на Руси. По крайней мере есть такое мнение. Это правда?

Достоверных исторических сведений о взглядах князя Олега у нас практически нет, поэтому тут мы можем только выдвигать какие-то гипотезы, мало на чем основанные. Но существует мнение, что даже Святослав, сын Ольги и отец князя Владимира, устойчиво держался за язычество. Видимо, до какой-то степени это действительно было так, но сведений об этом, к сожалению, у нас немного.

Вообще важно понимать, что наши сведения о христианизации Руси основаны на очень небольшом количестве исторических источников, из которых самый важный — «Повесть временных лет» — был написан существенно позже этих событий.

отметили день крещения руси. pic e8eb01cc79a4b6944d4edd47affc323d. отметили день крещения руси фото. отметили день крещения руси-pic e8eb01cc79a4b6944d4edd47affc323d. картинка отметили день крещения руси. картинка pic e8eb01cc79a4b6944d4edd47affc323d.

Действительно ли князь Владимир был распутником до крещения и ослеп, а после крещения зрение к нему вернулось?

Это достаточно непростой вопрос. Что касается распутства князя Владимира, наверное, можно принять ту точку зрения, что по крайней мере в языческий период жизни этот правитель мало ограничивал себя в сексуальных связях. У него было мало причин это делать: он князь, чрезвычайно богатый человек, влиятельный мужчина. Он, безусловно, мог позволить себе большое количество наложниц и, скорее всего, действительно их имел.

Но те гипертрофированные цифры, которые возникают в «Повести временных лет», у современных исследователей вызывают вопросы. Есть мнение, что житийные авторы «Повести» могли проводить параллели между князем Владимиром и библейским царем Соломоном. То есть они могли, так сказать, заострять языческий период жизни Владимира, чтобы создавать позитивный контраст между князем до крещения и после.

Что касается истории с потерей и обретением зрения, то это классический сюжет, который приводится и в той же «Повести временных лет».

Но, конечно, не исключено, что это миф, созданный летописцами для того, чтобы подчеркнуть чудодейственную силу крещения и тот факт, что новый бог могущественнее, чем старые языческие божества, которым прозревший князь когда-то поклонялся

То есть подтвердить это мы не можем, но и опровергнуть не можем. А поскольку события эти достаточно чудесные, они вызывают некоторые сомнения у исследователей.

А правда, что князь Владимир больше всего склонялся к православию, потому что любил византийскую царевну Анну и хотел на ней жениться?

Брак Владимира и Анны, сестры византийских императоров, — это исторический факт. Но, конечно, этот брак имел в большей степени политический и династический аспект, чем любовный. Князь Владимир не видел Анну до того, как они встретились непосредственно перед свадьбой. Ясно, что в данном случае им вряд ли двигали романтические соображения.

Однако что действительно важно — так это то, что вступление Владимира в этот брак и крещение находятся в прямой связи друг с другом. Можно долго дебатировать о том, что было первично: крестился ли Владимир для того, чтобы жениться на сестре императора, или вступил в этот брак для того, чтобы креститься. Последняя точка зрения гораздо более основательна и чаще встречается у исследователей. Так или иначе, брак этот некоторую роль в крещении Владимира лично, а потом и в крещении Руси, безусловно, сыграл.

отметили день крещения руси. pic 29da7bb3a9773ba7b52206326a04ff6a. отметили день крещения руси фото. отметили день крещения руси-pic 29da7bb3a9773ba7b52206326a04ff6a. картинка отметили день крещения руси. картинка pic 29da7bb3a9773ba7b52206326a04ff6a.

Почему православие, а не католицизм и не другая вера?

Важно отметить, что князь Владимир вовсе не выбирал между православием и католицизмом. На дворе все-таки были 980-е годы. Конечно, между восточным и западным христианским обрядом существовали некоторые различия, однако раскол христианской церкви произошел только в 1054 году. Ни князь Владимир, ни даже его сын Ярослав не дожили до этого времени. Поэтому Владимир вовсе не выбирал между православием и католицизмом — он выбирал христианство, которое было в тот момент вполне целостной религией.

Мы хорошо знаем, что во времена Владимира христиане с Запада приезжали и проповедовали на Руси, и князь совершенно никакой неприязни к ним не испытывал, хотя сам и следовал восточному обряду. В «Повести временных лет» и последующих текстах могут немного заострять этот момент, но только потому, что авторы этих текстов сами жили уже после раскола, и для них было важно связать Владимира с православием.

А вот что касается других религий, то тут выбор мог быть более реальным, однако надо сказать, что князь Владимир был обречен выбрать именно христианство. Влиятельных мусульманских соседей у Киевской Руси практически не было. Киевская Русь граничила с Волжской Булгарией, но мусульманское влияние было несоизмеримо меньшим, чем влияние Византийской или Германской империй, которые активно развивались в тот период.

Иудейских государств рядом с Киевской Русью тоже не было. Разве что хазары, но и те к 988 году от иудаизма больше склонялись к исламу, да и политическое свое значение после походов отца князя Владимира они уже растеряли.

Поэтому христианство в политическом смысле было наиболее очевидным вариантом. В практическом — тоже. Во-первых, на Руси времен князя Владимира уже было довольно много христиан. Да, конечно, было и какое-то количество иудеев и мусульман, но, судя по всему, христиан было все-таки больше.

Князь Владимир до какой-то степени действовал в парадигме «не можешь победить — возглавь». То есть христианизация Руси снизу по факту уже шла, а Владимир просто усилил, ускорил и возглавил этот процесс

Христианизация в период жизни князя Владимира шла и во всех соседних регионах. Тогда активно начали креститься скандинавские страны, крестилась Венгрия, и, что очень важно, христианство начало активно распространяться и в соседних славянских регионах. То есть очень важно понимать, что крещение Руси не было уникальным. Это часть большого процесса крещения Северо-Восточной Европы в конце X века. И князь Владимир в некотором смысле был в абсолютном мейнстриме своей эпохи.

отметили день крещения руси. pic a2942161f3e4588f09a28987a3a10f7d. отметили день крещения руси фото. отметили день крещения руси-pic a2942161f3e4588f09a28987a3a10f7d. картинка отметили день крещения руси. картинка pic a2942161f3e4588f09a28987a3a10f7d.

Как в действительности крестили Русь — «огнем и мечом», как писал Татищев, или по доброй воле? Как убеждали людей принять новую веру?

К сожалению, детальных сведений у нас практически нет. Татищев в своем описании обращается к так называемой Иоакимовской летописи, но это загадочный исторический документ, который никто, кроме самого Татищева, так и не держал в руках. Современные ученые считают, что Татищев просто сочинил этот документ. То есть, скорее всего, это такой созданный им псевдоэпиграф, который невозможно воспринимать как реальный исторический источник.

Крещение было очень медленным, очень постепенным. Когда мы говорим, что Русь крестили в 988 году, это, конечно, очень условная мифологическая дата. Историки до сих пор ведут споры о том, в каком году начался процесс крещения. Да и сам этот процесс занял не месяц и не два, а годы. Мы понимаем, что крещение, по всей видимости, встречало некоторый антагонизм среди русского населения.

В некоторых случаях по «Повести временных лет» мы видим, что языческие женщины действительно плакали по своим крещеным детям, как по мертвым. Это был разрыв семей. Мы видим, что выступление волхвов, представителей старых культов, продолжаются практически до 1070-х годов, то есть на протяжении почти столетия после крещения

И понятно, что вряд ли процесс крещения во всех обстоятельствах всегда был абсолютно ненасильственным и добровольным.

Правда ли, что когда приняли крещение, столь сильно декларировалась заповедь «не убий», что отменили казни? А это, в свою очередь, повлияло на рост преступности?

Все-таки после крещения князь Владимир продолжал военные действия. Страна управлялась достаточно централизованно. Я не думаю, что стоит представлять себе обряд крещения как момент, который сделал князя таким мирным агнцем, который играет на арфе и поет христианские гимны. Понятно, что князь Владимир оставался умным, достаточно жестким и прагматичным политиком. Да, он принял крещение, и да, безусловно, не нужно представлять себе крещение как чисто политический акт. Ведь Владимир был человеком конца X века, и для него религия была вещью совершенно реальной. Это поколение людей не могло смотреть на крещение как на чисто рациональный акт. Но этот акт, при всем его воздействии на князя, не мог в корне поменять его взгляды на современную ему действительность и политические подходы.

отметили день крещения руси. pic e8a9ac01676b0bed227d135638f289df. отметили день крещения руси фото. отметили день крещения руси-pic e8a9ac01676b0bed227d135638f289df. картинка отметили день крещения руси. картинка pic e8a9ac01676b0bed227d135638f289df.

А правда, что византийские источники вообще не говорят о крещении Руси? Почему? И что это значит?

Детализированного описания крещения в источниках не древнерусских в принципе не очень много. Это отдельные маленькие упоминания, которые могут очень сильно отличаться. В нашем распоряжении есть и арабские упоминания, и западноевропейские, и скандинавские. Византийцы об этом писали очень скупо, но это не говорит о том, что крещения не было. Все источники совершенно точно указывают на то, что в конце X века Русь действительно была крещена в традициях восточно-христианского обряда.

Как думаете, что было бы, если бы на Руси еще какое-то время сохранялось язычество?

В первую очередь это, скорее всего, было бы фактором тормозящим. Именно христианство помогло развиться письменности, новым архитектурным решениям, новым государственным и политическим решениям. Христианизация очень сильно способствовала росту экономических взаимосвязей между соседними регионами. Всего этого не произошло бы, если бы язычество сохранялось.

Конечно, язычество тоже не стояло бы на месте — оно бы изменялось и трансформировалось. В начале правления Владимира предпринимались попытки как-то реформировать древнерусское язычество, но князь счел их малоперспективными и не стал продолжать.

Сейчас мы можем по-разному относиться к средневековому христианству и по-разному его оценивать, но, безусловно, для Руси крещение было связано с прогрессом, с развитием и с выходом на международную арену.

Источник

День крещения Руси 28 июля: история и значение праздника

отметили день крещения руси. . отметили день крещения руси фото. отметили день крещения руси-. картинка отметили день крещения руси. картинка .

День крещения — стал важным этапом в истории Киевской Руси и повлиял на ее дальнейшее культурно-историческое развитие.

В Киевскую Русь православная вера пришла в 988 году, хотя праздник крещения Руси отмечать официально начали только в XXI веке.

Sputnik Грузия поинтересовался, почему День крещения Руси празднуют 28 июля, а также историей и значением праздника.

Кто крестил Русь

День крещения Руси празднуют 28 июля не случайно – в этот день православные поминают князя Киевского Владимира (около 960–1015) — крестителя Руси.

отметили день крещения руси. . отметили день крещения руси фото. отметили день крещения руси-. картинка отметили день крещения руси. картинка .

Летописное сказание «об испытании или выборе вер» повествует, что в Киев в 986 году от разных народов приходили посольства, которые призывали князя обратиться в их веру.

отметили день крещения руси. . отметили день крещения руси фото. отметили день крещения руси-. картинка отметили день крещения руси. картинка .

Мусульманской веры волжские болгары хвалили Магомета, посольство из Рима от папы проповедовало латинскую веру, а хазарские евреи — иудаизм. Последним прибыл проповедник из Византии и рассказал Владимиру о православии.

Князь, чтобы понять, чья вера лучше, отправил посланников в те страны, откуда приезжали проповедники. По возвращении послы рассказали о религиозных обрядах и обычаях этих стран.

По преданию князь был впечатлен рассказами посланников о патриаршей службе в Константинополе, однако принял христианство не сразу.

Крещение Руси историки поясняют также политическими причинами. Так, например, приверженцам православной веры было проще торговать с христианской Византией, а также заручаться ее поддержкой.

Крещение Руси было выгодно и самой Византии — она получала союзника, в том числе и военного, в борьбе за расширение своего влияния.

История крещения

За военную помощь, оказанную императору Василию II в подавлении восстания, поднятого военачальником Вардой Фока, Владимир попросил руки Анны — сестры византийского правителя.

Согласно договору, князь мог получить руку царевны Анны, послав в помощь императорам шесть тысяч варягов и приняв Святое крещение.

С помощью русских мятеж был разгромлен, но греки выполнить свою часть уговора не торопились. Князь, возмущенный обманом со стороны греков, захватил греческий город Корсунь (ныне Севастополь), требуя у правителей Византии отдать ему в жены царевну Анну, в противном случае угрожал пойти на Константинополь.

Источник

День Крещения Руси: как отмечали праздник в Москве, Крыму и Киеве

отметили день крещения руси. 4. отметили день крещения руси фото. отметили день крещения руси-4. картинка отметили день крещения руси. картинка 4.

Православный мир отмечает День Крещения Руси. Дань памяти и благодарности отдают народы, объединенные христианской верой, святому князю Владимиру — крестителю и просветителю Руси. Сегодня — тысячелетие кончины этого бесстрашного защитника и мудрого правителя. О бесценном цивилизационном выборе, который в X веке сделал равноапостольный князь Владимир и который на сотни лет вперед определил ход истории, говорили на торжественном приеме в Кремле, в храмах во время богослужений и в древнем Херсонесе — у самых истоков русского христианства.

Колокольный звон разносится над древним Херсонесом, как и многие столетия назад. От центра Севастополя до Свято-Владимирского собора — многотысячный Крестный ход на рассвете. Корсунь, и вот та самая крещенская купель святого Владимира, исток великой цивилизации. Здесь принял православие равноапостольный князь, заложив основы духовного и культурного объединения.

«Мы стоим на месте купели, в которую вошел князь Владимир, его дружина, — рассказывает настоятель Свято-Владимирского кафедрального собора в Херсонесе, протоиерей Сергий Халюта. — Это место особое для русского православия, святое».

Молитвы об умиротворении в этот день звучат во всех православных храмах. Собор в Херсонесе возвышается среди развалин древнего города прямо на берегу моря. Здесь паломники со всей России и не только кланяются памяти крестителя земли русской.

Кульминация памятных торжеств — в Москве. Божественную литургию в Храме Христа Спасителя совершает патриарх Кирилл. Вместе с предстоятелем Русской православной церкви — иерархи из Японии, Америки, Австралии, стран Европы. Представители всех 15 поместных православных церквей мира. Такое бывает лишь по особым случаям, а почитание святого равноапостольного князя — это еще и почитание исторического пути, что он определил.

«Сегодня, преклоняя колено перед памятью, перед мощами, перед изображением князя Владимира, мы просим его быть с нами, — говорит патриарх Московский и всея Руси Кирилл. — Мы просим его умудрить наш народ, помочь молодежи нашей осознать подвиг его жизни и подвиг тысяч и тысяч и тысяч тех, кто умножили его святое деяние».

В этом пастырском слове патриарха сегодня — о надежде на будущее, которого не будет без уважения к великому прошлому, к духовному наследию крестителя. И, конечно, о мире, какими бы смутными не были времена. Ведь среди главных, заложенных равноапостольным князем ценностей, — единство и общность народов.

Переоценить значение того цивилизационного выбора, что сделал много веков назад святой князь Владимир, сложно еще и потому, что оно переходит национальные границы. Без православной России геополитическая карта мира была бы совершенно иной, а потому День Крещения и тысячелетия упокоения Крестителя — праздник не только церковный, но и общегосударственный.

В самом большом и, пожалуй, самом величественном зале Московского Кремля, пропитанного духом славы и доблести России, — Георгиевском — торжественный прием от имени президента. Представители Русской православной церкви, государственные и общественные деятели, 400 приглашенных.

«Хотя сегодня на территории исторической Руси существуют независимые государства, у их народов, верю, есть желание быть едиными духовно, — продолжает патриарх Кирилл, — ибо в основе нашей жизни — одна вера, избранная святым князем Владимиром, тем человеком, который и сформулировал контуры великого евразийского государства. Особенно ясно это нужно осознавать, говоря о духовном единении братских народов, вышедших из одной крещальной купели народов России, Украины и Белоруссии».

Совершив путешествие по городам России и Белоруссии, в Храм Христа Спасителя прибыл ковчег с мощами святого Владимира. Прихожане стремятся к святыне.

Заложенная Владимиром древнерусская государственность формировалась как многоконфессиональная, имея в основе именно православное ядро. Это оно дало толчок развитию всей древнерусской культуры, того самого нового культурного кода, известного как «русский мир».

«Мы благодарим Бога, что имеем возможность сегодня с нашими братьями во Христе разделить эту общую радость, — говорит глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской апостольской церкви, архиепископ Езрас. — Потому что эта дата для истории святой Руси имеет эпохальное значение. Это праздник не только веры, это праздник верности, преданности к тем духовным и нравственным ценностям, на которых живет и сегодня наше Отечество, поскольку оно многонациональное, многоконфессиональное. И это наше родное Отечество».

Ровно в полдень во всех храмах Русской православной церкви зазвонили колокола. И этот благовест ознаменовал общий для всех праздник, который отмечает весь православный мир. Великая цивилизация, что вышла из одной днепровской купели, отчего обряд Крещения — от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Ялты — сегодня, кажется, обретает особый смысл.

Праздничные мероприятия проходят и в Киеве. Именно там более тысячи лет назад жил князь Владимир. Именно там он сделал свой исторический выбор в пользу православия. Оттуда — из днепровской купели — берут начало христианские традиции русского мира. На Владимирскую горку и в Киево-Печерскую лавру пришли тысячи верующих.

Несмотря на проливной дождь, людей в Киево-Печерской лавре столько, что сразу понятно: тысячелетие преставления святого князя Владимира — не просто праздник, а настоящий символ единения православных. Божественная литургия — в Успенском соборе, потерянном в годы войны и отстроенном заново.

Купель монашества связана историческими нитями с крестителем Руси. Именно здесь, как считают православные, находилась первая резиденция князя, сумевшего предопределить ход самой истории. У каждого на устах – молитва: о самых близких или, наоборот, — обо всей Украине. В лавру приехали верующие со всей страны. Многие — целыми семьями, с детьми. Редкая и столь важная возможность поклониться святыням. На протяжении нескольких недель в лавре все разговоры — о подготовке к празднику.

Большая лаврская колокольня. Ее высота — сто метров. Здесь особенно ощущается атмосфера, которая царит в лавре в праздничные дни. И именно отсюда разносится перезвон, наполняющий сердца прихожан радостью и трепетом. Отточено каждое движение и каждый звук.

Помощник звонаря Алексей Попернацкий уже семь лет день за днем поднимается на колокольню. О каждом колоколе он может рассказывать часами. «Колокольный звон — начало службы, — рассказывает он. — Какой звон будет, с таким настроением люди идут в церковь. Ответственность и умение, то, что на сердце, — все передается».

Оказавшись в лавре, паломники торопятся приложиться к мощам многих почитаемых святых. Знаменитые лаврские пещеры — отсюда пошел монастырь. И здесь особенно много прихожан. Здесь покоится преподобный Илия Муромец. Прихожане останавливаются и у мощей Нестора Летописца, первого историка Руси. Лавра, кажется, соединила целые столетия. И такая связь времен — это тоже наследие святого князя Владимира, которого сегодня чествует вся православная Украина.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *