отчет по практике в следствии полиции
Отчет по практике в следственном отделе ОМВД России по району Отрадное г. Москвы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 23:20, отчет по практике
Краткое описание
Целью прохождения практики является применение теоретических знаний, полученных в учебном заведении, на практике, то есть ознакомление с деятельностью ОМВД, изучение принципов его работы, получение практического опыта работы в качестве следователя следственного отдела ОМВД.
Совместно с руководителем практики – заместителем начальника СО ОМВД подполковником юстиции Свиридовой Е.А. был составлен план прохождения практики, который успешно выполнен.
Практика включает в себя следующее:
1) Изучение организации деятельности Отдела МВД;
2) изучение работы следователя.
Содержание
1. Введение …………………………………………………………….. ……..3
2. Общая характеристика прохождения практики в СО ОМВД ………….…..4
3. Общая характеристика предварительного следствия……..…………………8
4. Заключение…………………………………………………………………… 10
Вложенные файлы: 1 файл
отчет.docx
ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЧАСТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ НОВЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
ОТЧЕТ
ПРОХОЖДЕНИЯ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
В МЫТИЩИНСКОМ ГОРОДСКОМ СУДЕ Г. МЫТИЩИ
Студентка: Перминова Кристина Андреевна
6 курса заочной формы обучения гр. D7S08
г. Юбилейный – 2013 г.
2. Общая характеристика прохождения практики в СО ОМВД ………….…..4
3. Общая характеристика предварительного следствия……..…………………8
Введение
Целью прохождения практики является применение теоретических знаний, полученных в учебном заведении, на практике, то есть ознакомление с деятельностью ОМВД, изучение принципов его работы, получение практического опыта работы в качестве следователя следственного отдела ОМВД.
Совместно с руководителем практики – заместителем начальника СО ОМВД подполковником юстиции Свиридовой Е.А. был составлен план прохождения практики, который успешно выполнен.
Практика включает в себя следующее:
1) Изучение организации деятельности Отдела МВД;
2) изучение работы следователя.
По первому направлению необходимо:
— ознакомиться с организацией работы в отделе министерства внутренних дел, распределением функций между сотрудниками, планированием работы отдела в целом, с порядком приема посетителей, рассмотрением жалоб и заявлений;
— изучить взаимоотношения, формы связи и взаимодействия с органами прокуратуры, местными администрациями и организациями;
— освоить делопроизводство в ОМВД, систематизацию нормативного материала, научиться делать обобщения по различным участкам деятельности.
По второму разделу практики в следственном отделении:
— изучить конкретные уголовные дела;
— присутствовать при производстве отдельных следственных действий, составлять проекты протоколов этих действий;
— принимать участие в расследовании по отдельным делам, составлять параллельно со следователем следственные и процессуальные документы.
— обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве;
— организационно-методическое руководство расследования преступлений, подследственных следователям органов внутренних дел РФ.
Данные задачи реализуются в форме расследования конкретных уголовных дел, возбуждаемых следователями и органами дознания; раскрытия преступлений; возмещения ущерба, причиненного преступными действиями; выявления и устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.
Уголовно-процессуальный закон России (ч. 2 ст. 38 УПК РФ) предусматривает наличие у следователя широкого спектра процессуальных полномочий:
— возбуждение уголовного дела в установленном законом порядке;
— принятие уголовного дела к своему производству или передача его прокурору для направления по подследственности;
— направление хода расследования, принятие решений о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии требуется получение судебного решения или санкции прокурора;
— дача органу дознания в установленных случаях и порядке обязательных для исполнения письменных поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
— обжаловать с согласия руководителя следственного органа в установленном законном порядке решения прокурора;
— иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Организация деятельности следственных подразделений проводится на основе текущих и перспективных планов работы органа внутренних дел и его следственного подразделения. Основные задачи следственного отдела:
1. Расследование преступлений, отнесенных к подследственности следователей ОМВД.
2.Разработку и реализацию мер по повышению качества и сокращению сроков производства предварительного следствия, соблюдению прав и законных интересов граждан.
3. Взаимодействие следователей с органами, осуществляюшщими оперативно- розыскную и экспертно- криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам.
4. Обобщение и анализ причин и условий, способствовавших совершению преступлений, работу по возмещению материального ущерба, восстановлению нарушенных прав и интересов граждан, учреждений и организаций, потерпевших от преступлений.
5. Распространение и внедрение передовых методов расследования и использования технических средств.
6. Учеты поступивших заявлений и сообщений о преступлениях, сроков их разрешения, а так же материалов, по которым отказано в возбуждении уголовного дела, выездов следователей на места происшествия и др.
7.Рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений,организаций, предприятий, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.
9. Составление и представление документов первичного учета преступлений, лиц их совершивших, уголовных дел и отчетов о результатах работы подчиненных следователей.
В ходе прохождения практики я присутствовала при ряде процессуальных действий, проводимых следователем, таких как: допрос свидетеля, допрос потерпевшего, допрос обвиняемого, допрос подозреваемого. Участвовала в производстве следственных действий, предусмотренных УПК: очные ставки; осмотр места происшествия, вещественных доказательств, выемка документов; предъявление обвинения, производство экспертизы; участвовала в собирании доказательств, которое осуществляется путем истребования документов и предметов из различных учреждений и организаций, а также у граждан по соответствующим письменным запросам. Помогала составлять план расследования уголовного дела, методику допросов подозреваемых, потерпевших, свидетелей; определяла круг предметов и документов, подлежащих изъятию, обработке и приобщению к уголовному делу. Вносила предложения по тактике и методике расследования уголовных дел в целом и отдельных следственных действий и другое. Особое внимание уделила проведению неотложных, первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, в первую очередь, изучению системы действий следователя на месте происшествия, характеру и формам взаимодействия с работниками других подразделений. Изучала формы и методы практического взаимодействия следователя с различными подразделениями органов МВД (ОУР, дежурной частью и т.д.) при раскрытии и расследовании преступлений.
Во время практики ознакомилась с различными процессуальными документами, которые имеют огромное значение в фиксировании различных следственных действий. Среди них можно назвать следующие: протокол допроса свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, протокол очной ставки, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение, протокол осмотра места происшествия, протокол следственного эксперимента, протокол обыска и др. Важно отметить, что все эти документы составляются в строго предписанной форме и на определённых бланках. Несоблюдение правил оформления разного рода протоколов может повлечь недопустимость применения его в качестве доказательства. Все необходимые реквизиты вышеназванных документов приведены в УПК РФ.
При прохождении практики в СО ОМВД России по району Отрадное г. Москвы составляла документы:
— план расследования конкретного уголовного дела;
— протокол осмотра места происшествия;
— протоколы допроса обвиняемого и свидетелей по делу;
— протоколы обыска, выемки, следственного эксперимента, предъявления для опознания и других следственных действий;
— постановления о назначении экспертизы, о привлечении лица в качестве обвиняемого, о приостановлении следствия и др.;
— постановление о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд по конкретному уголовному делу, направляемому в суд.
Организация деятельности следственного отдела ОВД г. Зеленогорска
Основные задачи и цели следственного отдела, распределение функций между сотрудниками. Обобщение и анализ причин и условий преступлений, характеристика предварительного следствия. Взаимоотношения, формы связи и взаимодействия с органами прокуратуры.
Рубрика | Государство и право |
Вид | отчет по практике |
Язык | русский |
Дата добавления | 22.07.2010 |
Размер файла | 6,6 M |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДИВНОГОРСКИЙ ГИДРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
ОТЧЕТ
Выполнил студент:
Руководитель практики
от предприятия: ________________________
Руководитель практики
от техникума: ________________________
Ирша-Бородинский филиал, 2010 г.
Содержание
Введение
1. Общая характеристика практики в следственном отделе ОВД г. Зеленогорска
2. Общая характеристика предварительного следствия
3. Производство следственных действий
Заключение
Приложение
Начальник следственного отдела представил руководителю практики, коротко рассказал об основных направлениях деятельности Следственного отдела МВД, ознакомил с требованиями, предъявляемыми к работникам. Познакомился с коллективом и порядком их работы.
Изучал законодательные акты, регулирующие деятельность следственных органов МВД.
Изучал организацию и методику работы по осуществлению предварительного расследования в органах МВД.
Выезжал на место происшествия. Составлял протокол осмотра места происшествия.
Изучал материалы дела
Присутствовал при допросе потерпевшего, принимал участие в составлении протокола.
Изучал материалы дела
Присутствовал при допросе свидетеля, принимала участие в составлении протокола.
Продолжил изучение материалов дела
Изучал основы планирования работы следственного отдела МВД, распределения обязанностей между начальником следственного отдела и его заместителями.
Знакомился с функциональными обязанностями следователя, сложившимися в ОВД основными формами взаимодействия следователя с оперативными и другими службами (участковых, оперуполномоченных, ОППН, ГИБДД и др.)
Знакомился с научно-техническими средствами, используемые при расследовании преступлений
Помогал составлять проект плана расследования по делу, следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, обращая внимание на особенности планирования расследования различных видов преступлений
Ознакомился с основными разделами и направлениями деятельности следственного отдела, общей организацией работы отдела.
Продолжил изучение законодательных актов, регулирующих деятельность следственных органов МВД.
Знакомился с Инструкцией по делопроизводству в органах МВД РФ, порядком регистрации, учета и движения входящей и исходящей корреспонденции.
Знакомился с формами учета и статистической отчетности в МВД, порядком и сроками выставления статистических карточек на возбужденные и находящиеся в стадии расследования уголовные дела.
Получил консультацию о том, как заполнять карточки этих форм, где регистрировать и кому из должностных лиц представлять.
Присутствовал при допросе подозреваемого, принимал участие в составлении протокола.
Продолжил изучение материалов дела
Знакомился с порядком оформления процессуальных документов.
Со следователем выезжал на место происшествия.
Продолжил изучение материалов дела
Присутствовал при допросе обвиняемого, принимал участие в составлении протокола.
Продолжил изучение материалов дела.
Составлял протокол ознакомления с материалами уголовного дела.
Принял участие в осмотре места происшествия, составлении протокола места происшествия, а также составлении постановления о назначении судебной экспертизы.
Изучал материалы дела
Получал практические навыки по составлению статистических отчетов и докладных записок.
Присутствовал при допросе потерпевшего, принимал участие в составлении протокола.
Изучал характер и основные формы взаимодействия органов МВД с другими правоохранительными органами, местными органами исполнительной и представительной власти, общественностью.
Присутствовал при приеме граждан заместителем следователя.
Знакомился с порядком составления и методическими рекомендациями по назначению экспертизы.
Продолжил изучение материалов дела
Принимал участие в следственном эксперименте.
Подшивка новых документов к заведенным делам
Знакомился с заключением эксперта: методикой проведения, структурой и выводами.
Продолжил изучение материалов дела
Присутствовал на предъявлении для опознания в качестве статиста, составлял протокол данного следственного действия. Подбор документов по анализируемому делу для практики
Подведение итогов практики. Написание отчета
Доложил руководителю практики об итогах прохождения практики, ознакомил с Отчетом о прохождении практики.
Окончательное оформление отчета
В период с 25.03.10 года по 25.04.10 года мною пройдена практика в следственном отделе ОВД г.Зеленогорска.
Целью прохождения практики является применение теоретических знаний, полученных в учебном заведении, на практике, то есть ознакомление с деятельностью ОВД, изучение принципов его работы, получение практического опыта работы в качестве следователя в следственном отделе ОВД.
Совместно с руководителем практики непосредственно в следственном отделе был составлен план прохождения практики, который успешно выполнен.
Практика включает в себя следующее:
1) изучение организации деятельности городского отдела внутренних дел;
2) изучение работы следователя;
По первому направлению необходимо:
— ознакомиться с организацией работы в городском отделе внутренних дел, распределением функций между отделениями и сотрудниками, планированием работы отдела в целом и его подразделений, с порядком приема посетителей, рассмотрением жалоб и заявлений;
— изучить взаимоотношения, формы связи и взаимодействия с органами прокуратуры, местными администрациями и организациями;
— освоить делопроизводство в ОВД, систематизацию нормативного материала, научиться делать обобщения по различным участкам деятельности.
— изучить конкретные уголовные дела;
— присутствовать при производстве отдельных следственных действий, составлять проекты протоколов этих действий;
— принимать участие в расследовании по отдельным делам, составляя параллельно со следователем следственные и процессуальные документы;
— присутствовать на докладах следователя по уголовным делам прокурору, вносил предложения по делам, в расследовании которых участвовал.
1. Общая характеристика прохождения практики в следственном отделе ОВД г. Зеленогорска
Я, Драчев А.А. в период прохождения практики в следственном отделе ОВД г.Зеленогорска. Следственный аппарат ОВД г.Зеленогорска входит в структуру Министерства внутренних дел РФ. Положением об органах предварительного следствия определены их следующие задачи:
— обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве;
— организационно-методическое руководство расследованием преступлений, подследственных следователям органов внутренних дел РФ.
Данные задачи реализуются в форме расследования конкретных уголовных дел, возбуждаемых следователями и органами дознания; раскрытия преступлений; возмещения ущерба, причиненного преступными действиями; выявления и устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.
Следователи подчиняются начальникам следственных отделов, которые контролируют действия следователей и принимают меры к более полному, своевременному и быстрому производству следствия по уголовным делам. Следователи органов внутренних дел расследуют дела: о причинении различной степени тяжести вреда здоровью; преступлениях против собственности; о незаконном обороте наркотиков и другие преступления.
Уголовно-процессуальный закон России (ч.2 ст.38 УПК РФ) предусматривает наличие у следователя широкого спектра процессуальных полномочий:
— возбуждение уголовного дела в установленном законом порядке;
— принятие уголовного дела к своему производству или передача его прокурору для направления по подследственности;
— направление хода расследования, принятие решений о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии требуется получение судебного решения или санкции прокурора;
— дача органу дознания в установленных случаях и порядке обязательных для исполнения письменных поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
— обжаловать с согласия руководителя следственного органа в установленном законом порядке решения прокурора;
— иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Организация деятельности следственных подразделений проводится на основе текущих и перспективных планов работы органа внутренних дел и его следственного подразделения. Основные задачи следственного отдела:
1. Расследование преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел.
2. Разработку и реализацию мер по повышению качества и сокращению сроков производства предварительного следствия, соблюдению прав и законных интересов граждан.
3. Взаимодействие следователей с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам.
4. Обобщение и анализ причин и условий, способствовавших совершению преступлений, работу по возмещению материального ущерба, восстановлению нарушенных прав и интересов граждан, учреждений и организаций, потерпевших от преступлений.
5. Распространение и внедрение передовых методов расследования и использования технических средств.
6. Учеты поступивших заявлений и сообщений о преступлениях, сроков их разрешения, а также материалов, по которым отказано в возбуждении уголовного дела, выездов следователей на места происшествий и др.
7. Рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций и предприятий, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.
8. Составление и представление документов первичного учета преступлений, лиц их совершивших, уголовных дел и отчетов о результатах работы подчиненных следователей.
В ходе прохождения практики я присутствовал при ряде процессуальных действий, проводимых следователем, таких как: допрос свидетеля, допрос потерпевшего, допрос обвиняемого, допрос подозреваемого. Участвовал в производстве следственных действий, предусмотренных УПК: очные ставки; осмотр места происшествия, вещественных доказательств, выемка документов; предъявление обвинения, наложение ареста на имущество, производство экспертизы; участвовал в собирании доказательств, которое осуществляется путем истребования документов и предметов из различных учреждений и организаций, а также у граждан по соответствующим письменным запросам. Помогал составлять план расследования уголовного дела, методику допросов подозреваемых, потерпевших, свидетелей; определял круг предметов и документов, подлежащих изъятию, обработке и приобщению к уголовному делу. Вносил предложения по тактике и методике расследования уголовных дел в целом и отдельных следственных действий и др.
Особое внимание уделил проведению неотложных, первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, в первую очередь изучению системы действий следователя на месте происшествия, применению научно-технических средств при производстве следственных действий, характеру и формам взаимодействия с работниками других подразделений, а также особенностям расследования дел о преступлениях несовершеннолетних.
Изучал формы и методы практического взаимодействия следователя с различными подразделениями органов МВД (ОУР, дежурной частью и т.д.), контрольно-ревизионными службами других министерств и ведомств, а также с представителями общественности при раскрытии и расследовании преступлений.
Во время прохождения практики ознакомился с различными процессуальными документами, которые имеют огромное значение в фиксировании различных следственных действий. Среди них можно назвать следующие: протокол допроса свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, протокол очной ставки, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение, протокол осмотра места происшествия, протокол следственного эксперимента, протокол обыска и др. Важно отметить, что все эти документы составляются в строго предписанной форме и на определённых бланках. Несоблюдение правил оформления разного рода протоколов может повлечь недопустимость применения его в качестве доказательства. Все необходимые реквизиты вышеназванных документов приведены в УПК РФ.
Ознакомился с уголовным делом, находившимся на стадии расследования. Я имел возможность лично присутствовать при допросе обвиняемого по данному делу, убедиться в их эффективности и законности, изучить процедуру допроса. Так, допрос обвиняемого происходил в присутствии адвоката, следователя и двух оперуполномоченных. В нашем случае обвиняемый был мужчина, которому инкриминировался разбой. В ходе допроса он сообщил все, что ему было известно. После допроса был совершен выезд на место происшествия, где обвиняемый подробно показал все, о чем он говорил на допросе.
При прохождении практики в следственном подразделении ОВД г.Зеленогорска составлял документы:
— план расследования конкретного уголовного дела;
— протокол осмотра места происшествия;
— протоколы допроса обвиняемого и свидетелей по делу;
— протоколы обыска, выемки, следственного эксперимента, предъявления для опознания и других следственных действий;
— постановления о назначении экспертизы, о привлечении лица в качестве обвиняемого, о приостановлении следствия и др.;
— постановление о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд по конкретному уголовному делу, направляемому в суд.
В ходе практики мною было принято участие в расследовании конкретного уголовного дела №11, документы которого представлены в приложении.
2. Общая характеристика предварительного следствия
Предварительное следствие является основной формой расследования преступлений, первоначальный срок ведения которого определен в процессуальном законодательстве. Следователь определяет ход расследования уголовных дел и принимает в связи с этим соответствующее решение. Решение оформляется в форме постановлений, которые вызывают определенные процессуальные последствия и являются обязательными для исполнения, как самим следователем, так и участниками уголовного процесса.
Деятельность органов предварительного следствия регламентирована Уголовно-процессуальным кодексом, в соответствии с которым они решают следующие основные задачи: быстрое раскрытие преступления, установление и изобличение всех обвиняемых; всестороннее, полное и объективное расследование уголовного дела; поиск и процессуальное оформление доказательств, как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого; формирование обвинения в соответствии с требованиями закона; соблюдение интересов и прав всех участников процесса в производстве по уголовному делу; принятие мер по возмещению материального ущерба и устранению негативных последствий от преступления; профилактическое воздействие на причины и условия, способствовавшие совершению преступления.
Уголовно-процессуальный кодекс предоставляет следователю необходимые полномочия по производству следственных действий и принятию процессуальных решений, а также по применению мер уголовно-процессуального принуждения.
Решения следователя облекаются в форму постановлений, следственные действия фиксируются в протоколах, и содержание этих документов, их форма должны соответствовать обстоятельствам уголовного дела и требованиям УПК РФ. Правом вмешательства в процессуальную деятельность следователя обладают только прокурор и начальник следственного отдела путем дачи ему письменных указаний о производстве следствия.
Если в ходе расследования он придет к внутреннему убеждению, что в материалах следствия нет состава преступления, то выносится постановление о прекращении уголовного дела. Собрав достаточные доказательства, дающие основание для привлечения лица в качестве обвиняемого, следователь самостоятельно выносит мотивированное постановление и предъявляет обвинение. Проведя расследование в полном объеме, он составляет от своего имени обвинительное заключение и представляет дело прокурору для утверждения обвинительного заключения и направления его в суд.
По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органами дознания неотложных следственных действий.
Пpедваpительное следствие заканчивается составлением обвинительного заключения, либо постановлением о направлении дела в суд, для pассмотpения вопроса о применении принудительных меp медицинского хаpактеpа, либо постановлением о пpекpащении дела, либо постановлением о пpекpащении дела с направлением материалов в суд для применения меp административного взыскания.
После подписания обвинительного заключения следователь немедленно направляет дело пpокуpоpу.
3. Производство следственных действий
Основным способом собирания и проверки доказательств в стадии предварительного расследования является производство следственных действий.
Право производить следственные действия имеет только лицо, в производстве которого находится уголовное дело, а также надзирающий прокурор. По поручению следователя отдельные следственные действия по делу, находящемуся в его производстве, могут производить органы дознания или другие следователи. Следственные действия можно производить только после возбуждения уголовного дела. Исключение сделано лишь для осмотра места происшествия, освидетельствования и назначения экспертизы, которые могут быть произведены до возбуждения уголовного дела.
Как правило, следственные действия производятся по инициативе следователя или лица, производящего дознание. Но они могут быть произведены и по указанию прокурора, начальника следственного отдела, начальника органа дознания. Кроме того, закон устанавливает случаи обязательного производства следственных действий. Так, лицо должно быть допрошено в качестве подозреваемого не позднее 24 часов с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела или фактического задержания (ст.46 Подозреваемый). После предъявления обвинения немедленно должен следовать допрос обвиняемого (ст. 173 Допрос обвиняемого). Для установления некоторых обстоятельств обязательно должна быть произведена экспертиза (ст. 196 УПК РФ).
К числу следственных действий относятся: 1) допрос; 2) очная ставка; 3) осмотр; 4) освидетельствование; 5) обыск; 6) выемка; 7) предъявление для опознания; 8) следственный эксперимент; 9) наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка; 10) контроль и запись переговоров; 11) проверка показаний на месте; 12) назначение и производство экспертизы.
При производстве следственных действий следователь обязан обеспечивать охрану прав и интересов граждан. Закон запрещает в процессе собирания доказательств совершать действия, унижающие честь и достоинство граждан или связанные с опасностью для жизни и здоровья. При производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер; нельзя производить следственные действия в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательства.
В процессе следственных действий должны приниматься меры к охране имущества, государственной тайны, а также к неразглашению сведений об интимных сторонах жизни участвующих в них лиц. Такие следственные действия, как освидетельствование, обыск, выемка, экспертиза, эксгумация производятся на основании постановления следователя. Для производства других следственных действий вынесения постановления не требуется. Ход и результаты любого следственного действия фиксируются в соответствующем протоколе.
Осмотр жилища без согласия проживающих в нем лиц; обыск или выемка в жилище; личный обыск; выемка предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях; наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в учреждениях связи; контроль и запись телефонных и иных переговоров производятся на основании судебного решения. В этих случаях следователь с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление. Ходатайство не позднее 24 часов подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия. В судебном заседании вправе участвовать прокурор и следователь. Рассмотрев ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа.
В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска не терпит отлагательства, эти следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. В этом случае следователь в течение 24 часов обязан уведомить судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления и протокола следственного действия. Судья также в течение 24 часов с момента получения уведомления должен вынести постановление о законности или незаконности произведенного следственного действия. Если следственное действие будет признано незаконным, все доказательства, полученные с его помощью, исключаются из процесса доказывания как недопустимые.
Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится с санкции прокурора.
В производстве следственного действия может участвовать специалист, которым может быть любое, не заинтересованное в исходе дела лицо, обладающее специальными познаниями в той или иной области. Кроме того, следователь вправе привлечь к участию в следственном действии оперативных сотрудников, о чем делается соответствующая отметка в протоколе.
Если в следственном действии участвуют лица, не владеющие, языком, на котором ведется производство по делу, им должен быть предоставлен переводчик.
При производстве следственных действий могут применяться технические средства, необходимые для обнаружения, фиксации или изъятия доказательств. Применение таких средств должно отражено в протоколе следственного действия.
Сущность осмотра заключается в том, что следователь посредством наблюдения, сравнения, измерения, применения других методов познания, убеждается сам в существовании фактов, имеющих доказательственное или иное значение для уголовного дела и удостоверяет их существование путем составления предусмотренного в законе процессуального документа.
Основанием производства осмотра является наличие обоснованного предположения следователя, о том, что при производстве того или иного вида следственного осмотра могут быть обнаружены следы преступления, выяснены друге обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела.
Значение следственного осмотра состоит в том, что данное следственное действие позволяет получить исходные данные для выдвижения версий, а также составить наиболее точное и полное представление о характере и механизме происшествия, является одним из надежных способов получения доказательственной информации. Следственный осмотр места происшествия, в ряде случаев, имеет решающее значение для установления наличия или отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела. В случаях не терпящих отлагательств закон допускает производство осмотра места происшествия до возбуждения уголовного дела (ч.2 статьи 176 УПК РФ).
Выделяются следующие виды следственного осмотра: места происшествия, местности, жилища, иных помещений, предметов и документов, осмотр трупа.
Следственный осмотр может производиться как самостоятельное следственное действие, так и в ходе производства других следственных действий (например осмотр документа или предмета может быть произведен в ходе обыска или выемки, в ходе осмотра места происшествия при наличии трупа может быть произведен его осмотр и т.д.).
Если осмотр производится как самостоятельное следственное действие, то его ход и результаты фиксируются соответственно в протоколах осмотра места происшествия, осмотра предметов (документов), протоколе осмотра местности, жилища, иного помещения, протоколе осмотра трупа, с учетом требований статьи 166 УПК РФ (Протокол следственного действия) и статьи 167 УПК РФ (Удостоверение факта отказа от подписания или невозможности подписания протокола следственного действия).
Форма бланков данных процессуальных документов закреплена в статье 476 УПК РФ (Перечень бланков процессуальных документов досудебного производства):
протокол осмотра трупа- приложение 5 статьи 476 УПК РФ;
В результате воздействия каких-либо веществ, связанных с преступлением, на теле человека могут образоваться имеющие значение для дела следы (пятна крови, спермы, микрочастицы почвы, растительности, волокна, частицы химических веществ, применявшихся при совершении преступления и т.д.), а также телесные повреждения (следы ранений, укусов, ожогов, ссадин, царапин), которые можно обнаружить путем визуального осмотра.
Освидетельствованию может быть подвергнут обвиняемый, подозреваемый, потерпевший, а также свидетель с его согласия. Однако в тех случаях, когда освидетельствование необходимо для оценки достоверности показаний свидетеля, его согласия на производство в отношении его освидетельствования не требуется.
О производстве освидетельствования выносится постановление, обязательное для лица, в отношении которого оно вынесено.
В случае необходимости следователь может привлечь к участию в производстве освидетельствования врача или другого специалиста.
Перед освидетельствованием следователь оглашает постановление и разъясняет участникам следственного действия их права и обязанности.
Следователь не присутствует при освидетельствовании лица другого пола, если оно сопровождается обнажением данного лица. В этом случае освидетельствование производится врачом. При этом фотографирование, видеозапись киносъемка проводятся только с согласия освидетельствуемого лица.
О производстве освидетельствования составляется протокол. Во вводной части указываются фамилии, имена, отчества всех участников следственного действия, условия освидетельствования (в каком помещении, в какое время суток, освещенность и т.д.). В протоколе должен быть отражен факт разъяснения участникам освидетельствования их прав и обязанностей. В описательной части перечисляются все действия следователя (или лица, производящего освидетельствование вместо него), а также все обнаруженное в той последовательности, как оно наблюдалось в ходе следственного действия. Протокол подписывается всеми участниками освидетельствования, которые вправе требовать внесения в него дополнений и поправок.
1) воспроизведения обстановки или иных обстоятельств определенного события (реконструкция);
2) производства опытных действий;
3) сочетания реконструкции и опытных действий.
Вынесения специального постановления о производстве следственного эксперимента не требуется. Следственный эксперимент производится в присутствии понятых. В случае необходимости в нем могут участвовать подозреваемый, обвиняемый, потерпевший и свидетель, а также специалист, эксперт, переводчик и иные лица.
При необходимости в ходе следственного эксперимента производятся измерения, фотографирование, видеозапись, киносъемка, составляются планы и схемы. О производстве следственного эксперимента составляется протокол. В нем указывается: с какой целью, когда, где и в каких условиях производился следственный эксперимент, подлежащие проверке доказательства, операции, выполненные участниками эксперимента при его подготовке, воспроизведении обстоятельств проверяемого события или при совершении опытных действий, какие при этом получены результаты. В протоколе должны быть отражены факты разъяснения участникам их прав и обязанностей, а также применения научно-технических средств.
Обыск и выемка отличаются друг от друга по основаниям их проведения: обыск проводится в тех случаях, когда имеется только предположение о нахождении каких-либо предметов, имеющих значение для дела, в определенном месте или у определенного лица. Выемка же производится, когда точно известно, где, у кого и какие именно предметы и документы необходимо изъять.
В остальном обыск и выемка не отличаются друг от друга, поэтому порядок их производства в законе регламентируется одинаково.
О производстве обыска и выемки также выносится мотивированное постановление. Обыск и выемка в жилище производятся на основании судебного решения, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, с последующим уведомлением судьи и прокурора в течение 24 часов с момента начала производства соответствующего следственного действия. Кроме того, на основании судебного решения производится выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях. Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится следователем с санкции прокурора. При обыске и выемке обязательно присутствие понятых, а также лица, в жилище которого производятся данные следственные действия, либо совершеннолетнего члена его семьи. При невозможности их присутствия приглашаются представители жилищно-эксплуатационной организации либо местной администрации. С разрешения следователя при обыске или выемке могут присутствовать защитник, а также адвокат того лица, в помещении котором то производится обыск.
Обыск и выемка на предприятиях, в учреждениях или организациях производятся в присутствии представителя данного предприятия, учреждения или организации. В ночное время производство обыска и выемки допускается только в случаях, не терпящих отлагательства.
Приступая к выемке и обыску, следователь обязан предъявить постановление или судебное решение об этом. Участвующим в следственном действии лицам разъясняются их права и обязанности, о чем делается отметка в протоколе. Затем следователь предлагает добровольно выдать подлежащие изъятию предметы и документы или орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, а также другие предметы и документы, могущие иметь значение для дела. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться сокрытия разыскиваемых объектов, следователь вправе ограничиться изъятием выданного и не производить дальнейших поисков. В противном случае следователь приступает к обыску или проводит выемку принудительно.
В ходе обыска или выемки следователь вправе вскрывать запертые помещения или хранилища, если владелец отказывается добровольно открыть их, избегая при этом не вызываемого необходимостью повреждения имущества. Он должен принять меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе обыска или выемки обстоятельства частной жизни лица, его личная или семейная тайна либо обстоятельства частной жизни других лиц.
Следователь может запретить лицам, находящимся в помещении, где производится обыск или выемка, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания следственного действия.
Все обнаруженные и изымаемые предметы подлежат предъявлению лицам, участвующим при производстве выемки и обыска, и подробно описываются в протоколе. При необходимости они упаковываются и опечатываются. В любом случае должны изыматься предметы и документы, изъятые из оборота, даже если они не имеют отношения к делу.
О производстве обыска и выемки составляется протокол. В нем указывается: где, когда и на каком основании был произведен обыск или выемка, содержание и результаты следственного действия. В отношении изымаемых предметов и документов отмечается, выданы ли они добровольно или изъяты принудительно, в каком месте и при каких обстоятельствах обнаружены. Все изымаемые предметы должны быть перечислены в протоколе с точным указанием количества, меры, веса, по возможности, стоимости и других индивидуальных признаков.
Личный обыск состоит в обследовании одежды, обуви и тела человека с целью обнаружения и изъятия предметов и документов, имеющих значение для дела. Личный обыск производится на основании судебного решения. Вместе с тем в некоторых случаях закон допускает производство личного обыска без судебного решения: 1) при задержании лица; 2) заключении его под стражу; 3) при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в месте, где производится выемка или обыск, скрывает при себе предметы и документы, могущие иметь значение для дела. Личный обыск производится лицом одного пола с обыскиваемым, в присутствии понятых того же пола.
В соответствии со ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Такое ограничение возможно при наличии достаточных оснований полагать, что в бандеролях, посылках, других почтово-телеграфных отправлениях, в телеграммах или радиограммах могут содержаться предметы, документы или сведения, имеющие значение для уголовного дела. В этих случаях следователь выносит постановление о возбуждении перед судом ходатайства о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и производстве их осмотра и выемки.
Контроль и запись переговоров производится в тех случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что переговоры подозреваемого, обвиняемого, других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела. Данное следственное действие состоит в прослушивании специально уполномоченными на то органами (ФСБ и МВД) телефонных и иных переговоров, а также в их записи с помощью любых средств коммуникации (технических средств) в целях последующего осмотра и воспроизведения фонограмм. Рассматриваемое следственное действие существенно ограничивает конституционное право граждан на тайну переговоров, поэтому в законе установлены дополнительные гарантии законности его производства.
Допрос свидетеля и потерпевшего производится по одним и тем же правилам. Единственное отличие состоит в том, что о признании лица потерпевшим выносится мотивированное постановление (Постановление о признании потерпевшим ) и дача показаний является не только его обязанностью, но и правом: следователь обязан допросить потерпевшего в случае ходатайства его об этом (т.к. (п.2 ч. 2 ст. 42 (Потерпевший)) потерпевший вправе: 2) давать показания)
Допрос, как правило, проводится по месту производства предварительного следствия. Однако при необходимости его можно провести и в месте нахождения допрашиваемого (дома, в больнице и т.д.). Допрос не может длиться непрерывно более 4 часов, после чего должен быть сделан перерыв не менее чем на один час, при этом общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать 8 часов. Кроме того, в случае болезни допрашиваемого продолжительность допроса устанавливается на основании заключения врача.
Свидетель (потерпевший) вызывается на допрос повесткой (Повестка о вызове на допрос. Повестка о вызове на допрос лица, не достигшего 16 лет), которая вручается ему под расписку либо передается с помощью средств связи. В случае временного отсутствия лица, вызываемого на допрос, повестка вручается кому-либо из взрослых членов его семьи, представителю жилищно-эксплуатационной организации, администрации по месту работы или месту его проживания. В случае неявки без уважительных причин лицо, вызываемое на допрос, может быть подвергнуто приводу либо к нему могут быть применены иные меры процессуального принуждения (ч.2 ст. 111 УПК: обязательство о явке (ст. 112), привод (ст. 113), денежное взыскание (ст.117; 118)).
Перед началом допроса следователь удостоверяется в личности допрашиваемого путем проверки соответствующих документов, разъясняет ему его права и обязанности. Свидетель и потерпевший предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе допроса, удостоверяемая подписью допрашиваемого. Если возникают сомнения, владеет ли допрашиваемый языком, на котором ведется производство, то необходимо выяснить, на каком языке он желает давать показания и при необходимости пригласить переводчика.
При допросе потерпевшего может присутствовать его представитель, который имеет те же права, что и потерпевший. Свидетель вправе явиться на допрос с адвокатом, приглашенным им для оказания юридической помощи. В этом случае адвокат присутствует при допросе и вправе давать свидетелю в присутствии следователя краткие консультации, задавать с разрешения следователя вопросы свидетелю, делать письменные замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколе допроса. Следователь может отвести вопросы защитника, но обязан занести их в протокол.
Тактика допроса определяется следователем. Закон запрещает только задавать наводящие вопросы, т.е. такие, в формулировке которых содержится желаемый ответ.
Допрашиваемый имеет право пользоваться документами и записями; может изготовить схемы, чертежи, рисунки, диаграммы. В ходе допроса могут быть проведены фотографирование, аудио или видеозапись, киносъемка.
Если в ходе допроса применялись технические средства фиксации, то в протоколе должны содержаться сведения о них и об условиях их применения.
По окончании допроса протокол предъявляется допрашиваемому для прочтения или прочитывается ему вслух, после чего он вправе требовать дополнения протокола и внесения в него поправок. Эти дополнения и поправки подлежат обязательному занесению в протокол. По прочтении протокола допрашиваемый удостоверяет, что показания записаны правильно, о чем делается отметка в протоколе. Протокол подписывают все лица, участвовавшие в допросе. Если протокол написан на нескольких страницах, то допрашиваемое лицо подписывает каждую страницу.
В случае отказа лица, участвующего в допросе, подписать протокол или невозможности его подписания в силу физических недостатков или состояния здоровья, в него вносится соответствующая запись, удостоверяемая подписью следователя, а также защитника, законного представителя, представителя или понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания.
Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое также заносится в протокол.
Закон предусматривает несколько иные правила допроса несовершеннолетнего. Так, лицо, не достигшее 16-летнего возраста, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы (Повестка о вызове на допрос лица, не достигшего 16 лет). Если свидетель или потерпевший не достиг 16-летнего возраста, ему разъясняется необходимость дать правдивые показания, но он не предупреждается об уголовной ответственности за отказ и дачу заведомо ложных показаний.
Допрос свидетеля (потерпевшего) в возрасте до 14 лет, а по усмотрению следователя и до 18 лет, проводится с участием педагога. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель.
Допрос подозреваемого и обвиняемого производится в основном по тем же правилам, что и допрос свидетеля (потерпевшего). Особенности состоят в следующем: Подозреваемый и обвиняемый не несут уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.
Лицо должно быть допрошено в качестве подозреваемого:
1) если в отношении данного лица возбуждено уголовное дело;
2) если оно задержано по подозрению в совершении преступления;
3) если к нему применена одна из мер пресечения до предъявления обвинения.
Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела или фактического задержания. Допрос обвиняемого должен следовать немедленно после предъявления обвинения.
Перед началом допроса подозреваемому и обвиняемому должны быть разъяснены их процессуальные права и обязанности. Кроме того, подозреваемому объявляется, в совершении какого преступления он подозревается, а у обвиняемого необходимо выяснить, признает ли он себя виновным и желает ли давать показания по существу предъявленного обвинения.
Очная ставка производится в целях выяснения причин этих противоречий, их устранения и получения правдивых показаний от обоих лиц. Очная ставка не может быть произведена между лицами, ранее не допрошенными, а также лицами, в показаниях которых по поводу одних и тех же обстоятельств нет существенных противоречий.
Вместе с тем в некоторых случаях, даже при наличии существенных разногласий в показаниях, очную ставку проводить нецелесообразно, например, если имеются опасения, что добросовестный участник процесса под влиянием второго допрашиваемого может изменить свои показания. Вопрос о том, являются ли противоречия в показаниях существенными или нет, решает следователь с учетом обстоятельств совершенного преступления и значимости показаний каждого из ранее допрошенных лиц.
Очная ставка может проводиться между:
— двумя свидетелями или потерпевшими;
— свидетелем и потерпевшим;
— свидетелем и обвиняемым (подозреваемым);
— потерпевшим и обвиняемым (подозреваемым);
— двумя обвиняемыми (подозреваемыми);
— обвиняемым и подозреваемым.
Существенные противоречия в показаниях могут касаться различных обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Каждый участник данного следственного действия дает показания в присутствии другого и имеет возможность лично убедиться в том, что другое лицо дает соответствующие показания. Если участниками очной ставки являются свидетели или потерпевшие, то они до начала допроса предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, скрепляемая их подписями. Обвиняемый и подозреваемый о такой ответственности не предупреждаются.
Подобные документы
Формы связи и взаимодействия следственного отдела с органами прокуратуры, местными администрациями и организациями. Возбуждение уголовного дела. Производство отдельных следственных действий. Составление следственных и процессуальных документов.
отчет по практике [23,9 K], добавлен 15.12.2014
Проблемы взаимодействия органов предварительного следствия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Деятельность военно-следственного отдела Следственного Комитета при Прокуратуре РФ по Североморскому гарнизону как учреждения.
отчет по практике [30,6 K], добавлен 14.10.2011
Понятие предварительного расследования, структура следственного отдела, общая организация его работы. Общая характеристика органов предварительного следствия. Нормативные документы следственного подразделения, производство следственных действий.
отчет по практике [24,0 K], добавлен 17.08.2011
Характеристика следственного отдела МО МВД России «Змеиногорский». Расследование преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел. Взаимодействие с органами, осуществляющими экспертно-криминалистическую деятельность.
отчет по практике [22,9 K], добавлен 23.05.2014
Выявление роли, функций и полномочий руководителя следственного органа. Характеристика проблем правового положения и взаимодействия руководителя следственного органа со следователем, прокурором, начальником следственного отдела, и пути их решения.
курсовая работа [36,0 K], добавлен 24.10.2010
отчет по практике [37,2 K], добавлен 22.07.2010
Задачи и полномочия Следственного комитета Российской Федерации. Процессуальный статус руководителя следственного органа и следователя. Изучение деятельности следственного отдела по г. Новокузнецк и применения Уголовно-процессуального закона России.
отчет по практике [31,3 K], добавлен 01.07.2014