отличительными признаками деловой игры как метода обучения являются
Деловая игра как метод активного обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Деловая игра как метод активного обучения
Для деловой игры характерно наличие:
имитационной модели профессиональной деятельности и производственных отношений;
ролевых целей и общей цели всего коллектива;
взаимодействия участников, исполняющих те или иные роли;
Рассмотрим подробнее все эти компоненты.
После того как модель определена, ставится проблемная ситуация, которая будет решаться в игре.
В любых производственных отношениях задействованы люди тех или иных специальностей. Поэтому вводятся роли специалистов, например менеджера, маркетолога, программиста и т. д. Для каждой конкретной роли существуют цели: что тот или иной специали ст должен выполнять в процессе игры и чего добиться. В свою очередь, у всего игрового коллектива также есть цель. Рассмотрим такой пример. В деловой игре имитируется работа фирмы по продаже компьютерной техники. Изучаемая тема — «Архитектура ЭВМ». В игре присутствуют роли продавца и покупа теля, и у студентов, выступающих в игре в качестве продавца и покупателя, есть цели, определяемые этими ролями: продавец стремится повыгоднее продать тот или иной товар, а покупатель — как можно выгоднее купить этот товар. В то же время они остаются студентами, изучающими определенную тему курса информатики, и у них есть единая цель — изучить архитектуру ЭВМ. В игре действующие лица порознь имеют игровые цели, а вместе они имеют общую дидактическую цель, которая отвечает цели всей игры. Это говорит о двуплановости деловых игр: в них одновременно присутствуют и игровая, и дидактическая цели. Эти цели должны быть уравновешены: если предположить, что это не так, то при преобладании игровой цели деловая игра вырождается в салонную игру, где появляется стремление выиграть любой ценой, при преобладании дидактической цели игровой момент становится помехой учебной работе и игра исчезает. Различие между общей и личными целями порождает конфликтную ситуацию, которая разрешается в течение игрового этапа или всей игры.
Для деловых игр характерно наличие нескольких этапов: в начале игры ставится проблемная ситуация; затем она разбивается на подзадачи, каждая из которых решается на одном из этапов; последний этап игры выводит на разрешение исходной проблемы. Таким образом, в процессе игры образуется цепочка решений.
Деловые игры помогают приблизить учебный курс к реальной жизни. Но это возможно при условии, если эти игры моделируют реальные ситуации, а не схемы из учебника. Эффект от обучения по методу деловых игр усиливается также за счет перевоплощения участников игры в конкретных действующих лиц.
Почему необходимы деловые игры? Игра оживляет повседневность учебного процесса, усиливает интерес студентов к изучаемой дисциплине, повышает степень усвоения ими материала.
Для чего необходимы деловые игры? Игра порождает мощное игровое психологи ческое поле, которое вовлекает в действие всех участников, вызывая большой эмоци ональный подъем. Игра предоставляет возможность каждому ее участнику проявить творческие способности, что является удовлетворением потребности в самореализации; дает возможность посоревноваться, подтвердить или изменить статус в группе.
Что я получаю в результате проведения игры?
• Понимание и усвоение материала любой степени сложности студентами;
• развитие умений и навыков их работы в команде, наблюдения и принятия решения, способностей контактировать и слушать других, риторических способностей, лидерских качеств;
• развитие у студентов продуктивного мышления, наблюдательности, памяти, творческих способностей, настойчивости, упорства, умения доказывать и отстаивать свою точку зрения, организаторских способностей.
Таким образом, деловые игры позволяют мне за короткий срок в несколько приемов добиться целей, на достижение которых при традиционном обучении уходят без особенной эффективности многие часы и огромные усилия.
Главная задача этого метода — развить умение анализировать поставленные задачи, вырабатывать решения самостоятельно.
В деловых играх могут моделироваться отношения конкретной борьбы или взаимодействия, а также соревнования между играющими.
Разнообразие деловых игр:
по характеру игрового процесса: с взаимодействием участников и без взаимодействия (противоборство, взаимодействие, соревнование);
по тематической направленности и по характеру решаемых проблем (тематические, функциональные, комплексные);
по способам передачи и обработки информации (с применением обычных средств связи и носителей информации, с применением автоматизированных обучающих устройств).
Цели проведения деловых игр могут быть различными: учебные, для принятия решений, для проектирования, для проведения исследований.
Решение этих проблем связывается с применением методик развивающего характера. Чтобы студенты продуктивно и деятельно работали на занятиях, требу ется использовать активные методы обучения, в том числе и деловые игры. Они отличают ся высокой вовлеченностью студентов в учебный процесс, побуждают их быть активными. В деловых играх студенты само стоятельно принимают решения (изве стно, что знания, которые студенты до бывают самостоятельно, запоминаются на более длительное время, чем знания, преподнесенные им как факт). Деловые игры обеспечивают на правленную активность психических процессов студентов: стимулируют мышление при использовании проблем ных ситуаций, обеспечивают запомина ние главного на занятиях, возбуждают ин терес к изучаемой дисциплине и выраба тывают потребность к самостоятельно му приобретению знаний.
Деловая игра представляет собой кол лективное мероприятие, где взаимодей ствуют несколько игроков, принимаю щих решения в ситуации, моделирующей реальную, а ведущий направляет игру, анализирует и оценивает действия игро ков. Каждый из участников играет некоторую роль, он принимает решения (правильные или неправильные) и может быстро увидеть результат, приобретая, таким образом, свой собственный опыт. Основным элементом игры является механизм имитации , т. е. моделирова ние ситуации, близкой к реальности.
Деловая игра как метод обучения
Понятие, характерные признаки и структура деловой игры, особенности её организации. Отличия игровых форм обучения от других педагогических технологий. Основные трудности, возникающие в ходе проведения деловой игры. Распределение ролей между участниками.
Рубрика | Педагогика |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 09.10.2016 |
Размер файла | 23,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Современные условия наращивают требования к качествам профессионала, нацеливают на формирование личности, характеризующейся творческим типом мышления, инициативой, самостоятельностью в принятии решений. Это требует новых подходов в обучении. Обучение должно основываться не на передаче готовых знаний, а на создании условий для творческой активности. В качестве средств реализующих такой подход все большее признание находят активные методы обучения.
Среди различных активных методов, которые используются в учебной практике, хочется выделить деловую игру, так как именно она активизирует мыслительную деятельность участников, развивает творческие способности будущих учителей.
Деловая игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить.
В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации: игра представляет участнику возможность побывать в роли экскурсовода, учителя, судьи, директора и т.п. Использование деловых игр значительно укрепляет связь (ученик-учитель), раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого. Опыт проведения деловой игры показал, что в ее процессе происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу.
Актуальность выбранной нами темы мы видим в том, что, во-первых, деловая игра выступает как форма, в которой наиболее успешно могут осваиваться содержание новой деятельности, во-вторых, это эмоциональная опора личности, в-третьих, как элемент творческого самовыражения, проявления самостоятельности и активности в среде сверстников. Все это в совокупности дает толчок в самоутверждении и самореализации взрослеющего человека. Целью нашей работы является изучение деловой игры как метода обучения.
Исходя из поставленной цели, можно сформировать следующие задачи:
1) дать понятие деловой игры
2) изучить признаки деловой игры
3) рассмотреть структуру деловых игр
4) понять особенности организации деловой игры
5) рассмотрение трудностей проведения деловых игр
игра деловой педагогический
1. Понятие деловая игра
Деловая игра является наилучшим из активных методов проведения занятий. Деловые игры в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его реализации. Достоинством деловых игр является то, что они позволяют: рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени; освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем; работать групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентации в нестандартных ситуациях; концентрировать внимание участников на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи; развивать взаимопонимание между участниками игры [16].
2. Признаки деловой игры
Характерные признаки деловой игры можно представить следующим перечнем:
-Моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений.
-Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т.д.
-Распределение ролей между участниками игры.
-Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.
-Наличие управляемого эмоционального напряжения.
-Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.
-Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.
-Коллективная выработка решений участниками игры.
-Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры[5].
3.Структура деловой игры
В соответствии с представлением об общей структуре методов активного обучения, ключевым, центральным элементом является имитационная модель объекта, поскольку только она позволяет реализовать цепочку решений. В качестве модели может выступать организация, профессиональная деятельность, совокупность законов или физических явлений и т. п. В сочетании со средой (внешним окружением имитационной модели), имитационная модель формирует проблемное содержание игры.
Действующими лицами в деловой игре являются участники, организуемые в команды, и выполняющие индивидуальные или командные роли. При этом и модель, и действующие лица находятся в игровой среде, представляющей профессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой в игре деятельности специалистов. Сама игровая деятельность предстает в виде вариативного воздействия на имитационную модель, зависящего от её состояния и осуществляемого в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами.
Систему воздействия участников на имитационную модель в процессе их взаимодействия можно рассматривать как модель управления. Все игровая деятельность происходит на фоне и в соответствии с дидактической моделью игры, включающей такие элементы, как игровую модель деятельности, систему оценивания, действия игротехника и все то, что служит обеспечением достижения учебных целей игры[3.c.65-67]
4. Особенности организации деловой игры
Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра:
-хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста.
-одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.
-мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.
-позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить.
-многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.
-преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).
-нивелирует значение конечного результата. В игре участника устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.
-в обучении отличается наличием четко поставленной цели и соответствующего ей педагогического результата[2. c.100-102]
Таким образом, деловая игра должна включать в себя все эти качества. Только тогда она может по праву называться эффективным методом обучения.
В настоящее время деловую игру можно рассматривать и как область деятельности и научно-технического знания, и как имитационный эксперимент, и как метод обучения, исследования, решение практических задач.
Деловая игра должна иметь основные атрибуты:
1. Игра имитирует тот или иной аспект целенаправленной человеческой деятельности.
2. Участники игры получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре.
3. Игровые действия регламентируются системой правил.
4. В деловой игре преобразуются пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности.
5. Игра носит условный характер.
6. Контур регулирования игры состоит из следующих блоков: концептуального, сценарного, постановочного, сценического, блока критики и рефлексии, судейского, блока обеспечения информацией[15].
Методика проведения деловых игр включает следующие этапы:
1. Составление плана игры.
2. Написание сценария, включая (руководство для ведущего, правила и рекомендации для игры), инструкции для игроков.
3. Подбор информации; средств обучения.
4. Разработка способов оценки результатов игры[3].
5. Рассмотрение трудностей проведения деловой игры
Нарушение течения игры может также происходить вследствие потери двуплановости. На игру могут переноситься личные взаимоотношения. Руководитель должен подчеркнуть ее условный характер, а в случае необходимости перераспределить роли, изменить правила. Еще одна ситуация связана с утратой понимания игрового контекста одним из участников и его попытками решить личные проблемы (например, доминирование) в игре. Такого участника руководитель должен замкнуть на себе, минимизировать его контакты. В то же время условность может быть гипертрофирована. Азарт игроков вызывает импульсивные действия, способствует концентрации на выигрыше, а не на результате. Задача руководителя состоит в регуляции эмоциональных состояний. Следует сделать выигрыш и проигрыш не слишком однозначными, снизить их значение. В этой ситуации не следует вводить случайные события.Трудности в управлении игрой могут быть вызваны некоторыми индивидуальными особенностями ее участников, выражающимися в неспособности к групповой деятельности и неспособности принять игровую ситуацию. В первом случае причиной являются, как правило, гипертрофированная значимость для участника оценка его действий, связанная с неадекватностью Я-концепции, завышенной или заниженной самооценкой. Поведенческие проявления этих особенностей, демонстративное поведение, постоянное вмешательство, навязывание своей точки зрения, ссоры, уход из игры. Во втором случае причиной являются либо невротические блокировки проявлений самостоятельного, спонтанного поведения, высокая тревожность, либо ригидность. Участие таких игроков нежелательно. Однако отбор для участия в деловых играх неприемлем, имеющиеся данные следует учитывать при распределении ролей.
Ценность деловых игр в стимулировании большого количества идей и способов их реализации, в неоднозначности принимаемых решений, характер которых определяется конкретной учебной ситуацией. Их строение отражает логику практической деятельности, и по этому они являются не только эффективным средством усвоения знаний и формирование умений, но и способом подготовки к профессиональному общению.
-Выработать умение пользоваться различными историческими и литературными источниками при подготовке к игре
-Развить умение творчески применять применять полученные на уроках знания
— Пробудить интерес к изучению казачества
Состав участников и условия игры:
В игре участвуют команды по 5 человек в каждой. Для проведения игры необходим диск-вертушка со стрелкой. Он разделён на два сектора (два поля): “ История казачества” и “Культура казачества”. Каждое поле обозначено определенным цветом. Вопросы заранее печатаются на узких полосках бумаги и прикрепляются по окружности диска(в соответствии с полем)так, чтобы их можно было снять. На одной стороне полоски написан вопрос, на другой стороне проставлен номер.
По итогам жеребьёвки определяется очередность подхода команд к диску. Капитан играющей команды крутит диск, при этом члены его команды располагаются так, чтобы не закрывать поле от игроков остальных команд. Остановившаяся стрелка диска показывает номер вопроса.
На обдумывание ответа на выпавший вопрос даётся 30 секунд, поэтому ведущему желательно иметь песочные часы, рассчитанные на этот временной промежуток. За каждый полный правильный ответ команда получает 10 баллов. Количество баллов за неполный или неточный ответ определяет жюри.
По ходу игры помощник ведущего фиксирует количество полученных командами баллов. Каждая команда может ответить на 5 “своих” вопросов. После этого за ней сохраняется только право бороться за дополнительные баллы ( отвечать на «чужие» вопросы). После того как все команды выйдут из игры, подводятся итоги и определяется лучшая команда.
ВОПРОСЫ ПО ИСТОРИИ КАЗАЧЕСТВА (в скобках даны правильные ответы)
1. Назовите город, завоёванный Ермаком. (Исакер)
2. Расскажите, при каких обстоятельствах, согласно легенде, погиб Ермак Тимофеевич. ( Утонул под тяжестью доспехов, пожалованных царём)
4. Перечислите территории, в присоединении которых к Российской империи участвовали казаки. ( Сибирь, Северный Кавказ, Дальний Восток)
5. Назовите правителя России, при котором был создан первый Лейб-гвардейский казачий полк. ( Екатерина 2, 1775г., придворная донская казачья команда)
6. Как назывался казачий дом? ( Курень)
7. Чем отличается плётка от нагайки? ( У плётки конец расплетён, а конец нагайки сплетён, и в него зашито что-либо тяжёлое )
8. Как по внешнему виду отличить казака от неказака? ( казак всегда носит лампасы)
9. Какую веру исповедовали казаки? ( православие)
10. Какую одежду казаки заимствовали у кавказских горцев? ( Бурка и черкеска)
11. Как участвовали казаки во взятии крепости Азов в 1696г.? ( Казаки сражались на воде, поскольку в то время только они имели опыт ведения морских сражений)
12. Какие известные казачьи атаманы и их войска участвовали вместе с А.В. Суворовым в штурме Исмаила? ( М.Платонов, В.Орлов, А.Денисов, А.Иловайский)
13. На какое казачье войско легла основная тяжесть войны с Наполеоном? ( На Донское)
14. Назовите знаменитого казака, Который был одновременно и графом и атаманом. ( Матвей Иванович Платонов)
16. Какой известный художник был казаком? ( В.В. Верещагин)
17. Какие казачьи генералы отличились в ходе Первой мировой войны? ( А. Деникин, Н.Юденич, Ф.Келлер)
18. Кто такой Нестор Махно? ( Анархист, организатор собственного войска в период Гражданской войны. Не подчинялся ни красным, ни белым)
ВОПРОСЫ « КАЗАЧЕСТВО В ЛИТЕРАТУРЕ»
1. О каких казаках содержатся сведения в дневниках Л.Н.Толстого 1851-1854гг.? ( О терских казаках, о казаках Терского левобережья)
2. В основу какого произведения Л.Н.Толстого легли наблюдения писателя, отраженные в его дневниках? ( Повесть «Казаки» )
3. Кем были, по мнению Л.Н. Толстого, предки терских казаков? ( Предками их были бежавшие из России староверы)
4. Кто такие гребенские казаки, описанные Л.Н.Толстым? ( Гребенские казаки- это часть терских казаков. Русское правительство снабжало их вооружением и боеприпасами и использовало для борьбы против горцев, крымских и кубанских татар. В 1712 году были переселены на левый берег реки Терек, чем было положено начало Кавказской укреплённой линии. С этого времени начинается их постоянная служба.)
5. Кто из русских царей, по свидетельству Л.Н.Толстого, приезжал к гребенским казакам? («Предание, ещё до сих пор свежее между казаками, говорит, что царь Иван Грозный приезжал на Терек, вызывал с гребня к своему лицу стариков, дарил им землю по сю сторону реки, увещевал жить в дружбе и обещал не принуждать их ни к подданству, ни к перемене веры»)
6. Где живут герои повести «Казаки»? ( Жили в самой беспокойной местности вдоль границ Большой Чечни в военном поселении. )
8. Какое казачество изображено в романе «Тихий Дон»? ( Донские)
9. Как могут быть связаны между собой гребенские казаки, изображаемые Л.Н.Толстым, и донские казаки, изображаемые М.А.Шолоховым? ( гребенские казаки- это потомки беглых крестьян, обосновавшихся в первой половине 16 века на рекеСунжа, и казаков переселившихся с Дона 1582г. в урочище Гребни на реке Акташ)
Деловая игра «Журналист»
Участники побывали в качестве журналистов-исследователей в следующих местах: детская библиотека, кинотеатр, институт, детские игровые площадки, музей, кинотеатр и т. д. По итогам этих посещений каждая группа подготовила собственную страницу газеты.
Также по ходу игры ребята пробуют себя в жанре авторов устного выпуска журнала/газеты и работают журналистами на пресс-конференции.
В результате участники игры в ходе продуктивного взаимодействия со сверстниками получают опыт работы «плечом к плечу» с профессионалами. Ребята с интересом проникают в проблемы и достижения родного города; проявляют творчество в журналистской работе; пробуют себя в роли корреспондента, корректора, редактора, аналитика.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Деловая игра как один из методов обучения старшеклассников, история ее возникновения. Психолого-педагогические принципы, признаки, типы и структура деловой игры. Методические рекомендации к проведению, особенности организации деловой игры «Журналист».
курсовая работа [38,3 K], добавлен 19.01.2010
Смысл феномена, история, классификация, структура, образовательная функция и методика разработки деловой игры. Преимущества данного метода по сравнению с традиционным обучением. Методологические трудности и зоны риска при конструировании деловой игры.
курсовая работа [59,9 K], добавлен 24.04.2011
Понятие и принципы организации деловой игры, ее общее описание и предъявляемые требования, развитие на сегодняшний день, взаимосвязь с традиционными формами обучения. Методика разработки деловой игры, существующие трудности в проведении и их преодоление.
курсовая работа [51,1 K], добавлен 23.03.2015
Деловая игра как активная форма обучения. Понятие деловой игры и ее педагогические преимущества. Типология и структура деловых игр. Методика разработки деловой игры для слушателей Учебного центра федеральной противопожарной службы по Приморскому краю.
дипломная работа [148,3 K], добавлен 23.02.2015
Деловая игра как имитация рабочего процесса, порядок ее проведения и значение в отработке профессиональных навыков участников. Преимущества игры перед традиционными методами обучения. Проектирование деловой игры по экономике для учащихся 11 класса.
курсовая работа [30,0 K], добавлен 07.07.2009
Актуальность проведения учебных деловых игр. Сущность учебно-деловой игры. Ведомость деловой игры с результатами. Регламент и итоги проведенной игры. Блок-схема проведения УДИ. Критерии, по которым отбирается знающий логопед. Образцы игровых документов.
реферат [31,2 K], добавлен 12.12.2010
Деловая игра как один из методов активного обучения и форма проведения занятия. Методика ее разработки и использование при обучении экономике. Разработка деловой игры «Мой бизнес». Анализ эффективности ее использования, рекомендации по усовершенствованию.
курсовая работа [418,7 K], добавлен 19.01.2016