отказ многодетной семье в предоставлении земельного участка судебная практика
Отказ многодетной семье в предоставлении земельного участка судебная практика
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 февраля 2014 г. N 91-КГ13-7 Суд отменил судебные акты, принятые по делу о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и возложении обязанности по предоставлению земельного участка в аренду, и направил дело на новое рассмотрение, поскольку судом были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Асташова С.В.,
судей Гетман Е.С. и Момотова В.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Е.А. к администрации г. Великие Луки Псковской области о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и возложении обязанности по предоставлению земельного участка в аренду
по кассационной жалобе администрации г. Великие Луки Псковской области, поданной представителем Сайфуллиным-Богатыревым Р.Г., на решение Великолукского городского суда Псковской области от 2 апреля 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 11 июня 2013 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Момотова В.В., объяснения представителя администрации г. Великие Луки Псковской области Сайфуллина-Богатырева Р.Г., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Смирнова Е.А. обратилась в суд с иском к администрации г. Великие Луки Псковской области о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и возложении обязанности по предоставлению земельного участка, сославшись на то, что она является инвалидом 2 группы и имеет право на первоочередное выделение земельного участка. В связи с этим Смирнова Е.А. обратилась в администрацию г. Великие Луки с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 600 кв.м для индивидуального жилищного строительства, однако письмом администрации г. Великие Луки от 26 декабря 2012 г. Смирновой Е.А. было отказано в связи с отсутствием решения о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 11 июня 2013 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрации г. Великие Луки Псковской области, поданной представителем Сайфуллиным-Богатыревым Р.Г., ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как вынесенных с нарушением требований закона.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении данного дела такого характера нарушения были допущены судебными инстанциями.
Судом установлено, что Смирнова Е.А. является инвалидом 2 группы.
31 января 2012 г. и 13 декабря 2012 г. истец обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства с указанием места расположения этого земельного участка.
Письмом администрации г. Великие Луки Псковской области от 26 декабря 2012 г. Смирновой Е.А. было отказано в предоставлении земельного участка в связи с отсутствием решения о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Удовлетворяя исковые требования Смирновой Е.А., суд первой инстанции исходил из того, что истец относится к категории лиц, имеющих право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость право инвалидов на первоочередное получение земельного участка для указанных целей от наличия каких-либо условий.
С данным выводом суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы судебных инстанций основанными на неправильном толковании норм права.
В соответствии с положениями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, по настоящему делу при исследовании оснований для предоставления Смирнову Е.А. первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства юридически значимым обстоятельством является наличие или отсутствие нуждаемости Смирнова Е.А. в улучшении жилищных условий.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 3 своего постановления Пленума от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснил, что решение может считаться законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем в нарушение перечисленных требований закона суд не установил указанные выше юридически значимые обстоятельства.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит допущенные судом первой инстанции и не устраненные судом второй инстанции нарушения норм материального и процессуального права существенными, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов администрации г. Великие Луки Псковской области, в связи с чем состоявшиеся по делу судебные постановления подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Великолукского городского суда Псковской области от 2 апреля 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 11 июня 2013 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий | С.В. Асташов |
Судьи | Е.С. Гетман |
В.В. Момотов |
Обзор документа
Закон о соцзащите инвалидов закрепляет ряд гарантий для такой категории граждан.
В частности, предусмотрено право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства, садоводства.
Относительно применения этих норм СК по гражданским делам ВС РФ разъяснила следующее.
Исходя из системного анализа законодательства право на первоочередное получение участков для указанных целей предусмотрено для того, чтобы установить допгарантии реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов.
Соответственно, такое право связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение подобными участками является мерой соцподдержки, направленной не на всех инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а лишь на тех из них, кто нуждается в ее получении.
Т. е. данная мера соцподдержки как допгарантия реализации жилищных прав распространяется на перечисленных лиц, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на него.
Этот подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
Поэтому по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение участками, одним из обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Установление данного обстоятельства включает в себя как исследование вопроса нахождения инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у него оснований для постановки на подобный учет.
Отказ многодетной семье в предоставлении земельного участка судебная практика
Полный текст решения изготовлен 02августа 2017 года
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Подольский городской суд
в составе судьи Екимовой Т.А.,
при секретаре ФИО10
Свои исковые требования истец мотивировала тем, что ФИО3 является многодетной матерью, имеющей троих детей: дочь ФИО4 07.02.1994г.р.. сына- ФИО1 27.10.2003г.р.. сына- ФИО2 20.06.2011г. многодетной матери № выдано 17.11.2011г. Подольским городским управлением социальной защиты населения.
30.01.2012г. на основании от 01.06.2011г. № «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в » многодетная семья ФИО3 была учтена в базе данных Комитета имущественных и земельных отношений Администрации в качестве нуждающейся в получении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Суд, выслушав явившиеся стороны, допросив свидетеля, изучив материалы дела, считает необходимым отказать истице в удовлетворении исковых требований в полном объеме заявленных требований по следующим основаниям:
Удостоверение многодетной матери № выдано 17.11.2011г. Подольским городским, управлением социальной защиты населения. ( л.д.10)
30.01.2012г. на основании от 01.06.2011г. № «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в » многодетная семья ФИО3 была учтена в базе данных Комитета имущественных и земельных отношений Администрации в качестве нуждающейся в получении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.( л.д.16)
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд исходил из следующего:
В силу ст. 264 ГПК РФ Суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В соответствии со ст. 265 ГПК РФ Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В соответствии со статьей 20 ГК РФ, «Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает».
В силу ст. 3 Закона «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» «В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, которые отвечают одновременно следующим условиям на дату подачи заявления, указанного в статье 6 настоящего Закона:
1) члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации;
2) родители либо одинокая(ий) мать (отец), усыновители, отчим (мачеха), с которым(и) совместно проживают трое и более детей, имеют место жительства на территории не менее 5 лет;
3)трое и более детей многодетной семьи не достигли возраста 18 лет и имеют место жительства на территории ;
4) члены многодетной семьи не имеют земельного участка площадью 0,06 га и более в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории ;
5) члены многодетной семьи не являются собственниками жилых домов (строений) на территории ;
6) члены многодетной семьи не производили отчуждение, а также раздел принадлежащих им на праве собственности земельных участков площадью 0,06 га и более со дня вступления в силу настоящего Закона.
В силу п. 1 ст. от ДД.ММ.ГГГГ N 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в » «1. В целях настоящего Закона применяются следующие основные понятия:
Довод истца о том, что с 2004 года многодетная семья ФИО3 в полном составе: истец, муж, дети, проживают в квартире по адресу: не может служить основанием для удовлетворения иска и не порождает правовых последствий для его удовлетворения поскольку правомерность постановки многодетной семьи на учет для получения бесплатного земельного участка в 2011 году никем не оспаривается, т.е. многодетная семья ФИО3 полностью соответствовала всем необходимым условиям при постановке на учет.
Из материалов гражданского дела усматривается, что:
Согласно абзацу 2 статьи 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 «О « праве граждан Российской Федерации на свобод>» передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.
Статья 3 вышеуказанного закона обязывает граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации,
Согласно Правилам регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по мест>» жительства в пределах РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 713, место жительства физического лица, по общему правилу, должно совпадать с местом регистрации.
Таким образом, факт постоянного или преимущественного проживания в определенном месте жительства удостоверяется регистрацией по месту жительства, а факт временного проживания по какому-либо иному месту проживания (место пребывания) удостоверяется регистрацией по месту пребывания.
Отказывая в удовлетворении требований истицы об установлении факта ее проживания совместно с членами ее многодетной семьи на территории с 2004 года суд исходит из положений ст. 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку кроме ФИО3 члены ее семьи зарегистрированы и проживают в другом субъекте РФ ( ) поэтому, суд находит правомерными действия ответчиков в части снятия истицы и членов ее семьи, ранее поставленных на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка, из очереди по п. 3 ч.1 ст. 6. от ДД.ММ.ГГГГ № «О бесплатномпредоставлении земельных участков многодетным семьям в ».
В связи с изложенным, по мнению суда, правовых оснований для удовлетворения требований истца по делу не имеется.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский областной суд через Подольский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Подольский городской суд
в составе судьи Екимовой Т.А.,
при секретаре ФИО10
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский областной суд через Подольский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 19.04.2017 N 69-КГ17-2
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 19 апреля 2017 г. N 69-КГ17-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что в ходе осуществления надзорной деятельности установлено отсутствие сформированных земельных участков, отвечающих требованиям обеспеченности транспортной и инженерной инфраструктурой, в связи с чем в городских поселениях Междуреченский и Куминский, сельских поселениях Леуши, Болчары и Мулымья граждане льготной категории в недостаточной степени обеспечены земельными участками, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.
На органы местного самоуправления сельских поселений Леуши, Болчары, Мулымья возложена обязанность в срок до 20 декабря 2015 года предусмотреть в решении о бюджете муниципального образования на 2016 год финансирование в объеме, достаточном для формирования 100% земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, и сформировать в срок до 31 декабря 2016 года 100% земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в соответствии с образовавшейся очередью.
В остальной части требований к органам местного самоуправления городского поселения Междуреченский, сельских поселений Леуши, Болчары, Мулымья и в удовлетворении требований к органам местного самоуправления городского поселения Куминский отказано.
На органы местного самоуправления городского поселения Междуреченский в срок до 31 декабря 2018 года, а на органы местного самоуправления сельских поселений Леуши, Болчары, Мулымья в срок до 31 декабря 2016 года возложена обязанность сформировать 100% земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства с учетом требований законодательства об обеспечении данных участков инженерной и транспортной инфраструктурой в соответствии с образовавшейся очередью.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2016 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2017 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения по существу в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Прокурором Кондинского района представлены возражения на данную кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене в части удовлетворения требований прокурора Кондинского района к администрации городского поселения Междуреченский.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения норм материального права допущены судами по данному делу.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что в городском поселении Междуреченский и сельских поселениях Леуши, Мулымья, Болчары надлежащим образом не реализуется право многодетных семей на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами судебных инстанций, поскольку они основаны на неверном толковании норм права, подлежащих применению при возникших правоотношениях.
Судом установлено, что по состоянию на 13 октября 2015 года в очереди на однократное бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства состоит 56 многодетных семей, из которых 44 семьи в городском поселении Междуреченский, 1 семья в городском поселении Куминский, 2 семьи в сельском поселении Леуши, 7 семей в сельском поселении Мулымья, 2 семьи в сельском поселении Болчары.
Постановлением администрации Кондинского района от 25 марта 2015 года N 558 утвержден план предоставления до 2018 года земельных участков льготным категориям граждан, в том числе многодетным семьям. Согласно указанному плану с 2014 года на территории района гражданам из числа льготных категорий планировалось предоставить 10 земельных участков, однако предоставлено только 3 земельных участка, в том числе многодетным семьям 2 земельных участка. Всего за период с 2011 года по 2014 год в районе многодетным семьям предоставлено 7 земельных участков.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с указанной нормой органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Согласно пункту 5 статьи 6 Закона о земельных отношениях помимо случаев, установленных законодательством Российской Федерации, однократно бесплатно земельные участки из земель населенных пунктов, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность для строительства индивидуальных жилых домов в размерах, установленных пунктами 3, 3.1 данной статьи, гражданам, отнесенным к категориям, указанным в пункте 1 статьи 7.4 Закона о жилищных отношениях.
В силу пункта 3 статьи 7.4 Закона о жилищных отношениях земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства без торгов однократно бесплатно предоставляются гражданам, относящимся к категориям, указанным в пункте 1 названной статьи, в порядке, установленном статьей 6.2 Закона о земельных отношениях.
Статьей 6.2 Закона о земельных отношениях определено, что исполнительные органы государственной власти автономного округа и органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, обладающие в пределах установленных полномочий правом предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляют учет граждан, относящихся к категориям, указанным в пункте 1 статьи 7.4 Закона о жилищных отношениях, желающих бесплатно приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства (пункт 1). Для принятия на учет гражданин, желающий бесплатно приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства, подает в уполномоченный орган соответствующее заявление с указанием оснований принятия его на учет (пункт 2). Очередность принятия гражданина на учет определяется исходя из времени подачи им соответствующего заявления (пункт 10).
В целях бесплатного предоставления гражданам земельных участков уполномоченный орган осуществляет образование земельных участков и постановку их на государственный кадастровый учет (пункт 14 статьи 6.2 Закона о земельных отношениях).
Уполномоченный орган ежегодно не позднее 1 декабря текущего года устанавливает на очередной календарный год долю в размере не менее 50% земельных участков, подлежащих включению в перечень земельных участков, предоставляемых бесплатно в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства, от общего количества земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, за исключением земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в связи с изменением их границ (пункт 15 статьи 6.2 Закона о земельных отношениях).
Очередность предоставления гражданам земельных участков, включенных в перечень, определяется исходя из времени принятия на учет указанных граждан. Гражданам, вставшим на учет в муниципальном образовании автономного округа по месту жительства и относящимся к категории, указанной в подпункте 3 пункта 1 статьи 7.4 Закона о жилищных отношениях, земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются в первоочередном порядке относительно иных категорий граждан, вставших на учет в данном муниципальном образовании автономного округа. Доля земельных участков, предоставляемых в первоочередном порядке, составляет 50% от общего количества земельных участков, включенных в перечень (пункт 18 статьи 6.2 Закона о земельных отношениях).
Таким образом, порядок формирования и осуществления кадастрового учета земельных участков, постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления участков определен законами субъекта Российской Федерации. Вместе с тем федеральным законодательством либо законодательством субъекта Российской Федерации не ограничен срок совершения указанных действий. Обжалуемыми судебными актами положения законов субъекта Российской Федерации фактически изменены, на органы местного самоуправления возложены обязанности и установлены сроки их выполнения, не предусмотренные нормативными правовыми актами (например, определение конкретных сроков формирования земельных участков, обеспеченных инженерной и транспортной инфраструктурой, для предоставления всем многодетным семьям без учета нуждаемости).
В силу положений статей 6 и 6.2 Закона о земельных отношениях исполнительные органы государственной власти автономного округа совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа формируют земельные участки, предоставляемые в том числе многодетным семьям для строительства индивидуальных жилых домов, и осуществляют учет граждан, относящихся к категориям, указанным в пункте 1 статьи 7.4 Закона о жилищных отношениях, желающих бесплатно приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства. Финансирование мероприятий по обеспечению земельных участков инженерной и транспортной инфраструктурой осуществляется в том числе на условиях софинансирования в соответствии с муниципальными программами и государственными программами автономного округа. Возложение решением суда указанных обязанностей исключительно на органы местного самоуправления противоречит законам субъекта Российской Федерации.
Любое обязательство государства по бесплатному предоставлению земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, должно быть обеспечено необходимыми земельными ресурсами в соответствующем объеме и реализуемо на практике. Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21 февраля 2008 года N 121-О-О отсутствие возможности формирования земельного участка, в том числе для индивидуального жилищного строительства, в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан.
Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации определено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Пунктом 1 части 1 и частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения относится к вопросам местного значения городских и сельских поселений.
Возлагая на органы местного самоуправления обязанность предусмотреть в решении о бюджете муниципального образования на следующий год финансирование в объеме, достаточном для формирования 100% земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, суды не учли, что утверждение местного бюджета действующее законодательство относит к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (пункт 2 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Понуждение судом органа местного самоуправления к включению в проект бюджета определенных расходов является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу судебные акты не могут быть признаны законными.
В остальной части принятые по делу судебные акты следует оставить без изменения.