особенности влияющие на результативность обучения
«Факторы, влияющие на успешность обучения учащихся»
«Факторы, влияющие на успешность обучения учащихся»
имени Николая Островского
В последние годы практика педагогов показывает, что число детей, не стремящихся к получению знаний, постоянно растёт. Она появляется даже у учащихся в начальных классах.
Наверняка каждый хоть раз задавался вопросом — как приучить ребёнка к самостоятельности без нервотрёпки и разочарований?
Как научить детей с радостью выполнять домашнее задание, сделать процесс обучения увлекательным для самих детей.
Нежелание учиться проявляется в том, что дети забывают выполнить домашние задания, в учебниках и на партах у них беспорядок, на уроках они рисуют, смотрят в окно, разговаривают с одноклассниками, в классе им скучно. Такие дети могут обвинять учителей в своих плохих оценках, но чаще всего неуспеваемость их совсем не волнует.
Почему дети не хотят учиться?
Даже педагоги со стажем не всегда готовы однозначно ответить на этот вопрос. Причины, по которым дети не хотят учиться, разные, их довольно много.
Неуспеваемость школьников возникает в результате действия различных факторов:
Одним из факторов, влияющих на успешность школьного обучения и в значительной степени предопределяющих трудности школьника в учении, является уровень умственного развития детей.
Содержание этого компонента состоит в наличии у ребенка в качестве доминирующего учебного мотива, наличие потребности в приобретении знаний. Значение этого компонента настолько велико, что даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний и умений, достаточного уровня умственного развития, ему будет трудно в школе.
Этот компонент, прежде всего, связывают со степенью развития мыслительной деятельности ребенка. Главное, что характеризует интеллектуальную готовность, — это умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать самостоятельно выводы.
Значение этого компонента в учебной деятельности велико. Ребенка ждет напряженный умственный труд, он должен будет делать не только то, что ему хочется и интересно в данный момент, а то, что от него потребует учитель, школьный режим, независимо от сиюминутных желаний и потребностей ребенка. Нужно уметь подчинять свое поведение правилам, принятым в школе: как вести себя на уроке, на перемене, в отношениях с одноклассниками и учителем. Учитывать имеющихся у ребенка знаний об окружающем, о природе, людях, самом себе.
Характер социального развития ребенка.
Здесь речь идет о том, какой стиль общения со взрослым предпочитает ребенок. Процесс обучения всегда осуществляется при непосредственном участии взрослого и под его руководством. Основным источником знаний и умений является учитель. Способность ребенка слышать, понимать учителя, выполнять его задания является необходимой для обучения в школе. В связи с этим очень важно учитывать предпочитаемый ребенком стиль общения со взрослым как часть его общей готовности к школьному обучению.
В педагогической практике отмечен значительный рост количества учащихся, усвоение школьной программы для которых представляет трудности.
Все психические процессы имеют сложное многокомпонентное строение и опираются на работу многих мозговых структур. Можно назвать две основные причины их несформированности.
Первая причина связана с индивидуальными особенностями онтогенеза ребёнка. К такому отставанию в развитии психики приводят, в частности, условия социальной среды, в которой растет ребёнок.
Вторая причина в специфике морфогенеза ребенка: в неравномерном созревании мозговых зон, влияющих на формирование функциональных систем, обеспечивающих те или иные психические функции
Главным образом умственное развитие происходит под социальным влиянием — обучения и воспитания. И здесь наиважнейшее значение имеет школьное обучение, в процессе которого через усвоение системы научных знаний развиваются процессы мышления ученика, приводя в действие собственные внутренние процессы саморазвития.
Важно учитывать особенности темперамента школьников при организации учебной работы.
Природной основой темперамента являются типы высшей нервной деятельности.
Что же понимается под психологической готовностью детей к школьному обучению?
Великий Я. А. Коменский ввел в дидактику принцип природосообразности, согласно которому момент начала школьного обучения ребёнка должен быть точно согласован с периодом его наилучшей готовности к нему.
И таким периодом является возраст 6–7 лет.
Добиться этого можно двумя путями:
— целенаправленно и систематически развивать мышление учащихся;
— предлагать для усвоения систему знаний, составленную с учетом формирования когнитивных структур, что приводит к повышению качества мыслительной деятельности.
Что влияет на нежелание учиться
Ребёнок мал для школы.
Родители думают, что их дети готовы к школе, если видят, что они много знают для своего возраста. Но даже если ваш ребёнок достаточно умный, и вы думаете не водить его лишний год в детский сад, это не означает, что он психологически готов к школе. Скорее всего, ребёнок не сможет подчиняться определённым правилам. К тому же маленьким детям сложнее сидеть длительное время на уроках без движений.
Конфликты с учителями.
Зачастую даже сами учителя не подозревают о конфликте со своими воспитанниками. Они могут заметить, что у ученика плохая успеваемость, изменилось его поведение, хотя, как кажется педагогу, конфликта как такового не было. На самом деле, ребёнок мог услышать неприятные слова в свой адрес или затаить обиду на поведение учителя. Ребёнок может чувствовать себя подавленным, ощущать страх, у него вырабатывается негативное отношение к педагогу. В большинстве случаев дети не хотят рассказывать родителям о своих страхах, связанных со школой, это консервирует конфликт и связанные с ним сложности.
Конфликты с учениками.
Если такая проблема уже сложилась, то выровнять её без последствий для ребенка бывает очень сложно.
Например, заикание, дрожание конечностей и другие. Детям очень сложно свыкнуться с мыслью, что они чем-то отличаются от сверстников. Особенно тяжело становится в тех случаях, когда недостатки вызывают издевательства и смех со стороны одноклассников. Зная о своей проблеме, ребёнок не хочет становиться центром внимания, чувствовать себя униженным и лишний раз появляться в школе.
Скандалы между родителями и другими членами семьи. Часто такой ребенок из-за переживаний замыкается в себе, у него пропадает не только мотивация к обучению, он редко интересуется вообще чем-либо.
Давление на ребенка со стороны родителей и родственников.
Подумайте, возможно вы слишком давите на детей, заставляя их делать то, чего они не хотят.
Представьте, каким человеком будет ребёнок в конце учебного пути?
Время, потраченное на учебу, очень ценно для его формирования как личности, не упускайте его!
1.Локалова Н.П. «Школьная неуспеваемость. Причины, психокоррекция, психопрофилактика»
2.Бабановский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников. – «Советская педагогика», 1972, № 1
3.Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М., 1989.
Консультация для педагогов ДОО «Составление характеристики на обучающегося на ПМПК»
Дыдыкина Римма
Консультация для педагогов ДОО «Составление характеристики на обучающегося на ПМПК»
9 сентября 2019 года Распоряжением №Р-93 Министерства Просвещения Российской Федерации было утверждено «Примерное Положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».
Пункт 2.8 данного документа гласит, что в обязанности членов ППк образовательной организации входит оформление представления ППк на обучающегося (воспитанника) согласно приложению №4.
Методические рекомендации к написанию представления на ребенка дошкольного возраста
1. Представление на ребенка составляется на основании всестороннего предварительного изучения особенностей его личности и деятельности, выяснения мотивов поведения и действий, причин недостаточной сформированности тех или иных психических процессов.
2. Кроме наблюдения за поведением ребенка в различных видах деятельности (игровой, бытовой, художественно-продуктивной, учебной, трудовой, общением, педагог использует такие методы, как беседа, создание и анализ педагогических ситуаций, изучение продуктов детской деятельности (рисунки, аппликация, поделки и т. д.).
3. При составлении характеристики необходимо использовать материалы, относящиеся к истории развития ребенка (полученные из бесед с родителями, медицинскими работниками, данные медицинской карты, анкетирования, посещения на дому семьи и др.).
4. Характеристика должна быть объективной, нейтральной, не содержащей диагнозов и оценочных суждений.
Итак, что должно быть отражено в представлении на обучающегося (такая формулировка указывается и в отношении воспитанника ДОО).
Представление Психолого-педагогического консилиума МДОУ «Детский сад №.» (название ОО) на обучающегося (ФИО дата рождения, группа/класс) для представления на МУ «ТПМПК»
1.Общие сведения о ребенке:
— Дата поступления ребенка в ДОУ
— Откуда поступил (из семьи, из другого ОО)
— Какую возрастную группу посещает сейчас
На МУ «ТПМПК» ребенок направляется по инициативе кого (педагогов, родителей) в связи с (указывается причина).
2.Форма организации образования:
вид группы: комбинированной направленности, компенсирующей направленности, общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, лекотека и др. ;
3. в форме семейного образования;
4. сетевая форма реализации образовательных программ;
5. с применением дистанционных технологий
— особенности протекания периода адаптации к ДОО.
— факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной организации):
— переход из одной образовательной организации в другую образовательную организацию (причины,
— перевод в состав другого класса (группы,
— смена воспитателя (ей) (однократная, повторная,
— межличностные конфликты в среде сверстников;
— конфликт семьи с образовательной организацией,
— обучение на основе индивидуального учебного плана,
— надомное обучение,
— наличие частых, хронических заболеваний или пропусков занятий и др. ;
3.Особенности семейного воспитания:
— Состав семьи (полная/неполная семья, многодетная. ФИО родителей (законных представителей, возраст, место работы, должность, братья/сестры воспитанника (ФИО, дата рождения, где обучаются, другие члены семьи, проживающие совместно с ребенком, кем они являются ребенку, в какой степени участвуют в воспитании).
— Семья благополучная/неблагополучная, в чем именно это проявляется (факты жестокого обращения с ребенком, асоциальное поведение, наличие психических расстройств у членов семьи, низкий уровень образования членов семьи, переезд в другие социокультурные условия – как следствие, плохое владение русским языком, отсутствие работы, материальные трудности, низкий уровень образования членов семьи, больше всего занимающихся ребенком и др.).
— Тип детско-родительских отношений (гиперопека, авторитарность, гармоничные отношения, попустительский стиль воспитания, отвержение).
— Отношение родителей к образовательной организации: посещают ли родительские собрания, другие мероприятия в ДОУ, интересуются ли успехами ребенка, выполняют ли рекомендации педагогов.
4.Информация об условиях и результатах образования ребенка в образовательной организации:
4.1. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития ребенка
— на момент поступления в образовательную организацию в соотношении с возрастными нормами развития: значительно отставало, отставало, неравномерно отставало, частично опережало.
— на момент подготовки характеристикив соотношении с возрастными нормами развития: значительно отстает, отстает, неравномерно отстает, частично опережает.
— наличие либо отсутствие динамики познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития (по каждой из перечисленных линий): крайне незначительная, незначительная, неравномерная, достаточная.
При составлении характеристики следует опираться на анализ психических процессов,а именно:
Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания или рассеян, быстро отвлекается)
Характер отвлечения (отвлекается на внешние раздражители или в отсутствие внешних раздражителей)
Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная)
Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)
Запоминает быстро или медленно, с трудом
Запоминает надолго, быстро забывает
Характеристика вербальной памяти (достаточная, недостаточная). Отмечаются ли трудности в запоминании новых слов, стихотворений, текстового материала)
Мышление: наглядно-действенное (преобладание практических действий с предметами, наглядно-образное (создание образов, творчество, воображение, словесно-логическое (решение задач «в уме», оперирование понятиями, логическими умозаключениями).
Сформированы ли элементы логического мышления (обобщение, сравнение, классификация, умение делать выводы и др.). Выполняет задания, требующие логического мышления, самостоятельно или с помощью взрослого.
Сформированность соответственно возрасту представлений о себе, о своей семье, знаний об окружающем мире, о живой и неживой природе, о причинно-следственных связях в природе. Развитие математических представлений.
Понимает ли ребенок инструкцию, удерживает ли ее или требуется постоянное напоминание.
Отмечается ли лабильность психических процессов (повышенная истощаемость, неустойчивый способ выполнения, ускоренный либо замедленный темп). Утомление наступает ближе к середине, концу занятия, в чем проявляется.
Словарный запас (пассивный словарь, активный словарь, достаточный, недостаточный, соответствует, не соответствует возрасту). Произносит отдельные звуки, слоги, слова, использует односложные либо распространенные предложения.
Звуковая культура речи: четко произносит все звуки или в произношении каких-либо звуков имеются искажения, ряд звуков отсутствует.
Сформированность грамматического строя речи (имеются ли нарушения согласования частей речи в предложениях в родах, падежах, правильность употребления предлогов и т. д.)
Связная речь. Соответствует/не соответствует возрастной норме; отвечает на вопросы взрослых односложно или полной фразой, умеет строить предложения по образцу, по картинке, умеет составить рассказ по предметной, сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, пересказать сказку, рассказ, прочитать стихотворение; возможность диалога.
4.2 Динамика (показатели) деятельности (практической, игровой, продуктивной) за период нахождения в образовательной организации.
Здесь педагогидолжны обратить внимание на следующие вопросы:
Навыки самообслуживания: Сформированы, не сформированы соответственно возраста. Может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки; может ли самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; умет ли убирать свои вещи и постель.
Игровая деятельность: Безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их. Вносит ли изменения в содержание игры, отражает ли свой опыт в игре. Участвует/не участвует в общих сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических играх.
Проявляет ли инициативу в играх, претендует на ведущие роли, или следует примеру других, пассивен. Поведение в конфликтной ситуации.
Общительный – замкнутый, имеет, не имеет друзей. Предпочитает общаться со сверстниками, младшими, старшими по возрасту детьми.
Вступает в контакт (легко, охотно, медленно, с трудом, не вступает в контакт со сверстниками, взрослыми)
Отношение к лидерству в группе сверстников (стремится к первенству, признается лидером, не принимается другими детьми).
Отношение к сверстникам (конфликтное, агрессивное, дружелюбное, доброжелательное)
Отношения с взрослыми (дружелюбные, нейтральные, негативные, охотно/неохотно выполняет данные поручения.
5. Характеристика эмоционально-волевой сферы.
Преобладающее настроение (жизнерадостное, позитивное, нейтральное, подавленное, негативное).
Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня, когда именно, что их вызыввает.
Отмечаются ли склонность к аффектам, эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность, стеснительность, капризность и др.
Проявляются ли элементы негативизма, агрессии в каких ситуациях, на кого направлена.
Наличие у ребенка страхов (какие именно, как проявляются).
Характер волевой сферы (развита достаточно, недостаточно, слабая)
Проявляет ли ребенок настойчивость при встречающихся трудностях. Прилагает ли ребенок усилия к выполнению задания, ждет ли поддержки, помощи взрослого. Как реагирует на одобрение, на замечания.
6.Динамика освоения программного материала:
— программа, по которой обучается ребенок (авторы, полное название Образовательной программы/ Адаптированной образовательной программы);
— уровень освоения программного материала ребёнком: в проделах возрастной нормы; ниже/выше возрастной нормы; или значительно снижен.
— имеется ли динамика в освоении программы:
(фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная).
— что именно вызывает беспокойство у педагогов?
7. Особенности, влияющие на результативность обучения:
— мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная,
— адекватность в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое, качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается,
— эмоциональная напряженность при выполнении заданий (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
8. Отношение семьи к трудностям, проблемам ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству, наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство).
10. Общий вывод о необходимости уточнения, изменения, подтверждения образовательного маршрута, создания условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации и/или условий проведения индивидуальной профилактической работы.
Дата составления документа.
Подпись председателя ППк. руководителя ДОО. Печать образовательной организации.
1. Для обучающегося по Адаптированной образовательной программе – указать, какие коррекционно-развивающие мероприятия посещал ребенок, динамику в коррекции нарушений;
2. Приложением к Представлению для школьников является табель успеваемости, заверенный личной подписью руководителя образовательной организации (уполномоченного лица, печатью образовательной организации;
Для дошкольников прикладываются работы по рисованию и аппликации (по 1-2 работы разных периодов, чтобы можно было посмотреть изменения в развитии в динамике).
3. Представление заверяется личной подписью руководителя образовательной организации (уполномоченного лица, печатью образовательной организации;
4. Представление может быть дополнено исходя из индивидуальных особенностей обучающегося.
5. В отсутствие в образовательной организации психолого-педагогического консилиума, Представление готовится педагогом или специалистом психолого-педагогического профиля, в динамике наблюдающим ребенка (воспитатель/учитель начальных классов/классный руководитель/мастер производственного обучения/тьютор/психолог/дефектолог).
В пункте 2.8. Распоряжения Р-93 Минпросвещения РФ от 09.09.2019г. обозначено, что представление ППк на обучающегося для предоставления на ПМПК выдается родителями (законным представителям) под личную подпись. С этой целью они пишут заявление на имя руководителя ОО с указанием даты и цели получения представления.
Образец характеристики для ТПМК
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
на воспитанника/обучающегося для предоставления на ТПМПК
ФИО, 09.10.2010 г.р., первый дополнительный класс
— дата поступления в образовательную организацию: 1 сентября 2019 года
— программа обучения (полное наименование): адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
— форма получения образования и форма обучения : очная
заочная; на дому; в форме семейного образования, в форме самообразования;
— состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок – родственные отношения и количество детей/взрослых):
Информация об условиях и результатах образования ребенка в образовательной организации:
3. Динамика (показатели) познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития (по каждой из перечисленных линий): крайне незначительная, незначительная, неравномерная, достаточная: динамика познавательного развития – неравномерная, речевого, коммуникативно-личностного развития-незначительная, двигательного – достаточная.
5. Динамика освоения программного материала:
— программа, по которой обучается ребенок (авторы или название ОП/АОП): адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
8. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать); ( занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных классов – указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия), регулярность посещения этих занятий, выполнение домашних заданий этих специалистов.
9. Характеристики взросления 2:
— характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как относится к их выполнению);
— отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых учителей): не выявлено
— отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них): не выявлено
— значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося ( приоритетная, второстепенная);
— значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько времени по его собственному мнению проводит в социальных сетях): не проводит;
— самосознание (самооценка): не выявлено;
— принадлежность к молодежной субкультуре(ам): отсутствует;
— особенности психосексуального развития: не выявлено;
— религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим); отсутствуют;
— отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена): привязан к бабушке;
— жизненные планы и профессиональные намерения: отсутствуют.
Поведенческие девиации 3 :
— совершенные в прошлом или текущие правонарушения: нет;
— наличие самовольных уходов из дома, бродяжничество: нет;
— проявления агрессии (физической и/или вербальной) по отношению к другим (либо к животным), склонность к насилию: нет
— оппозиционные установки (спорит, отказывается) либо негативизм (делает наоборот): нет
— отношение к курению, алкоголю, наркотикам, другим психоактивным веществам (пробы, регулярное употребление, интерес, стремление, зависимость): не проявляет
— проявления злости и/или ненависти к окружающим (конкретизировать): проявляет
— отношение к компьютерным играм (равнодушен , интерес, зависимость);
10. Информация о проведении индивидуальной профилактической работы (конкретизировать).
11. Общий вывод о необходимости уточнения, изменения, подтверждения образовательного маршрута, создания условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации и/или условий проведения индивидуальной профилактической работы: для социальной адаптации необходимо изучение языка жестов.