отчет по практике психолога в школе заполненный

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Список использованной литературы………………………………..21 стр.

Прохождение практики в школе является одним из важнейших этапов в подготовке педагога – психолога. Данный вид практики позволят включиться в различные виды профессиональной деятельности педагога – психолога. Это возможность познакомиться непосредственно спецификой данной профессии, изучить ее положительные и отрицательные стороны.

Так же в процессе прохождения практики можно поработать непосредственно с детьми, постараться найти с ними общий язык. При поддержке и под руководством педагога – психолога школы попробовать провести занятия с детьми младшего школьного возраста, принять участи в разработке учебно – воспитательного мероприятия. Изучить методы работы с детьми и посмотреть эффективность этих методов на практике при работе с детьми младшего школьного возраста.

Целью прохождения практики является – формирование готовности к практической работе в образовательном учреждении педагогом – психологом начального образования. Подготовка к основным направлениям деятельности педагога – психолога в школе.

Достижение цели происходит в ходе решения следующих задач:

· Ознакомление с основными направлениями, формами и методами работы педагога – психолога в школе;

· Ознакомление с целями и задачами педагога – психолога начального образования;

· Формирование умения использовать полученные психолого–педагогические знания по разным дисциплинам в разных формах учебной и внеучебной деятельности, занятиях и мероприятиях;

· Ознакомление с организацией учебно – воспитательного процесса в школе.

Место прохождения практики:

МКОУ Новоуспенская СОШ с 03.05.2021г. по 30.05.2021г.

Школа находится по адресу: Красноярский край, Абанский район, село Новоуспенка, ул. Ленина, д. 28.

Количество кабинетов – 17.

Имеется библиотека, спортивный зал, спортивная площадка на территории школы и оборудованная мастерская для уроков технологии.

В школе обучается 119 учеников, также в школе обучаются дети с ОВЗ и дети с нарушение интеллекта. Также в школе есть группа ГПО, в которую ходят те дети, которым не хватило места в детском саду или родители не захотели их туда водить. В данной группе занимаются подготовкой детей к шеоле.

В педагогический состав входят 25 работников.

Высшей категории – 4;

Первой категории – 13;

Соответствие занимаемой должности – 3;

Заслуженный учитель Красноярского края – 1;

Почетная грамота Министерства образования – 7.

Директор школы Пусенкова Елена Васильевна.

Школа работает в одну смену.

Продолжительность учебной недели:

5-ти дневная учебная неделя в 1 – 11 классах всех типов.

На данный момент в школе изучают 2 иностранных языка: немецкий и английский.

Учащихся 10 и 11 классов один раз в неделю возят в поселок Абан в автошколу, где ученики имеют возможность обучаться на водителя категории В и С.

Я, Новицкая Диана Сергеевна, студентка группы ОБППО-32102КРСно специальности психолого –педагогического образования по специализации: педагогика и психология начального общего образования.

В период с 3 мая по 30 мая 2021 года проходила ознакомительную практику на базе Муниципального казенного образовательного учреждения Новоуспенская средняя общеобразовательная школа (МКОУ Новоуспенская СОШ).

Прохождение ознакомительной практики осуществлялось в соответствии с индивидуальным заданием.

В первый день практики я ознакомилась с этапами и сроками прохождения практики. Прошла инструктаж по техники безопасности в период прохождения практики. Ознакомилась с целями и задачами предстоящей практики, с требованиями, которые предъявляются к подготовке отчетных документов. Ознакомилась и изучила задания на практику и указаниями по его выполнению.

В течении первой недели я проходила ознакомление с Федеральным законом об образовании РФ. Он определяет все особенности образования в нашей стране. Данные нормы направлены на удовлетворение потребностей людей в качественном и правильном образовании, а также на совершенствование сферы образования с учетом потребностей современного времени.

В принципе, закон направлен на улучшение образования, на формирование более жестких правил разработки структуры и программ образовательного характера, на улучшение профессиональных качеств преподавателей.

Законодательно определяет, что школьное образование, в соответствии с конституционными нормами, остается бесплатным, и предоставляется всем желающим по месту жительства. Определен четкий возраст приема детей в школу. Вся структура этого закона основана на необходимости улучшения качества воспитания и обучения.

Школьное образование – это один из важнейших этапов жизни человека. И законодатель крайне внимательно отнесся к разработке все элементов этого образования. Сформировал структуру, достойную развивать все интеллектуальные и индивидуальные способности и особенности ребенка.

Просмотрела устав МКОУ Новоуспенской СОШ. Также изучила инструкции по технике безопасности и охране труда.

Ознакомилась с нормативной документацией, регламентирующей деятельность, права и обязанности образовательных учреждений, педагогов, школьников и их законных представителей. Список данной документации:

· Федеральный закон «Об образовании»;

· Конвенция ООН о правах ребенка;

· Конституция Российской Федерации;

· Федеральный государственный образовательный стандарт;

· Концепция духовно – нравственного развития и воспитания российских школьников;

· Семейный кодекс Российской Федерации. Раздел 4 «Права и обязанности родителей и детей»;

· Устав Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Новоуспенская средняя общеобразовательная школа.

Изучила пошаговые действия в системе школьного образования в случае происшествия или несчастного случая.

2. Данный учитель обязан:

· Срочно организовать первую медицинскую помощь;

· Сообщить руководителю образовательного учреждения, дежурному учителю или дежурному администратору о случившемся;

· Сохранить обстановку места происшествия до расследования;

3. Руководитель образовательного учреждения, дежурный учитель или дежурный администратор образовательного учреждения обязан:

· Вызвать скорую помощь;

· Немедленно принять меры по устранению причин повлекших за собой несчастный случай;

· Сообщить родителям пострадавшего ребенка о произошедшем;

· Сообщить о произошедшем в управление образования по определенной форме;

· Официально дать запрос в лечебное учреждение о характере и тяжести повреждения ;

· Издать приказ о проведении расследования и назначении комиссии по расследованию данного конкретного случая из числа постоянно действующей комиссии по расследованию несчастных случаев в образовательном учреждении.

Также в течении первой недели прохождения ознакомительной практики изучила должностные инструкции учителя и педагога – психолога.

На второй неделе прохождения ознакомительной практики изучала тенденции и направления современных проблем образования в учебных заведениях и выделила несколько основных проблем современного образования:

· Излишняя теоретическая направленность;

· Низкий уровень взаимосвязи между этапами обучения;

· Недостаточная поддержка системы образования со стороны государства;

· Нехватка квалифицированных учителей;

· плохое материально-техническое обеспечение образовательного процесса, то есть многие учебные заведения практически не получают из бюджета средства на приобретение нового учебно-лабораторного оборудования;

· Доступность качества образования для способных детей из малообеспеченных семей, проживающих в сельских поселениях и деревнях.

Составила таблицу со списком наиболее важной литературы, в которой выделены тенденции и проблемы современного образования. (Приложение 1)

Также провела опрос среди учителей школы с какими основными проблемами образования на данный момент сталкиваются учителя в школе.

В опросе приняло участие 15 учителей. Было предложено выбрать несколько проблем из перечисленных далее:

· Нехватка квалифицированных учителей;

· плохое материально-техническое обеспечение образовательного процесса, то есть многие учебные заведения практически не получают из бюджета средства на приобретение нового учебно-лабораторного оборудования.

Составила диаграмму по полученным данным. (Приложение 2)

Изучила процесс составления форм отчетности учителем и педагогом – психологом, просмотрела примеры, которые мне предоставил один из педагогов начальной школы и педагог – психолог.

Прохождение ознакомительной практики пришлось на конец года, как раз на тот момент, когда учителя заполняли отчетные документы, производили выставление оценок за четверть и итоговых оценок.

Каждый учитель, не зависимо имеющий под своим руководством класс или нет, заполнял следующие отчетные документы:

· Качество по классу;

· Качество по учителям;

· Успеваемость по классу;

· Анализ промежуточной аттестации;

Так же заполняют следующие отчетные документы:

· Анализ тренировочных работ (ОГЭ, ЕГЭ декабрь, апрель);

· Предварительное распределение выпускников;

· Аналитические справки на конец года;

· Курсы повышения квалификации;

· Характеристики на учеников;

· Участия обучающихся в мероприятиях (школьный уровень, краевой уровень – два документа);

Просмотрела по каким критериям школьный психолог производит оценку личности младших школьников. Рассмотрела карту наблюдения предложенную педагогом – психологом и составила свою карту наблюдений для оценки сторон личности младшего школьника. (Приложение 3)

Так же рассмотрела предложенную педагогом психологом мониторинговую таблицу личностных УУД. Оценивание происходит по следующим критериям:

· Самооценка. Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки);

· Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учебе);

· Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность).

Для оценивания установлены критерии:

· 0 – 2 низкий уровень;

Оценивание происходит на начало и конец года. После чего выводится итоговый средний балл и уже по нему и по критериям представленным выше, оценивается личностные УУД учащихся.

Третью неделю практики начала с просмотра в сети интернет видеозаписей открытых уроков.(Приложение 4) Проанализировала просмотренные видеозаписи и сделала следующие выводы:

· Педагоги в свой работе используют различные способы подачи информации. Используются различное техническое оборудование, справочные материалы, учебники.

· Используются различные методы подачи информации: диалог, самостоятельный поиск информации, учитель выступает в роли консультанта;

· Педагогами используются разные формы организации учебного процесса, например: работа в парах, работа в группах и т.п.;

· Педагоги проводят уроки в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом;

· Информация предоставляет педагогами в доступной, понятной для учеников форме.

Ознакомилась по открытым источникам с видами педагогической документации образовательных учреждений. Просмотрела примеры педагогической документации образовательного учреждения, в котором проходила ознакомительную практику.

Изучила процесс подготовки к проведению развивающих мероприятий и просмотрела примеры планов развивающих мероприятий. Посетила развивающее мероприятие, которое проводил педагог – психолог школы. Попробовала составить план такого мероприятия, используя рекомендации педагога – психолога.

Посетила занятия педагога – психолога школы с детьми младшего школьного возраста и разных классов (1 – 4 классы). Посмотрела, какие методы, в свей работе, использует педагог – психолог.

Для определения личностных УУД для каждого класса используются определенные методики.

· «Беседа о школе» (модифицированная методика Т. А. Нежновой, А. Л. Венгера, Д. Б. Эльконина);

· Цвето – рисуночный тест А. О. Прохорова и Г. Г. Геннинг;

· Опросник Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации»;

· Анкета Л. М. Ковалевой «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе»;

· Задания на оценку усвоения нормы взаимопомощи;

· Цвето – рисуночный тест А. О. Прохорова и Г. Г. Геннинг;

· Опросник Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации»;

· Задание на учет мотивов героев в решении моральной диллемы (модифицированная задача Ж. Пиаже);

· Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха;

· Цвето – рисуночный тест А. О. Прохорова и Г. Г. Геннинг;

· Опросник Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации»;

· Анкета Т. И. Юферевой «Три оценки» (методика А. И. Липкиной);

· Задание а выявление уровня моральной децентрации (Ж. Пиаже);

· Проба на внимание (П.Я. Гальперин и С. Л. Кабельницкая).

· Методика «КТО Я?» (медификация Куна);

· Цвето – рисуночный тест А. О. Прохорова и Г. Г. Геннинг;

· Рефлексивная самооценка учебной деятельности;

· Анкета «Оцени поступок» дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э. Туриелю в модификации Е. А. Корчагиной и А. О. Карабановой);

· Опросник Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации»;

Подготовила предложения и рекомендации по усовершенствованию процесса организации проведения учебно – воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста:

· Использовать в работе с детьми различное техническое оборудование;

· Проводить интересные физминутки, с использованием песенок или видео;

· Использовать в работе разделение на группы, пары постоянного и сменного составов;

· Использовать в работе различные настольные игры соответствующие возрасту школьников.

Последнюю неделю практики я начала с посещения занятий педагога – психолога школы с детьми, которые пойдут в первый класс в новом учебном году. Диагностика проходила в формате беседы. Ребятам необходимо было ответить на ряд вопросов, например:

· Назвать свои фамилию, имя и отчество, а так же своих родителей;

· Место своего жительства;

· Государство проживания и столицу этого государства;

· Назвать примеры планет;

· Назвать предложенные им фигуры;

В конце беседы использовалась методика «Рисунок человека». Ребенку предлагается на листе форматом А4 нарисовать простым карандашом просто человека. Данная методика позволяет оценить уровень умственного развития ребенка, определить его побуждения, тревоги и конфликты. Этот тест – один из наиболее используемых диагностических методов.

Далее я изучала методы взаимодействия педагога – психолога, учителя и детей.

Педагогическое взаимодействие учителя и учеников – это совместная деятельность учителя и учащихся на уроке и вне его, в основе которого лежат такие формы ее взаимоотношений как сотрудничество, диалог, партнерство, кооперация и т. п.

В качестве основных параметров этой формы взаимодействия выделяют:

· Корректность между учителем и учащимися.

В процессе педагогического взаимодействия могут возникать такие психологические феномены:

· Коппинг – поведение – процесс активного и конструктивного приспособления;

· Фасилитация – повышение уровня эффективности взаимодействия между учителем и учениками в силу авторитета;

· Ингибиция – понижение уровня эффективности взаимодействия между учителем и учениками в силу низкого авторитета.

Особую роль в педагогическом взаимодействии играет взаимопонимание между учителем и учащимися.

Процесс взаимодействия учителя и учащихся сложный, неоднозначный процесс, который не проходит без противоречий и конфликтов.

После изучения методов взаимодействия педагога – психолога, учителя и детей, я посетила уроки детей 2 класса. Просмотрела, какие методы использовал учитель на уроке, например:

· Работа в группах и парах;

Дети при помощи наводящих вопросов или при помощи различных кроссвордов, ребусов, примеров и задачек, разных заданий подходили к теме урока и старались самостоятельно ее сформулировать. На каждом уроке дети отрабатывали умение ставить цели исходя из угаданной темы. В конце урока дети делали выводы о прошедшем уроке. Анализировали, какие знания они получили на уроке, что для них было сложно, а что далось им без труда. Так же использовался метод самооценки – ученики самостоятельно и качественно ставили себе оценки. Если класс не был согласен с оценкой того или иного ученика, то тогда разбирались его ошибки и недочеты и приходили к общему субъективному мнению.

На некоторых уроках учитель предоставлял ученикам возможность самостоятельно добывать необходимую информацию и выступал в роли консультанта. Также на уроках использовался метод дифференциации.

Дифференциация обучения – это организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально – типологические особенности личности (способности общие и специальные, уровень развития, интересы, психофизиологические свойства нервной системы и т.д.), характеризуется созданием групп учащихся, в которых содержание образование, методы обучения, организационные формы различаются.

В последние дни прохождения ознакомительной практики я проводила анализ и систематизацию собранных нормативных и фактических материалов за период прохождения ознакомительной практики. Еще раз присмотрела нормативную документацию, федеральные законы связанные с образованием.

Составила примерный план отчета по практике, произвела коррекцию дневника по практике.

На основе индивидуального задания, дневника по практике и плана отчета по прохождению ознакомительной практики оформила отчет по прохождению ознакомительной практики в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении Новоуспенской средней общеобразовательной школе в период с 3 мая 2021 года по 30 мая 2021 года.

После написания, корректировке и оформления отчета по ознакомительной практике подготовилась к защите практики.

В последний день прошла защита практики.

Каждый день на протяжении всей ознакомительной практики я заполняла дневник по практике, в котором отражается краткое содержание того, что я делала в течении каждого дня.

Я, Новицкая Диана Сергеевна, студентка группы ОБППО-32102КРСно специальности психолого –педагогического образования по специализации: педагогика и психология начального общего образования.

В период с 3 мая по 30 мая 2021 года проходила ознакомительную практику на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Новоуспенской средней общеобразовательной школы.

В течении прохождении практики я познакомилась с большим количеством различной методической литературы, с федеральными законами в области образовании, отчетными документами педагогов и педагогов – психологов.

В заключении своего отчета хочу сказать, что при прохождении ознакомительной практики трудностей практически не возникало. Было очень интересно ознакомиться с работой педагога – психолога школы, учителей. Понравилось присутствовать и наблюдать за занятиями педагога – психолога с детьми младшего школьного возраста. Так же интересно было посмотреть, какие методы взаимоотношений используют учителя и педагог – психолог в своей работе с учениками. Интересно было узнать, какие методики для диагностики детей младшего школьного возраста в своей работе использует педагог – психолог школы.

Данная ознакомительная практика поможет мне в дальнейшей работе как педагога – психолога, так и как учителю начальных классов.

На протяжении всей практики мне помогала и наталкивала на верные мысли педагог – психолог школы Богданова Анастасия Викторовна. Она показала себя квалифицированным и отзывчивым специалистом.

Мне очень понравилось работать непосредственно с самими детьми, беседовать с ними, анализировать их ответы.

Я считаю, что данная практика очень хорошо подготавливает к дальнейшей профессиональной деятельности.

Источник

Отчет по преддипломной практике педагога-психолога

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

отчет по практике психолога в школе заполненный. hello html 5b5e820a. отчет по практике психолога в школе заполненный фото. отчет по практике психолога в школе заполненный-hello html 5b5e820a. картинка отчет по практике психолога в школе заполненный. картинка hello html 5b5e820a.

Предметом практики является процесс работы над ВКР на тему: «Деятельность педагога-психолога по интеграции в социум детей, попавших в трудную жизненную ситуацию».

Цель практики: закрепление знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения, а также сбор, обобщение и анализ эмпирического материала, необходимого для выполнения и апробации результатов ВКР.

В ходе практики рассмотрела содержание и сущность понятия «Интеграция в социум детей, попавших в трудную жизненную ситуацию» в научной литературе; охарактеризовала детей в трудной жизненной ситуации и их социально-педагогическую характеристику; выявила, теоретически и экспериментально обосновала педагогические условия успешной интеграции в социум детей, попавших в трудную жизненную ситуацию; п роанализировала полученные в ходе проведения экспериментальной работы результаты.

По результатам практики закрепила знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, совершенствовала комплекс профессиональных умений и навыков в процессе самостоятельной работы в должности педагога-психолога, а также собирала, обобщала и анализировала эмпирический материал, необходимый для выполнения и апробации результатов выпускной квалификационной работы.

Организационный этап практики………………………………………. 5

Основные сведения об учреждении, направлениях его работы и специфике……………………………………………………………..……5

Специфика деятельности педагога-психолога………………………. ….6

Изучение оснащения кабинета педагога-психолога………………….…..8

Знакомство с документацией психолога……………………………….…8

Содержательный этап практики………………………………………. …9

Исследование уровня интеграции в социум детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, на констатирующем этапе………………………..9

Экспериментальная работа по реализации адаптированной программы «В гармонии с миром»…………………………………………………….19

Анализ результатов проведенной работы……………………………….25

Заключительный этап практики………………………………………. 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………34

Преддипломная практика в учреждениях различного типа является заключительным из этапов профессиональной подготовки педагогов-психологов. Этот вид практики позволяет студентам непосредственно включиться в различные виды профессиональной деятельности педагога-психолога, непосредственно познакомится с их спецификой. Практика дает возможность проверить степень своей готовности к самостоятельной психолого-педагогической деятельности, оценить себя, свои способности, профессиональные качества. Практика ориентирует студентов на профессиональное и личностное развитие с целью разрешения их собственных внутренних проблем и активизации их личностных ресурсов, формирование профессиональной позиции.

Преддипломная практика ориентировалась на сбор, изучение и анализ эмпирического материала для написания ВКР на тему «Деятельность педагога-психолога по интеграции в социум детей, попавших в трудную жизненную ситуацию», на базе Государственного казенного учреждения «Социальный приют для детей и подростков «Теплый дом» в Дрожжановском муниципальном районе», где проходят реабилитацию дети и подростки в возрасте 3-16 лет.

Организационный этап практики

В первые дни практики я познакомилась с базой практики, с сотрудниками социально-психологической службы, спецификой работы практического психолога, с типом учреждения, персоналом, оборудованием кабинета психолога и его документацией, а также с требованиями охраны труда, техники безопасности, а также с правилами внутреннего трудового распорядка организации, предоставляющей место прохождения практики.

Основные сведения об учреждении, направлениях его работы и специфике.

В соответствии со своими целями и задачами приют принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; осуществляет прием и временное проживание детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание им экстренной помощи, организует медицинское обследование; оказывает помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних, содействует возвращению в семьи; оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации; через органы опеки и попечительства обеспечивает защиту прав и законных интересов детей и подростков, организует работу с паспортным столом и пенсионным фондом; проводит социальную диагностику, разработку и реализацию индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействует их профессиональной ориентации; жизнеустройству детей, оставшихся без попечения родителей.

Директор – Хайруллина Рамзия Насыховна.

Психолог – Ханбикова Гульназ Хайдаровна.

Специфика деятельности педагога-психолога

Цель работы педагога-психолога: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе.

Основные направления работы педагога-психолога: консультационная работа и развивающая деятельность.

Отправной пункт – соблюдение интересов ребенка. Многие дети способны четко сформулировать собственные проблемы и знают, что принесет им пользу.

Основой результативной работы психолога являются доверительные отношения. Обретение доверия должна быть длительным процессом.

Целенаправленная помощь педагогов, воспитателей, психологов, социальных работников в формировании широкого репертуара жизненных навыков.

Перед началом работы психолог в приюте определяет˸ уровень психического и социального развития детей, степень и характер их дезадаптации, выявляет ценностные ориентации; типы личностного реагирования на стрессогенные ситуации. Это позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка в работе с ним, прогнозировать поведенческие проявления и направление развития ребенка.

Ситуации, при которых ребенку необходима помощь психолога˸

Ситуация 1. Отрыв от дома и помещение ребенка в приют.

Оказание психотерапевтической помощи состоит в лечении посттравматического стресса (жертвы насилия, отрыв от семьи или потеря семьи). Переживание горя и страха блокируют личностное развитие ребенка.

Необходимо создание поддерживающей среды для восстановления душевных и физических сил˸ дети и подростки имеют право знать о планах администрации по поводу их дальнейшего устройства. Вовлечение детей в планирование их собственного будущего дает чувство контроля над судьбой.

Задача психолога – помочь заново обрести ощущение безопасности, веру в себя и окружающих взрослых, развить самостоятельность и независимость.

Ситуация 2. Тревога по отношению к собственному будущему.

Подростки, находящиеся в приютах из-за асоциального образа жизни родителей, начинают думать, что и у них может неудачно сложиться жизнь, возникает тревога по отношению к будущему.

Задача психолога – помочь сформировать положительное отношение к будущему, помочь найти ресурсы, чтобы построить будущее так, как подросток этого хочет; помочь разобраться в профессиональном самоопределении.

Необходимая поддержка при переходе из довольно упрощенного и глубоко специфического мира в сложный и трудный современный мир – служба социально-психологической помощи для выпускников государственных учреждений.

Задача психолога – оказание помощи молодым людям в преодолении предрасположенности к негативным жизненным выборам, задать положительные ценностные представления, так как типичные черты выпускников˸ иждивенчество, трудности в общении, инфантилизм, перегруженность отрицательным опытом.

Примерный распорядок дня педагога-психолога:

10.00 – 10.30 – Занятие в сенсорной комнате

10.30 – 12.00 – Работа с документацией

13.00 – 15.00 – Индивидуальная психокоррекционная работа с подростками

15.00 – 16.00 – Работа с документацией

Изучение оснащения кабинета педагога-психолога

Кабинеты педагога-психолога находятся на втором этаже. Первый кабинет для групповых и индивидуальных занятий, оформлен в светлых тонах. Кабинет оснащен необходимой мебелью: компьютерный стол и кресло, диван, личное рабочее место психолога (стол, стул), рабочий стол для воспитанников и диван, шкаф с методической литературой и материалами, уголок достижений психологической работы педагога, доска для песочной терапии.

Второй кабинет предназначен для проведения релаксации воспитанников после психологических занятий. В комнате психологической разгрузки имеются мягкие пуфы и кресла, сухой бассейн с шарами, магнитофон с аудиозаписями для релаксации, светящийся ковер.

Консультирование родителей воспитанников психолог проводит в гостевой комнате для родителей, который расположен на первом этаже здания. Кабинет также оформлен в светлых тонах. В комнате имеется мягкая мебель, стол, стулья, шкаф с портфолио и достижениями воспитанников, телевизор, где родители могут посмотреть видеозаписи жизни и деятельности своих детей в приюте, также в комнате оформлен живой уголок с живыми растениями, аквариумом и птицами.

Знакомство с документацией психолога

Перечень основной документации:

Годовой план работы, учрежденный руководителем учреждения;

Журнал учета проведенной работы;

График работы на неделю;

Циклограмма на каждый день;

Программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной и других видов работ;

Аналитический отчет о проведенной работе за год, утвержденный руководителем учреждения.

Содержательный этап практики

Исследование уровня интеграции в социум детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, на констатирующем этапе

Целью моего исследования стало выявление и экспериментальная проверка педагогических условий эффективности деятельности педагога-психолога по интеграции в социум детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Исследование проводилось на базе ГКУ МТЗ и СЗ РТ «Социальный приют для детей и подростков «Теплый дом» в Дрожжановском муниципальном районе».

В исследовании приняло участие 10 детей в возрасте от 11 до 14 лет, среди них 5 девочек и 5 мальчиков.

С целью изучения психологических особенностей несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, могут использоваться различные методики. Например, для определения уровня психической устойчивости может использоваться методика «Самооценка психической устойчивости в межличностных отношениях» (М.В. Секач, В.Ф. Перевалов, Л.Г. Лаптев), ведь трудная жизненная ситуация всегда связана со стрессами, а устойчивость к стрессам способствует лучшей адаптации к изменяющимся обстоятельствам жизни детей. Для изучения уровня тревожности можно использовать такие методики как Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан), Методика диагностики уровня школьной тревожности А. Филлипса и др., и мы в своей работе ставим целью изучение такого психического состояния как тревожность, потому как трудная жизненная ситуация предполагает повышение ситуативной и личностной тревожности у несовершеннолетних. Можно изучить актуальное эмоциональное состояние у детей в трудной жизненной ситуации с помощью методики «Самочувствие, активность, настроение» (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и др.), либо с помощью методики Невербальная диагностика эмоциональных состояний (А.О. Прохоров).

Для выяснения психологических и поведенческих особенностей воспитанников социального приюта для детей и подростков «Теплый дом» я использовала следующие диагностические методики:

— Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера-Ханина) (Приложение 1);

— Тест оценки коммуникативных умений (Ряховского), в модификации (Приложение 2);

— Тест «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильина, П. А. Ковалева) (Приложение 3).

Опишем их подробнее.

Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера-Ханина)

Проводилось индивидуальное исследование с каждым ребенком. Детям предлагались шкалы ситуативной и личностной тревожностей, вслух зачитывались утверждения, на которые ребенок должен был подобрать подходящее утверждение. За каждое утверждение ребенку присваивался соответствующий балл. Подсчитывалось общее количество баллов и делилось на количество утверждений в шкале. Далее полученные результаты соотносились с нормативными данными, приведенными в ключе. Делался вывод о наличии определенных уровней личностной и ситуативной тревожности.

Методика была выбрана, поскольку в первую очередь трудная жизненная ситуация влияет на появление у ребенка тревожности, которую нужно своевременно выявить и корректировать. Кроме того, данная методика определяет основные причины тревожности у несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации.

Тест оценки коммуникативных умений (В.Ф. Ряховского)

Понятие «коммуникативные умения» включает в себя оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д. Методика предназначена для проверки этих качеств. [52]

Проводилось индивидуальное исследование с каждым ребенком. Ребенку предлагалось отметить ситуации, которые вызывают у него неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любым человеком – будь то товарищ, учитель, родители или просто случайный собеседник. Далее подсчитывался процент ситуаций, вызывающих досаду и раздражение, и полученные результаты соотносились с нормативными данными, приведенными в ключе. Делался вывод об уровне развития коммуникативных навыков.

Методика была выбрана мною, так как она содержит возможность определить уровень коммуникабельности личности, с целью выявления у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, уровня развития коммуникативных навыков, как они воспринимают окружающих их людей, умеют ли дружить, понимать чужие проблемы.

Тест «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильина, П. А. Ковалева)

Методика предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик. Методика позволяет получить показатели по следующим шкалам: вспыльчивость, напористость и наступательность, обидчивость, неуступчивость, бескомпромиссность, мстительность, нетерпимость к мнению других, подозрительность. [40]

Проводилось индивидуальное исследование с каждым ребенком. Ребенку предлагался ряд утверждений. При согласии с утверждением ребенок должен поставить знак «плюс» («да»), при несогласии — знак «минус» («нет»). Далее полученные результаты соотносились с нормативными данными, приведенными в ключе, определили показатели по каждой вышеназванной шкале. Делался вывод об уровне сформированности у ребенка позитивной и негативной агрессивности, и конфликтности.

Методика была выбрана мною с целью выявления уровня личностной агрессивности и конфликтности у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. А также выявить, какой вид агрессивности преобладает у ребенка на констатирующем и контрольном этапах исследования.

Была проведена диагностика по исследованию тревожности несовершеннолетних по методике Спилбергера-Ханина. Результаты представлены в Таблице 1, методику Спилбергера-Ханина смотрите в Приложении 1.

Таблица 1 – Результаты испытуемых по наличию ситуативной и личностной тревожности

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *