особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес

Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов

особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес фото. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес фото. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес фото. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес фото. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес фото. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес фото. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

С начала 20-х до 60-х гг. проблема коллектива считалась тради­ционно педагогической, хотя отдельные аспекты коллективной жизни изучались и в рамках других наук. С начала 60-х гг. инте­рес к коллективу в силу изменившихся социально-политических условий проявился со стороны всех общественных наук. Фило­софия исследует коллектив как социальную общность людей в его отношении к личности, закономерности и тенденции соотноше­ния личного и общественного интереса и их учет в управлении развитием общества. Социальная психология интересуется зако­номерностями коллективообразования, взаимоотношениями кол­лектива и личности на психологическом уровне, структурой и становлением системы деловых и личных, интерперсональных связей и отношений. Социологи изучают коллектив как социаль­ную систему в целом и как систему более низкого порядка по отношению к системе более высокого уровня, т.е. к обществу. Юриспруденция и ее отрасль — криминалистика рассматривают коллектив как одну из разновидностей социальных групп с по­зиции среды, формирующей мотивы и условия отступления от норм общественной жизни.

Педагогику интересуют вопросы создания коллектива и исполь­зования его возможностей для всестороннего развития личности, т.е. как инструмента для целенаправленного влияния на личность не непосредственно, а опосредованно через коллектив.

Основной целью воспитания, считал А. В.Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. «Мы хотим, — писал он, — воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами».* В то же время он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особен­ности человеческой личности. Воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности, считал А.В.Луначарский.

* Луначарский А.В. О народном образовании. — М., 1958. — С. 445.

Н.К.Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ кол­лективного воспитания детей и подростков. В своих многочислен­ных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы

и показала конкретные пути формирования детского коллектива. Н.К.Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребен­ка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. Тщательную теоре­тическую проработку в ее трудах получили многие проблемы, имеющие большое практическое значение. К ним прежде всего относятся такие, как активная позиция ребенка в установлении коллективистических отношений; связь детского коллектива с широкой социальной средой и основы гуманизации межличност­ных отношений; самоуправление в детском коллективе и методи­ческие основы в его организации и др.

Теория коллективного воспитания получила практическое вопло­щение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе Первой опытной станции по народному образованию ру­ководил С.Т.Шацкий. Он на практике доказал возможность ор­ганизации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы ор­ганизации воспитанников, открывающего широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка. Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление коллективистической системы воспитания в масштабах всей стра­ны. В современной педагогической литературе он рассматривается как эксперимент, намного опередивший в то время практику вос­питания.

Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллекти­ва внес А.С.Макаренко. Он доказал, что никакой метод не мо­жет быть выведен из представления о паре: учитель + ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива. Он первым всесторонне обосновал строй­ную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гума­нистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали чет­кую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Система перспективных линий, методика параллельного действия, отношения ответствен­ной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радост­ное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед. Последовательное развитие идеи А. С. Макаренко получили в пе­дагогических трудах и опыте В.А.Сухомлинского. Усматривая за­дачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса как единства обучения и идейной жизни воспитанников, активного взаимодействия коллектива учащихся с педагогическим коллек­тивом. В.А.Сухомлинский в основу своей воспитательной систе­мы творческого развития личности положил идею направленно­го развития у ребенка субъектной позиции.

особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. 640 1. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес фото. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес-640 1. картинка особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. картинка 640 1.

В последние десятилетия педагогические исследования были на­правлены на выявление наиболее эффективных форм организа­ции, методов сплочения и формирования воспитательных кол­лективов (Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова, М.Д.Виноградова, А.В.Мудрик, О.С.Богданова, И.Б.Первин и др.), на разработку принци­пов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю.Гордин, М.П.Шульц и др.), развитие воспитательных функций кол­лектива и самоуправления в нем (В.М.Коротов и др.), разработ­ку педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С.Кузнецова, Н.Е.Щуркова и др.).

Современная концепция воспитательного коллектива (Т.А. Куракин, Л.И.Новикова, А.В.Мудрик) рассматривает его как свое­образную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята. Детский коллектив является средством достижения стоящих перед обществом воспитательных задач, а для ребенка он выступает прежде всего своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшест­вующими поколениями.*

* См.: Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. — М., 1978.

В настоящее время исследуются такие вопросы ценностной тео­рии коллектива, как массовое, групповое и индивидуальное в кол­лективе, проблема коллективного целеполагания, ведущими сре­ди которых рассматриваются приобщение к различным аспектам культуры, формирование социальной направленности личности и развитие творческой индивидуальности членов коллектива; иден­тификация и обособление в коллективе в их единстве; единство педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции; тенденции развития коллектива как субъекта воспитания и др.

Источник

Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов

особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес фото. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес фото. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес фото. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес фото. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес фото. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес фото. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

Формирование личности в коллективе — ведущая идея в гуманистической педагогике

Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов

С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом. ». Необходимость развития коллек­тивизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспи­тательной работы широко пропагандировали А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий и другие видные педагоги и общественные деятели.

Основной целью воспитания, считал А.В.Луначарский, долж­но быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая свя­зана с другими сочувствием и мыслью социально. «Мы хотим, — писал он, — воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами»[4,62]. В то же время он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особеннос­ти человеческой личности. Воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и обще­ственной направленности, считал А. В. Луначарский[4,64].

Н.К.Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков. В своих многочис­ленных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические осно­вы и показала конкретные пути формирования детского коллек­тива. Н. К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному един­ству детей в условиях коллективной деятельности.

Теория коллективного воспитания получила практическое во­площение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе. Первой опытной станции по народному образованию ру­ководил С. Т. Шацкий. Он на практике доказал значимость школьного коллектива для всестороннего развития личности каждого ребенка. Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление коллекти­вистической системы воспитания в масштабах всей страны. В со­временной педагогической литературе он рассматривается как эксперимент, намного опередивший в то время практику воспи­тания.

Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллек­тива внес А.С.Макаренко. Он доказал, что «никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель + ученик, а может быть выведен из общего представления об организаций школы и коллектива». Он первым глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гумани­стическими идеями.

Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную пози­цию каждого члена коллектива. Система перспективных линий, принцип параллельного действия, отношения ответственной за­висимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное само­чувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформиро­вать постоянную потребность движения вперед.

Последовательное развитие идеи А. С. Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В.А.Сухомлинского. Он усматривая задачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе. В.А.Сухомлинский положил идею направленного развития у ребенка субъектной позиции.

С начала 20-х до 60-х гг. XX в. проблема коллектива считалась традиционно педагогической, хотя отдельные аспекты коллективной жизни изу­чались и в рамках других наук. С начала 60-х гг. интерес к коллек­тиву в силу изменившихся социально-политических условий про­явился со стороны всех общественных наук. Философия исследует коллектив как социальную общность людей в его отношении к личности, закономерности и тенденции соотношения личного и общественного интереса и их учет в управлении развитием обще­ства. Социальная психология интересуется закономерностями взаимоотношениями коллектива и лично­сти на психологическом уровне, структурой и становлением сис­темы деловых и личных связей и отношений. Социологи изучают коллектив как социальную систему в целом и как систему более низкого порядка по отношению к системе бо­лее высокого уровня, т.е. к обществу. Юриспруденция и ее от­расль — криминалистика рассматривают коллектив как одну из разновидностей социальных групп с позиции среды, формирую­щей мотивы и условия отступления от норм общественной жизни. Педагогику, как и раньше, интересуют вопросы создания кол­лектива и использования его возможностей для гармоничного раз­вития личности, т. е. как инструмента для целенаправленного вли­яния на личность не непосредственно, а опосредованно через кол­лектив.

особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. 640 1. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес фото. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес-640 1. картинка особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. картинка 640 1.

В последние десятилетия педагогические исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм органи­зации, методов сплочения и формирования воспитательных кол­лективов (Т. Е. Конникова, Л.И.Новикова, М.Д.Виноградова, А.В.Мудрик, О.С.Богданова, И.Б.Первин и др.), на разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельно­сти (Л.Ю.Гордин, М.П.Шульц и др.), развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (В.М.Коротов и др.), разработку педагогической инструментовки деятельности кол­лектива (Э.С.Кузнецова, Н.Е.Щуркова и др.). Современная концепция воспитательного коллектива (Т. А. Ку­ракин, Л. И. Новикова, А. В. Мудрик) рассматривает его как свое­образную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята. При этом детский коллектив рассматривается как модель, в которой отражаются отношения сегодняшнего дня общества и тенденции его развития. Для обще­ства детский коллектив, будучи его ячейкой, является средством достижения стоящих перед ним воспитательных задач, а для ре­бенка он выступает прежде всего своеобразной средой его обита­ния и освоения опыта, накопленного предшествующими поколе­ниями.

В настоящее время исследуются такие вопросы теории коллек­тива, как массовое, групповое и индивидуальное в коллективе, проблема коллективного целеполагания; формирование социаль­ной направленности личности и развитие творческой индивиду­альности членов коллектива; идентификация и обособление в коллективе в их единстве; единство педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции; тенденции развития коллекти­ва как субъекта воспитания и др. В основе сплочения детского кол­лектива может лежать не только труд, но и общение, познание, игра и другие виды деятельности, организации которых необхо­димо уделять специальное внимание.

Источник

Особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес

Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе Первой опытной станции по народному образованию руководил С.Т. Шацкий. Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка. Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление коллективистической системы воспитания в масштабах всей страны. В современной педагогической литературе он рассматривается как эксперимент, намного опередивший в то время практику воспитания.

Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А.С. Макаренко. Он доказал, что «никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель+ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива» [3]. Он первым глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Система перспективных линий, принцип параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед.

Последовательное развитие идеи А.С. Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В.А. Сухомлинского. Усматривая задачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса. В основу своей воспитательной системы творческого развития личности В.А. Сухомлинский положил идею направленного развития у ребенка субъектной позиции.

Источник

Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов.

особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес фото. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес фото. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес фото. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес фото. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес фото. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

Педагогику интересуют вопросы создания коллектива и использования его возможностей для всестороннего развития личности, т.е. как инструмента для целенаправленного влияния на личность не непосредственно, а опосредованно через коллектив.

Основной целью воспитания, считал А. В.Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. «Мы хотим, — писал он, — воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами».* В то же время он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особенности человеческой личности. Воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности, считал А.В.Луначарский.

Н.К.Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков. В своих многочисленных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы

и показала конкретные пути формирования детского коллектива. Н.К.Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. Тщательную теоретическую проработку в ее трудах получили многие проблемы, имеющие большое практическое значение. К ним прежде всего относятся такие, как активная позиция ребенка в установлении коллективистических отношений; связь детского коллектива с широкой социальной средой и основы гуманизации межличностных отношений; самоуправление в детском коллективе и методические основы в его организации и др.

Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе Первой опытной станции по народному образованию руководил С.Т.Шацкий. Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающего широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка. Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление коллективистической системы воспитания в масштабах всей страны. В современной педагогической литературе он рассматривается как эксперимент, намного опередивший в то время практику воспитания.

Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А.С.Макаренко. Он доказал, что никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель + ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива. Он первым всесторонне обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Система перспективных линий, методика параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед. Последовательное развитие идеи А. С. Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В.А.Сухомлинского. Усматривая задачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса как единства обучения и идейной жизни воспитанников, активного взаимодействия коллектива учащихся с педагогическим коллективом. В.А.Сухомлинский в основу своей воспитательной системы творческого развития личности положил идею направленного развития у ребенка субъектной позиции.

В последние десятилетия педагогические исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова, М.Д.Виноградова, А.В.Мудрик, О.С.Богданова, И.Б.Первин и др.), на разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю.Гордин, М.П.Шульц и др.), развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (В.М.Коротов и др.), разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С.Кузнецова, Н.Е.Щуркова и др.).

особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. 640 1. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес фото. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес-640 1. картинка особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. картинка 640 1.

2. В.А. Сухомлинский писал:

Детей нужно учить делиться радостями, трудностями, мыслями, переживаниями. Нужно учить их творить, мечтать и беречь мечту. Вот в этом и состоит одна из великих тайн, а вместе с тем и одна из простейших истин в воспитании коллектива: настоящее наслаждение человеческим общением дети должны переживать потому, что они являются активными творцами красоты.

Здесь я наблюдаю ситуацию столкновения интересов общества и интересов личности. Здесь общественное мнение и интересы находились выше, чем личностные. Идет разделение личности и коллектива. Я имею двоякую позиции к его высказыванию, по-моему, индивидуальность личности без коллектива состояться не может, ведь мы находимся в этой среде постоянно. А с одной стороны бывают люди, которые смогли раскрыть свою индивидуальность, свою личность без коллектива.

Источник

ТЕОРИИ КОЛЛЕКТИВА В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ

особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес фото. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес фото. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес фото. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес фото. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес фото. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес фото. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ТЕОРИИ КОЛЛЕКТИВА В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ

2. РОЛЬ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ. 9

ВВЕДЕНИЕ

Воспитательная значимость коллективного, группового взаимодействия задолго до советского времени стала осознаваться как необходимость. В XVIII в. идею совместной коллективной жизни применил на практике в детских приютах. И.Г. Песталоцци. Немецкий педагог В. А. Лай уделял большое внимание вопросу о школьных общинах, в которых совместная деятельность воспитанников способствовала их социализации. Отечественные педагоги П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский стремились поддерживать в общении с детьми атмосферу товарищества и взаимопомощи и видели в стихийно складывающихся детских сообществах возможный источник новых отношений, способствующих развитию и воспитанию детей. Они использовали такие понятия, как «детская масса», «детская общность», «корпоративный дух школы». Н. К. Крупская рассматривала коллективную деятельность детей как богатый источник коллективных переживаний, которые вызывают повышенный интерес к явлениям общественной жизни. Она обратила внимание на значимость цели деятельности коллектива как перспективы его развития. Значительный вклад в разработку теории и методики воспитательного коллектива внес A.C. Макаренко. Идеи A. C. Макаренко были развиты в педагогической деятельности В. А. Сухомлинского в Павлышевской школе.

Современный воспитательный процесс в образовательных учреждениях разного типа и уровня (детский сад, школа, лицей) ориентирован на ценности гуманизма, сотрудничества, творческого взаимодействия, свободы и ответственности в воспитании ребенка.

Средством осуществления этих ценностных ориентации становится детский коллектив как социальная общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями.

ТЕОРИИ КОЛЛЕКТИВА В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ

С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом. »[1]. Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и другие видные педагоги и общественные деятели.

Н.К. Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков. В своих многочисленных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского коллектива. Н.К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. Тщательную теоретическую проработку в ее трудах получили многие проблемы, имеющие большое практическое значение. К ним прежде всего относятся такие, как активная позиция ребенка в установлении коллективистских отношений; связь детского коллектива с широкой социальной средой; самоуправление в детском коллективе и методические основы в его организации и др.

особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. 640 1. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес фото. особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес-640 1. картинка особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес. картинка 640 1.

Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе Первой опытной станции по народному образованию руководил С.Т. Шацкий. Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка. Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление коллективистической системы воспитания в масштабах всей страны. В современной педагогической литературе он рассматривается как эксперимент, намного опередивший в то время практику воспитания[3].

Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А.С. Макаренко. Он доказал, что «никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель+ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива»[4]. Он первым глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Система перспективных линий, принцип параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед.

Последовательное развитие идеи А.С. Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В.А. Сухомлинского. Усматривая задачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса. В основу своей воспитательной системы творческого развития личности В.А. Сухомлинский положил идею направленного развития у ребенка субъектной позиции.

Многолетняя педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского в качестве директора школы и учителя позволила ему сформулировать совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования школьного коллектива: организационное единство школьного коллектива; руководящая роль школьного коллектива; руководящая роль педагога; богатство отношений между учениками и педагогами, между учениками, между педагогами; ярко выраженная гражданственность духовной жизни воспитанников и воспитателей; самодеятельность, творчество, инициатива; постоянное умножение духовных богатств; гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний; создание и заботливое сохранение традиций, передача их от поколения к поколению как духовного достояния; интеллектуальное, эстетическое богатство взаимоотношений между школьным коллективом и другими коллективами нашего общества; эмоциональное богатство коллективной жизни; дисциплина и ответственность личности за свой труд и поведение[5].

С начала 20-х до 60-х гг. XX в. проблема коллектива считалась традиционно педагогической, хотя отдельные аспекты коллективной жизни изучались и в рамках других наук.

В последние десятилетия педагогические исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова, М.Д. Виноградова, А.В. Мудрик, О.С. Богданова, И.Б. Первин и др.), на разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю. Гордин, М.П.Шульц и др.), развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (В.М. Коротов и др.), разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С Кузнецова, Н.Е. Щуркова и др.).

Современная концепция воспитательного коллектива (Т.А. Куракин, Л.И. Новикова, А.В. Мудрик) рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята. При этом детский коллектив рассматривается как модель, в которой отражаются отношения сегодняшнего дня общества и тенденции его развития. Для общества детский коллектив, будучи его ячейкой, является средством достижения стоящих перед ним воспитательных задач, а для ребенка он выступает прежде всего своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями.

В настоящее время исследуются такие вопросы теории коллектива, как массовое, групповое и индивидуальное в коллективе, проблема коллективного целеполагания; формирование социальной направленности личности и развитие творческой индивидуальности членов коллектива; идентификация и обособление в коллективе в их единстве; единство педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции; тенденции развития коллектива как субъекта воспитания и др. В основе сплочения детского коллектива может лежать не только труд, но и общение, познание, игра и другие виды деятельности, организации которых необходимо уделять специальное внимание[6].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *