отец медицины создатель учения о темпераментах
Гиппократ
Содержание
Биография
Первоначальное медицинское образование Гиппократ получил от отца — врача Гераклида. С целью научного усовершенствования в молодости Гиппократ много путешествовал и изучил медицину в разных странах по практике местных врачей и по обетным таблицам, которые вывешивались в стенах храмов Асклепия.
История его жизни малоизвестна, даже точно не известно, сколько лет прожил Гиппократ. Одни историки утверждают, что 83 года, а другие — 104. Существуют предания и рассказы, относящиеся к его биографии, но они носят легендарный характер.
Умер Гиппократ около 370 года до н. э. в Лариссе, в Фессалии, где ему и поставлен памятник, но на тысячелетия для всех врачей стала кодексом профессиональной чести «Клятва Гиппократа».
«Гиппократов сборник»
Дошедший до нас Гиппократов корпус («Гиппократов сборник») содержит ок. 70 отдельных сочинений, хотя ясно, что некоторые из них – части некогда единых трудов. Кроме того, здесь обнаруживается определенное перекрытие одних сочинений другими и повторы. Собрание содержит как собственные сочинения Гиппократа, так и творения других авторов, написанные в разное время. Высказывались предположения, что корпус представляет собой скорее остатки медицинской библиотеки, чем работы авторов, принадлежавших к одной школе. Некоторые из сочинений свидетельствуют о развитой научной мысли и мастерстве клинических наблюдений и потому считаются более «подлинными», чем остальные. Но даже по этому вопросу нет общепринятого мнения: есть исследователи, которые вообще сомневаются в существовании сочинений, принадлежащих самому Гиппократу.
Гиппократ установил стадии развития болезней, заложил основы античной хирургии, разработал способы применения повязок, лечения переломов и вывихов, ввел в медицину понятия анамнеза, прогноза, этиологии; разделил людей по темпераментам (сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики). Вся медицина, во взглядах Гиппократа имеет психосоматический каркас. Это медицина как тела, так и души. Медицина основана на гармонии человека с природой и космосом.
Учение Гиппократа о темпераментах
По мнению Гиппократа, изложенному в сочинении «О древней медицине», жизнь зависит от взаимодействия четырех стихий: воздуха, воды, огня и земли, которые соответствуют четырем состояниям: холодному, теплому, сухому и влажному. Для поддержания жизнедеятельности организму необходимо врожденное тепло тела, воздух, поступающий снаружи, и соки, получаемые с пищей. Всем этим управляет мощная жизненная сила, которую Гиппократ называл Природой. С именем Гиппократа соединяют учение о четырех темпераментах, которое, однако, в «Гиппократовом сборнике» не изложено. Лишь в книге «О священной болезни» различаются в зависимости от «порчи» мозга желчные люди и флегматики. И все же традиция относить понятие о темпераменте к Гиппократу имеет основание, ибо сам принцип объяснения соответствовал Гиппократову учению. Таким образом, возникло деление на четыре темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. За основные элементы организма принимались жидкости («соки»). Эту точку зрения принято называть гуморальной (от греч. – «жидкость»).
По мнению Гиппократа, есть некие законы гармонии, которые смешивают противоположности в устойчивом гармоничном аккорде. Природа и люди имеют свои гармоничные сочетания. Как природа соответствует четырем основным сторонам света – восток, запад, север и юг, так и люди, рожденные в той или иной стране света, отличаются собой по телосложению и душевному складу, который Гиппократ обозначил как темперамент.
Исходя из этого, Гиппократ выделяет четыре основных типа темперамента. Темперамент характеризуется не только в динамических характеристиках эмоциональности, но и в психологических характеристиках взаимоотношений между людьми, отношением к самим себе и к миру вообще.
Сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики
Связь темперамента и типа заболевания
Холерики имеют сухие, твердые и здоровые головы, у них крепкие желудки. Поскольку в их организме преобладает желчь, они склонны ко всем болезням, называемым «острыми»: к нагноительным заболеваниям, к «разрывам жил» (в носу, мозгу), к сильным и острым страданиям глаз и т.д.
Сангвиники мало расположены к болезням.
Зависимость темперамента от времени года, возраста и политического строя
Политический строй и общественные установки влияют на природу человека, несколько трансформируя ее. Возраст, и времена года способствуют изменению темперамента.
Развитие идей Гиппократа
Учение оказало большое влияние на представления медиков и психологов последующих эпох. Главные принципы современной врачебной морали основываются на разработанной еще в античности «клятве Гиппократа».
Развитие идей Гиппократа предпринято многими медиками, физиологами и психологами. Наиболее интересные исследования представлены трудами Э. Кречмера, У. Шелдона, Г. Айзенка, И.П. Павлова, Я. Стреляу, Л.Н. Собчик, В.П. Русаловым, В.Д. Небылицыным, Т.Ф. Базылевич и др.
anchiktigra
СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.
Автор: Аня Скляр, кандидат философских наук, психолог.
Античная психология. Учение античных врачей
Гиппократ Герофил Эразистрат Гален
Врач и философ Алкмеон Кротонский (VI в. до н. э.) впервые в истории знания выдвинул положение о локализации мыслей в головном мозгу.
Гиппократ (460 —377 гг. до н.э.) — «отец медицины».
В философии придерживался линии Демокрита и выступал как представитель материализма в медицине. Заложил принципы научного знания и научного исследования. Признавал опыт и наблюдение единственно плодотворным путем познания в медицине. Все болезни объяснял естественными причинами, выявление которых позволяет выработать правильные методы лечения. Требовал индивидуального подхода в каждом конкретном случае: врач не знает холодного и теплого вообще, но есть многие средства, действия которых различны в каждом индивидуальном случае; необходимо определить количественную меру, подобающую каждому конкретному случаю. Как и Алкмеон, Гиппократ считал, что органом мышления и ощущения является мозг.
«И этой именно частью (мозгом) мы мыслим и разумеем, видим, слышим и распознаем постыдное и честное, худое и доброе, а также все приятное и неприятное. удовольствия и тягость. От этой же самой части нашего тела мы и безумствуем, и являются нам страхи и ужасы. а также сновидения. И все это случается у нас от мозга, когда он нездоров и окажется теплее или холоднее, влажнее или суше своей природы или вообще когда он почувствует другое какое-либо страдание, несообразное со своей природой и обычным состоянием — тогда человек здраво мыслит».
Наибольшую известность получило учение о темпераментах, основанное на сочетании 4 видов жидкости в организме.
По Гиппократу, основу человеческого организма составляют четыре сока:
слизь (вырабатывается в мозгу),
кровь (вырабатывается в сердце),
желтая желчь (из печени),
черная желчь (из селезенки).
Как полагал Гиппократ, «из них состоит природа тела и через них оно и болеет, и бывает здоровым».
Различия в соках у разных людей объясняют и различия в нравах, а преобладание одного из них определяет темперамент человека.
Преобладание крови — основа сангвинического темперамента (от лат. sanquis — кровь),
слизи — флегматического (от греч. phlegma — слизь),
желтой желчи — холерического (от греч. choie — желчь),
черной желчи — меланхолического (от греч. melaina choie — черная желчь).
Важным моментов в его теории было и понятие меры, которое он считал ведущим в эмпирической медицине, доказывая, что, хотя абстрактного понятия меры и не существует, опытный и умеющий наблюдать врач может вывести эту меру в каждом конкретном случае и для каждого больного. Понятие меры (кразис) стало главным и в концепции темперамента, при этом считалось, что отступление от нормы, нарушение (акразия) сочетания четырех видов жидкости ведет к ярким проявлениям того или иного темперамента.
Гиппократ сформулировал основные положения врачебной этики. «Клятва Гиппократа» и в наше время сохраняет свое значение.
Античная медицина получила особенно интенсивное развитие в период эллинизма в связи с ростом античной науки в целом, ее дифференциацией на отдельные науки. Возникают крупные научные центры: в Пергаме (Малая Азия), на о. Родос, в Александрии (Египет), которая в III в. до н. э. при Птолемеях в силу исторически сложившихся обстоятельств становится главным центром античной культуры. Здесь начинает развиваться положительное знание. В Александрийском Музее — по существу Академии — работали основатель геометрии Евклид, гениальный математик Архимед, географ Эратосфен, исследователь живой природы Стратон, создатель геоцентрической системы астроном Клавдий Птолемей.
В Александрии некоторое время было разрешено вскрытие трупов «безродных» людей. Это способствовало важным открытиям, связанным с именами двух александрийских ученых-врачей — Герофила и Эразистрата.
Герофил, комментатор Гиппократа, врач Птолемея II, впервые установил разницу между нервами, сухожилиями и связками. Он описал мозговые оболочки, желудочки мозга, которым придавал важное значение. Он же дал описание устройства глаза, описал его оболочки, хрусталик.
Эразистрат, выходец из Книдской школы, подробно описал разные части головного мозга. Обратил внимание на извилины, связал богатство извилин мозговых полушарий у человека с его умственным превосходством над животными. С именем Эразистрата связано первое упоминание о патогенной роли задержанных эмоциональных переживаний.
Анатомо-физиологические сведения периода эллинизма объединил и дополнил знаменитый римский врач Клавдий Гален (ок. 130-200 гг.), автор сводного сочинения по медицине, анатомии и физиологии, которое было настольной книгой врачей вплоть до XVII в. Материальной основой качественно несходных процессов (питание, рост, размножение, ощущение, мышление) он называл пневму — особое жизнетворящее вещество. Различал два рода пневмы: животную, ее источник в сердце порождает физиологические функции, и психическую, ее источник в мозгу управляет произвольными движениями и психическими переживаниями. Пневма движется по нервам.
Галену принадлежат открытия, связанные с выяснением строения и функций головного и спинного мозга. Предприняв серию опытов с перерезкой нервов, снабжающих различные мускулы, Гален пришел к выводу: «. врачами точно установлено, что без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, и ни единого чувства». Также экспериментально Гален установил функции спинного мозга. При поперечной перерезке спинного мозга уничтожалась произвольная подвижность и чувствительность всех частей тела, лежащих ниже перерезки, при этом паралич наступал от нарушения передних корешков, потеря чувствительности — задних. Таким образом, Гален различал по функции передние и задние корешки спинного мозга.
Ряд сочинений Гален посвятил головному мозгу. Критиковал аристотелевское понимание: мозг не является холодильником сердца, как думал Аристотель: он — седалище интеллекта и чувств.
Гален также, развивая идеи Гиппократа об акразии и ее роли в формировании темперамента, высказывал гипотезу о том, что темпераментов не четыре, но много больше, в зависимости от разных сочетаний соков организма. Он выделял четыре начала всех вещей — теплое, холодное, сухое, влажное — и четыре сока как строительный материал организма животных и человека. От комбинаций соков и начал зависят психические свойства и даже пол человека. Всего он выделял 13 темпераментов, из которых лишь один нормальный, а 12 — некоторое отклонение от нормы. Описывая теплые (мужественные) или холодные (медлительные) типы, Гален подчеркивал, что темперамент имеет не только медицинское, но и психологическое значение, раскрывая специфику поведения человека в определенной ситуации. Преобладание определенных соков, теплого и холодного, связано, по его мнению, и с развитием аффектов.
Так, гнев он описывает как повышение сердечной теплоты, которая и приводит к возникновению определенного эмоционального состояния, осознаваемого как гнев. Таким образом, можно сказать, что в теории Галена закладывался периферический взгляд на происхождение эмоций, который впоследствии найдет воплощение в теории эмоций Джемса-Ланге.
Римский врач Аэций (V B. H. Э.) описал четыре темперамента, которые традиционно называют гиппократовскими.
К разделу естественно-научных относятся также знания о зрительном восприятии. Их сводку дал Александр Афродизийский (конец II — нач. III вв.), перипатетик, преподаватель философии в Афинах.
В психологических системах Античности душа отождествлялась с жизненным началом: в сферу душевных феноменов включались все процессы, обеспечивающие слаженную работу всех систем организма, в том числе пищеварение, дыхание и т. п. Внутренний мир еще не выделялся в качестве самостоятельного предмета исследования.
В неоплатонизме у его основателя Плотина (205 — 270) развивается учение о происхождении индивидуальной души от мировой души в процессе эманации (от лат.— истечение, исхождение), излучений творческой деятельности бога, которые образуют видимый мир с его последовательной — нисходящей — лестницей ступеней совершенства. Одной из ступеней на этой лестнице является душа как посредствующее начало между сверхъестественным миром и материальными явлениями, которые являются последней ступенью эманации. Плотин указывает на своеобразную природу души, которая проявляется в знании о себе самой. В этом признак человеческого духа.
Источник:
А.Н. Ждан История психологии
Т.Д. Марцинковская История психологии
Из истории учений о темпераменте
Другие ученые пытались объяснить темперамент особенностями внешнего вида человека. Наибольшее распространение получила типология Э. Кречмера (1921), главная идея которой заключается в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности.
В США в 40-х гг. XX в. большую популярность приобрела концепция темперамента У. Шелдона, согласно которой тело и темперамент — это два взаимосвязанных между собой параметра человека. По мнению автора, структура тела определяет темперамент, который является его функцией.
Научное учение о темпераментах было создано И.П. Павловым. Он связывал темперамент с функционированием центральной нервной системы. При изучении высшей нервной деятельности он обнаружил три основных ее свойства.
И.П. Павлов различал силу возбуждения и силу торможения, считая их двумя независимыми свойствами нервной системы. Сила возбуждения показывает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в выносливости, т.е. в способности клетки выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения. Люди, имеющие высокие показатели силы возбуждения, отличаются высокой работоспособностью, смелостью, склонностью к риску, умением преодолевать трудности и неудачи в работе; настойчивы и упорны в достижении своих целей, стремятся к самостоятельности, легко переживают неудачи.
Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения. Эта особенность проявляется в сдержанности в поступках, разговоре; в умениях хранить тайну, соблюдать правила; в собранности в ожидании опасности, неторопливости в принятии решений; в тщательном пережевывании пищи во время еды; в хорошем сне.
Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.
Типы темперамента
Деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Лишь немногие являются чистыми представителями этих типов; у большинства же наблюдается сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в различных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни и деятельности может обнаруживать черты разных темпераментов. Так, например, видя, как неторопливо ученик выполняет домашнюю работу, помогает матери, можно подумать, что он флегматик. Но, наблюдая за ним на стадионе в тот момент, когда команда, за которую он болеет, забивает гол, можно решить, что он холерик. В классе этот же школьник будет казаться сангвиником. Но у доски его иногда можно принять за меланхолика. Однако если в этих же условиях наблюдать за учениками с различными темпераментами, их поведение будет еще более неодинаковым. Отнести темперамент человека к тому или иному типу можно только по преобладающим чертам.
Сангвинический темперамент характеризуется повышенной реактивностью и активностью, благодаря чему он живо откликается на все новое. Соотношение активности и реактивности у него уравновешенное, он может сдерживать свои реакции и проявления чувств. Темп реакций достаточно высокий, что проявляется в быстрых движениях, темпе речи, мышления и других психических процессах. Это человек очень энергичный и работоспособный, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Продуктивен при динамической и разнообразной работе. Способен быстро сосредоточить свое внимание, ему присущи гибкость ума, находчивость. Сангвиник экстравертирован, быстро приспосабливается к меняющимся ситуациям, находит контакт с другими людьми, общителен, быстро переключается с одного вида деятельности на другой. Эмоционально неустойчив, легко поддается чувствам, они у него обычно несильны и неглубоки. Склонен к положительным эмоциям.
В основе холерического темперамента лежит неуравновешенный тип нервной системы. Для холерика, как и для сангвиника, характерны высокая реактивность и активность, быстрый темп реакций, но реактивность преобладает над активностью. Отличается повышенной возбудимостью, неуравновешенностью, которая проявляется в общении и деятельности: он с увлечением берется за дело, проявляет инициативу, но энергия быстро истощается. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Холерику трудно дается деятельность, требующая плавных движений, спокойного, медленного темпа, он часто проявляет нетерпение, резкость движений, порывистость. В общении с людьми холерик вспыльчив, несдержан, раздражителен, что может приводить к конфликтным ситуациям.
Флегматический темперамент отличается спокойствием, уравновешенностью, малой подвижностью, большой ригидностью (отсутствием гибкости) и интровертированностью. Активность преобладает над реактивностью. Психические процессы протекают замедленно, ему требуется время для сосредоточения на какой-либо деятельности. Для флегматиков характерны малая реактивность и малая эмоциональная возбудимость. Движения у флегматика замедленны, он с трудом переключает внимание, плохо приспосабливается к новой обстановке. В деятельности проявляет настойчивость, терпение и усидчивость. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. В отношениях с людьми флегматик ровен, спокоен, его нелегко вывести из себя. Как правило, он с трудом сходится с новыми людьми, слабо откликается на новые впечатления, интровертирован.
Меланхолический темперамент характеризуется высокой эмоциональной чувствительностью, впечатлительностью, повышенной ранимостью, склонностью к пониженному настроению, тревожностью, обидчивостью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы и фиксацию на травме. Меланхолик отличается медленным психическим темпом, вялыми и замедленными движениями. Мимика и движения у него невыразительны, голос тихий. Малая реактивность и пониженная активность проявляются в том, что он неуверен в себе, часто теряется, склонен не доводить работу до конца. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Он интровертирован, склонен к замкнутости, сдержан в выражении чувств, избегает общения с малознакомыми людьми.
Автор работы «Немецкая психология в текущем столетии» (1867) – это
Quot;Направленность» в психологии Брентано
Quot;Отец» бихевиоризма
Quot;Психологическое орудие» в концепции Выготского – это
«Психология без психики»
Quot;Третья сила» в мировой психологии
«Великий комментатор» Аристотеля –
«Отец медицины», создатель учения о темпераментах –
«Отец церкви», автор «Исповеди», основатель интроспективного подхода к исследованию души человека в средневековой психологии –
Автор «Введения в этническую психологию» (1927) – это
Автор «контекстной теории значения»
Автор «кривой забывания» в психологии
Автор «Очерка науки о характерах» (1909), работы «Об естественном эксперименте» (1911), курса лекций «Общая и экспериментальная психология» (1912), книги «Классификация личности» (1922) – это
Автор «теории поля»
Автор идеи установить шкалу в тестологическом движении
Автор концепции научения в американской психологии
Автор концепции оперантного научения
Автор первого американского учебника по психологии
Автор первой русской книги по психологии «Наука о душе» (1796) – это
Автор понятия «зона ближайшего развития» – это
Автор понятия «коллективное бессознательное»
Автор понятия «умственный возраст»
Автор президентского адреса к Американской психологической ассоциации » Область функциональной психологии » (1906)
Автор работ «Наука о духе» (1882), «Учебник логики» (1885) – это
Автор работ: «Проблемы развития психики» (1940), «Потребности, мотивы, эмоции» (1972), «Деятельность. Сознание. Личность» (1975) – это
Автор работ: «Рефлексы головного мозга» (1863), «Кому и как разрабатывать психологию» (1873), «Элементы мысли» (1878) – это
Автор работы «Немецкая психология в текущем столетии» (1867) – это
Автор суждения о том, что ум «действует ради чего-нибудь», т.е. цели –
Отец медицины создатель учения о темпераментах
Авторизация
Сайты партнеры:
Для быстрого поиска по странице используйте комбинацию клавиш Ctrl+F и в появившемся окне напечатайте слово запроса (или первые буквы)
История психологии
«Направленность» в психологии Брентано
интенция
«Отец» бихевиоризма
Уотсон
«Психологическое орудие» в концепции Выготского — это:
знак (слово)
«Психология без психики»
бихевиоризм
«Третья сила» в мировой психологии
гуманистическая психология
Автор «Введения в этническую психологию» (1927) — это:
Шпет
Автор «контекстной теории значения»
Титченер
Автор «кривой забывания» в психологии
Эббингауз
Автор «Очерка науки о характерах» (1909), работы «Об естественном эксперименте» (1911), курса лекций «Общая и экспериментальная психология» (1912), книги «Классификация личности» (1922) — это:
Лазурский
Автор «теории поля»
Левин
Автор идеи установить шкалу в тестологическом движении
Бине
Автор концепции научения в американской психологии
Торндайк
Автор концепции оперантного научения
Скиннер
Автор первого американского учебника по психологии
Дьюи
Автор первой русской книги по психологии «Наука о душе» (1796) — это:
Михайлов
Автор понятия «зона ближайшего развития» — это:
Выготский
Автор понятия «коллективное бессознательное»
Юнг
Автор понятия «умственный возраст»
Штерн
Автор президентского адреса к Американской психологической ассоциации » Область функциональной психологии » (1906)
Энджел
Автор работ «Наука о духе» (1882), «Учебник логики» (1885) — это:
Троицкий
Автор работ: «Проблемы развития психики» (1940), «Потребности, мотивы, эмоции» (1972), «Деятельность. Сознание. Личность» (1975) — это:
Леонтьев
Автор работ: «Рефлексы головного мозга» (1863), «Кому и как разрабатывать психологию» (1873), «Элементы мысли» (1878) — это:
Сеченов
Автор работы «Немецкая психология в текущем столетии» (1867) — это:
Троицкий
Автор теории развития интеллекта
Пиаже
Автор теории структурированности психологического окружения
Левин
Автор термина «архетип»
Юнг
Автор термина «квазипотребность»
Левин
Автор термина «тест» в психологии
Гальтон
Автор термина «установка сознания»
Кюльпе
Автор трактата «О человеке, его смертности и бессмертии» (1792) — это:
Радищев
Автор трудов: «Объективная психология» (1903), «Общие основания рефлексологии» (1918), «Коллективная рефлексология» (1921), «Объективное изучение личности» (1923), «Основы общей рефлексологии» (1923) — это:
Бехтерев
Автор трудов: «Сознание как проблема поведения» (1925), «Исторический смысл психологического кризиса» (1927), «Развитие высших психических функций» (1931), «Мышление и речь» (1934) — это:
Выготский
Автором «Риторики» (1748), включающей главу «О возбуждении, утолении и изображении страстей», был:
Ломоносов
Автором первой материалистической концепции бессознательного является:
Гартли
Американский психолог — лидер гуманистической психологии
Роджерс
В первый период творчества Жане изучал:
психические расстройства
В современной психологии наблюдается смена естественнонаучного подхода на:
гуманитарный
психотехнический
Виды разума, по Аристотелю:
деятельный и страдательный
Выдающийся отечественный психолог и философ, автор концепции о механизмах и законах онтогенеза личности и ее высших психических функций — это:
Выготский
Выдающийся отечественный психолог, сформулировавший принцип единства деятельности и сознания; автор трудов: «Основы общей психологии» (1940), «Бытие и сознание» (1957), «Принципы и пути развития психологии» (1959), «Человек и мир» (1959) — это:
Рубинштейн
Выдающийся российский ученый XVIII в., один из основателей материалистической традиции в отечественной психологии, это:
Ломоносов
Выдающийся русский физиолог, лауреат Нобелевской премии (1904) — это:
Павлов
Выдающийся русский физиолог, разработавший понятие о доминанте как общем принципе работы нервных клеток, — это:
Ухтомский
Выдающийся русский философ, разработавший новый подход к исследованию человека на основе идеи «всеединого сущего»; основные работы: «Смысл любви» (1892-1894), «Оправдание добра» (1894-1895), «Духовные основы жизни» (1897) — это:
Соловьев
Выдающийся советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии — это:
Лурия
Выдающийся ученый в области проблем нейрофизиологии и психической регуляции движения живых существ, основатель биомеханики в России; автор концепции физиологической активности — это:
Бернштейн
Гегель видел проявление сущности человека в том, что он является:
творчески активной личностью
Голландский анатом конца XVII — начала XVIII в., создавший основу коллекции препаратов Кунсткамеры Российской Академии наук, это:
Рьюиш
Город, в котором была основана первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория
Лейпциг
Динамическое состояние, возникающее у человека при осуществлении какого-нибудь намерения или действия, по Левину
потребность
Из перечисленного, к формам доантичных представлений о душе относятся:
мифология
религия
Известный русский психолог и врач, основоположник дифференциальной психологии в России; основатель концепции «научной характерологии», разработал первую типологию личности, метод естественного эксперимента — это:
Лазурский
Известный русский психолог и педагог, организатор первого в России Психологического института — это:
Челпанов
Известный русский психолог и психиатр, организатор первой российской экспериментальной психологической лаборатории (1885), создатель Психоневрологического института (1907), основатель объективной психологии (рефлексологии) — это:
Бехтерев
Известный русский психолог и философ, профессор, а впоследствии ректор Петербургского университета, утвердивший психологию в качестве ведущей дисциплины; Автор учебника «Психология» (1881) — это:
Владиславлев
Известный русский психолог и философ, соредактор журнала «Вопросы философии и психологии», председатель Психологического общества (1899-1918); предметом психологии представлял законы и процессы душевной жизни; автор «Курса психологии» (1903) — это:
Лопатин
Известный русский философ и психолог, исследовавший духовную активность человека; утверждал психологию как науку о душе, а не о психических процессах; наиболее значительные работы: «Душа человека» (1917), «Духовные основы общества» (1922) — это:
Франк
Известный русский философ, юрист и психолог, автор одной из программ построения отечественной психологии; утверждал идею самоценности личности, ее свободы и независимости; автор «Задач психологии» (1872) — это:
Кавелин
Известный русский юрист, психолог и философ — основатель юридической психологии в России — это:
Петражицкий
Известный советский психолог, автор работы «Экспериментальные основы психологии установки» (1949) — это:
Узнадзе
Известный советский психолог, создатель теории установки — это:
Узнадзе
Изгнание неприятных мыслей и чувств в сферу бессознательного в психоанализе
вытеснение
Источником движения человека, по Ламетри, является:
химический процесс
Кант считал, что орудия познания по своему происхождению являются:
априорными
Ключевой термин учения Павлова — это:
условный рефлекс
Компоненты структуры деятельности по Леонтьеву — это:
деятельность, действие, операции, психофизиологические функции
Концепция человека Ламетри может быть охарактеризована как:
материально-детерминированная
Критерием психики, по Декарту, является:
Внутренний мир человека
Культура, оказавшая наибольшее влияние на формирование психологического знания в Древней и средневековой Руси
византийская
Лидер педологического движения в Советской России, автор учебника “Педология» (1934)
Залкинд
Лидер психотехнического движения в Советской России
Шпильрейн
Лидеры гештальтпсихологии:
Вертгеймер, Коффка, Келер
Личность, по Левину, существует в системе
напряжений
Магистр Харьковского университета, подготовивший «Краткое руководство к опытному душесловию» (1815), это:
Велланский
Методологическая основа советской психологии — это:
диалектический материализм
Методы познания психологических закономерностей у Эббингауза
эксперимент и количественный анализ
Название открытия в психологии, утверждающего, что память на прерванное действие значительно лучше, чем на завершенное:
«эффект Зейгарник»
Направление отечественной психологии 20-х годов, характерное для начального этапа становления марксистской методологии в советской психологии — это:
реактология
Направление современной психологии, которое поставило изучение зависимости поведения субъекта от внутренних, познавательных (информационных) вопросов и структур (схем, «сценариев»), сквозь призму которых он воспринимает свое жизненное пространство и действует в нем
когнитивная психология
Направленность опытов в психологическом знании в XVIII в.
психофизиологическая
Направленность физиологических исследований Бернулли — это:
применение математических начал к физиологии
Наука о комплексном изучении ребенка, охватывающая все аспекты его развития, — это:
педология
Научная основа бихевиоризма
законы научения
Немецкий психолог — автор «Психологии народов»
Вундт
Немецкий ученый — основатель экспериментальных методов познания в психологии
Эббингауз
Новая переменная в формуле «стимул — реакция», введенная Вудвортсом
организм
Новая переменная, введенная Халлом в формулу «S — R»
потребность организма
Образ, целостная форма или целостная структура
гештальт
Общая ориентация на отношение к человеку, его правам и свободе как высшей ценности
гуманизм
Объект исследования у Эббингауза
бессмысленные слоги
Объяснительный принцип человеческого поведения у Жане
общение как сотрудничество
Один из организаторов психологической науки в России, заложивший основы ее дальнейшего развития; автор сочинений: «Душа и мозг» (1900), «Психологические лекции» (1909), «Введение в экспериментальную психологию» (1915) — это:
Челпанов
Один из организаторов российской психологии, второй председатель Московского психологического общества (1887) — это:
Грот
Один из основателей деятельностного подхода в советской психологии, автор «Основ общей психологии» (1940) — это:
Рубинштейн
Один из основных принципов психологии Пиаже — принцип
эгоцентризма
Один из основоположников экспериментальной психологии в России, разработавший объективные методы исследования, — это:
Ланге
Организаторами первой терапевтической клиники в России являлись:
Пеккен и Мухин
Основателем антропологии в немецкой классической философии является:
Фейербах
Основателем психометрии является:
Дондерс
Основатель Вюрцбургской школы
Кюльпе
Основатель и лидер структурной школы психологии
Титченер
Основатель индивидуальной психологии
Адлер
Основатель культурно-исторического подхода в советской психологии — это:
Выготский
Основатель необихевиоризма
Толмен
Основатель первой в мире экспериментальной психологической лаборатории
Вундт
Основатель психоаналитического движения
Фрейд
Основатель психологического института при Мюнхенском и Берлинском университетах
Штумпф
Основатель психологической лаборатории во Франции
Бине
Основатель французской психологической школы
Жане
Основатель функционального направления в психологии
Джеймс
Основателями психофизики являются:
Вебер и Фехнер
Основателями эмпирического направления в психологии XVIII века были:
французские энциклопедисты
Основная мировоззренческая концепция психологического учения Ибн-Сины — концепция
двойственной истины
Основная направленность учения Сократа
этическая
Основная проблема, предмет научной деятельности Гельвеция
«откуда берется неравенство умов?»
Основной закон ассоциаций сформулировал:
Спиноза
Основные понятия теории Пиаже
операция, структура, интериоризация
Особая ветвь психологии, видевшая свою задачу в осуществлении практических целей психологическими средствами, в использовании на производстве законов человеческого поведения («субъективного фактора») для целесообразного воздействия на человека и регулирования его поведения, — это:
психотехника
Отечественный психолог — создатель оригинальной концепции периодизации психического развития человека; разрабатывал психологическую теорию игры, методики обучения детей чтению — это:
Эльконин
Отечественный психолог и философ, один из создателей деятельностного подхода в психологии; организатор советской психологической науки — это:
Рубинштейн
Отечественный психолог и философ, соратник Г.И. Челпанова в создании первого Психологического института; один из организаторов отчественной психологии; исследовал проблемы языка, национального самосознания, психологии творчества; автор трудов: «Явление и смыл» (1914), «Хрестоматия по истории психологии» (1917), «Внутренняя форма слова» (1927) — это:
Шпет
Отечественный психолог, автор концепции поэтапного формирования умственных действий — это:
Гальперин
Отечественный психолог, автор ряда исследований психофизиологических основ индивидуальных различий — это:
Небылицын
Отечественный психолог, внесший вклад в изучение детской психологии, проблем развития личности, мотивации, — это:
Божович
Отечественный психолог, исследовал проблемы произвольных движений, развития сенсорных процессов в онтогенезе; стоял у истоков деятельностного подхода в советской психологии — это:
Запорожец
Отечественный психолог, обосновывал необходимость применения объективных методов; одним из первых вводит в психологию термин «деятельность», рассматриваемую в историческом и социокультурном контексте — это:
Басов
Отечественный психолог, педагог и философ, считавший предметом психологии поведение; автор классификации видов памяти; выступавший за превращение всей психологии в социальную — это:
Блонский
Отечественный психолог, создатель реактологии, предложивший построить психологию на марксистской методологии, — это:
Корнилов
Отечественный философ и психолог, автор теории идеал-реализма, идеи о свободе воли, сочинений: «Основные учения с точки зрения волюнтаризма» (1906), «Обоснование интуитивизма» (1906), «Характер русского народа» (1957) — это:
Лосский
Ощущение в трактовке Аристотеля — это:
способность, состояние движения
Первые учения о сознании сформировались в:
XVII веке
Первый импульс для изучения бессознательного у Фрейда
гипноз
Первый исследователь индивидуальных различий экспериментальными средствами психологии
Гальтон
Первый практикующий психолог — создатель антропологической лаборатории в Англии
Гальтон
Первый российский физиолог конца XVII — начала XVIII в. — это:
Постников
Первым начальником кафедры анатомии и физиологии Российской Академии науки является:
Бернулли
Переключение сексуальной энергии на творчество в психоанализе
сублимация
Пионер в разработке генетики поведения
Гальтон
Платон утверждал, что аргументом в пользу бессмертия души является:
переселение душ
Платон утверждал, что индивидуальная душа есть:
«истечение мировой души»
По Шеллингу, в основе жизнедеятельности живого организма лежит принцип:
целесообразности
Предмет психоанализа:
бессознательное
Предмет психологии в Вюрцбургской школе
содержание сознания
Предмет психологии у Дьюи
целостный организм
Предмет психологии у Левина
мотивы поведения
Предмет структурной школы психологии
элементы сознания
Представитель гуманистической психологии — автор концепции логотерапии
Франкл
Представитель гуманистической психологии — автор целостно-динамической теории мотивации
Маслоу
Представитель немецкой классической философии, автор учения о субъекте деятельности — «Я»
Фихте
Представитель неофрейдизма
Хорни
Представитель психоаналитического движения, отвергавший биологическую детерминированность поведения личности, утверждая, что природа индивида в этическом плане носит нейтральный характер
Фромм
Представителями культурно-исторического направления психологии XVIII в. являются:
Вико, Кондорсе, Гердер, Монтескье
Представителями рационализма XVII века являются:
Декарт и Спиноза
Представителями эмпирического направления в науке XVII века являются:
Ф. Бэкон и Гоббс
Представителями эмпирического направления французской психологии XVIII века являются:
Ламетри, Гельвеций, Кондильяк
Приоритеты в гуманистических концепциях личности
свобода выбора и открытость будущему
Произведение Древней Руси с первым описанием психических состояний — это:
«Повесть временных лет»
Произведение Филиппа Пустынника, отражающее средневековую проблематику психологического знания называется:
«Диоптра»
Профессор душевных и нервных болезней в Киевском и Петербургском университетах; с 1896 г. — редактор журнала «Вопросы нервнопсихической медицины»; автор трудов: 1867 г. — «О душевном состоянии при аффектах»; 1879 г. — «О явлениях утомления при умственной работе»; 1889 г. — «О заикании»; 1905 г. — «Всеобщая психология» и др. — это:
Сикорский
Профессор, психолог, руководитель Юрьевской лаборатории; автор книг «Научная психология в Германии», «Измерение времени элементарных психических процессов у душевнобольных», «Объем сознания у здоровых и душевнобольных» — это:
Чиж
Религия, лежащая в основе психологических взглядов Древней и Средневековой Руси, — это:
христианство
Российский император, инициировавший первые физиологические изыскания в нашей стране, это:
Петр I
Российский просветитель — издатель более 1000 трудов (в т.ч. журнала “Утренний свет”), пропагандист психологического знания в XVIII—начале XIX веков, это:
Новиков
Русский анатом, педагог, психолог, который, руководствуясь принципом сенсомоторного единства, разработал теорию физического образования, утверждал единство процесса воспитания ума и тела — это:
Лесгафт
Русский естествоиспытатель, основоположник объективной психологии, исследователь проблем теории познания и методологии науки, открывший явление «центрального торможения» — это:
Сеченов
Русский психолог и философ, первый председатель Московского психологического общества (1884) — это:
Троицкий
Русский ученый — автор идеи рефлекторного кольца — это:
Сеченов
Русский ученый, дипломат, издавший книгу Гельвеция «О человеке», это:
Голицын
Русский физиолог, разработавший теорию условных рефлексов, учение о типах высшей нервной деятельности, — это:
Павлов
Русский философ и психолог, основатель теории интуитивизма, обосновывающей, что знание является переживанием, сравнимым с другим переживанием, это:
Лосский
Сборник XII в. с изречениями из «священного писания», отцов церкви и ученых античности с изложением психологических идей называется:
“Пчела”
Советский психолог — приверженец структурного анализа деятельности и сознания, проблем развития психики; особое внимание обращал на системный характер деятельности, проблемы мотивации, целеобразования — это:
Леонтьев
Советский психолог, автор трудов: «Психология музыкальных способностей» (1940), «Способности и одаренность» (1941), «Ум полководца» (1945), «Проблемы индивидуальных различий» (1965) — это:
Теплов
Советский психолог, внесший большой вкад в изучение свойств нервной системы человека, — это:
Теплов
Советский психолог, определивший психологию как науку об ориентировочной деятельности субъекта, — это:
Гальперин
Советский психолог, основатель отечественной патопсихологии — это:
Зейгарник
Советский психолог, создавший теорию динамической локализации высших психических функций, — это:
Лурия
Советский ученый — автор работы «Общие основы педологии» (1931) — это:
Басов
Создатель «коэффициента интеллекта»
Штерн
Создатель аналитического направления в психоанализе
Юнг
Создатель журнала «Вопросы философии и психологии», автор программы построения психологии; сторонник практического использования психологической науки, которая, по его мнению, должна быть объективной и экспериментальной; автор «Оснований экспериментальной психологии» (1896) — это:
Грот
Создатель законов образования навыков:
Торндайк
Создатель одной из первых экспериментальных психологических лабораторий в России, выделивший стадии в психической эволюции; автор работ: «Элементы воли» (1890), «Психология» (1914) — это:
Ланге
Создатель основ понимающей психологии
Дильтей
Создатель российской физиологической школы, выдвинувший первую программу построения психологии как науки в России — это:
Сеченов
Создатель учения о высшей нервной деятельности — это:
Павлов
Специфическая черта «психического» в американском функционализме
адаптивность
Среди причин продолжающегося кризиса в отечественной психологии можно назвать:
невозможность объяснить ряд объективных фактов с помощью современных теорий
Средство освобождения «Я» от различных форм давления в психоанализе
защитный механизм
Степень трудности цели, к которой стремится субъект, согласно «теории поля» Левина
уровень притязаний
Субъективно-идеалистическое учение, согласно которому познание имеет дело не с объектами материального мира, существующими независимо от сознания, а лишь с совокупностью элементарных чувственных компонентов, — это:
радикальный феноменализм
Сущностью «Я», по Фихте, является:
деятельность
Теория «потока сознания»
функционализм
Термин «апперцепция» впервые употребил
Лейбниц
Термин «ассоциация» впервые употребил
Локк
Усмотрение или озарение в гештальтпсихологии
инсайт
Учение о душе Кант трактовал как:
историческое
Ученый XVIII в., впервые в русской литературе выразивший взгляд, согласно которому человек раскрывается в общественной деятельности и познать его можно лишь «через отправление им своих общественных обязанностей», это:
Козельский
Ученый, основатель идеи ассоциаций в античной психологии
Аристотель
Формула научного познания Ф. Бэкона:
Опыт — эксперимент — математика
Формула психического у П. Кабаниса
мышление — функция мозга
Французский ученый Бернар создал концепцию о постоянстве внутренней среды организма или о:
гомеостазе
Характеристика психологии Брентано:
функционализм
Характеристиками монады, как психической единицы, являются:
деятельность, развитие, активность
Центральное понятие психологии Штумпфа
функция
Центральное понятие функционализма Джеймса
поток сознания
Человек, согласно Шеллингу, есть связующее звено в системе
Природа — дух
Человеческий тип (в классификации Юнга), обращенный внутрь, сосредоточенный на собственных влечениях
интровертированный
Человеческий тип (в классификации Юнга), обращенный вовне, увлеченный социальной активностью
экстравертированный
Школа, впервые применившая метод «систематической экспериментальной интроспекции»
Вюрцбургская
Школа, представители которой разработали конценцию «безобразного мышления»
Вюрцбургская
Юрист-психолог, рассматривающий право как психический фактор общественной жизни; автор работ: “Введение в психологию права и нравственности», “Основы эмоциональной психологии» (1908), «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» (1909), «Новое учение о праве и нравственности» (1910) — это:
Петражицкий
Явление сознания в феноменологии
феномен