откуда взялись мифы древней греции
Как произошли греческие боги
Содержание статьи
Древнегреческие боги зачастую принимали человеческий вид и жили в обществе, подобно человеческому. Они были подвластны обычным эмоциям и слишком часто вмешивались в жизни людей для собственной выгоды. Существенное различие между богами и людьми было лишь в том, что первые были бессмертны. У каждого греческого города-государства был свой главный бог или пантеон богов, и, в зависимости от расположения города-государства, характеристики богов могли широко варьироваться.
Проследить родословную древнегреческих богов сложно, поскольку существует несколько мифов о сотворении мира. Но, как правило, лавровую ветвь признания в этом вопросе принято отдавать греческому поэту Гесиоду, жившему в восьмом веке до нашей эры и написавшему Теогонию – генеалогический эпос «Рождение богов», объясняющий их происхождение.
Греческие боги как миф о сотворении мира
По Гесиоду процесс сотворения мира и возникновение богов был следующим: из неизведанного мироздания, невесть откуда явился бог Хаос (пустота), который стал основой всего – основой творения, рождения, творчества. Хаос был столь безгранично мощен, великолепен и плодотворен, что исторгнул из себя нескольких созданий – своих детей: Гею – ставшую богиней земли и основой всего сущего, Тартара – бога бездны и небытия, близнецов Эроса и Антэроса – бога любви и плотского желания и бога отрицания любви, Эребуса – бога тьмы и Никс – богиню ночи.
Гея была столь привлекательна и прекрасна, что коварный Эрос – единственный, кто не имел в высшем божественном пантеоне собственных детей, сделал все, чтобы пробудить желание у отца к собственной дочери.
Самым хитрым из них был Хронос (бог времени). Именно его мать-Гея уговорила отомстить за ввергнутых в небытие детей. Именно он свергнул с пьедестала своего отца и стал повелителем мира, а затем сам, женившись на своей сестре Рее, стал отцом множества детей, которых пожирал одного за другим.
Лишь одного из новорожденных безутешной Рее обманом удалось спасти – это был Зевс. И именно он и отомстил впоследствии своему отцу, освободив проглоченных Хроносом братьев и сестер, но развязав тем самым одну из первых и страшных войн в небесах и на земле – войну с титанами у горы Олимп. В этой войне небо обваливалось на землю и она дрожала и стонала от ужаса и горя, океан выходил из берегов и грозил затопить все на своем пути, горы рушились, и даже Олимп чуть не разверзся и не опрокинулся в Тартар.
Эра богов-победителей
Именно дети Зевса стали ему спасителями, возлюбленными, врагами и утешителями. Они помогли ему победить титанов и установить власть на Олимпе, разделив сферы влияния между многочисленными родственниками: так брат Зевса Посейдон стал править морями, а Аид подземным миром (миром мертвых).
Мифы Древней Греции: история Олимпийского Пантеона
Интереснейшие и поучительные истории, увлекательные рассказы и приключения подарила миру греческая мифология. Повествование погружает нас в сказочный мир, где можно встретить героев и богов, страшных чудовищ и необычных животных. Мифы Древней Греции, написанные многие столетия назад, в настоящее время являются величайшим культурным наследием всего человечества.
Что такое мифы
Мифология – удивительный отдельный мир, в котором люди противостояли божествам Олимпа, сражались за честь и противостояли злу и разрушению.
Однако стоит помнить, что мифы – произведения, созданные исключительно людьми с применением фантазии и вымысла. Это истории о богах, героях и подвигах, необычных явлениях природы и загадочных существах.
Происхождение легенд ничем не отличается от возникновения народных сказок и преданий. Греки придумывали и пересказывали необычные истории, в которых смешивались правда и вымысел.
Не исключено, что доля истины присутствовала в рассказах – за основу мог браться жизненный случай или пример.
Источник мифов Древней Греции
Откуда же современным людям доподлинно известны мифы и их сюжеты? Оказывается, греческая мифология сохранилась на табличках эгейской культуры. Записаны они были линейным письмом Б, которое удалось расшифровать только в 20 веке.
Крито-микенский период, к которому относится этот тип письма, знал большинство богов: Зевс, Афина, Дионис и так далее. Однако, из-за упадка цивилизации и возникновения античной греческой, мифология могла иметь свои пробелы: нам она известна только по наиболее поздним источникам.
Разнообразные сюжеты мифов Древней Греции часто использовались писателями того времени. А перед наступлением эпохи эллинизма стало популярным создавать на их основе собственные легенды.
Наиболее крупными и известными источниками являются:
Карл Маркс считал, что мифология Греции являлась обширным хранилищем искусства, а так же создавала почву для него, выполняя, таким образом, двойную функцию.
Древнегреческая мифология
Мифы не появились в одночасье: они складывались несколько веков, передавались из уст в уста. Благодаря поэзии Гесиода и Гомера, произведениям Эсхила, Софокла и Еврипида мы можем познакомиться с историями в настоящее время.
Каждая история имеет ценность, храня в себе атмосферу античности. Специально обученные люди – мифографы – стали появляться в Греции в 4 веке до нашей эры.
К ним относят софиста Гиппия, Геродота Гераклейского, Гераклита Понтийского и других. Дионисий Самойский в частности занимался составлением генеалогических таблиц и изучал трагические мифы.
Существует множество мифов, но наиболее популярными стали истории, связанные с Олимпом и ее обитателями.
Однако сложная иерархия и история возникновения богов способна запутать любого читателя, а потому мы предлагаем разобраться в этом подробно!
С помощью мифов становится возможным воссоздание картины мира в представлении жителей Древней Греции: мир населен чудовищами и великанами, среди которых гиганты, циклопы – одноглазые существа и Титаны.
Происхождение богов
Вечный, безграничный Хаос окутывал Землю. В нем был заключен мировой источник жизни.
Считалось, что именно Хаос породил все вокруг: мир, бессмертных богов, богиню Земли Гею, которая давала жизнь всему растущему и живущему, и могучую силу, оживляющую все – Любовь.
Однако и под Землей произошло рождение: мрачный Тартар появился на свет – бездна ужаса, наполненная вечной тьмой.
В процессе создания мира, Хаос породил Вечный Мрак, именуемый Эреб, и темную Ночь по имени Никта. В результате соединения Никты и Эреба был рожден Эфир – вечный Свет и Гемера – светлый День. Благодаря их появлению, свет заполнил весь мир, а день и ночь стали сменять друг друга.
Гея, могущественная и благодатная богиня, создала необъятное голубое Небо – Урана. Раскинувшись над Землей, он воцарился во всем мире. Высокие Горы гордо тянулись к нему, а шумящее Море разлилось по всей Земле.
Богиня Гея и ее дети-титаны
После создания Матерью – Землей Неба, Гор и Моря, Уран решил взять Гею себе в жены. От божественного союза произошло 6 сыновей и 6 дочерей.
Титан Океан и богиня Фетида создали все реки, катившие свои воды к морю, и богинь морей, именуемых океанидами. Титан Гипперион и Тейя подарили миру Гелиоса – Солнце, Селену – Луну и Эос – Зарю. Астрея и Эос породили все звезды и все ветра: Борей – северный, Эвр – восточный, Нот – южный, Зефир – западный.
Свержение Урана – начало новой эпохи
Богиня Гея — могучая Земля – произвела на свет еще 6 сыновей: 3 циклопов – великаны, имеющие один глаз во лбу, и 3 пятидесятиголовых сторуких чудовищ, именуемых Гекантохейрами. Они обладали безграничной силой, которая не знала предела.
Пораженный уродством своих детей-великанов, Уран отрекся от них и приказал заключить в недра Земли. Гея, будучи Матерью, страдала, тяготясь страшным бременем: ведь ее собственные дети были заточены в ее недрах. Не выдержав, Гея призвала своих детей-титанов, уговаривая их восстать против отца – Урана.
Сражение богов с титанами
Будучи великими и могучими, титаны все равно боялись отца. И только Кронос, самый младший и коварный, принял предложение матери. Обхитрив Урана, он низверг его, захватив власть.
Кронос, пожирающий своего ребенка
уничтожение (Кер), кошмарный сон (Гипнос) и отмщение (Немезиду) и других страшных богов. Все они привнесли в мир Кроноса ужас, раздор, обманы, борьбу и несчастья.
Несмотря на свое коварство, Кронос боялся. Его страх был построен на личном опыте: ведь дети могли свергнуть его, как он однажды сверг Урана – своего отца.
Опасаясь за свою жизнь, Кронос приказал своей жене Рее приносить ему родившихся детей. К ужасу Реи, 5 из них были съедены: Гестия, Деметра, Гера, Аид и Посейдон.
Зевс и его правление
Спрятав новорожденного в ней, Рея обманула жесткого Кроноса, дав проглотить длинный камень, завернутый в пеленки, вместо своего сына.
Время шло. Кронос не разгадал обман жены. Зевс рос, находясь на Крите. Его нянями были нимфы – Адрастея и Идея, вместо молока матери он был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи, а трудолюбивые пчелы носили мед малышу Зевсу с горы Дикты.
Если Зевс начинал плакать, юные куреты, стоявшие у входа в пещеру, ударяли мечами в щиты. Громкие звуки заглушали плач, чтобы Кронос его не услышал.
Миф о рождении Зевса: кормление молоком божественной козы Амалфеи
Зевс вырос. Победив Кроноса в битве при помощи титанов и циклопов, он стал верховным божеством Олимпийского Пантеона. Властелин небесных сил повелевал громами, молниями, тучами и ливнями. Он господствовал во Вселенной, даря людям законы и охраняя порядок.
Взгляды Древних Греков
Эллины считали, что боги Олимпа похожи на людей, а отношения между ними сравнимы с человеческими. Их жизнь так же наполняли ссоры и примирения, зависть и вмешательства, обиды и прощение, радость, веселье и любовь.
В представлениях древних греков каждое божество имело собственное занятие и сферу влияния:
С земли люди обращались каждый к своему богу, соответственно их предназначению. Повсюду строились храмы, дабы умилостивить их, а вместо жертвоприношений подносили дары.
В греческой мифологии не только Хаос, титаны и Олимпийский Пантеон имели значение, существовали и другие боги.
Боги Древней Греции
Богатый мир мифов подарила нам античная Греция. Он наполнен глубоким смыслом и поучительными историями. Благодаря ним, люди могут научиться древней мудрости и знаниям.
Сколько различных легенд существует на данный момент, не сосчитать. Но поверьте, каждому человеку стоит ознакомиться с ними, проведя время с Аполлоном, Гефестом, Гераклом, Нарциссом, Посейдоном и другими. Добро пожаловать в античный мир древних греков!
Мифы Древней Греции: как их объясняли древние эллины
Греческие мифы казались античным мудрецам примитивными. Философ Платон, историк Геродот и другие пытались найти в их сюжетах рациональное зерно.
Классическая Греция: осмысление мифов
В V-IV веках до н. э. многие эллины задумывались о том, что рассказывают их мифы и эпические предания. Их ум не удовлетворяли истории о полулюдях-полумонстрах, и они пытались истолковать свои предания без участия в них сверхъестественных сил. Легенды переосмысливали такие люди как один из первых историков Гекатей, Геродор Гераклейский, Геродот. В IV веке до н. э. свой вклад в переосмысление мифов внес автор «Всеобщей истории» Эфор.
Ио не была похищена Зевсом в облике быка, а, согласно Геродоту, была увезена финикийскими пиратами. Эфор развил этот сюжет, добавив, что царь Египта, которому привезли девушку, послал взамен отцу корову. Так и родился миф о превращении Ио в корову.
Гекатей объясняет происхождение мифа о псе Кербере тем, что на мысе Тенар (где якобы располагался вход в Аид) обитала змея, чей ядовитый укус был смертелен. По мнению Эфора, гиганты были не порождениями Земли, а дикарями-людоедами.
Диалоги Платона показывают, что критическое отношение к мифам было популярно в его время. Критики мифов не отрицали существование богов, но исключали их из тех сюжетов, которые они толковали.
Кони Диомеда: трактат о мифах Палефата
Логичным продолжением греческой критики мифа стал трактат Палефата «О невероятном». Загадкой остается личность его автора. Византийский словарь «Суда» знает четырех писателей с именем Палефат, хотя имя популярным не было. Это — псевдоним, означающий — «давно изреченное».
Скорее всего, автор трактата «О необычайном» был современником Аристотеля. В трактате 52 главы, но 7 из них отличаются по стилю и просто пересказывают мифы. Они есть не во всех рукописях, но попали в первое печатное издание Палефата.
Каждая из 45 глав имеет структуру — пересказ мифа, опровержение, объяснение. Иногда, по мнению Палефата, в основе мифа лежит историческое событие, искаженное людской памятью. Иногда — неправильно понятое слово. Например, рассказ о каменной статуе Ниобы превратился в людской памяти в сюжет о том, что она была превращена в камень.
В трактате Палефата чудовища становились людьми, чьи деяния исказила людская память. Так, Сфинга (Сфинкс) у него — не загадывающий загадки монстр, а брошенная жена основателя Фив Кадма Она засела на соседней горе и нападала на фиванцев из засад. Автор добавляет, что «засада» и «загадка» у фиванцев — одно слово.
Легенду о конях-людоедах царя Диомеда автор объясняет тем, что некий древний землевладелец растратил свое состояние на содержание дорогих, но бесполезных коней. Про него стали говорить, что кони его съели.
Медуза Горгона, Сирена и другие гетеры: трактат Гераклита
В I веке н. э. было создано еще одно сочинение с объяснением мифов. Это трактат «Опровержение или исцеление от мифов, переданных вопреки природе». Для краткости его называются просто — «О невероятном». Автором трактата называют филолога I века н. э. Гераклита, написавшего также «Гомеровские аллегории». Но возможно это разные авторы, потому что их сочинения не похожи по стилю.
В трактате Гераклита разобрано 39 сюжетов. 18 из них были в труде Палефата, но Гераклит почти всегда предлагает другие объяснения. Возможно, в руках у Гераклита была старая редакция труда его предшественника Палефата, где мифограф предлагал разные толкования одного и того же сюжета. Гераклит выбирал из них тот, который нравился ему.
Гераклит использовал при критике мифологических сюжетов те же принципы, что и предшественники. За историями о чудовищах он видел истории о разбойниках или воинах под грозными прозвищами. Иногда появление мифа он приписывает ошибке. Например, так он трактует историю о сестрах Фаэтона Гелиадах. По легенде, от скорби по брату они превратились в тополя. Согласно Гераклиту, девушки бросились в реку, а люди, двигаясь по течению реки за ними, увидели на берегу рощу тополей. Так они решили, что несчастные превратились в деревья.
Гидру Гераклит считал не монстром с 50 головами, а существом, окруженным множеством детенышей. Также и с Кербером — это просто свирепый зверь с двумя не менее свирепыми детенышами.
Самые яркие сюжеты «Исцеления от мифов» касаются чудовищ-женщин. Медуза Горгона, по мнению Гераклита, была красавицей, увидев которую мужчины словно каменели от ее красоты. В итоге она встретила Персея и потратила на него свои молодость и состояние, проще говоря — лишилась головы.
Гарпии были не крылатыми существами, похищавшими еду проклятого Финея, а стаей гетер, объедавших этого человека. Мужчины проматывали с ними свои богатства, после чего сирены уходили к другим.
Несколько толкований мифов Гераклита посвящены культурным героям. Так, Атлант, по мнению автора «Исцеления от мифов», был мудрецом, который все узнал о движениях небесных светил и переменах погоды. Поэтому об этом человеке говорили, что он несет в себе целый космос. А миф об Орфее, останавливавшем музыкой зверей, появился, когда этот человек своими словами призвал к благочестию дикарей, которые раньше не знали нравственности и законов.
Царь Мидас с ослиными ушами: «Повествования» Конона
В эпоху императора Августа греческий грамматик Конон написал еще один трактат с толкованием мифов — «Повествования». Конон посвятил свой труд царю Каппадокии Архелаю, правившему на рубеже I века до н. э. — I века н. э. Трактат Конона объединил изложение и толкование около 50 сюжетов мифов.
Писатель отбирал для своего сборника малоизвестные и локальные варианты мифов. Он находил сюжеты, которые позволяли связать миф с особенностями какой-то местности. В трех сюжетах он выбирает рационалистическое объяснение. Это истории о Мидасе, Кадме и Персее с Андромедой.
Конон толкует легенду об ослиных ушах Мидаса. Этот царь, по версии писателя, имел множество осведомителей, которые помогали ему поддерживать порядок в государстве. Отсюда появилась поговорка о длинных ушах Мидаса. Позже они в рассказах преобразились в ослиные уши.
Основатель Фив Кадм, согласно всем версиям мифа, был финикийцем. По мнению Конона, он был влиятельным человеком, которого финикийский царь послал в Европу основать форпост. Жителям Греции Кадм рассказал историю, что прибыл сюда в поисках похищенной Европы. Конон был не единственным — другие авторы его времени делали Кадма лидером военной экспедиции финикийцев в Элладу.
Миф о спартах (посеянных), людях, выросших из зубов убитого Кадмом Дракона, Конон толкует иначе. По его мнению, финикийцы победили беотийцев благодаря военным хитростям и доспехам, которых еще не знали в Греции. Поэтому беотийцы решили, что эти люди выросли из земли.
Морское чудовище Кетос из мифа об Андромеде Конон считает огромным кораблем, на котором похитили Андромеду. Проходивший мимо Персей услышал крики девушки, вмешался и перебил всех похитителей, которые, глядя на него, «окаменели от ужаса».
Так, эллины объясняли сверхъестественное в своих преданиях: искаженные слухи и буквально понятые метафоры. Но большинство критиков мифов были благочестивыми людьми и не отрицали существование богов.
ОТКУДА БЕРУТСЯ МИФЫ
Миф о минотавре знает почти каждый. Все мы в детстве читали легенды и мифы Древней Греции. В конце 80-х годов прошлого века вышел энциклопедический двухтомник «Мифы народов мира», который сразу стал библиографической редкостью.
Легенда о минотавре начинается с проступка царя острова Крита Миноса. Он вместо того, чтобы принести жертву богу Посейдону (в жертву предназначался бык), оставил быка себе. Разгневанный Посейдон заколдовал жену Миноса, и она совершила ужасное прелюбодеяние с быком. Из этой связи и родился страшный полубык получеловек названный Минотавром.
Как же возник данный миф?
Понятие «миф» древнегреческого происхождения и может быть переведено как «слово», «рассказ». Это и древние сказания до начала времён, и народная мудрость, и энергия космоса, которая вливается в человеческую культуру.
Но «миф» отличается от обычного слова тем, что заключает в себе истину «обладающую силой божественного логоса», но которую трудно уловить (как говорил античный философ Эмпедокл).
Миф – наиболее древняя форма передачи знания. Его нельзя воспринимать буквально, лишь иносказательно – как зашифрованное знание, скрытое в символах.
Мифология составляет фундамент культуры каждого народа.
Мифы существовали у древних греков, у индийцев, китайцев, германцев, иранцев, африканцев, жителей Америки, Австралии и Океании.
Мифы существовали не просто в рассказах, а в песнопениях (гимнах – как древнеиндийские Веды), в реликвиях, в традициях, обрядах. Ритуал – первоначальная форма мифа.
Мифы это самая древняя форма «философского» размышления человека, попытка понять, откуда возник мир, какова роль в нём человека, в чём смысл его жизни. Только миф даёт ответ о смысле жизни человека в аспекте истории и метафизическом плане.
Раньше люди жили как бы в двух мирах: мифическом и реальном, и между ними не было непреодолимого барьера, миры находились рядом и были проницаемы.
Согласно формуле французского учёного Люсьена Леви-Брюля: «древний человек соучаствует в событиях окружающего мира, а не противопоставляет себя ему».
Шведский учёный-мистик Эммануэль Сведенборг считал, что древний мир вселенского первочеловека заключал в себе память о глубочайшей интуиции единения человека и Бога.
Известный знаток античной мифологии академик А.Ф. Лосев в своей монографии «Диалектика мифа» признавал, что миф является не выдумкой, а чрезвычайно практичной и насущной необходимой категорией сознания и бытия.
Чего древний человек боялся больше всего? Осквернения себя! Это означало испортить сотворённый богами мир. Поэтому нужно было соблюдать запреты (табу) – выработанные долгим путём проб и ошибок.
Французский исследователь Ролан Барт подчёркивал, что миф это система, которая одновременно обозначает и оповещает, внушает и предписывает, носит побудительный характер. Согласно Барту, «натурализация» концепта является основной функцией мифа.
Миф – это «убеждающее слово»!
Древние люди верили мифам безоговорочно. Мифы указывали, что должно быть.
Доктор исторических наук М.Ф.Альбедиль в книге «В магическом круге мифов» пишет: «К мифам не относились как к вымыслу или фантастической несуразице».
Никто не задавал вопроса об авторстве мифа – кто его сочинил. Считалось, что мифы поведали людям их предки, а тем – боги. А это значит, что в мифах содержатся первородные откровения, и люди должны были только сохранять их в памяти поколений, не пытаясь изменять или придумывать что-то новое.
В мифах накапливались опыт и знания многих поколений. Мифы были чем-то вроде энциклопедии жизни: в них можно было найти ответы на все главные вопросы бытия. Мифы рассказывали о том древнейшем периоде в истории человечества, который существовал до начала всех времён.
Профессор философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Роман Светлов считает, что «архаический миф – это «теофания истины»! Миф не «конструирует», но раскрывает онтологическую структуру Космоса!
Миф – это образ (слепок) первичного Знания. Мифология есть постижение этого пра-Знания.
Бывают разные мифы: 1\ «космогонические» – о происхождении мира; «эсхатологические» – о конце мира, 3\ «календарный миф» – о циклическом характере жизни природы; и другие.
Космогонические мифы (о сотворении мира) есть почти в каждой культуре. Причём они возникли в не сообщающихся (!) друг с другом культурах. Сходство этих мифов настолько поразило исследователей, что данному мифу было даровано имя «Прекрасного Принца с мириадом различных лиц».
В первобытной культуре мифы представляют собой эквивалент науки, своего рода энциклопедию знаний. Искусство, литература, религия, политическая идеология – все они основаны на мифах, содержат в себе миф, поскольку из мифологии и возникли.
Миф в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях.
На Крите, перед тем как попасть на обед к Минотавру, Тесей очаровал дочь Миноса Ариадну. Влюбившаяся девушка перед входом в лабиринт дала Тесею клубок ниток, которые он разматывал, когда продвигался все глубже и глубже в лабиринт. В страшном бою герой победил чудовище, и вернулся по нити Ариадны к выходу. В обратный путь он отправился уже вместе с Ариадной.
Однако Ариадна должна была стать женой одного из богов, и Тесей совсем не входил в их планы. Дионисий, а именно его женой должна была стать Ариадна, потребовал от Тесея, чтобы он оставил её. Но Тесей был упрям и не послушал. Разгневавшись, боги наслали на него проклятие, которое заставило его забыть о данном отцу обещании, и он забыл заменить чёрные паруса на белые.
Отец, увидев галеру с чёрными парусами, бросился в море, которое назвали Эгейским.
Древние мифы дошли до нас в переработанной историками и литераторами форме.
Эсхил создал трагедию «Персы» на сюжет из актуальной истории, превратив саму историю в миф.
Одни считают, что мифы, сказки и легенды это одно и то же. Но это не так.
Миф – одна из форм постижения пра-Знания. Литература может стать постижением пра-Знания, если, подобно мифу, приблизиться к Источнику Откровения. Настоящее творчество не сочинение, а изложение!
Но для современных писателей характерно не преклонение перед мифами, а свободное отношение к ним, часто дополняемое собственным фантазированием. Так миф об Одиссее (царе Итаки) превращается в «Уллис» Джойса.
Именно в мифах учёные и художники черпают вдохновение. Зигмунд Фрейд в своём учении о психоанализе использовал миф о царе Эдипе, назвав открытое им явление «эдипов комплекс».
Композитор Рихард Вагнер в цикле опер «Кольцо нибелунга» успешно использовал древнегерманские мифы.
Когда я побывал на Крите, то посетил Кносский дворец. Этот выдающийся памятник критской архитектуры находится в 5 км от Ираклиона (столицы), среди виноградников на холме Кефала. Я был поражён его размерами. Площадь дворца составляет 25 га. Этот известный из мифологии лабиринт имел 1100 комнат.
Кносский дворец представляет сложное нагромождение сотен различных помещений. Он казался грекам-ахейцам зданием, из которого невозможно было найти выход. Слово «лабиринт» с тех пор стало синонимом помещения со сложной системой расположения комнат и коридоров.
Кносский дворец создавался в течение нескольких столетий во II тыс. до н.э. Он не имел аналогов в Европе в последующие 1500 лет.
Дворец был местопребыванием правителей Кносса и всего Крита. Парадные помещения дворца состояли из большого и малого «тронных» залов и комнат культового назначения. В предполагаемой женской части дворца были приёмная комната, ванные, сокровищница и различные другие помещения.
Во дворце была проведена широкая канализационная сеть из глиняных труб большого и малого диаметров, обслуживавшая бассейны, ванные и уборные.
Трудно представить как люди смогли построить такой громадный город-дворец, местами насчитывающий пять этажей. И он был снабжён канализацией, водопроводом, всё освещалось и проветривалось, и было защищено от землетрясений. Во дворце разместили и кладовые, и театр для ритуальных представлений, и храмы, и сторожевые посты, и залы для приёма гостей, и мастерские, и покои самого Миноса.
Архитектурный стиль Кносского дворца поистине уникален, несмотря на то что в нём есть элементы и египетского, древнегреческого зодчества. Своеобразными были колонны, получившие в искусствоведении название «иррациональных». Книзу они не расширялись, как в постройках других древних народов, а сужались.
При раскопках во дворце было найдено свыше 2 тыс. глиняных табличек с различными записями. Стены покоев Миноса были покрыты многочисленными красочными изображениями. Изысканность линии профиля молодой женщины на одной из фресок, изящество её причёски, напомнили археологам модных и кокетливых француженок. И потому её назвали «парижанкой», и имя это осталось за ней до сих пор.
Раскопки и частичная реконструкция дворца проводились в начале ХХ в. под руководством английского археолога сэра Артура Эванса. Эванс полагал, что дворец был разрушен в 1700 г до н.э. взрывом вулкана Фера на острове Санторин и последующим землетрясением и наводнением. Но он ошибался. Кипарисовые балки, проложенные между громадными камнями стен Кносского дворца, погасили дрожь землетрясения; дворец выстоял и просуществовал ещё около 70 лет, после чего был разрушен пожаром.
Некоторые критикуют Эванса за то, что он по-своему восстановил детали дворца, дав волю своему воображению. На месте груды камней и нескольких сохранившихся, но засыпанных землей этажей вновь появились дворики и покои, заново покрашенные колонны, восстановленные портики, отреставрированные фрески, – так называемый «новодел».
Современные методы исследований понемногу разрушают красивую сказку Эванса. Г-н Вундерлих, проводящий исследования на стыке геологии и археологии, полагает, что Кносский дворец был не местом проживания Критских царей, а огромным погребальным комплексом наподобие египетских пирамид.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ В КОММЕНТАРИЯХ)
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов