остров пасхи national geographic

Тайны острова Пасхи: кто и зачем построил там сотни каменных истуканов

остров пасхи national geographic. 54bec74ce510a31aa5b221899ac60a4b3b929873. остров пасхи national geographic фото. остров пасхи national geographic-54bec74ce510a31aa5b221899ac60a4b3b929873. картинка остров пасхи national geographic. картинка 54bec74ce510a31aa5b221899ac60a4b3b929873.

Гипотеза Хейердала

Впервые теорию о том, что много веков назад остров Пасхи заселили инки, озвучил норвежский ученый и мореплаватель Тур Хейердал. Он обратил внимание, что аборигены полинезийского острова вяжут лодки, очень похожие на тростниковые плоты южноамериканских индейцев. Норвежец уверял: тростник сюда не могли принести ни ветры и ни морские течения, растение на остров завезли переселенцы из озера Титикака.

остров пасхи national geographic. b9f7964879daff0c4874a0dc4a2013eda3f37eab. остров пасхи national geographic фото. остров пасхи national geographic-b9f7964879daff0c4874a0dc4a2013eda3f37eab. картинка остров пасхи national geographic. картинка b9f7964879daff0c4874a0dc4a2013eda3f37eab.

Доказать свою гипотезу исследователь решил на практике. Он собрал команду, чтобы повторить путешествие вождя Контики. На лодке из тростника и бальзового дерева он прошел 5 тысяч километров, переплыв Тихий океан. Тур Хейердал доказал: плот вождя инков действительно мог достичь берегов острова Пасхи.

Загадка острова Пасхи

остров пасхи national geographic. 74e151e0c1f8479d55e5cdf9bfeb22dd826a9788. остров пасхи national geographic фото. остров пасхи national geographic-74e151e0c1f8479d55e5cdf9bfeb22dd826a9788. картинка остров пасхи national geographic. картинка 74e151e0c1f8479d55e5cdf9bfeb22dd826a9788.

По мнению ученых, рапануйцы возводили статуи в честь умерших вождей или для ритуалов. Профессор Клаудио Кристино много лет изучает историю острова Пасхи. Самым загадочным он считает не само создание статуи, а их таинственное перемещение по острову.

Как статуи перемещали по острову?

С помощью экспериментов исследователи доказали, что статуи можно перемещать в раскачку, используя канаты. Впрочем, это не единственный возможный способ транспортировки изваяний.

Ученые провели геологический анализ и установили, что раньше весь остров Пасхи покрывали леса и пальмовые заросли. Именно с помощью деревьев жители острова передвигали статуи. Из бревен они делали катки и волоком на деревьях тащили многотонные изваяния.

остров пасхи national geographic. f0e08d733c35d25982f4a94da40942ec6e59893b. остров пасхи national geographic фото. остров пасхи national geographic-f0e08d733c35d25982f4a94da40942ec6e59893b. картинка остров пасхи national geographic. картинка f0e08d733c35d25982f4a94da40942ec6e59893b.

Куда пропали рапануйцы с острова?

Культ каменных истуканов привел к тому, что лес на острове полностью вырубили, из-за чего наступил голод. Начались кровавые междоусобицы и каннибализм. Когда в 1774 году на остров высадился капитан Джеймс Кук, он насчитал всего 4 тысячи жителей вместо 20 тысяч, о которых докладывал первооткрыватель Якоб Роггевен. А к 1877 году на острове Пасхи осталось всего 111 человек.

остров пасхи national geographic. 1b56a1d6139975a28a0517104556b6e977b52ac4. остров пасхи national geographic фото. остров пасхи national geographic-1b56a1d6139975a28a0517104556b6e977b52ac4. картинка остров пасхи national geographic. картинка 1b56a1d6139975a28a0517104556b6e977b52ac4.

Разрушители культуры

остров пасхи national geographic. a60574b0db5fda38d3b1521df3171ad16bd38e99. остров пасхи national geographic фото. остров пасхи national geographic-a60574b0db5fda38d3b1521df3171ad16bd38e99. картинка остров пасхи national geographic. картинка a60574b0db5fda38d3b1521df3171ad16bd38e99.

В начале марта 2020 года в одну из статуй врезался пикап, уничтожив национальной памятник. А в 2008 году турист из Финляндии умудрился сломать ухо древнему истукану. Но отказаться от путешественников на острове Пасхи не могут. Туризм остается основным источником дохода для населения.

Недалеко от острова Пасхи находится крошечный необитаемый остров Моту-Нуи. На нем археологи нашли платформу, на которой раньше стояли истуканы. Как рапануйцы могли туда их доставить, ученые не могут объяснить до сих пор.

Самые загадочные и интересные места нашей планеты, поразительные обычаи народов, невероятные истории и многое другое – в программе «НИИ РЕН ТВ».

Источник

Раскрыта тайна ходящих статуй острова Пасхи?

Американским ученым, возможно, удалось раскрыть тайну гигантских статуй с острова Пасхи, разгадав, каким образом создатели могли передвигать их на большие расстояния, сообщает National Geographic.

Согласно новой теории, огромные монолитные истуканы перемещали на 18 километров от карьера, где они были вырезаны, на священные места на острове, где они размещались группами по семь или восемь идолов, без помощи телег, подъемных кранов и даже крупных животных.

Ранее ученые предполагали, что статуи перевозились на деревянных полозьях, поставленных на бревна: люди тянули за канаты, закрепленные за корпус истукана, бревна перекатывались и «сани» ехали. Однако теперь команда американских исследователей под руководством профессоров антропологии и археологии Терри Ханта из Гавайского университета и Карла Липо из Университета штата Калифорния в Лонг-Бич сумели выработать новую теорию и даже конкретным образом продемонстрировать, как без каких-либо особых приспособлений транспортировались гигантские каменные изваяния.

Ученые отметили, что утверждения потомков полинезийского племени, примерно в 800 году нашей эры приплывшего на остров, о том что каменные статуи сами «пришли» на свои нынешние места, не так уж и невероятны. По их последним предположениям, благодаря массивному животу статуй, их смещенному центру тяжести и округлому основанию статуи могли «передвигаться» в вертикальном положении с помощью раскачивания их из стороны в сторону, так называемой техники «rock ‘n’ roll».

В ноябре прошлого года National Geographic’s Expeditions Council профинансировал эксперимент, в ходе которого перед телекамерами группа из 18 человек перевозила одну статую («моаи») весом 5 тонн и высотой 3 метра. Моаи перемещалась при помощи веревок и все время сохраняла вертикальное положение. При этом возникало впечатление, что огромная фигура танцует и передвигается с помощью лишь немногих людей.

Предыдущие попытки транспортировки истуканов в вертикальном положении проходили с переменным успехом. Так, в 1986 году чешский инженер Павел Павел вместе с норвежским исследователем и путешественником Туром Хейердалом и командой из 17 помощников, раскачивая и кантуя с ноги на ногу огромную статую, попытались передвинуть ее на несколько метров. Однако вскоре основание девятитонной «моаи» было повреждено и эксперимент пришлось прекратить.

Через год другую теорию опробовал на практике американский археолог Чарльз Лав. Он и 25 помощников водрузили девятитонного истукана на деревянные сани, поставленные на бревна, и всего за две минуты смогли таким образом перевезти статую на 45 метров.

Какой из способов использовали туземцы много веков назад, ученые пока точно сказать не могут, однако отмечают, что каменные глыбы, которыми усеяны дороги на острове Пасхи, указывают на то, что, скорее всего, именно теория Ханта и Липо применялась на практике много веков назад.

Источник

«Остров наш, нам все можно!» Пир на весь мир и охота за дождевой водой: чем живет остров Пасхи

остров пасхи national geographic. detail ef6167922b4403a6e7a57c4820a24c96. остров пасхи national geographic фото. остров пасхи national geographic-detail ef6167922b4403a6e7a57c4820a24c96. картинка остров пасхи national geographic. картинка detail ef6167922b4403a6e7a57c4820a24c96.

Чили — по прописке, Полинезия — в мечтах, крошечная точка в океане с большой славой, меж двух миров, меж двух культур. Остров Пасхи — самая обособленная часть Чили, и не только из-за географического расположения. Все знают о знаменитых каменных статуях моаи, именно они привлекают сюда туристов со всего света. Но какое оно — настоящее, не растиражированное по буклетам лицо острова? Об этом «Ленте.ру» рассказала автор книги «Что такое Чили?» Анастасия Полосина.

Иорана

«Иорана!» — так здесь встречают вновь прибывшего. В следующий миг ты уже утопаешь в пестрой гирлянде из живых цветов: ярче всех — бугенвиллея, ароматнее — таитянский цветок тиаре. До самого Таити — четыре тысячи километров на запад. Расстояние до чилийского берега на востоке ближе всего на 200 километров. Они и решили судьбу загадочного острова.

Материалы по теме

остров пасхи national geographic. tabloid f09ab9676b5320b3354ad861229e98dd. остров пасхи national geographic фото. остров пасхи national geographic-tabloid f09ab9676b5320b3354ad861229e98dd. картинка остров пасхи national geographic. картинка tabloid f09ab9676b5320b3354ad861229e98dd.

«Опять ешь? Понимаю!»

Для проверки географической эрудиции есть один беспроигрышный метод. Попросите человека назвать страну, где находится остров Пасхального Воскресенья (или Рапа-Нуи в оригинале). Большинство опрошенных теряется и выдвигает теории про независимое островное государство. Самим островитянам рапануи такое предположение по вкусу, так как галантно вторит их чаяниям.

Но ответ неверный — с 1888 года этот крошечный кусок суши входит в состав Республики Чили. «Van pa’l conti?» — спрашивает меня смуглое кудрявое создание лет пяти и протягивает кулон с моаи. Считается, что если рапануи вручил такой кулон, ты обязательно вернешься на остров. Конти — так называют рапануи материк, то есть остальную часть Чили. На 166 квадратных километрах, отрезанных от цивилизации синевой океана на многие километры, люди делятся на своих — рапануи и пришлых — с конти. Это не уничижительно, разве что немного. Это констатация факта.

остров пасхи national geographic. pic f451450372fa135d92b67536187feca2. остров пасхи national geographic фото. остров пасхи national geographic-pic f451450372fa135d92b67536187feca2. картинка остров пасхи national geographic. картинка pic f451450372fa135d92b67536187feca2.

Ожидаемая островная психология, которая многое объясняет. Рапа-Нуи — это точка в океане, один из самых труднодоступных и удаленных островов мира. Сюда даже летает лишь одна компания-монополист cо стороны Американского континента — элегантная чилийская формула коррупции. «Да ладно, в смысле, одна компания? — опешили на кухне гостевого дома мои новые знакомые, американцы Эндрю и Кэти. — В Штатах бы за такое нарушение антимонопольного законодательства посадили».

Днем раньше ребята прошлись поверху кратера вулкана Рано-Кау. Часть кратера обрывается и устремляется отвесной стеной прямиком в океан. Шли по полуметровой тропинке, которая крошилась под ногами. Отваги им придавали перспективы, от которых захватывало дух: Тихий океан — справа, затопленная лагуна кратера глубиной в десять метров — слева. В конце пути их поджидала смотрительница деревни Ронго с поджатыми губами и скрещенными руками — многообещающая поза предстоящей кары на их гринго-головы.

«В следующий раз попробуйте воспользоваться здравым смыслом!» — на прощание посоветовала смотрительница в ответ на робкие объяснения пары, что, мол, в начале протоптанной, но порядком заросшей тропы указатели были, а запрещающих знаков не было, и понять, что проход запрещен, было нельзя. Нет, западный человек может даже не пытаться понять Рапа-Нуи.

Материалы по теме

остров пасхи national geographic. tabloid c149bcda76f3d4e079230a5c803f893b. остров пасхи national geographic фото. остров пасхи national geographic-tabloid c149bcda76f3d4e079230a5c803f893b. картинка остров пасхи national geographic. картинка tabloid c149bcda76f3d4e079230a5c803f893b.

«Таких белых я раньше не встречал»

Материковые чилийцы на правах согражданства делают робкие попытки. По статистике, коренных жителей на острове лишь половина от общего числа: из восьми тысяч обитателей острова лишь 3,5 тысячи — коренные рапануи. Найти настоящее полинезийское лицо на острове сегодня не так просто — почти в каждой семье есть родственники с материка.

Но когда такое лицо встречается — глаз не оторвать. Есть какая-то тонкая химия между материковыми чилийцами и островом. Ибо многие «попадают в его сети, пропадают навсегда». Неочевидный выбор для внутренней эмиграции, но сердцу не прикажешь.

Чилийцы приезжают на каникулы, влюбляются в остров и остаются здесь жить. Работают администраторами гостевых домов и в сфере туризма, других вариантов тут нет. При этом среди самих рапануи немало тех, кто бежит с острова на Большую землю в поисках возможностей за пределами туризма и гостевых домов. Но это про самых амбициозных и стойких к соблазнам запрещенных веществ, а их на острове в достатке.

К тому же на материке приходится вспомнить диковинные для местных вещи. Например, частная собственность. По индейскому закону землю на острове Пасхи могут купить только рапануйцы — остальные вправе ее лишь арендовать, включая материковых чилийцев. Доход от входных билетов в археологический комплекс острова идет напрямую местной индейской общине Мауэнуа, а смотрителями в археологическом парке могут работать только коренные рапануи. Остальные индейские коммуны страны лишь завидуют такой административной самостоятельности и независимости. Словом, это чилийская территория с большими и вескими «но».

— Тото, — спрашиваю у водителя, — почему у вас тут на берегу палатки? Их же запрещено ставить!
— Это вам, туристам, запрещено. А нам, рапануи, можно. Остров чей? Наш!
— Тото, а залазить на пальмы и собирать кокосы разрешено? Пальмы на пляже кому принадлежат?
— А кто нам запретит? Анастácья, соберись — остров чей? Будто в первый раз приехала!

Куранто

Бью по тормозам и выбегаю из машины. Мимо меня только что промелькнуло куранто невиданных размеров — человек на пятьсот. Куранто — это традиционное блюдо из мяса, рыбы и корнеплодов, которое томят на раскаленных камнях под листьями банана. Из глубокой ямы в земле клубятся столбы пара. Над пиршеством кружат жирные мухи, которые, впрочем, никого не смущают. Дородный мужчина в татуировках лениво сгребает в руку кусок мяса с подноса и молча протягивает мне.

остров пасхи national geographic. pic 145562127d26721ee7b50ba776cb54e5. остров пасхи national geographic фото. остров пасхи national geographic-pic 145562127d26721ee7b50ba776cb54e5. картинка остров пасхи national geographic. картинка pic 145562127d26721ee7b50ba776cb54e5.

«Нет-нет, мауруру, — бормочу я. — Спасибо за угощение, но я не ем мясо». Рапануи смотрит на меня немигающим взглядом. Я повторяю вегетарианское заклинание, на что он театрально закатывает глаза к небу и вздыхает. Что с них, этих гринго, взять? Пир состоялся в честь, как ни странно, двух из них — американцы записали легенды и сказания острова, которые до них никто не удосужился облачить в письменную форму. Теперь они возвращаются на Большую землю, и провожают их всем островом, как и подобает, праздничным куранто.

Во время официальной речи «мэр» острова победоносно помахивает в воздухе талмудом с американскими трудами во время нескончаемой торжественной речи — сперва на рапануи, потом на испанском. По толпе рубах гавайских расцветок пробегает шепот одобрения.

Тут я вспомнила про куранто еще большего масштаба, о котором мне рассказал знакомый из Сантьяго — представитель типичной золотой чилийской молодежи: католический университет за плечами, отличный дом в Витакуре — престижном районе столицы. Но теперь он живет на острове и руководит ананасовыми грядками. Глава принявшей его семьи — большой человек: раз в год он проводит в своем доме куранто для всего острова. Батат начинают чистить едва ли не за неделю. По этому адресу я и поспешила.

В поездках по Южной Америке я всегда впитываю в себя отрывки разговоров с местными жителями. У меня есть стойкая латиноамериканская привычка — фиксировать услышанное в памяти, чтобы позже облачить это в строчки на письме. Настоящее путешествие немыслимо без бесед с местными жителями, этой робкой попытки подержать руку на пульсе страны. Популярные локации и звучные геотеги в социальных сетях вторичны.

Материалы по теме

остров пасхи national geographic. tabloid 1318257a4ece4720124f2ec7cc6302df. остров пасхи national geographic фото. остров пасхи national geographic-tabloid 1318257a4ece4720124f2ec7cc6302df. картинка остров пасхи national geographic. картинка tabloid 1318257a4ece4720124f2ec7cc6302df.

Пингвин всегда прав

Вот я прихожу на имбирный чай к тому самому радужному коро — так рапануи уважительно называют пожилых мужчин. В моих глазах он носитель тайных знаний: коро помнит остров до того, как белые «боинги» перенесли с большой земли первую сотню восторженных туристов, а археологи восстановили платформы с поваленными истуканами. Мой собеседник — исчезающая натура. Он может похвастаться чистой полинезийской кровью и говорит, по его собственному определению, на «распаньоле» с заметным и неотличимым акцентом, как бывает, когда испанский язык факультативный и используется для общения с внешним миром, а дома все разговоры ведутся исключительно на рапануи.

Семья владеет плантацией крошечных полинезийских ананасов, которые здесь не режут кольцами, а очищают и, держа за хвостик, поглощают как сахарную вату. Летом Анга-Роа и пляж украшают лотки с таким лакомством. Отрывки из нашей беседы проливают свет на островное бытие не в пример лучше «Википедии».

остров пасхи national geographic. pic 58308b97617cce6d5646006419ae94a6. остров пасхи national geographic фото. остров пасхи national geographic-pic 58308b97617cce6d5646006419ae94a6. картинка остров пасхи national geographic. картинка pic 58308b97617cce6d5646006419ae94a6.

«Взлетно-посадочную полосу на острове построили американцы в 1960-х, когда размещали здесь объекты NASA. Чтобы можно было приземлиться на остров». «Мы использовали лангустов в качестве наживы для рыбалки. Больше в окрестных водах острова лангусты не водятся». «Когда археолог Уильям Мюррей ставил поваленных моаи на платформы, то сперва сровнял с землей остатки оригинальных платформ бульдозером и выложил заново на свой вкус».

«Когда американцы снимали фильм Рапа-Нуи в 1990-х, жизнь острова круто изменилась. Прекратились перебои с электричеством. Многие рапануи хорошо заработали в это время и построили дома. Вы должны понимать, что до того, как Рапа-Нуи превратился в туристическую Мекку, чилийскому правительству не было до нас особого дела».

Под шорох с Таити

Красивый пляж Анакена с белым песком и лазурными волнами оглашает шорох пальм, завезенных с Таити. Своих пальм на острове никогда не было, как и прочей тропической растительности. На фотографиях пляжа полувековой давности взору предстает лысая песочная полоса. Вся растительность острова завезена из Полинезии или материковой части Южной Америки.

Остров Пасхи — это аскетичный кусок земли вулканического происхождения. По логике природы, тропическим растениям здесь не место, им не хватает влаги, поэтому островитяне издавна строят манабай — ограды из вулканических камней.

Грунтовых вод и рек тоже нет, единственный источник питьевой воды — дождь. Поэтому дождь — это жизнь. При этом рапануи тщательно подчеркивают свое отличие от остальных соотечественников и принадлежность к полинезийскому миру — это заметно и в пристрастии к тканям с крупными цветочными принтами в гавайском стиле, и по нежности в голосе, с которой они отзываются о соседнем острове.

Съездить на Таити — это все равно что припасть к отчей земле. Намекнуть на родственную связь двух островов — попытка выстроить свою идентичность и подчеркнуть отличие от остального, материкового Чили. Географически имеют полное право — остров примостился на периферии полинезийского треугольника. Этнически тоже — первые люди приплыли на остров с других полинезийских островов.

Остров Пасхи напоминает мне бунтующего подростка с упорным желанием быть не таким. Но при этом он воспринимает как данность преимущества, которые дает принадлежность к отчему дому, вроде паспорта, открывающего безвизовый режим в 176 стран мира. А пальмы на пляже Анакена и правда красивые.

Прошлое, настоящее, будущее

Удаленность от материка определяет многие аспекты жизни на острове. Будем честны — она их диктует. Блага цивилизации дошли до Рапа-Нуи куда позже, чем голландец Якоб Роггевен обвел на корабельном календаре Пасхальный день 1722 года. Еще полвека назад электричество в Ханга-Роа, столице острова, давали с перебоями и строго до наступления темноты. Асфальтированных дорог и аэропорта не было. Попасть на остров можно было лишь два раза в год с военным чилийским кораблем.

Материалы по теме

остров пасхи national geographic. tabloid d42d807c47a2d562e67fcec1a21cb758. остров пасхи national geographic фото. остров пасхи national geographic-tabloid d42d807c47a2d562e67fcec1a21cb758. картинка остров пасхи national geographic. картинка tabloid d42d807c47a2d562e67fcec1a21cb758.

«Они чувствуют себя супергероями»

Бунтарство у рапануи в крови. Достаточно вспомнить, что именно в результате межплеменной войны закончилась эпоха каменных статуй моаи, а самих моаи восставшее племя «коротких ушей» повалило наземь. Восстановили великанов археологи 300 лет спустя. Но восстановили не всех, и многие истуканы по сей день предстают в таком виде — в обломках, поверженные ниц.

— Вы же ничего не делаете для сохранения статуй, они круглый год под дождями и солнцем! — говорю я Тото. Он задумался, а потом хитро улыбнулся смешному гринго-любопытству.
— Вот соберем достаточно денег, тогда и возьмемся за работы по консервации. Ты думаешь, почему входные билеты такие дорогие?

остров пасхи national geographic. pic a1019dc143888f63df28484b725edc0c. остров пасхи national geographic фото. остров пасхи national geographic-pic a1019dc143888f63df28484b725edc0c. картинка остров пасхи national geographic. картинка pic a1019dc143888f63df28484b725edc0c.

К слову, средств, которые поступают от этих билетов, хватит на содержание всех прочих парков Чили. Но чем рапануи занялись с энтузиазмом, так это возвращением статуй из различных музеев на родную землю. Главный объект желания — базальтовый моаи с фигурной резьбой по спине, который сегодня проживает в собрании Британского музея. Уникальный и единственный экземпляр, других таких нет.

Но если переговоры с Британским музеем — всем очевидная утопия ввиду опасности самого прецедента, то национальные музеи оказались сговорчивее. Скоро на остров вернутся моаи из музеев Ла-Серены и Винья-дель-Мар. Зачем привозить «новые старые» статуи, когда для уже имеющихся не создали толковые меры для консервации Всемирного наследия ЮНЕСКО? Вопрос риторический, а скорее — политический.

Сегодня на остров прилетает несколько рейсов в день, но дождевую воду по-прежнему бережно собирают, пусть уже не в каменные пиалы, а в пластиковые бочки. Газовые баллоны, как и почти все продукты, привозят на кораблях с материка. При этом выбор продуктов в Ханга-Роа столь удручающий, а цены столь высокие, что невольно воспользуешься правилами перевозки, которые милостиво разрешают везти два чемодана в обычном тарифе, и забьешь чемодан едой.

Рассветы-закаты

Малиновый закат растекается по небу, огненный диск падает за горизонт и вычерчивает силуэты гигантских лайнеров, которые медленно покачиваются на волнах. Исторгнутые из чрева лайнера пассажиры заняли места в амфитеатре театра, имя которому платформа Тахаи. Все в предвкушении спектакля со смартфонами наготове. Репертуар не меняется, но в его постоянстве — наше зрительское счастье. Насупленные и отстраненные актеры замерли на сцене. Окаменели в их случае — каламбур, но весьма меткий. Едва пылающий шар скрылся за горизонтом, как на остров падает тьма, будто тяжелый бархатный занавес.

На рассвете остров дает еще одно представление. Меняется локация — зрители перемещаются в другую часть острова, к платформе Тонгарики. Из кромешной тьмы проглядывают первые контуры: сперва видны квадратные макушки с пучками пукао и без, спустя минуту из предрассветной синевы выступают и прочие контуры массивных глыб в длинном ряду. Чернильный синий сменяется на темный кобальт, а на смену ему спешит бледное золото первых лучей.

Меж могучих спин лучи тянутся к кратеру вулкана Рано-Рараку, откуда и вышли каменные исполины из-под тесака неизвестного из племени «длинных ушей». Океанский прибой нагоняет волну, насылает бриз. Вместо аплодисментов — восторженное молчание. Когда я спускаюсь к платформе с моаи Тахаи встречать закат под лай бездомных собак, нет-нет да задумаюсь: не будь у острова такого противоречивого характера и туманного прошлого, украшали бы горизонт белые лайнеры?

Источник

Остров Пасхи
(исторический экскурс)

остров пасхи national geographic. Moai. остров пасхи national geographic фото. остров пасхи national geographic-Moai. картинка остров пасхи national geographic. картинка Moai.

Остров Пасхи (или Рапа-Нуи) — один из самых удалённых населённых островов в мире, и во многом благодаря изолированности история Рапа-Нуи носит уникальный характер. Он входит в состав Полинезии (субрегион Океании). Существует множество научных гипотез и догадок относительно времени заселения Рапа-Нуи, расовой принадлежности местных жителей, причины гибели уникальной цивилизации, представители которой сооружали огромные каменные изваяния (моаи) и знали письменность (ронгоронго), которая до сих пор не расшифрована лингвистами. С открытием острова в 1722 году голландским путешественником Якобом Роггевеном и появлением первых католических миссионеров произошли коренные изменения в жизни рапануйцев: были забыты существовавшие в прошлом иерархические отношения, прекращена практика каннибализма. В середине XIX века местные жители стали объектом работорговли, в результате которой погибла большая часть рапануйцев, а вместе с ними утеряны многие элементы уникальной местной культуры. 9 сентября 1888 года остров был аннексирован Чили. В XX веке Рапа-Нуи стал объектом огромного интереса для исследователей, пытавшихся разгадать тайны исчезнувшей рапануйской цивилизации (среди них был норвежский путешественник Тур Хейердал). В это время произошли некоторые улучшения в инфраструктуре острова и качестве жизни рапануйцев. В 1995 году национальный парк «Рапа-Нуи» стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. В XXI веке остров продолжает привлекать туристов со всего мира, а туризм стал основным источником доходов для местного населения.

остров пасхи national geographic. rongo rongo. остров пасхи national geographic фото. остров пасхи national geographic-rongo rongo. картинка остров пасхи national geographic. картинка rongo rongo.
Ронго-ронго, письменность, которая
до сих пор не расшифрована лингвистами.
Фрагмент малой таблицы из Сантьяго

Время заселения острова Пасхи
Данные радиоуглеродного анализа, полученные учёными Терри Хантом и Карлом Липо из Калифорнийского университета (США) в ходе исследования восьми образцов древесного угля из бухты Анакены, свидетельствуют о том, что остров Рапа-Нуи был заселён примерно в 1200 г. н. э., что на 400—800 лет позже, чем предполагалось ранее, и всего за 100 лет до того, как на острове стали исчезать деревья. Ранее считалось, что колонизация Рапа-Нуи происходила в 800-1200 гг. н. э., а экологическая катастрофа, которая характеризовалась исчезновением на острове пальмовых деревьев, началась, как минимум, спустя 400 лет после заселения. Однако точка в вопросе колонизации острова ещё не поставлена, и, вполне вероятно, что эта цифра может быть опровергнута.

остров пасхи national geographic. Moai usypali vulkan. остров пасхи national geographic фото. остров пасхи national geographic-Moai usypali vulkan. картинка остров пасхи national geographic. картинка Moai usypali vulkan.
Склон потухшего вулкана Рано Рараку, усыпанный каменными изваяниями моаи

Теории заселения острова Пасхи
Еще больше гипотез существует относительно того, откуда прибыли первые (да и последующие) переселенцы на остров. Так, например, приверженец американской теории заселения норвежский путешественник Тур Хейердал считает, что острова Полинезии были заселены американскими индейцами — в середине 1 тысячелетия н. э. выходцами из Перу, впоследствии почти полностью уничтоженными новой волной эмигрантов, приплывших уже с северо-западного побережья Северной Америки к 1000—1300 гг. н. э. Также среди ученых есть приверженцы меланезийской теории, согласно, которой остров заселялся меланезийцами — групой народов с островов Меланезии в Тихом океане, примыкающиx к Австралии и Новой Гвинее. Среди специалистов, изучающих остров Пасхи, существуют и другие гипотезы (заселение с островов Полинезии, Таити, островов Кука и др.). Таким образом, на протяжении XX века было предложено множество научных гипотез, которые выделяют несколько центров, откуда происходило заселение Рапа-Нуи, но окончательная точка так и не поставлена.

Занятия древних рапануйцев
Остров Пасхи — это безлесный остров с неплодородной вулканической почвой. В прошлом, как и сейчас, склоны вулканов использовались для разведения садов и выращивания бананов. Согласно легендам Рапа-Нуи, некоторые виды растений были завезены королём Хоту-Мату’а, приплывшим на остров с таинственной родины Мараэ-ренга. Это действительно могло произойти, так как полинезийцы, заселяя новые земли, приносили с собой семена растений, имевших важное практическое значение.

Древние рапануйцы очень хорошо разбирались в сельском хозяйстве. Поэтому остров вполне мог прокормить несколько тысяч человек. Одной из проблем острова всегда был дефицит пресной воды. На Рапа-Нуи отсутствуют полноводные реки, а вода после дождей легко просачивается сквозь почву и течёт в сторону океана. Рапануйцы сооружали небольшие колодцы, смешивали пресную воду с солёной, а иногда пили просто солёную воду.

остров пасхи national geographic. Easter water. остров пасхи national geographic фото. остров пасхи national geographic-Easter water. картинка остров пасхи national geographic. картинка Easter water.
На Рапа-Нуи отсутствуют полноводные реки, а вода после дождей
легко просачивается сквозь почву и течёт в сторону океана

В прошлом полинезийцы, отправляясь в поисках новых островов, всегда брали с собой трёх животных: свинью, собаку и курицу. На остров Пасхи была завезена только курица — впоследствии символ благополучия у древних рапануйцев. Полинезийская крыса не является домашним животным, однако и она была завезена первыми поселенцами острова Пасхи, которые считали её деликатесом. Впоследствии на острове появились серые крысы, завезённые европейцами.

Воды, окружающие остров Пасхи, изобилуют рыбой, особенно у скал острова Моту-Нуи (небольшого островка к юго-западу от Рапа-Нуи), где в большом количестве гнездятся морские птицы. Рыба была излюбленной едой древних рапануйцев, а в зимние месяцы устанавливалось табу на её вылов. На острове Пасхи в прошлом использовали огромное количество рыболовных крючков. Некоторые из них делались из человеческих костей, их называли мангаи-иви, другие — из камня, их называли мангаи-кахи и в основном использовали для вылова тунца. Крючки из полированного камня были лишь у привилегированных жителей. После смерти владельца они клались в его могилу. Само существование рыболовных крючков говорит о развитости древнерапануйской цивилизации, так как техника полировки камня довольно сложна, как и достижение таких гладких форм. Часто рыболовные крючки делались из костей врага. По верованиям рапануйцев, так рыболову передавалась мана погибшего человека, то есть его сила. Также рапануйцы охотились на черепах, которые часто упоминаются в местных легендах.

остров пасхи national geographic. cryuk. остров пасхи national geographic фото. остров пасхи national geographic-cryuk. картинка остров пасхи national geographic. картинка cryuk.
Древний рыболовный крючок из человеческой бедренной кости,
или мангаи-иви, с острова Пасхи.
Состоит из двух частей, соединённых веревкой

У древних рапануйцев было не так много каноэ (рапануйское название — вака рап. vaka), как, например, у других народов Полинезии, бороздивших волны Тихого океана. К тому же, сказался явный дефицит высоких и крупных деревьев.

остров пасхи national geographic. Pano Anakena beach. остров пасхи national geographic фото. остров пасхи national geographic-Pano Anakena beach. картинка остров пасхи national geographic. картинка Pano Anakena beach.
Бухта Анакена, где согласно рапануйской легенде высадился король Хоту-Мату’а

Исчезновение рапануйской цивилизации
Когда на острове в XVIII веке впервые высадились европейцы, Рапа-Нуи представлял собой безлесную местность. Тем не менее, недавние исследовательские работы на острове, включая изучение найденных образцов пыльцы, свидетельствуют о том, что в далёком прошлом, во время заселения Рапа-Нуи, остров Пасхи был покрыт густой растительностью, в том числе, обширными лесными массивами. По мере увеличения численности населения эти леса вырубались, а освобождённые земли сразу же засеивались сельскохозяйственными растениями. К тому же древесина использовалась в качестве топлива, материала для сооружения домов, каноэ для рыболовства, а также для переноса огромных статуй острова, или моаи. В результате примерно к 1600 году на острове были полностью уничтожены леса. К этому же времени относится прекращение сооружения моаи.

Исчезновение лесного покрова привело к сильной эрозии почвы, в результате снизились урожаи. Единственным источником мяса на острове стали куры, которых стали высоко почитать и охранять от воров. В связи с катастрофическими изменениями на Рапа-Нуи началось убывание численности населения. После 1600 года рапануйское общество постепенно начало деградировать, появилось рабство, начал процветать каннибализм.

Однако это теория исчезновения рапануйской цивилизации не является единственной. Согласно исследованиям учёного Терри Ханта обезлесение на Рапа-Нуи произошло по большей части не благодаря местным жителям, а в результате поедания семян местных растений полинезийскими крысами, которые были завезены на остров первыми поселенцами. А резкое сокращение численности населения (согласно этой же теории) относится лишь к европейском периоду Рапа-Нуи, когда большая часть островитян была порабощена и отправлена на южноамериканские или тихоокеанские плантации.

Европейцы на острове
Остров Пасхи европейцы открыли только в 1722 году. 16 июля 1721 года голландский путешественник, адмирал Якоб Роггевен отплыл из Амстердама на кораблях «Thienhoven», «Arend» и «Afrikaanse Galley» в поисках Земли Дэвиса. Вечером 5 апреля 1722 года экипаж главного корабля «Afrikaanse Galley» заметил на горизонте сушу. В тот же день адмирал Роггевен назвал остров в честь христианского праздника Пасхи.

остров пасхи national geographic. Jacob Roggeveen. остров пасхи national geographic фото. остров пасхи national geographic-Jacob Roggeveen. картинка остров пасхи national geographic. картинка Jacob Roggeveen.
Голландский путешественник, адмирал Якоб Роггевен

Следующим утром к голландскому кораблю подплыло каноэ с бородатым местным жителем, явно удивлённым большим морским судном. Только 10 апреля голландцы высадились на сушу. Роггевен подробно описал рапануйцев и координаты острова Пасхи. Увидев необычные статуи огромных размеров, путешественник был сильно удивлён тем, что «обнажённые дикари» могли соорудить такие колоссы. Также было предположено, что статуи были сделаны из глины. Однако первая встреча рапануйцев с европейцами не обошлась без кровопролития: голландскими моряками было убито 9-10 местных жителей. На момент открытия острова Роггевеном на нём обитало около двух—трёх тысяч местных жителей, однако археологические исследования показали, что сотней лет раньше на острове жило 10—15 тысяч человек.

остров пасхи national geographic. Ryurik. остров пасхи national geographic фото. остров пасхи national geographic-Ryurik. картинка остров пасхи national geographic. картинка Ryurik.
В 1816 году к острову подплыл русский корабль «Рюрик» под командованием Отто Евстафьевича Коцебу, руководившего кругосветным морским путешествием.
Однако высадиться на Рапа-Нуи русским не удалось из-за враждебности рапануйцев.

остров пасхи national geographic. statuetki. остров пасхи national geographic фото. остров пасхи national geographic-statuetki. картинка остров пасхи national geographic. картинка statuetki.
Старинные деревянные статуэтки острова Пасхи, изображающие (слева направо): человека-тюленя (тангата-ику), высота 32 см; две фигурки в середине аку-аку, вид сзади и сбоку; изнуренный предок (Моаи кава-кава), высота около полуметра, следует обратить внимание на изображение позвоночника и ребер. Крайний справа — птице-человек с клювом (тангата-ману). Фото из книги Франсиса Мазьера

С 1862 года началось активное обращение рапануйцев в христианство. Вожди не очень стремились менять веру. Связано это с тем, что они не хотели отказываться от полигамной семьи. Вожди считали, что, если у них будет по одной жене, то они потеряют влияние в племени. Однако постепенно вожди и все рапануйцы приняли христианство. С 1830-х годов островом все больше начинает интересоваться Чили. А, победив Боливию и Перу в Тихоокеанской войне 1879—1883 годов, эта страна приступила к активной колонизации земель. 9 сентября 1888 года капитан Поликарпо Торо Уртадо высадился на острове и объявил об аннексии Рапа-Нуи Чили. Местная церковь перешла под юрисдикцию архиепископа города Сантьяго-де-Чили, а в 1896 году остров вошёл в состав области Вальпараисо. Даже в ХХ веке права рапануйцев долгое время были достаточно ограниченными.

Изменения стали наблюдаться с середины 60-х. В 1967 году на острове было завершено строительство взлётно-посадочной полосы в Матавери. С этого времени появилось регулярное авиасообщение с Сантьяго и Таити, а жизнь рапануйцев стала меняться к лучшему: в 1967 году появилось регулярное водоснабжение домов, в 1970 — электричество. Начал развиваться туризм, который в настоящее время является важнейшим источником доходов местного населения. С 1966 года на острове стали проводиться выборы местной администрации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *