остров пасхи экологическая катастрофа
Конец цивилизации острова Пасхи
Автор: Владимир Дробенков
Есть на нашей планете одно прекрасное и экзотическое место: Остров Пасхи. Сейчас это практически бесплодный треугольник суши посреди Тихого Океана, размером чуть более Костромы. Но так было не всегда, и примерно 500 лет назад эта глухомань была центром одной из самых необычных цивилизаций на свете.
Эта цивилизация создала свой пантеон, уникальную письменность и примечательные монументы-моаи, но затем фактически самоуничтожилась, и к приходу европейцев на острове оставалась всего пара тысяч жителей, нырнувших обратно в каменный век.
что же произошло?
Если почитать историю заселения острова (первые поселенцы прибыли туда на гигантских плотах, которые были настолько огромными по тем меркам, что там даже схоронились «пассажиры-зайцы»), то пережить им пришлось многое. Например, первый отряд разведчиков, который отправился ПЕРЕД основным «обозом» сгинул в океане и за это получил одну из знаковых композиций на острове из 7 статуй.
К моменту прибытия первых поселенцев Остров Пасхи был действительно райским уголком: пальмы, леса, птицы, рыба,мелкие животные, пресная вода — и всё это счастье совершенно ничьё, селись, плодись, осваивай. Из легендарной сотни первых поселенцев население острова выросло до двадцати тысяч. А затем начался Конец Света.
Сначала вырубили все леса. Строительство. Место под посевы батата. Большому количеству людей нужно много батата. Батата становилось всё больше, а деревьев всё меньше.
К тому моменту, когда на островитян снизошло осознание, чего они наделали, на острове уже не осталось птиц и диких животных. Плодородную почву ветром сдувало в океан. Активный переход на дары моря предсказуемо привёл к довольно быстрому истощению прибрежных вод. Плыть дальше в поисках рыбы стало невозможно: деревьев нет, новые лодки не построить! Свалить с острова тоже нельзя, по той же причине.
И вот тут дело приняло серьёзный оборот, и местным стало не до записей и монументов. Следующие двести лет всё население острова занималось войной, каннибализмом и переделом оставшихся скудных ресурсов, способных обеспечить выживание. По устным преданиям, сначала перебили всю знать, а затем, расселившись мелкими бандами по побережью, начали войну всех против всех, в лучших традициях Безумного Макса. Уже практически в наше время местные не особенно желали «делиться артефактами» с европейцами, поскольку за свою историю навидались всякого.
образец письменности Ронго-Ронго
Берегите лес, наше богатство.
Автор: Владимир Дробенков
Трагедия острова Пасхи.
То, что остров Пасхи полон тайн, было очевидно и для европейского первооткрывателя острова, голландского мореплавателя Якоба Роггевена, обнаружившего затерянный осколок земли в день Пасхи — 5 апреля 1722 года, — отсюда и имя, дарованное острову, которое мы употребляем и по сей день. Всех, побывавших вслед за ним на острове мучил вопрос: как островитяне устанавливали своих каменных идолов в вертикальное положение? Вернемся к его записям: «Впервые увидев этих гигантских каменных истуканов, мы застыли от изумления, не будучи в состоянии постигнуть, как эти люди, при полном отсутствии лесов, где можно было бы найти тяжелые и толстые бревна, пригодные для изготовления необходимых при транспортировке конструкций и механизмов, равно как и прочных веревок, тем не менее оказались способными поднять и установить этих колоссов высотой 30 футов (9 м.) и весьма широких в основании». Что же произошло со всеми деревьями, которые непременно должны были когда-то здесь стоять?
Организация камнерезных работ, транспортировка и установка статуй требуют наличия достаточно многочисленного населения и подразумевают определенный уровень развития общества, проживающего в обеспеченной природными ресурсами окружающей среде.
Количество статуй и их размер предполагают численность населения гораздо большую, чем те несколько тысяч человек, которых обнаружили европейцы в XVIII и начале XIX веков, — что же произошло с прежде более многочисленным населением?
Остров Пасхи. География, климат.
Остров Пасхи представляет собой треугольник и состоит из трех вулканов, поднявшихся прямо из моря в непосредственной близости друг к другу. Как площадь поверхности острова — 66 квадратных миль (163 км. кв.), — так и его высота — 1670 футов (510 м.) являются довольно скромными по полинезийским меркам. Рельеф острова достаточно пологий, без глубоких долин.
Недостаточное поступление влаги в виде осадков усугубляется тем, что выпавший дождь очень быстро впитывается пористой вулканической почвой. Как следствие, источников пресной воды на острове мало: всего один периодически наполняющийся водой ручей на склонах горы Теревака ; колодцы, вырытые в местах неглубокого залегания грунтовых вод; родники, бьющие со дна океана неподалеку от берега или между линиями прилива и отлива.
Когда был заселен остров.
Заслуживающей доверия выглядит полученное радиоуглеродным способом датирование начала заселения острова 900-ми годами н. э. Эту дату получили при исследовании древесного угля и костей дельфинов, которых люди употребляли в пищу. Датировка дельфиньих костей была проделана современным, самым передовым на сегодняшний день радиоуглеродным методом. Итоговые данные, вероятно, более близки к истине, поскольку получены при исследовании археологических слоев, которые содержат кости местных наземных птиц, исчезнувших на острове Пасхи и других тихоокеанских островах сразу после появления там человека.
Чем питались здешние аборигены и какова была их численность?
Ко времени прибытия европейцев они занимались преимущественно земледелием, выращивая батат, ямс, таро, бананы и сахарный тростник, а также разводили кур. Отсутствие близ острова коралловых рифов и лагун означало, что рыба и морепродукты занимали в рационе местных жителей гораздо меньшее место, чем у остальных обитателей Полинезии. Дельфины, морские и наземные птицы первоначально имелись в достаточном количестве, но в результате активной охоты их численность резко уменьшилась либо они исчезли совсем.
Численность населения в период расцвета оценивается с помощью подсчета количества фундаментов, оставшихся от строений, при этом предполагается, в каждом доме проживали от 5 до 15 человек и единовременно обитаема была треть обнаруженных жилищ. Другой способ — оценка числа вождей и рядовых членов клана по числу платформ или воздвигнутых статуй. Итоговые оценки дают численность населения в диапазоне от 6 до 30 тысяч жителей, что составляет в среднем от 90 до 450 человек на квадратную милю (1 кв. миля равна 2,5 кв. км.).
И устные предания, дошедшие до наших дней, и результаты археологических исследований свидетельствуют о том, что поверхность острова была поделена примерно на дюжину (точнее, на 11 или 12) территорий, каждая из которых принадлежала одному клану, начиналась у моря и простиралась вглубь — как если бы остров Пасхи, подобно пирогу, разрезали на дюжину клиновидных кусков.
Как создавали статуи.
Аху представляет собой прямоугольную платформу, сделанную не из цельного камня, а образованную массой булыжников, заполняющих пространство между четырьмя стенами из серых базальтовых плит. Высота аху — до 13 футов (4 м.).
Каким же образом аборигены острова Пасхи преуспели в вырезании, транспортировке и установке этих статуй, если у них не было подъемных кранов?
В каменоломне Рано Рараку можно увидеть незавершенные статуи, с еще не обработанной, бугристой поверхностью, окруженные узкими вырубленными канавками шириной около двух футов. Ручные базальтовые кирки, которыми работали резчики, тоже остались в каменоломне. Наименее завершенные статуи представляют собой просто блоки породы, грубо вырубленные из скалы, вероятно, предположительно лицом кверху; задняя часть оставалась прикрепленной к скале некоторым подобием длинного киля. Потом вырубались голова, нос и уши, позже руки, кисти и набедренные повязки. На этой стадии киль, соединяющий спину статуи со скалой, пробивался насквозь, и затем статуя покидала «родную» нишу.
Хорошо видны транспортные пути, по которым статуи перемещались из каменоломен: они проложены максимально горизонтально, чтобы избежать лишних усилий по преодолению подъемов и спусков, и простираются на девять миль до аху на западном побережье, самом дальнем от Рано Рараку.
Современные ученые экспериментальным путем проверили разнообразные теории транспортировки статуй, пытаясь тем или иным способом их перемещать. Последующие экспериментаторы предпринимали неоднократные попытки различным образом передвигать статуи: и в вертикальном и в горизонтальном положении, с помощью деревянных салазок или без оных, по подготовленной дороге — с лежащими поперек катками и без них, с катками, смазанными для лучшего скольжения или несмазанными, либо с бревнами, уложенными в виде рельсов и скрепленными поперечинами. Наиболее убедительным выглядит следующее предположение, высказанное Джо Энн Ван Тилбург: жители острова Пасхи модифицировали так называемые «трапы для каноэ», которые были распространены на тихоокеанских островах для транспортировки тяжелых бревен и стволов деревьев, — их валили в лесу, затем обтесывали, придавая форму каноэ, и перетаскивали на берег. «Трапы» состояли из двух параллельных деревянных рельсов, скрепленных фиксированными деревянными поперечинами (но не катящимися роликами), по которым бревно и тащили.
Джо Энн наняла нынешних обитателей острова Пасхи, чтобы претворить свою теорию в практический эксперимент: построить такой «трап для каноэ», уложить статую ничком на деревянные салазки, привязать салазки канатами и протащить их по «лестнице». Она выяснила, что группа из 50–70 человек, работая по 5 часов в день и протаскивая сани на пять ярдов при каждом рывке, способна переместить среднюю 12-тонную статую на 9 миль за неделю. Ключевым моментом, как выяснили Джо Энн и участники эксперимента, была синхронизация усилий — действовать по команде и одновременно, точно так, как гребцы в каноэ одновременно опускают весла в воду и совершают гребок. Применяя подобную методику расчетов, можно сделать вывод, что транспортировка даже больших статуй — таких, как Паро, — вполне могла быть совершена группой из 500 взрослых мужчин; привлечение таких человеческих ресурсов вполне по силам клану, насчитывающему одну-две тысячи человек.
Местные жители рассказывали Туру Хейердалу, как их предки поднимали статуи на аху. Островитяне начинали со строительства пологой наклонной насыпи из камней, берущей начало на площадке перед аху и ведущей к верху передней стены аху, и подтаскивали лежавшую вперед основанием статую вверх по насыпи. Когда основание статуи достигало платформы, они поднимали голову статуи на дюйм или два, используя бревна в качестве рычага, и заталкивали под голову камни, чтобы удержать статую в новом положении, — операция повторялась до тех пор, пока угол наклона статуи не становился близким к вертикали. После установки статуи владельцам аху доставалась длинная каменная насыпь, которая могла быть разобрана и использована для пристраивания к платформе боковых ответвлений.
Самым опасным этапом установки было заключительное опрокидывание статуи в строго вертикальное положение из предшествующего, уже близкого к вертикали, потому что существовал риск, что в момент последнего наклона из-за инерции статуя качнется сильнее, чем нужно, и упадет вниз, за платформу. Очевидно, чтобы уменьшить эту опасность, резчики делали плоскость основания статуи не строго перпендикулярной ее вертикальной оси, но с небольшим наклоном (например, это мог быть угол величиной около 87 градусов). Таким образом, когда статуя установлена в устойчивое положение, всей плоскостью основания на платформе, она оказывается слегка наклоненной вперед, без риска опрокидывания назад. Затем с помощью тех же рычагов медленно и осторожно поднимается передний край основания статуи, под него подкладывают камни для фиксации текущего состояния, и так продолжается, пока статуя не принимает вертикальное положение. Но трагические инциденты все же случались на этой последней стадии, что, по всей видимости, и произошло в процессе установки на Аху Ханга Те Тенга статуи, которая была даже выше Паро, — она упала и разбилась.
Чем питались аборигены.
Дельфины, рыба, моллюски, ракообразные, пернатые и крысы не исчерпывают список источников мяса, доступных первым поселенцам острова Пасхи.Все эти деликатесы готовились на дровах, которые заготавливались в исчезнувших впоследствии лесах. Сравнение ранних доисторических мусорных отложений с более поздними позволяют сделать вывод о кардинальных изменениях изначально обильных источников пищи. Рыба, которую продолжали ловить, была преимущественно прибрежных видов. Наземные пернатые полностью пропали из рациона по той простой причине, что каждый вид начинал исчезать вследствие определенного сочетания чрезмерной охоты, обезлесения и истребления крысами. Это была худшая из катастроф, обрушивавшихся на птиц тихоокеанских островов.
Даже моллюски и ракообразные были почти полностью выловлены, так что людям в конце концов пришлось есть все меньше и меньше особо ценимых каури и больше второсортных, меньших по размерам черных улиток, и размеры раковин каури и улиток в раскопанных мусорных кучах становятся со временем все меньше и меньше из-за предпочтительного вылова более крупных экземпляров.
Гигантская пальма и все другие ныне вымершие деревья исчезли по нескольким причинам. Дрова также сжигали при кремации тел умерших: крематории на острове Пасхи содержат останки тысяч тел и огромное количество пепла, что означает массированное потребление топлива для кремации. Лес также подвергался расчистке под посевы и огороды, поскольку большая часть земли на острове, за исключением возвышенностей, в итоге использовалась для выращивания урожая. Мы предполагаем, что лес был источником древесины и веревок для транспортировки и установки статуй и несомненно находил намного более широкое применение.
Вырубка леса началась, скорее всего, сразу после появления первых людей на острове, около 900 года н. э., и к моменту открытия острова европейцами в 1722 году лес был изведен полностью — Роггевен не увидел ни одного дерева выше 10 футов (3 м.). Радиоуглеродная датировка древесноугольных остатков из печей и мусорных ям, показывает, что смена древесного угля на топливо из травы и других мелких растений произошла после 1640 года, даже в домах местной элиты, которая могла еще притязать на последние драгоценные деревья после того, как ничего уже не осталось для простых крестьян.
Большая часть дикорастущих съедобных плодов исчезла вместе с лесами. Без пригодных к дальним плаваниям каноэ кости дельфинов (эти млекопитающие были главным источником мяса для островитян на протяжении первых столетий) практически исчезли из мусорных куч к 1500 году, так же как и кости тунца и морской рыбы. Количество найденных в пищевых отходах рыболовных крючков и рыбных костей в целом тоже уменьшилось. Наземные птицы вымерли полностью, а количество видов морских птиц уменьшилось до трети от прежнего разнообразия. Пальмовые орехи, малайские яблоки и другие дикие фрукты исчезли из рациона аборигенов. В дикой природе осталось неизменным наличие только одного источника пищи — крысиного мяса.
В дополнение к такому резкому уменьшению естественных источников продовольствия по разным причинам снизилась и урожайность сельскохозяйственных культур. Уничтожение лесов местами привело к ветровой и дождевой эрозии почвы. Вырубка пальм привела к масштабной эрозии, в результате которой расположенные ниже по склону аху и постройки оказались погребены под слоем земли. Когда через некоторое время травяной покров восстановился, сельскохозяйственные работы на полуострове возобновились, с тем, однако, чтобы столетие спустя прерваться из-за второй волны эрозии. Крестьяне остались практически без листвы, плодов и ветвей дикорастущих растений, которые они использовали в качестве компоста для удобрения полей.
Более отдаленные последствия проявились, когда начался голод, население стало вымирать и опустилось до каннибализма. Воспоминания выживших островитян о голоде наглядно подтверждаются быстрым увеличением количества маленьких статуй моаи кавакава, изображающих изможденных людей со впалыми щеками и выступающими ребрами. Капитан Кук в 1774 году описывал туземцев как «невысоких, истощенных, робких и несчастных». По итогам раскопок, количество домов в прибрежных низинах, где проживало подавляющее большинство населения, к 1700-м годам сократилось на 70 процентов по отношению к максимальному уровню 1400–1600 годов, что означало и соответствующее падение численности населения. Вместо мяса, в прежние времена добываемого с помощью охоты и рыбной ловли, островитяне перешли к самому большому, дотоле ими не использованному ресурсу — человечине. Человеческие кости стали встречаться не только в захоронениях, но и — в раздробленном виде для извлечения костного мозга — в кучах пищевых отходов позднего периода. Устные предания туземцев преисполнены упоминаниями о каннибализме; самым страшным оскорблением, которое только можно было нанести врагу, было примерно такое высказывание: «Мясо твоей матери застряло у меня между зубов».
Около 1680 года, во время военного переворота, враждующие кланы переключились с установки все увеличивающихся статуй на свержение статуй противника, опрокидывая их на расположенные перед аху плиты с таким расчетом, чтобы статуя попадала на эти плиты и разбивалась.
Нам неизвестно, как далеко зашло свержение статуй ко времени первых визитов европейцев, потому что Роггевен в 1722 году высаживался ненадолго только на один из берегов, а испанская экспедиция Гонсалеса в 1770 году вообще не оставила никаких сведений, кроме записи в судовом журнале. Первым из европейцев, кто сделал более или менее удовлетворительное описание своего посещения, был капитан Кук в 1774 году. Он пробыл на острове четыре дня, отослал отряд для разведки внутренних районов, кроме того, его сопровождал таитянец, чей полинезийский язык был в достаточной мере схож с местным наречием, что позволило ему общаться с аборигенами. Кук в своем описании отметил как свергнутые статуи, так и стоящие на своих постаментах. Последнее упоминание европейцами стоящих вертикально статуй относится к 1838 году; в 1868 году уже ни одна не была отмечена как стоящая.
Трагедия острова Пасхи
Остров Пасхи (Рапануи) поражает своими пустынными пейзажами – здесь практически нет лесов. Трудно поверить, что несколько веков назад эти равнины и холмы были покрыты густой растительностью. Что же произошло? Неужели человек, не вооруженный мощными средствами современной промышленности, способен полностью истребить леса на огромном острове? Или всему виной небывалый природный катаклизм? Удивительна не только судьба острова Пасхи, но и история ее исследования.
В восточной части Тихого океана…
Остров Пасхи (местное полинезийское название – Рапануи) располагается в восточной части Тихого океана и наряду с архипелагом Тристан-да-Кунья считается одной из наиболее удаленных обитаемых земель. Остров был открыт голландским путешественником Якобом Роггевеном в 1722 году, в пасхальное воскресенье, в честь праздника он и получил свое название.
Остров Пасхи вулканического происхождения. Почва образовалась в результате эрозии склонов трех вулканов, возвышающихся по углам острова: Рано-Као (324 м), Пуа-Катики (377 м) и Теревака (539 м). Климат теплый, субтропический. Средняя годовая температура 21,8 °C, самый холодный месяц – август (19,2 °C), самый теплый – январь (24,6 °C). Основной источник пресной воды – озера, образовавшиеся в кратерах потухших вулканов.
Сейчас не оставляет никаких сомнений тот факт, что в далеком прошлом, во время заселения Рапануи, остров был покрыт густой растительностью. Но по какой причине за 1200 лет из тропического рая он превратился в пустынный участок суши? Здесь мнения ученых расходятся, и до сих пор нет единой гипотезы случившегося.
Знакомьтесь – остров Пасхи
В наше время на острове произрастает не более 30 видов растений, большинство из которых завезено с других островов Океании, Америки и Европы. Многие представители флоры, ранее широко распространенные на Рапануи, истреблены. Согласно легендам, растения хау (Triumfeta semitriloba), марикуру (Sapindus saponaria), макои (Thespesia populnea) и сандаловое дерево привез вождь Хоту-Мату’а, приплывший на остров с Мараэ Ренга. Из корней растения ти, или драцены верхушечной (Dracaena terminalis), делали сахар, а также порошок темно-голубого и зеленого цвета, который использовали для нанесения татуировок.
Прочная древесина кустарника софоры торомиро (Sophora toromiro) из семейства бобовые широко применялась как топливо, из нее строили дома, изготовляли инструменты и сельхозорудия, таблички для письменности. Из коры и луба дерева хау мастерили прочные веревки и канаты, а также одежду из нетканой материи (тапа).
Софора торомиро, или торомиро (Sophora toromiro), из семейства бобовые – эндемик острова Пасхи. К концу XVIII века это была единственная древесная порода острова, растущая небольшими группами на вулканических склонах. С середины XX века вид числится в списках исчезнувших и внесен в Красную книгу МСОП. В свое время Тур Хейердал вывез с острова несколько семян торомиро и передал в ботанический сад в Гетеборге (Швеция). Сотрудники сада выращивают торомиро и планируют повторно заселить им остров.
По мнению ученых, Рапануи был один из самых богатых птицами островов в мире: гнездовые колонии как минимум 25 видов морских пернатых из тропической, умеренной и субарктической зон насчитывали многие миллионы особей. Леса острова населяли совы, цапли, попугаи и пастушковые птицы, в том числе и несколько видов эндемичных (местных) нелетающих пернатых, которые и стали первой легкой добычей людей. К настоящему времени местных птиц на острове уже не осталось.
Вулканические породы и птичий помет поддерживали высокое плодородие почв. Лес задерживал влагу, предотвращал эрозию и поддерживал саморегулирующуюся экосистему острова.
Большинство археологов пришли к выводу, что население острова в древние времена составляло 6–8 тыс. человек, а в годы расцвета цивилизации эта цифра могла достигать и 10–15 тыс. В основном жители селились вдоль побережья и реже во внутренних районах из-за отсутствия орошения. Сейчас в единственном поселке – Ханга-Роа проживает около 3700 человек (по данным 2005 года). Из них только около 150 – чистокровные рапануйцы, остальные – чилийцы и метисы.
Остров Пасхи во многом известен благодаря каменным статуям из спрессованного вулканического пепла – моаи. Все моаи монолитны, вес некоторых более 20 т, а высота – более 6 м. Была найдена неоконченная скульптура ростом около 20 м и весом в 270 т.
Всего на острове Пасхи 997 моаи. Они разбросаны по всему побережью и «смотрят» вглубь острова. С 1995 года национальный парк «Рапануи» входит в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Путешествие вглубь веков
Благодаря норвежскому исследователю Туру Хейердалу, который заново открыл миру остров Пасхи, с середины XX века Рапануи стал объектом интереса ученых, пытавшихся разгадать тайны исчезнувших лесов и древней цивилизации.
Собранные норвежской экспедицией образцы ила из озер в районе Рано-Рараку и Рано-Кау передали на анализ шведскому ученому Олафу Селлингу, который пришел к выводу, что ранее софора торомиро была распространена шире, нежели на тот момент. Образцы также содержали пыльцу растений из семейства астровые (Compositae) и пыльцу пальмы, вид которой установить было достаточно сложно – у различных представителей семейства пальмовые очень схожие типы пыльцы. Эта таинственная пальма была настолько распространена на острове, что ее пыльца, как отмечал Селлинг, «покрывала каждый кубический миллиметр дна озера Рано-Рараку».
Исследования географа Джона Фленли из новозеландского университета Мэссей в 1977 году подтвердили тот факт, что некий вид пальмы преобладал над другими типами растительности острова. Точно определить ее вид удалось только в 1983 году, когда доктором Джоном Дрансфилдом были исследованы орехи, найденные на острове французскими спелеологами. После сравнения находки с плодами юбеи чилийской, или винной пальмы (Jubaea chilensis), он пришел к выводу, что орехи принадлежат вымершим видам. Впоследствии Дрансфилд назвал этот вид Paschalococos disperta. По результатам исследований стало известно, что пальма доминировала в составе лесов на высоте до 400 м над уровнем моря. Выше в растительном покрове преобладали кустарники и невысокая монтаноа гибискусолистная (Montanoa hibiscifolia), которую еще называют маргаритковым деревом.
Ученые отмечают, что около 1200 лет назад резко сократилась доля пыльцы деревьев и кустарников в пыльцевых спектрах и наблюдается постепенное исчезновение из растительного покрова пальмы, которая полностью прекратила свое существование примерно 600 лет назад (по данным исследований кратера Рано-Кау).
Французские ученые Катрин и Мишель Орлиак провели исследование около 30 тыс. фрагментов древесного угля, в результате которого были обнаружены еще 13 видов деревьев и кустарников, произрастающих на острове и сейчас. Большинство из них имеют родственные виды в джунглях, еще сохранившихся на островах Таити и Раротонга. Исследования показали, что вырубка леса могла начаться приблизительно около 800 года или раньше, сначала внутри кратера Рано-Рараку, а затем и в других местах. Все чаще стали встречаться слои древесного угля от лесных пожаров, все больше стала появляться пыльца трав, приходивших на смену лесу. К 1400 году древесная растительность в некоторых местах была практически полностью истреблена. Однако отдельные деревья могли сохраниться до 1640 года. В последующие годы местные жители сжигали уже только стебли и корневища травянистых растений.
Палинология – комплекс отраслей наук (в первую очередь ботаники), связанных с изучением пыльцевых зерен и спор.
Свидетельства очевидцев
Разгадывая тайну
По версии члена Британского общества археологов Пола Бана и новозеландского географа Джона Фленли, которые в 2003 году выпустили книгу «Загадки острова Пасхи», ключевую роль в исчезновении лесов острова сыграл антропологический фактор.
Поселившись на острове, люди стали активно пользоваться его лесными ресурсами. Леса выжигали, а освобожденные земли использовали под пашни. Древесина шла на топливо, применялась при строительстве жилищ и каноэ, для перемещения гигантских каменных статуй. Постепенно население было вынуждено переселиться в пещеры и строить дома из тростника. Пострадало и рыболовство – сократилось количество деревьев, пригодных для изготовления каноэ, была уничтожена шелковица, из которой плели сети. Исчезновение лесного покрова привело к эрозии почв, в результате чего значительно снизились урожаи. Для защиты сельхозугодий островитяне сооружали каменные «сады», раньше эти нагромождения камней считались одной из неразгаданных загадок острова. Участившиеся засухи XVII века могли стать последней каплей, смертельной для сельского хозяйства.
Все дикие виды наземных птиц на острове были полностью истреблены, а небольшие колонии морских пернатых остались лишь на близлежащих островках и отвесных скалах. Единственным источником мяса для островитян стали куры, которым сооружали специальные каменные курятники.
После 1600 года усилилась вражда между племенами острова, они боролись за скудные ресурсы, начал процветать каннибализм. Следствием этих бед и стала, видимо, гражданская война, уничтожившая почти все население к 1650 году.
Такой версии придерживается большинство ученых, но существуют и другие предположения.
Терри Хант из Гавайского университета США, занимающийся тихоокеанской зоной суши, пришел к заключению, что драматическую судьбу местных обитателей определили… крысы. Популяция полинезийских крыс (Rattus exulans) незадолго до того, как на острове появились первые поселенцы, составляла свыше 20 млн особей, потом их поголовье сократилось до миллиона вследствие уничтожения растений. Именно огромное количество местных маленьких крыс (размером с мышь) не позволила пальмам восстанавливаться, так как грызуны активно поедали их семена. Основанием для такого утверждения были многочисленные находки изгрызенных орехов. В Кью (Новая Зеландия) и Оротаве (на Тенерифе, где винные пальмы растут в ботанических садах) трудно обнаружить целые плоды: почти во всех такая же дыра, окаймленная следами зубов, как на орехах, найденных в пещерах острова Пасхи.
Хант сомневается и в том, что на острове была гражданская война. По мнению исследователя, исчезновение местного населения связано с прибытием на Пасху голландских торговцев, которые завезли с собой болезни, а потом стали вывозить аборигенов в качестве рабов. Также европейцы завезли на остров другой вид крысы (Rattus rattus), которая быстро вытеснила полинезийскую родственницу.
В 2005 году была опубликована статья Катрин и Мишель Орлиак, в которой говорится о возможной роли в судьбе острова климатических изменений. Похоже, что в века, предшествовавшие приходу европейцев, на состояние Рапануи повлияло сочетание последствий малого ледникового периода, наступившего в конце ХIV века, и неблагоприятных циклов течения Эль-Ниньо. Наконец, изменение силы пассатов вызвало потепление океана. Начались катастрофические засухи, от которых, возможно, серьезно пострадала растительность острова.
История острова Пасхи может служить моделью для всей планеты… Параллели между экологической катастрофой на Рапануи, затерянном в океане, и тем, что происходит на «острове» Земля, затерянном во Вселенной, слишком близки, чтобы чувствовать себя комфортно.
П. Бан и Дж. Фленли, 1992