отчет о прохождении научно исследовательской практики юриста
Отчет по практике юриста
Прохождение практики является необходимым элементом в образовательной программе любого учебного учреждения:
Отчет по практике позволяет оценить глубину полученных студентом знаний по выбранной специальности, его интерес к профессии. Прохождение практики является необходимым элементов закрепления полученных в учебном учреждении теоретических знаний. Причем место практики значения не имеет, ведь юристы нужны везде, в любой компании:
Помощник нужен адвокатам и нотариусам.
Практикант может самостоятельно определить, где будет проходить практику, либо обратиться за помощью к научному руководителю, который поможет пройти практику
Давайте рассмотрим особенности написания отчета по практике студентами-юристами – у них свои особенности, связанные со спецификой работы.
Отчет по практике юриста: особенности написания
Цель практики – научиться применять знания, полученные в образовательном учреждение, в практической деятельности, умение применять закон в возникшим правоотношениям. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
База практики для студента-юриста определяется с учетом специализации студента. Студенты выбирают место практики также с учетом своих перспектив на трудоустройство по профилю выбранной специальности.
Но всегда практика будущего юриста связана с работой юридического отдела, юридической службы или самостоятельной работы юриста в качестве адвоката, нотариуса
Практика позволяет приобрести необходимые навыки работы в коллективе, ознакомиться с особенностями работы юриста. Практика может быть производственной (ознакомительной) и преддипломной.
Руководство практикой на предприятии может осуществлять как непосредственно руководитель предприятия, так и работник, которому он это поручит.
По негласному правилу практикант должен выполнять все поручения руководителя, соблюдать дисциплину, избегать организационных конфликтов
Работодатель вправе установить неполный рабочий день для практиканта и определенный уровень нагрузки, дать собственные поручения. Но если студент пропускает хоть один день практики – его обязательно надо отработать.
Каждый юрист должен:
При написании отчета опираться лучше на учебники, научную литературу, периодические печатные издания или их аналоги в интернете (журнал «ЮристЪ»), но год издания должен быть не старше 5 лет.
Итоги прохождения практики оформляются отчетом и дневником, ведение которого осуществляется практикантом самостоятельно
Общий срок прохождения практики определяется учебным заведение, обычно 4 недели.
В введении указывается цель прохождения и задачи, которые необходимо решить для ее достижения, определяются объект и предмет исследования.
В основной части отчета дается краткая характеристика предприятия. Полностью указывается название и организационно-правовая форма (ООО, ИП, ДОУ, Государственное учреждение), фамилию, имя, отчество руководителя, каким учредительным документом определены его полномочия. Необходимо:
Желательно указать дату создания и достижения. С точки зрения психологии, подробное изучение предприятия и всего, что с ним связано, может положительно отразиться на мнении о практиканте потенциального работодателя.
В специальной части рассматривается деятельность отдела, в котором практикант непосредственно работал с целью выявления проблем по рассматриваемой в дипломной работе теме для выработки путей их решения.
В заключении обобщаются все выводы, которые практикант сделал при написании работы, полученный опыт, а также указываются недостатки в работе юридического отдела и предлагаются пути их решения.
Отчет по практике желательно предоставить руководителю практики заранее.
Дневник практики юриста
Дневник нужно заполнить по форме, утвержденной образовательным учреждением. В нем обязательно проставляются подписи лиц, направивших студента на практику (от учебного заведения) и принявших (от места прохождения практики)
Дневник по практике может также содержать индивидуальные задания руководителя. Бланк дневника можно скачать с сайта учебного учреждения.
Во время прохождения практики в конце каждого рабочего дня практикант должен заполнить дневник прохождения практики, фиксируя в нем выполненные задания. В интернете можно скачать различный дополнительный материал по деятельности места прохождения практики, что будет несомненным плюсом для работы. Отчет по практике также может быть положен в основу дипломной работы студента.
Готовый дневник практики нужно подписать у руководителя практики с места ее прохождения и поставить печать. Особенностью прохождения практики студентами, обучающимися на юристов, является направление их практической деятельности – она должна быть непосредственно связана с юриспруденцией.
Отчетность по практике сдается в учебный отдел по месту прохождения обучения.
Пример заполнения дневника по практике юриста
ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПО ПРОГРАММЕ
ОТМЕТКА О ВЫПОЛНЕНИИ
Знакомство с сотрудниками.
Изучение нормативных документов, локальных нормативных актов организации
Рассмотрение деятельности юридического отдела, функциональных обязанностей юриста
Изучение нормативно-правовой базы, рассмотрение правовых документов, регулирующих деятельность организации
Проверка договоров на соответствие их требованиям ГК РФ
Анализ трудовых договор на соответствие действующему законодательству
Составление приказа о внесении изменений в трудовой договор
Составление претензии в соответствии с законодательством Российской Федерации, используя информационные справочно-правовые системы.
Изучение информации по делу о взыскании пени за несвоевременную поставку
Изучение порядка организации личного приема граждан, представителей учреждений, предприятий, организаций.
Осуществление приема и регистрации документов
Подготовка информационного письма в ИФНС об изменении адреса
Оформление договора купли-продажи
Участие в обработке представленных документов
Рассмотрение документации на осуществление закупки по Закону № 44-ФЗ
Подготовка проектов письменных ответов на обращения
Совместно с экономическим отделом подготовка справки об отсутствии задолженности перед контрагентом
Составление проекта договора, направление его другой стороне
Помощь в составлении документов, подтверждающих право оперативного управления на имущество, получение разрешающих документов
Участие в составлении претензии за нарушение сроков поставки товара
Участие в судебном заседании
Разработка должностной инструкции специалиста
Написание искового заявления
Рассмотрение вопросов по заключению трудового договора
Отчет по научно-исследовательской практике
Научно-исследовательская практика, как правило, встречается только у студентов естественнонаучных специальностей. Ее главной целью является наработка практического материала для выпускной квалификационной работы или магистерской диссертации. В остальном она не отличается от стандартной производственной практики.
[11 примеров] Образцы НИР по практике 2021 года
Как правильно заполнить отчет о прохождении научно-исследовательской практики
Отчет о прохождении научно-исследовательской практики имеет стандартную структуру. Руководствуясь содержанием, студент поочередно заполняет все главы результатами теоретического и практического исследования, делает общие выводы и ведет подробный ежедневный дневник, в котором прописывает всю проделанную работу.
В конце прикладываются отчеты от двух руководителей и кафедры, на которой обучается выпускник. В них указываются степень проделанной студентом работы, ее актуальность и возможность использования в ВКР. Также подробно расписываются личные и профессиональные качества студента. Каждый из отчетов завершается рекомендуемой оценкой, личной подписью и печатью.
После проставления всех печатей студент получает доступ к защите отчета, которая происходит перед комиссией кафедры.
Содержание
Как правило, все государственные университеты страны придерживаются следующей структуры отчета по научно-исследовательской практике:
Оформление
Научно-исследовательская практика оформляется согласно правилам университета или колледжа, в рамках обучения в которых она проводится. Каждое учебное заведение прописывает свои критерии объема, последовательности, количества отзывов.
Примеры отчетов по научно-исследовательской работе (НИР) в РАНХиГС. Направление подготовки «Юриспруденция».
Примеры отчетов по научно-исследовательской работе (НИР) в РАНХиГС. Направление подготовки 40.04.01 «Юриспруденция». Магистерская программа «Уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право».
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
по научно-педагогической практике
в период с «____» ________ 201 г. по «______» _________201 г.
в Северо-Западном Институте Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации
Магистрант І курса, 1752 (1756) группы, очной (заочной) формы обучения, направление 40.04.01 «Юриспруденция», магистерская программа «Уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право»)
«___» _____ 201 г. (подпись) ____________
Руководитель практики от вуза: Шепелева Светлана Витальевна
Кандидат юридических наук, доцент
«___» _____ 201 г. (подпись) Шепелева С.В.
Руководитель магистерской программы: Спицнадель Владимир Борисович
Доктор юридических наук, профессор
«___» ______ 201 г. Спицнадель В.Б.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………….… 23
Приложение № 1 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ……………………………………. … 25
Приложение № 2 ДНЕВНИК ПРОХОЖДЕНИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ …………………………………….….. 26
Приложение № 3 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ НА ПРОХОЖДЕНИЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ………………….……….. 28
Приложение № 4 СХЕМА АНАЛИЗА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ….. 29
Приложение № 6 РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ СО СТУДЕНТАМИ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ …………………………………. …… 56
Приложение № 8 ПЛАН – КОНСПЕКТ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ, ВКЛЮЧАЯ СИТУАТИВНЫЕ И ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ …………. … 59
Отчет о прохождении научно-педагогической практики
Настоящий отчет составлен в соответствии с представленным индивидуальным планом научно – педагогической практики и индивидуальным заданием по практике.
Целью научно-педагогической практики является приобретение навыков и умений проведения учебных, учебно-методических мероприятий, а также навыков организации и выполнения научно-исследовательской работы в рамках обучения в магистратуре. Полученные в ходе НПП навыки, будут использованы при написании магистерской диссертации (не путайте с дипломной работой).
Место проведения НПП – кафедра правоведения Юридического факультета Северо-Западного Института РАНХиГС при Президенте РФ.
Сроки проведения практики: ____ – _____201__ г.
Выполнение заданий НПП включало в себя следующие разделы:
1. мною был проанализирован Государственный Образовательный стандарт Высшего Профессионального Образования (ГОС ВПО) направления 40.04.01 «Юриспруденция». Стандарт утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. №1763.
2. Сделан анализ учебного лекционного занятия ведущего преподавателя кафедры Уголовного права – кандидата юридических наук, доцента Шепелевой С.В. (Приложение № 4)
1. Присутствие на лекции ведущего преподавателя кафедры Уголовного права к.ю.н, доцента Шепелевой С.В. на тему: «Доказательства и доказывание в уголовном процессе». На лекции присутствовали студенты 4 курса Юридического факультета в рамках курса лекций «Уголовно-процессуальное право» (09.02, 12:10-15:20, ауд. 106). Также, вместе со студентами 4 курса посетила лекции преподавателей кафедры Уголовного права таких так: Епифанов Б.В. в рамках дисциплины: «Проблемы квалификаций преступлений в сфере экономической деятельности» (08.02, 12:10-15:20, ауд. 111), а также ст. преподавателя Дроновой Т.Н. в рамках учебной дисциплины: «Преступность в системе государственной и муниципальной службы» (14.02. 8:30-11:40, ауд. 106) Рецензия на лекционное занятие ведущего преподавателя кафедры представлено в Приложении №4.
2. Присутствие на лекции ведущего преподавателя кафедры Уголовного права к.ю.н, доцента Шепелевой С.В. «Меры уголовно-процессуального принуждения». Лекция проводилась для студентов 4 курса, факультета Международных отношений в рамках курса лекций «Уголовно-процессуальное право» (13.02, 12:10-15:20, ауд. 204).
3. Мною была подготовленная лекция по дисциплине «Уголовно-процессуальное право» на тему: «Деятельность прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса». Лекция подготовлена для студентов 4 курса Юридического факультета. Основные тезисы лекции представлены в Приложении №5. С использованием материалов лекции, а также научной литературы по теме магистерской диссертации написана научная статья под названием: «К вопросу о деятельности прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса». Статья оформлена в соответствии с необходимыми требованиями; и в соответствии с ГОСТом Р 7.0.5-2008.
4. Мне представилась возможность присутствовать на практическом занятии ведущего преподавателя кафедры Уголовного права к.ю.н, доцента Шепелевой С.В. «Порядок производства следственных действий». На занятии присутствовали студенты гр. 210 Центра ускоренной подготовки в рамках дисциплины «Уголовно-процессуальное право» (20.02, 09:00-12:10, ауд. 305). Рецензия на практическое занятие преподавателя представлено в Приложении №7.
5. Мною был подготовлен семинар для студентов 4 курса факультета Международных отношений, специальности «Таможенное дело» на тему: «Возбуждение уголовного дела».(22.02, 12:10-15:20, ауд. 208). План конспект хода практического занятия, а также ситуативные задачи и тестовые задания представлены в Приложении № 8.
Ø Анализ психолого-педагогической литературы по установленной руководителем НПП теме – «Актуальные проблемы участия прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса». В течение периода практики мною были проанализированы следующие учебные пособия:
Сравнительный анализ содержания учебных пособий сделан в устной форме во время беседы с руководителем НПП Шепелевой С.В. на кафедре Уголовного права.
Ø Описание практических задач в процессе прохождения НПП: в соответствии с планом НПП, утвержденным кафедрой Уголовного права, я должна была выполнить следующее:
ü Подготовить материал лекции на тему: «Деятельность прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса». Выбор данной темы объясняется своей актуальностью в наше время. Поскольку данная тематика находится в сфере моих научных интересов и в той или иной степени должна быть отражена в магистерской диссертации, я в дополнение к уже собранному материалу на эту тему, провела анализ имеющейся информации по данной проблеме.
Ø Описание организации индивидуальной работы: до начала практики мною вместе с научным руководителем был составлен индивидуальный план практики, который приложен к отчету (Приложение № 1).
Ø Результаты анализа проведённых занятий преподавателями и другими магистрантами: к отчёту прилагается анализ лекционного и семинарского занятия к.ю.н., доцента Шепелевой С.В. (Приложение №4, Приложение №7).
1. Описание навыков и умений, приобретенных на практике.
В ходе практике мною было изучено большое количество источников литературы, необходимых мне для написания магистерской диссертации. Полезным был также анализ используемых в настоящее время в ВУЗах России учебных пособий по уголовному процессу.
Анализ ГОС ВПО направление 40.04.01 «Юриспруденция» имеет практическую значимость для меня. Это важные знания для каждого магистранта, так как они дают полное представление о магистерских программах, о значимости получения степени «магистр юриспруденции». Данный документ имеет четкое описание структуры программы, сферы приобретенных знаний, профессиональных навыков.
Подготовка лекции для студентов 4 курса Юридического факультета позволило мне более детально изучить деятельность прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса. Это необходимо и полезно для написания диссертации. Посещение лекции преподавателя, безусловно, дали мне практический опыт, необходимый для проведения лекции, анализа лекционного материала.
Подготовка и проведение практического занятия для студентов 4 курса факультета Международных отношений специальности «Таможенное дело» позволило мне углубить свои знания не только по теме семинарского занятия, но и привить педагогические навыки.
2. Предложения по совершенствованию организации учебной, методической и воспитательной работы.
Предложить что-либо конкретное не так и просто. Но вполне уместно заметить, что я остаюсь удовлетворена работой кафедры с магистрантами. Кафедра Уголовного права дает большие возможности своим студентам ы всегда готова к сотрудничеству.
3. Индивидуальные выводы о практической значимости проведенного научно – педагогического исследования.
В течении практики приобретенный опыт очень важен для моей исследовательской работы. Изучив стандарт ГОС ВПО по направлению 40.04.01 «Юриспруденция», мне намного лучше стало представлять программу, по которой учусь, качество знаний, которые получаю, и важность степени магистра в области юриспруденции. Мне представилась возможность посетить лекции ведущих преподавателей кафедры, проследить за тем, как преподаватель преподносит тему лекции, как держится и удерживает внимание и интерес студентов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3. Гаврилов, Б. К вопросу о провокации преступлений (с учетом решений Европейского Суда по правам человека) / Б. К. Гаврилов, С. Боженок // Российская юстиция. 2006. №. 5. С. 44-50.
12. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями). – М., 2008. Ст. 140-149.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Магистранта І курса, 1752 (1756) группы, очной (заочной) формы обучения, направление 40.04.01 «Юриспруденция», магистерская программа: «Уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право»
Руководитель практики, Ф.И.О. Шепелева Светлана Витальевна _____________________
1. Сроки прохождения практики: 08.02 – 01.03.2012г.
2. Место прохождения: кафедра Уголовного права Северо-западного института управления РАНХиГС при Президенте РФ
3. План научно-педагогической практики:
Изучение структуры и содержание ГОС ВПО по направлению 030900 «Юриспруденция»
Подготовка лекции на тему: «Деятельность прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса» для студентов 4 курса Юридического факультета
Проведение семинара по курсу «Уголовно-процессуальное право» на тему: «Возбуждение уголовного дела» для студентов 4 курса факультета Международные отношения, специальности «Таможенное дело».
План семинара, задачи, тесты.
Участие в работе 2 семинаров. Обсуждение со студентами темы: «Актуальные проблемы деятельности прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса».
Подпись магистранта _____________________________________________ ____________
Подпись руководителя практики ___________________________________ ____________
Подпись руководителя практики от СЗИУ____________________________ ____________
ДНЕВНИК ПРОХОЖДЕНИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Магистранта І курса, 1752 группы
Направление 40.04.01 «Юриспруденция», магистерская программа «Уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право»
(фамилия, имя, отчество)
Место прохождения практики: кафедра Уголовного права Северо-Западного Института управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации
Сроки практики: с «08» февраля по «01» марта 2012 г.
Руководитель практики: к.ю.н, доцент Шепелева Светлана Витальевна ______________
(должность, фамилия, инициалы)
Содержание проведенной работы
Оценки, замечания и предложения по
Присутствие на лекции Шепелевой С.В. (ауд. 106, 12:10-15:20)
Качество лекции высокое, масса актуальной информации
Подготовка лекционного материала для студентов 4 курса Юридического факультета
Составление и обсуждение с научным руководителем плана и структуры лекции
Составление лекции, предварительно посетив лекцию ведущего преподавателя кафедры Уголовного права
Подготовка плана проведения практического занятия со студентами 4 курса факультета Международные отношения
Ситуативные и тестовые задания на тему семинарского занятия
Составление плана проведения практического занятия, предварительно посетив семинар ведущего преподавателя кафедры Уголовного права.
Изучение структуры и содержания ГОС ВПО по направлению 030900.68 «Юриспруденция»
Отчет, объем 13 печатных страниц
Изучено и проанализировано содержание программы ГОС ВПО и предоставлен полный отчет о практике и проделанной работе
Написание статьи на тему: «К вопросу о деятельности прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса»
Текст статьи предоставлен научному руководителю НПП
Статья будет опубликована в ежегодном сборнике Северо-западного института РАНХиГС при Президенте РФ
«01» марта 2012 г. руководитель практики – Шепелева С.В.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ НА ПРОХОЖДЕНИЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Содержание задания, время исполнения
Освоить современные методы преподавания уголовно-процессуального права в период практики с 08.02 по 01.03.2012г.
Исследовать актуальные проблемы деятельности прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса.
Подготовить лекционное занятие для студентов 4 курса Юридического факультета.
Подготовить практическое занятие для студентов 4 курса факультета Международные отношения
Изучить труды западных и отечественных ученых-исследователей.
Проанализировать материалы информационных источников по данной проблематике, ресурсы Интернета, научные статьи.
Рассмотреть иностранные источники информации
Подготовить научную статью на тему: «К вопросу о деятельности прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса».
Задание выдала: Шепелева С.В. _______________
» 08 » февраля 2012 г. подпись
Задание получила: ________ _______________
» 08 » февраля 2012 г. подпись
СХЕМА АНАЛИЗА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
При оценке качества лекции первостепенное внимание должно быть обращено на следующее:
1. Научность содержания.
2. Соответствие способа развёртывания тезиса уровню подготовленности слушателей.
3. Правильность подбора материала для данной аудитории, соответствие программе.
4. Соответствие средств активизации внимания и мыслительной деятельности составу аудитории.
5. Воздействие личности лектора на аудиторию.
6. Выразительность и доступность речи.
Каждый лектор должен быть знаком со схемой анализа лекции. Знание схемы даёт возможность преподавателю-лектору при подготовке и чтении лекции учесть все выделенные в ней элементы, все основные требования и добиться более высокого её качества (см. схему).
Схема анализа лекции
1. Присутствующие: студенты 4 курса Юридического факультета
2. Ф.И.О. преподавателя – Шепелева Светана Витальевна
3. Дата посещения, время: 09.02.2012 г. 12:10-15:20, ауд. 106
4. Специальность, предмет: Уголовно-процессуальное право
5. Количество студентов на лекции – 20
6. Тема лекции: «Доказательства и доказывание в уголовном процессе»
а) в соответствии с требованиями
Сочетание теоретического с практическим
а) выражено достаточно
в) представлено частично
Связь с профилем подготовки специалиста
Соответствие учебной программе
а) полностью соответствует
в) частично соответствует
а) используется рационально
в) излишние траты на организационные моменты
с) время используется не рационально
2. Изложение материала лекции
Метод изложения (преимущественно)
а) используется в полном объёме
в) используется недостаточно
а) свободно владеет
в) частично пользуется конспектом
с) излагаемый материал знает слабо, читает по конспекту
а) в лекции используются последние достижения науки
в)в излагаемой лекции присутствует элемент новизны
с) новизна материала отсутствует
а) повышенный интерес
3. Поведение преподавателя
Манера чтения лекции
а) увлекательная, живая
в) увлекательность и живость выражены ярко
с) монотонная, скучная
Контакт с аудиторией
Манера держать себя
а) умеренно выражена мимика и жестикуляция
в)избыточная мимика и жестикуляция
с) суетливость и беспорядочность движений
Внешнее проявление психического состояния
а) спокойствие и уверенность
в) некоторая нервозность
с) выраженная нервозность
Отношение преподавателя к слушателям
а) в меру требовательное
Шкала итоговой оценки:
При оценке качества лекции посещающий подчёркивает в схеме качественные и количественные показатели, соответствующие его мнению о наблюдаемом педагогическом процессе. Затем количественные показатели суммируются, образуя итоговую оценку. Несомненно, что каждая количественная оценка должна быть аргументирована, а при выставлении итоговой оценки целесообразно учитывать и общее представление об успешности решения лектором основных образовательных, воспитательных и развивающих задач. При определении итоговой оценки прослушанной лекции следует обратить внимание на успешность решения таких важных требований, как проблемность, научность, связь с жизнью, наличие профессиональной направленности лекции. При условии успешного решения перечисленных требований к лекции её профессиональная значимость повышается.
ПЛАН – КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
Название учебной дисциплины – «Уголовно – процессуальное право Российской Федерации»
Форма занятия – лекция для студентов
Аудитория – студенты 4 курса Юридического факультета
Учебные задачи – отработать навыки и умения изложения лекционного материала для студентов Юридического факультета
1. Формы предварительного расследования.
2. Предварительное следствие: субъекты, процессуальные сроки и решения.
3. Дознание: субъекты, процессуальные сроки и решения.
4. Прокурорский надзор за предварительным расследованием.
Методы и формы проведения занятия: в качестве исходного материала студентам была предложена аналитическая, научно – исследовательская информация, которая вошла в магистерскую работу выступающего.
Хотя занятие проходит в форме лекции, в конце каждого выступления докладчика студенты имеют возможность задавать вопросы и обсуждать полученную информацию.
Активность работы студентов:
С точки зрения магистранта, актуальность вопросов обсуждаемых на занятии, может вызвать интерес студентов. Студенты поймут всю серьезность обсуждаемых вопросов, которые касаются не только предварительного расследования, но и каждого лично. Магистрант готов донести до слушателей необходимость каждого лично участвовать в решении затрагиваемых проблем.
Предварительное расследование – это самостоятельная стадия уголовного процесса, представляющая собой строго регламентированную уголовно – процессуальным законом совокупность следственных действий по собиранию, закреплению и оценке доказательств, преследующая цель воссоздания истинной картины преступления, установления виновных лиц и обеспечение условий для дальнейшего рассмотрения уголовного дела в суде.
Задачи стадии: Общие:
Ø защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, пострадавших от преступления;
Ø защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод;
Ø отказ от уголовного преследования невиновных и реабилитация каждого, кто необоснованно подвергался уголовному преследованию.
Ø привлечение конкретного лица в качестве обвиняемого;
Ø выявление и принятие мер к устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления;
Ø обеспечение гражданского иска;
Ø подготовка досудебных материалов в виде уголовного дела для его рассмотрения в суде.
в ней реализуется принцип неотвратимости ответственности и наказания путем установления обстоятельств преступления и лица, его совершившего;
в этой стадии появляется важнейший участник процесса- обвиняемый;
в данной стадии готовятся материалы, которые являются предметом рассмотрения в судебном заседании.
Существуют две формы предварительного расследования:
Ø предварительное следствие
Предварительное следствие — это деятельность, содержание которой охватывает всю от начала до конца стадию предварительного расследования.
Предварительное следствие направлено на досудебное установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию (ст. 73, 421, 434 УПК РФ).
Именно оно, концентрирует гарантии соблюдения прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уголовного процесса. Предварительное следствие производится следователями, которые обладают процессуальной самостоятельностью.
Дознание – форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно ( п.8 ст. 5 УПК РФ).
В юридической науке понятие дознания используется главным образом для обозначения:
Ø Одной из существующих в уголовном процессе форм предварительного расследования преступлений;
Ø Самостоятельного института уголовно-процессуального права;
Ø Вида деятельности, осуществляемого органами дознания.
По действующему уголовно-процессуальному законодательству дознание является формой предварительного расследования и следовательно в первую очередь его следует отличать от оперативно-розыскной деятельности и деятельности административной.
Являясь формой процессуальной, дознание производится по уголовным делам, возбуждаемым как в отношении конкретных лиц, подозреваемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести, так и по неочевидным преступлениям (ч.3 ст. 150, ч.2 ст. 223 УПК РФ).
В сравнении с предварительным следствием дознание можно рассматривать как упрощенную форму расследования, предусматривающую специальные правила производства по уголовному делу (гл. 32 УПК РФ).
При этом следует обратить внимание на то, что решения, принимаемые в ходе дознания, имеют такую же юридическую силу, как и принимаемые при производстве предварительного следствия.
Срок предварительного следствия.
Завершение предварительного следствия в установленный законом срок является необходимым условием своевременного раскрытия преступления, обнаружения, закрепления и использования доказательств, создания необходимых предпосылок для рассмотрения уголовного дела в суде, обеспечения обвиняемому, потерпевшему и другим участникам уголовного судопроизводства права на участие в судебном разбирательстве.
Срок предварительного следствия исчисляется в месяцах и, следовательно, истекает в соответствующее число последнего месяца. Если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок заканчивается в последние сутки месяца. В случаях, когда истечение срока приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.
Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела.
Начало течения срока предварительного следствия определяется датой вынесения следователем постановления о возбуждении уголовного дела, окончание – до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.
В срок предварительного следствия не включается время на обжалование следователем решения прокурора в случае, предусмотренном пунктом 2 части первой статьи 221 УПК, а также время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным УПК.
Двухмесячный срок предварительного следствия не является окончательным, хотя следователь обязан предпринять все от него зависящее для соблюдения данного срока. При возможности завершить расследование в более короткий срок следователь должен воспользоваться такой возможностью. В необходимых случаях срок предварительного следствия может продлеваться указанными в законе руководителями следственных отделов.
Срок предварительного следствия верхним пределом не ограничен, что не должно восприниматься как наличие возможности вести расследование по уголовному делу бесконечно.
Срок предварительного следствия может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа.
По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.
В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.
В постановлении о возбуждении ходатайства о продлении срока предварительного следствия излагаются обстоятельства, установленные в ходе следствия с указанием даты возбуждения уголовного дела, предыдущих сроков продления предварительного следствия, обоснование невозможности закончить предварительное следствие в установленный срок, какие следственные действия планируется выполнить в случае продления срока. При необходимости в указанном постановлении может излагаться и более детальная информация о движении уголовного дела
Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия. КС РФ признал, что органы, осуществляющие предварительное расследование, обязаны знакомить обвиняемого, подозреваемого и его защитника с содержанием постановления о продлении срока предварительного следствия в формах и порядке, исключающих опасность разглашения следственной тайны.
Субъекты предварительного следствия.
В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производят:
Ø Следователи органов внутренних дел расследуют дела о причинении различной степени тяжести вреда здоровью; преступлениях против собственности; о незаконном обороте наркотиков и др. преступления.
Ø Следователи органов Федеральной службы безопасности расследуют дела о государственной измене; шпионаже; терроризме; захвате заложников и др. преступления
Ø Следователи ФСКН — о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Решения, принимаемые на предварительном следствии.
На предварительном следствии возможно вынесение следующих решений:
Ø О приостановлении предварительного следствия;
Ø О возобновлении предварительного следствия;
Ø О прекращении уголовного дела;
Ø Составление обвинительного заключения и направление уголовного дела прокурору.
Приостановление предварительного расследования – это временный перерыв в производстве процессуальных действий, вызванный, как правило, невозможностью участия в них обвиняемого (подозреваемого), сопровождаемый принятием мер по устранению возникших препятствий для движения дела.
Предварительное следствие приостанавливается при наличии одного из следующих оснований:
Ø лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;
Ø подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам;
Ø место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует;
Ø временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях.
Вышеприведенный перечень оснований приостановления предварительного расследования является исчерпывающим; произвольно никакие дополнительные обстоятельства в него включены быть не могут, даже если эти обстоятельства действительно препятствуют следственному производству и, пока не устранены полностью, затормаживают его.
Расследование по уголовному делу приостанавливается мотивированным постановлением следователя, в котором излагаются обстоятельства совершенного преступления и приводится основание, по которому дело подлежит приостановлению. Ничье согласие на приостановление расследования не требуется. Копия постановления направляется прокурору. Если по делу привлечено два или более обвиняемых, а основания для приостановления относятся не ко всем обвиняемым, следователь вправе выделить и приостановить дело в отношении отдельных обвиняемых или приостановить производство по всему делу.
До приостановления предварительного следствия следователь выполняет все следственные действия, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого, и принимает меры по его розыску либо установлению лица, совершившего преступление.
Приостановив предварительное следствие, следователь уведомляет об этом потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей и одновременно разъясняет им порядок обжалования данного решения. В случае приостановления предварительного следствия по основаниям, предусмотренным п. 3 и 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, об этом уведомляются также подозреваемый, обвиняемый и его защитник.
После приостановления предварительного следствия, следователь принимает меры по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого, а также, если данные лица установлены, принимает меры по установлению их местонахождения, а если они скрылись к их розыску.
Предварительное следствие возобновляется на основании постановления следователя после того, как:
Ø отпали основания его приостановления;
Ø возникла необходимость производства следственных действий, которые могут быть осуществлены без участия подозреваемого, обвиняемого.
Ø прокурором отменено постановление о приостановлении предварительного следствия.
Признав постановление руководителя следственного органа или следователя о приостановлении предварительного следствия незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 14 суток с момента получения материалов уголовного дела отменяет его, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию, которое вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направляет руководителю следственного органа.
Приостановленное предварительное следствие может быть возобновлено также на основании постановления руководителя следственного органа в связи с отменой соответствующего постановления следователя.
О возобновлении предварительного следствия сообщается подозреваемому, обвиняемому, его защитнику, потерпевшему, его представителю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям, а также прокурору.
Прекращение уголовного дела как форма окончания предварительного расследования — это принимаемое в данной стадии итоговое решение, которым уголовное дело разрешается по существу. Прекращение уголовного дела защищает личность от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод, что соответствует одной из основных целей уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК).
Прекращение уголовного дела — это одна из форм окончания производства по делу (ст. 212, 213 УПК РФ). Уголовное дело прекращается при наличии оснований, предусмотренных статьями 24-28.1 УПК РФ:
Уголовное дело прекращается по постановлению следователя, копия которого направляется прокурору. В постановлении указываются:
Ø дата и место его вынесения;
Ø должность, фамилия, инициалы лица, его вынесшего;
Ø обстоятельства, послужившие поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;
Ø пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие преступление, по признакам которого было возбуждено уголовное дело;
Ø результаты предварительного следствия с указанием данных о лицах, в отношении которых осуществлялось уголовное преследование;
Ø применявшиеся меры пресечения;
Ø пункт, часть, статья настоящего Кодекса, на основании которых прекращаются уголовное дело и (или) уголовное преследование;
Ø решение об отмене меры пресечения, а также наложения ареста на имущество, корреспонденцию, временного отстранения от должности, контроля и записи переговоров;
Ø решение о вещественных доказательствах;
Ø порядок обжалования данного постановления.
В случаях, когда в соответствии с УПК РФ прекращение уголовного дела допускается только при согласии обвиняемого или потерпевшего, наличие такого согласия отражается в постановлении.
Следователь вручает либо направляет копию постановления о прекращении уголовного дела лицу, в отношении которого прекращено уголовное преследование, потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику. При этом потерпевшему, гражданскому истцу разъясняется право предъявить иск в порядке гражданского судопроизводства, если уголовное дело прекращается по основаниям, предусмотренным п. 2 — 6 части первой статьи 24, статьей 25, п. 2 — 6 части первой статьи 27 и статьей 28 УПК РФ.
По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь направляет копию постановления о прекращении уголовного дела в налоговый орган, направивший в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации материалы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Если основания прекращения уголовного преследования относятся не ко всем подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, то следователь в соответствии со статьей 27 УПК РФ выносит постановление о прекращении уголовного преследования в отношении конкретного лица. При этом производство по уголовному делу продолжается.
Признав постановление следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, прокурор вносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления о прекращении уголовного дела. Признав постановление дознавателя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу. Признав постановление следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, руководитель следственного органа отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу.
Если суд признает постановление следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, то он выносит в порядке, установленном статьей 125 УПК РФ, соответствующее решение и направляет его руководителю следственного органа для исполнения.
Возобновление производства в соответствии со статьями 413 и 414 УПК РФ по ранее прекращенному уголовному делу возможно в том случае, если не истекли сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности.
Дознание – это упрощенная форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно (п. 8 ст. 5 УПК). Смысл выделения дознания как особой формы расследования состоит в том, чтобы по менее опасным преступлениям подготовка дела к судебному производству была более быстрой.
В случае, если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому и разъясняет ему права подозреваемого, о чем составляется протокол с отметкой о вручении копии уведомления. В течение 3 суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения. При установлении по одному уголовному делу нескольких подозреваемых уведомление о подозрении в совершении преступления вручается каждому из них. Копия уведомления о подозрении лица в совершении преступления направляется прокурору.
Срок проведения дознания.
Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток.
Приостановленное дознание может быть возобновлено на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания в случаях, предусмотренных статьей 211 настоящего Кодекса.
В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев.
В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном статьей 453 УПК, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.
Возобновление приостановленного дознания либо продление срока дознания по уголовным делам, находящимся в производстве следователя Следственного комитета Российской Федерации, осуществляется соответствующим руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации в том же порядке.
Производство дознания по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено группе дознавателей, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела.
Решение о производстве дознания группой дознавателей, об изменении ее состава принимает начальник органа дознания. В постановлении должны быть перечислены все дознаватели, которым поручено производство дознания, в том числе указывается, какой дознаватель назначается руководителем группы дознавателей. К работе группы дознавателей могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав группы дознавателей объявляется подозреваемому, обвиняемому.
Руководитель группы дознавателей принимает уголовное дело к своему производству, организует работу группы дознавателей, руководит действиями других дознавателей, составляет обвинительный акт.
Руководитель и члены группы дознавателей вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими дознавателями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Решения, принимаемые по окончанию дознания.
Обвинительный акт составляет дознаватель, непосредственно осуществлявший предварительное расследование по находящемуся у него в производстве уголовному делу. В обвинительном акте указываются:
Ø дата и место его составления;
Ø должность, фамилия, инициалы лица, его составившего;
Ø данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;
Ø место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела;
Ø формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации;
Ø перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и краткое изложение их содержания, а также перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты, и краткое изложение их содержания;
Ø обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
Ø данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда;
Ø список лиц, подлежащих вызову в суд.
Обвиняемый, его защитник должны быть ознакомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, о чем делается отметка в протоколе ознакомления с материалами уголовного дела. Потерпевшему или его представителю по его ходатайству могут быть предоставлены для ознакомления обвинительный акт и материалы уголовного дела в том же порядке, который установлен для обвиняемого и его защитника.
Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником органа дознания. Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору.
Прокурорский надзор за предварительным расследованием.
Предмет надзора в рассматриваемой отрасли определен в ст. 29 Закона о прокуратуре РФ. Он состоит в следующем:
Ø соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
Ø соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
Ø законность проведения расследования, законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
Задача надзора состоит в следующем:
Ø каждое преступление должно быть раскрыто, а лицо, его совершившее, — привлечено к установленной законом ответственности;
Ø привлечение к уголовной ответственности виновных лицдолжно быть законным и обоснованным;
Ø применение мер процессуального принуждения к лицам, совершившим преступления, должно производиться в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законом;
Ø возбуждение уголовного дела и предварительное расследование должно осуществляться в установленном законом порядке, с соблюдением установленных сроков и с соблюдением прав участников уголовного судопроизводства, а также иных граждан.
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за следствием, дознанием определены в УПК РФ. В досудебных стадиях уголовного процесса в соответствии со ст. 37 УПК РФ прокурор от имени государства осуществляет уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и следствия. УПК РФ относит прокурора к участникам уголовного процесса со стороны обвинения.
При рассмотрении деятельности следователя и дознавателя следует разграничивать такие понятия, как «прокурорский надзор» и «ведомственный контроль».
Прокурор осуществляет надзор за всеми органами, осуществляющими уголовное преследование. Деятельность же начальника органа дознания, руководителя следственного отдела представляет собой исключительно ведомственный процессуальный контроль. Очень важно, чтобы прокурор и руководитель следственного отдела не подменяли друг друга, а каждый выполнял возложенные на него функции.
Руководитель следственного отдела в соответствии со ст. 39 УПК РФ поручает следователям расследование уголовных дел, дает обязательные указания по вопросам следствия, решает организационные вопросы, связанные с распределением нагрузки между следователями, применяет меры поощрения и взыскания.
Прокурор в свою очередь осуществляет именно надзорные полномочия. Он вправе отменить любое незаконное или необоснованное решение следователя или руководителя следственного отдела, но не вправе подвергнуть следователя дисциплинарному взысканию, применить меры поощрения, не занимается распределением нагрузки между следователями. Руководитель следственного отдела не вправе отменять решения следователя за исключением постановления о приостановлении уголовного дела.
К объектам прокурорского надзора относятся органы, осуществляющие следствие, дознание.
Полномочия прокурора на стадии предварительного расследования. Надзирая за законностью производства предварительного расследования, прокурор на различных его этапах реализует свои властные полномочия.
Он вправе истребовать от органов, осуществляющих следствие и дознание, любое уголовное дело, изучить его и дать по нему письменные указания следователю или дознавателю.
Он вправе своим постановлением отстранить следователя и дознавателя от дальнейшего расследования уголовного дела, если ими нарушены требования УПК РФ при осуществлении расследования; вправе изымать любое дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать дело от одного следователя другому, от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами подследственности, с указанием причин такой передачи. Прокурор разрешает отводы, заявленные следователю, дознавателю и нижестоящему прокурору.
Он выносит постановление об отмене любого незаконного или необоснованного постановления следователя и дознавателя, поручает расследование следователю или дознавателю, а также вправе лично произвести расследование.
В процессе расследования прокурор вправе поручить органу дознания проведение следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Он вправе принять участие в производстве любого следственного действия, проводимого следователем и дознавателем, дать указание об избрании, изменении, отмене меры пресечения либо самостоятельно избрать, изменить, отменить меру пресечения, за исключением той, которая избирается на основании судебного решения.
В отдельных случаях обязанность прокурора принять участие в следственных действиях диктуется приказами Генерального прокурора РФ. Так, в соответствии с п. 1.4 Приказа Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997 г. № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» при получении сообщения об убийстве, террористическом акте, бандитизме, массовых беспорядках необходимо обеспечить выезд работников прокуратуры на место происшествия для принятия мер по обеспечению квалифицированного расследования и раскрытия преступления, взаимодействия следователей и органов дознания.
Прокурор продлевает сроки расследования и дает согласие на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей. В Приказе Генерального прокурора от 5 июля 2002 г. № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства» определен порядок получения согласия прокурора. В соответствии с п. 7.2 данного Приказа для получения согласия Генерального прокурора РФ на представление суду ходатайства о продлении срока содержания под стражей свыше 12 месяцев необходимо подготовить и не позднее 30 суток до истечения годичного срока представить в Генеральную прокуратуру РФ соответствующие материалы с заключением об обоснованности и законности его продления. Не позднее 30 суток необходимо представлять в Генеральную прокуратуру РФ постановление следователя для продления Генеральным прокурором РФ или его заместителем срока следствия свыше 12 месяцев.
Прокурор вправе приостановить и прекратить уголовное дело, а также обязан утвердить постановление о прекращении дела, вынесенное следователем и дознавателем. Он дает согласие следователю и дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о проведении следственных и процессуальных действий, проводимых на основании судебного решения.
В тех случаях, когда проведение обыска в жилище не требует отлагательства, он может быть проведен без судебного решения, но с уведомлением судьи и прокурора в суточный срок после проведения следственного действия. Проверяя законность проведения обыска, прокурор изучает постановление следователя, протокол этого следственного действия и иные материалы дела.
В соответствии с п. 1.6 Приказа Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997 г. № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» прокурор обязан ежедневно проверять законность содержания подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания и на гауптвахтах, практиковать проверки в нерабочее время. При этом необходимо пресекать случаи задержания подозреваемых в совершении преступлений на основании протоколов об административных правонарушениях и устанавливать фактическое время водворения граждан в изолятор временного содержания.
В соответствии с ч. 9 ст. 172 УПК РФ копия постановления о привлечении в качестве обвиняемого направляется прокурору. Прокурор должен проверить это постановление с точки зрения фактического соответствия материалам дела, полноты и правильности формулировки обвинения, правильности квалификации содеянного, соблюдения норм уголовно-процессуального законодательства в процессе предъявления обвинения. Осуществляя надзор, прокурор вправе принять участие в допросе обвиняемого, дать указания об изменении обвинения.
Прокурор рассматривает и разрешает жалобы на следователя, дознавателя и нижестоящего прокурора. Жалоба подлежит рассмотрению в течение трех суток со дня ее получения. В исключительных случаях допускается рассмотрение жалобы в течение 10 суток. Своим постановлением прокурор отказывает в ее удовлетворении или удовлетворяет ее полностью или частично, разъяснив заявителю порядок дальнейшего обжалования вынесенного постановления вышестоящему прокурору или в суд.
Получив уголовное дело с обвинительным заключением или обвинительным актом, прокурор принимает одно из следующих решений:
Ø утверждает обвинительное заключение или обвинительный акт и направляет дело в суд;
Ø возвращает дело для производства предварительного расследования;
Ø возвращает дело для пересоставления обвинительного заключения или пересоставляет его самостоятельно;
Ø направляет дело вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду;
Ø прекращает уголовное дело;
Ø изменяет своим постановлением объем обвинения в сторону его уменьшения.
Анализируя полномочия прокурора в этой отрасли надзора, можно сделать вывод о том, что ход расследования в значительной степени зависит от него и направляется им, поскольку именно от прокурора зависит принятие наиболее важных процессуальных решений по делу.
Осуществляя процессуальное руководство при расследовании уголовных дел и надзирая за законностью расследования, прокурор принимает решения, которые находят свое выражение в актах прокурорского надзора.
Актами прокурорского надзора в данной отрасли являются постановление, указание, требование, санкция (отказ в даче санкции), согласие на проведение определенных действий и принятие определенных решений (отказ в даче согласия).
Указание. Прокурор вправе истребовать любое уголовное дело у следователя, дознавателя, изучить его и дать им письменные указания, которые обязательны для исполнения. Указание может касаться, например, направления расследования, производства следственных и иных процессуальных действий, необходимости проведения по делу оперативно-розыскных мероприятий. В то же время следует помнить, что следователь — это процессуально самостоятельная фигура. Он отвечает за ход и результаты расследования. Следователь вправе обжаловать письменные указания прокурора вышестоящему прокурору. В случае несогласия с позицией следователя вышестоящий прокурор передает дело другому следователю, а при несогласии с позицией надзирающего прокурора отменяет его решение.
Обжалование следователем письменного указания надзирающего прокурора по общему правилу не приостанавливает его исполнение, за исключением наиболее принципиальных вопросов следствия. В случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 38 УПК РФ, следователь не обязан исполнять указания надзирающего прокурора до разрешения своей жалобы. Данная норма касается указаний прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого, о квалификации преступления, об объеме обвинения, об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении подозреваемого или обвиняемого, об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве процессуальных действий, производимых на основании судебного решения, о направлении дела в суд или его прекращении, об отводе следователя или об отстранении его от ведения следствия, о передаче дела другому следователю.
Требование применяется прокурором в связи с необходимостью передачи ему для проверки уголовных дел и материалов от органов дознания и следствия. Оно составляется в произвольной форме.
Прокурор утверждает постановление следователя, дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, обвинительное заключение или обвинительный акт и направляет дело в суд.
Обсуждение структуры проведения лекционного занятия, а также непосредственное прослушивание лекций кандидата юридических наук, доцента Шепелевой Светланы Витальевны помогли мне в подготовке и проведении лекции.
Рекомендации преподавателя (оценка): «______________»
Лекционное занятие подготовлено отлично. Информация достаточная для проведения лекционного занятия, источники выбраны верно, информация изложена структурировано, логично.
Преподаватель учебной дисциплины: С.В. Шепелева