отчет по метеорологической практике
Отчет по метеорологической практике
СОДЕРЖАНИЕ
(может варьироваться в названиях тем)
1. Задачи практики
2.Организация метео-площадки.
3.Программа и срок производства наблюдений на станции
4.Приборы
(включить и ознакомиться с описанием Ручного чашечного анемометра и аспирационного психрометра, которыми вы уже работали).
5. Анализ хода температуры почвы под естественным покровом с 03,03 по 24,03,16
(график и анализ графика)- кто сдал просто отдам- вставите в отчет.
6.КН-01 (описание)
7.Синоптический код (описание)
8.Обзор погоды (4 разных: РГГМУ, что сами сняли на площадке 7 и 8 апреля+ 3 разные станции)
9.Дневник практики. (описание по дням-что делали.) Позже дам описание-чтобы вы сравнили.
(не сам дневник=тетрадку, а выписку из него.)
10. Заключение. (Вывод-что узнали, с чем познакомились, что научились делать и как это важно для вашей будущей океанической жизни:)
Титульный лист-в документах.
ДНЕВНИК ПРАКТИКИ
1.Метеоплощадка. Организация работы на метеоплощадке. Время измерений.
2.Температура воздуха. Психрометрическая будка. Психрометр.Минимальный и максимальный термометры. Гигрометр.(Гигрограф).Скорость ветра
3.Влажность. Психрометрические таблицы. Парц.давление вод.пара.Давление насыщения. Т-ра точки росы. Дефицит насыщения.
Осадки Измерение. Приборы для измерения осадков. Обозначения метео-явлений. Атмосферные явления.
4. Облака. Измерение ВНГ облачности. Виды облаков. Видимость. МДВ. Измерение МДВ.
5. Давление. Атмосферное давление. Жидкостные и деформационные барометры. Барограф. Поправки для приведения давления к уровню моря.
6.Измерения температуры почвы. Специфика. Термометры Савинова. Вытяжные почвенно-глубинные термометры. Измерения температуры на участках с растительным покровом и без.
7.Составление телеграммы. Использование КН-01. Кодирование измеренных метео-параметров.
8.Синоптический код. Разбор синоптического кода.
9.Экспедиционные приборы для измерения метео-параметров. Аспирационный психрометр, Анемометр, Барометр-Анероид.
10.Сдача дифференцированного зачета по практике, с предоставлением отчета по практике.
По учебной метеорологической практике
Бригада № 2: Ковалёв А.А.
Руководитель практики ____________ Н.К. Разуванова
Содержание
Метеорология – это наука об атмосфере: о её строении, свойствах, и протекающих в ней процессах. Большой раздел метеорологии, посвящённый климату, включается в дисциплину «Климатология», в которой изучаются особенности и закономерности формирования климата, а так же характер его распределение. Формирование климата происходит в результате суммарного воздействием многих климатообразующих факторов, важнейшими из которых являются солнечная радиация, циркуляция атмосферы и характер подстилающей поверхности.
Для изучения климата местности используются многолетние наблюдения на метеорологических станциях. Метеорологическая станция – это учреждение, которое проводит регулярные метеорологические наблюдения за состоянием атмосферы и атмосферных процессов. Она состоит из метеорологической площадки, где размещаются метеорологические приборы, и помещения, где установлены автоматические приборы-регистраторы и ведется обработка данных наблюдений. При помощи метеорологических приборов определяется солнечная радиация, атмосферное давление, направление и скорость ветра, температура и влажность воздуха и почвы, атмосферные осадки и другие метеорологические элементы.
Учебная метеорологическая практика является важным дополнением теоретического курса «Метеорология и климатология». Она позволяет сформировать практические умения и навыки работы в такой важной для народного хозяйства сфере деятельности, как метеорология и климатология.
Учебная практика проходила с 11.06.2012 по 16.06.2012 г.
Цель метеорологической практики заключалась в закреплении теоретических знаний, полученных на лекционных занятиях, усвоении правил и особенностей проведения измерительных работ с помощью приборов, в решении задач по обработке полученных измерений и построению графического материала.
Для выполнения поставленной цели были решены следующие задачи:
изучено устройство и принцип работы метеорологических приборов;
изучены и применены основные методики по выполнению измерительных работ;
получен опыт проведения метеорологических наблюдений;
проведены камеральные работы по полученным измерениям, на основе которых были построены графики, в которых отображаются значения метеорологических показателей.
В состав бригады № 2 вошли следующие студенты группы ГЭ-11:
Учебная практика по метеорологии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тюменский государственный университет
Программа учебной практики
Учебная практика по метеорологии.
Квалификация (степень) выпускника
1. Цели учебной практики по Метеорологии.
Целями учебной практики по Метеорологии являются изучение микроклиматических особенностей города Тюмени, в том числе углубление и закрепление полученных теоретических знаний, умений и навыком по курсу «Метеорология».
2. Задачи учебной практики по Метеорологии.
Задачами учебной практики по Метеорологии являются
· Закрепить основные теоретические положения дисциплины «Метеорология»;
· Ознакомить с устройством и действием основных метеорологических приборов на практике, привить навыки простейших метеорологических, градиентных и актинометрических наблюдений;
· Научиться обрабатывать материалы метеорологических наблюдений;
· Научиться методам микроклиматической съемки;
· Провести экскурсию на метеостанцию.
3. Место учебной практики в структуре ООП бакалавриата
Атмосфера – один из компонентов среды. Окружающей человека, её состояние влияет практически на все стороны человеческой деятельности и биоту. Поэтому общий курс «Учебной практике по метеорологии» находится в числе фундаментальных, определяющих образование студента по направлению «экология и природопользование».
«Учебная практика по Метеорологии» логически и содержательно-методически связана с дисциплинами: гуманитарного, социального и экономического цикла «Физика»; естественно научного цикла «Почвоведение», «Геоморфология», «География»;профессионального цикла «Учение о гидросфере», «Учение о биосфере», «Ландшафтоведение».
Обучающийся при прохождении данной практики должен владеть базовыми знаниями дисциплины «Метеорология», знаниями фундаментальных разделов физики.
Прохождение «Учебной практики по Метеорологии» необходимо как предшествующее для изучения дисциплин естественнонаучного цикла «Почвоведение», «Геоморфология»; профессионального цикла «Учение о гидросфере», «Учение о биосфере», «Ландшафтоведение».
4. Формы проведения учебной практики
Форма проведения учебной практики по Метеорологии – полевая.
5. Место и время проведения учебной практики по Метеорологии город Тюмень, а именно терраса реки Туры и парк Эколого-географического факультета, где бригады оборудуют метеорологическое площадки, а также метеостанция в посёлке Московский. Место практики соответствует поставленным задачам. Продолжительность практики 6 дней.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики по Метеорологии.
В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие универсальные и профессиональные компетенции: базовыми общепрофессиональными теоретическими знаниями о географической оболочке, о теоретических основах геоморфологии, метеорологии и климатологии, гидрологии, биогеографии, географии почв с основами почвоведения, ландшафтоведении (ПК-3); осуществляет сбор первичной документации полевых данных, первичной обработки полевой гидрометеорологической информации, проводит обработку, обобщение фондовых гидрометеорологических данных с использованием современных методов анализа и вычислительной техники, составляет карты, схемы, разрезы, таблицы, графики и другие установленной отчетности по утвержденным формам (ПК-11);разрабатывает прогноз погоды и климата, оценивает влияние метеорологических факторов на состояние окружающей среды, осуществляет метеорологическую экспертизу промышленных, сельскохозяйственных объектов (ПК-15).
· Знать: основы учения об атмосфере (основы строения атмосфере, состав воздуха, распределение на земном шаре давления и температуры, влажности, основные циркуляционные системы, определяющие изменения погоды и климата в различных широтах).
· Уметь: Анализировать метеорологические элементы, эффективно использовать метеорологическую информацию для решения прикладных задач.
· Владеть: стандартными метеорологическими приборами и навыками простейших метеорологических градиентных и актинометрических наблюдений; методами анализа первичной метеорологической информации с использованием ежедневных синоптических карт и спутниковых снимков
7. Структура и содержание учебной практики по Метеорологии.
Общая трудоемкость учебной практики составляет 1,5 зачетных единиц 54 часов.
Разделы (этапы) практики
Виды учебной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
Формы текущего контроля
Наблюдения и измерения
(сбор, обработка и систематизация фактического и литературного материала)
отчет метеорология ready
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «Барановичский государственный университет»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра естественнонаучных дисциплин
о прохождении учебной практики по климатологии метеорологии
Место прохождения практики г. Барановичи
Руководитель практики от предприятия, учреждения
Новожилова Инна Владимировна
От кафедры Дерман Светлана Аркадьевна
Отчет проверен и (не) допущен к защите:
от предприятия Новожилова Инна Владимировна
от кафедры Дерман Светлана Аркадьевна
Отчет защищен с оценкой _________________________________
Учебная практика по метеорологии и климатологии проходила с 03.06.19 по 07.06.19 на базе г. Барановичи.
Целью учебной метеорологической практики является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины (метеорологии и климатологии), а так же ознакомление с основами современных практических подходов и методов, используемых при мониторинге состояния приземного слоя атмосферы.
освоение студентами методики проведения метеонаблюдений и измерений метеорологических величин;
освоение методик наблюдений, обработки и анализа метеорологических и актинометрических наблюдений;
освоение приемов микроклиматических наблюдений в различных условиях почвенно-растительного покрова, рельефа и увлажнения;
изучение последствий антропогенного воздействия на климат;
обучение методам проведения стационарных и маршрутных микроклиматических наблюдений;
развитие умений обработки результатов полевых наблюдений, их анализ и обобщения, выявления причинно-следственных связей в природе, формулирования выводов.
Климатология — наука, раздел метеорологии, изучающая климат — совокупность погодных характеристик за многолетний период, свойственных определённому месту или Земному шару в целом.
Метеорология — это наука об атмосфере, изучающая ее состав, свойства и протекающие в ней физические и химические процессы. Метеорологию кратко и емко называют физикой атмосферы.
Атмосфера—это газовая оболочка Земли, состоящая, исключая воду и пыль, из азота (78,08%), кислорода(20,95%), аргона (0,93%), углекислоты (0,09%), водорода, неона, гелия, криптона, ксенона и ряда др. газов (в сумме около 0,01%).
Физическое состояние атмосферы у земной поверхности и в нижних 30 км на данный момент времени называется погодой.
Погода характеризуется метеорологическими величинами (температура, давление, влажность, ветер, облачность, осадки) и атмосферными явлениями (гроза, туман, пыльная буря и т. д.).
ГЛАВА 1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ТЕМПЕРАТУРОЙ ВОЗДУХА
Температура воздуха — одна из важнейших характеристик погоды и климата, оказывающая прямое воздействие на человека, животных, растения, на работу механизмов и т. д.
Наблюдение за температурой проводилось в период с 03.06 по 05.06, и в результате наблюдений были получены следующие показатели:
Таблица 1 — Температура воздуха за 03.06.19
Таблица 2 — Температура воздуха за 04.06.19
Таблица 3 — Температура воздуха за 05.06.19
Таким образом, за время наблюдений можно отметить, что максимальная температура воздуха наблюдалась 04.06.19 с 14 до 18 часов (+26) и 05.06.19 с 11 до 16 часов (+26), минимальная 03.06.19 в 6 часов (+12), а амплитуда температур (+11, + 13, +10 — по дням) суммарно за 3 дня составила +3.
ГЛАВА 2 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЕТРОМ
Ветер — это перемещение воздушных масс в горизонтальном направлении или, иначе говоря, горизонтальные потоки воздуха.
Причина возникновения ветра — неравномерное нагревание земной поверхности: тёплый воздух поднимается вверх, а на его место приходит более тяжелый и плотный холодный. Ветер дует из области повышенного давления в область пониженного давления. Чем больше разница в атмосферном давлении, тем больше скорость ветра.
В результате наблюдения получены следующие результаты :
Таблица 4 — роза ветров за 3 дня
Таким образом, на протяжении 3 дней наблюдалось преобладание ветра восточного направления.
ГЛАВА 3 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА АТМОСФЕРНЫМИ ОСАДКАМИ
Атмосферные осадки — вода в жидком или твердом состоянии, выпадающая из облаков или осаждающаяся непосредственно из воздуха на поверхность Земли (дождь, град, снег, иней и т.д.).
За время наблюдения осадки отсутствовали.
Атмосферные осадки зависят от:
Размещения поясов высокого и низкого давления.
Положения местности относительно Мирового океана, так как именно оттуда приходит основная доля водяных паров.
Близости местности к океаническим течениям: теплые течения способствуют выпадению осадков на побережьях, а холодные препятствуют.
Рельефа. На склонах горных цепей, обращенных к влажным ветрам с океана, влаги выпадает заметно больше, чем на противоположных. Горы препятствуют движению влажных воздушных масс, а равнина способствует этому.
Географическое распространение осадков по земной поверхности зависит от совокупного действия ряда условий: температуры, испарения, влажности воздуха, облачности, атмосферного давления, распределения суши и моря, господствующих ветров и др. Атмосферные осадки на земной поверхности распределяются очень неравномерно. Одни территории страдают от избытка влаги, другие — от ее недостатка.
Атмосферное давление — давление атмосферы, действующее на все находящиеся в ней предметы и на земную поверхность, равное модулю силы, действующей в атмосфере на единицу площади поверхности по нормали к ней.
На протяжении 3 дней наблюдалось атмосферное давление от 746 до 747 мм. рт.ст.
Влажность — это показатель содержания воды в физических телах или средах.
За время наблюдения получены следующие показатели:
Таблица 5 — Влажность за 03.06.19
Таблица 6 — Влажность за 04.06.19
Таблица 7 — Влажность за 05.06.19
Средний показатель влажности за 3 дня составил 62% (58, 58 и 70 по дням соответственно).
ГЛАВА 4 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОБЛАКАМИ
Облака — взвешенные в атмосфере продукты конденсации водяного пара, видимые на небе невооруженным глазом и с поверхности Земли, и из космического пространства.
03.06 и 04.06 облачность отсутствовала.
05.06 облака были представлены следующими видами (Приложение А)
В ходе учебной метеорологической практики мы освоили методику проведения метеонаблюдений и измерений метеорологических величин, методику наблюдений, обработки и анализа метеорологических и актинометрических наблюдений.
Мы очень зависимы от окружающей среды. Постоянные наблюдения за погодой нужны для изучения погодных условий в разных регионах, для определения погоды, для предотвращения несчастных случаев, потому что на нашу деятельность она оказывает существенное влияние.
Хотя погода сильно влияет на нашу жизнь, ее предсказывают в большей степени в экономических целях. Основными пользователями метеорологических услуг выступают авиация и морской транспорт, поскольку от природных явлений во многом зависит передвижение по воздуху и по морю.
Сведения о погоде нужны и туристическим агентствам, организующим поездки в те или иные страны, и сельскохозяйственной отрасли – информация о влажности воздуха, количестве атмосферных осадков и света играет большую роль в продуктивности при выращивании растений. Знание прогноза погоды может пригодиться в строительстве при проведении работ на открытом воздухе, а также предприятиям культурной сферы, занимающимся организацией фестивалей, спортивных соревнований и других мероприятий. Но главная задача метеорологов – предупреждение населения о стихийных бедствиях, что позволяет вовремя подготовиться к ним и избежать человеческих жертв.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Каўрыга, П.А. Лабараторны практыкум па метэаралогіі і кліматалогіі / П.А. Каўрыга. – Мінск: Ураджай, 1997. – 150 с.
Каўрыга, П.А. Метэаралогія / П.А. Каўрыга. – Мінск: БДУ, 2005. – 186 с.
Каўрыга, П.А. Практыка па метэаралогіі / П.А. Каўрыга. – Мінск: БДУ, 2007. – 237 с.
Хромов, С.П. Метеорология и климатология / С.П.Хромов, М.А. Петросянц. – Москва: МГУ, 2001. – 526 с.
Блютген, И. А. География климатов [Текст]. В 2 т. / И. Блютген. – Москва: Прогресс, 1972. Т. 1.– 428 с.; Т. 2. – 402 с.
Дроздов, О. А. Климатология [Текст]: учеб. для вузов по спец. «Метеорология» / О. А. Дроздов, В. А. Васильев, Н. В. Кобышева [и др]. – Ленинград: Гидрометиздат, 1989. – 568 с.
Практика по метеорологии
Полевая практика позволяет студентам расширить теоретические представления об атмосфере, механизме атмосферных явлений и процессов, изучить метеорологические приборы и приобрести практические навыки работы с ними, овладеть методикой метеорологических исследований, получить опыт организации и проведения микроклиматических наблюдений, обучиться приемам обработки и анализа погодных условий и типов погод за период наблюдений. Знания и умения, полученные студентами на полевой практике по метеорологии, могут быть использованы в дальнейшей учебной и практической деятельности. Понимание климатических особенностей района помогают объяснить закономерности формирования гидрографии и рельефа, почвенных разновидностей, видового состава растительности, животного мира. Навыки работы с метеорологическими приборами в дальнейшем применяются на полевых практиках по гидрологии, почвоведению, комплексной физико-географической практике, экологии.
Организация практики
Практика по метеорологии выполняется бригадами из 5-6 человек. Отчет о практике составляется один на бригаду, подготовка отдельных его разделов распределяется между членами бригады.
Местом проведения практики являются окрестности д. Щитовка Сенненского района. Продолжительность практики 5 дней. Необходимым условием успешного ее прохождения ставится выполнение каждым студентом конкретной научно-исследовательской задачи. Эта задача формулируется в первый день практики и может служить основой для написания в дальнейшем курсовых работ, научных статей.
Порядок проведения практики
Первый день. Перед началом полевых работ проводится инструктаж по технике безопасности, а также вводная беседа, о целях и задачах практики, ее структуре и содержании, об организации метеорологических наблюдений, особенностях формирования микроклимата леса, луга, побережья водоема. Уточняется перечень и график работ, форма отчетности.
Студенты получают и изучают метеорологические приборы, приводят в порядок метеорологическую площадку и устанавливают на ней необходимое оборудование, а также подготавливают дневники наблюдений на метеорологической площадке и на маршруте.
По маршруту микроклиматических наблюдений проводится рекогносцировочная экскурсия. Маршрут микроклиматических наблюдений выбирается с учетом особенностей местности.
Составляется схема и дается описание местоположения точек наблюдений. Перед каждым студентом ставится конкретная задача научно-исследовательского характера.
Второй день, третий и четвертый дни. Ведутся метеорологические наблюдения на метеорологической площадке и на маршруте. Метеорологические наблюдения производятся 6 раз в день: в 6, 9, 12, 15, 18, 21 час, с записью данных в дневники наблюдений.
На метеорологической площадке осуществляются наблюдения за температурами воздуха и почвы, атмосферным давлением, влажностью воздуха, ветром, облачностью, атмосферными осадками и другими атмосферными явлениями. На маршруте микроклиматических наблюдений измеряются температуры воздуха, воды (для точки, находящейся у водоема), влажность воздуха, скорость и направление ветра.
Каждый день в перерывах между наблюдениями ведется камеральная обработка полученных данных. В конце дня дается описание погоды за день и составляется прогноз на завтра.
Пятый день. Камеральные работы. Анализ полученных материалов. Выполнение иллюстраций – графиков, таблиц, фотографий отдельных видов работ. Каждый студент индивидуально анализирует фрагмент собранного материала и готовит раздел общего отчета. Составляется сводка погоды за период практики с использованием собственных наблюдений и информации гидрометеорологической службы.
Завершается оформление отчета и сдается зачет.
Методика проведения и содержание работ
Основным методом исследования атмосферных процессов является наблюдение, проводимое по единой программе с помощью однотипных приборов за метеорологическими элементами: 1) атмосферное давление, 2) температура воздуха, 3) температура почвы, 4) влажность воздуха, 5) направление и скорость ветра, 6) атмосферные осадки, 7) облачность.
Атмосферное давление (р) измеряется в гПа. При измерении атмосферного давления в миллиметрах ртутного столба необходимо осуществить перевод полученных значений, используя отношение 1гПа = 1,33 мм рт. ст. Атмосферное давление измеряется с точностью до 0,1 гПа или до 0,1 мм.
Температура является характеристикой теплового состояния среды (воздуха, почвы). Она выражается в градусах шкалы Цельсия (t, С). В настоящее время в метеорологии принято измерять температуру с точностью до 0,1. Все результаты, получаемые в процессе наблюдений, необходимо округлить до этих значений.
Влажность воздуха характеризуется упругостью (парциальным давлением) водного пара (е), относительной влажностью (f), дефицитом влажности (d), точкой росы (t). Упругость водяного пара и дефицит влажности выражаются в гПа и определяются с точностью до 0,1 гПа.
Относительная влажность вычисляется до целых процентов, точка росы до 0,1 градуса. Все характеристики влажности воздуха рассчитываются с использованием пособия «Психрометрические таблицы» (издания 1982 г.).
Атмосферное давление измеряется с помощью барометра-анероида и барографа. Температура воздуха и влажность воздуха определяются аспирационным психрометром Ассмана, термографом и гигрографом.
Максимальная и минимальная температура за период наблюдений измеряется соответственно максимальным и минимальным термометрами. Температура на поверхности почвы измеряется с помощью напочвенных термометров (срочного, минимального, максимального, на глубине 5, 10, 15, и 20 см – термометрами Савинова.
Наблюдения за направлением и скоростью ветра производят с помощью флюгера и ручного чашечного анемометра. Наблюдение за атмосферными осадками включает определение вида осадков, их интенсивности, времени и продолжительности выпадения, количества по осадкомеру Третьякова.
На метеорологической площадке устанавливаются:
• метеорологическая будка со срочным, максимальным и минимальным термометрами;
• почвенные коленчатые термометры Савинова;
• напочвенные термометры (срочный, минимальный, максимальный);
• барограф;
• термограф;
• гигрограф;
• осадкомер;
• флюгер.
Наблюдения за облачностью и различными атмосферными явлениями проводятся визуально.