отдел мозга отвечающий за воображение
Ученые определили область мозга, отвечающую за воображение
Если человек использовал свое воображение, то поток информации продвигался от теменной доли к затылочной доле головного мозга. Теменная доля составляет значительную часть полушарий головного мозга и занимает верхнебоковые поверхности. Теменная доля – это область высокого порядка, которая синтезирует чувства, поступающие из областей низшего порядка.
Как выяснилось, визуальна информация, напротив, поступает в теменную долю из затылочной, которая является большой частью зрительной коры мозга. Проще говоря, сигналы от зрительного восприятия реальности и сигналы от воображения движутся в полярных направлениях. Результаты этих исследований подтверждают гипотезу о том, что процессы в мозге человека являют собой специфические направленные информационные потоки.
Головной мозг человека – одна из наименее изученных областей. Однако уже известно, что мозг – это не просто набор независимых частей, а целая сеть областей, взаимодействующих между собой.
Это исследование может подтолкнуть науку к разработке новейших инструментов, помогающих понять, что именно происходит в мозге человека во время работы воображения или сна. Также профессор Ван Вин надеется, что новые методики помогут понять, как именно мозг использует сети для кодировки кратковременной памяти.
Кстати, недавно ученые из Йельской школы медицины выяснили, что готовность рисковать тоже определяется структурой мозга. Две группы молодых мужчин и женщин должны были выбрать между различными лотереями, которые отличались между собой по степени риска. Те, у кого определенная зона теменной коры была большего объема, чем у других испытуемых, были способны на значительно больший риск. Исследователи смогли определить это благодаря МРТ, которое они делали участникам во время эксперимента.
Нейрофизиологи составили карту «центра воображения» в мозге человека
МОСКВА, 16 сен — РИА Новости. Нейрофизиологи впервые смогли выделить отделы мозга, участвующие в работе нашего воображения, и составить подробную карту взаимосвязей между частями «центра фантазий» в нашей голове, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Во время эксперимента ученые попросили своих подопечных представить себе составную трехмерную фигуру, а затем, через несколько минут после начала наблюдений, усложнить ее или «разобрать» на составляющие элементы. Это позволило нейрофизиологам выделить те части мозга, которые были активны во время этого умственного упражнения, и определить то, как они были связаны.
Оказалось, что «центр воображения» состоит из 12 отдельных элементов, разбросанных по всей коре мозга человека. Четыре ее ключевых элемента находятся в лобно-теменной доле, а остальные восемь распределены по всем другим отделам мозга, в том числе и в мозжечке, и соединены с центральной частью системы.
По словам авторов статьи, данная система работает очень гибко и способна менять свою конфигурацию при решении разных умственных задач. Как правило, в таких случаях одна из 12 зон, так называемый срединно-височный узел (MTL), берет на себя роль «дирижера» в работе центра воображения.
«Наши открытия позволяют нам сделать очередной шаг к пониманию того, как устройство нашего мозга отличает нас от других видов живых существ и откуда взялся тот богатый внутренний мир, позволяющий нам свободно думать. Осознание этих различий поможет нам понять, откуда это все берется и возможно позволит воссоздать часть этих созидательных и мыслительных процессов в «думающих» машинах», — заключает Шлегель.
Голова – предмет тёмный, но исследованию подлежит. Что за что отвечает в головном мозге?
Способность дышать и двигаться, чувствовать боль и любить, создавать гениальные творения и совершать зло, подчас не поддающееся объяснению. Благодаря чему всё это возможно? Где скрывается наше «я»?
Как устроен головной мозг человека, как соотносятся его строение и функции, и каковы их особенности?
Попробуем разобраться в некоторых из них.
Существует положение, что чем более проста некая функция, тем точнее место ее локализации в головном мозге. С другой стороны, наиболее сложные функции обеспечиваются слаженной работой всего мозга, в связи с чем понятие «коркового центра» (определённой области коры головного мозга) большей частью относительное и условное.
Внезапно залаяла собака во дворе? Ориентировочный рефлекс в ответ на резкий звук возможен благодаря среднему мозгу. Кроме того, через этот отдел проходят пути, обеспечивающие зрение, слух, способность к движению и бдительности, контроль температуры и ряд других, которыми занимаются другие отделы мозга.
КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ ИМЕЕТ СЛОЖНОЕ
СТРОЕНИЕ И СОДЕРЖИТ 12-18 МЛРД НЕРВНЫХ
КЛЕТОК И БОРОЗДАМИ ДЕЛИТСЯ НА НЕСКОЛЬКО ДОЛЕЙ
А теперь закройте глаза и коснитесь пальцами кончика носа. Получилось без особого труда, не так ли? Это при том, что в этом плавном действии было задействовано много разных мышц. За координацию, равновесие, нормальные движения спасибо мозжечку.
Сложнее, сложнее
Эмоции, такие эмоции. Без них наша жизнь была бы не такой счастливой (несчастной?). Внутренняя борьба, иногда заставляющая нас сделать то, о чем мы потом пожалеем. Знакомо? Благодарим лимбическую систему. Интересно что это такое? Чуть подробнее о ней (и ее частях).
Беспокоитесь, грустите? А может вам страшно? Это возможно благодаря миндалевидному телу (миндалине). Любопытный факт: с левой миндалиной бывает связано и чувство счастья, а вот у правой «настроение» плохое всегда.
Читайте материал по теме: Билл Гейтс и его синдром Аспергера
И наконец.
Итак, какова ее роль?
Читайте материал по теме: Что происходит с мозгом аутистов?
С лобной долей связана также наша способность к движению (благодаря моторной коре), чёткому и разборчивому письму, артикуляции.
Ассоциативные функции обеспечиваются теменной долей коры. Здесь располагаются области, отвечающие за осязание, чёткие, комбинированные целенаправленные движения, чтение, познавание предметов, явлений, их смысла и символического значения.
Бросается в глаза, что.
Наиболее сложные функции памяти и мышления не имеют чёткого расположения, в их реализации принимают участие различные области мозга.
Почему важно знать, как связаны функция и структура головного мозга?
Диагностика. Представьте: у человека сильно разболелась голова. Спустя несколько минут он уже не смог поднять правую руку, а его речь стала невнятной. У пациента ухудшилось зрение с одной стороны, тогда как офтальмолог патологию со стороны глаз не обнаружил. Или, например, человек перестал понимать обращённую к нему речь.
Читайте материал по теме: Как предотвратить инсульт?
Зная о том, какие отделы в головном мозге отвечают за ту или иную способность, можно предполагать место расположения патологического процесса.
Лечение и реабилитация. Предположим, что в результате повреждения участка головного мозга после инсульта у человека «выпала» какая-то функция. Значит ли это, что теперь она не вернётся? Нет, далеко не всегда.
Благодаря такому свойству мозга, как пластичность, возможно эту функцию восстановить. Говоря простыми словами, под пластичностью можно понимать способность других областей мозга брать на себя функцию повреждённой его части. Однако этим процессом нужно целенаправленно заниматься. Поэтому после инсульта больному бывает необходим курс нейрореабилитации, в процессе которого он заново учится говорить, ходить, обслуживать себя.
Нет. Приведённые выше описания взаимоотношений структуры и функции далеко не исчерпывающие: на деле всё гораздо сложнее и выходит далеко за рамки объёма небольшой статьи.
Чем отличается мозг творческого человека
И отличается ли вообще? Предлагаем заглянуть внутрь и узнать.
Творческий человек – это необязательно гений. Это и тот, кто может, например, найти неординарный подход к решению проблемы или нестандартное применение привычным вещам. Как же так вышло, что одни могут отыскать этот креативный путь, а другие нет? Пора узнать правду и развеять несколько мифов.
Творческое полушарие мозга
Это не совсем так (даже почти совсем не так). Полагать, что человеческий мозг делится на два полушария и на этом все, – это грубое упрощение. Мозг – слишком сложное устройство, которое до сих пор до конца не изучено. Действительно, в разные моменты нашей жизни активируются разные части мозга. Но это отнюдь не левая и правая сторона. Ученые выяснили, что теория о том, что одно полушарие отвечает за логику и рационализм, а другое за креативность и творчество – это заблуждение (подробнее мы писали об этом тут). На деле все куда сложнее.
Творчество – дар с рождения
У кого-то это действительно так. Но если это не ваша история, переживать не стоит. Творческие способности можно развивать. Исследователь Института психологии Университета Граца Андреас Финк провел эксперимент. В ходе него испытуемые две недели решали креативные задачи – придумывали слоганы, названия и так далее. Постепенно они справлялись все лучше и лучше. Изменения наблюдались не только в качестве результатов участников эксперимента, но и в работе их головного мозга.
Детектор ошибок
В журнале «Химия и жизнь» кандидат биологических наук Надежда Маркина рассказывает, что тот же Андреас Финк с помощью ЭЭГ изучал ритмы головного мозга в то время, как люди решали творческие задания. Ученый пришел к выводу, что креативность не связана с одной определенной зоной мозга.
Что такое креативный мозг
Физиолог и исследователь мозга Наталья Бехтерева еще в 1960-е годы изучала особенности работы мозга творческих людей. Среди всего прочего она обнаружила детектор ошибок, и в связи с этим открытием появилась любопытная теория.
Детектор ошибок – это механизм в головном мозге человека, который реагирует на несоответствие события или действия той или иной привычной модели. Исследование говорит о том, что «в мозге есть система, которая отслеживает, правильно ли вы все делаете, то есть дает типовые решения вопросов».
Например, когда вы выходите из дома, а ключи забыли и чувствуете «что-то странное», – это, вероятно, детектор ошибок сигнализирует вам о забытой вещи.
В общем-то, это неплохой механизм для человека – он контролирует нас и бережет от недоразумений. Но иногда чересчур контролирует – даже сковывает. То есть не дает придумывать что-то новое и креативное.
Бехтерева предполагает, что у творческих людей детектор ошибок перестраивается на другой лад. Вместо того чтобы предлагать стереотипные варианты, он от них ограждает.
Есть и искусственный способ «отключить» на время этот механизм головного мозга – с помощью алкоголя, например. Но это вредно для здоровья, и долгосрочно заниматься творчеством в таком состоянии вряд ли получится.
Три нейронные сети решают
Результаты более свежего исследования были опубликованы в 2018 году. Его провела группа ученых из Гарвардского университета во главе с Роджером Бити. Более сотни испытуемых решали тест на дивергентное мышление (это такой метод, при котором одну и ту же проблему человек решает несколькими разными способами). Во время эксперимента мозг добровольцев сканировали при помощи МРТ.
В итоге пришли к выводу, что во время занятия творческой деятельностью активируются три участка головного мозга – островковая доля (конкретнее – левая передняя), префронтальная кора и кора задней части поясной извилины.
Проще говоря, у креативного человека задействованы сразу три нейронные сети. Одна отвечает за воображение, какие-то спонтанные идеи и мысли. Вторая сеть контролирует эти внезапные варианты и придает им осознанность. Третья работает в качестве своего рода «переключателя» между первыми двумя.
Озарение
В 2019 году ученые из Дрексельского университета тоже провели эксперимент. Добровольцы решали анаграммы. Чтобы найти ответ в такой задачке, можно пойти двумя путями: методично прорабатывать разные варианты или ждать озарения. Это и отличает творческих людей – они обычно выбирают второе.
Но это отличие наблюдается не только во время активной работы мозга, но и в состоянии покоя. Так, люди с креативным мышление в большей степени задействуют височные и теменные доли. Люди с аналитическим складом ума используют лобную долю. Она помогает организовать мышление и контролировать другие участки мозга.
Получается, творческие люди в меньшей степени скованы сознанием и внутренним контролем – это помогает им генерировать оригинальные идеи и нестандартно подходить к решению задач. Порой им не нужно последовательно и алгоритмично прорабатывать варианты, чтобы получить ответ.
Как развить творческие способности
Не спешите отчаиваться, если вы недостаточно креативны. Сейчас мы будем исправлять ситуацию.
Бегите от стереотипов
Есть вероятность, что детектор ошибок можно «переучивать» самостоятельно. От знакомого дизайнера слышали такой совет. Если вам нужно придумать, например, логотип компании, первые три или даже пять ассоциаций можно смело отметать. Они будут самыми распространенными и банальными. После начнут появляться более креативные идеи.
Решайте анаграммы и необычные загадки
Детские задачки тоже подойдут. Наблюдайте за тем, по какому пути вы идете, чтобы найти ответ. Пробуйте не применять привычные логичные алгоритмы. Одну задачку мы уже подготовили для вас.
Однажды мой младший брат (ему было лет восемь) рассказал мне загадку, которую придумал сам. Она звучит так.
Есть два острова, между ними мост. На одном растут яблони, на другом – ничего нет. В воде – акулы, они моментально нападут на человека, если он решит поплавать. Мост может выдержать только мальчика и два яблока. Как мальчику за один раз перейти на пустой остров вместе с тремя яблоками?
Погодите сразу смотреть ответ – попробуйте пофантазировать.
Спойлер: по версии ребенка, мальчик будет жонглировать яблоками – так в руках всегда будет только два фрукта. Но это не значит, что этот ответ – единственный верный.
Не пренебрегайте внезапными мыслями
Не стоит сразу отметать то, что хочется назвать бредом или чем-то невозможным. Если хочется тренировать креативность – стоит научиться фантазировать и ловить случайные идеи.
Игра в ассоциации
Вам даже не понадобиться другой человек, чтобы начать тренировку. Выберите объект или явление и придумывайте как можно больше ассоциаций к нему. Чем дальше – тем оригинальнее будет получаться. Можно играть с друзьями, усложнять процесс и придумывать ассоциации вместе.
Придумывайте новое применение старым вещам
Или просто нестандартное. Необязательно воплощать эти идеи в жизни. Достаточно просто потренироваться и включить воображение.
Вероятно, вам также будет интересно:
10 советов, которые помогут вам сформировать здоровое отношение к технологиям
Теперь можно подключить компьютер к мозгу по венам
Сила воображения и зеркальные нейроны
Воображение — великая сила. Издревле она являлась неотъемлемым элементом духовных практик. С помощью силы воображения можно исцелять физические и душевные раны, тренировать моторные и психические навыки, строить гармоничные отношения с миром, учиться «помнить (полученный опыт) и забывать (те ситуации, в которых он был получен)», создавать свое будущее.
Есть ли у этой силы «морфологическая основа»? Относительно недавно (около 20 лет назад) ученые обнаружили в головном мозге человека т.н. «зеркальные нейроны», которые помогли отчасти объяснить механизм воображения.
Впервые зеркальные нейроны были обнаружены и описаны Джакомо Риццолатти, Лучано Фадигой, Витторио Галлезе и Леонардо Фогасси в университете города Парма, Италия в экспериментах на макаках с введением микроэлектродов в зону F5 (лобная кора). Затем аналогичный тип нейронов был найден и в других областях коры — в ассоциативной теменной (нижняя теменная) и височной (верхняя височная) коре.
У людей активность мозга, согласующаяся с поведением зеркальных нейронов, первоначально была обнаружена в лобной и теменной областях косвенными методами, такими как МРТ и электроэнцефалография. В 2010 г. исследовательская группа М. Якобони зарегистрировала активность 1000 нейронов лобной и височной коры. Часть этих нейронов отвечали как на совершение действия, так и на наблюдение за совершаемым действием.
Зеркальные нейроны можно рассматривать как некоторые переключатели поведения, находящиеся в ассоциативных зонах коры больших полушарий и связывающие сенсорные и моторные отделы.
Некоторые учёные называют их открытие самым главным событием в нейробиологии за последние десять лет. Одним из них является В. Рамачандран, который считает, что эти нейроны играют ключевую роль в процессах имитации и обучении языку.
«Зеркальные нейроны» коры больших полушарий активируются в момент совершения какого-либо действия, наблюдения за тем, как его совершает кто-то другой, и воображения того же действия. Аналогичный процесс характерен и для наших чувств. Когда мы переживаем ту или иную эмоцию (или чувство), воображаем ее или видим ее проявление у других, в нашей коре возбуждаются одни и те же нейроны. Получается, что, представляя какое-либо движение или ощущение, мы облегчаем его воспроизведение в действительности. Значит можно тренироваться в воображении!
Этим очень успешно пользуются спортсмены.
Исследования доказали, что когда профессиональные спортсмены визуализируют моторные движения, оттачивая их до совершенства, это заметно улучшает качество их выполнения в реальности. Есть только одно «но»: тренировки в воображении должны быть регулярными.
В интервью Крис Эверт задали вопрос о том, как она готовилась к чемпионату. Она сказала, что, кроме тренировок на корте, она тщательно и подробно отрабатывала каждую важную деталь предстоящего матча в своем воображении. Готовясь к матчу, она представляет себе стиль и тактику игры соперницы, воображая себе, как отвечает на каждый из ее маневров.
Доктор Ричард Суинн из Университета штат Колорадо исследовал влияние мысленной тренировки на результативность спортсменов. Работая консультантом американской олимпийской команды лыжников, он предлагал спортсменам, расслабившись, представлять себе состязания: вот они выходят на старт и мысленно проходят всю дистанцию по горе. Многие спортсмены сообщали, что ощущения, которые они испытывали, переживая соревнования в своем воображении, были такими, как если бы все происходило на самом деле. Они чувствовали ветер в лицо, слышали скрипение снега под лыжами, ноги сами поворачивались в направлении воображаемого движения, мускулы подрагивали от напряжения. Ценность такого рода тренировок была очевидна.
Доктор Майкл Махони из Университета штата Пенсильвания тоже исследовал воздействие мысленной тренировки на качество спортивных выступлений. Его результаты также говорят о том, что она является важным дополнением к обычным тренировкам.
Воображение движений — отличная составляющая реабилитации людей после травм, инсультов и др. Когда человек долгое время находится без движения, у него атрофируются мышцы и разрушаются кости. У тех, кто, будучи прикован к постели, тренировался мысленно, мышечная и костная ткань и сохранялась лучше, и восстанавливалась быстрее. То же можно сказать и о восстановлении двигательных навыков в целом.
Если мы знаем, что нам предстоит столкнуться в жизни с непростой ситуацией, мы можем предварительно «проиграть» ее в воображении. Конечно, мы не сможем полностью предугадать то, что произойдет в действительности. Но прожить свою роль, свою идеальную реакцию нам вполне по силам.
А если что-то пошло не так, если мы чувствуем, что поступили далеко не лучшим образом, можно «перепрожить» уже случившееся в наилучшем варианте (с точки зрения своих реакций, чувств и мыслей). Это не избавит нас от ответственности за прошлое, но поможет в будущем избежать «знакомых граблей». И, конечно, чем чаще в воображении мы стремимся к гармонии с собой и миром, тем легче нам будет в реальности идти в этом же направлении. Идти к здоровью.
«Самое великое достижение человеческого мозга — его способность представлять объекты и эпизоды, которые не существуют в реальном мире, и эта способность дает нам возможность думать о будущем. Как сказал один философ, человеческий мозг — машина предвосхищения, и творение будущего — самая важная работа, которой он занят».