отчет по практике в следственном изоляторе
Отчёт по практике в СИЗО-1
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 09:48, отчет по практике
Краткое описание
— раскрыть статус, права и обязанности лиц, содержащихся в СИЗО-1
— охарактеризовать особенности обеспечения условий нахождения в следственном изоляторе;
— выявить проблемы правового регулирования условия нахождения в следственном изоляторе, и разработать пути их решения.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………. 3
1.Общая характеристика учреждения…………………………………………. 4
1.1Основные задачи и функции СИЗО-1………………………………………. 9
2.Статус, права и обязанности лиц, содержащихся в СИЗО-1………………..13
2.1Порядок и условия содержания под стражей в СИЗО-1…………. ………30
Заключение…………………………………………………………………….…41
Список использованной литературы…………………………………. ………44
Vvedenie.doc
В случае тяжкого заболевания либо смерти подозреваемого или обвиняемого администрация места содержания под стражей незамедлительно со общает об этом его близким родственникам и прокурору, который по своей инициативе или заявлению родственников заболевшего либо умершего может проводить проверку по данному факту. Тело умершего после патологоанатомического исследования, а также производства действий, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, передается лицам, его востребовавшим. Захоронение умершего, тело которого не востребовано в течение тридцати дней, осуществляется за счет государства.
Статья 25. Получение посылок, передач и денежных переводов
Подозреваемым и обвиняемым разрешается получать без ограничения количества посылки, вес которых не должен превышать норм, предусмотренных почтовыми правилами, а также передачи, общим весом не более тридцати килограммов в месяц. Не допускается ограничение веса передач для несовершеннолетних, больных, страдающих тяжкими заболеваниями (при наличии медицинского заключения врачей мест содержания под стражей), беременных женщин, а также для женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет.
Денежные переводы, поступающие подозреваемым и обвиняемым в места содержания под стражей, зачисляются на их лицевые счета. С разрешения администрации мест содержания под стражей подозреваемые и обвиняемые могут из своих средств отправлять денежные переводы родственникам или иным лицам.
Администрация места содержания под стражей получает медикаменты для подозреваемых и обвиняемых, рекомендованные им по заключению врача.
Предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья людей или могут быть использованы в качестве орудия преступления либо для воспрепятствования целям содержания под стражей, запрещаются к передаче подозреваемым и обвиняемым.
Сокрытие от досмотра или передача подозреваемым и обвиняемым запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания, а равно передача им любых предметов, веществ и продуктов питания вопреки установленным правилам влекут за собой ответственность в соответствии с административным и уголовным законодательством.
Статья 30. Особенности содержания под стражей женщин
Подозреваемые и обвиняемые женщины могут иметь при себе детей в возрасте до трех лет.
В местах содержания под стражей для беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, создаются улучшенные материально-бытовые условия, организуется специализированное медицинское обслуживание и устанавливаются повышенные нормы питания и вещевого обеспечения, определяемые Правительством Российской Федерации.
Не допускается ограничение продолжительности ежедневных прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей.
К беременным женщинам и женщинам, имеющим при себе детей, не может быть применено в качестве меры взыскания водворение в карцер.
В случае необходимости администрация места содержания под стражей может возбуждать в установленном законом порядке ходатайство о временной передаче ребенка родственникам или иным лицам либо в детское учреждение.
Статья 31. Особенности содержания под стражей несовершеннолетних
Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым создаются улучшенные материально-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания, определяемые Правительством Российской Федерации.
Ежедневные прогулки несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых устанавливаются продолжительностью не менее двух часов. Во время прогулок несовершеннолетним предоставляется возможность для физических упражнений и спортивных игр.
При наличии условий несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым демонстрируются кинофильмы, для них организуется просмотр телепередач, оборудуются помещения для спортивных занятий и другого досуга, а также спортивные площадки на открытом воздухе.
Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым создаются условия для самообразования, с ними проводится культурно-воспитательная работа.
Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым разрешается приобретать и получать учебники и школьно-письменные принадлежности, а также получать их в передачах и посылках сверх норм, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона.
Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» определяет задачи правового регулирования содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» регламентирует порядок и условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; категории лиц, в отношении которых устанавливаются соответствующие условия и порядок пребывания в месте временного содержания; обеспечение гарантий прав и законных интересов лиц, содержащихся в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания. Под порядком и условиями содержания под стражей понимается режим следственных изоляторов и изоляторов временного содержания. Он определяет правила изоляции от общества подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых и осужденных, в отношении которых обвинительный приговор не вступил в законную силу, надзор за ними; правоограничения, устанавливаемые настоящим Федеральным законом, правила внутреннего распорядка, раздельное содержание различных категорий лиц, меры профилактического воздействия, применяемые к ним.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 04.03.2013 г).
3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изм. и доп. От 04.03.2013).
4. Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп. от 4 ноября 2005 г).
5. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с изменениями от 5 февраля 2007 г).
6. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изм. и доп. от 5 февраля 2007 г).
7. Приказ Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».
8. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 5 августа 2003 г. N 27 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах» (с изменениями от 4 февраля 2004 г).
Отчёт по практике в СИЗО-1
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 09:48, отчет по практике
Краткое описание
— раскрыть статус, права и обязанности лиц, содержащихся в СИЗО-1
— охарактеризовать особенности обеспечения условий нахождения в следственном изоляторе;
— выявить проблемы правового регулирования условия нахождения в следственном изоляторе, и разработать пути их решения.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………. 3
1.Общая характеристика учреждения…………………………………………. 4
1.1Основные задачи и функции СИЗО-1………………………………………. 9
2.Статус, права и обязанности лиц, содержащихся в СИЗО-1………………..13
2.1Порядок и условия содержания под стражей в СИЗО-1…………. ………30
Заключение…………………………………………………………………….…41
Список использованной литературы…………………………………. ………44
Vvedenie.doc
1.Общая характеристика учреждения…………………………………………. 4
1.1Основные задачи и функции СИЗО-1…………………………………… …. 9
2.Статус, права и обязанности лиц, содержащихся в СИЗО-1………………..13
2.1Порядок и условия содержания под стражей в СИЗО-1…………. ………30
Список использованной литературы…………………………………. ……… 44
— раскрыть статус, права и обязанности лиц, содержащихся в СИЗО-1
— охарактеризовать особенности обеспечения условий нахождения в следственном изоляторе;
— выявить проблемы правового регулирования условия нахождения в следственном изоляторе, и разработать пути их решения.
Методологической основой исследования послужили общенаучные и частно научные методы познания.
1. Общая характеристика учреждения
Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии». Сокращенное наименование Учреждения: ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии.
Лимит наполнения следственного изолятора 212 человек. Удаленность от УФСИН 5 километров. Начальник учреждения: Калябин Валерий Владимирович. Юридический адрес: 428018, Чувашская Республика – Чувашия, г. Чебоксары, ул. К. Иванова, д. 22. Самой древней из работающих по сей день считается Чебоксарская тюрьма, построенная в 1648 году. На втором месте – Бутырка в Москве, возведенная в1771 году по проекту русского архитектора Матвея Казакова на месте солдатского замка-острога. Затем идет не менее известный Владимирский централ, который построен в 1773 году по указу императрицы Екатерины II. В первой тюрьме России, сейчас – учреждение ИЗ-21/1, основному каменному зданию уже 364 года.
Тюрьма в деревянном исполнении появилась в Чебоксарах при царе Иване Грозном. Известно, что именно по его поручению во второй половине XVI века началось строительство чебоксарского кремля. Внутри него позже были сооружены двор воеводы (Государев двор) с приказной избой, казна, тюрьма. Границы будущего кремля были освящены архиепископом Казанским и Свияжским Гурием в июле 1555 года, когда тот путешествовал по поручению царя в Казань и делал остановку в Чебоксарах. Этот факт неоднократно упоминается в летописях, как и то, что при первом же большом пожаре тюрьма сгорела дотла. Однако городские власти занялись строительством нового острога – каменного. Якобы, даже отложили возведение кафедрального собора. Толщина стен режимного корпуса составляла едва ли не метр. В 1842 году Чебоксарская тюрьма превратилась в арестный дом, а в 1871 году стала именоваться «тюремным замком». Именно расположением на главной тюремной дороге России и был связан большой размер здания. Здесь отбывали наказание самые разные категории преступников: в узких камерах замка мотали срок разбойники, конокрады, фальшивомонетчики. Даже декабристы, зачинщики крестьянских бунтов. Да мало ли какого лихого люда можно было встретить в так называемом «замке», который был пересыльной тюрьмой для каторжан, гонимых по этапу в Сибирь. Легенда гласит, что в чувашской тюрьме томился и Стенька Разин вместе со своим братом и соратником Фролом перед тем, как их под конвоем стрельцов отвезли в Москву, где предали мучительной казни. Но нет никакого подтверждения молве, что крестьянский государь Емельян Пугачев пребывал здесь. После поимки бунтаря доставили в кандалах в первопрестольную через Алатырь и Владимир.В ноябре 1919 года тюрьму ликвидировали и на ее месте открыли Арестный дом. Заодно были уничтожены все секретные архивы с рапортами царских агентов, историческими документами. Вторую «чистку» архив Чебоксарской тюрьмы пережил уже в сталинское время, в 1937-1953 годах. О том, что там происходило практически ничего не известно, доступных архивных материалов не существует. Как СИЗО №1 тюрьма значится с 1964 года.
