отчет по учебной практике ландшафтный дизайн

Ландшафтный дизайн

Получение практических навыков по выполнению работ по художественному проектированию окружающей среды с учетом специфики работы дизайнера в ландшафтной организации. Изучение типологии объектов средового дизайна. Практика «Пленэр», ее результаты.

РубрикаСтроительство и архитектура
Видотчет по практике
Языкрусский
Дата добавления28.11.2016
Размер файла23,3 K

отчет по учебной практике ландшафтный дизайн. ba. отчет по учебной практике ландшафтный дизайн фото. отчет по учебной практике ландшафтный дизайн-ba. картинка отчет по учебной практике ландшафтный дизайн. картинка ba.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Отчет по производственной практике

Летняя практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности магистрантов географического факультета, обучающихся по направлению подготовки «Ландшафтное планирование и дизайн ландшафтов», в 2016 учебном году проходила в срок с 30 мая по 23 июля.

Целями производственной практики являются:

­ Получение практических навыков по выполнению работ по художественному проектированию окружающей среды с учетом специфики работы дизайнера в ландшафтной организации;

­ формирование производственных навыков;

­ овладение методами и навыками работы дизайнера в дизайнерских структурах организаций различных форм собственности посредством практического закрепления теоретических знаний, полученных во время учебного процесса

Задачами производственной практики являются:

— знакомство с организацией работы фирм (организаций), имеющих отношение к ландшафтному дизайну;

— знакомство с ролью и профессиональными обязанностями дизайнера в структуре производства;

— приобретение профессиональных умений и навыков в области средового дизайна;

— закрепление и углубление знаний, полученных в ходе теоретического обучения, применение их к практическому решению дизайн-задач;

— приобретение опыта практической работы в должности дизайнера в целях развития навыков самостоятельной работы;

— изучение типологии объектов средового дизайна;

— приобретение студентами практических способностей и навыков работы по избранной специальности;

— выработка умения решать конкретные задачи в области дизайна;

— получение навыков исследовательской работы и научного творчества;

— сбор материалов, необходимых для написания выпускной квалификационной работы.

Производственная практика проходила под руководством к.г.н., доцента кафедры физической географии и ГИС, Барышниковой О.Н.

Практика была поделена на два этапа:

— практика «пленэр», которая является составной частью учебного процесса,

— производственная практика в ландшафтной организации ООО «Лесник».

Общая характеристика места прохождения производственной практики

Ландшафтная компания ООО «Лесник» расположена по адресу: г. Барнаул, ул. Гоголя, д. 57. Предприятие было основано в 2015 году, компания «Лесник» включена в Единый Федеральный Реестр юридических лиц ОГРН 1152225010365 в сфере деятельности ландшафтного дизайна, имеет лицензию на проектирование и ландшафтное строительство. Число постоянных сотрудников: 10 чел., в сезон активных работ привлекаются наемные рабочие в необходимом количестве. Предприятие полностью обеспечено офисными и производственными помещениями, электронными средствами проектирования, машинами и механизмами ландшафтного строительства. Ландшафтная компания ООО «Лесник» активно сотрудничает с различными экспериментальными хозяйствами, питомниками, демонстрационными павильонами, участвует в конкурсах, смотрах и выставках городского и краевого значения. Офис компании имеет удобное расположение в центре города. Постоянные сотрудники имеют фиксированную заработную плату, временные работники получают оплату от объема выполненных работ. Помимо этого, имеются доплаты за объем и качество выполненных работ, разработана система премирования всех работников компании. Коллектив компании сформированный, дружный, при оформлении и разработке производственного задания каждый член коллектива профессионально исполняет свои обязанности.

Ландшафтная компания ООО «Лесник» осуществляет разработку и реализацию проектов озеленения и благоустройства объектов городской инфраструктуры и частных заказчиков.

— проектирование объектов ландшафтной архитектуры, строительство и эксплуатация объектов, выращивание посадочного материала, реализация посадочного материала, уход за объектами ландшафтной архитектуры, дилерство и укладка рулонного газона.

Основной вид деятельности: предоставление услуг по закладке, обработке и содержанию садов, парков и других зеленых насаждений. Предприятие также осуществляет оптовую и розничную торговлю цветами, различными растениями и удобрениями, а также занимается выращиванием продукции в питомниках: сеянцев, деревьев, кустарников, плодовых насаждений. Ландшафтная компания ООО «Лесник» также занимается предоставлением услуг по эксплуатации мелиоративных систем, и возможно предоставление услуг, связанных с производством сельскохозяйственных культур.

Основным предназначением компании является создание современных, функциональных и эстетических ландшафтов, удовлетворение спроса на благоустройство территорий различных категорий заказчиков

Основные функции компании:

— непосредственное общение с Заказчиком, выявление его потребностей и возможностей;

-составление проекта по благоустройству территории с учетом особенностей проектируемого участка и пожеланий Заказчика;

— сотрудничество с другими дизайнерскими и озеленительными компаниями г. Барнаула, а также с питомниками декоративных растений и организациями по реализации декоративных растений в розничной сети;

Перспективными направлениями деятельности ландшафтной компании ООО «Лесник» являются:

— обновление содержания, форм, методов работы с существующими Заказчиками;

— расширение клиентской базы

— содействие интеграции деятельности компаний ландшафтного дизайна, организаций сферы оптово-розничной реализации декоративных растений и крупных предпринимателей г. Барнаула с целью улучшения благоустройства городской среды.

Крупными объектами компании ООО «Лесник» являются

— парк спорта при стадионе имени А. Смертина;

— пляж-бассейн при стадионе имени А. Смертина;

— торговый центр «Галактика»;

— городское кладбище «Черницкое» и др.

Деятельность на производственной практике

1. На первом этапе практика проходила на кафедре физической географии и геоинформационных систем.

Знакомство с технологиями проведения практики «пленэр».

Практика «пленэр» является составной частью учебного процесса и имеет цель:

— закрепить умения и навыки, полученные студентами на аудиторных занятиях.

— воспитание у студентов вкуса к творчеству, способности к самостоятельной творческой работе;

— выработка профессионального мнения и осознанного отношения к искусству;

— приобретении навыков живописи в естественных условиях природы, в натуральной свето-воздушной среде.

Задачи практики «пленэр»:

— развитие культуры зрительного восприятия предметов и явлений окружающей действительности, произведений искусства (в том числе ландшафтной архитектуры);

— выполнение живописных этюдов и графических зарисовок ландшафтов, растительных форм, живой и неживой природы;

— формирование целостного восприятия натуры с учетом общего тонового и цветового состояния освещенности (восприятие теплых и холодных оттенков цвета, зависящих от освещенности, среды, пространственного удаления);

— развитие умения применять в этюдах метод работы отношениями;

— создание выразительных композиционно-цветовых решений в этюдах с натуры;

— освоение методов всех видов графических и живописных работ, выполняемых от руки с помощью карандаша, кисти, пастели, а также акварели и других художественных материалов.

Местом проведения практики «Пленэр» являлись объекты г. Барнаула и его окрестности. Была изучена и изображалась историко-культурная и природная среда. Во время прохождения практики были выполнены рисунки, живописные работы, эскизы, этюды и наброски, а также было проведено ознакомление с местными памятниками архитектуры, ансамблями, характерными пейзажами, посещены художественные музеи и выставки. Изучение творческого, культурного наследия, расширяет художественный кругозор, культурный уровень, воспитывает вкус, формирует профессиональный интеллект.

Для ознакомления с различными стилями и направлениями художественных работ, а также для расширения профессионального кругозора были проведены следующие экскурсии:

— Экскурсия в выставочный зал художественного музея, где было проведено знакомство с работами современных авторов.

— Экскурсия в салон «Турина Гора», где было продолжено ознакомление с художественными работами современных авторов, а также знакомство и изучение работ с использованием натуральных природных материалов (камень, береста, растения).

— Экскурсия по живописным местам города и местам, представляющим архитектурный интерес: посещение окрестностей Покровского Собора г. Барнаула; посещение окрестностей Дома Архитектора; посещение окрестностей Хосписа для одиноких престарелых людей-инвалидов г. Барнаула. художественный ландшафтный дизайнер

Результаты практики «Пленэр»:

1) Приобретение знаний

— приемы и методы исполнения ландшафтных рисунков (зарисовки, эскизы, антуражей);

— понятие о композиции, способы построения композиции рисунка и техника его исполнения;

— графические свойства средств, применяемых при выполнении ландшафтного рисунка;

— основные свойства цветов;

— тоновые и цветочные отношения в разное время суток, в солнечную и пасмурную погоду;

— законы построения линейной и воздушной перспективы.

2) Приобретение умений

— производить выбор пропорционально верхних тональных и цветовых отношений;

— выполнять с натуры зарисовки растительного мира, элементы природы, ландшафта и архитектурных деталей.- работать с акварельными красками;

— создавать плановость в работе;

— создавать целостное изображение ландшафта;

— технически грамотно выполнять работу.

3) Владение различными технологическими методами

— методы работы с различными графическими материалами;

— способы компоновки растений на листе и на объекте;

— способы построения пейзажа с помощью линейной перспективы на объекте;

— методы выявления объемно-пространственной структуры природных ландшафтов;

— методы правильной передачи пропорциональных соотношений элементов, композиции пейзажа;

До начала производственной практики на базе ландшафтной компании ООО «Лесник» было произведено ознакомление с программой практики и содержанием договора о прохождении производственной практики, выявлены особенности работы в рамках данной организации, пройден инструктаж по техники безопасности.

Основными объектами практической деятельности был Парк-спорта им. А. Смертина, а также организации-партнеры ландшафтной компании ООО «Лесник».

Виды выполняемых работ:

-Ознакомление с организацией (предприятием), получение инструктажа по технике безопасности; беседа со специалистами, оформление приказа о зачислении студента на практику с назначением руководителя, составление календарного плана-графика прохождения практики; инструктаж по технике безопасности при выполнении программ производственной практики; ознакомление и изучение этапов работ по текущему содержанию и благоустройству объектов зеленого хозяйства; выполнение подготовительных работ на объекте озеленения (агротехнические и инженерные мероприятия: перекопка, выборка включений, боронование, защита существующих насаждений, вертикальная планировка участка); выполнение работ по текущему ремонту газонов (подготовка почвы: перекопка, выборка включений, боронование, планировка, составление травосмесей, посев газонных трав, мульчирование или боронование, полив, отбив бровок); выполнение работ по посадке деревьев и кустарников; разметка и подготовка посадочных мест, внесение удобрений, подбор посадочного материала для участка озеленения; подготовка посадочного материала (прикопка, осмотр, подготовка к посадке, посадка, подвязка, устройство приствольных лунок, мульчирование, полив); выполнение работ по текущему ремонту дорожек (расчистка участков, планировка, разбрасывание щебня, высевок, укатка, полив, устройство бровок или бордюров, устройство песчаной подушки); выполнение работ по устройству цветников (подготовка почвы, выборка включений, внесение удобрений, нанесение рисунка, разметка посадочных мест); посадка летников (выборка рассады, посадка, полив, оправка); выполнение работ по уходу (полив, подкормка, прополка, рыхление); уход за цветниками из луковичных и многолетников (полив, подкормка, оправка, прополка, рыхление, обрезка, мульчирование); уход за газонами (прогребание, прополка, полив, выкашивание, уборка скошенной травы); уход за деревьями и кустарниками (полив, подкормка, обрезка, вырезка суши и поросли, рыхление, прополка приствольных лунок, мульчирование, закраска срезов); уход за садовым оборудованием (мытье, окраска, ремонт); ознакомление и изучение работ по выращиванию посадочного материала декоративных деревьев и кустарников (выполнение работ в отделе размножения питомника: заготовка семенного и вегетативного материала, посев семян, черенкование, полив, прополка, подкормка, перевалка, пересадка); выполнение технологических операций по уходу за хвойными деревьями и кустарниками; выполнение технологических операций по уходу за лиственными деревьями и кустарниками; выполнение работ по выращиванию рассады однолетних цветочных растений (подготовка почвы, посев, пикировка, перевалка, подкормка, уход, защита от вредителей и болезней); выполнение работ по выращиванию рассады двулетних и ковровых цветочных растений (подготовка почвы, посев, пикировка, перевалка, подкормка, уход, защита от вредителей и болезней).

За время прохождения практики было прочитано 2 лекции, произведена общественная работа на производстве, проведены 2 экскурсии, выполнены индивидуальные задания, принято участие в рационализаторской работе.

— «Способы создания газона в городских условиях»

— «Розы в саду», покупка, посадка, уход, размножение.

— посещение общественной организации «Приют домашних животных «Ласка»», обустройство клумб, посадка многолетних цветов.

— Питомник декоративных растений «Гринландия». Цели экскурсии: ознакомление с организацией работы питомника, видовым составом растений, образцами использования растений, особенностями выращивания отдельных культур;

— Парк спорта стадиона им. А. Смертина. Цель экскурсии: выбор площадки для создания хвойного уголка.

Индивидуальные задания, которые включали в себя сбор, обработку и представление материала в виде докладов:

— Вводный курс о ведении зеленого хозяйства;

— Основы посадки декоративнолиственных кустарников;

— Создание розариев в условиях климата юга Западной Сибири;

— Технология посадки крупномерных деревьев;

-Тропические растения в открытом грунте;

Участие в рационализаторской работе заключалось в создании и представлении проекта «Хвойный уголок» в аллее парка спорта стадиона им. А. Смертина. Представление проекта хвойного уголка явилось завершающим этапом производственной практики в ООО «Лесник» (ландшафтная компания).

На каждом этапе производственной практики продуктивная деятельность магистрантов сочеталась с теорией специалистов ландшафтного дизайна, что позволило расширить компетенции практикантов в сфере земледелия, растениеводства, построении композиций, цветовых решений и акцентов.

Результаты практики «Пленэр»:

· развитие умений ставить и решать конкретные задачи в области ландшафтного дизайна;

· выбор идей для отработки стилизации растительного мира, элементов природы и ландшафта;

· развитие культуры зрительного восприятия предметов и явлений окружающей деятельности;

· закрепление навыков в представлении растений во взаимосвязи с пространством, окружающей средой, освещением, с учетом их цветовых особенностей;

· изучение культурного и архитектурного опыта г. Барнаула, расширение и обогащение художественно-эстетического представления при посещении художественного музея и картинных галерей;

· закрепление знаний полученных на аудиторных занятиях, развитие художественного видения;

· воспитание чувства красоты, гармонии, расширение цветовой палитры, развитие внимания и интерес к определенному объекту;

· изучение архитектуры в исторических частях города.

Результаты практической деятельности в ландшафтной компании ООО «Лесник»:

· знакомство с правовыми, организационными и техническими особенностями функционирования ландшафтной компании;

· знакомство с ролью и профессиональными обязанностями дизайнера в структуре производства;

· приобретение профессиональных умений и навыков в области средового дизайна;

· закрепление и углубление знаний, полученных в ходе теоретического обучения, применение их к практическому решению дизайн-задач;

· приобретение опыта практической работы в должности дизайнера в целях развития навыков самостоятельной работы;

· изучение типологии объектов средового дизайна;

· приобретение практических способностей и навыков работы по избранной специальности;

· выработка умения решать конкретные задачи в области дизайна;

· получение навыков исследовательской работы и научного творчества;

· развитие навыков сбора, анализа и обобщения материалов для магистерской диссертаций;

· обретение практики участия в выставках ландшафтных проектов, необходимой для дальнейшей профессиональной деятельности;

· закрепление и углубление теоретической подготовки, приобретение практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной деятельности.

· приобретение таких качеств нахождения в коллективе, как взаимопомощь, взаимовыручка, уважение и соблюдение субординации.

Список использованной литературы

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Типологии и функции макетов. Материалы и инструменты для их создания. Основы приёма макетирования. Качества композиции, свойственные каждому произведению искусства. Разработка концепции дизайна макета ландшафтной территории образовательного учреждения.

курсовая работа [2,0 M], добавлен 08.05.2019

Ландшафтный дизайн как средство изменения качества окружающей среды на территории БОУ СПО «Вологодский строительный колледж». Единство функциональных и эстетических начал в выборе средств ландшафтного дизайна. Система зеленых насаждений в колледже.

курсовая работа [1,6 M], добавлен 17.06.2011

Значение ансамбля в ландшафтной архитектуре (дизайн и озеленение усадьбы). Дизайн-проект приусадебного участка. Приемы композиции, применяемые при работе. Соотношение форм по геометрическому строению, величине и фактуре. Цвет в ландшафтном дизайне.

курсовая работа [1,6 M], добавлен 19.03.2014

Роль дизайна в ландшафтной архитектуре. Газон как неотъемлемая часть ландшафтного дизайна. Особенности его видов и основные моменты истории применения и развития. Общая характеристика устройства газона: его практические функции и компоненты травосмесей.

курсовая работа [38,4 K], добавлен 14.11.2010

Озеленение и благоустройство территорий. Проектирование и создание садово-парковых насаждений, газонов. Стили ландшафтного дизайна. Устройство ландшафта китайского сада. Основные элементы японского стиля. Направление ландшафтного дизайна стиля Кантри.

презентация [2,6 M], добавлен 23.02.2011

Ландшафтный дизайн как садовое искусство. Законы и приемы ландшафтного дизайна: композиция, перспектива, планировка участка. Элементы оформления сада: ворота и калитки, беседки и бельведеры. Декоративные садовые постройки для вертикального озеленения.

реферат [1,5 M], добавлен 06.01.2008

История возникновения дизайна как деятельности по проектированию предметного мира и эстетических свойств промышленных изделий. Классификация основных видов дизайна: промышленный, графический, книжный, визаж, дизайн одежды, ландшафт и фитодизайн.

презентация [2,6 M], добавлен 03.03.2015

Источник

Отчет по практике по Садово-парковому и ландшафтному строительству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 12:58, отчет по практике

Краткое описание

Производственная практика оказывает значительное влияние на формирование профессиональных и гражданских качеств будущего специалиста. У практикантов воспитываются такие качества, как сознательная трудовая и профессиональная дисциплина, товарищеская взаимопомощь, уважение к трудовым традициям коллектива, бережливость.

Содержание

Введение
1.Ознакомление с предприятием
2.Декоративное древоводство и питомники
3.Инженерная графика
4.Основы проектирования объектов садово-паркового строительства
5. Садово-парковое строительство и хозяйство
6. Основы садово-паркового искусства
7.Машины и механизмы в садово-парковом и ландшафтном строительстве
8.Охрана труда
9.Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

отчет.docx

Государственное образовательное бюджетное учреждение

среднего профессионального образования Воронежской области

«Хреновской лесной колледж имени Г.Ф. Морозова»

По производственной практике студентки четвертого курса по специальности 250203 « Садово-парковое и ландшафтное строительство»

Выполнила: Руководитель практики:

Студентка 241 группы Лукьянова Т.В.

1.Ознакомление с предприятием

2.Декоративное древоводство и питомники

4.Основы проектирования объектов садово-паркового строительства

5. Садово-парковое строительство и хозяйство

6. Основы садово-паркового искусства

7.Машины и механизмы в садово-парковом и ландшафтном строительстве

Производственная практика, является важным звеном учебного процесса и имеет своей целью подготовить студента к самостоятельной производственно- технологической, организационно- управленческой, опытно- экспериментальной деятельности.

В период практики осуществляется практическое обучение профессиональной деятельности, формируются основные профессиональные умения и навыки, расширяются, углубляются и систематизируются знания на основе изучения работ конкретных предприятий.

В процессе производственной практике я должна:

1.Закрепить и углубить знания полученные в процессе обучения;

2.Приобрести умения и профессиональный опыт в садово-парковом и ландшафтном строительстве;

3.Быть способным к системному действию в профессиональной ситуации;

4.Быть готовым к появлению к ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;

5.Быть способным научно организовать свой труд;

6.Быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами.

Производственная практика оказывает значительное влияние на формирование профессиональных и гражданских качеств будущего специалиста. У практикантов воспитываются такие качества, как сознательная трудовая и профессиональная дисциплина, товарищеская взаимопомощь, уважение к трудовым традициям коллектива, бережливость.

Село Хреновое расположено в самом центре Воронежской области,в Бобровском районе.Село практически сливается с территорией села Слобода. Село Хреновое и Слобода разделены линией реки Хреновчанка.

Рельеф Воронежской области можно разделить на 2 части-территории ниже и выше 200 м. над уровнем моря.Рельеф местности формируется под влиянием внешних и внутренних сил природы.Чем выше поднимается поверхность над уровнем моря,тем сильнее она подвержена разрушению экзогенными силами.Наиболее крупными формами рельефа Воронежской области являются Среднерусская и Калачская возвышенности,а также Окско-Донская низменность.

Основным типом почв в Воронежской области являются чернозёмы.Они занимают около 80 % территории области.Чернозёмы типичные распространены в северной и центральной части.Чернозёмы обыкновенные распространены в южной части области.Чернозёмы южные встречаются на юге Стреднерусской возвышенности.На заселенной территории развиты серые и светло-серые лесные почвы, по поймам рек – луговые почвы, торфяники.

Декоративное древоводство и питомники.

Декоративное древоводство –это наука о декоративных деревьях и кустарниках,их биологических и экологических особенностях, способах размножения,выращивания и формирования в питомниках и на объектах озеленения.По срокам функционирования питомники бывают временные и постоянные.Временные питомники закладывают сроком до 5 лет.Такие питомники чаще всего организуют на небольшой площади в пределах до 1 га.Постоянные питомники закладывают сроком более 5 лет для ежегодного выращивания посадочного материала.По размерам площади их подразделяют на мелкие(до 5 га),средние(5-15 га) и крупные(более 15 га).

Организация территории и план питомника.

Закладка многолетних насаждений.

Участки длительного пользования включают в себя маточные сады и дендрологические участки.

При закладке маточного сада применяются черенковые саженцы.После посадку почву боронуют и культивируют,а позже выполняют культивацию в междурядьях.Черенки должны быть здоровыми. Для выращивания широкого ассортимента декоративных древесных и кустарниковых растений в питомнике применяются различные методы размножения и различные агротехнические приемы воспитания саженцев. Исходя из этого, каждый питомник декоративных деревьев и кустарников делится на два основных отдела отдел размножения и отдел формирования. Такое деление имеет важнейшее организационное и агротехническое значение. В отделе размножения растение проходит первые этапы своего развития, связанные с формированием корневой системы и образованиемнадземной части. А для того, чтобы получить сильные, крепкие, хорошо сформированные растения, им надо создать особо благоприятные условия выращивания. Для обеспечения этих условий отдел размножения должен иметь высоко окультуренные и хорошо удобренные почвы, водоснабжение, устройства для притенения растений, ветрозащиту, парники и рассадники для зеленого черенкования и посевов некоторых пород, теплицы для проведения зимних прививок, специально оборудованные хранилища или подвалы для стратификации семян и хранения древесных черенков. Все это и диктует необходимость иметь в декоративном питомнике организационно выделенный отдел размножения. Из отдела размножения одно, двухлетние древесные и кустарниковые растеня пересаживают для дальнейшего выращивания в школы отдела формирования.

Задача отдела формирования – доращивание сеянцев и укоренившихся зеленых черенков лиственных и хвойных растений,получение растений с определёнными размерами и формами кроны,штамба и корневой системы.

. По классической схеме в отделе формирования деревьев создаются три школы — I, II и III), в отделе формирования кустарников — две школы.

Те же растения, которые предназначены для ремонта или получения архитектурных форм, выращивают еще два-три года во II школе кустарников до семи-восьмилетнего возраста.

При формировании деревьев использу ют другие способы обрезки, чем для кустарников.

Привитые растения составляют, как известно, особую группу растений, в технологию выращивания которой включаются прививки. Деревья и кустарники, прививаемые в корневую шейку, в возрасте двух-трех лет выращивают отдельно уже в составе I школы, где и проводится прививка. А растения старше трехлетнего возраста, прививаемые в штамб на высоте 120—200 см от уровня земли, выделяют в отделение архитектурных и привитых форм только во II или III школе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *