отчет о прохождении педагогической практики аспиранта
Отчет аспиранта по педагогической и научно-исследовательской практике
В процессе обучения в аспирантуре молодой ученый обязан пройти практику, результатом которой станет составление отчета по педагогической практике аспиранта, или, для исследователя – по научно-исследовательской практике. Эти требования распространяются на всех специалистов, готовящихся к написанию диссертационной работы.
Практика – это форма обучения, построенная на проявлении и закреплении у аспиранта навыков самостоятельной практической работы и умения проводить исследования.
Задания, поставленные перед ним на практике, должны обязательно коррелировать с направлением его будущей профессиональной деятельности.
Отчет по педагогической практике аспиранта
Каждый аспирант обязан пройти педагогическую практику, а не только научную. После прохождения научной ему проще будет сдать профильный экзамен по специальности. Педагогическая практика предполагает овладение мастерством преподавания в высшей школе, навыками самостоятельного формирования научно-методических документов, технологиями подбора релевантного учебного материала, мастерством объективного оценивания результатов обучения. Проходится она дважды, в предпоследнем и последнем семестре обучения в аспирантуре. Объем ее составляет 100 часов. Результатом прохождения практики становится отчет. После его сдачи происходит защита практики и документов о ее прохождении. Для защиты аспирант сдает на кафедру:
Все документы должны быть подготовлены и предоставлены на кафедру в течение недели с момента завершения практики. Защита происходит в период промежуточной аттестации. Удачная защита формализуется в виде зачета.
Отчет по научно исследовательской практике аспиранта. Пример
Научно исследовательская практика должна предоставить аспиранту богатый практический материал, анализ которого станет частью диссертации. Прохождение обучения практическим навыкам не будет считаться завершенным до подготовки и защиты отчета. На саму практику отводится 48-50 часов, а подготовку отведена неделя, но писать его необходимо начинать с первых дней практики, серьезность требований к форме и содержанию обуславливают и степень ответственности подхода.
Бланк отчета можно найти самостоятельно, можно попросить рекомендовать желаемый формат у научного руководителя, но следует учитывать, что все требования к оформлению документов формулируются в ГОСТ 7.32–2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-экспериментальной работе. Структура и правила оформления» и найденный самостоятельно документ может им не соответствовать. Размер документа должен быть не менее 10-15 страниц, 14-м кеглем, через один интервал. Структура отчета должна состоять из следующих разделов:
На титульном листе публикуются отзывы об аспиранте и его работе от его научного руководителя и от руководителя практики – сотрудника организации, в которой она проходила.
Отчет аспиранта 1 года обучения. Образец
Обучение в аспирантуре при очной форме обучения длится три года, при заочной – 4 года. За это время он должен сдать экзамены и написать диссертацию. Ко второму году он уже представляет себе структуру и методы исследования и готов опробовать их в практической деятельности. Перед ним ставятся уже более серьезные задачи, и он уже готов к взаимодействию со студентами и коллегами. Именно тогда ему необходимо пройти педагогическую практику, в процессе которой аспирант сможет глубже понять изучаемую дисциплину, ставя перед студентами вопросы, касающиеся отдельных моментов его будущей диссертации. Результаты работы студентов могут стать одной из существенных частей отчета по практике. Требования к нему не изменяются, следует ориентироваться на ГОСТ по форме, а по содержанию пристальное внимание будет уделено качеству собранных материалов.
Отчет аспиранта 2 года обучения. Образец
Процедура прохождения практики часто определяется внутренними положениями, принятыми в вузе, в структуре которого находится аспирантура. Для аспиранта задание на научно-производственную практику будет подготовлено его научным руководителем Практика может проходить в профильных НИИ или на кафедре, к которой прикреплен молодой ученый. Отчет должен показать, что ученый справился с поставленными перед ним задачами. В нем должно содержаться:
Формат отчета может не вместить все собранные данные, поэтому они могут быть оформлены в виде приложений к нему, которые готовятся также в соответствие с требованиями ГОСТ.
Времени на подготовку диссертации отводится немного и работа молодого ученого не должна пропасть даром. Все собранные результаты, аргументы и материалы должны найти свое место в отчете, который потом ляжет в основу будущей научной работы.
Учимся формировать отчет аспиранта по педагогической практике или НИР
Обучение в аспирантуре предполагает не просто исследование проблемы в теоретическом плане, но и определении ее воздействия на практике. Данный метод особо популярен и действенен в педагогической сфере.
Обучение в аспирантуре предполагает не просто исследование проблемы в теоретическом плане, но и определении ее воздействия на практике. Данный метод особо популярен и действенен в педагогической сфере.
Выпускники педагогических ВУЗов (не ниже магистратуры или специалитета) нередко приступают к трудовой деятельности, а позже принимают решение о поступлении в аспирантуру с целью выполнения научной работы, получения ученой степени «кандидат наук», а также внесения определенного вклада в развитие науки или образовательную деятельность, совершенствование работы педагога.
В ходе обучения в аспирантуре по педагогическому профилю учащиеся в обязательном порядке проходят практику. В большинстве случаев в ее счет идет трудовая деятельность, так как аспирантами или соискателями ученых степеней чаще всего становятся уже практикующие специалисты. Если же аспирант не трудоустроен, то он обращается в любое образовательное заведение с целью прохождения практики, которая послужит базой для дальнейшего исследования и написания кандидатской диссертации.
По результатам практики аспиранты обязаны сформировать и защитить соответствующий отчет. В этой статье Вы узнаете, что должен содержать этот документ и как его правильно оформить.
Какие виды практики бывают при обучении в аспирантуре?
Важно отметить, что в зависимости от курса обучения выделяют несколько видов практической деятельности аспирантов: педагогическая и научно-исследовательская.
Прохождение практики при обучении в аспирантуре
Педагогическая практика призвана усовершенствовать знания и навыки учащегося аспирантуры, определить актуальную проблему, которая в дальнейшем может лечь в основу будущей научной работы. Миссия данного направления подготовки аспирантов – получение реальных практических навыков в области преподавания, опыт работы с детьми (разных категорий), развитие навыков по грамотному подбору литературы, методических и иных материалов для обучения детей.
Научно-исследовательская практика призвана собрать доказательную базу, которая подтвердит актуальность темы исследования, необходимость решения поставленной изначально проблемы, выдвинуть и доказать/опровергнуть гипотезу.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Что должен содержать отчет по педагогической практике аспиранта?
Данный документ формируется строго после прохождения соответствующего вида практики. В ходе педагогической деятельности в образовательном заведении аспирант получает реальные представления, знания и навыки, вникает в проблемы, с которыми сталкиваются уже действующие педагоги и дети в процессе обучения.
Формирование отчета по педагогической практике предполагает:
Помимо отчета по педагогической практике, на защиту аспирант также должен предоставить дополнительные документы: дневник по педагогической практике (здесь должен быть расписан каждый день: чем занимался аспирант), задание на практику (подписанное научным руководителем), характеристика с места практики (формируется куратором от образовательной организации).
Отчет по научно-исследовательской практике аспиранта
Научно-исследовательская практика призвана стать основой для будущей кандидатской диссертации. Притом прохождение данного вида практики не будет засчитано до тех пор, пока аспирант не защитит соответствующий отчет.
В общей сложности прохождение научно-исследовательской практики занимает около 48-50 часов. На подготовку отчета отводится в среднем 7-10 дней, но заниматься формированием этого документа следует с первых дней прохождения практики: грамотно сортировать собранный материал, анализировать его и т.д.
Средний объем отчета по научно-исследовательской практике аспиранта достигает 15 страниц печатного текста. В структуре документа в обязательном порядке должны присутствовать следующие элементы:
Образец отчета по научно-исследовательской практике
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Как проходит педагогическая практика аспиранта и как подготовить отчет по практике
Успешное прохождение педагогической практики позволяет аспирантам закрепить полученные теоретические знания в выбранной отрасли исследования и научиться их правильно применять в дальнейшей профессиональной деятельности.
Что такое педагогическая практика аспиранта и ее особенности
Педагогическая практика актуальна в процессе изучении гуманитарных дисциплин – педагогика, психология, специальные предметы и частные методики (зависит от специфики предмета).
Требования, цели и задачи
Основополагающие моменты в педагогической практике:
Требования, выдвигаемых к практике – это понимание принципов работы системы компетенций, форм и методов организации процесса работы в высшем учебном заведении и соответствие основным требованиям, выдвигаемым к современным преподавателям.
Рекомендуемый список умений аспиранта после прохождения педагогической практики:
Особенности оформления дневника педагогической практики аспиранта
Правильно-составленный дневник прохождения практики улучшит репутацию аспиранта и поможет при создании будущей научной работы.
Пошаговые рекомендации оформления документа.
Примечание. В дневнике педагогической практики могут указываться отзывы подопечных. Учащиеся расскажут о полученных впечатлениях от занятий и поделятся собственным мнением о проведении внеклассовых мероприятий.
С записями в дневнике знакомятся учителя-наставники. После анализа представленной информации, документ подписывает руководитель образовательной организации и куратор практики.
Отчет по педагогической практике аспиранта и его пример
Ориентировочное количество страниц – 20-25 страниц.
Рекомендуемая структура отчета по педагогической практике:
В основной части отчета по педагогической практике также рекомендуется указать краткое описание проведенных мероприятий с конкретизацией полученных результатов, охарактеризовать приемы взаимодействия с аудиторией слушателей, привести подробный список развивающих и/или практических занятий с кратким содержанием каждого из них. Крайне рекомендуется использовать наглядные материалы (таблицы, графики, диаграммы, схемы).
5. Заключение. Автор отчета подводит итоги проделанной работы, составляет аргументированные выводы по успешности прохождения педагогической практики, дает краткую характеристику положительных/отрицательных сторон собственной деятельности и предлагает улучшения по содержанию/организации прохождения практики для других студентов по аналогичным специальностям.
Пример отчета по педагогической практике
Чтобы не допустить ошибок при оформлении этого документа, ознакомьтесь с хорошим примером отчета по практике.
Готовые отчеты по практике:
Действия после прохождения практики
Чтобы получить зачет о прохождении педагогической практики и зафиксировать его результат в индивидуальной ведомости, аспирант предоставляет в отдел аспирантуры соответствующий пакет документов:
Компания «Диссертация» поможет в написании сложных технических документов, научных статей, курсовых проектов, диссертаций и других работ. Каждый заказ проходит многоуровневую проверку на соответствие требованиям ВАК и ГОСТ.
Мы также гарантируем конфиденциальность всем клиентам и предлагаем заключение официального договора и договора оферты с подробным описанием всех условий сотрудничества. Будем рады помочь вам!
Отчет аспиранта по педагогической практике и научно-исследовательской работе
Каждый обучающийся в аспирантуре молодой специалист в обязательном порядке проходит научно-исследовательскую или педагогическую практику, без которых впоследствии невозможно получить допуск к написанию диссертации. Результатом этой самостоятельной учебной деятельности является отчет аспиранта о проделанной работе.
Выполняемые задания должны соответствовать выбранному специалистом профилю.
Отчетность по педагогической практике аспиранта
В двух последних семестрах каждому обучающемуся в аспирантуре предстоит дважды пройти два вида практики:
Отчет аспиранта предоставляется на кафедру в недельный срок по окончании практики. Отчетный пакет документов включает в себя:
Защита практической работы проходит во время промежуточной аттестации и оценивается зачетом.
Информация о распределении по направлениям подготовки, численности приема и другие цифры статистики размещаются в отчетности учебного заведения по форме № 1-НК.
Отчет о научно-исследовательской практике
Информация и наработки, собранные и самостоятельно разработанные обучающимися, в последующем обучении служат основой для подготовки диссертации. Учитывайте, что практическая работа будет засчитана только после сдачи отчета и его защиты.
Чтобы она прошла успешно, необходимо соблюсти строгие требования к оформлению и содержанию аспирантского отчета по научной практике за семестр. Обычно он занимает от 10 до 15 листов печатного текста, набранного с одинарным интервалом между строчками и шрифтом с кеглем 14. Остальные требования четко отражены в ГОСТ 7.32–2001.
Чтобы отчитаться за научно-исследовательскую практику в аспирантуре, в отчетный документ включают стандартные пункты:
На титульном листе руководители практики (научный, а также от организации по месту работы) оставляют свои отзывы, которые визируют личной подписью.
Во избежание ошибок рекомендуем ознакомиться с примером отчета по научно-исследовательской практике аспиранта.
Образец отчета аспиранта 1-го года обучения
За годы получения образования в аспирантуре (три – для очников, четыре – для заочников) обучающемуся предстоит успешно пройти экзаменационные испытания и написать диссертацию.
Первая педагогическая практика начинается, когда аспирант уже имеет определенную подготовку, свободно владеет теорией методов исследования и готов к педагогическому взаимодействию со студентами. Это происходит не раньше чем к началу второго года обучения.
Новый практический опыт поможет углубить знания по изучаемой дисциплине. Существенный плюс непосредственной педагогической деятельности в том, что выполненные студентами работы становятся частью диссертации и отчета по педпрактике. При сборе таких материалов следует уделять пристальное внимание качеству и ориентироваться на ГОСТы.
Что входит в форму отчета второго года обучения в аспирантуре
Научно-производственная практика осуществляется по индивидуальному плану заданий, которые предлагаются научным руководителем. Местом практической деятельности может быть как кафедра, к которой относится специалист, так и НИИ соответствующего профиля.
Отчет выступает свидетельством успешного выполнения программы и включает в себя:
Если полученные данные не вписываются, допускается их вынесение в отдельные приложения. Этот момент регламентирован ГОСТом.
На заполнение отчетности отводится ограниченный промежуток времени, поэтому молодому специалисту необходимо максимально сконцентрироваться, чтобы не упустить важные моменты проделанной во время практики работы. Все наработки (собранные материалы, доводы, итоги, выводы и результаты) систематизируются: в дальнейшем они лягут в основу диссертации.
Аналогичные требования к отчету предъявляются для третьего года обучения. Приступая к заполнению бланка, обязательно ознакомьтесь с приведенным образцом, который даст наглядное представление о порядке заполнения отчетной документации.
Грамотные методические рекомендации и использование образцов с примерным содержанием отчета помогут успешно отчитаться по педагогической и научно-исследовательской практике.
Педпрактика для аспирантов
Про учебно-педагогическую практику для аспирантов
Правовое регулирование педагогической практики аспирантов
Педагогическая практика для аспирантов очной и заочной формы обучения осуществляется на основе «Положения о педагогической практике аспирантов» факультета университета или института, которое, в свою очередь, разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.11.2013 г. № 1259 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), Уставом университета, Трудовым кодексом Российской Федерации, Положением о кафедре университета, федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее — ФГОС ВО), утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 апреля 2015 г. N 464 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации)».
Согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об образовании в Российской Федерации»:
8. Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, и её виды утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования, и ее виды утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
Обратите внимание, что с 01.07.2020 ч. 8 ст. 13 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.12.2019 N 403-ФЗ):
«8. Положение о практической подготовке обучающихся и примерная форма договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.»;
Согласно п. 22 и 24 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об образовании в Российской Федерации»:
22) учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;
24) практика — вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
В соответствии с ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об образовании в Российской Федерации»:
7. Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п. 9 Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. N 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)», с изменениями и дополнениями от 5 апреля 2016 г.:
9. При осуществлении образовательной деятельности по программе аспирантуры (адъюнктуры) организация обеспечивает:
проведение учебных занятий по дисциплинам (модулям) в форме лекций, семинаров, консультаций, научно-практических занятий, лабораторных работ, коллоквиумов, в иных формах, устанавливаемых организацией;
проведение практик;
Согласно пп.4-5 п. 10 Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. N 1259:
Вариативная часть программы аспирантуры (адъюнктуры) направлена на расширение и (или) углубление компетенций, установленных образовательным стандартом, а также на формирование у обучающихся компетенций, установленных организацией дополнительно к компетенциям, установленным образовательным стандартом (в случае установления организацией указанных компетенций), и включает в себя дисциплины (модули) и практики, установленные организацией, а также научно-исследовательскую работу в объеме, установленном организацией. Содержание вариативной части формируется в соответствии с направленностью программы аспирантуры (адъюнктуры).
Обязательными для освоения обучающимся являются дисциплины (модули), входящие в состав базовой части программы аспирантуры (адъюнктуры), а также дисциплины (модули), практики и научно-исследовательская работа, входящие в состав вариативной части программы аспирантуры (адъюнктуры) в соответствии с направленностью указанной программы.
В соответствии с п. 12 Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. N 1259:
Программа аспирантуры (адъюнктуры) представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде общей характеристики программы аспирантуры (адъюнктуры), учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик, оценочных средств, методических материалов, иных компонентов, включенных в состав программы аспирантуры (адъюнктуры) по решению организации
Согласно пп.2. п. 13 Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. N 1259:
планируемые результаты обучения по каждой дисциплине (модулю), практике и научно-исследовательской работе — знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения программы аспирантуры (адъюнктуры).
В соответствии с п. 33 Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. N 1259:
33. При сетевой форме реализации программ аспирантуры (адъюнктуры) организация в установленном ею порядке осуществляет зачет результатов обучения по дисциплинам (модулям) и практикам, проведения научно-исследовательской работы в других организациях, участвующих в реализации программ аспирантуры (адъюнктуры).
Согласно п. 41-42 Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. N 1259:
41. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплин (модулей) и прохождения практик, промежуточная аттестация обучающихся — оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплинам (модулям), прохождения практик, выполнения научно-исследовательской работы.
42. Формы, система оценивания, порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся, включая порядок установления сроков прохождения соответствующих испытаний обучающимся, не прошедшим промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющим академическую задолженность, а также периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются локальными нормативными актами организации.
В соответствии с нормативами пп. 6.2, 6.4 и 6.5 ФГОС ВО по направлениям аспирантуры [URL: http://fgosvo.ru ] и Приказу Министерства образования и науки РФ от 30 апреля 2015 г. N 464 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации)»:
После выбора обучающимся направленности программы и темы научно-квалификационной работы (диссертации) набор соответствующих дисциплин (модулей) и практик становится обязательным для освоения обучающимся. Блок 2 «Практики» программа аспирантурыв полном объеме относится к вариативной части программы. В Блок 2 «Практики» входят практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе педагогическая практика). Педагогическая практика является обязательной. Способы проведения практики: стационарная и выездная. Практика может проводиться в структурных подразделениях организации. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.
Согласно п. 7.1.2 и 7.3.1 ФГОС ВО по направлениям аспирантуры, «электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать: доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик и к изданиям электронных библиотечных систем». А «перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы аспирантуры, включает в себя лабораторное оборудование в зависимости от степени сложности, для обеспечения преподавания дисциплин (модулей), осуществления научно-исследовательской деятельности и подготовки научно-квалификационной работы (диссертации), а также обеспечения проведения практик».
Цели и объёмы практики определяются соответствующими государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования (далее ― ФГОС ВО). Тем не менее, в соответствии с требованиями к организации практики, содержащимися в ФГОС ВО, вузы самостоятельно разрабатывают и утверждают документы, регламентирующие организацию практического обучения студентов с учётом специфики подготовки специалистов. Программы практики разрабатываются и утверждаются вузом самостоятельно на основе ФГОС ВО, с учётом рабочих учебных планов по направлениям подготовки (специальностям) и примерных программ дисциплин. Сроки проведения практики устанавливаются высшим учебным заведением с учетом теоретической подготовленности студентов, возможностей учебно-производственной базы высшего учебного заведения и организаций и в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком. Учебная и производственная практики могут осуществляться как непрерывным циклом, так и путём чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между теоретическим обучением и содержанием практики.
Учебно-педагогическая практика может включать в себя несколько этапов; практика по получению первичных профессиональных умений, ознакомительная и другие. Перечень этапов учебно-педагогической практики по основной образовательной программе подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации определяется вузом.
Если практика проходит в другом городе, то в проезд аспирантов, обучающихся по очной форме, направляемых к месту проведения практики железнодорожным или водным транспортом и обратно, оплачивается за счёт средств вуза.
Как проходит педпрактика в аспирантуре
Педагогическая практика аспирантов является обязательной частью основной образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. В процесе педпрактики аспиранты проводят отдельные виды учебных занятий и подготавливают учебно-методические материалы по дисциплинам кафедр, к которым прикреплены аспирантики.
При этом у многих учащихся отечественных аспирантур вполне обоснованно сохраняется тенденция негативно относиться к процессу прохождения стажировки в вузе, так как из-за формализма и бюрократии занятия практикантов превратилось в никому не нужный анахронизм. В большинстве случаев процесс прохождения этой обязанности не является полезным для аспирантов, так как мало связан с практическими разработками по теме их выпускной квалификационной работы. И эта «академическая повинность» не приносит реальной пользы, так как кураторы педпрактики в большинстве своём мало интересуются развитием и успехами вверенного им учащегося аспирантуры.
Педагогическая практика предусматривает следующие обязательные виды деятельности:
Объём учебной аудиторной работы определяется рабочей программой педагогической практики для аспирантов, обучающихся по основной образовательной программе подготовки научно-педагогических кадров по соответствующему направлению.
Педагогическая практика может проводиться в структурных подразделениях университета или других образовательных организациях высшего образования на основе договоров о базах практики между университетом и образовательной организацией.
Аспиранты заочной формы обучения имеют право проходить педагогическую практику по месту работы в образовательных организациях с последующим предоставлением необходимой отчётной документации.
Отчёт по учебно-педагогическо практике уже много лет является для советских, а затем и российских аспирантов, обязательной академической работой, которую нужно не только самостоятельно написать, но и защитить. Результаты прохождения практики рассматриваются на заседании кафедры, а защита отчётов по практике проводится на кафедре в присутствии Комиссии из профессорско-преподавательского состава кафедры (не менее трёх человек). По результатам защиты отчёта по практике аспиранты получают оценку по практике — их усилия оцениваются дифференцированным зачетом, который фиксируется в зачётной ведомости.
Аспирант, получивший неудовлетворительную оценку за практику, не допускается к итоговой государственной аттестации. То есть, во многих вузиках, аспиранты, не выполнившие программы практик без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из высшего учебного заведения как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом вуза.
Аспиранты, не выполнившие программы практик по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учёбы время.
После заседания кафедры отчётная документация остаётся на кафедре, а в отдел аспирантуры передаются результаты учебной практики.
Образец оформления титульной страницы (листа или титульника) отчёта по педагогической практике в аспирантуре
Здесь Вы можете посмотреть образец титульного листа отчета по практике.
Многие из аспирантов не знают, как нужно оформить титульный лист отчёта практиканта по педпрактике. Поэтому, Вашему вниманию предлагается образец оформления титульного листа к отчётности по педагогической практике в аспирантуре. Перейдём к более детальному рассмотрению его составления. Сама страница титульного листа об учебно-ознакомительной деятельности выглядит примерно так: в «шапке» указывается заглавными жирными буквами полное название высшего учебного заведения (университета, института или его филиала):
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(или иное министерство, к которому принадлежит Ваш ведомственный вуз)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«полное наименование ВУЗа»
(уточните полное название Вашего вуза в разделе «Сведения об организации» на официальном сайте универа
ФАКУЛЬТЕТ (или институт как подразделение вуза)
КАФЕДРА (указать)
После этого, через отступ в несколько строк, необходимо указать ответственного за практическую деятельность. Отчётность о педагогическом практикуме заверяется научным руководителем практиканта (подпись и печать) и куратором педпрактики от университета:
УТВЕРЖДАЮ
________________________ _________________
(занимаемая должность
руководителя практики от университета,
как правило, это проректор по научной работе)
_________________________________________
(ученая стeпень и звание, ФИО)
«____»_________202__г.
______________________
(подпись руководителя
педпрактики от университета)
Затем, отступив пару строчек вниз пишется:
ОТЧЕТ
по педагогической практике аспиранта за (2-й) год обучения
___________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
по направлению подготовки _______________________________________
(указывается код и наименование направления подготовки научно-педагогических кадров)
направленность (профиль) _______________________________________
(указывается код и наименовние специальности в соответствии с номенклатурой научных работников)
Тема диссертационной работы :
«____________________________________________________»
Научный руководитель
_________________________
(ученая степень и звание, ФИО)
Снова отступив несколько строчек, указывается заведение, к которому практикант был причислен:
Место прохождения практики
_________________________________________________________
После этого, через отступ в несколько строк, если есть необходимость в этом, укажите оценку за учебную педпрактику в баллах или единицах кредитов:
Оценка за пройденную практику
по результатам защиты отчёта
________________________________
После этого, через отступ в несколько строк, необходимо указать ответственных за практическую деятельность.
Научный руководитель
__________________________________________
учёные степень и звание, ФИО
______________________
(подпись научного руководителя аспиранта)
«____»_________202__г.
Заведующий кафедрой
__________________________________________
учёные степень и звание, ФИО
_________________________
(подпись завкафа)
«____»_________202__г.
Краткий отчет о прохождении педагогической практики
Если программа обучения в аспирантуре не требует написания подробного отчёта на дюжину-другую страниц, по аналогии со студенческой практикой, то вторым листом к краткому отчёту по педагогической практике в аспирантуре прилагается следующий стандартный лист:
За время прохождения педагогической практики осуществлено ознакомление с документацией кафедры по проведению семинарских занятий по дисциплине … для студентов … курс …. группы института / факультета по специальности …
Изучены: учебный план специальности …, рабочая программа дисциплины …., учебно-методические материалы.
В ходе педагогической практики был разработан предварительный план-конспект проведения занятий, который был согласован с руководителем практики. Были проведены занятия … общим объемом… часов по теме …
Осуществлено посещение и даны оценка и анализ лекционных, семинарских занятий у преподавателей (ФИО, тема) и других аспирантов.
Руководитель практики: ФИО, дата, подпись.
План для отчёта о прохождении педагогической практики в аспирантуре
Если от Вас требуют отчёт о прохождении педагогической практики в аспирантуре на дюжину-другую страниц, то тогда рекомендуется составить следующий схематичный план:
Оформление и примерное содержание отчета по педагогической практике — методические рекомендации для аспирантов по самостоятельному заполнению
В отчёте по педпрактике учащиеся аспирантуры записывают выполненную ими работу, приобретённые компетенции (знания, умения, навыки) за время, предназначенное для практических посещений занятий. Этот документ они сдают научному руковолителя или куратору практики в аспирантуре и иногда даже защищают с оценкой. Поэтому очень важно правильно оформить этот вид академического задания, ведь от оформления часто зависят будет одобрена или нет поданная на проверку выполненная работа.
Объём отчёта обычно составляет не менее 10–15 листов (без приложений), если в методичке Вашего вуза не оговорено иное. Как правило, используется шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, межстрочный интервал – полуторный, все поля – 2 см, отступ — 1 см, выравнивание – по ширине, таблицы и схемы располагаются по тексту и нумеруются по разделам. Количество приложений не ограничивается и в указанный объём не включается.
Во введении должны быть отражены: цель, место и время прохождения практики (недель); последовательность прохождения практики, перечень работ, выполненных в процессе практики.
В основную часть отчёта необходимо включить описание: организации работы в процессе практики; выполненной работы по разделам программы практики; практических задач, решаемых аспирантом за время прохождения практики; указания на затруднения, которые возникли при прохождении практики; изложение спорных вопросов, которые возникли по конкретным вопросам, и их решение.
Заключение должно содержать: описание знаний, умений, навыков (компетенций), приобретенных практикантом в период практики; характеристику информационно-программных продуктов, необходимых для прохождения практики; предложения и рекомендации аспиранта, сделанные в ходе практики.
Список использованных источников формируется в порядке появления ссылок.
К отчёту также прилагаются: индивидуальное задание практиканта ; отзыв (характеристика) руководителя по практике о работе аспиранта-практиканта.
Отзыв (характеристика) научного руководителя (лица, ответственного за прохождение практики) о работе аспиранта
По окончанию педагогической практики аспирант должен получить на руки характеристику или отзыв на практиканта от научного руководителя или от лица, ответственного за учебно-педагогическую практику аспирантов. Характеристика на практиканта должна содержать сведения о его деловых качествах, навыках и квалификации, проявленных в процессы прохождения практики, о выполнении программы практики, индивидуальных заданиях, отношении к выполняемой работе, умении на практике применять теоретические знания. Характеристика оформляется на бланке высшего учебного учреждения или института (организации), где осуществлялась практика. Отзыв подписывается либо непосредственным руководителем практики, либо научным руководителем аспиранта и заверяется оттиском печати вуза. На характеристике ставится дата её составления. Отзыв является обязательным приложением к отчёту.
В характеристике следует:
― указать объём и качество выполнения программы, индивидуального плана;
― в какой мере аспирант овладел навыками практической работы;
― дать оценку его умению применить теоретические знания на практике, его деловым качествам: дисциплинированность, старательность, коммуникабельность;
― определить общий культурный и профессиональный уровень развития, уровень аналитического мышления, способности творческого решения поставленных задач;
― в целом дать итоговую оценку результатов практики.