отдание пасхи по пасхальному чину

Б. Богослужение по триоди цветной

По триоди цветной совершается Богослужение подвижных дней и праздников с первого дня Пасхи 113 до недели всех святых. По особенностям своим оно разделяется на следующие виды: 1) на Богослужение в 1-й день Пасхи и Пасхальную седмицу, 2) от недели Ап. Фомы до отдания Пасхи, 3) от отдания Пасхи до 50-цы недели всех святых.

§ 52. Богослужение в первый день Пасхи и пасхальную седмицу

Богослужение в праздник Пасхи своею торжественностью превосходит все праздники; отчего она и называется праздником праздник и торжеством торжеств; чтения кафизм, литии и других псалмов, молитвословий и священнодействий, побуждающих нас к сокрушению о грехах и раскаянию в них, не полагается; поются песни, прославляющие воскресение Господа Иисуса Христа и Его победу над смертью и адом. В ночь на Пасху церковь повелевает христианам упражняться, в чтении Деянии св. Апостолов, как бы в подражание бодрствованию древнего Израиля в ночь совершения ветхозаветной Пасхи и избавления первенцев его от смерти в Египте.

К утрени присоединяется 1-й час.

б) Часы пасхальные (1-й, 3-й, 6-й и 9) состоят не из псалмов и молитв, составляющих обычные часы, а из песней, воспевающих воскресение Господа и Его победу над смертию и адом, а именно: вместо «Приидите поклонимся» поется: Христос воскресе 3-жды – взамен 3-х псалмов – стихира: Воскресение Христово видевше 3-жды, упакой – Предваривше утро, кондак – Аще и во гроб. Тропарь: Во гробе плотски. слава – Яко живоносец. и ныне Богородичен: Вышито освященное Божественное селение. Господи помилуй 40, слава и ныне: Честнейшую херувим: Именем Господним благослови, отче. Иерей: Молитвами святых отец. Лик: аминь, Христос воскресе 3-жды. Слава и ныне, Господи помилуй 3-жды. Благослови и отпуст.

Песнопения часов поются вместо полунощницы и повечерия.

г) Вечерня пасхальная совершается по чину великой вечерни со входом и великим прокимном. В 1-й день Пасхи она имеет следующие особенности: настоятель облачается во все священнические одежды и после входа, в воспоминание вечернего явления Господа ученикам, читает, обратясь к народу, Евангелие, повествующее о сем событии.

Вся пасхальная седмица составляет как бы один продолжительный праздничный день, и Богослужение во время ее бывает то же, что и в 1-й день, с немногими исключениями и переменами, а именно: на вечерни не бывает Евангелия, и на утрени при пении канона после каждой песни – ектеньи и каждения; ектеньи бывают только после 3-й, 6-й в 9-й; на литургии читает Евангелие один диакон; прочее же чинопоследование церковных служб остается то же самое, и внешние обряды, сопровождающее его, остаются те же, именно: всякое Богослужение церковное во всю седмицу священник начинает и оканчивает, держа св. крест в руках, как знамя победителя смерти Господа Иисуса Христа; во всю седмицу царские двери и завеса остаются отверстыми в ознаменование того, что воскресшим Господом отверзсто для нас царство небесное; во всю седмицу бывает целодневный церковный звон в знак празднования победы воскресшего Господа над смертью и адом. С 1-го дня Пасхи до субботы, после литургии (в соборных храмах и монастырях) бывает крестный ход вокруг храма с иконами и артосом, т.-е. хлебом, на котором изображается крест или воскресение Христово. Артос напоминает и самого Господа Иисуса Христа, неоднократно после Своего воскресения вкушавшего с Апостолами пищу для уверения их в истине воскресения Своего, и тот хлеб, который Апостолы, по вознесении Господа на небо, откладывали на своей трапезе в память пребывания Его с ними на земле и во свидетельство всегдашнего невидимого Его присутствия при них. С 1-го же дня Пасхи до отдания праздника полагается на престоле плащаница в воспоминание того, что Господь после воскресения Своего пребывал на земле 40 дней.

§ 53. Богослужение от недели Ап. Фомы до отдания Пасхи. Общие особенности сего богослужения

§ 54. Частные особенности недель, следующих за Светлою седиицею, и некоторых седмичных дней

Кроме общих особенностей в Богослужении от пасхальной седмицы до отдания Пасхи, есть частные особенности, принадлежащие каждому воскресному дню и некоторым из седмичных дней. В эти дни церковь воспоминает такие события из земной жизни Господа Иисуса Христа, в которых особенно ясно проявляются Его Божественная слава и Его Божественное всемогущество. От этих воспоминаний воскресные дни и преполовение Пятидесятницы называются праздниками, а следующие за ними дни днями попразднства. А именно:

а) В первое воскресенье после Пасхи (во 2-ю неделю) церковь воспоминает явление Господа Апостолам в 8-й день по воскресении и осязание ран Его Апостолом Фомою, послужившее твердым основанием веры в воскресение Христа жизнодавца. От сего неделя эта называется неделею Ап. Фомы. Называется она антипасхою (с греч. вместо Пасхи), потому что в этот день Господь обновил память Своего воскресенья, или повторил Свое явление ученикам, утвердив их и Фому в истине Своего восстания из гроба. В этот день стихиры Пасхи на вечерни: Да воскреснет Бог и на утрени канон пасхальный не поются (кроме катавасии – Воскресения день), а заменяются праздничными песнопениями триоди об уверении Ап. Фомы, как непреложном свидетельстве истины воскресения Христова. Праздник продолжается во всю седмицу до субботы, в которую бывает отдание праздника. Во вторник на Фоминой неделе совершается поминовение усопших, называемое радоницей или радуницей, и напоминающее о всемирной духовной радости, с которою церковь приветствует умерпшх о воскресении Господа, сходившего в ад с проповедью Евангелия.

б) В третию неделю Церковь воспоминает св. жен мироносиц, которые за свое усердие к Спасителю прежде всех получили благовестие о воскресении Его. Вместе с ними прославляются Иосиф и Никодим, погребавшие Господа И. Христа. В богослужении своем церковь воспоминает время скорби и слез св. жен об умершем Спасителе Господе и учителе, и радость их при благовестии о воскресении Христовом: от чего тропари церковные этой неделн поются те же самые, что и в великую субботу. Празднование в честь св. жен мироносиц, Иосифа и Никодима совершается во всю следующую седмицу и оканчивается в следующую субботу.

Следующие за неделею св. мироносиц три недели посвящены прославлению вмесге с воскресением Христовым трех спасительных дел Сына Божия, которыми Он во время своей земной жизни явил Себя, как Божественный Врач их телес, так и Просветитель их душ. Евангельские чтения в сии недели на литургии дают направление церковным песнопениям, в которых воспоминаются евангельские события.

в) В четвертую неделю воспоминается описанное в евангелии от Иоанна исцеление расслабленного при овчей купели, и вся неделя называется неделею о расслабленном. В своих песнопениях церковь прославляет Божественное всемогущество и славу распятого и воскресшего Господа, который Сам, как и Бог Отец, воскрешает мертвых и дает жизнь, обновляющую верующих чрез Его воскресенье, когда всею человека показал здрава прежде расслаблена суща (стих, на Господи возв. веч. недели). Празднование о расслабленном поется в понед. и вторник.

г) В среду этой седмицы празднуется преполовение (половина) Пятидесятницы (т.-е. 25-й день от Пасхи). В этот день воспоминается евангельское повествование о том, как Господь в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме Иерусалимском и в последний 8-й день этого праздника, когда совершалось торжественное возлияние воды, явил Себя, яко Бог, воззвавший: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет, указывая тем на предстоявшее ниспослание Св. Духа верующим ( Иоан. VII, 37. 38. 39 ). Особенности в Богослужении этого праздника по указанно церк. устава состоят в следующем: накануне праздника совершается великая вечерня с рядовою кафизмою (а не 1-й антифон только). На утрени – полиелея не полагается, а поется великое славословие, – катавасия как в самый праздник, так и в отдание праздника поется: Море огустил ecu. На литургии вм. достойно »Чужде матерем девство». После литургии совершается крестный ход на реки или кладези для малого водоосвящения, заменивший ветхозаветный обряд торжественного возлияния воды на жертвенник. Праздник преполовения празднуется восемь дней и продолжается до среды следующей седмицы.

д) В пятую неделю церковь воспоминает описанную в св. Евангелии беседу Господа с женою Самарянкою о воде живой и поклонении Богу духом и истиною. Попразднство этого праздника начинается с четверга следующей седмицы (так как средою оканчивается празднование преполовению) до субботы.

е) В шестую неделю церковь воспоминает исцеление Иисусом Христом слепорожденного, который чрез это исцеление просвещся весь. и светодавца познает и светодателя, возсиявшего из гроба тридневно. Праздник сей продолжается до среды следующей недели, т.-е. до отдания Пасхи.

ж) В среду этой недели бывает отдание праздника Пасхи. Начало вечерни, утрени и литургии бывает то же самое, какое и в светлую седмицу, а на литургии и отпуст священник совершает так же, как и в Пасху, т.-е. возвышая крест и произнося 3-жды «Христос воскресе». После литургии снимается иереем с престола плащаница.

§ 55. Богослужение от отдания Пасхи до конца триоди цветной – до недели всех святых

От отдания Пасхи до конца триоди остается 18-ть дней. В этом периоде времени находятся два дванадесятых праздника:

Вознесение Господне и Пятидесятница, со днем Сошествия Св. Духа на апостолов. Тот и другой праздник имеет дни попразднства, в которые прославляется праздничное событие. Особенности же Богослужения в самые праздника и воспоминания в воскресные дни, между ними, следующие:

а) Праздник Вознесения Господня

Праздник этот празднуется в 40 й день после воскресения Христова – в четверток шестой седмицы по Пасхе. Особенности Богослужения состоят в следующем: в начале церковных служб в сей день и после, до праздника Пятидесятницы (в который празднуется Сошествие Св. Духа на Апостолов), молитва Св. Духу: Царю Небесный не читается, а по благословении священника чтец прямо читает «Святый Боже». На утрени после чтения Евангелия поется «Воскресенье Христово видевшее». На литургии поются праздничные антифоны, в которых пророчески изображается Божественная слава Спасителя, восходящего на небеса при восклицаниях и гласе трубном. Вместо «Достойно» поется ирмос 9-й песни канона: Тя паче ума и словесе Матерь Божию; вместо «Видехом свет истинный» (до отдания праздника) поется тропарь: Вознеслся ecu во славе. Отдание празднику бывает в четверток 7-й недели по Пасхе.

б) В седьмую неделю св. отец чествуется память 1-го вселенского собора, бывшего в Никеи против Ария вскоре после Пасхи и состоявшего из 318-ти Отцев. На сем соборе были составлены 7 членов сѵмвола веры, в которых кратко и точно изложено учение о Сыне Божием Иисусе Христе, Его Божестве и человечестве, Его страданиях, смерти, воскресении из мертвых, вознесении Его на небо и втором славном пришествии Его на землю, чтобы судить живых и мертвых.

б) В 8-ю неделю в 50-й день по воскресении Господа совершается праздник Пятидесятницы, в память сошествия в сей день Св. Духа на Апостолов в виде огненных языков. Праздник сей называется Троицыным днем, потому что церковь в своих молитвословиях и песнопениях чествует и прославляет все три лица Святой Троицы, участвовавшие в сошествии Св. Духа: Бога Отца, пославшего Святого Духа, – Бога Сына Иисуса Христа, умолившего Отца о послании Святого Духа, и Бога Святого Духа, сошедшего в виде огненных языков.

На литургии в этот день поются праздничные антифоны: вместо трисвятого – Елицы во Христа крестистеся; вместо «Достойно есть» – ирмос 9-й песни: Радуйся царице. Главную же особенность при Богослужении в сей праздник составляет вечерня, совершаемая тотчас после литургии. На этой вечерне читаются священнослужителем в царских вратах в три раза с коленопреклонением молитвы св. Василия Великого (в 1-й раз после прокимна, во второй – после сугубой ектерии: «Рцем вси» и 3-й – после песни: «Сподоби Господи»). В 1-й раз молимся пред Отцом небесным, исповедуя грехи свои, и ради великой жертвы, Сына Его, просим себе помилования. Во второй раз просим Господа Иисуса Христа даровать нам Божественного Духа в просвещение и утешение душ наших. Наконец, в 3-й раз просим, чтобы Господь упокоил усопших отцов и братий наших в месте светле, в месте покоя вечного. В сей праздник существует у нас обычай украшать храмы и домы древесными ветвями и цветами, равно стоять в церкви с цветами в руках. Ветви и цветы приносятся от нас, как дары благодарности Духу животворящему от начатков обновляющейся природы и напоминают нам об обновлении душ наших силою Св. Духа и о будущем воскресении умерших братий наших, о которых мы особенно молимся в сей день.

д) В следующий за Пятидесятницею день – понедельник совершается праздник в честь Святого Духа, яко единого от Святой Троицы Лица. В 50-й день было сошествие Св. Духа на Апостолов; почему, как говорится в Синаксаре, чести ради ко Всесвятому Духу и раздельне от празднования Святой Троице узакониша св. отцы праздновати Ему.

е) В следующую 1-го неделю по Пятидесятнице церковь празднует память всех святых, удостоенных небесной славы благодатью Святого Духа и тех святых, которые не внесены в месяцесловы церковные. «Подобаше празднуемые на кийждо день святые во един день собрата, да явится, яко о едином Христе подвизашася (Синакс. на этот день). С этого дня начинается ряд чтений 11-ти воскресных утренних евангелий.

Неделею всех святых оканчивается пение триоди цветной и начинается обычное рядовое при службах церковных употребление октоиха и минеи до недели Мытаря и Фарисея.

§ 56. Устав о праздничном Богослужении во дни пения цветной триоди

Если случатся празднования с полиелеем или с всенощным бдением во дни пения триоди цветной, то о службах их имеются следующие указания в Уставе: 1) если эти празднования случатся от понедельника Светлой недели до 4-й недели по Пасхе, то Богослуженье отправляется по службе св. великомученику Георгию 23-го апреля; 2) если же эти празднования случатся от 4-й недели Пасхи до субботы Пятидесятницы, то службы их правятся по службе св. Иоанна Богослова под 8-м мая.

Пасха по определению 1-го вселенского собора празднуется в 1-й воскресный день после весеннего равнодействия и полнолуния, наступившего после 21-го марта; почему она бывает в период времени от 22 марта по 25-е апреля. Для указания времени Пасхи в каждом году при некоторых Богослужебных книгах (напр. типиконе и святых помещается зрячая пасхалия, по которой можно зреть и пасхальное новолуние и полнолуние, и время пасхи. И воскресные дни на весь год с марта месяца. Для этого в пасхалии указаны: 1) индикт. 2) круг солнца, 3) врцелето, 4) круг луны, 5) основание. 6) епакта и 7) ключ границ или ключевые буквы. Индикт есть период времени. Состоящий из 15 лет и введений в риме во времена Императоров для сбора податей. Правосл. церковь началом индикта считает 312-й год по Р.Х. по прекращении гонения на христиан при св. Константине В. Для получения года индикта надобно из данного года вычесть 312 и остаток разделить на 15, – частное даст число циклов, а остаток год индикта. напр., 1899 год – 312==1587: 15==105 циклов и 12-й год индикта. Впрочем для отыскания времени Пасхи индикт не составляет значения. Никейский собор ввел эти индикты в память заслуг имп. Константина Великого, даровавшего свободу христианской веры. Круг солнца обнимает период времени в 28 лет, после которых возвращается прежний порядок вруцелетних букв. Вруцелетно (т.е. как бы в руке иметь); так называется одна из семи букв славянской азбуки (а. в. г. д. е. s, з), указывающая воскресные дни с марта месяца каждого года до марта, следующего года. Круг луны обнимает период времени в 19 лет*, после которых новолуния и полнолуния опять приходятся в те же числа месяца. Цифра в круге луны против каждаго года есть не что иное. Как нумер года в 19-летнем периоде. Который прежде обозначался золотыми числами на всенародно выставляемых досках; отсюда круг луны наз.златным числом. Основанием наз.число. по которому определяется, в какие числа солнечного месяца марта должно быть в данном году 1-е новолуние и полнолуние. Оно показывает число дней нового лунного года против окончившегося солнечного года. Епакта (ἒπαγω прибавляю) дополняет основание и вместе с ним составляет число или 21 (т.е. 21-е марта) или 51, когда основание больше 21 на целый месяц (30 дней). Она определяет конец пасхи иудейской, т.е. когда наступит 22-й день мартовской луны или 22-й день еврейского месяца нисана, и кончаются опресночные дни у евреев. По правилам Никейского собора новозаветная пасха должна быть всегда после ветхозаветной еврейской. Ключем границ наз. 35-ть букв славянской азбуки по числу дней от 22-го марта по 25 апреля, в которые может быть Пасха или границы Пасхи. Ключевая буква показывает, на сколько дней в каждом году удалена Пасха от 21-го марта; ибо каждая ключевая буква означает число (цифру), а именно:

в мартеапреле
а1i11у21ь31
б2к12ф22ѣ32
в3л13х23ю33
г4м14ѿ24х34
д5н15ц25я35
е6о16ч26
ж7п17ш27
s8р18щ28
з9с19ъ29
к10т20ы30

Всего проще и скорее можно отыскать день пасхи по ключевой букве. В 1899-м году ключевая буква – щ==28; 28+21==49; из сего вычитаю 31, т.е. целый месяц март. Остаток 18-го апр. И есть день Пасхи.

При сем христовании у нас ведется обычай дарить друг другу краснымит яйцами. Поелику есть символ жизни; то яйцо, окрашенное красною кровью Господп нашего Иисуса Христа.

Восследования случившихся святых во всех неделях святой пятидесятницы поем на повечериях (Типик под нед. Антипасхи).

От недели святой Пасхи до отдания катавасия: Воскресения день.

2. В день Преполновения пятидесятницы и на отдание Преполновения. Море огустил еси.

3.В неделю 6-ю по пасхе и на отдание Пасхи – и от праздника Вознесения до отдания его – Спасител. Богу.

4. На самый праздник Вознесения. В неделю 7-ю по Пасхе – св. отец, от недели пятидесятные до отдания – Божественным покровен.

5.В неделю всех святых и от нее до 1-го августа: Отверзу уста моя.

Чин этого поминовения изложен в цветной триоди.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Отдание Пасхи

отдание пасхи по пасхальному чину. otdanie pashi. отдание пасхи по пасхальному чину фото. отдание пасхи по пасхальному чину-otdanie pashi. картинка отдание пасхи по пасхальному чину. картинка otdanie pashi.

Отдание Пасхи совершается в среду 6-ой недели по Пасхе. В этот день заканчивается сорокадневное празднование Светлого Христова Воскресения, и мы последний раз приветствуем друг друга словами пасхальной радости: «Христос Воскресе!» и готовимся встречать грядущий праздник Вознесения Господня.

Содержание:

Отдание Пасхи. История

«Отданием» праздника называется последний день попразднества великих или двунадесятых праздников, который имеет свои отличительные черты в богослужении. Из церковной истории известно, что отдание самых главных христианских праздников, таких как Пасха, Рожество и Троица начали чествовать еще в 4-ом веке, позднее соответствующий уставной порядок был принят в настоящем виде. Попразднество Пасхи имеет самый долговременный период по сравнению со всеми прочими двунадесятыми праздниками и продолжается в течении сорока дней, т.к. по Преданию Церкви Господь, по Воскресении Своем из мертвых, пребывал в эти дни еще на земле и неоднократно являлся Пречистой Своей Матери и св. ученикам и апостолам.

Явления воскресшего Исуса в течение 40 дней после Пасхи

День отдания праздника Пасхи был последним днем жизни Исуса Христа на земле, когда воскресший Господь явился своим ученикам, чтобы сказать последние слова о царствии небесном. Повествования о явлениях Воскресшего Господа в сорокадневный период от Пасхи до Вознесения находим у всех четверых евангелистов:

«По Иоанну, сначала явился ученикам Исус в самый день Воскресения, когда двери были заперты; потомпо прошествии восьми дней, когда и Фома уверовал. Затем, когда они думали идти в Галилею и еще не все были собраны вместе, но некоторые из них ловили рыбу на Тивериадском море, тогда явился Господь только семерым, ловившим рыбу. То, о чем говорит Матфей, случилось после, тогда именно, когда прежде случилось то, о чем повествует Иоанн, ибо часто являлся им в продолжение сорока дней то приходя, то опять уходя, но не всегда и не везде присутствуя с ними» [1].

отдание пасхи по пасхальному чину. otdanie pashi ikona 1. отдание пасхи по пасхальному чину фото. отдание пасхи по пасхальному чину-otdanie pashi ikona 1. картинка отдание пасхи по пасхальному чину. картинка otdanie pashi ikona 1.Явление Христа апостолам на море Тивериадском. Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. ХII век

Св. Иоанн Богослов пишет здесь особенно подробно, последняя 21-я глава Евангелия полностью посвящена описанию третьего явления Спасителя, которое произошло на море Тивериадском. На этот раз Господь не только предстал пред учениками, но и разделил с ними трапезу, хотя, по Воскресении Своем, и не нуждался уже в подкреплении сил телесных, но делал так для большего уверения, чтобы показать, что воскрес Он в той же самой плоти, в которой и пострадал на кресте. Тогда же случилось одно из самых знаменательных событий в истории зарождающейся Христовой Церкви, при поручении св. апостолу Петру заботы о всеобщем церковном устроении:

«Когда же они обедали, Исус говорит Симону Петру: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю тебя. Исус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Исус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли ты Меня? И сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Исус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состареешься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога» (Ин. 21, 15-19).

«Так как обед имел у Него цель, то Он вручает Петру попечение об овцах всей вселенной, вручает попечение не иному кому, а ему, во-первых, потому, что он был избранным из всех и был устами всего лика апостолов; потом для того, дабы показать, что он должен иметь дерзновение, так как отречение его залажено. Об отречении не вспоминает, ни порицает за оное, а говорит: если любишь Меня, позаботься о братьях и докажи теперь ту горячую любовь ко Мне, о которой ты говорил, что готов умереть за Меня. Трижды спрашивает его, частью для того, чтобы показать, что Он столько заботится о верующих и столько любит Своих овец, что попечение об овцах Его служит признаком любви к Нему Самому; частью троекратным вопрошением и исповеданием врачует троекратное отречение и словом исправляет падение, бывшее на словах.

Отселе произошел обычайот желающих креститься требовать троекратного исповедания.

После первого и второго вопроса Петр призывает в свидетели Его Самого, знающего сердца; он уже не надеется сам на себя, не отвечает с поспешностью, но всякий раз прибавляет: «Ты знаешь». Когда же Петр был спрошен и в третий раз, то он смутился, не ошибочно ли он думает о себе, что любит, тогда как, быть может, на деле не любит, потому что и прежде он много думал о себе и крепости своей, однако же, последствия опровергли его. И теперь он убоялся того же. Потому и отвечает с благоговением: «Господи! Ты все знаешь», и настоящее, и будущее; Ты знаешь, что ныне Я люблю Тебя, как мне кажется; но пребудет ли моя любовь на последующее время, это ты знаешь, а я не стою сам за себя. Господь, сказав Петру о любви к Себе, предсказывает ему и о мучении, которое он претерпит. Говорит это с тем, чтобы показать, что если Он спрашивает его о любви, то спрашивает не по недоверию к нему, но по уверенности, что он любит, ибо как не любит тот, который будет и замечен за Него? Спрашивал для того, чтобы более обнаружить любовь самого Петра и всех прочих научить, что если мы желаем любить Его, то должны доказать любовь к Нему попечением о братьях.

Под «агнцами», может быть, разумеются начинающие, а под «овцами»более совершенные. Итак, кто любит Христа, тот должен иметь попечение об агнцах и об овцах, должен «питать» агнцев, то есть иметь за ними надзор более простой, и «пасти» овец, что указывает на высшее руководство. Иногда, впрочем, и совершеннейшие нуждаются в нежном попечении, и приставники овец должны кормить их. «Пасти» выражает надзор более строгий, а «питать»более нежный. Что же мы воздадим Господу, Который так возлюбил нас, что признаком любви к Себе поставил попечение об Его овцах?» [2].

Следующее явление Воскресшего Господа, по толкованию бл. Феофилакта Болгарского, описано у св. евангелиста Матфея, когда Он повелел одиннадцати апостолам Своим собраться в Галилеи и заповедал им идти на всемирную проповедь. Здесь Спаситель дает торжественное обетование о неразлучном Своем пребывании в роде христианском: «И се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф., 28, 20).

Ободряя же учеников Своих (так как посылал их к язычникам на заклания и опасности), говорит: не бойтесь, потому что Я буду с вами до скончания века. Смотри и это, как Он напомнил о кончине, чтобы побудить их еще более презирать опасности. Не бойтесь, говорит, все будет иметь конец, будет ли то мирское горе, или благополучие; поэтому ни в горестях не отпадайте, ибо они проходят, ни благами не обольщайтесь, ибо они окончатся. Впрочем, не к одним апостолам относилось это: пребыть с ними,но и ко всем вообще ученикам Его, ибо, несомненно, апостолы не имели жить до кончины мира. Итак, и нам, и тем, которые будут после нас, обещается это; однако не так, что до скончания Он будет, а после скончания отойдет. Нет! Тогда-то особенно и будет пребывать с нами и притом яснейшим и очевиднейшим образом, ибо слово «до», где ни встречается употребленным в Писании, не исключает того, что будет после [3].

отдание пасхи по пасхальному чину. 1494850853.6658otdanie pashi 3. отдание пасхи по пасхальному чину фото. отдание пасхи по пасхальному чину-1494850853.6658otdanie pashi 3. картинка отдание пасхи по пасхальному чину. картинка 1494850853.6658otdanie pashi 3.Явление Христа апостолам на горе Галилейской. Монастырь Дечаны, XIV в, Сербия

О последней беседе с учениками, перед самым Вознесением, повествуют евангелисты Марк и Лука, св. Марк передает прощальные слова и заповеди для апостолов, которые указал им Спаситель:

«И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь» (Мр. 16, 15-20).

отдание пасхи по пасхальному чину. otdanie pashi ikona 1. отдание пасхи по пасхальному чину фото. отдание пасхи по пасхальному чину-otdanie pashi ikona 1. картинка отдание пасхи по пасхальному чину. картинка otdanie pashi ikona 1.Явление Христа апостолам на море Тивериадском. Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. ХII век отдание пасхи по пасхальному чину. propovedi. отдание пасхи по пасхальному чину фото. отдание пасхи по пасхальному чину-propovedi. картинка отдание пасхи по пасхальному чину. картинка propovedi.Апостольские проповеди. Ок. 1668 г. Великий Устюг

Отдание Пасхи. Богослужение

Церковное богослужение отданию Пасхи совершается с особенной торжественностью, в этот день сочетаются совместно три уставные службы: празднику Пасхи, Недели о слепом и Предпразднества Вознесения Господня. 3-й, 6-ой и 9-ый часы, а также антифоны на литургии поются по пасхальному чину. День постный, но в Триоди есть специальное предписание, что «на трапезе бывает утешение братии»: «ямы масло, и рыбу, и вино пием, благодаряще Бога». Так верующие прощаются до следующего года с пасхальными песнопениями и переходят (кроме чтения молитвы «Царю Небесный») к повседневному годовому уставу о молитвах.

Послепасхальные дни имеют свое послабление относительно поста среды и пятницы и освобождают верующих от земных поклонов. Это дни духовной радости, когда вслед за Спасителем нашим устремляемся сердечным взором к Будущей, Непреходящей Пасхе, где получим вечное утешение и покой, если окажемся к тому достойными.

Церковные песнопения, предназначенные на этот период, говорят преимущественно о том же. «Светися, светися новый Иеросалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся. Богородице, о востании Рожества Твоего» – послепасхальный задостойник, составленный прп. Иоанном Дамаскиным, который каждый день читаем на церковной и домашней молитве, всегда возводит нас мысленно к новому миру и Иеросалиму Небесному. Прп. Никодим Святогорец в толковательном пояснении на пасхальный канон подробно раскрывает духовный смысл этой общеизвестной возвышенной молитвы:

«Боговдохновенный певец услышал, что пророк Исаия говорит: «Почерпите воду от источник спасения» (Ис. 12:3) (а под источниками спасения подразумеваются Божественные Писания, согласно толкователям), поэтому и сам он до сих пор заимствовал многие мысли из Божественных Писаний и напоил ими духовные сады своих песненных канонов, черпает же и ныне у того же пророка изречение, говорящее: «Светися, светися, Иеросалиме, прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе возсия» (Ис. 60:1) и претворяет это в настоящий ирмос, слегка изменив изречение, и говорит так: «О новый Иеросалим, кафолическая Христова Церковь, светись, светись». Поэт удваивает это слово, во-первых, для подтверждения просвещения, а во-вторых, из-за избытка радости, ибо в обычае как у подтверждающих какое-либо дело, так и у чрезмерно радующихся удваивать одно и то же слово, как сказал и великий Григорий: «Обновление, обновление наш праздник, братья; пусть это неоднократно повторяется от удовольствия!» (Слово в Неделю Новую). Итак, светись, потому что на тебе воссияла слава Господня, а слава Господня, по словам Феодора, – это Крест Христов, ибо Писание говорит: «Ныне прославися Сын Человеческий» (Ин. 13:31); а, по словам Григория Богослова, это Божество Христа, что подтверждает и Павел: «Отец славы» (Еф. 1:17), то есть Божества, или, по словам других, слава Господа – Божественный свет и блистание Его лица, по сказанному: «И слава Господня осия их (то есть пастырей)» (Лк. 2:9), ибо эти три воссияли на тебе, о Церковь из язычников.

Чтобы стало явно то, что иудеи видя не видят, по пророчеству Исаии, а народ, сидящий во тьме (то есть язычники), увидел великий свет богопознания, ибо среди тех самых иудеев скрылось Солнце правды, Христос, из-за неверия их, поскольку, умерщвленный ими, Он скрылся и царствовал в глубине гроба и ада, а среди нас, уверовавших из язычников, воссиял, потому что мы узнали восход Божества Его и были осияны светом благочестия и добродетели. Повелевает певец и новому Сиону плясать духовно и радоваться Воскресению Жениха Христа, потому что Христова радость и ликование являются и нашими. Затем он обращает свое слово и к Богородице, не напрасно и не мимоходом делая это, но с целью показать, что этот ирмос принадлежит девятой песни, песнотворицей которой, начальницей и творцом стала Госпожа Богородица, и поэтому он говорит Ей: «И Ты, Богородица, веселись и радуйся Воскресению Твоего Сына, ибо как прежде в Твое сердце вошел меч скорби из-за страдания и смерти Твоего Сына, по Симеонову пророчеству, так и ныне справедливо Тебе радоваться и веселиться первой, более остальных, ради Воскресения Сына Твоего, как Ты и пророчествовала в Своей песни, говоря: «Возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем» (Лк. 1:47)32».

Источники:

[1] Блаженный Феофилакт Болгарский, «Толкование на Евангелие».
[2] Там же.
[3] Там же.
[4] Там же.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *