отдел развития и обучения персонала ржд
Центр передовых технологий управления персоналом и профессионального обучения (ЦПТК)
Основная информация
Руководство
Заместитель начальника Центра
Николаев Артур Юрьевич
+7 (499) 262-68-62, 2-68-62 (ж.д.)
Деятельность
В условиях динамичного развития и успешного функционирования ОАО «РЖД» все более важную роль Компания придает качеству подготовки руководителей, специалистов и рабочих кадров, своевременности повышения квалификации персонала, обучению по актуализированным учебным программам и современным образовательным технологиям, комплексному и системному развитию компетенций всех категорий работников.
Вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала ОАО «РЖД» находятся в непосредственном ведении заместителя генерального директора по управлению персоналом и социальным вопросам Шаханова Д.С., начальника Департамента управления персоналом Саратова С.Ю.
Сеть учебных центров, обеспечивающая подготовку рабочих кадров, техникумы и вузы железнодорожного транспорта (университетские комплексы), которые при подготовке специалистов продолжают ориентироваться на потребности Компании, как главного работодателя российских железных дорог, постоянно проводимая работа по повышению квалификации руководящего состава и специалистов ОАО «РЖД» – это элементы полного цикла корпоративного обучения от начальной профессиональной подготовки до непрерывного обучения в течение всего времени работы сотрудника.
Центр передовых технологий управления персоналом и профессионального обучения ОАО «РЖД» создан на основание приказа ОАО «РЖД» от 5 октября 2018 г. № 77. Деятельность Центра направлена на совершенствование корпоративной системы профессионального обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала ОАО «РЖД».
Основными задачами Центра являются
отдел методологии и нормативного обеспечения образовательной деятельности;
сектор мониторинга качества профессиональной подготовки;
отдел разработки и внедрения новых образовательных технологий;
отдел сопровождения информационных технологий;
сектор практического обучения и тренажерной подготовки;
Департамент управления персоналом (ЦКАДР)
СЕРГИНА Маргарита Николаевна Факс
Первый заместитель начальника департамента
ЗАХАРОВ Николай Александрович
Заместители начальника департамента:
ИВАНОВА Елена Александровна
ИЛЬЯГУЕВА Ольга Николаевна
ШУНАТОВ Олег Игоревич Референт
ЩЕРБАКОВА Екатерина Николаевна
Содержание
Отдел по подбору и расстановке руководящих кадров
СЕВИДОВ Александр Дмитриевич 2-38-44
Заместители начальника отдела:
ДЬЯЧКОВ Дмитрий Николаевич 2-58-55
МИЗЕРНЮК Татьяна Анатольевна 2-47-82, факс 2-12-85
АБРАМЕНКО Владислав Аркадьевич 2-75-99
МИЛОВАНОВА Людмила Петровна 2-47-09
ПАВЛОВ Юрий Владимирович 2-57-92
ПУЧКО Владимир Анатольевич 2-65-37
СОКОЛОВА Алла Михайловна 2-38-09
СУРИКОВ Олег Николаевич 2-91-83
ТИТОВ Михаил Михайлович 2-64-51
ЧЕРКАСОВА Галина Анатольевна 2-77-54
БРОШКО Анна Борисовна 2-43-79
Отдел развития и обучения персонала
ЧИРВА Игорь Петрович 2-53-55
Заместитель начальника отдела
ЗБАРСКИЙ Александр Михайлович 2-06-39
ШАПОЧАНСКАЯ Наталья Викторовна 2-31-50
ВОЛКОВ Владимир Сергеевич 7-80-57
Специалист 1 категории
РАЧКОВА Ирина Сергеевна 2-30-32
Отдел соревнования и наград
УРТИКОВ Денис Владимирович 2-65-08
Заместитель начальника отдела
ПОЗДНЯКОВА Ирина Григорьевна 2-41-80, факс 2-52-36
БЕЛЯКОВА Маргарита Александровна 2-61-69
ЖЕЛНОВА Ирина Борисовна 2-77-81
НАУмчик Оксана Николаевна 2-83-91
Отдел обеспечения деятельности управления персоналом
Киселев Александр Аркадьевич 2-93-64, факс 2-95-86
Заместитель начальника отдела
Терещенко Семен Михайлович 2-56-66
АГАПОВА Ирина Владимировна 2-54-54
ДУБРОВИНА Анна Сергеевна 7-16-05
МАКАЦЕВИЧ Марина Никифоровна 2-39-03
ШОВГЕНОВА Марина Юрьевна 2-89-03
ГУСЕВА Татьяна Викторовна 7-12-04
ШУЛЬГИНА Ирина Николаевна 2-39-01
Отдел информационного и аналитического обеспечения управления персоналом
КОНОВАЛОВА Анна Евгеньевна 2-16-29
Заместитель начальника отдела
ГРАФОВА Екатерина Александровна 2-34-19
АЛЧЕБАЕВА Наталья Сергеевна 2-02-38
ВАРФОЛОМЕЕВ Константин Николаевич 2-34-16
ДОНГУЗОВА Ирина Валентиновна 2-77-37
КАРАСЕВ Максим Валерьевич 7-67-87, факс 2-40-53
ХЛОПКИНА Елена Алексеевна 2-41-68
Отдел учета личного состава аппарата управления
КСЕНОФОНТОВА Галина Викторовна 2-47-15, факс 2-26-30
Заместитель начальника отдела
ПЕРШИНА Светлана Васильевна 2-75-44
РЫБИНА Елена Евгеньевна 2-44-00
БИРЮКОВА Ирина Борисовна 2-37-16
ВЯЗОВАЯ Людмила Николаевна 2-29-96
НАЗАРОВА Надежда Ивановна 2-66-50
НОСКОВА Татьяна Михайловна 2-74-21
Отдел договорных отношений
ДУБРОВСКИЙ Владимир Викторович 2-69-79
ШЕВЧЕНКО Алексей Алексеевич 2-38-20
УДАЛОВА-СУРКОВА Наталья Викторовна 2-98-73, факс 7-В5-99
Развитие кадрового потенциала
В рамках развития корпоративной культуры, внутренних компетенций, необходимых в работе с инновациями, формирования команды единомышленников в ОАО «РЖД» на постоянной основе реализуется комплексный подход к обучению руководителей и сотрудников подразделений ОАО «РЖД».
Обучение в сфере ведения инновационной деятельности и реализации стартап-проектов
Начиная с 2018 года Центр инновационного развития – филиал ОАО «РЖД» совместно с АНО ДПО «Корпоративный университет «РЖД» проводит обучение по инновационной деятельности. Свою квалификацию на обучающих мероприятиях повысили более 2000 сотрудников Холдинга.
Обучение по вопросам работы со стартап‑компаниями и стартап‑проектами с инновационными решениями в ОАО «РЖД»:
В 2018 году проведены две очные обучающие программы для руководителей подразделений аппарата управления ОАО «РЖД», центральных дирекций и железных дорог;
В 2020 году проведено обучение в инновационном интерактивном формате для специалистов и руководителей подразделений аппарата управления ОАО «РЖД», центральных дирекций и дочерних обществ ОАО «РЖД» по вопросу управления инновационной деятельностью в Холдинге.
Обучение в области управления правами на результаты интеллектуальной деятельности
Для обеспечения реализации системы управления интеллектуальной собственностью ОАО «РЖД» специалистами, способными гарантировать требуемый уровень выявления охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности, их правовой охраны и внедрения в хозяйственную деятельность, а также для обеспечения достижения ключевых задач, определенных Стратегией управления интеллектуальной собственностью холдинга «РЖД», для работников Компании в 2020 году было организовано:
По итогам 2020 года 49 работников филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» подтвердили прохождение курса полученными свидетельствами ВОИС. Всего по программе обучено 75 работников филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД».
Обмен передовым опытом
В целях распространения лучших практик ЦИР запланировано проведение в 2021 году на полигоне Дальневосточной железной дороги школы передового опыта в области управления правами на результаты интеллектуальной деятельности.
Центр развития персонала
Центр развития персонала – образовательное структурное подразделение АО «ФПК» (далее – Центр) создан на базе Корпоративно-кадрового учебного центра, образованного в 2010 году в целях своевременного и качественного обучения персонала компании, формирования и развития кадрового потенциала.
Основными задачами Центра являются:
1) разработка и реализация программ профессионального обучения (включая подготовку, переподготовку, обучение вторым профессиям, повышение квалификации) персонала АО «ФПК» и сторонних организаций в соответствии с требованиями лицензии АО «ФПК» на осуществление образовательной деятельности;
2) организация работы по развитию дистанционного обучения в Компании;
3) организация и проведение мероприятий по актуализации лицензии АО «ФПК» на осуществление образовательной деятельности, включая взаимодействие с лицензирующими органами;
4) материально-техническое обеспечение учебного процесса, включая внедрение современных методов и средств обучения;
5) планирование расходов Центра, мониторинг и анализ их исполнения;
6) реализация корпоративной молодежной политики холдинга «РЖД» в АО «ФПК»;
7) разработка, внедрение в Компании и совершенствование молодежной политики АО «ФПК»;
8) развитие персонала посредством его вовлечения в деятельность Компании с помощью развивающих механизмов, реализуемых в АО «ФПК», холдинге «РЖД» и АНО «Россия – страна возможностей»;
9) выстраивание эффективной системы поиска и развития талантливых сотрудников;
10) проведение работы по привлечению молодежи в АО «ФПК», ее адаптации и закреплению высокоперспективных молодых работников в Компании;
11) продвижение бренда АО «ФПК» как привлекательного работодателя среди выпускников лучших вузов Российской Федерации;
12) мониторинг исполнения бюджетных параметров и разработка мер по повышению эффективности управления бюджетом блока по управлению персоналом и социальным вопросам;
13) реализация проектов по внедрению инновационных и цифровых технологий в сфере управления персоналом.
В 2016 г. лицензия была переоформлена на бессрочную (от 28 июля 2016 г. № 037720). Лицензия позволяет проводить обучение на базе 107 учебных кабинетов структурных подразделений филиалов Компании. Учебные кабинеты оснащены всем необходимым современным оборудованием, обеспечивающим эффективное проведение обучения: электрифицированные стенды; макеты; тренажёрные комплексы. Преподавательский состав Центра – это высококвалифицированные специалисты-практики с большим преподавательским и профессиональным опытом в сфере железнодорожного транспорта. Для актуализации знаний по техническому оснащению вагонов нового поколения и своевременного внесения изменений в программы обучения для преподавателей центра ежегодно организуются выездные семинары на вагоностроительные заводы.
Обучение в Центре проводится в соответствии с рабочими учебными планами и программами, разработанными на основе примерных программ ОАО «РЖД». Учитывая специфику деятельности компании, в программы включаются темы направленные на изучение нового оборудования, технологии обслуживания пассажиров, в том числе формирование клиентоориентированного поведения персонала. Актуальность обучения обеспечивается максимальной адаптацией программ с учетом ориентации на определенную группу слушателей, конкретные запросы и приоритетные задачи, миссию АО «ФПК», основные направления стратегического развития.
Отдел развития и обучения персонала ржд
В целях реализации Стратегии развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» на период до 2015 года, утвержденной распоряжением от 31.08.2009 г. N 1819р, повышения эффективности процессов управления персоналом с использованием методов и инструментов управления качеством и управления компетенциями:
1. Утвердить и ввести с 01 марта 2010 г. в опытную эксплуатацию в пилотных структурных подразделениях филиалов ОАО «РЖД» стандарт по качеству ОАО «РЖД»:
СТК 1.04.005 «Обучение и повышение квалификации персонала».
2. Начальнику Департамента управления персоналом Васиной Л.И., заместителю начальника Департамента технической политики Липатову А.И. по согласованию с руководителями филиалов ОАО «РЖД» определить до 01 марта 2010 г. пилотные объекты и организовать опытную эксплуатацию стандарта на этих объектах.
3. Начальнику Департамента управления персоналом Васиной Л.И., руководителям филиалов ОАО «РЖД», на которых будет проведено пилотное внедрение данного стандарта, совместно с генеральным директором ПО РИА Михеевым Ю.В. (по согласованию) проанализировать результаты опытного внедрения стандарта на пилотных объектах и до 1 июля 2011 г. подготовить предложения по его изменению и дальнейшему внедрению в филиалах и структурных подразделениях ОАО «РЖД».
4. Руководителям филиалов ОАО «РЖД» организовать изучение стандарта в структурных подразделениях филиалов.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Начальника Департамента управления персоналом Bacину Л.И.
Вице-президент
ОАО «РЖД»
Д.С.Шаханов
Стандарт по качеству ОАО «РЖД» «обучение и повышение квалификации персонала»
Введен в действие
распоряжением ОАО «РЖД»
от 31 декабря 2009 г. N 2757р
СТК 1.04.005
1. Область применения
1.1. Настоящий стандарт по качеству устанавливает общие требования к обучению и повышению квалификации персонала в ОАО «РЖД».
1.2. Настоящий стандарт предназначен для применения департаментами и другими подразделениями аппарата управления, филиалами, дирекциями и структурными подразделениями ОАО «РЖД».
1.3. Стандарт соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9001, а именно п. 6.2 «Человеческие ресурсы».
1.4. Стандарт поддерживает реализацию функциональных задач «Стратегии развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» на период до 2015 года», утвержденной распоряжением N 1819р от «31» августа 2009 г., а именно функциональной задачи N 3 «непрерывное развитие персонала и переход к обучающейся организации».
1.5. Стандарт не отменяет положений каких-либо существующих нормативных документов в сфере обучения и повышения квалификации персонала, только дополняет их. Переход к выполнению дополнительных требований является поэтапным и планомерным.
2. Цель
2.1. Цели внедрения настоящего стандарта, и представленных в нем положений:
2.2. Цели процесса «Обучение и повышение квалификации персонала»:
3. Определение понятий
3.1. В настоящем стандарте применены следующие понятия с соответствующими определениями:
4. Общие положения и схема процесса «Обучение и повышение квалификации»
4.1. Процесс «Обучение и повышение квалификации персонала ОАО «РЖД» ориентирован на целенаправленное повышение уровня владения персонала соответствующими компетенциями (знаниями, умениями, навыками), позволяющими эффективно выполнять работу.
4.2. Элементы обучения и повышения квалификации персонала, во взаимосвязи с элементами других процессов управления персоналом, представлены на рисунке 1.
4.2.1. К основным элементам обучения и повышения квалификации персонала ОАО «РЖД» относятся:
4.2.2. На развитие компетенций сотрудников, помимо процесса «Обучение и повышение квалификации сотрудников», сильно влияют другие процессы управления персоналом ОАО «РЖД», в том числе:
4.2.3. Данный документ не заменяет существующую нормативную базу, а является только ее дополнением и развитием, с использованием подхода к обучению на основе управления компетенциями, т.е. оценки потребности в обучении, выборе программы и оценки эффективности обучения, путем оценки существующих и определения требуемых компетенций.
4.3. В процессе «Обучение и повышение квалификации сотрудников», наибольший акцент делается на планирование и развитие соответствующих компетенций персонала, которые нужны сотруднику:
4.4. Аналитический материал по способам оценки и классификации компетенций приведен в приложении А. Компетенции, приведенные в приложении А, позволяют, использовать различную группировку компетенций, и подходить индивидуально к развитию каждой группы. Материал по сопоставлению существующих компетенций с требованиями к должностям, на основе которого делаются выводы по развитию компетенций, приведен в приложении Б. В нем описываются процессы формирования и поддержки на периодической основе документации по сотрудникам в подразделениях, которая является исходной информацией для планирования обучения (рисунок 2).
4.5. Блок-схема процесса «Обучение и повышение квалификации сотрудников ОАО «РЖД»» приведена в таблице 1.
4.6. Порядок реализации процесса обучения и повышения квалификации сотрудников включает:
5. Процесс «Обучение и повышение квалификации персонала ОАО «РЖД»
5.1 Оценка потребности в персонале, обучении и повышении квалификации сотрудников. Планирование обучения в структурных подразделениях
5.1.1. Оценка потребности в персонале, обучении и повышении квалификации сотрудников, и планирование обучения в структурных подразделениях являются подготовительным этапом для планирования обучения в целом.
5.1.1.1. Оценка потребностей в персонале проводится на основе:
5.1.1.2. Предложения по восполнению расчетной потребности формируются на основе:
Предложения по восполнению расчетной потребности оформляются:
Компетенции сотрудников при этом выявляются на этапе анализа индивидуальных квалификационных матриц сотрудников предприятия. Предложения по развитию компетенций оформляются в форме «индивидуальных планов развития сотрудников» по рекомендуемой форме, приведенной в приложении В.5, пример заполнения приведен в приложении Г.4.
5.2 Формирование плана обучения сотрудников
5.2.1. Формирование плана обучения сотрудников является основным этапом в процессе планирования обучения, и выполняется на основе исходной информации, получаемой на подготовительном этапе (п.5.1).
и предоставляет в структурные подразделения дороги и Департамент управления персоналом ОАО «РЖД».
В качестве дополнительной информации используются:
5.3 Проведение обучения персонала и проверки знаний по результатам обучения
5.3.2. Непосредственно после окончания обучения, прошедший обучение сотрудник проводит оценку удовлетворенности обучением по рекомендуемой форме (приложение В.8). Также прошедший обучение сотрудник заполняет первую часть отчета о пройденном обучении «Оценка условий, формы и содержания программы обучения» (рекомендуемая форма приведена в приложении В.9).
5.3.3. По окончании обучения в течение 2 месяцев (рекомендуется, планируется поэтапное внедрение) служба управления персоналом (либо другая структура) проводит собственными силами или наделяет полномочиями сторонние обучающие организации или структуры проводить проверку полученных знаний у обучаемых в форме экзамена или проверки освоения компетенций (для рабочих специальностей в соответствии с положением «О порядке присвоения профессии и квалификации рабочим кадрам ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» N 2317р от 29 декабря 2005 г.).
Дальнейшая детализация и расширение раздела по оценке персонала будут определены отдельным локальным нормативным документом ОАО «РЖД».
5.3.4. В случае, если при проверке знаний было выявлено, что обучаемый не в достаточной степени овладел запланированными навыками или умениями (компетенциями), то:
5.3.5. Ежемесячно не позднее 10 числа каждого месяца служба управления персоналом составляет отчет об обучении персонала за прошедший месяц, который включает следующую фактическую информацию:
5.4 Анализ эффективности применения знаний и документирование результатов обучения
5.4.1. Этап оценки качества проведенного обучения проводится в течение всего года, и реализуется параллельно этапу проведения обучения, с небольшим смещением в сроках относительно непосредственного проведения обучения. Его частью является анализ эффективности применения знаний и документирование результатов обучения.
Сотрудник, прошедший обучение, через 3 месяца после прохождения обучения, заполняет вторую часть отчета о пройденном обучении «Самооценка применения знаний, полученных в результате обучения», в котором отмечает, каким образом ему удалось применить полученные знания, какие улучшения в деятельности стали следствием пройденного обучения (рекомендуемая форма приведена в приложении В.9).
5.4.2. Непосредственный руководитель сотрудника, прошедшего обучение, заполняет третью часть отчета о пройденном обучении сотрудника «Оценка применения знаний, полученных в результате обучения, со стороны непосредственного руководителя». В данном отчете непосредственный руководитель дает оценку эффективности применения полученных сотрудником знаний непосредственно на рабочем месте, и улучшений в профессиональной деятельности сотрудника. Данная информация оформляется по рекомендуемой форме, приведенной в приложении В.9.
5.4.3. На основании отчета о пройденном обучении сотрудника, непосредственный руководитель сотрудника, прошедшего обучение, совместно с сотрудником структурного подразделения, ответственным за работу с кадрами, оценивают степень развития компетенции сотрудник предприятия, ответственный за кадры, на основе:
5.5 Оценка и анализ эффективности пройденного обучения и удовлетворенности обучением
5.5.1. Два раза в год, не позднее 15 июля текущего года и 30 января (года, следующего за текущим), служба управления персоналом составляет отчет соответственно за прошедшее первое полугодие текущего года и за предыдущий год в целом по эффективности обучения персонала и удовлетворенности обучением, на основе:
5.6 Требования к процессу «Обучение и повышение квалификации»
5.6.1 Требования к процессу «Обучение и повышение квалификации», детализированные по видам обучения и повышения квалификации
Данный раздел задает требования к процессу обучения и повышения квалификации, в целях полного сохранения существующих требований, и дополнения их детализацией по конкретным группам компетенций. Требования делятся на существующие (представлены в существующих нормативных документах) и дополнительные (рекомендуемые настоящим стандартом по качеству). Дополнительные требования являются только рекомендуемыми, в дополнение к существующим требованиям.
Дополнительные требования, приведенные в данном разделе, детализированные по группам компетенций, позволяют учесть специфику развития различных групп компетенций и более оптимально планировать обучение.
Существующие требования к обучению персонала описаны в соответствующих нормативных документах ОАО «РЖД», дополнительные рекомендуемые требования описаны в соответствующих разделах настоящего стандарта, а именно:
5.6.1.1. Требования к подготовке персонала.
Требования к подготовке персонала ОАО «РЖД» рабочих специальностей приведены в положении от 11 января 2006 г. N ВМ-137 «О профессиональном обучении рабочих кадров ОАО «РЖД».
Требования к подготовке специалистов и руководителей задаются локальными нормативными документами, распоряжениями, приказами ОАО «РЖД».
5.6.1.2. Требования к переподготовке и обучению вторым профессиям.
Требования к переподготовке и обучению вторым профессиям персонала ОАО «РЖД» рабочих специальностей приведены в положении от 11 января 2006 г. N ВМ-137 «О профессиональном обучении рабочих кадров ОАО «РЖД».
Требования к переподготовке и повышению квалификации специалистов и руководителей задаются локальными нормативными документами, распоряжениями, приказами ОАО «РЖД».
5.6.1.3. Требования к повышению квалификации персонала.
а) требования по периодичности проведения повышения квалификации (существующие):
б) требования по продолжительности обучения (существующие):
в) прочие требования:
5.6.1.4. Дополнительные (рекомендуемые) требования к обучению, направленному на освоение требуемых компетенций (носят рекомендуемый характер).
Требования к обучению, направленному на освоение необходимых компетенций, содержат дополнительные требования по отдельным группам компетенций, обусловленные спецификой этих компетенций (дополнительные требования носят рекомендуемый характер).
Дополнительные требования формируются Департаментом управления персоналом ОАО «РЖД», оформляются по форме таблицы 2 (рекомендуемая форма), на основе предложений от причастных Департаментов, и согласовываются:
Форма представления дополнительных требований к обучению, направленному на освоение компетенций (носит рекомендуемый характер).