Следственный изолятор (СИЗО) — пенитенциарн ое учреждение (место содержания под стражей), обеспечивающее изоляцию следующих категорий подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужд ённых:
В России находятся в подчинении Федеральной службы исполнения наказаний России.
Правовую основу деятельности следственного изолятора в России составляют: Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституция или устав, а также нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации, Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации, территориального органа уголовно-исполнительной системы (УИС).
Приказом Минюста РФ «Об утверждении Положения о следственном изоляторе уголовно- исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» было закреплено соответствующее положение, по которому следственный изолятор уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (следственный изолятор, СИЗО) является юридическим лицом, имеет гербовые печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим полным наименованием (при регистрации указывается полное наименование следственного изолятора и его адрес), другие необходимые для своей деятельности печати, штампы и бланки, а также текущий, расчётный, валютный и иные счета в банках и других кредитных организациях, открываемые в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Следственный изолятор вправе осуществлять любые виды деятельности, не противоречащие стоящим перед ним задачам (целям) и не запрещённые законом.
Имущество следственного изолятора находится в федеральной собственности и закрепляется за ним на праве оперативного управления Главным управлением исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации. Порядок использования имущества следственного изолятора при его ликвидации определяется Главным управлением исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации.
Финансирование следственного изолятора осуществляется за счёт средств федерального бюджета. Дополнительное финансирование и материально-техническое обеспечение следственного изолятора может производиться также за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета. Следственный изолятор вправе дополнительно использовать другие источники финансирования, предусмотренные законодательством.
Следственный изолятор создаётся, реорганизуется и ликвидируется Министром юстиции Российской Федерации. Лимит наполнения следственного изолятора также устанавливается Министром юстиции Российской Федерации.
В следственном изоляторе содержатся лица, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу в порядке, установленном Уголовно- процессуальным кодексом Российской Федерации.
В следственном изоляторе могут быть оставлены либо переведены в следственный изолятор из исправительных учреждений осуждённые к лишению свободы для участия в следственных действиях, а также судебных разбирательствах в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого в порядке, установленном Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации.
В следственном изоляторе отбывают уголовное наказание в виде лишения свободы осуждённые, оставленные для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию этого учреждения, а также осуждённые на срок не свыше шести месяцев, оставленные в следственном изоляторе с их письменного согласия. Исполнение иных видов наказания в следственном изоляторе запрещено.
Деятельность Следственного изолятора №2 в городе Енисейске
Общие сведения, структура и история учреждения. Процесс становления отечественной пенитенциарной системы. Функции и задачи следственного изолятора. Основные формы и методы работы с осужденными. Подготовка заключенных к освобождению и их адаптации.
Рубрика | Государство и право |
Вид | отчет по практике |
Язык | русский |
Дата добавления | 25.12.2013 |
Размер файла | 35,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки
ФГБОУ ВПО Сибирский Государственный Технологический Университет Лесосибирский филиал Кафедра ГСПД
Отчёт по учебной практике в федеральном казённом учреждении «Следственный изолятор №2« в городе Енисейске
Руководитель: С.Н. Логинова
Разработал: студент А.А. Шадрина
1. Общие сведения о предприятии
1.1 История учреждения
1.2 Структура учреждения
1.3 Функции и задачи учреждения
2. Деятельность социального работника в пенитенциарных учреждениях
2.1 Основные формы и методы социальной работы с осужденными
2.2 Социальная работа по подготовке осужденных к освобождению
2.3 Социальная работа с лицами, имеющими алкогольную и наркотическую зависимость
2.4 Социальная работа с осужденными пенсионного возраста, инвалидами и престарелыми
3. Характеристика студентом предприятия
3.1 Основные функции социального работника в СИЗО-2
3.2 Основные формы и виды социальных услуг, оказываемых в пенитенциарном учреждении
В начале 90-х годов в нашей стране начинает складываться социальная работа как профессиональная деятельность. А в 1991 году в России была введена новая профессия социальный работник, специалист по социальной работе, который является непосредственным исполнителем социальной работы.
· воспитать устойчивый интерес и любовь к профессии,
· сформировать знания о социальных проблемах региона, социальной политике как государственном регулировании социальных проблем;
· проанализировать цели и задачи деятельности конкретного социального учреждения;
· познакомиться с различными направлениями социальной защиты населения в регионе и опытом деятельности социальных служб;
· рассмотреть сущность и основные характеристики технологического процесса социального учреждения.
1. Общие сведения о предприятии
Отделение Попечительного о тюрьмах общества было открыто в 1859 году. Появилось и еще одно нововведение: отряд конных казаков был назначен для несения гарнизонной службы и препровождения арестантов. Отряд состоял из трех урядников, четырех приказных и 90 казаков.
В 1863 году началось строительство нового каменного здания острога, которое завершилось весной 1865 года. Это здание, периодически перестраиваясь, действует и в наши дни.
Федеральная служба исполнения наказаний является центральным управляющим органом российской пенитенциарной системы, осуществляющим руководство учреждениями и органами, исполняющими наказания в виде лишения свободы. Помимо этого уголовно-исполнительная система исполняет наказание в виде ограничения свободы, а также смертной казни (с августа 1996 года действует мораторий на исполнение данного вида наказания).
В структуру уголовно-исполнительной системы входят также: уголовно-исполнительные инспекции, исполняющие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и следственные изоляторы для содержания подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу и осужденных, в отношении которых вынесен обвинительный приговор, не вступивший в законную силу. Деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.
Приказ ГУИН МЮ РФ «Об утверждении типовых структур штатов подразделений уголовно-исправительной системы МЮ РФ» от 20 марта 2000 года №41, в соответствии со ст. 6 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 года, утвердил типовые структуры всех видов исправительных учреждений и следственных изоляторов, типовые перечни их подразделений и должностей начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных учреждений и следственных изоляторов за счет сметы исправительных учреждений и примерную штатную численность должностей начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных учреждений и следственных изоляторов, содержащихся за счет сметы уголовно-исполнительной системы. Впервые указанным нормативным актом образован отдел (группа) социально-психологической работы с осужденными как структурное подразделение исправительных учреждений.
Он образован вместо отдела (группы) по воспитательной работе с осужденными. Отделы (группы) социально-психологической работы с осужденными образованы только исправительных колониях и участках исправительных колоний для содержания лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы.
Непосредственное руководство отделом осуществляет заместитель начальника колонии по кадрам и воспитательной работе. В состав этого отдела входят: начальник отдела (группы); старший специалист по социальной работе; старший психолог; психолог.
Кроме того, в структуре исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, следственных изоляторов и тюрем образована группа социальной защиты и учета трудового стажа осужденных, в которую входят старший инспектор и инспектор. Должность старшего инспектора (по бытовому и трудовому устройству) введена во всех колониях. Должность старших инспекторов и инспекторов (по учету трудового стажа осужденных) вводится в штаты колоний всех видов режима.
1.3 Функции и задачи учреждения
Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
Кроме этого, следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (см. приложение №3), а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
К основным задачам следственного изолятора уголовно-исполнительной системы относятся:
· создание условий, исключающих возможность подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, скрыться от следствия и суда;
· принятие мер, препятствующих попыткам подозреваемых и обвиняемых помешать установлению истины по уголовному делу;
· обеспечить правопорядок и законность, безопасность подозреваемых и обвиняемых, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории следственного изолятора;
· обеспечение прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых;
· организация функционирования следственного изолятора, развитие и укрепление его материально-технической базы и социальной сферы.
2. Деятельность социального работника в пенитенциарных учреждениях
2.1 Основные формы и методы социальной работы с осужденными
Любая целенаправленная деятельность предполагает подробное изучение специфики объекта воздействия. Не составляет исключения и социальная работа в исправительном учреждении как практическая деятельность. Специалисты по социальной работе при планировании своей деятельности должны постоянно осуществлять диагностику актуальных социальных проблем исправительного учреждения и в соответствии с результатами такой диагностики осуществлять свою работу.
Диагностика социальных проблем в исправительных учреждениях осуществляется, прежде всего, традиционным набором методов конкретных социологических и социально-психологических исследований: метод анализа документов (контент-анализ), наблюдение, включая аудиовизуальную симптоматику, интервьюирование руководителей исправительных учреждений и других сотрудников, анкетирование осужденных, метод социометрии и др.
С помощью перечисленных методов и, исходя из основных задач, стоящих перед социальной службой исправительных учреждений, специалисты по социальной работе выясняют наличие и уровень злободневности следующих социальных проблем в конкретном исправительном учреждении:
1. удовлетворение осужденных питанием в столовой, в магазине при исправительном учреждении (стоимость питания в сутки, наличие продуктового ассортимента в магазине, количество денег, затрачиваемых осужденными на продукты питания, количество продуктовых посылок от родственников и благотворительных организаций);
2. соблюдение в данном исправительном учреждении санитарных норм размещения осужденных в соответствии с существующими нормативами (спальные место, туалеты, количество помывочных мест в бане и т.п.);
3. соблюдение санитарной гигиены осужденными (чистота в жилых и производственных помещениях, чистота одежды, свежесть воздуха, работа медсанчасти и т.д.);
4. соблюдение личной безопасности осужденных (случаи насилия по отношению к отдельным осужденным со стороны представителей администрации и других осужденных, меры профилактики насилия в исправительном учреждении);
5. удовлетворение культурных потребностей осужденных (наличие библиотеки и количество, тематическая структура книг в ней, наличие школы и возможность обучения, количество обучающихся и отношение к учебе);
6. удовлетворение потребности в общении, досуг осужденных (наиболее типичные формы проведения досуга, возможности для рационального, развивающего досуга, общение с родственниками, с представителями общественных организаций, шефскими организациями);
7. оказание правовой помощи осужденным (возможность правовой консультации, обращения за помощью к адвокату, юристу, наличие правовой литературы в библиотеке исправительного учреждения);
8. соблюдение законности сотрудниками исправительного учреждения, анализ жалоб осужденных прокурору по надзору;
9. трудовая занятость осужденных и возможность приобретения новой профессии (анализ трудовой занятости, условия труда осужденных, количество профессий, которые могут получить осужденные в период отбывания уголовного наказания, уровень заработной платы осужденных и т.п.);
10. анализ социально-психологического климата в среде осужденных (наличие конфликтов и характер их разрешения), характер взаимоотношений осужденных и персонала ИУ.
2.2 Социальная работа по подготовке осужденных к освобождению
Отбывание наказания в виде лишения свободы связано с рядом негативных факторов, которые затрудняют социальную адаптацию лиц, освобождаемых из исправительного учреждения. Ослабление семейных, родственных связей, потеря навыков рационального использования материальных ресурсов и принятия адекватных решений в различных жизненных ситуациях выдвигают задачу подготовки осужденных к жизни на свободе в ранг приоритетных направлений деятельности социального работника в исправительном учреждении.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ определяет социальную адаптацию осужденных как одну из основных задач исполнения уголовных наказаний ст. 1 УИК РФ. В сложившейся системе социальной работы по подготовке осужденных к освобождению выделяется две группы мероприятий, различающихся в зависимости от места их проведения.
Вторая группа включает в себя мероприятия, проводимые по предполагаемому месту жительства освобождаемых.
Социальная работа по подготовке осужденных к жизни на свободе включает в себя проблемы нравственной, психологической и практической подготовки, которая составляет ее содержание.
Нравственная подготовка включает в себя работу сотрудников исправительного учреждения по активизации таких нравственных качеств осужденного, которые необходимы ему для жизни в семье и в трудовом коллективе. Она должна быть направлена на «приведение в готовность» положительных нравственных убеждений, чувств и привычек освобождаемого. пенитенциарный следственный осужденный заключенный
Практическая подготовка включает в себя приобретение осужденным профессиональных знаний, практических навыков, умений в определенной специальности.
Подготовка к освобождению включает в себя:
· проведение беседы с каждым осужденным, в процессе которой выясняется, где эти лица намерены проживать, работать или учится после освобождения из мест лишения свободы;
· разъяснение освобождаемым законодательства РФ о порядке оказания им содействия в трудовом и бытовом устройстве, выдачи паспортов и оформления регистрации. Одновременно им разъясняется целесообразность возвращения в места постоянного проживания и на те предприятия, где они работали до осуждения;
· разъяснение основных положений Закона РФ «О занятости населения в РФ», в т.ч. по следующим вопросам: порядок постановки на учет в службе занятости населения; права и обязанности граждан при поиске работы с помощью службы занятости; перечень и порядок представления услуг и дополнительных гарантий, устанавливаемых Законом РФ «О занятости населения в РФ» для данной категории граждан, в т.ч. по профессиональной ориентации, организации профессионального обучения по специальным программам в соответствии с потребностями регионального и местного рынков труда;
· получение от освобождаемых письменных заявлений на имя начальника исправительного учреждения с просьбой об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства;
· рассмотрение заявлений руководителем исправительного учреждения и принятие соответствующих решений по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве конкретным лицам.
Вопросы трудового и бытового устройства лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, регулирует уголовно-исполнительный кодекс РФ, а также ведомственные нормативные акты.
Лица, освобожденные от отбывания наказания, могут реализовать свое право на труд, обратившись, как и иные граждане, либо в службу занятости, либо непосредственно на предприятие, в организацию, учреждение, к другим работодателям. При этом на них распространяются все гарантии по обеспечению указанного права, закрепленные в Трудовом кодексе РФ, в том числе касающиеся запрещения необоснованного отказа от заключения трудового договора.
В целях создания наиболее благоприятных условий для преодоления указанных трудностей лицами, освобожденными от наказания, ведомственными нормативными актами установлен определенный порядок оказания содействия в трудоустройстве с последующей социальной адаптацией со стороны учреждений и органов внутренних дел.
2.3 Социальная работа с лицами, имеющими алкогольную и наркотическую зависимость
Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает, что к осужденным к ограничению свободы, аресту, лишению свободы, больным алкоголизмом или наркоманией, а также страдающим психическими исключающими вменяемости, учреждениями данные виды наказаний, по решению суда применяются принудительные меры медицинского характера. Если во время отбывания наказания будет установлено, что осужденный болен алкоголизмом или наркоманией администрация учреждения, исполняющего указанные виды наказаний, направляет в суд представление к такому осужденному принудительных мер медицинского характера. Названные категории осужденных отбывают наказание в лечебных исправительных учреждениях (ч.1, 2 ст. 18 ст.74 УИК РФ).
Уголовный кодекс РФ содержит раздел VII «Принудительные меры медицинского характера» Статьями 97-104 регулируются такие вопросы, как основание применения, цели, виды, порядок продления, изменения и прекращения применения принудительных мер медицинского характера, соединенные с исполнением наказания. Целями применения принудительных мер медицинского характера являются излечение лиц, в частности, нуждающихся в лечении от наркомании, предупреждение совершения ими новых преступлений (п.»г» ч.1. ст.97, 98 УК РФ)
В соответствии с ч.2 ст.99 Уголовного кодекса РФ лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении, в том числе от наркомании, суд наряду с наказанием может назначить принудительную меру медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра. Если лицу, осужденному к лишению свободы, назначено принудительное лечение от наркомании, то такая принудительная мера исполняется по месту отбывания наказания (ч.1 ст. 104 УК РФ).
Осужденные, имеющие алкогольную и наркотическую зависимость, могут отбывать уголовное наказание, как в обычных исправительных с прохождением курса лечения, так и в специализированных исправительных учреждениях.
Основанием для нахождения осужденного в специализированном учреждении являются: приговор суда, которым осужденному назначено принудительное лечение от наркомании; определение суда о принудительном лечении от наркомании осужденного, отбывающего лишение свободы (в случаях отсутствия возможности проведения такого лечения по месту отбывания наказания).
Исправительные учреждения для наркоманов решают двуединую задачу, имеющую социальную значимость: являются органами, исполняющими наказание в виде лишения свободы; осуществляют принудительное лечение содержащихся в них осужденных-наркоманов.
Социальная работа с данной категорией осужденных проводится в тесном взаимодействии с психологической службой исправительного учреждения. Во всех колониях существуют кабинеты психолога, есть комнаты психологической разгрузки. Психологи исправительного учреждения в работе с осужденными наркоманами или со склонными к злоупотреблению наркотических средств выполняют 5 основных функций: психодиагностическую, консультационную, психопрофилактическую, психокоррекционную, прогностическую. В тех колониях, где имеются комнаты психологической разгрузки, психолог проводит аутотренинг с осужденными (обычно по две группы в количестве по 20 человек). Психолог лечит не только осужденных наркоманов, но так же и склонных к наркомании, находящихся в пограничном состоянии осужденных.
Непреодолимое желание продолжить прием наркотиков у освободившегося осужденного может появиться при любых жизненных трудностях: как дома, так и на работе, при встрече со знакомыми-наркоманами и т.д. В связи с этим возникает необходимость постоянного контроля. Это очень ответственный момент в реабилитации наркомана. Часто семья не в состоянии оказывать положительное влияние на наркомана, поскольку, возможно, она неблагополучная или вообще отсутствует. В таких случаях помощь социального работника не заменима. В определенных ситуациях социальный работник может явиться сдерживающим началом, компенсировать отсутствие социально полезных связей, которые чаще всего утрачены на этом этапе. Также социальный работник должен оказать помощь бывшему наркоману в трудоустройстве, развить интерес к учебе, познакомить с такими же, как он бывшими наркоманами, с центрами социальной помощи, которые занимаются проблемами наркомании. Всегда, следует поддерживать в нем положительное эмоциональное состояние, желание жить, ощущать нужность в мире.
В центре социально-психологической реабилитации бывших осужденных наркоманов нужно предоставлять следующие услуги: оказание экстренной психологической помощи (экспресс-диагностика, экспресс-терапия, комната снятия реактивных состояний).
Также необходимо введение должности социального работника сопровождения жизнедеятельности бывших осужденных наркоманов, оказывающим помощь в различных сферах наркомана, в том числе в семейных отношениях с родными и близкими.
2.4 Социальная работа с осужденными пенсионного возраста, инвалидами и престарелыми
Престарелые осужденные весьма неоднородны по уровню образования, трудовому стажу, состоянию здоровья, семейному положению, количеству судимостей и общего времени, проведенного в местах лишения свободы. У большинства из них сформировалась низкая культура здорового образа жизни и безответственное отношение к своему здоровью.
Престарелые из числа неоднократно судимых, как правило, имеют невысокий общеобразовательный уровень. Чаще всего они получили образование в школах колоний под влиянием администрации и дальше самообразованием не занимались. Некоторые из них имеют значительный трудовой стаж и право на получение пенсии после освобождения из исправительных учреждений, что позволяет им быть уверенными в своем будущем. Большинство же не имеют достаточного трудового стажа, права на получение пенсии по старости ввиду того, что время пребывания их на свободе в промежутках между арестами было незначительным.
Это обязывает социального работника: во-первых, учитывать общие черты и особенности престарелых осужденных и, во-вторых, осуществлять к ним дифференцированный и индивидуальный подход при реализации различных технологий и мер психолого-педагогического воздействия с учетом общих закономерностей старения и индивидуального своеобразия личности старика.
Наряду с престарелыми осужденными, в исправительных учреждениях отбывают наказание осужденные, являющиеся инвалидами. Социальная среда жизнедеятельности осужденных-инвалидов в исправительных учреждениях ничем не отличается от среды, в которой находятся другие осужденные. В исправительных учреждениях можно встретить осужденных-инвалидов: по зрению, слуху, с ампутированными конечностями (без ног, без кистей рук), а также инвалидов по общим и профессиональным заболеваниям. Эту категорию осужденных в исправительных учреждениях могут объединять в отдельные отряды.
Осужденные-инвалиды имеют возможность регулярно получать медицинскую помощь в исправительном учреждении, могут быть помещены в стационар медицинской части колонии, а также в специальную больницу или лечебное исправительное учреждение. Содержание этой категории осужденных в местах лишения свободы требует создания определенных условий, надлежащего ухода за ними, а также значительных материальных затрат.
Организация социальной работы с осужденными престарелого возраста и инвалидами начинается с выявления и учета лиц данной категории. Изучая их, необходимо, прежде всего, установить: состояние их здоровья, наличие трудового стажа и права на получение пенсии после освобождения, родственные связи, специальности, мотивацию и цели жизни, наиболее характерные психические состояния, старческие аномалии. В работе с престарелыми осужденными и инвалидами следует опираться на присущие им положительные качества (их опыт, знания, общую эрудицию и т.п.), нейтрализовать отрицательные возрастные особенности, особенности заболеваний.
Согласно ст. 103 УИК РФ осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой и второй группы, могут привлекаться к труду только по их желанию в соответствии с законодательством РФ о труде и законодательством РФ о социальной защите инвалидов. Поэтому, при вовлечении этой категории осужденных в производительный труд необходимо учитывать физиологические возможности стареющего организма и общее состояние психофизических функций (памяти, восприятия, мышления, воображения, внимания).
Работающим осужденным-инвалидам первой и второй группы, а также осужденным престарелого возраста уголовно-исполнительным законодательством предусмотрены определенные льготы:
1) Увеличение продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска до 18 рабочих дней;
2) Привлечение к работе без оплаты труда только по их желанию;
3) Увеличение размера гарантированного минимума до 50% от начисленных им заработной платы, пенсии и иных доходов.
Социальная работа с осужденными пожилого возраста и инвалидами в местах лишения свободы проводится с учетом правовых, индивидуально-психологических, социально-психологических, а также психолого-педагогических факторов, создающих необходимые условия реабилитации и социальной адаптации этой категории осужденных. При этом особое внимание уделяется их практической подготовке к освобождению из мест лишения свободы, а также социально-бытовой и трудовой реабилитации.
По просьбе осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, а также осужденных мужчин старше 60 лет и осужденных женщин старше 55 лет администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет в орган социальной защиты представление о помещении их в дома инвалидов и престарелых.
3. Характеристика студентом предприятия
3.1 Основные функции социального работника в СИЗО-2
Свое активное развитие пенитенциарная социальная работа начала с 2001 года. С тех пор она складывается и развивается как вид деятельности по оказанию помощи, поддержки осужденным, их защите, создает предпосылки для их исправления, содержит огромный воспитательный потенциал, является залогом ресоциализации после освобождения и сокращения рецидивной преступности.
Для реализации целей и задач сотрудники групп выполняют целый ряд функций, основными из которых являются:
· осуществление общей социальной диагностики осужденных и выявление на ее основе лиц, нуждающихся в приоритетной социальной помощи, поддержке и защите;
· комплексное изучение личности осужденных, нуждающихся в социальной помощи, совместно с сотрудниками психологической лаборатории и других служб исправительного учреждения и разработка индивидуальных программ по работе с ними;
· обеспечение нуждающимся лицам квалифицированной социальной помощи, стимулирование осужденных на самостоятельное решение своих социальных проблем;
· укрепление положительных социальных связей осужденных с внешней социальной средой: родственниками, близкими, общественными и религиозными объединениями, иными лицами, способными содействовать исправлению и ресоциализации правонарушителей;
· привлечение осужденных положительной направленности к деятельности по решению социальных вопросов других осужденных;
· обеспечение защиты прав и законных интересов осужденных в социальной сфере, социальное сопровождение осужденных на всех этапах исполнения наказания, проведение работы по улучшению социально-бытовых и морально-психологических условий отбывания наказания;
· постоянное осуществление деятельности по подготовке осужденных к освобождению;
· оказание содействия в вопросах бытового и трудового устройства осужденным, освобождающимся из исправительного учреждения.
3.2 Основные формы и виды социальных услуг, оказываемых в пенитенциарном учреждении
Выплата пенсий осужденным должна осуществляться органами социальной защиты населения по месту нахождения исправительного учреждения путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных. Из пенсий осужденных должны производиться различные виды удержаний для возмещения стоимости питания, одежды и коммунально-бытовых услуг, в том числе и по исполнительным документам. Основания, виды и порядок удержаний из пенсий определяются ст. 107 настоящего Кодекса.
В то же время законодатель закрепляет такое важное положение, как право на возмещение ущерба осужденным в случае утраты ими трудоспособности, наступившей по вине администрации в период отбывания наказания. Причем это право должно быть реализовано сразу по факту наступления. Возмещение ущерба должно производиться на основании решения суда по соответствующему иску осужденного к администрации исправительного учреждения или предприятия, на котором он работал.
2. Федеральный закон » О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (принят Государственной Думой 21 июня 1995 года) (в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 №117- ФЗ, от 09.03.2001№ 25-ФЗ, от 31.12.2002 №187-ФЗ, от 30.06.2003 №86-ФЗ, от 08.12.2003 №161- ФЗ, от 9.06.2004 N 58-ФЗ) (с изменениями внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 25.10.2001 №14-П)
3. Приказ от 30 декабря 2005 г. №262 » Об утверждении положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы»
4. Положение » О группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы»
5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой 18 декабря 1996 года) (в ред. Федеральных законов от 08.01.1998 N 11-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 24.07.1998 N 125-ФЗ, от 16.03.1999 N 49-ФЗ, от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 20.03.2001 N 26-ФЗ, от 19.06.2001 N 85-ФЗ,от 11.06.2003 N 75-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ,от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Организация приемника-распределителя органов внутренних дел Республики Казахстан. Характеристика специальных приемников для лиц, находящихся под административным арестом. Основы деятельности изолятора временного содержания и следственного изолятора.
реферат [51,2 K], добавлен 24.05.2015
Криминалистическая характеристика организации и тактики проведения следственного эксперимента. Подготовка к производству следственного эксперимента. Общие тактические приемы, психологические особенности и стадии производства следственного эксперимента.
курсовая работа [39,8 K], добавлен 07.12.2010
Проблемы взаимодействия органов предварительного следствия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Деятельность военно-следственного отдела Следственного Комитета при Прокуратуре РФ по Североморскому гарнизону как учреждения.
отчет по практике [30,6 K], добавлен 14.10.2011
Эксперимент в уголовном процессе как научно обоснованный и процессуально оформленный метод судебного исследования. Цели и виды следственного эксперимента, подготовка к его проведению. Тактика проведения следственного эксперимента, фиксация его результата.
курсовая работа [40,4 K], добавлен 16.11.2010
История развития уголовно-процессуального законодательства в отношении следственного эксперимента. Характеристика основных видов следственного эксперимента. Подготовка к следственному эксперименту, порядок его производства, фиксация хода и результатов.
дипломная работа [169,4 K], добавлен 20.07.2013