откуда пошло крещение руси херсонес

Благочинный Севастополя твёрдо уверен: «мы –единый народ»

откуда пошло крещение руси херсонес. 209359.p. откуда пошло крещение руси херсонес фото. откуда пошло крещение руси херсонес-209359.p. картинка откуда пошло крещение руси херсонес. картинка 209359.p.

– Где находится Иерусалим, и где – Херсонес.

– Да, но именно сюда из Иерусалима пришёл апостол Андрей Первозванный. Именно в Херсонес патриарх Иерусалимский Ермон прислал в страну Тавроскифскую, в город Херсонес, епископов Ефрема и Василия. Где находится Византия, Константинополь, и где – Таврида, Херсонес. Но именно из Константинополя в Херсонес пришёл будущий святой равноапостольный Кирилл, учитель словенский, а тогда еще – Константин Философ.

Наверное, для нашего народа наиболее важна эпоха раннего средневековья. В 860-м году наш предок, киевский князь Аскольд, осадил Константинополь с огромным войском. Царскому городу просто нечего было противопоставить нашему славянскому войску. И патриарх Фотий вместе с тогдашним императором Михаилом начали совершать непрестанные молитвы и крестные ходы вокруг города. И в один из дней они принесли в бухту Золотой рог омофор Пресвятой Богородицы. Когда опустили омофор в воду бухты, началась страшная буря, и корабли князя Аскольда и его киевской дружины были раскиданы по всему морю. Многие дружинники погибли, пропали без вести. Когда буря утихла, князь воскликнул: «Какая сила помогает грекам в победе надо мной?» Ему ответили: «Сила Божия». Он попросил, чтобы его научили вере греков. И действительно, князя Аскольда крестили в Византии, а после он попросил императора, чтобы тот прислал на свои земли искусного миссионера – проповедовать Слово Божие. Аскольдова могила известна по древним киевским преданиям. Итак, в 860-м году пришёл в Тавриду искусный миссионер и проповедник, философ по имени Константин. Именно здесь он, на главной площади Херсонеса, увидел Евангелие и Псалтирь, написанные русскими письменами, которые легли в основу нашей азбуки-глаголицы, и которой мы до сих пор славословим Бога.

Здесь также святой равноапостольный Кирилл обрёл мощи святого священномученика Климента Римского. Нужно вспомнить о том, что Господь явил великое чудо на месте кончины священномученика Климента. Море отступало от берегов на пять километров, обнажая пещеру, где хранились мощи священномученика Климента Римского. Жители Херсонеса каждый год приходили к этой пещере, устанавливали возле неё палатки. Но когда херсонеситы впали в ересь иконоборчества, Господь перестал являть это чудо. Святой Кирилл стал расспрашивать жителей города об этом чуде, даже снарядил своего рода экспедицию с херсонесским епископом Георгием. Делегаты совершили путешествие в Казачью бухту, где после совершённой молитвы Господь снова явил людям чудо. Море отступило, люди вошли в ту пещеру, обрели мощи святителя Климента и вместе с якорем, который удерживал здесь святые останки, перенесли их в Херсонес. Мощи святителя были положены в соборе апостола Петра. Через восемь лет святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий взяли часть мощей святителя Климента и с ними отправились в Рим, где передали их папе римскому Адриану, и папа благословил совершение Литургии на славянском языке.

– Вернёмся к Херсонесу…

– Приходит сюда некий 25-летний киевский князь – не знавший поражений язычник, ещё несколько лет назад приносивший в жертву своим богам людей. Мы знаем имена двух мучеников варягов-христиан Феодора и сына его Иоанна. У князя было множество наложниц, он любил разгульные пиры, увеселения. И здесь Господь просвещает его светом Истины, посетив тяжёлой болезнью, в результате которой князь полностью ослеп. После того, как князь вошёл в Херсонес и вышел из купели Крещения, Господь даровал ему не только телесное зрение, но и духовное. Он не только исцелил князя от болезни, но и даровал ему видение самого себя. Отсюда князь-язычник уходит совсем другим человеком – христианином. А впоследствии это князя соплеменники и современники прозовут «Красным Солнышком».
Дружина князя, которая состояла из славян и варягов, видя такое чудо, тоже приняла Крещение. Это важное историческое событие происходило недалеко отсюда, в бухте, где сейчас распологается Нахимовское училище. Из Херсонеса в Киев ушло уже не языческое – православное воинство. Что бы ни говорили историки и противники христианства о том, что «князь Владимир крестил огнём и мечом», я глубоко уверен, что когда киевляне увидели духовно изменённых князя и его воинов, то и сами приняли Христа. Потому что они увидели: Христос – это Истинный Бог. Они скинули идолов в днепровские воды и приняли веру Христову. Очень важно, что святой князь Владимир изменился тогда не только внешне, но и внутренне, стал истинным христианином. Мы знаем из истории, что после Крещения он больше не казнил людей, говорил: «Не убий!». Говорил, что Господь – праведный судия, а не князь. Что не вправе князь забирать человеческую жизнь, на всё воля Божья. Вот такое просвещение сердца верой Христовой.
Конечно, мы понимаем значение Херсонеса для нашей Родины, для нашего единого народа. Потому что я никогда не буду разделять на «русский, украинский, белорусский» наш единый славянский народ. Потому что у нас одна купель, из которой мы все вышли – Херсонес. Поэтому я твёрдо уверен: мы – единый народ. И об этом единстве я молюсь каждый день.

В нашем храме ежедневно совершается коленопреклоненная молитва – чтобы Господь даровал нам понимание и видение друг друга, чтобы мы обнялись, как родные братья, и жили вместе в мире, потому что вместе нам будет гораздо лучше, чем при нынешнем разделении.

откуда пошло крещение руси херсонес. 209361.p. откуда пошло крещение руси херсонес фото. откуда пошло крещение руси херсонес-209361.p. картинка откуда пошло крещение руси херсонес. картинка 209361.p.

– Расскажите, пожалуйста, о храме-памятнике в Херсонесе. Почему для храма был выбран византийский стиль?

– Нужно помнить о том, что Херсонес – памятник византийской культуры, который лучше всего сохранился до наших дней. Херсонес вместе с его хорой на Гераклейском полуострове внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. И влияние Византии на храмовые здания Херсонеса – безусловно.
Все херсонесские храмы построены в византийском стиле. И первый на русской земле крестово-купольный храм появился именно здесь, в Херсонесе. (Подчеркну, что под словом «русская» я имею в виду не Российскую Федерацию, а именно Киевскую Русь: и Киев, и Москву, и Минск – все наши народы) Этот храм середины – конца VII века сохранился до наших дней. Несмотря на то, что в Херсонесе проживало 18 тысяч человек в самые лучшие времена, действовало до 400 храмов. Можно соотнести количество людей к количеству храмов – и понять глубину веры жителей Херсонеса.

Вы можете увидеть, что Владимирский собор, построенный в честь 900-летия крещения святого князя Владимира, в 1888 году, тоже возведен в византийском стиле. Если сейчас мы видим позолоченные медные купола, то изначально купола были из плит, то есть полностью был соблюден византийский стиль. И до сего дня этот храм является свечой, горящей перед Богом, на месте крещения святого равноапостольного князя Владимира, является местом нашего паломничества. Мы называем собор «Вифлеемом нашего рождения», потому что нижний храм, где хранятся части храма, в котором крестился святой князь Владимир, напоминает Вифлеемскую пещеру.

Именно из этой пещеры реки благодати Божией излились на нашу землю. Именно отсюда князь Владимир ушёл в Киев со многими христианскими святынями и среди них, прежде всего, глава святителя Климента Римского и образ Пресвятой Богородицы «Корсунская». Эта икона была благословением царице Анне, с которой здесь,в Херсонесе, обвенчался князь Владимир. Отсюда ушёл уже не языческий князь, а христианский государь, наследник Византийской империи.

Важно, что князь Владимир, крестившись здесь, заложил тот вектор христианского развития, от которого нам просто нельзя уходить. Братья, живите вкупе, живите в мире! Братья, живите, творите, созидайте в мире, в единении! Вот какой политический вектор развития установил святой князь Владимир. Чтобы мы развивались в едином русском, в едином православном пространстве, чтобы мы все были объединены верой Христовой. Как можно разделить православного чуваша, православного якута, православного татарина?! В нашем соборе служит диакон – татарин по национальности. Но как можно называть его татарином, а другого украинцем, а третьего белорусом?! Мы все – единый русский народ, от единой купели. Если наши правители осознают это, тогда мы будем жить в единстве. А другого пути у нас нет.

– А чему конкретно может научиться современный человек у князя Владимира? Можете обобщить?

– Вы знаете, князь Владимир шёл к Херсонесу с одной мыслью – захватить город. Этому предшествовала союзническая помощь византийскому императору Василию II против Варды Фоки, когда последний поднял восстание. Императору Василию нечего было противопоставить 40-тысячной армии Фоки, и князь Владимир, выполняя союзнические договорённости, послал свою дружину в Византию, которая и усмирила мятеж. Одним из пунктов договора было согласие императора Василия II на брак сестры императрицы Анны с киевским князем Владимиром. Но когда пришло время выполнять условия договора, император стал препятствовать замужеству, говоря, мол, не может православная императрица выйти замуж за князя-язычника. Так молодой, энергичный князь Владимир пришёл в Херсонес с целью – захватить его, а потом пойти на Константинополь, если император Византиии не выполнит условия их договора.
Чему можно здесь научиться у равноапостольного кнзя Владимира?! Князь с дружиной провёл под стенами города девять месяцев. Как женщина вынашивает ребёнка, пока он не достигнет нужного развития, так Господь удерживал дружину князя, чтобы этот святой град не был уничтожен. Господь посетил князя Владимира болезнью, и князь вошёл в город, ничего не разрушив. Мало того, он построил в Херсонесе храм – первое, что он сделал в благодарность Богу за своё исцеление. И ушёл князь не с огромной данью, не с золотом и серебром, а со святым мощами, чудотворной иконой и проповедниками. Вот что ему было необходимо. Вот чему нужно поучиться у князя Владимира нам – не разорению, а созиданию. И современным политикам нужно этому учиться. Не уничтожать, не растлевать, а созидать, собирать воедино, приводить людей ко Христу. Тогда люди, зная Заповеди Божьи, которые постиг здесь и сам князь Владимир, действительно от чистого сердца будут повторять: «Не убий!». Нужно найти в себе силы и сказать: «Я – православный христианин, больше не буду убивать, и ты – Не убий!». На это и другая сторона скажет «Не убий!», и тоже не будет убивать. Поэтому, особенно в свете последних событий, у святого князя Владимира надо учиться прощать, надо учиться преображению. Преображению ради спасения. Преобразившись и облачившись в одежды спасения, святой равноапостольный князь Владимир и нас облачил в них, вывел нас из тьмы. Вере и твёрдости в своей вере — этому нам надо учиться сегодня у князя. Если сейчас спросить у любого политика христианин ли он, то, наверняка, ответит: «Да». Но на вопрос о соблюдении заповедей Божиих, скорее, затруднится дать ответ. Он спросит, а какие именно заповеди? Боюсь, что не только политики, многие опустят глаза во время перечисления десяти заповедей. Поэтому нам всем надо научиться быть Христовыми по сути, каким стал после крещения князь Владимир.

– Как в Севастополе будут отмечать 1000-летие преставления князя Владимира?

– 25-28 июля пройдет Вторая международная конференция «Владимирские чтения», в которой примут частие учёные со всего мира. 26 июля в 14:00 – открытие уникальной выставки «Византия.ru», которую организовывает Российская академия художеств, в частности ученые с мировыми именами – академики Н.Мухин и А.Лидов. В 15:00 состоится Крестный ход с мощами святого равноапостольного князя Владимира вокруг Крыма на яхтах совместно с детской флотилией Севастополя. 27 июля – Всенощное бдение, которое будут совершать шесть архиереев. 28 июля в 6:00 – традиционный Крестный ход, который пройдёт от собора святого князя Владимира в Севастополе к собору святого князя Владимира в Херсонесе. На главной площади Херсонеса будет совершена Божественная литургия. А вечером на этой же площади состоится концерт в честь Крещения Руси – «Креститель»

Источник

Государственный
историко-археологический
музей‑заповедник

Сегодня в нашей стране отмечают одну из наиболее знаменательных дат — день памяти Святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь. Крещение Руси — это основа, на которой постепенно строилось наше государство с его самобытной культурой, традициями, нравственными ценностями.

Херсонес Таврический имеет прямое отношение к этой памятной дате. Ведь именно здесь князь Владимир крестился и вступил в брак с византийской принцессой Анной. В дальнейшем христианство стало залогом развития древнерусской культуры, которая восприняла основные ценности византийской цивилизации.

Взятие Херсона и крещение киевского князя в храме на торговой площади города весной/летом 988 г. изменило характер русско-византийских отношений. Русь стала стратегическим партнером и союзником Византии, а «русско-варяжский» корпус – важной частью византийских вооруженных сил. Оформленное в это время соглашение сделало возможным введение христианства как государственной религии Руси.

В 978 году на киевский престол пришел молодой и амбициозный князь Владимир Святославич, младший сын знаменитого Святослава Храброго. Поначалу его религиозная политика была традиционной, направленной на восстановление прежних языческих обычаев.

В дальнейшем Владимир, как и его предшественники, обращает внимание на богатую и влиятельную Византию – самое могущественное государство раннесредневекового мира. Летопись описывает его приход к христианству как результат сначала религиозных дебатов представителей разных вероучений, а затем ответного посольства с целью «испытания веры».

На самом деле решающими, конечно, были политические факторы. В 986 году в Византии начинается очередной этап долгой и кровопролитной гражданской войны, в которой формальные василевсы-соправители из Македонской династии братья Василий II и Константин VIII противостоят ставленникам военной знати Варде Склиру и Варде Фоке, поочередно занимавшим пост главнокомандующего вооруженных сил на Востоке (доместика схол).

К 987 году Варда Фока Младший, племянник трагически погибшего и все еще популярного императора Никифора II, контролирует большую часть Малой Азии, приближаясь к предместьям столицы, Дорилею и Хрисополю.

Воспользовавшись этими, благоприятными для нападения, условиями, князь Владимир совершает поход в Таврику.

В это время тревожная ситуация в стране вынудила Василия II обратиться к «северным тавроскифам» с просьбой о военной поддержке. За вооруженную помощь в войне с Вардой Фокой киевскому князю была обещана порфирородная сестра императора — невиданная честь для тех времен. Породниться с византийским двором мечтали многие, но удавалось это далеко не всем. Неудачей окончилась попытка сватовства германского императора Оттона II, которого византийцы незадолго до этого с подобающим им высокомерием отвергли. Владимиру, бастарду и новичку на международной арене, поспособствовало удачное стечение обстоятельств. В один из теплых весенних дней 988 года к стенам Херсона подошла кубара (корабль) с принцессой Анной на борту. Вместе с царевной прибыла и ее свита — константинопольское духовенство, Ефесский митрополит Феодор, антиохийский эпарх. Принцессу поселили в одном из лучших дворцовых помещений на большой агоре, находящимся за алтарем крестообразной церкви.

Князя Владимира, поселили рядом, в палатах «с краю» от церкви. Дата торжественного крещения точно неизвестна не известна, но есть основания полагать, что оно могло состояться на Пасху или Троицу 988 году.

Накануне таинства желающий креститься должен был выдержать сорокадневный пост и пройти предварительную подготовку (оглашение), однако эти требования могли и не соблюдаться в экстраординарных политических условиях. Предание повествует о слепоте Владимира накануне таинства и его чудесном исцелении в купели. Скорее всего, подразумевалось не столько физическое, сколько духовное прозрение, преображение «из Савла в Павла».

Письменные источники свидетельствуют о месте крещения и венчания князя с его порфирородной невестой, прибывшей в Херсон после победного завершения осады: «в церкви посреди града, идеже торг деют корсуняне», то есть, на большой торговой площади-агоре, на которой в это время имелось несколько храмов. Это прежде всего крестообразный мартириальный храм, более вместительная базилика № 28, а также небольшой храм № 29. На агоре были также светские, дворцовые помещения, «палаты» князя и его невесты, находящиеся «с краю церкви» и за ее алтарем.

Сопоставление данных летописи, археологических и топографических материалов позволяет утверждать, что местом совершения таинства стал один из храмов агоры. В десяти метрах от «палат» находилась и водосборная цистерна, снабжавшая их водой. Тем не менее, в науке существует версия, согласно которой крещение князя произошло в баптистерии при самой большой базилике города, являвшейся епископской резиденцией (ныне известной как Уваровская базилика).

После торжественной церемонии Владимир и Анна еще некоторое время оставались в Корсуне. Князь построил в память о своем крещении церковь «на горе», образовавшейся, по преданию, от земляной насыпи, сооруженной при штурме. Возможно, это был поздний, меньший храм «Базилики на холме» (№ 14). Вскоре князь с новой супругой и частью дружины отбыл в Киев, прихватив с собой священников, церковную утварь и двух бронзовых коней, еще с античных времен украшавших херсонскую площадь.

Согласно договоренности Василия II и Владимира, существенная часть княжеских воинов-варягов отправилась в Византию. Именно они составили решающую силу в битве у Авидоса 13 апреля 989 г., где были сокрушены войска Варды Фоки. Херсон вновь вернулся в состав Империи, и лишь храм, возведенный Владимиром на холме насыпанного корсунянами, а также разрушенные и сожженные в ходе штурма здания напоминали о долгой осаде.

Вернувшись в Киев, Владимир решительно провозгласил христианство государственной религией, разрушив прежнее капище у княжеского терема. Так начиналась официальная христианизация Руси.

В 988 году в киевской крещальной купели крестились наши предки. Сегодня православная церковь объединяет множество стран и народов. Поздравляем вас с праздником! Желаем вам мира и единства, добра, любви и, конечно, веры!

Автор: Роменский А.А., научный сотрудник отдела Византийской истории.

Источник

Откуда началось Крещение Руси

Херсонесская купель князя Владимира

Об авторе: Сергей Алексеевич Беляев – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, участник в раскопках в Херсонесе с 1961 года, в 1972–1984 годах руководил экспедицией АН СССР в Херсонесе. Публикация подготовлена в рамках проекта РГНФ.

откуда пошло крещение руси херсонес. 47 15 1. откуда пошло крещение руси херсонес фото. откуда пошло крещение руси херсонес-47 15 1. картинка откуда пошло крещение руси херсонес. картинка 47 15 1.Кафедральный храм во имя апостола Петра и крещальня – место крещения князя Владимира (современное состояние). Фото Олега Макарова

Весь мир чтит места в Святой земле, освященные жизнью, страданиями, крестной смертью и Воскресением Спасителя. В каждой стране есть свои места, освященные основателями христианской веры. Много таких мест есть и на Руси, но как бы мы внимательно ни смотрели в списки святых мест, почитаемых на Руси, увы, не найдем того, которое для всех православных, в особенности для русских, должно было бы быть самым дорогим, – ту купель, в которой святой и благоверный князь Владимир принял святое крещение, ибо об этой купели можно сказать: здесь началось крещение Руси, через эту купель Русь и русский народ получили благодать Святого Духа.

Летопись сохранила только основные вехи этого трудного пути. Это – крещение Аскольда и Дира, поход Бравлина и его крещение, личное принятие христианства княгиней Ольгой, реставрация язычества князем Владимиром… Но это лишь вехи, свидетельствующие о большой внутренней напряженной работе целого народа. Этот долгий путь завершился в 988 году – личным крещением князя Владимира и последовавшим за ним крещением киевлян. Выбор был сделан, путь для развития страны определен.

Как свидетельствует летопись, перед князем Владимиром и его окружением действительно был выбор (выбор вер). Принятие любой другой из них могло направить историческое развитие страны по совершенно другому руслу. И теперь, оглядываясь назад, можно сказать смело, что выбор, сделанный князем Владимиром, был наиболее мудрым из всех возможных тогда решений. Выбор, сделанный князем Владимиром, его ближайшим окружением и народом в целом вот уже на протяжении тысячи лет позволил выработать и сохранить свое национальное самосознание и культуру, устоять во многих испытаниях.

И, конечно, очень бы хотелось знать, где, как и когда произошло это событие, в котором сфокусированы многовековые искания всего народа. То место, где князь Владимир был крещен, должно быть объявлено и почитаться как одна из самых почитаемых и оберегаемых святынь нашего народа. Если мы чтим поле Куликовской битвы, место Бородинского сражения, то тем более должны чтить место принятия христианства князем Владимиром, ибо здесь были заложены основы всех последующих успехов во всех областях жизни, именно здесь при совершении таинства Крещения и последовавшего за ним венчания князя Владимира были заложены основы русской государственности.

Крещение князя Владимира именно в Корсуни, в Херсонесе, имеет глубоко символическое значение. Даже если бы не было достоверного свидетельства летописи, можно было бы твердо говорить о том, что оно могло произойти только здесь и больше нигде. Херсонес – Корсунь – пограничье между Византией и Русью, город, переживший, впитавший в себя и сохранивший древнюю античную цивилизацию в формах византийской культуры. И крещение здесь, именно в Херсонесе, князя Владимира символизирует передачу, переход этой культуры, этой цивилизации на Русь. «Повесть временных лет» такими словами описывает эти события:

«И повелел крестить себя. Епископ Корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира, когда возложил руку на него, тотчас же прозрел Владимир. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога: «Теперь узнал я истинного Бога». Многие из дружинников, увидев это, крестились. Крестился же он в церкви св. Василия, а стоит церковь та в г. Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг; палата же Владимира стоит с края церкви и до наших дней, а Царицына палата – за алтарем. По крещении же Владимира привели царицу для совершения брака. Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, ныне же говорят – в Васильеве, а другие и по-иному скажут».

Уже в XVIII веке было установлено, что Корсунь русских летописей – это древнегреческий город Херсонес, расположенный в юго-западной части Крыма. Первые раскопки в Херсонесе были произведены в 1827 году. Этими раскопками были открыты, в частности, три византийских храма, один из них – в топографическом центре городища. А так как в летописи церковь, в которой князь Владимир был крещен, обозначена как стоящая посреди града, а слово «посреде» было воспринято только в буквальном смысле, то и отождествление летописного и реального храма возражений не вызвало, тем более что такое толкование уже имело определенную традицию.

Желание искать храм в центре городища основано на словах летописи, что церковь эта находилась «посреде града», и такое понимание появилось еще в конце XVIII века. Оно было впервые высказано Габлицем – это место представлено на его плане в виде холмика в центре херсонесского городища (Айналов Д.В. Развалины храма. Памятники христианского Херсонеса. Вып. 1. М., 1985. С. 46–48). После раскопок храма в центре города такое мнение развил Н.Н. Мурзакович – видный специалист по Северному Причерноморью середины XIX века. Он, описывая раскопанную более или менее в центре Херсонеса церковь, задавался вопросом, «не здесь ли крестился князь Владимир?» (Мурзакевич Н.Н. Поездка в Крым // Журнал Министерства народного просвещения», 1837. Кн. III. С. 647–648). У последующих авторов знак вопроса исчез и получилось – «здесь крестился князь Владимир».

Так был «решен» вопрос о месте крещения князя Владимира. По предложению епископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова) на «месте крещения» в 1861 году был заложен огромный новый собор, который строился по проекту архитектора Д. Грима. Возведение собора это мнение закрепило, материализовало, и с тех пор оно вошло в обиход. Византийская церковь сохраняется на первом этаже собора как музейный экспонат, как реликвия. Нашли в ней и «купель», которая, по свидетельству А.Л. Бертье-Делагарди, являлась сдвоенной могилой (Бертье-Делагарди А.Л. Раскопки Херсонеса. МАР 12. СПб., 1892. С. 45).

Камнем преткновения для всех исследователей является употребление в летописном тексте для определения местоположения церкви, где князь Владимир крестился, слова «посреде». Обычно слово «посреде» понимают как указание на топографический центр города, на его середину. Только этим обстоятельством можно объяснить поиски храма, в котором князь Владимир крестился, в центре Херсонеса и отождествление с ним обычной рядовой церкви.

Картотека Института русского языка РАН, в которой собраны сотни примеров употребления этого слова в Древней Руси, дает первичное, основное значение слова «посреде» – среди, внутри чего-то. Применительно к нашему летописному тексту слово «посреде» означает «внутри города», «внутри городских стен», «в городе».

откуда пошло крещение руси херсонес. 47 15 2. откуда пошло крещение руси херсонес фото. откуда пошло крещение руси херсонес-47 15 2. картинка откуда пошло крещение руси херсонес. картинка 47 15 2.
Военный инженер и археолог-любитель А.Л. Бертье-Делагард в 1892 году определил найденную в Херсонесе постройку как баптистерий (или крещальню).

В поисках баптистерия

К настоящему времени в Херсонесе раскопано, включая небольшие, которые обычно называют часовнями, несколько десятков храмов разных эпох. Возможно, что их число приближается к 100, учета и инвентаризации раскопанных храмов не ведется. Для понимания архитектурного памятника и уяснения летописного текста важны следующие особенности совершения крещения в ту эпоху.

Таинство крещения мог совершать только епископ. Это особенно характерно для ранней эпохи, но оно удержалось довольно долго. Рядовой священник мог совершать крещение в исключительных случаях, имея на то специальное разрешение епископа и выступая в данном случае как его представитель. Это правило действовало и в XIII–XIV веках, о чем свидетельствуют, в частности, и документы из Крыма.

О том, что таинство крещения над князем Владимиром совершил именно епископ, прямо свидетельствует летописный текст, процитированный выше. Поэтому крещение совершалось только в тех храмах, где был свой епископ, то есть в кафедральных соборах, причем не в самом храме, а в особом, специально построенном здании, непременной особенностью которого является наличие купели. Такое здание на греческом и латинском языках называлось баптистерием, а по-славянски и по-русски – крещальней.

Есть уникальные свидетельства о том, как должен выглядеть кафедральный храм Херсонеса. Это тексты, в которых описывается открытие равноапостольным Кириллом святых мощей третьего епископа города Рима, ученика апостола Петра, отправленного в ссылку в Херсонес и мученически окончившего здесь свою земную жизнь в 101 году от Р.Х. После обретения святые мощи были положены в кафедральный храм Херсонеса. В другом тексте этот кафедральный храм назван basilica maior, то есть большой или главной базиликой.

Таким образом, чтобы найти в Херсонесе тот конкретный храм, в котором князь Владимир принял святое крещение, нужно установить, который из раскопанных храмов является кафедральным. Причем известны признаки, по которым можно будет выделить этот храм из всех остальных храмов Херсонеса. Этот храм должен являться по своим архитектурным формам базиликой, и эта базилика должна быть большой и при ней должна находиться крещальня.

Еще в 1853 году граф А.С. Уваров открыл самую большую в Херсонесе базилику. Как оказалось впоследствии, в 1853 году была раскопана только центральная часть этой базилики. Раскопки, проведенные в последующие годы, позволили воссоздать облик этого уникального храма полностью.

В 1876–1877 годах Одесское общество истории и древностей, продолжая исследование участка уваровской базилики, открыло к югу от нее здание необычной для христианской архитектуры Херсонеса формы. Это здание центрической композиции, по архитектурной форме – октагон (восьмиугольник) с тремя экседрами (полукруглыми нишами). Здание имело купольное покрытие. Внутри, в центре него, – вырубленная в скале купель.

Долгое время постройка вообще оставалась непонятой и воспринималась как рядовая церковь, хотя отсутствие алтарной части, наличие купели резко выделило ее из всех других христианских храмов Херсонеса. И только в 1892 году военный инженер А.Л. Бертье-Делагард, который занимался археологией как любитель, привлекая аналогии из Равенны и других византийских центров, определил названную постройку как баптистерий (или крещальню). Тогда же он высказал предположение, что крещение князя Владимира, если оно происходило в Херсонесе, могло быть совершено только в этом баптистерии.

Его мнение, однако, не было услышано и местом крещения князя Владимира совершенно бездоказательно считалась церковь под новым собором.

Уваровская базилика не только самый большой христианский храм Херсонеса, но и самый сложный по своей архитектуре и своей структуре. Длина уваровской базилики – 96 м с атриумом, 54 м без атриума, ширина – 38,5 м со всеми галереями и 23 м без галерей. В Херсонесе раскопано около 1012 ранневизантийских храмов, но ни один из них ни по своим размерам, ни по каким-либо другим признакам не может идти ни в какое сравнение с этой базиликой. По своим размерам и по структуре она стоит в одном ряду с базиликами в столичных и самых значительных городах Византийской империи.

Ансамбль этот занимает площадь, равную двум большим городским кварталам. По составу наполняющих его зданий, по композиции и планировке и, наконец, по размерам он полностью соответствует тем памятникам, которые хорошо изучены во многих византийских городах и известны как «епископские центры» или «епископские кварталы». Кроме храмов такие кварталы включали дом епископа, который считался не только его жильем, но и его, говоря современным языком, канцелярией, офисом.

Но, бесспорно, самым важным, самым интересным для решения поставленной задачи является наличие в этом ансамбле крещальни, баптистерия. Причем она – единственная в Херсонесе, второй крещальни ни при одном из храмов Херсонеса нет, а их – разных архитектурных форм – раскопано свыше 20, не считая многочисленных внутриквартальных часовен.

откуда пошло крещение руси херсонес. 47 15 3. откуда пошло крещение руси херсонес фото. откуда пошло крещение руси херсонес-47 15 3. картинка откуда пошло крещение руси херсонес. картинка 47 15 3.
Кафедральный храм Херсонеса во имя апостола Петра. Вид с запада. Реконструкция С.А. Беляева, исполнение А. Рымшина.

Крещение – в Херсонесе

Все эти сведения были приведены для того, чтобы показать, что по обычаям и литургической практике того времени крещение князя Владимира не могло быть совершено в любом храме Херсонеса, а при наличии крещальни около епископского храма Херсонеса – только в ней.

Помимо литургической и обрядовой стороны на это указывает и торжественность момента: по свидетельству летописи, для крещения князя Владимира и для венчания его с царевной Анной, которое должно было совершаться в самом кафедральном храме – Уваровской базилике, специально прибыли из Константинополя священники и императорские чиновники высшего ранга.

Итак, решаемся утверждать: крещение князя Владимира имело место в Херсонесе и было совершено в крещальне, расположенной около Уваровской базилики, и только там.

Осталось рассказать об устройстве крещальни и о том, где происходило таинство крещения и миропомазания. Есть основания полагать, что крещальня, которая сохранилось до наших дней, и купель, в которой князь Владимир был крещен, есть именно та крещальня, которую, согласно Житиям херсонесских епископов, построил епископ Капитон около 325 года, то есть при императоре Константине Великом. Такой вывод позволяют сделать два обстоятельства.

Во-первых, крещальня построена непосредственно на скале и построек более раннего времени на этом месте не обнаружено. Во-вторых, в стенах крещальни, которые местами даже до наших дней сохранились на высоту свыше 4 м, не обнаружено следов перестроек, вся кладка на всю высоту однородна.

Основное здание – купольной конструкции. По наружным формам приближается к октагону. Внутри – три экседры, восточная по размерам больше остальных, северная и южная примерно равные. В центре здания вырубленная в скале купель круглой формы глубиной 0,74 м. Из купели идет на север вырубленный в скале канал, выводящий из нее за пределы крещальни воду. На дне купели в скале высечен в рельефе крест.

По описанию первых исследователей памятника, при его первом раскрытии вверху были обнаружены фрагменты штукатурки с росписью, а несколько тысяч найденных тогда кубиков мозаики свидетельствуют о том, что купол был украшен мозаикой с изображением звездного неба. Еще в начале XX века сохранялись мраморные ступеньки, ведущие в купель, а находящийся на ее дне крест также был выложен мрамором. Внутренние стены были облицованы разноцветной мраморной плиткой. Удалось установить систему ее расположения, и сейчас ведется работа по ее графической реконструкции.

С севера и юга к октагону примыкают две постройки, которые всеми исследователями интерпретировались как нечто обособленное от собственно крещальни и с ней не связанное. Как правило, их постройка относилась или к более раннему или к более позднему времени, чем центральное купольное. Во всех без исключения изданиях, где на планах помещалась крещальня, показан только октагон. Работы херсонесской экспедиции 1984 года позволили прийти к новому восприятию памятника. Они показали, что обе постройки являются органической частью целого крещального ансамбля.

Таким образом, еще раз можно повторить, что крещение князя Владимира могло быть только в крещальне около Уваровской базилики. И такой памятник должен занять достаточное и подобающее ему место среди других такого же значения памятников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *