открытое евангелие на иконе

Священное Писание в иконе на примере иконографии «Спас в силах» и некоторых других изображений Христа

Икона Иисуса Христа в христианской иконографии — центральный и основополагающий образ. Священное Писание именует Христа Словом Божьим, как об этом сказано в прологе Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово и Слово было у Бога, и Слово было Бог…» (Ин. 1:1), но также и Образом Божьим, как называет Христа апостол Павел: «Он есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1:15). Отсюда следует, что в личности Спасителя Слово и Образ тождественны, ибо «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины и мы видели славу Его» (Ин. 1:14). В Ветхом Завете люди могли только слышать Бога (неслучайно первая заповедь начинается со слов: «Слушай, Израиль!»). В эпоху Нового Завета, когда совершилось Воплощение Слова, человек получил возможность видеть Бога в лице Иисуса Христа. «Я увидел человеческое лицо Бога, и душа моя была спасена!» — восклицал преп. Иоанн Дамаскин, один из главных защитников иконопочитания.

Каждая икона Христа является своего рода знаком Боговоплощения, то есть напоминанием, что Слово Божье воплотилось «истинно, а не призрачно», по формулировке VП Вселенского собора (787 г.), который утвердил иконопочитание, как основу православной традиции, и определил богословские принципы иконописания. С тех пор Православие воспринимает иконы не только как священные изображения, но и как проповедь Евангелия, как «писание в образах», «умозрение в красках». Святые отцы называли церковное искусство «Библией для неграмотных», которые, не умея читать по книгам, воспринимают истину через видимые образы. Каждая икона пишется на основании определенного текста — либо из Священного Писания (Ветхий или Новый Завет), либо из Священного Предания (жития святых, гимнография и т.д.). И сама икона может быть прочитана как текст, передающий в символических образах смысл Благой Вести. Нередко тексты из Священного Писания включаются непосредственно в иконописное изображение. Согласно канону икона всегда содержит изображение и надпись. Как минимум, на иконе пишется имя изображенного лица, и тем самым подчеркивается соединение слова и образа. Наиболее наглядно это осуществлено в иконах Спасителя: на них часто помимо инициалов IС ХС, обозначающих имя — Иисус Христос, ставятся греческие буквы омикрон, омега, ню, что значит «Сущий», то есть имя Бога, которое было открыто еще в Ветхом Завете.

Традиционно образ Христа в храме занимает центральное место, его помещают в алтарной части (что характерно для западной традиции) или в куполе (согласно православной традиции). В раннехристианских храмах чаще всего изображали Спасителя грядущего на облаках с небес, и это соответствовало тому напряженному эсхатологическому ожиданию скорого Пришествия Христа, которым были проникнуты первые века христианской истории (например, церковь свв. Космы и Дамиана в Риме, VП в.). Были распространены также изображения Христа в окружении пророков, предвозвещавших приход Мессии, или мучеников, своей смертью во имя Христово восхитивших венцы Царства Небесного (например, мозаики Санта Констанца IV в. и Санта Пуденциана в Риме, V в.). Нередко у ног Спасителя изображали овец, так как Христа называли Добрым пастырем (Ин. 10:14). Постепенно из многих вариантов сформировался образ, получивший название по-гречески — Христос-Пантократор, а по-русски — Спас-Вседержитель.

Развитая иконографическая традиция представляет Христа-Пантократора в окружении небесных сил. В некоторых композициях ангелы в руках держат зерцала — прозрачные круги с надписанными инициалами Христа, как символ Его небесной славы. Иногда в руках у ангелов изображаются рипиды (опахала) или лабарумы (штандарты), на которых написано «Агиос», что по-гречески означает «свят», в соответствии с текстами из пророка Исайи и Откровения Иоанна Богослова о славословии ангелов (Ис. 6:3, Отк. 4:8). Изображение Спасителя в куполе может быть ростовым — так, например, представлен образ Пантократора в Спасском соборе Мирожского монастыря в Новгороде (ХII в.). Но гораздо чаще в православной традиции встречается поясное изображение Христа-Вседержителя. Таковы образы в соборах св. Софии в Киеве (XI в.) и Новгороде (XIII в.), в монастыре Дафни в Греции (XI в.), в монастырях Константинополя — Кахрие Джами и Фитие Джами (XIV в.) и во многих других христианских храмах.

Образ Христа Пантократора, осеняющего благословляющей десницей храм, символизирует софийное начало мира — это Христос-Логос, творящий мир и сохраняющий его до Второго Своего Пришествия, в то же время созидающий новое небо и новую землю. Этот образ тесно связан с апокалиптической темой. В его основе лежат многочисленные тексты из Священного Писания, говорящие о грядущем Суде и таинственном преображении мира — это слова пророков и Самого Иисуса, а также Апокалипсис или Откровение Иоанна Богослова.

На Руси апокалиптические и эсхатологические настроения всегда были частью народного благочестия, и потому образ Вседержителя получил здесь широкое распространение. И по сравнению с византийской иконографией, его трактовка даже усложнилась. Это было связано с формированием высокого иконостаса, центральной иконой которого и является образ Христа Пантократора, получившего в русской традиции название «Спас в силах».

Иконостас — это целая система икон, включающая в себя Ветхий (пророческий и праотеческий ряды) и Новый Завет (ряды праздничный, местный), образ Церкви торжествующей и изображение небесной иерахии (дейсис). В этом контексте образ Христа, помещенный в композиционном и смысловом центре иконостаса, символизирует полноту божественного откровения, явленного во Втором Пришествии Спасителя, в совершающемся Им Суде. Иисус Христос предстает здесь в единстве всех Своих ипостасей: Мессии Израиля, Небесного Царя, Жертвенного Агнца, Сына Божьего и Сына Человеческого. В самом наименовании образа — «Спас в силах» — содержится его богословская концепция: заключительный акт человеческой истории есть явление Иисуса Христа в силе и славе во исполнение Божественного Промысла о мире: «Дабы все земное и небесное соединить под главой Христа» (Еф. 1:10). И если образ Пантократора в куполе, раскрывающий софийный аспект образа Христа как Творящего Логоса, можно было бы назвать, пользуясь терминологией Тейяра де Шардена, точкой Альфа, так как в нем больше выражен начальный момент творения, то центральный образ иконостаса — икону «Спас в силах» — следует считать кульминацией творения, точкой Омега. Из Священного Писания мы знаем, что Христос именно так и называет Себя: «Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний» (Отк. 1:10). И эта полнота обнаруживается, когда в последний день обнажается вся структура мира. Иконографию православного храма можно уподобить свитку, который развертывается в пространстве, и написанное в нем обретает видимые формы. Образ свитка как образ вселенной также берет свое происхождение из Священного Писании, из книги Откровения Иоанна Богослова (Отк. 6:14).

Разберем иконографическую схему образа «Спас в силах» подробно. В основе ее лежат тексты Откровения Иоанна Богослова и видения пророка Иезекииля.

Начнем с Ветхого Завета: в первой главе книги Иезекииля рассказывается о теофании — явлении Бога. Приведем этот отрывок, так как в нем содержится объяснение многих символических элементов, из которых складывается иконография «Спаса в силах», этого одного из наиболее сложных образов православного искусства.

«И я видел, и вот бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него. А из середины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, — и таков был вид их: облик их был как у человека; и у каждого — четыре лица, и у каждого из них четыре крыла. Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех. у каждого два крыла соприкасались одно к другому. И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила от огня. И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. Вид колес и устроение их — как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе. у всех четырех вокруг полны были глаз. Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их. А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом» (Иез. 1:4-6, 10-11, 13, 15-16, 18, 22, 26-28).

Приведем также описание Сидящего на престоле, данное у Иоанна Богослова: «И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду… И перед престолом — море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола — четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Отк. 4:2-8).

Следующая символическая фигура — синий круг — означает небесную сферу, мир бесплотных сил или ангельских чинов, небесную иерархию, структуру которой подробно описал один из знаменитых средневековых мистиков Дионисий Ареопагит. Внутри этого небесного круга изображаются ангелы. Собственно, все, что представлено на иконе вокруг Христа: ангельские лики и крылья с глазами, подножие престола, крылатые колеса и даже сам престол, — все это символические изображения различных небесных сил: ангелы и архангелы, престолы, силы, власти и т.д.

Фигура Иисуса Христа, сидящего на престоле, изображена на фоне красного ромба. В отличие от «нижнего» квадрата, также красного, обозначающего земной мир, этот ромб символизирует огонь, небесный огонь, огненную природу божества. Огонь в Священном Писании — неизменный атрибут Бога: «Ибо Господь, Бог твой, есть огонь поядающий» (Втор. 4:24). И многие явления Бога и Его силы описаны в образе огня: с Моисеем на Синае Бог говорил из среды горящего куста (Исх. 3:2), пророк Илия по слову Божьему сводил огонь с небес (3 Цар. 18) и сам был восхищен на небо в огненной колеснице (4 Цар. 1:11). Не только Иезекииль, но практически все пророки — Исаия, Иеремия, Даниил и другие связывали явление Бога с огнем. «Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его — как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем. Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом» (Ис. 66:15-16).

На фоне огненного квадрата (ромба) изображен Спаситель. Одежды Его традиционно пишутся в той же двухцветной гамме — красный хитон (нижняя туника) и синий гиматий (верхний плащ). Эти цвета символизируют богочеловечество Христа, соединение двух Его природ — божественной и человеческой. Иногда Спаситель изображается в одеждах золотого цвета, что обозначает сияние Его божественной славы, или в белых, что является знаком Его чистоты и непорочности, как жертвенного Агнца.

Один из важнейших элементов символического языка иконы — это жест. Традиционно на иконах Спаситель изображается с благословляющим жестом правой руки. Жест благословения в русской традиции называют «именословие» или «именословное благословение», он является знаком имени Иисуса Христа, начальные буквы которого должны выражать персты, сложенные определенным образом. Жест — тоже своего рода слово, текст, который должен быть узнан и адекватно прочитан зрителем. В левой руке Спаситель держит книгу. Символика книги в христианской культуре обширна и глубоко продумана. Христианство является религией Книги или Писания, в основе его лежит Библия, которая в свою очередь состоит из многих книг. Творение вселенной в библейской концепции мира осмысляется как Писание: мир — это книга, написанная Богом. Откровение Божье является как книга или как свиток, который должен быть съеден пророком (Иез. 3:1-3). Человек также мыслится в Новом Завете как писание, письмо Христово (2 Кор. 3:2-3).

В рассматриваемой нами иконографии образ Книги в руках Спасителя также может быть истолкован весьма разнообразно: это и Книга Жизни, в которой записаны имена спасенных (Исх. 32:32; Отк. 3:5), и Книга божественного Откровения, написанная внутри и извне, запечатанная семью печатями, открыть и прочесть которую никто не может, кроме Агнца (Отк. 5:1-7), это и Книга Завета (Втор. 30:10) — Библия и Евангелие, это и символ учения Христа, Его Благая Весть, и то слово, которое приходит судить мир (Ин. 12:48). И, наконец, Книга — это символ Самого Господа Иисуса Христа, Который есть Слово Божье. С ранних времен в христианском искусстве существовал аллегорический образ Христа в виде Книги, лежащей на престоле, на которую сходит голубь. Эта иконография получила название «Этимасия», в русском варианте — «Престол уготованный» (например, такие изображения находятся в церкви Успения в Никее VII в. и в Успенском соборе Владимира ХV в.).

Икона «Спас в силах», как образ Второго и славного Пришествия Христа, напрямую связана с темой Страшного Суда. Она представляет Христа как Судию, грядущего судить живых и мертвых (Деян. 10:42; 2 Тим. 4:8), суд Которого — праведный и истинный (Ин. 5:30), и никто не избежит Последнего Суда (Рим. 14:10).

Тема Страшного Суда была очень популярна в средневековом искусстве — и в живописи, и в литературе. Эсхатологические настроения охватывали целые народы и формировали эпохи, увлекая человеческое воображение в сферы, порой весьма далекие от библейского откровения. Но строгое богословие иконы в какой-то степени корректировало общественное сознание, стремясь исключить нежелательные эмоции и направить мысль верующего к более глубокому пониманию Евангелия, в том числе и в том, что касается смысла Грядущего Суда. Вспомним, что говорит Сам Господь Иисус Христос о суде.

«На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9:39) или «Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12:47-48). В других местах сказано так: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3:19) или «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:17).

Итак, Бог судит мир через слово и свет, и суд означает ничто иное, как спасение и изменение мира, очищение и преображение творения. Именно об этом и свидетельствуют те тексты, которые обычно избираются для написания на открытых страницах Книги в руках Спасителя в композиции «Спас в силах».

Наиболее распространенным вариантом текста является отрывок из Евангелия от Матфея: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Образ Божественного Судии и образ Последнего Суда приобретают в этом контексте особое звучание, выраженное в Новом Завете словами апостола Иакова: «милость превозносится над судом» (Иак. 2:13). Иногда на раскрытом Евангелии можно прочесть такие слова: «Я — свет миру» (Ин. 8:12); «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7:24). Встречаются и другие варианты, но все эти тексты имеют одну цель — открыть перед человеком смысл Божьей любви, которая вершит суд и дает исцеление и реальное спасение. Человек встает перед лицом Живого Бога и перед Его словом, а слово Божье «острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12).

Образ «Спас в силах» вызывает множество богословских ассоциаций и насыщен глубочайшими библейскими смыслами, что делает его одним из наиболее сложных иконописных изображений. Без преувеличения можно сказать, что «Спас в силах» — это целый богословский трактат на тему Второго Пришествия Христа и Грядущего Суда, переданный живописно-символическим языком.

В русской традиции этому образу близки некоторые другие иконы Христа. Так весьма распространенным иконографическим типом является поясное изображение Иисуса Христа с Евангелием, также именуемое «Вседержитель» или «Спаситель», а иногда и просто «Спас». Это своего рода сокращенный вариант Пантократора. Простая иконографическая схема без многочисленных символических фигур служит лучшему сосредоточению внимания молящегося на лике Христа. Примером такой иконы является знаменитый Звенигородский Спас, приписываемый Андрею Рублеву, некогда бывший центром дейсисного чина. В начале ХV века, когда жил и творил Рублев, в иконостасах не всегда помещали сложную композицию «Спас в силах», но и более лаконичные иконы типа поясного Спаса. Но чаще всего такой образ находит свое место возле Царских врат, в местном ряду. Двери в алтарь символизируют вход в Царство Божье, куда можно войти только через Христа («Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется». Ин. 10:9). Как правило, на этой иконе Спаситель изображен с закрытым Евангелием, поскольку, подходя к Царским вратам, мы только приближаемся к той тайне, которая откроется во всей полноте в последний день, когда «все тайное станет явным» (сравн. Мф. 10:26). И тогда с Книги Жизни будут сняты печати и Слово будет явлено во всей полноте и истине. К таким иконографическим нюансам был очень восприимчив средневековый человек, для которого каждый знак в иконе был значим и открывал множество самых разнообразных смыслов. Однако, начиная с XVII в., принципы строгой иконографии нарушаются, и иконы Спасителя в местном ряду художники пишут с открытым Евангелием. На этот образ частично переходит то осмысление образа Христа, которое соотносится с иконой «Спас в силах». Тексты на раскрытой Книге повторяются практически те же.

Сокращенный иконографический тип «Вседержителя» или «Спаса» наиболее широко распространен в моленных иконах, небольших, имеющих хождение в быту: это личные и келейные иконы, дорожные образки, нагрудные медальоны и т.д. Здесь с равной степенью частоты встречаются образы с закрытым и открытым Евангелием. Тексты подбираются в соответствии с уже установившейся традицией.

В позднесредневековой иконописи получил распространение иконографический тип Христа, именуемый «Царь царей» или «Христос Великий Архиерей». На этих иконах Спаситель представлен в царской или священнической одежде, расшитой и украшенной золотом, в венце в виде царской короны или патриаршьей митры. Эта иконография несомненно имеет западное происхождение и воспринята русской традицией не ранее второй половины XVII в. Образ Христа здесь прямо соотносится с апокалиптическими видениями Иоанна Богослова: «и сидящий на нем (на белом коне) называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. (…) Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. (. ) На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих»» (Отк. 19:11-12, 15-16). Любовь к аллегориям в XVII веке сказалась в несколько нарочитом выделении некоторых деталей — например, меча, исходящего из уст Христа, или имени, написанного на бедре, и т.д. Одна из наиболее известных икон подобного типа принадлежит кисти иконописца А.И. Казанцева и написана им в 1690 г. В иконах этого типа раскрытое Евангелие встречается крайне редко. Здесь сказался общий упадок богословского уровня и библейского сознания на Руси этого времени. Иногда Спаситель изображается и вовсе без Книги. Поздняя иконографическая традиция в меньшей степени заботилась о равновесии слова и образа, явно предпочитая прямолинейную иллюстративность прежней глубокой традиции знака и символа.

Близок к разбираемой нами иконографии также образ «Предста царица», названный так по словам 44 Псалма: «Стала царица одесную Тебя в Офирском золоте» (Пс. 44:10). В этой иконе Христос также предстает в царской одежде, справа изображается Богородица, а слева — Иоанн Предтеча. Образы Христа, Богородицы и Предтечи снова возвращают нас к теме Второго Пришествия и Последнего Суда, так как именно эти три фигуры составляют основу дейсиса, главного ряда иконостаса, центральной иконой которого является разбираемый нами образ — «Спас в силах».

Каким бы ни был в иконографии образ Христа, центральный образ библейского откровения, он всегда представляет Бога, обретшего человеческое лицо, Слово, ставшее плотью ради спасения человека. Главная задача христианского искусства — передать глубинный смысл Благой Вести. И если Библия это делает посредством слова, то икона — посредством образа, причем тексты Священного Писания, включенные непосредственно в композицию иконы, делают этот образ еще более насыщенным разнообразными библейскими смыслами.

Источник

Иконы иисуса христа и их значение

Как изображается лик

Существует огромное количество изображений – «Спас на престоле», «Спас в силах», «Спас Эммануил». Но общих правил написания никто не отменял. Иконописцы стараются следовать каноническим правилам изображения лика святых. Одно из них правило золотого сечения.

О нем мы упомянули в начале, но не дали полной его характеристики. В чем же заключается его смысл? Постараемся дать ответ в этом разделе.

Итак, основным элементом каждой иконы является не только образ святого, но и сопутствующие элементы. Например, нимб. С латинского переводится, как «облако», «туман», «ореол». Христос впервые явил его на горе Фавор перед своими учениками, которые были поражены в первые секунды благолепием нерукотворного света. 9 черт, по количеству ангельских чинов, в пересечении образуют крест – главный символ христианства. Изображается поверх нимба.

Особое значение имеют надписи. Так традиционно пишутся три греческие буквы, которые вместе имеют перевод, как «Я есмь Сущий» — одно из имен Всевышнего. Так Творец представился перед Моисеем в первый раз.

Говорят, глаза – это душа человека. Так же считается и в иконописи. Взгляд Христа может быть печальным или же полным надежды на прощение рода человеческого. Подобный прием создает настоящий эффект присутствия. Верующий может ясно представить собственное общение не с полотном, но с Богом в его земном проявлении.

Пространство константинопольской церкви в Новгороде

Такое собрание важнейших реликвий Страстей привело некоторых моих западных коллег к любопытному заключению, что здесь, на обороте иконы, представлена не просто сцена Поклонения Кресту, но воссоздано пространство византийской императорской церкви Богоматери Фаросской в Константинополе, где хранились важнейшие реликвии Страстей Господних.

Это была маленькая, драгоценно украшенная церковь в центре Большого дворца, рядом с императорскими покоями, где на протяжении нескольких столетий собирали важнейшие реликвии, связанные именно с Искупительной Жертвой и Страстями Христовыми. Заметим, что это имело глобальный религиозно-политический смысл. Обладание важнейшими реликвиями Страстей было самым ярким подтверждением духовной силы и символом власти над всем христианским миром. В этой связи интересно, что в Византии (именно в Византии, а не, скажем, в Сербии или Древней Руси) не было распространено паломничество в Иерусалим.

открытое евангелие на иконе. bcd558049d9d581b5c32c340d90b7e3d. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-bcd558049d9d581b5c32c340d90b7e3d. картинка открытое евангелие на иконе. картинка bcd558049d9d581b5c32c340d90b7e3d.

Золотое свечение, пурпурная пряжа и предвидение Жертвы. Читаем иконы с академиком Алексеем Лидовым

Известны византийские тексты, которые говорят: зачем вам идти в Иерусалим, где ничего нет, идите в наш новый Иерусалим, в церковь Богоматери Фаросской, где вы можете приложиться к важнейшим реликвиям, которых нет в городе, захваченном мусульманами.

Идея, что художник пытался воспроизвести именно пространство Фаросской церкви, не доказуема, хотя и может быть принята как остроумная гипотеза. При этом, несомненно, художник предпринимает попытку создать новую икону из собирания в ней всех важнейших святынь, связанных со Страстями Господними. И, вполне вероятно, образ Фаросской церкви как важнейшего христианского храма мог возникать в литургии новгородской церкви. Не исключено, что икона была написана для храма Спаса на Нередице, согласно летописи, расписанной в 1199 г. Потому мы можем, как я сделал в одной из своих работ, додумать ее литургическое бытование внутри пространства этого храма. Мы знаем, что эта икона использовалась в процессиях вокруг алтаря, по храму и вокруг храма, и также находилась в пространстве, где в подкупольной зоне размещалось два образа Спаса Нерукотворного, показанные напротив друг друга.

В целом ряде других византийских храмов эта традиция возникает в XI веке, когда под куполом, на внешних сторонах восточной и западной арки появляются изображения Мандилиона и Керамидиона. По моей гипотезе, такое расположение, скорее всего, связано с тем, что эти две реликвии именно таким образом были показаны в церкви Богоматери Фаросской. Расположение святынь в константинопольской церкви нам известно из уникального описания одного крестоносца, который участвовал в захвате Константинополя в 1204 году и написал, что эти реликвии висели в драгоценных ковчегах на цепях, как раз под восточной и западной подкупольными арками. Вероятно, что расположение таким же образом Мандилиона и Керамидиона уподобляло каждый храм византийскому Иерусалиму – церкви Богоматери Фаросской.

Спас Нерукотворный на убрусе. Церковь Спаса на Нередице, Новгород, XII век

Если наша логика верна, то мы можем прочитать глубокий смысл этой двусторонней иконы, где как раз Спас Нерукотворный изображен на лицевой стороне – важнейшая святыня из церкви Богоматери Фаросской, которую дополняют святыни Страстей Христовых на обратной стороне. Когда с этой процессионной иконой в конце XII века внутри пространства храма ходили верующие, также это пространство включало в себя образы Мандилиона и Керамидиона на подкупольных арках, то получалась духовная связь с византийским Иерусалимом, образы актуализировались и приобретали особое литургическое звучание.

Спас Нерукотворный на чрепии. Церковь Спаса На Нередице XII век

Аргумент в борьбе с иконоборцами

Помещенный на лицевой стороне образ Спаса Нерукотворного в греческом мире назывался «Агион Мандилион», и его можно назвать протоиконой, поскольку он дал начало всей традиции иконописания. Название иконографии говорит само за себя – образ возник нерукотворно, как чудо, сотворенное Самим Христом. Когда в VIII веке подняло голову иконоборчество и некоторые византийские императоры вместе со своим церковным окружением стремились отказаться от поклонения иконам, существование этого образа стало одним из главных аргументов иконопочитателей.

С этой иконой связана знаменитая легенда о царе Авгаре. Это был первый земной правитель из далекого восточного царства в городе Эдесса (сейчас на территории Турции), который уверовал в Христа, согласно преданию, еще во времена Его земной жизни. Однажды Авгарь заболел и послал своего слугу к Спасителю с просьбой прийти и исцелить его, а также попросил посланника, умевшего рисовать, сделать портрет Христа. Но как ни старался художник, ничего у него не получалось. Тогда Христос велел принести воды и полотенце, умыл лицо и вытер его полотенцем, на котором отобразился Его лик. Этот плат, как Свое благословение, Он послал царю Авгарю. Царь исцелился, а плат стал главной христианской реликвией города.

«Царь Авгарь с Нерукотворным образом Христа». X в. Монастырь Святой Екатерины на Синае

открытое евангелие на иконе. 7acecd2f98faa27a59f433cf746c4e06. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-7acecd2f98faa27a59f433cf746c4e06. картинка открытое евангелие на иконе. картинка 7acecd2f98faa27a59f433cf746c4e06. открытое евангелие на иконе. 4d8299ccfc591f2ea0da648a8ce33f1b. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-4d8299ccfc591f2ea0da648a8ce33f1b. картинка открытое евангелие на иконе. картинка 4d8299ccfc591f2ea0da648a8ce33f1b. открытое евангелие на иконе. c6da2aab34078e8cb34bf25f331dc04a. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-c6da2aab34078e8cb34bf25f331dc04a. картинка открытое евангелие на иконе. картинка c6da2aab34078e8cb34bf25f331dc04a. открытое евангелие на иконе. eda39f15455094581b5f8e9ae26096f1. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-eda39f15455094581b5f8e9ae26096f1. картинка открытое евангелие на иконе. картинка eda39f15455094581b5f8e9ae26096f1. открытое евангелие на иконе. 86a846dbc5d584f4a2233305818b7de4. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-86a846dbc5d584f4a2233305818b7de4. картинка открытое евангелие на иконе. картинка 86a846dbc5d584f4a2233305818b7de4. открытое евангелие на иконе. 9dc4fabd2ea213d65c008da34623d275. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-9dc4fabd2ea213d65c008da34623d275. картинка открытое евангелие на иконе. картинка 9dc4fabd2ea213d65c008da34623d275. открытое евангелие на иконе. 516b0995fac3c41d8e539b80a7aaec21. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-516b0995fac3c41d8e539b80a7aaec21. картинка открытое евангелие на иконе. картинка 516b0995fac3c41d8e539b80a7aaec21. открытое евангелие на иконе. cf8312a26935aa6581ebfbbf639d7aa1. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-cf8312a26935aa6581ebfbbf639d7aa1. картинка открытое евангелие на иконе. картинка cf8312a26935aa6581ebfbbf639d7aa1. открытое евангелие на иконе. f4a3463d8e4fd07c6f96483f57dc8bc9. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-f4a3463d8e4fd07c6f96483f57dc8bc9. картинка открытое евангелие на иконе. картинка f4a3463d8e4fd07c6f96483f57dc8bc9. открытое евангелие на иконе. b80ebf28edb08ddce7db0c5aec430393. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-b80ebf28edb08ddce7db0c5aec430393. картинка открытое евангелие на иконе. картинка b80ebf28edb08ddce7db0c5aec430393.

Кроме иконографии Мандилиона, изображения Спаса Нерукотворного на плате (убрусе), существует еще «Керамидион» («Святое Чрепие») – изображение образа на черепице. Чудотворная копия возникла, когда спрятанный и заложенный черепицей образ чудесным образом проявился на этой керамической плите.

Уже в X веке, в 944 году, Мандилион – одна из самых важных реликвий всего христианского мира – был выкуплен за огромные средства у мусульманских правителей Эдессы императором Константином Багрянородным и был торжественно доставлен в Константинополь. Перенесение Эдесского образа Спаса Нерукотворного в Константинополь в 944 году стало важным христианским праздником, который отмечают на следующий день после Успения Богоматери.

Образ Христа из пустыни Негев – что значит эта сенсация и при чем тут Зевс

В византийской традиции это не просто икона, а основополагающий образ, возникший без вмешательства человеческих рук. Многовековая традиция иконописания ведет свою историю именно от этого великого чуда, уподоблявшего каждого иконописца Христу и делавшего его труд священным занятием.

На эдесском Плате, реликвии, хранившейся до разграбления города крестоносцами в императорской церкви Богоматери Фаросской, образ Христа был почти неразличим. На новгородской иконе он представлен кристаллически ясно, занимая практически все пространство почти квадратной доски. При этом Лик вписан в идеальный круг крещатого нимба, делающего образ в целом похожим на эмблему – не случайно это наиболее часто воспроизводимое изображение данного иконографического типа.

Все второстепенные детали, включая изображение ткани плата и даже надписание образа, отсутствуют, хотя вероятно, что надпись была на позолоченном окладе, от которого остались только следы маленьких гвоздиков, которыми тонкие пластины оклада крепились к доске. Интересно, что и на реликвии Плата в византийской столице лик Христа был обложен золотыми пластинами, о чем нам сообщают поздние инвентарные описи.

Распятые разбойники

Икона Распятие Господа – одна из самых популярных, поэтому неудивительно, что она имеет немало вариаций. В некоторых вариантах по две стороны от Христа расположены распятые разбойники. Согласно Евангелиям, один из них, благоразумный, раскаялся и попросил прощения за свои грехи. Другой же, безумный, насмехался и говорил Иисусу, что раз тот Сын Божий, то почему Отец не помогает и не избавит от страданий.

На образах раскаявшийся разбойник всегда расположен по правую руку от Христа, его взор обращен к Богу. Голова нашего Спасителя тоже склонена в его сторону, поскольку раскаявшийся получил прощение, после смерти его ждет Царство Небесное. Безумный разбойник на распятии часто изображается вообще развернутым спиной – за совершенные поступки преступнику уготована дорога в ад.

«Христос Виноградная Лоза»

Ещё одна икона Спасителя Иисуса Христа – «Христос Виноградная Лоза», или «Христос Лоза Истинная». Здесь Спаситель представлен в виде одной из ветвей виноградной лозы, рядом с которой расположено Священное Писание. В других ветвях изображаются святые, апостолы Божии, Иоанн Предтеча и Богородица.

Спаситель хочет донести этой фразой, что Его отношение к людям такое же как и у виноградной лозы к своим ветвям. Лоза же, в свою очередь, символизирует причастие к Высшим силам и одновременное присутствие среди людей.

Это интересно: Икона Рождества Пресвятой Богородицы: это полезно знать

Уникальное космическое действо

Сцена Поклонения Кресту во многих отношениях уникальна, в том числе потому, что Поклонение представлено как некое небесное, космическое действо. В верхней части показан ряд ангельских сил – херувимы и серафимы в руках держат рипиды – опахала, которые с древних времен используются при совершении Евхаристии. В данном случае рипиды в руках ангельских сил указывают: перед нами изображено некое священнодействие, где серафимы сослужат Христу.

Прославление креста (оборотная сторона иконы Спас Нерукотворный)

В сознании подготовленного зрителя возникает пространство алтаря. Точнее, самого престола, над которым сослужащие диаконы обычно и держат свои рипиды. Все ангельские силы подписаны: «шестокрылые херувимы», «многоочитые серафимы» – образы, восходящие к ветхозаветным видениям, когда Господь является боговидцам и пророкам в окружении ангельских сил, мистические крылья которых покрыты многочисленными глазами (что можно увидеть и на нашей иконе). Космический характер действа подчеркивают и два медальона по сторонам от Креста, в которых изображены персонификации солнца и луны, с соответствующими подписями. Они восходят к еще древнеримским прообразам, известным по монетам и другим изображениям. Золотое солнце и красная луна обозначают день и ночь, и вместе указывают на вневременной характер происходящего.

Ниже по сторонам Креста Распятия, с образом горы Голгофы и Черепом Адама в пещере у подножия, показаны крупные фигуры архангелов Гавриила и Михаила, держащих в руках орудия мучений Христа – Копие, пронзившее Его бок, и Трость с губкой, пропитанной уксусом. Руки архангелов покровенны, то есть покрыты их плащами, потому что они держат священные предметы, прикасавшиеся к Телу Христову. В центре Креста на средокрестье, как главная реликвия, показан Терновый венец – парадоксальный знак царственности Спасителя мира, принесшего Искупительную Жертву на кресте Распятия.

Примечательно и изображение самого Креста, части которого соединены акцентированными белыми гвоздями. Очевидно, создатель иконографии хочет напомнить о еще двух важнейших реликвиях Страстей Христовых – «Честном Древе», разделенном после обретения Креста святой Еленой между Римом, Константинополем и Иерусалимом, и гвоздях Распятия, пользовавшихся широкой известностью во всем христианском мире.

Шрифт в русских иконах

Русские домонгольские иконы подписывались уставом — симметричным, статичным, торжественным письмом. Позже начинает применяться полуустав — письмо с большим количеством асимметричных элементов. Надписи моленных образов и клейма, небольшие иконы Праздников нередко начинают подписывать различно: большие образы — торжественной вязью, а клейма — полууставом, напоминающим книжные тексты. К середине XVI в. вязь начинает изменяться, усложняться, и она нередко читается хуже. Буквы удлиняются, многие круглые элементы букв строятся на основе вертикальных прямых линий. Клейма начинают подписываться беглым полууставом, почти скорописью. В XVII в. читаемость шрифта часто еще более ухудшается: буквы нередко значительно вытягиваются, и надпись на иконе — это множество вертикальных линий с различными соединениями. Усложнялись буквы и по-другому. В середине XVII в. в связи с проверкой и иконописания относительно греческой традиции на русских иконах появляются заимствования новых греческих шрифтов. В XVIII—XIX вв. шрифт на традиционных иконах значимо не меняется.

Новгород. XII в.Прославление Креста. Оборот иконы «Спас Нерукотворный».
Новгород. XIV в.Апостол Петр
Тверь. XV в.Святая Троица
Москва. XV—XVI вв.Дионисий. Митрополит Петр с житием.
Вологда. XVI в.Похвала Богородице
Москва. XVII в.Мария Магдалина и Евдокия
Палех. XVIII в.Рождество Христово
Мстера. XIX в.Паисий Великий

ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002.-290 с. ISBN 5-901721-12-8, с 40

открытое евангелие на иконе. f3b3b4ad32f9d7cdcb9d12ee8e1cd544. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-f3b3b4ad32f9d7cdcb9d12ee8e1cd544. картинка открытое евангелие на иконе. картинка f3b3b4ad32f9d7cdcb9d12ee8e1cd544. открытое евангелие на иконе. dcd8d6e9a12de301ec1427a3d496efd6. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-dcd8d6e9a12de301ec1427a3d496efd6. картинка открытое евангелие на иконе. картинка dcd8d6e9a12de301ec1427a3d496efd6. открытое евангелие на иконе. 90b42ab30a3e2b881ae24810920ebb6f. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-90b42ab30a3e2b881ae24810920ebb6f. картинка открытое евангелие на иконе. картинка 90b42ab30a3e2b881ae24810920ebb6f. открытое евангелие на иконе. 8ee8025e987ab0c1d73f4a6fd0b11287. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-8ee8025e987ab0c1d73f4a6fd0b11287. картинка открытое евангелие на иконе. картинка 8ee8025e987ab0c1d73f4a6fd0b11287. открытое евангелие на иконе. 6b36eb72847daf621125c158005f6d80. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-6b36eb72847daf621125c158005f6d80. картинка открытое евангелие на иконе. картинка 6b36eb72847daf621125c158005f6d80. открытое евангелие на иконе. 97c945e70e5b406f2dc69644204fe518. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-97c945e70e5b406f2dc69644204fe518. картинка открытое евангелие на иконе. картинка 97c945e70e5b406f2dc69644204fe518. открытое евангелие на иконе. bff7511a23574a378b0aded3bfcfac8a. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-bff7511a23574a378b0aded3bfcfac8a. картинка открытое евангелие на иконе. картинка bff7511a23574a378b0aded3bfcfac8a.

Христос Пантократор

Иконография Пасхи

У людей, посещающих храм во время празднования Светлого Христова Воскресения, нередко возникает вопрос. Почему икона Праздника Пасхи в разных храмах может значительно отличаться по своему сюжету и написанию?

В некоторых случаях можно увидеть икону, на которой изображен Спаситель, выходящий из могильной пещеры. В других храмах представлен совершенно другой сюжет: Иисус Христос выводит людей из ада, начиная с Адама и Евы. При этом обе иконы считаются “правильными” пасхальными. Это иногда вызывает недоумение даже у верующих и давно воцерковленных людей. Ведь обычно сюжет праздника на иконах не отличается, даже при естественных отличиях эпохи написания и разных иконописцах.

Дело в том, что Пасха является исключением и имеет сразу два иконографических типа.

Первый тип

Одними из первых образцов иконографии праздника Пасхи являются византийские фрески и мозаики. На них чаще всего изображается сюжет, изложенный в не вошедшем в Библию апокрифе “Евангелие от Никодима”:

Согласно Церковному Преданию, Спаситель после Своей телесной смерти сошел в ад для спасения душ умерших людей. После грехопадения Адама и Евы никто из людей вне зависимости от их образа жизни и святости в рай не попадал. Их души томились в аду, ожидая пришествия Мессии – Спасителя. Но Господь своими крестными страданиями дает людям надежду на спасение. Этот великий момент в истории человечества и изображается на византийских иконах Пасхи.

Данный иконографический тип икон выстроен по определенным принципам:

— Спаситель занимает центральное место на иконе и вокруг Него изображены несколько окружностей, из которых исходят лучи света. Это является символом Его величия и божественного достоинства. Ведь даже в преисподней Иисус Христос оставался Богом.

— В руках Христос держит символ Своих страданий – крест.

— Края белоснежного одеяния парят в воздухе и напоминают крылья херувима. Это указывает на то, как Иисус Христос поднимается из ада.

— Под стопами Спасителя изображена кромешная тьма – бездна. На некоторых иконах из тьмы выглядывает антропоморфная фигура сатаны или бесов.

— Фон на иконах обычно золотой, желтый, оранжевый или песчаный. Эти цвета символизируют вечную славу Иисуса Христа.

— Первыми из ада Спаситель выводит Адама и Еву. Они обычно изображаются встающими с колен. Это символ выхода, подъема из греховного состояния, предшествующего спасению.

Второй тип

Второй иконографический тип: Спаситель выходящий из гроба. Появился в Европе. По обе стороны от Иисуса Христа могут быть изображаются ангелы. Иногда вместо пещеры изображается саркофаг с откинутой крышкой. Эта икона появилась в Европе, а в России широко распространена с XVII – XIX веков Ее как сюжет прост и привычен для восприятия верующих людей.

В то же время икона содержит некоторые несоответствия догматической традиции Церкви. Основное расхождение — для выхода Спасителя из пещеры не требовалось отваливать камень от входа в гробницу. Ведь тело Иисуса Христа после Воскресения не имеет внешних преград. По Преданию, караульные стерегли пустую пещеру. Ангелы отвалили камень рано утром, чтобы показать, что гробница пуста и Христос воскрес.

Также из евангельского повествования известно, что ангелы во время Воскресения Иисуса Христа находились в пещере, а не снаружи. Римские воины, которые иногда присутствуют на иконе, изображаются спящими, что также не соответствует истине. В Римской Империи была строжайшая дисциплина, сон во время караула карался смертью. Но несмотря на эти неточности, второй тип иконографического изображения Пасхи распространен среди праздничных икон.

открытое евангелие на иконе. 5c2a6aaab846157cf0cafa9264e94f66. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-5c2a6aaab846157cf0cafa9264e94f66. картинка открытое евангелие на иконе. картинка 5c2a6aaab846157cf0cafa9264e94f66. открытое евангелие на иконе. e057e0a0d1dda63ba6da910276c862e8. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-e057e0a0d1dda63ba6da910276c862e8. картинка открытое евангелие на иконе. картинка e057e0a0d1dda63ba6da910276c862e8. открытое евангелие на иконе. 3e164fdd4deff1cffaba0da876acb80e. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-3e164fdd4deff1cffaba0da876acb80e. картинка открытое евангелие на иконе. картинка 3e164fdd4deff1cffaba0da876acb80e. открытое евангелие на иконе. 7852e0f20b20f2047bb283b70887927a. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-7852e0f20b20f2047bb283b70887927a. картинка открытое евангелие на иконе. картинка 7852e0f20b20f2047bb283b70887927a. открытое евангелие на иконе. a35adf2b0bbe280332275561500cb58c. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-a35adf2b0bbe280332275561500cb58c. картинка открытое евангелие на иконе. картинка a35adf2b0bbe280332275561500cb58c. открытое евангелие на иконе. fa29acde7129e0b6a6676eeb021fa4ac. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-fa29acde7129e0b6a6676eeb021fa4ac. картинка открытое евангелие на иконе. картинка fa29acde7129e0b6a6676eeb021fa4ac. открытое евангелие на иконе. 72a0de14853fb3ff2713355fb1d6c642. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-72a0de14853fb3ff2713355fb1d6c642. картинка открытое евангелие на иконе. картинка 72a0de14853fb3ff2713355fb1d6c642. открытое евангелие на иконе. 06f2d7c837ee76cdb689e982b7673dcb. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-06f2d7c837ee76cdb689e982b7673dcb. картинка открытое евангелие на иконе. картинка 06f2d7c837ee76cdb689e982b7673dcb. открытое евангелие на иконе. fb98ea67403b3a0dfc77fe59e66593c7. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-fb98ea67403b3a0dfc77fe59e66593c7. картинка открытое евангелие на иконе. картинка fb98ea67403b3a0dfc77fe59e66593c7. открытое евангелие на иконе. e72bd26d9da7228c4ad0325c5d81b652. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-e72bd26d9da7228c4ad0325c5d81b652. картинка открытое евангелие на иконе. картинка e72bd26d9da7228c4ad0325c5d81b652.

Значение иконы Спасителя

Воскресение Господня не является досужим домыслом. Для христиан это подтверждение, что Господь жив и будет жить. Поэтому верующие не должны забывать о нем и всегда помнить, о том жертве, которую он принес в искуплении грехов. В суете дней, когда реальные истины, подменяются ложными, нельзя забывать о главном.

Первые люди – Адам и Ева – совершили первородный грех, за что были отправлены в Земное Царство в наказание себе и своим потомкам. Но Господь милостив и пока люди не осознают в полной мере свои прегрешения и откажутся от своей порочной натуры, путь на небеса до смерти им будет закрыт. Но поддержка есть. Это Иисус.

Будучи человеком, тот познал все горести жизни, стал лучше понимать людей не с позиций Бога, но с позиций человека. К Нему можно обратиться за помощью, поделиться сокровенным и тот обязательно поможет, какой бы трудной ни была ситуация. Пути Господа неисповедимы, но чтобы проникнуться Божественным Промыслом, необходимо читать Библию.

Судьба иконописного образа

Впоследствии Эдессу посетили апостолы Фома и Фаддей, обратившие местных жителей в христианство. Нерукотворный образ Иисуса Христа был размещен над городскими воротами. Каждый проходящий через них должен был воздать хвалу Иисусу Христу. Через некоторое время христиане подверглись гонениям со стороны властей. Чтобы спасти икону, ее пришлось замуровать в крепостную стену. Там она в целости сохранилась до 545 года.

Эдесса была осаждена персидским царем. Епископу Евлавию во сне явилась Богородица и указала место в стене, где хранился образ. Нерукотворный Спас был найден, но при этом обнаружено еще одно изображение Иисуса Христа на кирпичной кладке. После того, как с иконой был совершен крестный ход, персы отступили и город был освобожден.

После завоевания Эдессы османами в 944 году Нерукотворный Спас перенесли в Константинополь в храм Премудрости Божьей. В честь перенесения в Константинополь образа Спасителя Церковью был установлен праздник, который отмечается 16 (29) августа. К сожалению, образ был утерян и его дальнейшая участь неизвестна. По одному из предположений, Нерукотворный Спас был похищен в 1204 году крестоносцами, которые направились в Венецию. Но корабль затонул в Мраморном море вместе с убрусом.

С нами Бог

— В этой иконографии мы снова видим идею Боговоплощения, — поясняет Ирина Языкова, — Всемогущий Бог умалился до кроткого беззащитного Младенца. И хотя, вероятно, предстоять в молитве естественнее и понятнее перед иконой Нерукотворного Спаса или Христа Пантократора, но в образе «Спаса Эммануила» выражена глубокая богословская идея.

Основные типы иконографии Спасителя этим исчерпываются. Иконы Христа ближе к догматам, чем все другие иконы. Они строже, ближе к самой вере, и в них нет места для фантазии. Существуют и более поздние гимнографические, сложные и заумные образы, такие как «Недреманное Око», например, или «Благое Молчание», но их появление свидетельствует лишь о заимствованиях из других культур, в частности из западноевропейской. Заимствования эти не всегда бывали удачными, осмысленными и оправданными.

Распятые разбойники

Икона Распятие Господа – одна из самых популярных, поэтому неудивительно, что она имеет немало вариаций. В некоторых вариантах по две стороны от Христа расположены распятые разбойники. Согласно Евангелиям, один из них, благоразумный, раскаялся и попросил прощения за свои грехи. Другой же, безумный, насмехался и говорил Иисусу, что раз тот Сын Божий, то почему Отец не помогает и не избавит от страданий.

На образах раскаявшийся разбойник всегда расположен по правую руку от Христа, его взор обращен к Богу. Голова нашего Спасителя тоже склонена в его сторону, поскольку раскаявшийся получил прощение, после смерти его ждет Царство Небесное. Безумный разбойник на распятии часто изображается вообще развернутым спиной – за совершенные поступки преступнику уготована дорога в ад.

Сюжет и значение иконы распятия Иисуса Христа

Фон иконы «Распятие Иисуса Христа» является часто темным. Некоторые могут связывать эту деталь с символическим отображением мрачности данного события, однако, в действительности тут запечатлеваются подлинные события. Ведь, согласно свидетельствам, когда Христа распяли, дневной свет действительно померк – таково было знамение и именно этот факт и отражается на изображении.

Также фон может быть и диаметрально противоположным, торжественным – золотым. Хотя распятие и является печальным фактом (даже присутствующие помимо Христа на изображении люди, чаще всего изображаются с жестами скорби и скорбящими лицами) именно этот искупительный подвиг дает надежду всему человечеству. Поэтому также данное событие в конечном итоге является радостным, особенно для верующих.

Каноническая икона распятие Христа, как правило, включает в себя множество дополнительных фигур помимо главной. Особенно характерным является использование дополнительных персонажей и деталей для произведений, созданных до периода иконоборчества. Изображаются:

Фигуры разбойников и воинов часто изображаются меньше других по размеру. Этим подчеркивается иерархия присутствующих персонажей, определяется, кто из них имеет большую значимость.

Также разница размеров в какой-то степени задает своеобразную динамику повествования. Ведь с давних времен икона, в том числе и распятие Господне являлась не просто изображением какого-то события, но и символом веры, кратким изложением основных деталей учения. Так икона могла становиться своеобразной альтернативой Евангелию, поэтому и говориться о повествовании через изображение.

открытое евангелие на иконе. a1e039662b7da58e16a5549a2d7299dd. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-a1e039662b7da58e16a5549a2d7299dd. картинка открытое евангелие на иконе. картинка a1e039662b7da58e16a5549a2d7299dd. открытое евангелие на иконе. 59c1e62b133153972aba65001f8a892c. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-59c1e62b133153972aba65001f8a892c. картинка открытое евангелие на иконе. картинка 59c1e62b133153972aba65001f8a892c. открытое евангелие на иконе. dc2ea3bc41a9d65b51ca2542b7dae2d6. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-dc2ea3bc41a9d65b51ca2542b7dae2d6. картинка открытое евангелие на иконе. картинка dc2ea3bc41a9d65b51ca2542b7dae2d6. открытое евангелие на иконе. 2f67cc7cd406e8a15abfd3af9c9e337c. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-2f67cc7cd406e8a15abfd3af9c9e337c. картинка открытое евангелие на иконе. картинка 2f67cc7cd406e8a15abfd3af9c9e337c. открытое евангелие на иконе. 8d50707973640d2bafbab04e75936e03. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-8d50707973640d2bafbab04e75936e03. картинка открытое евангелие на иконе. картинка 8d50707973640d2bafbab04e75936e03. открытое евангелие на иконе. 58eb6af595a0dbc5c3ff9e25b305750d. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-58eb6af595a0dbc5c3ff9e25b305750d. картинка открытое евангелие на иконе. картинка 58eb6af595a0dbc5c3ff9e25b305750d. открытое евангелие на иконе. a9d49a387b859745dcdcdcb278724b09. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-a9d49a387b859745dcdcdcb278724b09. картинка открытое евангелие на иконе. картинка a9d49a387b859745dcdcdcb278724b09. открытое евангелие на иконе. d0eff6c9d9ae00b8ffe853c51db2446a. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-d0eff6c9d9ae00b8ffe853c51db2446a. картинка открытое евангелие на иконе. картинка d0eff6c9d9ae00b8ffe853c51db2446a. открытое евангелие на иконе. c8595b365ec59aef96f994b4728bccaa. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-c8595b365ec59aef96f994b4728bccaa. картинка открытое евангелие на иконе. картинка c8595b365ec59aef96f994b4728bccaa. открытое евангелие на иконе. 3a39ca64b8df0a207e31a753139a3a91. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-3a39ca64b8df0a207e31a753139a3a91. картинка открытое евангелие на иконе. картинка 3a39ca64b8df0a207e31a753139a3a91.

На верхней части иконы «Распятие Иисуса Христа» по бокам располагаются две скалы. Они чем-то могут быть похожими на скалы, которые видны на многих иконах Крещение Господне, где символически указывают на духовное движение, подъем, но тут скалы выполняют другую функцию. Речь идет о знамении в период гибели Христа – землетрясении, которое проявилось именно тогда, когда Спаситель был распят.

Обратим внимание на верхнюю часть, где располагаются ангелы с распростертыми руками. Они выражают скорбь, но также присутствие небесных сил подчеркивает собой значимость данного события и переводит распятие Христа из простого земного дела, до феномена более высокого порядка

Продолжая тему значимости события распятия следует отметить икону, где остались только крест и основные детали. На более простых изображениях отсутствуют второстепенные персонажи, там, как правило, остаются только Иоанн Богослов и дева Мария. Цвет фона является золотым, который подчеркивает торжественность события.

Ведь речь идет не о каком-то распятом человеке, но о воле Господа, которая в итоге свершилась в акте распятия. Таким образом истина, которую утвердил Всевышний, воплощается на земле.

Евангельское повествование

О распятии Иисуса Христа повествуют все четыре евангелиста и каждый сообщает свои подробности:

ЕвангелиеОписание
От Матфея (Мф. 27:33-38)И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там; и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.
От Марка (Мк. 15:22-27)И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять. Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский. С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен. Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со креста.
От Луки (Лк. 23:33-43)И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
От Иоанна (Ин. 19:17-25)И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал. Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

Смысл иконы Вседержитель

открытое евангелие на иконе. 97630f7fa2b61f5f9783871cf4fa2044. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-97630f7fa2b61f5f9783871cf4fa2044. картинка открытое евангелие на иконе. картинка 97630f7fa2b61f5f9783871cf4fa2044.

Данная икона всегда была любима и хорошо знакома верующим. Примечательно, что над образом имеется ореол с крестом в нем. Сам нимб является указателем на небесное происхождение. Подчёркнута также и земная ипостась Богочеловека. Как всем давно известно, крест — это терпение, выпавшее на долю Христа, а также та победа, которая была одержана над греховной жизнью и самой смертью.

Если брать все существующие на сегодня иконы с образом Христа, то их можно разгруппировать на 6 групп, которые в свою очередь делятся на ещё 20 типов. Из них самые близкие и знакомые для православных:

Очень важным является значение этого образа. В нем все: исходящее милосердие, напоминание о каре небес для любого человека, согрешившего и не раскаявшегося. Икона — помощник верующего в нелёгком жизненном пути к лучшей доле. Яркое напоминание насколько едины проявленные Христом человечность и духовность, насколько сильна и трудна Его жертвенность.

Прекрасный образ Вседержителя даёт молящемуся утешение в глубокой скорби, успокоение, силы для преодоления преград. Молясь перед Ним, верующий шлёт Всевышнему свою благодарность за поддержку и надеется на благополучный результат предстоящих дел.

открытое евангелие на иконе. 9d115bdad5c7cb3105655c4aca7923b8. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-9d115bdad5c7cb3105655c4aca7923b8. картинка открытое евангелие на иконе. картинка 9d115bdad5c7cb3105655c4aca7923b8.

Основные правила изображения

У иудеев существовал категорический запрет изображения Бога. Ведь Творец неба и земли не может быть написан земными красками. Человек не может понять Бога своим ограниченным умом, а потому всякое изображение будет кощунством. Все изменилось с возникновением христианства. По его учению, хотя человек не может понять Бога, но Бог делает шаг навстречу и Сам становится Человеком. Именно таково богословие Воплощения Христа. Поэтому Он может быть изображен со Своей человеческой стороны. Существует предание, что первое изображение Господа появилось еще при Его земной жизни.

Спас Нерукотворный

Это изображение имеет два варианта, называемые по-гречески «Мандилион» (на плате) и «Керамион» (на глиняной доске). Согласно преданию, образ создан Самим Христом. Правитель города Эдессы Авгарь тяжко больной проказой, попросил своего художника запечатлеть Лик Иисуса, веруя Его целительной силе.

Этот образ хранился в Эдессе, пока город не был захвачен врагами. Тогда его спрятали над вратами города, заложив глиняной доской. После освобождения Эдессы оказалось, что перед святым ликом продолжала гореть лампада, а на глиняной доске (по другим данным, на кирпичах) отпечаталась точная копия образа Господа.

Образ Спаса Нерукотворного изображается только Лик. Он может быть:

Иконография знает извод, называемый «Спас Нерукотворный с деяниями»: вокруг изображения помещены клейма, где показана история образа. На Руси сложился еще один тип изображения Спаса Нерукотворного, с раздвоенной бородой («Спас Мокрая брада»). Наконец, в Грузии известна написанная воском старинная погрудная икона Спаса Нерукотворного.

открытое евангелие на иконе. c4746df03e962aa2ba8c8b6f340cb41c. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-c4746df03e962aa2ba8c8b6f340cb41c. картинка открытое евангелие на иконе. картинка c4746df03e962aa2ba8c8b6f340cb41c. открытое евангелие на иконе. 25c4ac0b479b114775463d157727889f. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-25c4ac0b479b114775463d157727889f. картинка открытое евангелие на иконе. картинка 25c4ac0b479b114775463d157727889f. открытое евангелие на иконе. e09bfc254cec3c4851ef99eefda833eb. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-e09bfc254cec3c4851ef99eefda833eb. картинка открытое евангелие на иконе. картинка e09bfc254cec3c4851ef99eefda833eb. открытое евангелие на иконе. 5e727ffcc7986501c1c1c2a00951ebf8. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-5e727ffcc7986501c1c1c2a00951ebf8. картинка открытое евангелие на иконе. картинка 5e727ffcc7986501c1c1c2a00951ebf8. открытое евангелие на иконе. 839f136dc3c20fa40f866805c93252f5. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-839f136dc3c20fa40f866805c93252f5. картинка открытое евангелие на иконе. картинка 839f136dc3c20fa40f866805c93252f5. открытое евангелие на иконе. b2fd8b3d6b9e02b507a3c9d21db3df3e. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-b2fd8b3d6b9e02b507a3c9d21db3df3e. картинка открытое евангелие на иконе. картинка b2fd8b3d6b9e02b507a3c9d21db3df3e. открытое евангелие на иконе. 0ffec38abe5300f8f9e43d30ee4bc2a0. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-0ffec38abe5300f8f9e43d30ee4bc2a0. картинка открытое евангелие на иконе. картинка 0ffec38abe5300f8f9e43d30ee4bc2a0. открытое евангелие на иконе. 2e5b8f3ee024b37aa381456821cb3a02. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-2e5b8f3ee024b37aa381456821cb3a02. картинка открытое евангелие на иконе. картинка 2e5b8f3ee024b37aa381456821cb3a02. открытое евангелие на иконе. 5cd2dbc0abed79b8f15d61da00227c24. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-5cd2dbc0abed79b8f15d61da00227c24. картинка открытое евангелие на иконе. картинка 5cd2dbc0abed79b8f15d61da00227c24. открытое евангелие на иконе. f0e9e9b73b8941764f4de79c15e4e02a. открытое евангелие на иконе фото. открытое евангелие на иконе-f0e9e9b73b8941764f4de79c15e4e02a. картинка открытое евангелие на иконе. картинка f0e9e9b73b8941764f4de79c15e4e02a.

Спас Вседержитель

Другие названия – Пантократор, Спас в силах. Этот тип иконы показывает Христа как Царя мира и его Судию. Самое древнее изображение Пантократора относится к V-VI вв.

Спас Вседержитель может изображаться:

Лик Господа выражает молитвенное созерцание, милость, любовь к людям. Особенно это видно на греческой иконе Спаса Вседержителя XII в., называемой «Елеемон», или «Милующий».

Спас Эммануил

Это особый извод иконописных изображений Христа, представляющий Его как отрока. Название «Эммануил» происходит от еврейского «с нами Бог». Песнь пророка Исайи, начинающаяся с этих слов, особенно торжественно поется на службах Рождества Христова. Изображение чаще всего используется при изображении Богородицы, но есть самостоятельные иконы Эммануила. Так в XII в. на Руси создана икона Эммануила с ангелами, или Ангельский Деисус. Сейчас этот образ находится в Третьяковской галерее.

Деисус

Деисусом (с греческого – «прилежное моление») называется образ Христа с Богоматерью (справа) и св. Иоанном Крестителем (слева), либо с Ангелами.

Деисус может представлять собой:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *