отличительной чертой италийского типа храма является
Отличительной чертой италийского типа храма является
1. ____________________ — балдахин на четырех колоннах, под которым помещался стол для священной жертвы.
• Киворий
2. ____________________ — в античном храме — средняя часть антаблемента между архитравом и карнизом.
• Фриз
3. ____________________ — верхняя горизонтальная часть сооружения, лежащая на колоннах, элемент архитектурного ордера.
• Антаблемент
4. ____________________ — вид скульптуры, высокий рельеф, в котором изображение выступает из фона более или на половину объема, и иногда лишь прикасаясь к фону или отделяясь от него в деталях.
• Горельеф
5. ____________________ — внутренний дворик, окруженный колоннадой, характерен для местного италийского типа дома с атриумом, обычно украшался фонтаном, статуями, цветниками.
• Перистиль
6. ____________________ — ворота, имеющие входы не на две, а на четыре стороны.
• Тетрапилоны
7. ____________________ — городская вилла, предназначенная для отдыха и развлечений.
• Villa peurbana
8. ____________________ — длинное крытое сооружение, в котором одну из стен заменяют колонны или столбы.
• Галерея
9. ____________________ — круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом и окруженная вдоль стен колоннами.
• Ротонда
10. ____________________ — массивный подсвечник, рассчитанный на несколько свечей или ламп.
• Канделябр
11. ____________________ — наружная сторона здания, богаче других декорированная архитектурными членениями и скульптурными деталями, на которой находится центральный вход.
• Фасад
12. ____________________ — оседлый, сильно эллинизированный народ, населявший в античную эпоху южную часть Таманского полуострова, прилегающее к ней Черноморское побережье и низовье Кубани.
• Синды
13. ____________________ — основной тип раннехристианского культового здания — продольно вытянутый храм, восходит к эллинистическим и римским зданиям подобного типа, а также зданиям светского характера.
• Базилика
14. ____________________ — подпорное сооружение, на котором возводилось здание.
• Субструкдия
15. ____________________ — полукупол, перекрывавший апсиду (нишу стены), под которым были расположены места для священнослужителей и епископское место.
• Конхой
Пятница, 05.11.2021, 20:46
На территории нынешней Италии в 1 тысячелетии до нашей эры различные по своему происхождению и и языку народы создают развитые цивилизации. На общем фоне художественной куьлтуры италиков выделяются сначала этрусски, а затем римляне, искусство которых приобретает с началом республиканского периода свой особый характер .
Тема: Искусство Этрурии.
.8 век до н.э. – финикийские торговцы меняют изделия своих мастеров на продукцию сельского хозяйства.
280 год – победа Рима.
1 тип – большие храмовые сооружения с тремя целлами и глубоким портиком, (описан Витрувием)
Храмы (в отличие от греческих) стояли на высоком пьедестале – подиуме, имели деревянные перекрытия, которые поддерживали деревянные или каменные колонны, имели двускатную кровлю с сильно выступающим карнизом и богато декорированными терракотовыми деталями. В этрусских храмах применялся «этрусский» или « тосканский» ордер ( этрусский вариант греческого дорического). Колонны без канелюр, но база и капитель сходна с дорическим стилем ( влияние – храм Посейдрна в Пестуме ).
1.Пещерные с фасадом, высеченным на поверхности скалы.
2. Изолированные гробницы с заупокойной камерой (ниже уровня земли), выше – тумулус (насыпь конической формы), опоясанный крепидой (каменное кольцо). Этот тип оказал влияние на архитектуру Древнего Рима (мавзолем Августа и Андриана).
Прямоугольные в плане здания, крытые четырехскатной крышей с сильно выступающими концами. В центре крыши – комплювиум (отверстие), через которое освещался «атриум»
(внутренний дворик, главное помещение дома). Тип домов с атриумом развивался в архитектуре республиканского Рима.
Скульптура делалась из глины, бронзы, местного камня – известняка и травертина (саркофаг с возлежащими на крышке супругами, статуя Аполлоны, Гермеса и терракотовые раскрашенные антефиксы с головами Силена и Менады). Антефикс – украшение из мрамора или терракоты, которые помещались по краям кровли вдоль продольных сторон храма.
5 век до н.э. – живопись под влиянием греческого искусства. Фигуры стройные, лица – классической формы. Грандиозные композиции Полигнота, живописные достижения Зевсиса, Паррасия, Тиманфа (фиванско- аттическая и сикионская школы) – расцвет греческой живописи, повлиявший на всю культуру Древнего мира.
Этрусские образцы : /гробница «Чудовища»/ картины пиров и танцев сменились мрачными картинами подземного мира, крылатых демонов, сцен из Одиссеи Гомера.
3-2 века культурный подъем Этрурии под властью Рима.
3 – 1 века до н.э. Два главных направления развития искусства:
1- эллинистическое (терракотовая фигура божества с фронтона, храм в Валериях, роспись могилы «Тифона»)
2- местное традиционное (скульптурные портреты на саркофаге «Магната», Ларция Сеянти, бронзовая статуя оратора ). Портретная точность, без идеализации и психологизма.
Во время господства классического греческого стиля этрусский характер содержания произведений вступает в контраст с образцами (гробница Орка, саркофаг Амазонок, Жреца),
Владетели Давнии (7 – 4 века до н.э.)
Давнийцы относятся к иллирийским народам по языку. Они контролировали устье Авфида (Офант) и морскую торговлю. Из геометрического стиля взяли строгие каноны в украшении керамики.
Конец бронзового века в Гаргано и эпоха курганов на Садинии: монументальный характер общественных построек, создание каменных скульптур, влияние Греции проявилось во введении очищенной глины, вместо примитивного «теста». Мессапы подражают чернофигурной росписи керамики, усваивают греческие культы, монументальное строительство.
Конец 4 века до нашей эры. В Южной Италии распространяется эллинистическая техника покрытых терракотой антефиксов и вотивная коропластика. В 423 году до н.э. самниты начинают создавать скульптуры из туфа параллельно с известняковой скульптурой в Кьюзи. Вотивные бюсты отличаются стихийным реализмом. Свет – это поиск наиболее характерного момента. В росписях гробниц ( Аденахори) иллюстрируют все моменты траурной церемонии и ее элементы: жертвоприношения, музыку, игры. Цвет: на белом фоне красный, желтый, черный – тетрахронизм. Краска накладывается прямо на слой извести, положенный на известковый туф (Греция – штукатурка), что говорит об отношении к материалу как поиску истинности.
В Умбрии с 5 века до н.э. в небольших бронзовых изделиях появляются изображение вотивных божеств, фигуры которых вытянуты и удлинены до деформации.
Призрачное удлинение вотивных фигур – «вечерние тени» / по определению этруссков – романтиков/ во времена триумфа иллюстративного реализма, передает человеческое существо в его первородной чистоте, словно давая возможность человеку выйти из бездны времени и пустоты. /За две тысячи лет до Альберта Джакометти неизвестный автор создал из скульптуры невероятную реальность/.
Статуи – стелы из Луниджаны демонстрируют задержку мегалитической скульптуры у общины воинов.
Рим: от царей до республики.
С 366 года плебеи получают доступ к консульским должностям.
К Поздней республике (100 –31).
Паситель. С него начинается история итальянского искусства; он составляет 5 томов о «самых известных произведениях всего мира». В 85 году до н.э. Паситель принимает римское гражданство. Обладая многообразным талантом, владея разными техниками, он синтезировал в качестве резчика и скульптора художественное наследие греческого мира, взяв за основу глиняную пластику (италийское народное искусство). В Риме он преподает, основываясь на опыте греческой культуры Италии.
Римская архитектура
Римская архитектура
В первые века I тыс. до н.э. территорию Апеннинского полуострова населяли италийские индоевропейские племена, состоящие из нескольких этнических и языковых групп. На формирование ранней римской культуры наибольшее влияние оказали племена латинов и этрусков.
Характерными элементами римских городов были равные прямоугольники жилых кварталов, распределявшихся между гражданами согласно их положению в обществе. Форум (центральная площадь) и примыкавшие к нему «курия» (зал муниципального сената), базилика и Капитолий (главный городской храм). Как в центре, так и на окраинах, а иногда и за пределами города располагались храмы и святилища, связанные с местными культами. Несмотря на регулярность застроек и их плановый характер в процессе строительства допускались изменения связанные с условиями местности: рельефом, акваториями и наличием более ранних поселений. Так, форум, обычно располагавшийся у пересечения главных улиц, в портовых городах нередко смещался к гавани.
Композиция форума первоначально совмещала различные функции рынка, места деловых встреч, общественных собраний и зрелищ, это назначение сложилось в Помпеях еще до завоевания их римлянами. В самом Риме, форум, приобрел законченный вид после строительства базилик Эмилия и Юлия.
Республиканский период заканчивался борьбой за власть между представителями патрицианских семей и диктаторами. Каждый из них старался завоевать популярность среди населения, в том числе с помощью строительства различных сооружений, в первую очередь культовых и общественных.
Строительством последнего века республики был подготовлен рассвет зодчества эпохи империи.
При Траяне возник построенный Аполодором самый развитый и сложный из римских форумов, соединявший центр старого города с Марсовым полем. За большим перистилем следовали базилика Ульция, библиотечные помещения, знаменитая колонна Траяна и двор с храмом Траяна. От базилики Ульция остались лишь нижние части. Лучше сохранился полукруглый двухъярусный рынок Траяна; кирпично-бетонные своды его «таберн» (лавок) возвышаются над руинами Трояновского форума. При Траяне были построены шестиугольная гавань и многочисленные склады, а в самой Остии велась реконструкция форума и театра, строилось жилье массового типа.
При Адриане (117-138), который сам был архитектором, строительство велось с особым рвением. По его замыслу были построен храм Венеры и Ромы в Риме, который является сочетанием типичных греческих и римских традиций. Его другое сооружение, Пантеон храм всех богов, представляет собой освобождение от всех греческих традиций. Это крупнейшее купольное сооружение древнего мира.
Начиная с эпохи Адриана заметно слабеет стремление к строгой монументальности и намечается перелом в сторону усложненности образа. Свидетельством этого является вилла императора близ Тиволи. В отличие от вилл республиканского периода эта постройка лишена хозяйственных функций, она состоит из нескольких частей свободно размещенных на местности и окружена стеной и кольцевым бассейном. По всей вероятности эта вилла была задумана для интимных увеселений. Для официальных приемов предназначалась «Пьяцца л`Оро» обширный перистиль с группой примыкающих помещений. Комплекс виллы включает в себя также галерею живописи, искусственный канал «Каноп» и храм Сераписа. Не менее знаменита, благодаря своим мозаикам, еще одна вилла в Касале (близ Пьяцца-Армерины, Сицилия). Она более поздняя (3-5 в.в.) и явно подражает адриановскому образцу.
«Повсеместно вводятся свои типы зданий, римляне в то же время проявляли большую терпимость в отношении форм, бытовавших на территориях с устоявшимися архитектурными традициями (Греция, Малая Азия, Сирия, Египет, где строительство велось в основном из камня). Эта строительная политика особенно ярко сказалась в храмовом зодчестве, где стояла в непосредственной связи с практиковавшимся римлянами сохранением местных культов. Собственно римский псевдопериптеральный тип храма с развитым простильным портиком получил распространение только в Галлии и Северной Африке, где сильных архитектурных традиций не было. На эллинистическом востоке этот тип встречается редко: здесь сохраняется традиционный периптер (Малый храм в Баальбеке; Траянеум в Пергаме, 2 в.), в интерьере преобладают местные формы.
Свойственное всей римской архитектуре стремление к грандиозности реализуется в строительстве гигантских комплексов на территории бывших восточных деспотий. Таков храмовый ансамбль в Баальбеке. Его торжественная композиция подкреплена поставленным с боку Малым храмом и складывается из трех частей: пропилей, к которым ведет парадная лестница и которые фланкированы двумя башнями, шестиугольного двора-вестибюля, окруженного портиками, и обширного главного перистиля с Большим храмом.» (Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М. 1985. С.291)
В самом Риме строительство несколько оживилось при Северах (арка Септимия Севера).
В это время происходит ослабление центральной власти, появляется угроза нападения варваров и несмотря на это именно в это время появились сооружения, в которых ярко воплотились характерные черты римской архитектуры. Это прежде всего знаменитые термы Каракаллы и термы Диоклетиана. Последним же сооружением императорского Рима является базилика Максенция в Риме, а также дворец Диоклетиана в Сплите (ок.300) и комплекс Галерия в Салонниках.
«Римская архитектура не может сравнится в художественном обаянии с греческой, но она грандиозна, весьма эффектна и по своей инженерно-строительной технике уходит далеко вперед от простой балочной конструкции греческого храма. В ней впервые появляется конструкция сводов. Типы римских построек разнообразны, светские не менее значительны, чем культовые, и многие из них утвердились в мировой архитектуре на века.» (Краткая художественная энциклопедия. Искусство стран и народов мира. М. 1971. С.102)
История античной архитектуры | Totalarch
Вы здесь
Храмы Рима эпохи Республики
Глава «Храмы» подраздела «Архитектура Римской республики» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: М.Б. Михайлова (Москва, Стройиздат, 1973)
Храмы были основным типом общественных сооружений в эпоху республики, особенно в V—II вв. до н.э.
Первоначально религия италиков, поклонявшихся безликим божествам природы, не требовала изображения божеств и храмов. Богам посвящались алтари в лесу, у источников и т.п. Место культа Весты — одной из главных богинь, хранительницы домашнего очага — было простым круглым навесом над неугасимым огнем.
Постепенно под влиянием этрусков и греков религиозные представления римлян изменились. Появились статуарные изображения богов; для их сохранения понадобились храмы. Из плеяды многочисленных духов и божеств, олицетворявших различные проявления сил природы и моральные понятия (согласие, мир, добродетель и т. п.), выделилась группа верховных богов — Юпитер, Юнона, Минерва, Марс, Венера и Веста, близких по своим функциям к основным богам греческого пантеона. Но в отличие от греческой римская религия была холодно формальной, отражающей дух трезвого (практицизма латинян. Вследствие тесной связи религии с государственной властью культовым церемониям, гаданиям и обрядам придавалось большое значение в жизни государства.
В V—IV вв. до н.э. в Риме и других городах Лация было выстроено множество этрусско-италийских простилей: храмов на высоком подии (до 5 м высотой) с глубоким передним портиком, примерно равным по размерам целле, с широко расставленными деревянными колоннами и обильным терракотовым рельефным декором фронтонов. Другой разновидностью был храм италийского типа, имевший боковые портики, замкнутые продолженной задней стеной целлы.
Самым значительным из них был храм Юпитера Капитолийского в Риме, известный по остаткам его оснований и по описаниям историка эпохи Августа Дионисия Галикарнасского. Этот храм италийского типа имел три целлы (средняя больших размеров) и был посвящен триаде богов — Юпитеру, Юноне и Минерве.
Его осевая композиция подчеркивалась наличием лестницы только со стороны главного фасада, глубиной переднего портика (три ряда по шесть колонн) и вытянутостью в плане пропорций целл. Этот приземистый храм, по-видимому, с деревянными антаблементами и с широко расставленными коринфскими колоннами на массивном подии (размером 56,85×61,6 м) возвышался на Капитолийском холме и господствовал над городом. Как показывают сохранившиеся части подия, он был сложен из квадров туфа без применения раствора. Храм украшали полихромные терракотовые детали и квадрига на фронтоне работы знаменитого этрусского мастера Вулки из Вей. В 296 г. до н.э. терракотовая квадрига была заменена бронзовой копией. Храм неоднократно перестраивался с сохранением первоначального плана. Последняя его реконструкция относится к 80-м гг. до н.э.
К концу VI в. до н.э. в Риме появились трехцелловый храм Дианы на Авентине и храмы Фортуны и Матер Матуты на Бычьем рынке. Наряду с преобладающим этрусским воздействием на начинавшую складываться римскую архитектуру имело место и некоторое греческое влияние. Известно, что храм Дианы на Авентине украшали греческие мастера.
На протяжении последующих столетий воздействие архитектуры эллинизма на римское культовое зодчество все более усиливалось. Шел процесс постепенного усвоения приемов и форм греческого зодчества и преобразования их в соответствии с местными италийскими традициями и потребностями римского общественного уклада. Сначала этот процесс носил характер механического сочетания разнородных элементов. Выработанные греческой архитектурой формы сопоставлялись без понимания логики их взаимосвязи и накладывались на италийскую основу здания. Своеобразными иллюстрациями этого являются храмы Южной Италии (от многочисленных храмов Рима этого периода сохранилось очень немногое). Так называемый храм Мира в Пестуме (III—II вв. до н.э.) представлял собой четырехколонный простиль, своеобразно трактованные коринфские колонны которого несли антаблемент с дорическим фризом (рис. 20). Такое же смешение частей различных ордеров было и в храме Аполлона в Помпеях (рис. 21), где дорический фриз сопоставлялся с ионическими колоннами.
20. Пестум. Храм Мира. III—II вв. до н.э. | 21. Помпеи. Храм Аполлона. I в. до н.э. Общий вид |
О типах некоторых храмов Рима, об освоении римскими мастерами периптера как в его прямоугольном, так и в круглом виде и особенно о принципах композиции храмовых ансамблей республиканского периода дают представление немногие сохранившиеся остатки на Бычьем и Овощном рынках и на Ларго Арджентина. Все эти храмы разных форм, размеров и высоты обычно располагались параллельно и очень близко друг от друга в виде компактной группы.
На Бычьем рынке два ориентированных на юг храма располагались на подии и имели, видимо, одну заднюю стену. Они восходили к IV—III вв. до н.э., но были перестроены позже. Остатки трех храмов на Овощном рынке также дошли в поздней перестройке, возможно, сохраняющей архаические формы первоначальных сооружений (рис. 22). Храмы стоят на подиях и обращены главными фасадами на восток. Один из них — северный — италийского типа с ионическими колоннами. Два других представляют собой пример приспособления периптера к этрусско-италийской схеме простиля с глубоким передним портиком. Сравнительно небольшой (20X11 м по стилобату) южный храм был дорического ордера с колоннами из травертина и невысоким подием, украшенным строгими профилями архаического типа. Средний — ионический храм на подии (24X15 м по стилобату) 16×6,5 м внутри целлы) имел стены из туфа, мраморные каннелированные колонны и мраморный фриз. Карнизы на главном фасаде травертиновые. На менее доступных обозрению боковых фасадах они выполнены из пеперина.
22. Рим. Овощной рынок (форум Голиториум). Комплекс храмов IV—I вв. до н.э. План | 23. Рим. Ларго Арджентина. Храмы IV—I вв. до н.э. Современный вид круглого храма, план комплекса |
Комплекс на Ларго Арджентина состоит из четырех храмов, расставленных несколько свободнее и также ориентированных на восток (рис. 23). Названия их неизвестны, поэтому они обозначаются буквами. Самый древний из них храм С (IV в. до н.э.) — италийского типа на очень высоком подии. Храм А в IV в. до н.э. был, видимо, дистилем в антах, в III в. он был преобразован в простиль с четырехколонным портиком, а в 80-х годах I в. до н.э. получил форму периптера с шестью колоннами на фасаде. Самый интересный — храм В (II в. до н.э.) — круглый периптер на подии с лестницей только перед входом. Он является одним из существенных звеньев в формировании круглого италийского храма, постепенно развившегося сначала из деревянного, а затем каменного ограждения вокруг очага со священным огнем Весты. На сложение архитектурного образа храма несомненно повлияли также формы греческого толоса. Но постановка здания на подий, имеющий доступ только со стороны входа, свидетельствует об италийской основе храма с его строго осевой ориентацией. В I в. до н.э. храмы Ларго Арджентина были включены в ансамбль театра Помпея, а позже закрыты общим портиком и бережно охранялись как реликвия прошлого.
Поиски и разработка типов римского культового здания продолжались и во II в. до н.э. В 196—192 гг. до н.э. был построен необычный по композиции храм Вейова на Капитолии, реставрированный в I в. до н.э. (рис. 24). Его оригинальность заключалась в поперечной по отношению к портику входа постановке целлы (ее размер 14X18 м). Храм был обращен главным фасадом к Капитолийскому подъему. От эпохи республики дошел только один храм этого типа.
Наряду с новыми архитектурными решениями продолжали существовать традиционные типы храмов. Таков построенный около 100 г. до н. э. дорический храм Геркулеса в Коре, стоящий на субструкциях на крутой горе (рис. 25) и представляющий собой простиль с равными по объему портиком и целлой. Ордер и здесь употреблен без ясного понимания его конструктивной сущности, а детали выполнены без необходимого мастерства.
Происходивший на протяжении IV—I вв. процесс приспособления периптера к местным композиционным схемам — этрусскому простилю и храму италийского типа — в основном закончился лишь к концу II — началу I в. до н.э., когда римские зодчие сумели найти органическое сочетание этих форм. В результате возник новый тип храма — псевдопериптер, наиболее полно отвечавший италийскому вкусу к фронтальным осевым композициям. Являясь синтезом форм, псевдопериптер может быть определен и как простиль с полуколоннами вокруг целлы и как италийский храм, интерколумнии боковых портиков которого заполнены раздвинутыми стенами целлы. В псевдопериптере с его единственным глубоким портиком достигнуто максимальное выделение главного фасада храма, поднятого на высокий подий и доступного только с одной стороны. Полуколонны и свободно стоящие колонны единым мотивом ордера объединяют и уравновешивают две разнородные части храма — замкнутую целлу и сквозной портик, придавая зданию необходимую целостность.
Наиболее ранним считается псевдопериптер в Тибуре, поставленный на субструкции у обрыва высокой скалы. Боковые части его портика с заполненными кладкой интерколумниями и слегка выступающими из их плоскости колоннами придают храму особое своеобразие.
Ему аналогичен более зрелый по композиции храм Д на Ларго Арджентина, выстроенный около 100 г. до н.э. на фундаментах более древнего здания. Оба храма сравнительно невелики.
26. Террачина. Храм Юпитера. 1-я половина I в. до н.э. Реконструкция. Субструкции |
Псевдопериптер больших размеров появился в первой половине I в. до н.э. в Таррацине (совр. Террачине), (рис. 26). Опираясь на отчасти вырубленную в скале, отчасти искусственную террасу, храм Юпитера (34×20 м) был вознесен над морем на 200 м. Ориентированный строго по странам света, он стоял под углом 45° к сторонам занимаемой им площадки — необычное явление в римском зодчестве. От ансамбля сохранились великолепные сводчатые субструкции, облицованные инцертом.
К середине I в. до н. э. псевдопериптер стал ведущим типом культового здания, по образцу которого не только строились новые, но и переделывались старые храмы. Так, даже круглый храм В на Ларго Арджентина был преобразован в псевдопериптер с четырехколонным портиком, вследствие чего его осевая направленность выявилась гораздо острее.
Рим. Храмы Весты и Фортуны Вирилис на Бычьем рынке, середина I в. до н.э. | 27. Рим. Бычий рынок. Храм Фортуны Вирилис. 42—38 гг. до н. э. Современный вид, реконструкция фасада, план |
Вполне развитым псевдопериптером является так называемый храм Фортуны Вирилис (возможно, бога Портунуса), построенный между 42 и 38 гг. до н.э. на Бычьем рынке в Риме (рис. 27). Это единственный храм республики, дошедший почти в полной сохранности. Он был выстроен из туфа с применением травертина (углы целлы, колонны, подий) и оштукатурен. Здание четко разграничено на три равные части — портик и две ячейки целлы. Четырехколонный ионический портик своими пропорциями подобен квадрату. По сравнению с предшествующими храмами венчающие части здания утяжелены и обильно украшены декоративной резьбой. Скульптурный фриз образован гирляндами, чередующимися с канделябрами и человеческими фигурами.
Развитие круглого периптера в начале I в. до н.э. продолжилось в храме Сибиллы в Тибуре (рис. 28), стоящем рядом с псевдапериптером. Его опирающийся на субструкции небольшой объем, окруженный стройной колоннадой, завершает крутой обрыв, четко выделяясь на фоне гористого пейзажа. Форма перекрытия храма неизвестна. Его пропорции несколько вытянуты в расчете на восприятие храма издалека снизу, в ракурсе. Характерное италийское стремление сохранить одностороннюю направленность и в круглом здании ясно здесь выразилась.. Главную ось храма отмечают не только ступени перед входом и суженный кверху дверной проем, но и приближенные к нему и акцентирующие его окна тех же очертаний. Выполненный в бетоне, облицованный травертином и оштукатуренный храм с его изящными колоннами итало-коринфского ордера, легким фризом из гирлянд и букраниев и кассетированным перекрытием круглого портика являлся гармоничным архитектурным организмом, неотъемлемым от окружающей природной среды.
28. Тибур. Храм Сибиллы. Начало I в. до н.э. Разрез, общий вид храма, план храма Сибиллы и псевдопериптера, плафон портика, капитель | |
29. Рим. Храм Весты на Бычьем рынке. Середина I в. до н.э. Общий вид, капитель |
Построенный в самом конце республики круглый периптер на Бычьем рынке в Риме, известный как храм Весты (рис. 29), по типу довольно близко повторял храм Сибиллы в Тибуре. Однако этот в основе своей италийский храм был выполнен не в туфе и травертине, но сложен из орфостатов паросского мрамора в греческой технике кладки и имел прекрасные коринфские колонны классического типа, сложившегося под воздействием греческих образцов. Несколько позже вокруг подия появились ступени, как в греческих храмах.
И храм Весты, и храм Фортуны Вирилис, (выстроенные в переходный период между двумя историческими эпохами, естественно, содержат разнородные черты. Как и большинство сооружений республики, они сравнительно невелики по размерам, а храм Фортуны еще очень прост по использованным материалам. Но достигнутая в них монументальность и совершенство исполнения архитектурных форм, насыщенность декором и применение в храме Весты в качестве основного строительного материала дорогого привозного мрамора говорят уже о новых явлениях, назревающих в римском зодчестве. Архитектура храма Весты обнаруживает также усилившееся тяготение к формам и типу центрических сооружений эллинизма.