Островский снегурочка чему учит

Смысл сказки «Снегурочка»

Книгу о чуде, которое скрасило долгую зиму и исчезло весной, нам читали в раннем детстве. Теперь уже трудно вспомнить, о чём сказка «Снегурочка». Существует три истории с одинаковым названием и похожим сюжетом. Все они рассказывают о чистой и светлой девочке, погибшей и превратившейся в облако или лужицу воды.

О чём написана сказка

В рассказе американского писателя Н. Готорна брат и сестра вышли гулять после снегопада и слепили себе сестричку. Их отец не верит, что малышка – это ожившая снежная фигура. Он хочет согреть её, уводит в жарко натопленный дом, и этим губит.

В сборнике А.Н. Афанасьева была напечатана русская сказка. В ней бездетные старики слепили из снега дочку. Весной она затосковала, с каждым днём становилась все печальней. Дед и баба велели ей идти играть с подружками, а те уговорили прыгнуть через костёр.

В пьесе А.Н. Островского дочь Мороза и Весны-Красны является на землю берендеев и должна растаять от солнечных лучей, когда обретёт любовь. Чужая, никем не понятая, она умирает во время праздника. Окружающие быстро забывают про неё, веселятся и поют.

Суть сказки

В основе сказок лежат древние мифы и обычаи. Раньше, чтобы приблизить весну, сжигали чучело Масленицы – символ уходящей зимы. В пьесе Снегурочка становится жертвой, которая должна избавить от непогоды и неурожая.

Прощаться со стужей весело. В народной сказке подруги не слишком грустят, расставаясь со снежной девочкой.

Значение для детей

Сказка – это способ объяснить, что всему своё время. На смену одному сезону всегда приходит другой. Бывает, что поздней весной снег все ещё лежит в тени и в лесных оврагах, случаются летние заморозки. В давние времена парни и девушки жгли костры и прыгали через них. Они верили, что тепло огня окончательно прогонит холод. Снегурочка смогла пережить весну, но все же, растаяла в середине лета.

Чему учит сказка

Сегодня мы находим в волшебной истории другой смысл, объясняем с её помощью явления нашей жизни.

Часто родителям трудно понять непохожесть своего ребёнка, принять его. Они забывают, что его рождение чудесно само по себе. Старик и старуха радовались, обретя дочь, но теперь им нужно, чтобы она стала как все и играла с другими девочками.

Снегурочка – осколок сказочного мира, прекрасная льдинка. Люди хотят объяснить чудо, найти ему применение, приспособить к жизни. Стремятся сделать его близким и понятным, отогреть, расколдовать. Но снимая чары, они уничтожают и само волшебство. В сказке Н. Готорна девочка, созданная тонкими детскими пальчиками для красоты и веселья, погибает в грубых руках практичного и разумного взрослого.

«Снегурочка» — трогательная и печальная история о закономерностях времени и необходимости следовать законам природы. Она рассказывает о хрупкости волшебства, о красоте, которая существует просто так, а не для того, чтобы приносить пользу.

Источник

Анализ сказки пьесы Снегурочка произведения Островского

Александр Николаевич Островский известен своими произведениями, которые стали неотъемлемой частью жизни каждого человека. За его прозорливость и очень светлые, но в то же время с ноткой трагичности произведения они нашли отклик в фильмах и в театре. Свое знаменитое произведение Снегурочка он написал в 1873 году по мотивам сборника сказок Александра Афанасьева. Особое написание в стихах и без рифмы и элементы балета придает произведение некую изюминку и своеобразность.

После выхода произведения в день своего рождения, в юбилей, музыку к будущей пьесе написал Петр Ильич Чайковский. Благодаря гармонии текста и музыкальных линий это произведение стало многоуровневым и многозадачным с историей о снегурочке и о легендах с обрядами и песнями. Вся эта фантастическая и волшебная пьеса является воплощением сказочных мотивов с торжественными мотивами.

Сюжет произведения развивается в царстве Берендея. Основной конфликт это желание любить и не быть одинокой. Отец Мороз замечает это и пытается предупредить мать Весну-Красну, что Ярило хочет растопить Снегурочку горячими лучами из-за нарушенных канонов безбрачия.

Жизнь Снегурочки не всегда была радостна и счастлива. Оказавшись в семье крестьянина Бобыля она не чувствует, что дорога им. Для них она приманка для успешной партии в замужестве. Она красива и мила, но желание быть любимой дает о себе знать. Однако свое внимание она обращает на пастуха Леля, который дарит свои песни всем в округе. Когда на пороге появляется Мизгирь, то она понимает, что любви к нему она не испытывает. Он опьянен любовью и в страстном порыве пытаясь доказать, что он добился своего, везет Снегурочку на гору, где она под лучами жаркого солнца тает. Все чувства переполняющие Мизгиря заставляют его бросится в озеро из-за потери любви. В ответ на это Ярило не сожалеет о смерти двух влюбленных, а даже наоборот наказывает их за непослушание. Вместо траура он заставляет всех петь веселую песню, так ка для него эта гибель ничего не значит.

Говорящие птицы занимают свое определенное место в пьесе. Они распевают о состоявшемся строе

Эта пьеса воплощение красоты и волшебства, но при этом есть трагедия, которая с помощью добра в душе каждого человека побеждается. Все человеческие пороки предстают перед нами, но недостатки меркнут на фоне любви и желанного счастья. Теперь душа Снегурочки свободна и счастлива. В последние минуты жизни она стала любимой и ей дорожили так же как и мать с отцом.

История создания

Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.

Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни, и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.

В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один — поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ри — слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.

Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» — ярчайшая веха в творчестве драматурга.

7главная мысль рассказа снегурочка

Как можно охарактеризовать лягушку из сказки «Лягушка-путешественница»? В данном тесте несколько верных вариантов ответов. Болтливая Злая Печальная Из обретательная Как вёл себя артиллерист после выстрела в произведении «Акула»? Побежал спасать сына Упал подле пушки и закрыл лицо руками Затрудняюсь Как вёл себя артиллерист после выстрела в произведении «Акула»? Побежал спасать сына Упал подле пушки и закрыл лицо руками Затрудняюсь ответить Сел в кресло В баснях рассказывается о недостатках людей не прямо, а …. иронично иначе иносказательно Сочинение по картине Григорьева «Вратарь» 7 класс даю 35 баллов Русский поэт. Учился в Московском университете. Окончил Санкт-Петербуржскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. И.А. Крылов В.Ф. Од оевский М.Ю. Лермонтов Как Рукодельница могла вернуть ведёрко в сказке «Мороз Иванович»? Ей не нужно было ничего делать Она должна была три дня послужить Просто поговорить с Морозом Ивановичем Ей нужно было приготовить еду Сложные вопросы из сказки аленький цветочек о чудище

Анализ произведения

Описание произведения

Островский снегурочка чему учит. lazy placeholder. Островский снегурочка чему учит фото. Островский снегурочка чему учит-lazy placeholder. картинка Островский снегурочка чему учит. картинка lazy placeholder.

В основе сюжета — жизненный путь девушки-Снегурочки, рождённой от союза Мороза и Весны-Красны, своих отца и матери. Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, но не у родных — от отца-Мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, — а в семье Бобыля и Бобылихи. Снегурочка жаждет любви, но полюбить не может — даже её интерес к Лелю продиктован желанием быть единственной и уникальной, желанием, чтобы пастушок, равномерно дарящий всем девушкам тепло и радость, был ласков с ней с одной. А Бобыль и Бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть задача поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж. Снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям — и поэтому привлекает их. Впрочем, и на долю Снегурочки выпадает несчастье — увидев Леля, благосклонного к другой и отвергнувшего её, девушка бросается к матери с просьбой позволить полюбить — или погибнуть.

Именно в этот момент Островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви — бессмысленна. Снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и Весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное.

Мать оказывается права: полюбившая Снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир. А её возлюбленный, до того оставивший невесту и изгнанный царём Мизгирь, расстаётся с жизнью в пруду, стремясь воссоединиться с водой, которой стала Снегурочка.

Подробнее: Пьеса А.Н. Островского «Снегурочка»: краткое содержание сказки

Третье действие

Начинается ночь накануне Ярилиного дня. Начинается веселье, и запевалой стал пастух Лель. Постепенно девушки начинают мириться с парнями, всё идёт на лад. Лель целует Купаву на глазах у Снегурочки. Что чувствует дочь Мороза? Ревность? Нет, в сердце холодной девушки заговорила гордость.

Мизгирь ослеплён любовью, и хочет во что бы то ни стало взять в жёны Снегурочку. Но дочь Мороза отказывается. Чуть позже вмешивается леший. И молодого купца начинает манить мираж холодной девушки. И Мизгирь будет бегать за этим миражом всю ночь.

После разговора с Лелем и Купавой Снегурочка наконец-то поняла, что жизнь без любви пуста.

Главные герои

Островский снегурочка чему учит. lazy placeholder. Островский снегурочка чему учит фото. Островский снегурочка чему учит-lazy placeholder. картинка Островский снегурочка чему учит. картинка lazy placeholder.

(Сцена из балета-спектакля «Снегурочка»)

Снегурочка — центральная фигура произведения. Девушка необычайной красоты, отчаянно желающая познать любовь, но при этом холодная сердцем. Чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её. Мороз — отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед.

Весна-Красна — мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.

Лель — ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший какие-то чувства и эмоции в Снегурочке. Именно из-за того, что оказалась отвергнута им, девушка бросилась к Весне.

Мизгирь — торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго — и после ее гибели сам расстался с жизнью.

Стоит отметить, что несмотря на большое количество персонажей пьесы, даже второстепенные герои получились яркими и характерными: что царь Берендей, что Бобыль и Бобылиха, что бывшая невеста Мизгиря Купава — все они запоминаются читателю, обладают своими отличительными чертами и особенностями.

Как можно охарактеризовать лягушку из сказки «Лягушка-путешественница»? В данном тесте несколько верных вариантов ответов. Болтливая Злая Печальная Из обретательная Как вёл себя артиллерист после выстрела в произведении «Акула»? Побежал спасать сына Упал подле пушки и закрыл лицо руками Затрудняюсь Как вёл себя артиллерист после выстрела в произведении «Акула»? Побежал спасать сына Упал подле пушки и закрыл лицо руками Затрудняюсь ответить Сел в кресло В баснях рассказывается о недостатках людей не прямо, а …. иронично иначе иносказательно Сочинение по картине Григорьева «Вратарь» 7 класс даю 35 баллов Русский поэт. Учился в Московском университете. Окончил Санкт-Петербуржскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. И.А. Крылов В.Ф. Од оевский М.Ю. Лермонтов Как Рукодельница могла вернуть ведёрко в сказке «Мороз Иванович»? Ей не нужно было ничего делать Она должна была три дня послужить Просто поговорить с Морозом Ивановичем Ей нужно было приготовить еду Сложные вопросы из сказки аленький цветочек о чудище

Я перечитал давно знакомую мне сказку «Снегурочка», где рассказывается о том, как старик со старухой, волшебным образом, слепили из снега живую дочь. Снегурочка выросла за одну зиму. У неё появились подруги. Когда наступила весна, она большую часть времени стала проводить в доме, прячась от солнца. А летом почти не выходила на улицу. Но однажды подруги уговорили её пойти в лес погулять. Там они начали прыгать через костёр и подзадоривать Снегурочку тоже прыгнуть. Она не хотела, но подруги не отставали. В конце концов Снегурочка прыгнула и тут же растаяла над огнём. В связи с этой сказкой мне вспомнился один из наших уроков по основам безопасности жизнедеятельности. Мы рассматривали ситуацию, в которой к мальчику пришли друзья и стали уговаривать сходить вместе в дом, где, по слухам, обитают привидения. Мальчик не хотел туда идти. Друзья стали его дразнить. Но он не пошёл, и был прав. Даже если в доме нет никаких привидений, нельзя без взрослых ходить в безлюдные и глухие места. Если бы Снегурочка тоже сделала разумный выбор, она была бы жива Как я понял, мораль сказки «Снегурочка» такова: нельзя в подражание друзьям делать то, что угрожает жизни и здоровью. Даже если человека будут уговаривать и дразнить, он должен поступить правильно.

Островский снегурочка чему учит. lazy placeholder. Островский снегурочка чему учит фото. Островский снегурочка чему учит-lazy placeholder. картинка Островский снегурочка чему учит. картинка lazy placeholder. Островский снегурочка чему учит. lazy placeholder. Островский снегурочка чему учит фото. Островский снегурочка чему учит-lazy placeholder. картинка Островский снегурочка чему учит. картинка lazy placeholder. Островский снегурочка чему учит. lazy placeholder. Островский снегурочка чему учит фото. Островский снегурочка чему учит-lazy placeholder. картинка Островский снегурочка чему учит. картинка lazy placeholder. Островский снегурочка чему учит. lazy placeholder. Островский снегурочка чему учит фото. Островский снегурочка чему учит-lazy placeholder. картинка Островский снегурочка чему учит. картинка lazy placeholder. Островский снегурочка чему учит. lazy placeholder. Островский снегурочка чему учит фото. Островский снегурочка чему учит-lazy placeholder. картинка Островский снегурочка чему учит. картинка lazy placeholder. Островский снегурочка чему учит. lazy placeholder. Островский снегурочка чему учит фото. Островский снегурочка чему учит-lazy placeholder. картинка Островский снегурочка чему учит. картинка lazy placeholder.

Композиция и главная тема произведения

Островский снегурочка чему учит. lazy placeholder. Островский снегурочка чему учит фото. Островский снегурочка чему учит-lazy placeholder. картинка Островский снегурочка чему учит. картинка lazy placeholder.

«Снегурочка» — произведение сложное и многогранное, в том числе и композиционно, и ритмически. Пьеса написана без рифмы, но благодаря уникальному ритму и певучести, имеющейся буквально в каждой строчке, звучит плавно, как и любой рифмованный стих. Украшает «Снегурочку» и богатое использование просторечных оборотов — это вполне логичный и оправданный шаг драматурга, который при создании произведения опирался на народные сказки, повествующие о девочке из снега.

То же утверждение о многогранности справедливо и применительно к содержанию: за внешне простой историей Снегурочки (вышла в реальный мир — отвергала людей — получила любовь — прониклась человеческим миром — погибла) таится не только утверждение о том, что жизнь без любви бессмысленна, но и множество других, не менее важных аспектов.

Так, одна из центральных тем — взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей. Мороз и Ярило, холод и свет, зима и тёплое время года внешне противоборствуют друг с другом, вступают в непримиримое противоречие, но в то же время красной линией по тексту проходит мысль, что одного без другого не существует.

Помимо лиричности и жертвенности любви, интерес представляет и социальный аспект пьесы, отображённый на фоне сказочных устоев. Нормы и обычаи берендеева царства соблюдаются неукоснительно, за нарушение грозит изгнание, как и случилось с Мизгирём. Эти нормы справедливы и в какой-то степени отражают представление Островского об идеальной старорусской общине, где в цене верность и любовь к ближнему, жизнь в единстве с природой. Фигура царя Берендея, «доброго» царя, который, хоть и вынужден принимать суровые решения, расценивает судьбу Снегурочки как трагическую, печальную, вызывает однозначно положительные эмоции; такому царю легко симпатизировать.

При этом в берендеевом царстве справедливость соблюдается во всём: даже после гибели Снегурочки вследствие её принятия любви, исчезает гнев и спор Ярилы, и берендеевцы снова могут наслаждаться солнцем и теплом. Торжествует гармония.

Персонажи

Главные женские персонажи Купава, Снегурочка. Также в сказке-пьесе есть закулисный персонаж Ярило, о нём постоянно упоминают. В финале пьесы появится в облике молодого парня.

Характеристика влияния Мороза на царство Берендея однозначна: где холод и стужа, там рождаются недобрые чувства вроде зависти, равнодушия, жестокости, коварства.

Читать пьесу-сказку можно в электронной версии и в книжном варианте.

Сказка – ложь, да в ней намек…

«Метаистория – это ныне находящаяся вне поля зрения науки и вне ее методологии совокупность процессов, протекающих в тех слоях иноматериального бытия, которые, пребывая в других видах пространства и других потоках времени, просвечивают иногда сквозь процесс, воспринимаемый нами как история. Метаистория познается путем последовательного преодоления трех стадий: мистического озарения, направленного созерцания и, наконец, истолкования. Метаистория всегда мифологична и оценивает события с точки зрения морали». Д.Андреев

Восхождение

Ограниченный малыми сроками по кирпичику строишь свой храм.

На пути твоем пропасть глубокая замороженных эго-программ.

Узкий мост через пропасть известен: победивший сомненья и лень

По Лучу Обретения-Вести на вторую восходит ступень.

Призывающий Луч Покаянья дарит сердцу Терновый венок.

Утончив твою душу страданьем, чтоб ее для Меня уберег.

Луч таинственный Разума-Формы возведет на высокий порог,

Открывая сознанью платформу перехода на новый виток.

Луч, вселяющий Творчество Духа, вдохновение в сердце прольет,

С утонченным и вкусом и слухом в беспредельный отправит полет.

Луч Могущества-Смерти поможет умереть и воскреснуть во Мне.

Благодатью небесного ложа окружит от вершин до корней.

Если ты одинокий, как остров океанской водою омыт,

Помни, друг, будет очень непросто научиться собратьям служить.

По Лучу Устремления-Воли от начала пути до конца

Только сила соборного поля помогает открыться сердцам.

Если Мудрость с Любовью сольется, освещенная Высшим Лучом,

Все соборное сердце забьется с тонким ритмом Моим в унисон.

Канет в вечности мрак бездорожья, планетарный закончится бег.

Принимая наследие Божье, в силу Бога войдет человек! (О.В.Асауляк)

Островский снегурочка чему учит. lazy placeholder. Островский снегурочка чему учит фото. Островский снегурочка чему учит-lazy placeholder. картинка Островский снегурочка чему учит. картинка lazy placeholder.

« Россия, будто бы Христос, из пепла возродится снова

И встанет в свой могучий рост под звон церквей и Божье Слово.

Благословен, тернист тот путь, через распятье к воскрешенью…

И в этом смысл ее и суть, сквозь боль вести весь мир к спасенью». (А.Ковалев)

Источник

«Снегурочка» Островского: увидеть любовь и умереть

Пьеса-сказка Островского Снегурочка, вышедшая в 1873 году, удивила читателей необычным стилем написания, отличным от большинства произведений писателя. Некоторые критики даже назвали ее бессодержательной. Но детальный разбор пьесы Островского показывает ошибочность таких суждений, раскрывая истинный смысл Снегурочки.

Действующие лица

Снегурочка Островского написана в стихотворной форме, по смыслу напоминающей сказки А. С. Пушкина. Наряду со сказочными персонажами в пьесе присутствуют мифологические существа из древних славянских легенд:

Краткое содержание Снегурочки

Все герои являются жителями вымышленного Берендеева царства. Чтобы лучше понять смысл Снегурочки, нужно кратко вспомнить содержание сюжета.

Интересно! История появления сказки довольно необычна. В 1873 году в Малом театре проходил ремонт, актеры были вынуждены временно разместиться в Большом театре. Московская комиссия, управляющая театрами, решила воспользоваться сложившейся ситуацией и устроить необычное представление с участием артистов драмы, оперы и балета, предложив Островскому написать пьесу.

Много лет назад Весна-Красна согрешила с Морозом, после чего у них родилась дочь – Снегурочка. Девушка подросла, жизнь в лесу ей стала скучна. Снегурочке хочется гулять, веселиться вместе с берендеями. Весна считает, что дочери пришла пора влюбиться и выйти замуж. Но Мороз признается, что любовь погубит девушку, так как Ярило из мести к Морозу растопит Снегурочку своими лучами.

В людском мире

Но позже родители все-таки решают отпустить дочь к берендеям, отдав на воспитание тому, кто первый ее найдет в лесу. Им оказался Бобыль, увезший девушку к себе. Красота девушки поразила все мужское население царства, а Мизгирь даже отказался от своей невесты Купавы, влюбившись в Снегурочку. Но девушка остается холодна, отвергая всех женихов. Это не нравится приемным родителям, рассчитывающим разбогатеть, выдав дочь замуж. Берендей, обеспокоенный затяжными холодами, решает устроить праздник в честь Ярилы. Чтобы ублажить рассерженное Солнце, царь велит в этот день устроить свадьбы всех помолвленных пар.

Накануне праздника молодежь устроила пляски на поляне. Снегурочка надеялась, что Лель, к которому она испытывала симпатию, выберет ее, но тот отдает предпочтение Купаве. Расстроенная героиня бежит к матери-Весне, прося ее научить любви. Девушку не пугает даже возможная гибель. И Весна, несмотря на свои опасения, дает ей такую возможность, надев на голову дочери свой венок. После этого девушка должна влюбиться в первого, кто ей встретиться на пути. Им оказался Мизгирь. Счастливый юноша приводит возлюбленную на гору, представляя собравшимся берендеям как свою невесту. Но с появлением первых лучей Солнца Снегурочка тает, а ее возлюбленный с горя бросается в озеро, чтобы соединиться с любимой.

Интересно! При написании пьесы Островский работал в тандеме с тогда еще неизвестным композитором П. И. Чайковским, который и написал музыку к сказке.

Берендеи продолжают веселиться, уверенные, что теперь Ярило смягчится и даст им больше тепла и урожая.

Объяснение сюжета

Все произведение Островского пронизано любовной темой. Автор считает любовь важнее земного существования. Главный смысл Снегурочки проявляется в момент, когда девушка бросается к матери с просьбой научить ее любить. Жизнь без любви для нее бессмысленна, ее душа не может смириться с холодным сердцем. Поэтому девушка готова пожертвовать жизнью ради познания любви.

Интересно! Существует несколько вариантов русской народной сказки о снегурочке. Но при написании своей пьесы Островский опирался на сказку «Девочка-Снегурочка», так как в ней героиня погибала.

Примечательна в «Снегурочке» и фигура царя Берендея, через образ которого Островский выразил социальный смысл сказки. Берендей – мудрый, добрый правитель, заботящийся о своем народе. Он строго следит за соблюдением норм и обычаев царства, безжалостно изгоняя нарушителей, таких как Мизгирь. Жители берендеева царства живут в единении с природой, ценя верность и любовь к ближнему. Именно так представлял себе Островский идеальное общество.

Но центральной темой является конфликт противоположностей, отображающий смысл сказки Снегурочка. Мороз и Солнце, зимняя стужа и теплое время, холод души и пожар любви – несмотря на то, что эти понятия противоборствуют, они тесно связаны, не существуя один без другого. Этот же конфликт представлен в душе Снегурочки: жить, не зная любви, либо полюбив – погибнуть.

В чем суть концовки

Источник

А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Творческая и сценическая история пьесы «Снегурочка»

История создания

Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.

Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни, и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.

В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один — поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ри — слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.

Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» — ярчайшая веха в творчестве драматурга.

Анализ произведения

Описание произведения

Островский снегурочка чему учит. lazy placeholder. Островский снегурочка чему учит фото. Островский снегурочка чему учит-lazy placeholder. картинка Островский снегурочка чему учит. картинка lazy placeholder.

В основе сюжета — жизненный путь девушки-Снегурочки, рождённой от союза Мороза и Весны-Красны, своих отца и матери. Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, но не у родных — от отца-Мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, — а в семье Бобыля и Бобылихи. Снегурочка жаждет любви, но полюбить не может — даже её интерес к Лелю продиктован желанием быть единственной и уникальной, желанием, чтобы пастушок, равномерно дарящий всем девушкам тепло и радость, был ласков с ней с одной. А Бобыль и Бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть задача поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж. Снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям — и поэтому привлекает их. Впрочем, и на долю Снегурочки выпадает несчастье — увидев Леля, благосклонного к другой и отвергнувшего её, девушка бросается к матери с просьбой позволить полюбить — или погибнуть.

Именно в этот момент Островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви — бессмысленна. Снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и Весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное.

Мать оказывается права: полюбившая Снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир. А её возлюбленный, до того оставивший невесту и изгнанный царём Мизгирь, расстаётся с жизнью в пруду, стремясь воссоединиться с водой, которой стала Снегурочка.

Подробнее: Пьеса А.Н. Островского «Снегурочка»: краткое содержание сказки

Содержание «Снегурочки» по явлениям

Краткое содержание Островский «Снегурочка»:

Пролог

«Весна-Красна спускается на землю», вот только «угрюмая страна» совсем нерадостно встречает ее – поля покрыты снегом, а ручьи скованы льдом.

Весна признается, что шестнадцать лет назад она проявила свой «непостоянный нрав, изменчивый и прихотливый», и обольстила Мороза. Теперь у них есть общая дочь – красавица Снегурочка.

При встрече Весна просит старика поскорее отправиться на север, «к сибирским тундрам». Узнав, что Мороз оставляет дочь в глухом лесу, она протестует – повзрослевшей Снегурочке нужны «веселые да игры до полночи, весенние гулянки да горелки».

Мороз признается, что его главный противник – Ярило – «поклялся страшной клятвой губить» его, и растопить Снегурочку, как только та по-настоящему полюбит.

Мороз покидает царство берендеев, и Весна вступает в свои законные владения.

На радостях берендеи сжигают чучело зимы и празднуют Масленицу.

Бобыль и Бобылиха замечают на дороге боярышню «в тулупчике, в сапожках, в рукавичках» – Снегурочку, которая становится их названной дочерью.

Действие первое

Жители царства получают указ – собраться всем «на гульбище, на игрище, на позорище» и поклоняться светлому Яриле.

Тем временем Бобыль с супругой кручинится – за Снегурочкой «оравами, стадами» ходят женихи, но никто не нравится красавице. Старики мечтают о сытой жизни у будущего зятя, но Снегурочка хочет выйти замуж только по любви. Вот только что такое любовь она еще не знает.

Жители слободки предлагают плату Бобылю, чтобы тот приютил у себя молодого пастуха Леля. Многие из них опасаются, что молодой красивый парень может вскружить головы их женам и дочкам, а у Бобыля Снегурочка совсем не похожа на слобожанок.

Снегурочка просит Леля спеть для нее песню. В качестве платы пастух просит поцелуй, но девушка не соглашается. Тогда Лель готов взять в качестве платы цветок.

Пастушок начинает петь, но его зовут другие девушки, и парень без раздумий выбрасывает увядший цветок и убегает.

Снегурочку обижает равнодушие Леля – «досада сжимает грудь». Девушка обижена на отца за то, что сотворил ее такой холодной, и решает взять у матери-Весны «немножечко сердечного тепла».

Подруга Снегурочки по имени Купава делится с ней своей радостью – она познакомилась с богатым пригожим молодцем Мизгирем. Девушка с нетерпением ожидает праздника, поскольку «в Ярилин день, на солнечном восходе» избранник пообещал перед царем взять ее в жены.

Завидев вдали Мизгиря, Купава просит своих подруженек спрятать ее, и выдавать суженому только за большой выкуп. Девушки весело торгуются с женихом, и тот одаривает их богатыми подарками. Купава зовет Снегурочку «в последний раз, в останешний» поводить вместе хороводы, да спеть песни.

Увидев Снегурочку, Мизгирь без памяти влюбляется в нее. Ради нее он готов бросить свою невесту Купаву, и «дарами бесценными» осыпать красавицу. Бобыль с супругой уговаривают Снегурочку быть благосклонной к такому завидному жениху.

Униженная Купава приходит с друзьями к крыльцу Бобыля и требует ответ от Мизгиря. Богатый купец объясняет, что ему «всего дороже скромность» Снегурочки. Купава же «любила без оглядки, обеими руками обнимала», и Мизгирь посчитал девушку излишне ветреной.

В отчаянии Купава решает утопиться в реке, но ее вовремя останавливает Лель. Слобожане советуют ей обратиться за помощью к царю Берендею.

Действие второе

Царь Берендей восседает на своем золотом троне, и под песни слепых гусляров лично расписывает один из столбов. Два скомороха шуточно спорят промеж собой, что там изображено.

Правитель переживает, что в сердцах берендеев нет былой «горячности любовной». Он предлагает в Ярилин день соединить брачным союзом всех собравшихся девушек и парней. На что Бермята сообщает, что «невесты рассорились до драки с женихами», и причина тому – неприступная красавица Снегурочка.

К царю приходит Купава и жалуется на недостойное поведение Мизгиря, опозорившего ее перед всеми слобожанами. Берендей приказывает привести к нему юношу «на суд царев».

Берендей предлагает юноше «загладить грех» и взять в жены Купаву, но тот не согласен – он любит только Снегурочку. Да и Купава отказывается от такого брака, поскольку «обижено, разбито сердце».

Берендей хочет навечно изгнать Мизгиря из своего царства, но тот просит царя только взглянуть на Снегурочку, а потом уж выносить приговор.

В царских покоях появляется Снегурочка, и царь не может оторвать от нее глаз. Берендей не верит, что сердце Снегурочки до сих пор молчит, и никто из юношей не смог очаровать ее.

Царь обращается за советом к Елене Прекрасной, и та говорит, что «один лишь только может внушить любовь девице» – молодой пастух Лель. Мизгирь просит царя дать ему еще один шанс завоевать любовь Снегурочки.

Действие третье

На вечерней заре юноши и девушки начинают водить хороводы. Царь с умилением глядит на веселье, и советует позабыть обо всех проблемах, ведь «для заботы своя пора».

Берендей предлагает Лелю выбрать девушку, которая наградит его поцелуем. Снегурочка просит пастуха выбрать ее, но тот предпочитает ей Купаву. В слезах Снегурочка убегает.

Снегурочка обвиняет Леля в том, что он выбрал Купаву, а не ее. Самолюбие девушки уязвлено, ведь она гораздо красивее соперницы. Лель обещает, что в следующий раз выберет непременно ее.

Снегурочку находит Мизгирь и рассказывает ей о то, «как ноет сердце, какой тоской душа больна». Он пугает девушку своей исступленной страстью. За согласие Снегурочки стать его женой он готов на все. В страхе красавица убегает.

Своим чарующим пением Лель сводит с ума не только Снегурочку и Купаву, но и Елену Прекрасную. Она признается пастуху в любви, но не «не зажигает огня в груди у Леля».

Елену Прекрасную ревнует к Лелю ее муж – боярин Бермята. Однако красавица успокаивает его тем, «что юноши все нагло-бессердечны, зато мужья и милы и добры».

Снегурочка находит Леля, и просит у него защиты от настойчивого Мизгиря. Однако пастух, завидев бегущую Купаву, под благовидным предлогом удаляется.

Купава признается в любви Лелю, который «спас девическую гордость». Пастушок согласен объявить Купаву своей женой, как только взойдет солнце.

Этот разговор слышит Снегурочка, и в гневе называет Леля изменником, а Купаву – разлучницей. Девушка отвечает, что для Снегурочки любовь – это лишь игра, забава, а пастушок признается, что ему «не детская любовь нужна».

Действие четвертое

Мизгирь следует за призраком Снегурочку вглубь леса – это Леший постарался, чтобы уберечь дочку Мороза от настойчивого поклонника.

Снегурочка прибегает к матери и жалуется, что хочет «любить — но слов любви» совсем не знает. Она устала быть холодной, и хочет открыть свое сердечко навстречу сильному чувству.

Однако Весна напоминает Снегурочке «отцовы опасенья» – любовь станет причиной ее гибели. Девушка готова умереть, лишь испытать «любви одно мгновенье».

Весна надевает дочери волшебный венок, и говорит, что она всем сердцем полюбит первого, кого встретит.

Снегурочка встречает Мизгиря и признается ему в любви. Он не верит своему счастью и с нетерпением ожидает восхода солнца, чтобы объявить царю Берендею свою суженую.

На рассвете парни и девушки запевают песни. Царь благословляет брачные союзы, желает молодым счастья и благополучия.

С появлением ярких солнечных лучей Снегурочка начинает таять. Она счастлива, ведь впервые в жизни «в очах огонь… и в сердце… и в крови во всей огонь».

С горя Мизгирь бросается в озеро, а царь Берендей говорит, что гибель влюбленных неслучайна, поскольку «солнце знает, кого карать и миловать». Лель запевает хвалебную песню Яриле.

Это интересно: Пьесу «Свои люди сочтемся» Островский написал в 1849 году. Первоначальными названиями комедии были «Несостоятельный должник» и «Банкрот». На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Свои люди сочтемся» по действиям и явлениям (по главам). Пьеса написана в рамках реализма. В комедии Островский осмеивает купеческое московское общество того времени, обнажая бездуховность и бездушность людей, живущих по законам обмана.

Главные герои

Островский снегурочка чему учит. lazy placeholder. Островский снегурочка чему учит фото. Островский снегурочка чему учит-lazy placeholder. картинка Островский снегурочка чему учит. картинка lazy placeholder.

(Сцена из балета-спектакля «Снегурочка»)

Снегурочка — центральная фигура произведения. Девушка необычайной красоты, отчаянно желающая познать любовь, но при этом холодная сердцем. Чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её. Мороз — отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед.

Весна-Красна — мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.

Лель — ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший какие-то чувства и эмоции в Снегурочке. Именно из-за того, что оказалась отвергнута им, девушка бросилась к Весне.

Мизгирь — торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго — и после ее гибели сам расстался с жизнью.

Стоит отметить, что несмотря на большое количество персонажей пьесы, даже второстепенные герои получились яркими и характерными: что царь Берендей, что Бобыль и Бобылиха, что бывшая невеста Мизгиря Купава — все они запоминаются читателю, обладают своими отличительными чертами и особенностями.

Вариант 2

А.Н. Островский написал пьесу «Снегурочка» на основе сюжета сказки придуманной русским народом, поэтому в произведении описаны славянские божества, такие как: Ярило, Мороз, Весна – Красна и Леший.

Произведение «Снегурочка» написано в стихотворной форме, но без рифмы, тем самым сильно отличается от других работ Островского. Она имеет единый ритм, что дало возможность текст совместить с музыкой.

В пьесе показаны все краски царства природы: суровые зимы и жаркое лето, цветение и безжизненность растений. Автор описывает портрет природы, так же как и человека. В произведении множество разных эпитетов и сравнений, которые показывают, что каждое природное явление схоже с человеческими чувствами.

В произведении описываются действия, происходящие в мифическом берендеевском царстве. В нем каждый человек соблюдает закон чести и совести, они боятся разгневать богов. Царь, описанный Островским, переживает о своем народе, он думает, что жители не видят истинную природную красоту, они стали тщеславны и завистливы.

Снегурочка одинока, но ее душа хочет большой и чистой любви, от которой она должна погибнуть. Девушке очень нравился пастушок Лель, который дарил свои прекрасные песни каждой девушке в деревне, что очень сильно задевает Снегурочку. Главная героиня пьесы хочет, чтобы любили только ее одну.

Приемные родители хотят выдать девушку замуж за богатого жениха, но у Снегурочки нет чувств к юноше. От этого становятся несчастными несколько человек, да и сама девушка страдает, ведь не знает, что такое настоящая любовь.

Снегурочка попросила свою мать Весну дать ей возможность полюбить. На что получила ответ, что девушка влюбится в первого кого встретит, кем оказался Мизгирь. Юноша был влюблен и пытается каждому показать, что добился взаимности от непреклонной красавицы. Он силой затащил Снегурочку встречать рассвет на гору и с первыми лучами солнца девушка растаяла. Это показывает, как холодное пусть даже и любящее сердце не способно прислушаться к другому.

Снегурочка готова была отдать жизнь, только за то, чтобы почувствовать, любовь. Мизгирь, пообещав любимой о совместной погибели, когда придет беда, бросился в озеро с холодной водой. Душа человека свободна и не имеет страха, когда влюблена.

Композиция и главная тема произведения

Островский снегурочка чему учит. lazy placeholder. Островский снегурочка чему учит фото. Островский снегурочка чему учит-lazy placeholder. картинка Островский снегурочка чему учит. картинка lazy placeholder.

«Снегурочка» — произведение сложное и многогранное, в том числе и композиционно, и ритмически. Пьеса написана без рифмы, но благодаря уникальному ритму и певучести, имеющейся буквально в каждой строчке, звучит плавно, как и любой рифмованный стих. Украшает «Снегурочку» и богатое использование просторечных оборотов — это вполне логичный и оправданный шаг драматурга, который при создании произведения опирался на народные сказки, повествующие о девочке из снега.

То же утверждение о многогранности справедливо и применительно к содержанию: за внешне простой историей Снегурочки (вышла в реальный мир — отвергала людей — получила любовь — прониклась человеческим миром — погибла) таится не только утверждение о том, что жизнь без любви бессмысленна, но и множество других, не менее важных аспектов.

Так, одна из центральных тем — взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей. Мороз и Ярило, холод и свет, зима и тёплое время года внешне противоборствуют друг с другом, вступают в непримиримое противоречие, но в то же время красной линией по тексту проходит мысль, что одного без другого не существует.

Помимо лиричности и жертвенности любви, интерес представляет и социальный аспект пьесы, отображённый на фоне сказочных устоев. Нормы и обычаи берендеева царства соблюдаются неукоснительно, за нарушение грозит изгнание, как и случилось с Мизгирём. Эти нормы справедливы и в какой-то степени отражают представление Островского об идеальной старорусской общине, где в цене верность и любовь к ближнему, жизнь в единстве с природой. Фигура царя Берендея, «доброго» царя, который, хоть и вынужден принимать суровые решения, расценивает судьбу Снегурочки как трагическую, печальную, вызывает однозначно положительные эмоции; такому царю легко симпатизировать.

При этом в берендеевом царстве справедливость соблюдается во всём: даже после гибели Снегурочки вследствие её принятия любви, исчезает гнев и спор Ярилы, и берендеевцы снова могут наслаждаться солнцем и теплом. Торжествует гармония.

Специфика прочтения и анализа пьесы-сказки А.Н.Островского «Снегурочка» (итоги эксперимента)

Итоги эксперимента могут быть выявлены в результате анализа устных ответов школьников, ответов на вопросы анкеты, тестирования, творческих работ, рисунков, полученных в процессе работы над тестом.

В презентацию (для экспериментальной группы) и микролекцию (для контрольной группы) о жизни и творчестве А.Островского вошли факты о том, где и в какое время жила семья Островских, о ее быте; о детстве, о годах учения и службы писателя, первых его пьесах, его роли в драматургии. Мы посчитали возможность отметить тот факт, что «весенняя сказка» «Снегурочка» значительно отличается от всех произведений Островского. Она не разу не получила признание в критике и на сцене театра. И лишь благодаря таким выдающимся людям, как художник В.М.Васнецов и композиторы Н.А.Римский-Корсаков и П.И.Чайковский, пьеса имела большой успех.

При обобщении и уточнении читательского восприятия текста, мы посчитали необходимым выявить воспроизводимость данного материала.

В контрольной группе, где опрос носил индивидуальный характер, хорошо успевающие учащиеся воспроизвели около 70% изложенного материала. Вне внимания учащихся осталось название города, где родился и вырос писатель; дата выхода его первых произведений; место службы писателя.

В экспериментальной группе проводили беседу фронтального характера. На вопрос о наиболее запомнившихся фактах жизни и творчества писателя, мы получили следующие ответы: «Семья Островских жила в одноэтажном доме, а улицы были грязными, пустынными», «Учился на юридическом факультете Московского университета, но оставил его и решил полностью заняться литературной деятельностью», «Островский очень увлекался театром». Это свидетельствует о внимании детей к событиям детства писателя. После серии вопросов удалось восстановить основные этапы жизни и творчества писателя.

Применение «чтения с остановкой» оказалось эффективным. Практически все учащиеся прочитали произведение. В качестве ведущего мотива чтения выступило желание узнать, что будет дальше: «Сможет ли Снегурочка жить среди людей?»

Беседа по выявлению читательского восприятия произведения показала, что ответы учащихся на некоторые вопросы полярно расходились. В данной беседе мы использовали следующие вопросы: «Понравилась ли вам пьеса? С каким настроением вы закончили чтение? Если бы вам предложили краски, какие бы вы выбрали, чтобы нарисовать свое настроение?» В восприятии сказки, несмотря на личностные различия, многие ученики были единодушны. Наиболее типичные ответы: «…да, сказка понравилась». Но также дети выражали свое удивление по поводу финала сказки, не свойственного данному жанру. На эмоциональном уровне в шкале чувств: грусть, тоска, жалость, удивление.

Обсуждая композиционные особенности пьесы, ребята о написана на основе русских народных сказок. В ее основу входят элементы календарно — обрядовой поэзии: праздник Масленицы. Отметили присутствие в пьесе лирических песен. Самостоятельно учащиеся отметили, что произведение похоже на русскую народную сказку, ведь именно для сказки характерна борьба противоположностей: добра и зала, глупости и смекалки, холода и тепла, Мороза и Солнца; одушевленность существ: Весны, Мороза, Снегурки, леших и других: сказочное разрешение трудностей героев. Также учащиеся пришли к выводу, что в основе сюжета лежит вымысел. Назвали сказочное композиционное построение произведения: зачин, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Самостоятельно и довольно легко учащиеся определили конфликт пьесы: противостояние природных стихий — Мороза и Солнца. Отметили, что конфликт зарождается в «Прологе» и проходит через всю пьесу. Также при помощи учителя увидели еще один конфликт — конфликт в душе Снегурочки: жить, не зная, что такое любовь, или, узнав чудо настоящей любви, погибнуть.

Раскрывая систему действующих лиц в пьесе, ребятам было предложено разделить их на две группы и дать название каждой группе действующих лиц. В процессе этой работы учащиеся попытались ответить на вопрос: «К какой из предложенных ими групп отнести Снегурочку?» В ходе рассуждений у них получилась такая таблица:

В рисунках мы увидели отношение учащихся к пьесе-сказке. Яркая палитра красок позволяет судить о хорошем восприятии сказки и о созданном ею настроении. Большая и разнообразная цветовая гамма — желтый, оранжевый, красный, зеленый, синий, а также их сочетание — говорит о положительном отношении к произведению. Изображение человеческой фигуры в подробностях сообщает о вдумчивом подходе к выполнению работы. Подробно нарисованные лица, т.е. наличие глаз, носа, рта, их изображение в нужном цветовом ракурсе позволяет судить об увлеченности работой по изображению предмета. Такой подход учащихся к работе, оригинальность рисунков, дает судить о заинтересованности учащихся данным произведением.

Для систематизации и обобщения читательских впечатлений учащихся, мы выбрали работу в группах (по 2-3 человека). Группам предлагались вопросы проблемного характера: 1 группа — Как изменяется главная героиня по мере развития истории? Какой характер носят эти изменения? 2 группа — Прочитайте по ролям диалог Весны и Мороза (явл.2). О чем спорят Мороз и Весна? 3 группа — Что такое счастье для Снегурки? Зачем она хочет пойти к людям? 4 группа — Почему Снегурка выбирает любовь, а не жизнь? 5 группа — Как можно объясните решение Весны дать дочери любовь, обрекая ее тем самым на погибель?

В целом учащимся были понятны вопросы, и они могли полно ответить на них: «Мы наблюдали изменение состояния Снегурочки: от полного равнодушия к любви до страстного желания обрести эту способность ценой собственной жизни», «Мороз и Весна спорят о будущей судьбе своей дочери Снегурочки», «Счастье для Снегурочки — найти себя в мире людей». «Снегурочка понимает, что познав любовь, она погибнет, но и жить без любви больше не сможет», «Мы считаем, что дар Весны — это закон природы: все живое должно любить»,» Любовь для Снегурочки не погибель, а обретение новой жизни». Отвечая на вопросы, ребята старались использовать цитаты из текста, демонстрируя хорошее знание сюжета произведения.

Анализируя творческую работу по составлению сценария спектакля, мы можем отметить, что ребята задумывались над тем, как изобразить на сцене крик петуха, и предлагают включить звукозапись; ка передать наступление весны: «Звучит плавная, спокойная музыка», «На сцене полумрак: лампочки постепенно разгораются ярче», «На заднем плане появляется изображение Весны — Красны в окружении птиц», «Перед появлением Деда Мороза посыпать на сцену «снег», а когда он появится на сцене, то включить пар». Далее работа сводится к пересказу или к списыванию текста. Наблюдается опущение некоторых реплик действующих лиц пьесы. Сравнивая просмотренный отрывок из мультфильма со своими сценариями к спектаклю, ребята наглядно убедились в том, что не все в литературном тексте можно перенести на экран.

Работая над материалом данного домашнего задания, учащимся необходимо было предоставить декорацию к постановке спектакля. Обсуждая вопрос: «Почему Красная горка так названа?», дети высказали двоякое мнение: «Красная горка так названа потому, что на ней весной и летом цветут красные цветы», «Когда восходит солнце, то горка озаряется красным светом, поэтому ее назвали Красной горкой».

Иллюстрации с изображением декораций выполнили 7 учащихся. Хочется отметить, что ребята старались изобразить на своих рисунках все, о чем пишет Островский, описывая место действия пьесы. При изображении «Красной горки» ребята показали восход солнца и растущие на горке красные цветы. Дети хорошо выполнили задание. Это свидетельствует о том, что интерес у учащихся к произведению не угасает в течение всего периода работы над ним.

Данные, полученные при проведении тестирования, показали следующие результаты: в данном виде контроля участвовало 12 человек, из них написали работу на «отлично» — 6 учащихся, на «хорошо» — 4 учащихся, на «удовлетворительно» — 2 учащихся. Вывод: пьеса «Снегурочка» усвоена ребятами достаточно хорошо (качество 92 %). Практически все учащиеся запомнили имена выдающихся людей, которые принесли большую популярность пьесе-сказке.

Анализируя анкеты учащихся из контрольной группы, мы пришли к следующим итогам:

Сказка понравилась практически всем ребятам, многие из них хотели бы посмотреть фильм.

Лишь не многие учащиеся смогли вспомнить имя художника, иллюстрировавшего пьесу. А имя Римского-Корсакова не вспомнил ни один ребенок.

Имена героев пьесы помнят не все дети, поэтому они не могли выразить свое отношение к ним.

Не все дети указали, какой конфликт лежит в основе пьесы. Многие из них не поняли, какова идея данного произведения.

Анализируя анкеты экспериментальной группы, мы увидели, что практически все дети вспомнили фамилии композиторов и художника, обративших внимание на пьесу. Детям легко было указать, какой конфликт лежит в основе пьесы, при этом указав и внешний и внутренний конфликты. Очень точно ребята определили идею произведения, перечислили всех действующих лиц пьесы — сказки и указали различное отношение к ним: «Испытываю жалость к Снегурочке и Мизгирю», «Царь Берендей — добрый и заботливый», «Купава — несчастная, мне жаль ее», «Весна — мать, любящая свою дочь Снегурочку» «Дед Мороз — злой, но он боялся за свою дочь».

Итоги анкетирования в экспериментальном классе позволяют говорить об эффективности использования интерпретации при знакомстве с драматическим произведением, что позволило активизировать учащихся, их мыслительную деятельность, самостоятельность, интерес к прочтению. Освоение текста пьесы Островского «Снегурочка» будет более глубоким, если использовать изучение произведения в связи с другими видами искусства, которые будут способствовать развитию зрительных, слуховых, эмоциональных образов произведения и читательского восприятия произведения в целом.

Островский: Снегурочка, анализ произведения

Снегурочка была написана Островским в 1873 году и она стала действительно фееричной. Все кто прочел сказку, отмечали ее лиричность, окруженную фантастическим антуражем. Снегурочка необычна не только жанром, где пьеса-сказка сочетается с феерией, но и общим сочетанием текста, который переплетается с музыкой и балетной постановкой. В этой работе зритель и читатель встречается с богами, полубогами, а также с обычными жителями берендеями. Островскому удается в Снегурочке сочетать фантастику с реальностью и это делает пьесу еще более интересной.

Говоря об источниках вдохновения появления этой пьесы, это была всем известная о Снегурочке и славянская мифология. Изучая сюжет, мы переносимся в мир царствования Берендея, где было все очень идеально. Даже правитель царства был непохож на других. Он был настоящим воплощением народной мудрости и беспокоился о своем народе. И вот Берендей стал он замечать, что его народ становится тщеславным и за это попадает под гнев Ярило. Однако Берендей открывает истину — все живое должно любить. Вот только в царстве живет Снегурочка, у которой нет дара любви. Ее отец Мороз знает о мести Ярила, который поклялся растопить девушку, как только та полюбит по-настоящему.

Вот так и живет Снегурочка в семье бобыля. Для названых родителей девушка лишь приманка для женихов. Снегурочка принесла смуту в царство, ведь ради девушки они готовы бросать своих возлюбленных, нарушая устои. Причем чем холоднее была девушка к парням, тем сильнее они к ней тянулись. Понравился было Снегурочке пастух Лель, но тот одаривал своим вниманием всех девушек, в то время как Снегурочка хотела внимания только к себе. Это расстраивало девушку, которая не умела любить. А тут еще и Мизгирь, которому захотелось к ней посвататься. Только девушка не может принять его предложение, ведь в сердце к нему пустота. И здесь мы видим страдания персонажей, ведь и Снегурочке плохо, так как она не может познать любви. Страдает и Купава, которую бросил Мизгирь, да и самому жениху плохо, ведь кроме Снегурочки он больше никого не видит.

И тут девушка просит свою мать Весну подарить ей возможность любить, и она согласилась. По ее словам, Снегурочка полюбит первого встречного, им и оказался Мизгирь. Его радость была велика, ведь Снегурочка ответила на его чувства. Однако здесь проявился и его эгоизм, ведь из-за него и растаяла девушка.

Смерть Снегурочки, которая была готова умереть за любовь, стала победой над стужей в сердце. А Мизгирь, дав однажды Снегурочке обещание погибнуть вместе, прыгает в озеро, чтобы соединиться с возлюбленной, которая превратилась в холодную воду.

В целом пьеса раскрывает тему любви, без которой наша жизнь бессмысленна. Также автор показывает связь противоположностей, где невозможно представить мир без света и тьмы, без тепла и холода. При этом мы видим, несмотря на их противоречие, их борьбу, друг без друга они существовать не могут.

Александр Николаевич Островский известен своими произведениями, которые стали неотъемлемой частью жизни каждого человека. За его прозорливость и очень светлые, но в то же время с ноткой трагичности произведения они нашли отклик в фильмах и в театре. Свое знаменитое произведение Снегурочка он написал в 1873 году по мотивам сборника сказок Александра Афанасьева. Особое написание в стихах и без рифмы и элементы балета придает произведение некую изюминку и своеобразность.

После выхода произведения в день своего рождения, в юбилей, музыку к будущей пьесе написал Петр Ильич Чайковский. Благодаря гармонии текста и музыкальных линий это произведение стало многоуровневым и многозадачным с историей о снегурочке и о легендах с обрядами и песнями. Вся эта фантастическая и волшебная пьеса является воплощением сказочных мотивов с торжественными мотивами.

Сюжет произведения развивается в царстве Берендея. Основной конфликт это желание любить и не быть одинокой. Отец Мороз замечает это и пытается предупредить мать Весну-Красну, что Ярило хочет растопить Снегурочку горячими лучами из-за нарушенных канонов безбрачия.

Жизнь Снегурочки не всегда была радостна и счастлива. Оказавшись в семье крестьянина Бобыля она не чувствует, что дорога им. Для них она приманка для успешной партии в замужестве. Она красива и мила, но желание быть любимой дает о себе знать. Однако свое внимание она обращает на пастуха Леля, который дарит свои песни всем в округе. Когда на пороге появляется Мизгирь, то она понимает, что любви к нему она не испытывает. Он опьянен любовью и в страстном порыве пытаясь доказать, что он добился своего, везет Снегурочку на гору, где она под лучами жаркого солнца тает. Все чувства переполняющие Мизгиря заставляют его бросится в озеро из-за потери любви. В ответ на это Ярило не сожалеет о смерти двух влюбленных, а даже наоборот наказывает их за непослушание. Вместо траура он заставляет всех петь веселую песню, так ка для него эта гибель ничего не значит.

Говорящие птицы занимают свое определенное место в пьесе. Они распевают о состоявшемся строе

Эта пьеса воплощение красоты и волшебства, но при этом есть трагедия, которая с помощью добра в душе каждого человека побеждается. Все человеческие пороки предстают перед нами, но недостатки меркнут на фоне любви и желанного счастья. Теперь душа Снегурочки свободна и счастлива. В последние минуты жизни она стала любимой и ей дорожили так же как и мать с отцом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *