отмена исполнительного сбора судебных приставов судебная практика

Как обжаловать постановление о взыскании исполнительского сбора?

Чтобы оспорить такое постановление, обратитесь в суд. Например, если исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции, обращайтесь в такой суд по месту нахождения пристава с административным исковым заявлением.

1. В какой суд надо обратиться

Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора может быть оспорено в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции (ч. 6 ст. 112, ч. 4 ст. 121, ч. 1 ст. 128 Закона об исполнительном производстве, ч. 1 ст. 329 АПК РФ, ч. 1 ст. 441 ГПК РФ, ст. 360 КАС РФ).
Выбор суда зависит от того, кем выдан исполнительный документ, на основании которого возбуждено исполнительное производство.

1.1. Куда обратиться, если исполнительный документ выдал суд
Если арбитражный суд выдал исполнительный документ, то с заявлением об оспаривании исполнительского сбора обращайтесь в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя (п. 1 ч. 2 ст. 128 Закона об исполнительном производстве, ч. 6 ст. 38 АПК РФ).
Если суд общей юрисдикции выдал исполнительный документ, то обращайтесь в этот суд (ч. 3 ст. 128 Закона об исполнительном производстве). По общему правилу заявление подается в суд по месту нахождения структурного подразделения ФССП России, в котором служит пристав. Если он исполняет обязанности в другом районе (не там, где расположен указанный отдел УФССП России), заявление подается в суд данного района (ч. 5 ст. 218, ч. 1, 2 ст. 22 КАС РФ).

1.2. Куда обратиться, если исполнительный документ выдал несудебный орган или должностное лицо
Обращайтесь в арбитражный суд, если оспариваете постановления о взыскании сбора по исполнительному производству, возбужденному на основании (п. п. 2, 3 ч. 2 ст. 128 Закона об исполнительном производстве):
• актов контролирующего органа в отношении организации или ИП (за исключением актов в отношении ИП, работающего без открытия расчетного и иных счетов);
• актов по делам об административном правонарушении в отношении организации или ИП;
• постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в рамках отдельного исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора, если оно возбуждено в связи с предпринимательской деятельностью должника (организации или ИП).
В случаях, не указанных в ч. 2 ст. 128 Закона об исполнительном производстве, оспаривать постановление нужно в суде общей юрисдикции (ч. 3 ст. 128 Закона об исполнительном производстве).

2. В какой срок нужно обратиться в суд
Подать заявление следует в течение 10 дней со дня получения вами постановления о взыскании сбора (ст. 122 Закона об исполнительном производстве, п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50, п. 3.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных ФССП России 07.06.2014).

3. Как подготовить заявление об оспаривании постановления в арбитражный суд
Составьте заявление в письменной форме и подпишите его (ч. 1 ст. 329, ч. 1 ст. 199, ч. 1 ст. 125 АПК РФ).
Заявление должно соответствовать требованиям ст. 199 АПК РФ, в том числе содержать определенные сведения и иметь в качестве приложения необходимые документы (ч. 1, 2 ст. 199 АПК РФ). В противном случае суд может оставить заявление без движения, а потом возвратить (ч. 1, 2, 4 ст. 128 АПК РФ).

3.1. Какие сведения указать в заявлении
Укажите следующие сведения:
1) наименование арбитражного суда, в который подается заявление (п. 1 ч. 2 ст. 125 АПК РФ);
2) ваше наименование, адрес; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты (п. 2 ч. 2 ст. 125 АПК РФ);
3) Ф.И.О. и должность пристава, который принял постановление (п. 1 ч. 1 ст. 199 АПК РФ);
4) наименование территориального органа ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности пристав, который вынес оспариваемое постановление. Это связано с тем, что в случае удовлетворения требования заявителя (должника) судебные расходы могут быть возмещены за счет такого территориального органа ФССП России (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50);
5) название, номер и дата принятия оспариваемого постановления (п. 2 ч. 1 ст. 199 АПК РФ);
6) наименование взыскателя, которого нужно привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50);
7) права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым постановлением (п. 3 ч. 1 ст. 199 АПК РФ). В данном случае нарушаются ваши имущественные права, поскольку из-за незаконного постановления вы необоснованно лишитесь денег;
8) законы и иные нормативные правовые акты, которым не соответствует оспариваемое постановление (п. 4 ч. 1 ст. 199 АПК РФ). Например, если вас не известили о возбуждении основного исполнительного производства, то постановление о взыскании исполнительского сбора по общему правилу не будет соответствовать ч. 11, 12 ст. 30, ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве;
9) требование признать постановление пристава недействительным (п. 5 ч. 1 ст. 199 АПК РФ);
10) сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспаривается постановление пристава (ч. 1 ст. 199 АПК РФ);
11) перечень прилагаемых документов (ч. 1 ст. 199, п. 10 ч. 2 ст. 125 АПК РФ).

3.2. Какие документы приложить к заявлению
Приложите к заявлению (ч. 2 ст. 199 АПК РФ):
1) документы, указанные в ст. 126 АПК РФ:
• документы, подтверждающие направление приставу и взыскателю копии заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, необходимых доказательств;
• документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны ваши требования, например исполнительный лист;
• копию свидетельства о госрегистрации в качестве юрлица или ИП. Если вы были зарегистрированы начиная с 1 января 2017 г., приложите копию листа записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП (с 01.01.2017 и по 24.11.2020 выдавались лист записи ЕГРЮЛ по форме N Р50007 и лист записи ЕГРИП по форме N Р60009 (утв. Приказом ФНС России от 12.09.2016 N ММВ-7-14/481@), с 11.01.2021 выдаются лист записи ЕГРЮЛ по форме N Р50007 и лист записи ЕГРИП по форме N Р60009 (утв. Приказом ФНС России от 06.11.2020 N ЕД-7-14/794@));
• доверенность или иные документы, которые подтверждают полномочия на подписание заявления (например, копию протокола общего собрания ООО об избрании генерального директора);
• выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП должника и взыскателя с указанием сведений, предусмотренных п. 9 ч. 1 ст. 126 АПК РФ, или иные документы, подтверждающие указанные сведения или их отсутствие (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12). Такие документы нужно получить не ранее чем за 30 дней до дня обращения в арбитражный суд;
2) текст оспариваемого постановления.

4. Как подготовить административное исковое заявление об оспаривании постановления в суд общей юрисдикции
Такое заявление надо составить в письменной форме. Подписывают его административный истец или его представитель. Не забудьте указать дату подписания (ч. 1 ст. 220, ч. 1 ст. 125 КАС РФ). Если административное исковое заявление не будет подписано или будет подписано лицом, не имеющим на это полномочий, то суд его возвратит (п. 4 ч. 1 ст. 129 КАС РФ).
Административное исковое заявление должно содержать сведения, перечисленные в ч. 2 ст. 220 КАС РФ. К нему нужно приложить документы, указанные в ч. 1 ст. 126 КАС РФ (ч. 3 ст. 220 КАС РФ). В противном случае суд оставит заявление без движения, а потом возвратит (п. 7 ч. 1 ст. 129, ст. 130 КАС РФ).

4.1. Какие сведения указать в заявлении
Укажите следующие сведения:
1) наименование суда, в который подается заявление (п. 1 ч. 2 ст. 125 КАС РФ);
2) ваше наименование, адрес, сведения о госрегистрации, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты, данные о представителе (п. 2 ч. 2 ст. 125 КАС РФ);
3) Ф.И.О. и должность пристава, который принял постановление о взыскании исполнительского сбора (п. 2 ч. 2 ст. 220 КАС РФ);
4) наименование территориального органа ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности пристав, который вынес оспариваемое постановление. Это связано с тем, что в случае удовлетворения требования должника судебные расходы могут быть возмещены за счет такого территориального органа ФССП России (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50);
5) наименование, номер и дата принятия оспариваемого постановления (п. 3 ч. 2 ст. 220 КАС РФ);
6) иные известные данные в отношении оспариваемого постановления, в частности сведения об исполнительном производстве и об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспаривается постановление (п. 5 ч. 2 ст. 220 КАС РФ);
7) сведения о ваших правах и законных интересах, которые нарушаются оспариваемым постановлением (п. 6 ч. 2 ст. 220 КАС РФ). В данном случае нарушаются ваши имущественные права, поскольку из-за незаконного постановления вы необоснованно лишитесь денег;
8) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым вы просите проверить оспариваемое постановление (п. 7 ч. 2 ст. 220 КАС РФ);
9) требование признать незаконным постановление (п. 10 ч. 2 ст. 220 КАС РФ);
10) перечень прилагаемых документов (п. 1 ч. 2 ст. 220, п. 9 ч. 2 ст. 125 КАС РФ).

4.2. Какие документы приложить к административному исковому заявлению
Приложите к заявлению следующие документы:
• документы, подтверждающие вручение приставу, взыскателю, заинтересованным лицам копий заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. Если вы не направили им документы, то предоставьте в суд копии для них (п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС РФ);
• документы, подтверждающие обстоятельства, на которых вы основываете свои требования (п. 3 ч. 1 ст. 126 КАС РФ);
• доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя должника, а также документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности, если заявление подано представителем (п. 5 ч. 1 ст. 126 КАС РФ).

5. Нужно ли платить госпошлину за оспаривание постановления
При подаче административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя государственная пошлина не уплачивается (пп. 7 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, ч. 2 ст. 329 АПК РФ, ч. 1 ст. 104 КАС РФ).

6. Как подать заявление и документы в суд
Вы можете сделать это (ч. 7 ст. 4 АПК РФ, ч. 2 ст. 45 КАС РФ):
• в бумажном виде. Для этого подайте заявление и прилагаемые документы в канцелярию суда или отправьте их заказным письмом (с описью вложения и уведомлением о вручении) по адресу суда, который указан на его сайте;
• в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Электронный Порядок подачи документов в арбитражные суды утвержден Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.12.2016 N 252. Заявление и документы можно подать через личный кабинет в информационной системе «Мой арбитр» (https://my.arbitr.ru/#index). Для доступа к нему нужно зарегистрироваться в Единой системе идентификации и аутентификации (п. п. 2.1.1, 2.1.3 указанного Порядка).
Порядок подачи документов в электронном виде в федеральные суды общей юрисдикции утвержден Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27.12.2016 N 251. Вы можете подать документы в электронном виде через личный кабинет на сайте https://ej.sudrf.ru/. Для входа в него используйте логин и пароль в ЕСИА (портал Госуслуг) либо усиленную квалифицированную электронную подпись (п. п. 2.1.1, 2.1.3 указанного Порядка).

По вопросу оказания юридической помощи обращайтесь по лефонам:

Источник

Отмена исполнительного сбора судебных приставов судебная практика

отмена исполнительного сбора судебных приставов судебная практика. p1110798(1)(1). отмена исполнительного сбора судебных приставов судебная практика фото. отмена исполнительного сбора судебных приставов судебная практика-p1110798(1)(1). картинка отмена исполнительного сбора судебных приставов судебная практика. картинка p1110798(1)(1).

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

отмена исполнительного сбора судебных приставов судебная практика. www garant ru files 8 7 381678 makovlevaee 90. отмена исполнительного сбора судебных приставов судебная практика фото. отмена исполнительного сбора судебных приставов судебная практика-www garant ru files 8 7 381678 makovlevaee 90. картинка отмена исполнительного сбора судебных приставов судебная практика. картинка www garant ru files 8 7 381678 makovlevaee 90.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2015 г. N 50-КГ15-17

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Кликушина А.А.,

судей Вавилычевой Т.Ю. и Юрьева И.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства имущественных отношений Омской области к межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора

по кассационной жалобе Министерства имущественных отношений Омской области на решение Ленинского районного суда г. Омска от 22 декабря 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 4 марта 2015 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., выслушав объяснения представителя Министерства имущественных отношений Омской области Магденко А.Ю., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области Смирнову А.Р., возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Решением Ленинского районного суда г. Омска от 22 декабря 2014 г. в удовлетворении требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 4 марта 2015 г. решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Министерством имущественных отношений Омской области поставлен вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. от 27 августа 2015 г. кассационная жалоба заявителя с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов ( статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций.

Судом установлено, что решением Центрального районного суда г. Омска на Министерство образования Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области возложена обязанность предоставить Мельниковой Л.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 г. N 284-п.

Установлено, что в 5-дневный срок решение суда исполнено не было, а заявления Министерства имущественных отношений Омской области об отложении исполнительных действий судебным приставом-исполнителем были отклонены.

27 августа 2014 г. судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Омской области было вынесено постановление о взыскании с Министерства имущественных отношений Омской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

20 ноября 2014 г. между субъектом Российской Федерации в лице казенного учреждения Омской области «Центр учета и содержания собственности Омской области» и Негреевой (Мельниковой) Л.В. заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

10 декабря 2014 г. судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Омской области вынесено постановление об окончании исполнительного производства.

Разрешая спор и отказывая Министерству имущественных отношений Омской области в удовлетворении заявления об освобождении от взыскания исполнительского сбора, районный суд (и с ним согласился суд апелляционной инстанции) пришел к выводу об отсутствии у должника уважительных причин для неисполнения решения суда в 5-дневный срок. При этом суд указал на то, что отсутствие либо недостаточность средств бюджета для приобретения жилых помещений с целью исполнения требований исполнительных документов, как и необходимость во временных затратах, не свидетельствует об отсутствии вины Министерства имущественных отношений Омской области в неисполнении требований исполнительного документа.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что решение суда и апелляционное определение приняты с существенным нарушением норм материального и процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.

Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет ( часть 1 ).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств ( часть 2 ).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора ( часть 7 ).

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство ( пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Судами не было принято во внимание, что решением Центрального районного суда г. Омска от 17 октября 2013 г. не установлен конкретный срок его исполнения, указано, что Министерство имущественных отношений Омской области совместно с Министерством образования Омской области, Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области обязано предоставить жилое помещение Мельниковой Л.В. в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 г. N 284-п.

Согласно пункту 3 Порядка приобретение жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот осуществляется на основании заявок Министерства образования, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и г. Омске.

Указанный выше порядок обеспечения детей-сирот жилыми помещениями и обстоятельства, установленные по делу, связанные с исполнением решения суда, не были приняты во внимание судами первой и второй инстанций. Также не учтены сроки государственной регистрации недвижимого имущества.

Кроме того, как указывает заявитель жалобы, приобретение жилых помещений осуществляется Министерством имущественных отношений в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Так, согласно части 2 статьи 63 указанного Закона, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Согласно статье 70 Закона контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола проведения торгов электронного аукциона.

При указанных в части 2 статьи 63 Закона обстоятельствах, порядок, установленный этим законом и не зависящий от воли Министерства имущественных отношений Омской области, уже не предусматривает возможности исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок.

Обстоятельства, связанные с приобретением жилого помещения для Мельниковой Л.В. в порядке исполнения решения и в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», судами первой и апелляционной инстанции проверены не были.

Кроме того, решением суда обязанность по предоставлению жилого помещения Мельниковой Л.В. была возложена на три органа исполнительной власти: Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство образования Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.

Постановление Правительства Омской области от 14 мая 2014 г. N 98-П, исключившее Министерство образования Омской области из числа уполномоченных органов исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, было принято после решения суда.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения требований Министерства имущественных отношений Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, заявленных по основаниям, указанным в части 7 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», и вынести решение в строгом соответствии с нормами материального и процессуального права.

решение Ленинского районного суда г. Омска от 22 декабря 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 4 марта 2015 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *