освящение храма христа спасителя в москве год
Чин Великого Освящения Кафедрального Собора Храма Христа Спасителя (историческая церемония)
Освящение Храма состоялось 8 июня (26 мая по старому стилю) 1883г. и было приурочено к важнейшему из государственных праздников – коронации императора Александра III. Съезжавшиеся в Москву на праздник коронации представители всех земель в России принимали участие в церемонии освящения Храма Христа Спасителя. Символически в этом торжестве участвовала вся Россия.
НАКАНУНЕ ОСВЯЩЕНИЯ (7 ИЮНЯ 1883г.)
Певчие – Чудова монастыря.
ДЕНЬ ОСВЯЩЕНИЯ ХРАМА ХРИСТА (8 ИЮНЯ 1883г.)
Певчие – Чудова монастыря в парадных кафтанах.
Перервинский архимандрит с местным духовенством при двух хоругвях приносят для общего крестного хода из Иверской часовни в Успенский Собор икону Иверской Божьей Матери. Наместник Чудова монастыря приносит в Успенский Собор икону св. Святителя Алексия Митрополита. Местное духовенство часовни Давыдовской пустыни приносит в Храм Христа Спасителя икону Спасителя.
В самом Храме были приготовлены Храмовые иконы Рождества Христова, Святителя Николая и Александра Невского.
Затем, перед началом чтения литургийных часов, из церкви Сошествия Св. Духа у Пречистенских ворот (разобрана) вышло духовенство Никитского сорока тоже в специально сшитых к освящению Храма Христа Спасителя новых парадных облачениях и, перейдя площадь, остановилось у главного входа в Храм. Западные двери его отворились. Из них вышел преосвященный викарий Мисаил с местным духовенством, с хоругвями, синодальными певчими, и тремя Храмовыми иконами. Начался Крестный ход от Храма Христа Спасителя в Успенский Собор Кремля за святыми мощами в следующем порядке:
1. Во главе – диакон.
2. Два причетника несли фонарь и два по сторонам их.
3. Хоругви Собора Христа Спасителя (хоругвеносцы в форменных кафтанах).
4. Псаломщики – певцы в стихарях.
5. Все свободные от назначения для присутствования при освящении псаломщики попарно с новыми зажженными выносными золочеными свечами одинакового размера.
6. Диаконы в стихарях с лучшими серебряными, какие имеются в церкви, кадилами.
Маршрут Крестного хода проходил по Волхонке и Моховой через Троицкие ворота к Соборной площади Московского Кремля. Подойдя к Успенскому Собору духовенство Никитского сорока и священнослужители Храма Христа Спасителя вошли в Успенский Собор, а хоругвеносцы с хоругвями всех Соборов и монастырей Кремля выстроились в ряд вдоль западной паперти Собора.
Обратный путь Крестный ход от Успенского Собора к Храму Христа Спасителя прошел по иному маршруту: через Боровицкие ворота, третий Александровский сад вдоль набережной Москва–реки и церкви Похвалы Богородицы (находилась рядом с Храмом Христа Спасителя, разобрана). Несколько иным был и порядок шествия. Впереди несли хоругви Храма Христа Спасителя, Кремлевских Соборов и монастырей, затем Храмовые иконы Храма Христа Спасителя, иконы св. митрополитов, чудотворные иконы. За ними шло московское духовенство и духовенство московской епархии – всего до 800 человек.
Еще до возвращения Крестного хода в Храм Христа Спасителя в начале одиннадцатого прибыл из Большого Кремлевского дворца император (верхом, императрица и великая княжна – в ландо). Императорская семья двинулась по маршруту, которым вернулся из Успенского Собора в Храм Христа Спасителя Крестный ход. На всем пути ее следования, начиная от Боровицких ворот внутри Кремля, а также вокруг Храма Христа были расставлены участвовавшие в торжестве освящения войска (45 рот от 45-ти полков, 14 эскадронов, 14 хоров полковой музыки, полный состав воспитанников московских кадетских училищ – Александровского и юнкерского пехотного. Для салютационной стрельбы были назначены 7 батарей (3 пеших и 4 конных). При приближении Его Императорского величества войска отдавали честь, музыка играла «Боже, царя храни». Исполнялась написанная П.И. Чайковским специально к торжеству освящения Храма Христа Спасителя увертюра «1812 год».
У западных ворот Храма Христа Спасителя императорскою семью встретили митрополит, члены Строительной Комиссии во главе с генерал – губернатором В.А. Долгоруковым, архитектор А.И. Дмитриев.
Ритуал освящения отчасти повторял ритуал закладки. Как и тогда, митрополит (им был Иоанникий) произнес речь, сказав в частности: «В христианском мире неисчислимое множество Храмов истинному Богу. Все они по внутреннему значению своему, как места селения славы Божией, одинаковы. Но в ряду их некоторые имеют особое значение, как памятники чрезвычайных событий, вызвавших к созиданию их.
Затем состоялось освящение престола Храма Христа Спасителя. После события в 11 часов в Храм Крестного хода последовало положение святых мощей перед местной иконой Спасителя, возжжение свечей. В 11:15 Крестный ход при звоне всех московских колоколов двинулся вокруг Храма Христа Спасителя. Протоиерей кропил его стены.
К церемонии освящения Храм был окружен довольно высоким деревянным помостом, обитым красным сукном. На помосте вокруг всего Храма, лицом к нему, стояли знаменосцы со знаменами разных полков, московское духовенство в новых золотых облачениях с хоругвями всех московских Храмов, на некотором расстоянии от помоста размещались шпалеры войск.
По окончании Крестного хода и освящения алтаря, все находившиеся в Храме Христа Спасителя во главе с императором опустились на колени при звоне колоколов, пушечных выстрелов на набережной, трехкратном провозглашении многая лета. Наступил самый торжественный момент. Началась божественная литургия. Пели два хора: Синодальный и Чудова монастыря; в литургии участвовали, стоя у левого клироса, немногие, дожившие до этого торжественного дня, ветераны Отечественной войны 1812 года.
После освящения Храма Христа Спасителя в нем начались регулярные службы. С 1883 года Храм Христа Спасителя стал неотъемлемой частью духовной жизни столицы.
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителем председателя Государственной Думы РФ А.Ю. Кузнецовой
В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
Преставился ко Господу архиепископ Краснолиманский Алипий
Состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Кирилла со священниками, посещающими «красные зоны» больниц
В день памяти апостола Луки Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
Архив
Освящение Кафедрального Собора Храма Христа Спасителя 8 июня 1883 года
Освящение Храма Христа Спасителя состоялось 8 июня (26 мая по старому стилю) 1883 г. и было приурочено к важнейшему из государственных праздников — коронации императора Александра III. Съезжавшиеся в Москву на праздник коронации представители всех земель в России принимали участие в церемонии освящения Храма Христа Спасителя. Символически в этом торжестве участвовала вся Россия.
ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ЦЕРЕМОНИЯ
Накануне освящение (7 июня 1883 г.)
Святые мощи из церкви Двенадцати Апостолов доставляются в Большой Успенский Собор и устанавливаются на главном престоле.
В Храме Христа Спасителя совершается малая вечерня, с малым звоном, после которого было совершено водоосвящение (Преосвященный Алексий, епископ Дмитровский с двумя архимандритами — Давыдовой пустыни, Дмитровского Борисоглебского монастыря, Сошественским протоиереем, иеромонахом Андрониева монастыря Дионисием, протодиаконом Архангельского Собора, диаконами: Ильеобыденским и Спасобарыковским и местным духовенством со своими золотыми обличиями.
Певчие — Чудова монастыря.
Храм Христа Спасителя: после обычного благовеста и звона было совершено всенощное бдение Высокопреосвященным Митрополитом Иоанникием с четырьмя архимандритами, назначенными на освящение Храма, протоиереями — Кафедральным, ректором Московской семинарии, Иоанно — Предтеченским, под Бором и Николоявленским, местным духовенством и протодиаконами, назначенными на освящение храма. Свечи в лампадах не зажигались.
Всенощное бдение во всех церквях Москвы.
День освящения Храма Христа Спасителя (8 июня 1883 г.)
В Храме Христа Спасителя начался перезвон к водосвятию. Водоосвящение совершили преосвященный Мисаил, епископ Можайский с архимандритами Высокопетровским и Дмитровским и местным духовенством.
Певчие — Чудова монастыря в парадных кафтанах.
Перервинский архимандрит с местным духовенством при двух хоругвях приносят для общего крестного хода из Иверской часовни в Успенский Собор икону Иверской Божьей Матери. Наместник Чудова монастыря приносит в Успенский Собор икону св. Святителя Алексия Митрополита. Местное духовенство часовни Давыдовской пустыни приносит в Храм Христа Спасителя икону Спасителя.
В самом Храме были приготовлены Храмовые иконы Рождества Христова, Святителя Николая и Александра Невского.
По окончании водоосвящения раздался благовест, известивший о начале освящения Храма Христа Спасителя.
Прибытие митрополита Иоанникия, чтение входных молитв.
Затем, перед началом чтения литургийных часов, из церкви Сошествия Св. Духа у Пречистенских ворот (разобрана) вышло духовенство Никитского сорока тоже в специально сшитых к освящению Храма Христа Спасителя новых парадных облачениях и, перейдя площадь, остановилось у главного входа в Храм. Западные двери его отворились. Из них вышел преосвященный викарий Мисаил с местным духовенством, с хоругвями, синодальными певчими, и тремя Храмовыми иконами. Начался Крестный ход от Храма Христа Спасителя в Успенский Собор Кремля за святыми мощами в следующем порядке:
1. Во главе — диакон.
2. Два причетника несли фонарь и два по сторонам их.
3. Хоругви Собора Христа Спасителя (хоругвеносцы в форменных кафтанах).
4. Псаломщики — певцы в стихарях.
5. Все свободные от назначения для присутствования при освящении псаломщики попарно с новыми зажженными выносными золочеными свечами одинакового размера.
6. Диаконы в стихарях с лучшими серебряными, какие имеются в церкви, кадилами.
Маршрут Крестного хода проходил по Волхонке и Моховой через Троицкие ворота к Соборной площади Московского Кремля. Подойдя к Успенскому Собору духовенство Никитского сорока и священнослужители Храма Христа Спасителя вошли в Успенский Собор, а хоругвеносцы с хоругвями всех Соборов и монастырей Кремля выстроились в ряд вдоль западной паперти Собора.
Обратный путь Крестный ход от Успенского Собора к Храму Христа Спасителя прошел по иному маршруту: через Боровицкие ворота, третий Александровский сад вдоль набережной Москва–реки и церкви Похвалы Богородицы (находилась рядом с Храмом Христа Спасителя, разобрана). Несколько иным был и порядок шествия. Впереди несли хоругви Храма Христа Спасителя, Кремлевских Соборов и монастырей, затем Храмовые иконы Храма Христа Спасителя, иконы св. митрополитов, чудотворные иконы. За ними шло московское духовенство и духовенство московской епархии — всего до 800 человек.
Еще до возвращения Крестного хода в Храм Христа Спасителя в начале одиннадцатого прибыл из Большого Кремлевского дворца император (верхом, императрица и великая княжна — в ландо). Императорская семья двинулась по маршруту, которым вернулся из Успенского Собора в Храм Христа Спасителя Крестный ход. На всем пути ее следования, начиная от Боровицких ворот внутри Кремля, а также вокруг Храма Христа были расставлены участвовавшие в торжестве освящения войска (45 рот от 45-ти полков, 14 эскадронов, 14 хоров полковой музыки, полный состав воспитанников московских кадетских училищ — Александровского и юнкерского пехотного. Для салютационной стрельбы были назначены 7 батарей (3 пеших и 4 конных). При приближении Его Императорского величества войска отдавали честь, музыка играла «Боже, царя храни». Исполнялась написанная П.И. Чайковским специально к торжеству освящения Храма Христа Спасителя увертюра «1812 год».
У западных ворот Храма Христа Спасителя императорскою семью встретили митрополит, члены Строительной Комиссии во главе с генерал — губернатором В.А. Долгоруковым, архитектор А.И. Дмитриев.
Ритуал освящения отчасти повторял ритуал закладки. Как и тогда, митрополит (им был Иоанникий) произнес речь, сказав в частности: «В христианском мире неисчислимое множество Храмов истинному Богу. Все они по внутреннему значению своему, как места селения славы Божией, одинаковы. Но в ряду их некоторые имеют особое значение, как памятники чрезвычайных событий, вызвавших к созиданию их.
Затем состоялось освящение престола Храма Христа Спасителя. После события в 11 часов в Храм Крестного хода последовало положение святых мощей перед местной иконой Спасителя, возжжение свечей. В 11:15 Крестный ход при звоне всех московских колоколов двинулся вокруг Храма Христа Спасителя. Протоиерей кропил его стены.
К церемонии освящения Храм был окружен довольно высоким деревянным помостом, обитым красным сукном. На помосте вокруг всего Храма, лицом к нему, стояли знаменосцы со знаменами разных полков, московское духовенство в новых золотых облачениях с хоругвями всех московских Храмов, на некотором расстоянии от помоста размещались шпалеры войск.
По окончании Крестного хода и освящения алтаря, все находившиеся в Храме Христа Спасителя во главе с императором опустились на колени при звоне колоколов, пушечных выстрелов на набережной, трехкратном провозглашении многая лета. Наступил самый торжественный момент. Началась божественная литургия. Пели два хора: Синодальный и Чудова монастыря; в литургии участвовали, стоя у левого клироса, немногие, дожившие до этого торжественного дня, ветераны Отечественной войны 1812 года.
После освящения Храма Христа Спасителя в нем начались регулярные службы. С 1883 года Храм Христа Спасителя стал неотъемлемой частью духовной жизни столицы.
История строительства и восстановления Храма Христа Спасителя в Москве
Кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви — Храм Христа Спасителя в Москве был построен как храм‑памятник, посвященный Отечественной войне 1812 года.
Идея возведения храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I.
В конце 1812 года Александр I издал манифест о создании храма в ознаменование «благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».
24 (12 по старому стилю) октября 1817 года на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя, но проект не был осуществлен, так как возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи. После смерти Александра I в 1825 году новый император Николай I приказал приостановить все работы, в 1826 году строительство было прекращено.
22 (10 по старому стилю) апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский женский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разобраны, монастырь переведен в Красное село (ныне Сокольники).
22 (10 по старому стилю) сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма.
В плане храм имел форму равноконечного креста. Основой его стиля был выбран византийский. Высота храма от основания до креста составляла 103,5 метра (высота креста — 8,5 метров). Стены, толщина которых достигала 3,2 метра, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов. Четыре мощных столба‑пилона поддерживали центральный барабан. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор — первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов Александра Логановского, Николая Рамазанова, Петра Клодта.
Интерьер храма освещали 60 окон. Над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников, среди которых были известные живописцы Генрих Семирадский, Василий Суриков, Константин Маковский и др.
Храм строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари.
25 (13 по старому стилю) декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование Кафедрального собора во имя Христа Спасителя, утвержден штат духовенства и причта.
7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма, совпавшее с днем коронования императора Александра III. 24 (12 по старому стилю) июня того же года совершилось освящение придела во имя святителя Николая Чудотворца, а 20 (8 по старому стилю) июля был освящен и второй придел во имя святого князя Александра Невского. С этого времени в храме начались регулярные богослужения. С 1901 года в храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве.
Весной 1912 года в сквере возле храма был установлен памятник императору Александру III, который был разрушен в 1918 году.
Освящение храма Христа Спасителя в Москве
ПРОЕКТ ВИТБЕРГА И ПРОЕКТ ТОНА
Увидев проект, растроганный император Александр Первый воскликнул: «Вы заставили говорить камни!»
Ровно в пятую годовщину изгнания французов из Москвы, 12 октября 1817 года, состоялась торжественная закладка храма.
Но как уже говорилось, Витберг был архитектором молодым и… неопытным. Он учел далеко не все. Оползни почвы и грунтовые воды Воробьевых гор стали чрезвычайно мешать строительству. Но это еще не самое страшное: молодой человек оказался неопытным и в организационных и, что хуже всего, в денежных вопросах. После смерти его покровителя, Александра Первого, Витберга незаслуженно обвинили в казнокрадстве (краже государственных денег) и сослали в Вятку. А строительство на долгие годы прекратилось. И обет Богу остался невыполненным.
Новый император Николай Первый про этот обет не забыл. Но надо было начинать все сначала. Правда, конкурсов государь устраивать не стал. Он просто поручил сделать новый проект своему любимому архитектору и выдающемуся инженеру Константину Андреевичу Тону.
Тон отличался чрезвычайной наблюдательностью. Выходец из немцев, он по-настоящему любил все русское. В древних русских храмах он разглядел столько красоты и гармонии, что задумал сделать проект в древнерусском стиле. На листе бумаги он набросал здание и величественное, и простое одновременно. А увенчал это здание золотой купол, похожий на шлемы древних русских богатырей – Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича. Место для своего храма он тоже выбрал другое – поближе к центру столицы, недалеко от Кремля, на берегу Москвы-реки.
В день 25-летия Бородинского сражения, 10 сентября 1839 года, состоялась торжественная закладка нового храма. Ее совершил будущий святой, тогда еще просто митрополит Московский, Филарет (Дроздов).
Деньги на него собирала вся Россия. Во всех церквях стояли кружки с надписью «На построение храма Спасителю Христу в Москве». И каждый жертвовал, сколько мог. Значительная часть денег шла из государственной казны.
Строился храм почти полвека, а точне – 44 года. А всего на исполнение обета Александра Первого потребовалось 70 лет.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЦЕРЕМОНИЯ ОСВЯЩЕНИЯ
Великое освящение Кафедрального собора Храма Христа Спасителя состоялось 8 июня (26 мая по старому стилю) 1883г. и было приурочено к коронации императора Александра III. Съезжавшиеся в Москву на праздник коронации представители всех земель в России принимали участие в церемонии освящения Храма Христа Спасителя. Символически в этом торжестве участвовала вся Россия.
Накануне освящения (7 ИЮНЯ 1883г.) святые мощи из церкви Двенадцати Апостолов были доставлены в Большой Успенский Собор и устанавливаются на главном престоле. В Храме Христа Спасителя совершена малая вечерня, с малым звоном, после которого было совершено водоосвящение (Преосвященный Алексий, епископ Дмитровский с двумя архимандритами – Давыдовой пустыни, Дмитровского Борисоглебского монастыря, Сошественским протоиереем, иеромонахом Андрониева монастыря Дионисием, протодиаконом Архангельского Собора, диаконами: Ильеобыденским и Спасобарыковским и местным духовенством со своими золотыми обличиями и певчими Чудова монастыря. После обычного благовеста и звона в Храме и во всех церквях Москвы было совершено всенощное бдение. Свечи в лампадах не зажигались.
В день освящения в Храме Христа Спасителя начался перезвон к водосвятию. Перервинский архимандрит с местным духовенством при двух хоругвях принесли для общего крестного хода из Иверской часовни в Успенский Собор икону Иверской Божьей Матери. Наместник Чудова монастыря – в Успенский Собор икону св. Святителя Алексия Митрополита. Местное духовенство часовни Давыдовской пустыни – в Храм Христа Спасителя икону Спасителя.
По окончании водоосвящения раздался благовест, известивший о начале освящения Храма Христа Спасителя. Затем, перед началом чтения литургийных часов, вышло духовенство Никитского сорока в специально сшитых к освящению Храма Христа Спасителя новых парадных облачениях и, перейдя площадь, остановилось у главного входа в Храм. Начался Крестный ход от Храма Христа Спасителя в Успенский Собор Кремля за святыми мощами в следующем порядке. Маршрут Крестного хода проходил по Волхонке и Моховой через Троицкие ворота к Соборной площади Московского Кремля. Подойдя к Успенскому Собору духовенство Никитского сорока и священнослужители Храма Христа Спасителя вошли в Успенский Собор, а хоругвеносцы с хоругвями всех Соборов и монастырей Кремля выстроились в ряд вдоль западной паперти Собора.
Обратный путь Крестный ход от Успенского Собора к Храму Христа Спасителя прошел по иному маршруту: через Боровицкие ворота, третий Александровский сад вдоль набережной Москва-реки и церкви Похвалы Богородицы (находилась рядом с Храмом Христа Спасителя, разобрана). Несколько иным был и порядок шествия. Впереди несли хоругви Храма Христа Спасителя, Кремлевских Соборов и монастырей, затем Храмовые иконы Храма Христа Спасителя, иконы св. митрополитов, чудотворные иконы. За ними шло московское духовенство и духовенство московской епархии – всего до 800 человек.
Еще до возвращения Крестного хода в Храм Христа Спасителя в начале одиннадцатого прибыл из Большого Кремлевского дворца император (верхом, императрица и великая княжна – в ландо). Императорская семья двинулась по маршруту, которым вернулся из Успенского Собора в Храм Христа Спасителя Крестный ход. На всем пути ее следования, начиная от Боровицких ворот внутри Кремля, а также вокруг Храма Христа были расставлены участвовавшие в торжестве освящения войска (45 рот от 45-ти полков, 14 эскадронов, 14 хоров полковой музыки, полный состав воспитанников московских кадетских училищ – Александровского и юнкерского пехотного. Для салютационной стрельбы были назначены 7 батарей (3 пеших и 4 конных). При приближении Его Императорского величества войска отдавали честь, музыка играла «Боже, царя храни». Исполнялась написанная П.И. Чайковским специально к торжеству освящения Храма Христа Спасителя увертюра «1812 год».
У западных ворот Храма Христа Спасителя императорскою семью встретили митрополит, члены Строительной Комиссии во главе с генерал-губернатором В.А. Долгоруковым, архитектор А.И. Дмитриев.
Ритуал освящения отчасти повторял ритуал закладки. Как и тогда, митрополит (им был Иоанникий) произнес речь, сказав в частности: «В христианском мире неисчислимое множество Храмов истинному Богу. Все они по внутреннему значению своему, как места селения славы Божией, одинаковы. Но в ряду их некоторые имеют особое значение, как памятники чрезвычайных событий, вызвавших к созиданию их».
Затем состоялось освящение престола Храма Христа Спасителя. Крестный ход при звоне всех московских колоколов двинулся вокруг Храма Христа Спасителя. К церемонии освящения Храм был окружен довольно высоким деревянным помостом, обитым красным сукном. На помосте вокруг всего Храма, лицом к нему, стояли знаменосцы со знаменами разных полков, московское духовенство в новых золотых облачениях с хоругвями всех московских Храмов, на некотором расстоянии от помоста размещались шпалеры войск.
По окончании Крестного хода и освящения алтаря, все находившиеся в Храме Христа Спасителя во главе с императором опустились на колени при звоне колоколов, пушечных выстрелов на набережной, трехкратном провозглашении многая лета. Наступил самый торжественный момент. Началась божественная литургия. Пели два хора: Синодальный и Чудова монастыря; в литургии участвовали, стоя у левого клироса, немногие, дожившие до этого торжественного дня, ветераны Отечественной войны 1812 года.